Специфика хореографического конкурса как формы социально-культурной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика хореографического конкурса как формы социально-культурной деятельности



Хореографический конкурс, как одна из активных форм социально-культурной деятельности, характеризуется жанровым и стилевым разнообразием. Сегодня, благодаря конкурсным проектам различной направленности, все категории участников – дети и взрослые, профессионалы и любители, исполнители и хореографы – могут найти «свой» конкурс.

Конкурс (от лат. concursus – соревнование) – это состязание, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук, спорта и прочего, с целью выявить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. Согласно Толковому словарю русского языка конкурс – это «соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы».[7]

Многие считают, что именно ΧΧ век подарил любителям искусства новую форму творческих соревнований – конкурсы в области музыки, вокала, танца. Это верно, но лишь отчасти. Человечество с давних времен проявляло ярко выраженный интерес к соревновательной борьбе в творчестве, в искусствах.

Хореографические состязания изначально были частью религиозных празднеств. Ритуальные танцы, пение и игры со временем стали приобретать соревновательный характер.

Истоки танцевального состязания можно заметить во многих древних культурах. Например, в эпоху фараонов египетские храмовые танцовщицы состязались в своем мастерстве, оспаривая право на внимание высшего жреца. Конкуренция и желание получить превосходство требовали работы над изяществом и легкостью движений; движения усложнялись, и далеко не каждая танцовщица могла двигаться подобным образом, так как этот вид танца требовал очень большой гибкости и длительных тренировок.[8]

В древнеиндийской праздничной культуре упоминаются состязания в честь бога Индры, где право первенства оспаривали борцы, музыканты, фокусники, канатоходцы и народные забавники – наты, выступавшие одновременно как плясуны, музыканты, жонглеры, а также как актеры, увеселявшие публику небольшими фарсовыми сценками.[9]

Для культуры Древнего Китая было характерно отмечать празднования по времени года различными состязаниями. Считалось, что состязания в танце во время зимних праздничных церемоний способствовали плодородию и преуспеянию.[10]

Особое место в истории состязаний занимает древнегреческая культура - именно в ней зародился ряд праздников, которые можно назвать предтечами современных конкурсов. Среди них выделяются Пифийские игры, которые почитались греками как вторые после Олимпийских – и по древности, и по значимости, и по своеобразию. Их главная особенность – «мусические» состязания, в которых соперничали музыканты, певцы, актёры и танцоры. Победители награждались яблоками с дерева в Дельфийском святилище, а позже – лавровым венком. Пифийские празднества завоевали такой авторитет у эллинов, что соревнования музыкантов, певцов и танцоров стали проводиться повсеместно.[11]

Игровая культура Средневековья и Возрождения сформировала другие формы состязаний: на площадях соревновались в своем искусстве трубадуры, миннезингеры, гистрионы а также жонглеры, которых принято считать первыми профессиональными танцовщиками.

У благородных классов существовали танцевальные состязания на балах и маскарадах: исполнителям особо виртуозных танцев, например, гальярды, приходилось менять и усложнять движения, при этом демонстрируя легкость и проворство. Лучшая пара выбиралась посредством аплодисментов. В конце бала победители исполняли самые сложные элементы еще раз.[12]

У кельтских народов были свои формы праздничных соревнований, например, «горские игры» шотландцев, известные ещё с XI века, которые включали в себя конкурс волынщиков, танцоров и силачей. Эти игры проводятся в Шотландии и в наши дни. [13]

Интересны соревновательные традиции ирландских танцоров. Лучшие из танцевальных мастеров Ирландии создавали свои танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы в графствах Керри, Корк и Лимерик. Часто мастера различных школ проводили соревнования между собой, причём победителем считался тот, кто мог использовать в танце большее количество шагов и прыжков, чем его соперники, а не тот, кто, артистичнее танцевал или чище выполнял движения. Проигравший вместе со своей школой должен был уйти из города или деревни, где проводились соревнования и освободить место для победившего мастера и его учеников. Так первые танцевальные соревнования между мастерами служили не только для выявления лучшего, но и для раздела сфер влияния между школами. В ирландских деревнях и маленьких городах стали также популярны соревнования «на пирог». Большой пирог ставился в центре танцевальной площадки и служил призом для лучшего танцора, который в итоге и «брал пирог».[14]

