Разработка и проведение хореографического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка и проведение хореографического



ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра социально-культурных технологий

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО

КОНКУРСА

(на материалах Алматинского хореографического училища

им. А. В. Селезнева)

Выполнила студентка:

4 группы 4 курса

Моисеева Юлия Викторовна

 

__________________

 

(подпись)

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук

Воронцова Оксана Витальевна

 

(подпись)

Допустить к защите Дипломная работа защищена

Зав. кафедрой «___» ______________ 2011 г.

Профессор, доктор культурологии Оценка

Бирженюк Григорий Михайлович Председатель ГАК

 

___________________________ (фамилия, имя, отчество)

(подпись)

«___»_________________ 2011 г.

(подпись)

 

Санкт-Петербург

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОНКУРСА.. 10

1.1. Специфика хореографического конкурса как формы социально-культурной деятельности. 10

1.2. Этапы разработки и проведения хореографического конкурса. 27

ГЛАВА II. ПРОЕКТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОНКУРСА «ӨРЛЕУ» («ВОСХОЖДЕНИЕ») 50

2.1. Анализ опыта проведения хореографических конкурсов в г.Алматы (Республика Казахстан) 50

2.2. Проект II Международного конкурса учащихся хореографических учебных заведений «Өрлеу» («Восхождение») 58

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и рекомендации по организации и проведению хореографического конкурса. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 77

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 83

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломного исследования. В условиях современной культуры наиболее актуальными становятся синтетические формы художественной практики, в числе которых одно из лидирующих положений сегодня занимают конкурсы различных видов искусств. Активизация конкурсного движения на современном этапе развития общества обусловлена способностью этой инновационной формы репрезентации искусства осуществлять глобальное взаимодействие и массовую коммуникацию посредством языка искусства.

В хореографическом искусстве феномен состязания возник 48 лет назад и сегодня представляет собой наиболее динамично развивающуюся форму укрепления международных творческих связей в среде профессиональных деятелей хореографии.

По словам известного балетмейстера, председателя международных жюри многих балетных конкурсов в России, Америке, Европе и Азии, профессора Ю.Н. Григоровича «конкурсы задумывались как торжество удивительного и прекрасного искусства танца, они быстро завоевали зрителей, увлекли участников – молодых артистов балета и хореографов, и сегодня уже стали традицией современной мировой культуры».[1]

Хореографические конкурсы способствуют повышению художественной культуры балетных театров, росту исполнительского мастерства артистов, а также развитию современной хореографии, педагогики, критики и балетоведения.

Актуальность исследования, посвященного теоретическим и прикладным аспектам подготовки и проведения хореографического конкурса, обусловлена тем, что в последние годы такие конкурсы во всем мире набирают все большую популярность как вид культурно-массовых мероприятий. В связи с этим требуется осмысление природы конкурса как целостного художественного явления и систематизация сложившейся практики проведения хореографических конкурсов в Казахстане.

Деятельность организаторов хореографических конкурсов достаточно сложна и многоаспектна – «на их плечи ложится значительный груз ответственности: они и менеджеры, и финансисты, и дипломаты, и психологи, словом – профессионалы высочайшего уровня».[2]

При условии грамотной и профессиональной организации любая акция – в том числе и конкурс - может решать различные социокультурные или коммерческие задачи, в зависимости от замысла проектировщика. Проектировщик должен предвидеть конечный результат осуществления своего проекта и определять меры, необходимые для достижения этого результата, поэтому данная деятельность требует высокого уровня владения проектными технологиями, методами и методиками организации и проведения конкурсов.