Характерны танцевальные поединки и для русской культуры. На праздниках, ярмарках, свадьбах русский танец часто приобретал соревновательный характер – перепляс, который весьма популярен в народном танце и сейчас. В своеобразной танцевальной дуэли участвуют два танцора. Элементов в переплясе может быть использовано множество, а их комбинация и последовательность – чистая импровизация танцующего. Участники перепляса соревнуются в силе, ловкости, выносливости и изобретательности. Задача - перетанцевать соперника. Соревнуясь в пляске, молодежь щеголяла ловкостью, удалью, грацией, и праздничными нарядами.[15]

Состязательность также присуща танцевальной культуре Казахстана. В народе широко распространены праздники по случаю начала и окончания трудового года, другие торжества. На праздниках – тоях - исполнители вступали в состязания и показывали зрителям свое танцевальное мастерство. Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждое племя имело своих мастеров.[16]

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что различные народы в разное время имели тягу к соперничеству в танцевальном искусстве, и по мере развития видов танца развивались и формы соперничества.

В Италии в конце XVI века зародился балет - высшая «театральная» форма хореографического искусства. За 350 лет этот вид танца получил широкое распространение, и уже к середине XX века балетные труппы существовали почти во всех странах Европы, обеих Америк, Азии, в том числе в некоторых районах Средней Азии и Африки, а также в Австралии и Новой Зеландии. Балет нашел себе место даже в странах с собственной богатой танцевальной традицией, таких, как Испания, Турция, Китай, Япония.

На протяжении нескольких столетий развивались балетные жанры и стили, формировались методики преподавания хореографии, складывались исполнительские традиции различных школ. В этих условиях возникла необходимость создания некоей платформы для профессиональной коммуникации деятелей балета, обмена опытом, взаимообогащения различных национальных школ и их сопоставления. Появились международные балетные фестивали, отвечающие этим потребностям. Но при любом сопоставлении, сравнении из совокупности участников непосредственно выявляются лучшие. Идея целенаправленного соревнования не могла остаться без внимания, так как это способно вызвать большой интерес к форуму со стороны его участников, зрителей, а также руководителей танцевальных коллективов и директоров балетных трупп, которых привлекает возможность пригласить на работу артистов высочайшего уровня. Таким образом, возникли «творческие соревнования артистов балета (а также и балетмейстеров) с целью выявления лучших участников»[17] - профессиональные балетные конкурсы.

Родиной этого явления стал болгарский город Варна. Здесь в июле 1964 года на сцене открытого Летнего театра был проведен первый Международный балетный конкурс, который был назван французским балетмейстером Сержем Лифарем «уникальным событием в истории балета, событием огромного значения…».[18]Известный балетный критик Арнольд Хаскелл добавил: «Балетный конкурс в Варне является замечательным примером сотрудничества и дружбы, высоких профессиональных требований. Создана замечательная творческая атмосфера, и организация конкурса была прекрасной».[19] В течение 45 лет состоялось 23 конкурса, в которых приняло участие более 2500 танцовщиков из стран Европы, Азии и Америки, а 387 танцовщиков из 34 стран мира получили различные награды и звания лауреатов. С 1992 года конкурс организуется, финансируется и проводится Фондом «Международный балетный конкурс - Варна». Фонд входит в Комитет танца Международного института театра ЮНЕСКО и Международный совет танца ЮНЕСКО.

После Варны начали свою летопись конкурсы в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Казани и Ялте (Россия), Джексоне и Нью-Йорке (США), Осаке и Нагое (Япония), Париже, Лозанне, Хельсинки, Будапеште, Люксембурге, Киеве, Шанхае, Праге и т.д. Число международных конкурсов артистов балета постоянно увеличивается. Возможно, не будь они так востребованы как зрителями, так и самими артистами, то не получили бы такого распространения. Чем же привлекательны конкурсы? Для артиста – это:

а) познание и осознание своей индивидуальности, которое начинается с выбора вариаций, дуэтов, современных композиций, адекватных природе артиста;

б) работа по освоению репертуара (технических элементов, особенностей композиции, стиля хореографа и пр.) - едва ли не важнейший этап в профессиональном росте артиста;

в) участие в конкурсной борьбе. Выявление воли характера, выносливости – качеств, столь важных для карьеры начинающего. Сюда же следует отнести рост уверенности в себе и собственных возможностях (особенно в случае побед);

г) расширение профессионального кругозора в процессе общения.

Установлено, что «на личностном уровне ценность конкурса для его участников заключается в способности удовлетворять потребность в самовыражении и быть источником положительных эмоций».[20] Для станoвления личности, как субъекта культуры, необходимо сoздание насыщеннoй, эмоциoнально богатой культурнo-образoвательной среды, где индивидуальнoсть каждoго мoжет прoявиться в прoдуктивной деятельнoсти, ведущей к самoреализации с пoследующим дoстижением значимых для личнoсти результатoв.

Следует отметить, что значение балетных конкурсов в мировой культуре очень многообразно. Прежде всего, конкурс – это всегда открытие новых талантов, юных дарований, которым победа в соревнованиях даёт путёвку в жизнь. Не было ни одного случая, чтобы лауреаты высших наград не стали бы потом мировыми знаменитостями.

Большое значение имеют конкурсы и как средство общения хореографов, педагогов и молодых артистов разных стран. Трудно найти столь открытую форму информационно-коммуникативных условий для встреч, обмена мнениями, знаниями, достижениями в области хореографии, что создаётся на конкурсах.

Конкурсы имеют значение также и для сохранения и распространения классического наследия. Номера из классических балетов – сольные и дуэтные – показывают, насколько участники владеют школой классического танца, пониманием стилистики и эстетики балетов прошлого.

Классические номера помогают сохранить то, что существует в балетных театрах и при этом демонстрируют зрителям наиболее любимые и популярные эпизоды из старых спектаклей, пропагандируя выдающиеся произведения. Также они помогают сохранить то, что ушло со сцен театров. Многие ранее созданные балеты сейчас уже не идут, но от них сохранились отдельные хореографические шедевры, которые входят в программы конкурсов, и так продолжают свою сценическую жизнь.

Не менее велика роль конкурсов в развитии творческого эксперимента в области современной хореографии. Наряду с классикой, в обязательную программу большинства конкурсов входят современные номера. Большинство из них сочиняется специально для исполнения на конкурсах. Это стимулирует творчество балетмейстеров, заставляет искать новые пластические средства и танцевальные формы, обновлять язык хореографии.

Изучая опыт друг друга, осмысливая итоги конкурсов, деятели хореографии учитывают всё это в своей работе в родной стране. Тем самым конкурсы оказывают влияние на становление и развитие национальных школ. Успехи в балете ряда стран Азии и Латинской Америки, вероятно, были бы невозможны без учета роли и итогов балетных конкурсов многих стран мира.

Балетные конкурсы являются также стимулом для развития балетоведения и художественной критики. На некоторых из них проводятся теоретические конференции, где обсуждаются актуальные проблемы развития хореографического искусства, вопросы педагогики и мастерства. Конкурсы, кроме того, всегда привлекают внимание прессы и широко в ней освещаются, что заставляет критиков не только активно работать, но и глубже осмысливать опыт. Нередко после форумов у балетоведов рождаются монографии и альбомы об артистах.

Работа пресс-центров, брифинги и пресс-конференции, издание пресс-бюллетеней, интервью в прессе, по радио и телевидению, подготовка буклетов, научно-теоретические конференции – всё это способствует развитию балетоведческой науки и художественной критики.

Международные хореографические конкурсы имеют не только художественное, но и общественное значение. Они сближают народы разных стран и, что особенно актуально – представителей Востока и Запада. Они способствуют глобализации и ускоряют этот процесс.

Поэтому конкурсы нуждаются во внимании правительств и общественности, и во всесторонней государственной, общественной и спонсорской поддержке. Необходимо, чтобы каждый конкурс становился событием культурной жизни и крепил связи деятелей хореографии всех регионов мира.

Однако существует и критический взгляд на роль конкурсов в хореографическом искусстве. Народный артист Республики Казахстан, профессор искусствоведения Булат Аюханов отмечает: «Нынче все больны лауреатоманией. Педагоги лезут из кожи вон, чтобы их ученики ездили на международные конкурсы. Они их, по существу, дрессируют, нажимают, чтобы они показывали придуманные трюки, пришедшие из спорта. А танцевать классику молодые не успевают. Попав в академические театры, они не владеют балетной грамотой, координацией классического танца. Словом, танцоры-спортсмены соревнуются, кто ловчее и акробатичнее. Поэтому современная абракадабра непонятных ни специалистам, ни зрителям нагромождений телосочетаний и телосложений уводит профессиональный балет в бездумность. Такими «автоматами» они и смотрятся на сцене - ни божества, ни вдохновения...».[21]

Аналогичной точки зрения придерживается и главный редактор журнала «Балет», кандидат философских наук и заслуженный деятель искусств России Валерия Уральская: «…всё чаще проявляются негативные стороны конкурсов - в манере исполнительства и непонимании стилевых черт классического репертуара. Нивелируется не только стилистика наследия, но и созданных позднее хореографических сочинений. Блуждающие из номера в номер элементы спортивной техники, продолжительное внемузыкальное балансирование балерин на пальцах и т.п. – всё это приводит к исчезновению оригинальных штрихов и нюансов Хуже, что эти «традиции» переносятся затем в спектакли. Разрушается драматургия…».[22]

Дилемма о пользе или вреде конкурсов в хореографическом искусстве изучается и в западных странах. Исследователь из США Джеральдина Моррис считает, что сегодня критерии, по которым оценивают артистов балета, почти не отличаются от критериев в «эстетическом спорте» - гимнастике и фигурном катании.[23]

Данные проблемы, на наш взгляд, должны решаться именно разработчиками и организаторами хореографических форумов: для сохранения стилистической чистоты конкурсного репертуара и одновременно защиты художественной целостности спектакля необходимы закрепление и фиксация конкурсного репертуара специалистами – высокими профессионалами (имеются ввиду тексты вариаций и pas de deux классического наследия); распространение этих текстов устроителями конкурсов (вместе с условиями) как системы требований; учет этих требований при оценке жюри конкурсов.

Организаторы конкурсов, люди известные и уважаемые в балетных кругах, всегда ратовали за объединение своих усилий, и в 2005 году создали Международную федерацию балетных конкурсов (IFBC).[24]

Международная Федерация балетных конкурсов создана для:

- координации международной конкурсной деятельности, установления организационных и творческих контактов между международными и открытыми национальными балетными конкурсами и фестивалями разных стран;

- оказания помощи молодым артистам балета и хореографам в совершенствовании профессионального мастерства и становлении их творческой карьеры;

- обмена информацией, мнениями и опытом, взаимопомощи, организации балетных гала-концертов и фестивалей с привлечением молодых лауреатов конкурсов-членов Федерации.

- популяризации самих конкурсов и конкурсной деятельности в мире.

Задачами деятельности Федерации являются:

• представление и защита интересов организаций, осуществляющих международную конкурсную деятельность;

• консолидация усилий по популяризации международных балетных конкурсов;

• содействие организации и проведению международных балетных конкурсов;

• сохранение и развитие традиций международной конкурсной деятельности;

• осуществление PR-акций, проведение тематических кампаний в средствах массовой информации;

• проведение тематических мероприятий совместно с другими организациями, в том числе и не являющимися членами Федерации;

• сотрудничество с местными органами власти по выработке и принятию решений, направленных на создание благоприятных экономических и правовых условия для развития международной конкурсной деятельности в области балета.

Создание единого органа взаимодействия по организационным, творческим, профессиональным вопросам явилось закономерной необходимостью, так как стало расти число профессиональных конкурсов, а также их видовое разнообразие.

С точки зрения содержания и репертуара можно выделить следующие виды хореографических конкурсов:

1. Универсальные (охватывающие несколько видов хореографического искусства). Охватывают от четырех и более видов хореографии. К примеру, фестиваль-конкурс «Танцевальный Олимп» (Берлин, Германия).

2. Специализированные (по одному виду искусства - классический танец, неоклассический танец, современный танец, модерн, народно-характерный танец, эстрадный танец, джаз-танец и др.). Как правило, это конкурсы небольшого масштаба – школьные, районные, городские. Реже региональные, республиканские, международные. Из международных можно отметить юношеский конкурс классического танца "Хрустальная туфелька"(г.Харьков, Украина), Фестиваль – конкурс современных танцевальных стилей «Морская фиеста» (г. Приморско, Болгария), фестиваль-конкурс народного танца «Танцы Народов Мира» (г. Новосибирск, Россия).

3. Монографические (посвященные одному автору, хореографу, исполнителю). На таком конкурсе исполняются номера, связанные с тем или иным именем в искусстве. Например, международный конкурс исполнителей хореографии М.Петипа (Марсель, Франция).

4. Тематические (посвященные определенному жанру, эпохе или стилистическому направлению). Это могут быть конкурсы исполнителей балетов-сказок, балетных миниатюр. Или, например, конкурс исполнителей вариаций из романтических балетов. Тематическое содержание таких конкурсов быстро исчерпывается, поэтому чаще всего они проводятся между классами одной школы, либо между школами, преимущественно в педагогических целях.

Казахстанский искусствовед Е.И. Резникова предложила критерии классификации фестивалей искусств.[25] Данная классификация вполне применима к хореографическим конкурсам:

· по хронологическому принципу: ежегодные, а также с интервалом в два, реже в четыре года. Раз в два года проходит, к примеру, знаменитый конкурс в Варне, раз в четыре года – не менее известный конкурс в Москве. Из года в год вырабатывается определенная концепция проекта, улучшается его имидж, повышается рейтинг, формируется постоянная зрительская аудитория, что делает такие проекты ожидаемыми и популярными в среде «потребителей искусства»;

· по территории охвата: региональные (Региональный балетный конкурс им.В.Т. Адашевского - Саратов, Россия), республиканские (Республиканский конкурс детского хореографического искусства «Юность балета» - Киев, Украина), международные. Большинство ныне существующих конкурсов стремятся принять статус международных проектов – расширение границ позволяет осуществить всеохватный диалог между различными культурами, способствует интеграции конкретной местной культуры в мировой художественный процесс. Финансовая база организации конкурса, а также его идейная направленность определяют его географический статус;

· по типу институциональной поддержки: определяется в зависимости от организации-инициатора проведения конкурса – государственные структуры, частные и общественные фонды, меценаты, спонсоры и т.д. Огромным преимуществом крупных арт-форумов является поддержка, прежде всего, государственных структур, чьё выделение и предоставление необходимых средств является важнейшим условием существования крупных художественных проектов. Большинство ныне существующих конкурсов реализуются благодаря совокупным влияниям различных структур;

· по составу участников: конкурсы артистов балета, конкурсы учащихся хореографических учебных заведений. Конкурсы, ориентированные на непрофессиональных участников – детскую аудиторию, любительские и самодеятельные группы – имеют немаловажное значение, поскольку призваны популяризировать искусство в непрофессиональной среде, а в случае концентрации на подрастающем поколении – выступают еще и подготовительной базой, стартовой площадкой для их возможного профессионального будущего. Очевидно также большое значение конкурсов, ориентированных на презентацию творчества профессиональных артистов, так как они представляют срез мирового искусства и наиболее актуальных его тенденций в современном обществе.

Выявленная типология позволяет судить о многообразии задач хореографических конкурсов. Их основными задачами можно назвать следующие:

1. Проведение профессионального соревнования между участниками;

2. Организация досуга больших социальных групп с помощью музыкально-хореографических форм;

3. Выявление личностей с творческим потенциалом;

4. Привлечение внимания к проблемам культурной жизни общества, особенно молодежи;

5. Стимулирование интереса молодого поколения к творчеству и культуре в целом;

6. Содействие развитию соответствующей отрасли или определенного сегмента рынка;

7. Реклама и укрепление позитивного имиджа местности, в которой проводится конкурс.[26]

Очевидно, что сегодня хореографический конкурс – это сложное явление культурной жизни, способное к единовременному решению ряда задач. Исходя из этого, можно говорить о полифункциональности конкурса.

Первоочередное значение имеет социально-культурная функция конкурса. Он интегрирует хореографическое и культурное пространство страны, поддерживает необходимый уровень взаимосвязей с зарубежными странами.

Не менее важна развлекательная функция хореографического конкурса. Как форма культурно-досугового мероприятия, конкурс призван обеспечить зрителю интересное времяпровождение, отвлечь его от повседневности, погрузить в атмосферу праздника, дать возможность получить удовольствие от эстетического переживания.

Поскольку хореографический конкурс позволяет участникам сформировать адекватную самооценку, развить свои волевые качества, а зрителям – воспитать эстетический вкус, то уместно выделить педагогическую функцию конкурса. Соревновательная интрига и, в некоторых случаях, возможность влиять на события (система зрительского голосования, учреждение приза зрительских симпатий) способствует развитию у зрителя чувства сопереживания, сопричастности к происходящим событиям.

Следует отметить коммуникативную функцию, присущую конкурсу, как творческому форуму. На протяжении многих лет именно конкурсы создавали условия для встреч, обмена мнениями, знаниями, умениями, достижениями в области хореографии.

Одна из недавно появившихся функций конкурса – рекламная. Участие в конкурсе позволяет продвинуть свое имя как отдельному исполнителю или коллективу, так и автору новых хореографических произведений.

Следует отметить, что в советское время была ярко выражена имиджеобразующая функция конкурса. Это связано с тем, что раньше, в целях поддержания позитивного имиджа национального искусства, на конкурсы приезжали специально отобранные, специально подготовленные артисты, представлявшие своеобразную сборную своих стран. В этом случае получение звания лауреата имело право на фактическое звание – лучший танцовщик или лучшая балерина мира. Такими героями были Владимир Васильев, Михаил Барышников, Екатерина Максимова, Лойпа Араухо и др.

Постепенно вместо команд стали приезжать самостоятельно танцовщики разного уровня подготовки и разных способностей, таким образом «конкурсные отличия перестали быть безусловными, - теперь речь идет о признании «лучшего» или «лучшей» в масштабах данного международного состязания».[27] Сегодня имиджеобразующая функция конкурса отступила на второй план, уступив место функции рекламной.

Немаловажной является территориально-развивающая функция конкурса. Конкурс, при успешном его проведении, становится значимым событием в жизни города, региона, страны. Привлечение гостей и зрителей непосредственно увеличивает доходы как туристских компаний, так и других (преимущественно сферы торговли и услуг), функционирующих на данной территории. Соответственно, активизируется деятельность данных компаний, появляются новые рабочие места, налоговые отчисления в бюджет.

Естественно, что такие мероприятия входят в сферу интересов местных властей. Их поддержка может выражаться в различных формах, но в любом случае – это повышает статус события, привлекает внимание СМИ, и в результате вызывает интерес со стороны меценатов, спонсоров, рекламодателей.

Безусловно, что к событию в крупном городе, где, как правило, сосредоточена культурная инфраструктура, кипит культурная жизнь, намного легче привлечь внимание всех вышеупомянутых групп. Конкурс, проводимый в регионе или маленьком городе, должен иметь определенную ярко выраженную особенность. Ею может быть место проведения события, которое «играет важную роль в формировании его художественной концепции, привлекательного образа в сознании слушателей, зрителей и даже маркетинговой стратегии».[28] Один из самых популярных в мире конкурсов проводится в Варне раз в два года во второй половине июля на сцене открытого Летнего театра. Романтическая обстановка театра, сцена, увитая плющом – стали символом Варненской Олимпиады.

Большую популярность получил детский конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира», проходящий в ВДЦ «Орленок». В основе концепции конкурса – сочетание музыки, танца и отдыха. И всё это - в условиях прекрасного природного ландшафта, где, как описывают организаторы международного конкурса, «уют, гостеприимство, полноценное питание, морской воздух, шум морского прибоя – создают неповторимую атмосферу творчества и хорошего настроения».[29]

Одним словом - важна сама идея, замысел проекта, который по праву можно считать произведением творчества. «На значимость концепции, замысла в работе над творческим произведением указывал ещё в XVII веке Иоанн Вольфганг Гёте, отмечавший, что в любом произведении искусства, великом или малом, всё до последних мелочей зависит от замысла».[30]

Таким образом, под хореографическим конкурсом в данном исследовании следует понимать культурно-досуговое мероприятие хореографического характера, которое основывается на состязании исполнителей, с целью выявления лучшего/лучших из них.

Конкурсы имеют многообразное значение для мировой культуры: они открывают новые имена в искусстве; выступают средством общения между специалистами; способствуют сохранению и распространению классического наследия; являются стимулом к развитию творческого эксперимента, балетоведения, художественной критики; ускоряют процесс глобализации.

Конкурсы классифицируются по ряду критериев: по художественному содержанию, по хронологическому принципу, по территории охвата, по типу институциональной поддержки, по составу участников.

К задачам конкурса относятся следующие:

1. Проведение профессионального соревнования между участниками;

2. Организация досуга больших социальных групп с помощью музыкально-хореографических форм;

3. Выявление личностей с творческим потенциалом;

4. Привлечение внимания к проблемам культурной жизни общества, особенно молодежи;

5. Стимулирование интереса молодого поколения к творчеству и культуре в целом;

6. Содействие развитию соответствующей отрасли или определенного сегмента рынка;

7. Реклама и укрепление позитивного имиджа местности, в которой проводится конкурс.

Многообразие задач определяет и многообразие функций конкурса, которые можно определить как социально-культурную, развлекательную, педагогическую, коммуникативную, рекламную, ушедшую на второй план имиджеобразующую, территориально-развивающую.

Особое значение имеет замысел проекта, его концепция. Работа над замыслом и проектом в целом – процесс творческий. Он требует от автора ценностно-ориентационной направленности личности, высоких профессиональных и нравственных качеств. И в первую очередь автор должен владеть навыками анализа социокультурной ситуации, а также поиска адекватного варианта решения проблем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.061 с.)