Хореографический конкурс – это всегда «праздник искусства, демонстрирующий торжество молодости и красоты, имеющий большое значение не только для пропаганды искусства балета, но и для эстетического воспитания зрителей. Недаром самые широкие слои публики активно посещают соревнования, и выступления артистов всегда доставляют радость тысячам созерцателей».[3] Эстетическая основополагающая хореографии, как и любого искусства, способна формировать ценностные ориентации личности, ценностное отношение к миру. По словам Канта, «искусство если и не делает людей лучше, нравственнее, то делает их культурнее, а став культурнее, человек способен осознанно управлять собой и продвигаться в поисках смысла жизни».[4]

Именно с такой позиции подходит к проблеме повышения уровня художественной культуры общества управление культуры г. Алматы, как региональный субъект культурной политики. Разработанная «Программа развития культуры г. Алматы на 2005-2010 гг.» предусматривает значительно большее число планируемых проектов и мероприятий в сфере искусства в сравнении с предыдущими годами.

При этом заметный акцент сделан на таком направлении реализации программы, как международное сотрудничество в области культуры. Сообщается, что «с целью пропаганды ценностей и лучших традиций национального искусства Казахстана планируется провести ряд международных мероприятий…». Среди них указан и «Первый конкурс артистов балета».[5]

Такая форма реализации региональной культурной политики может способствовать решению ряда проблем в области хореографического искусства и образования Казахстана, среди которых отмечаются:

- финансовая недоступность для большинства талантливых учеников участия в зарубежных фестивалях и конкурсах, способствующих повышению уровня исполнительского мастерства, выявлению артистической индивидуальности;

- отсутствие педагогического взаимодействия казахстанской школы с другими национальными системами хореографического образования.

- невостребованность казахстанских образовательных программ по специализациям «Артист балета» и «Артист ансамбля народного танца» по причине отсутствия объективной информации об этих программах и школе в целом среди потенциальных зарубежных абитуриентов;

К тому же конкурс, как форма культурно-массового мероприятия – это превосходная возможность представить лучшие образцы профессионального искусства на суд зрителя, особенно молодого, который сегодня «предвзято относится к классическим жанрам исполнительского искусства».[6]

Сегодня эффективной реализации задуманного проекта препятствуют определенные проблемы в области социально-культурной деятельности:

- отсутствие профессиональной грамотности организаторов и как следствие – низкий уровень концертно-зрелищных программ;

- отсутствие технологических разработок по подготовке и проведению концертно-зрелищных форм досуга;

- недостаточное использование зарубежного и отечественного опыта по проблеме исследования на практике.

Таким образом, проблема дипломного исследования заключается в противоречии между объективной потребностью в проведении международного хореографического конкурса на профессиональном уровне и невозможностью эффективной реализации данной формы социально-культурной деятельности в современной практике по причине недостаточного технологического обеспечения разработки и проведения хореографического конкурса.

Цель дипломной работы: выявить специфику разработки и проведения хореографических конкурсов и разработать проект II Международного конкурса учащихся хореографических учебных заведений «Өрлеу» («Восхождение»).

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. выявить истоки возникновения, типологию, задачи и функции хореографических конкурсов;

2. рассмотреть технологию разработки хореографического конкурса как социально-культурного проекта;

3. рассмотреть технологию и методику разработки и проведения хореографического конкурса;

4. проанализировать опыт организации хореографических конкурсов в г. Алматы и выделить наиболее распространенные методы их организации;

5. обосновать проект II Международного конкурса учащихся хореографических учебных заведений «Өрлеу» («Восхождение»).

6. обобщить результаты апробации проекта II Международного конкурса учащихся хореографических учебных заведений «Өрлеу» («Восхождение») и разработать рекомендации по организации и проведению хореографического конкурса.

Объект дипломного исследования: хореографический конкурс как форма социально-культурной деятельности.

Предмет дипломного исследования: технология разработки и проведения хореографического конкурса.

ВЫВОДЫ

Обобщая итоги теоретического исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Хореографический конкурс, как форма социально-культурной деятельности, имеет свою специфику. Конкурс – это исторически сложившаяся форма досуга, которая сегодня сочетает в себе художественное содержание, спортивный азарт и характер бизнес-проекта. Споры в среде исследователей о пользе или вреде конкурсов в хореографическом искусстве можно решить посредством определенных решений при разработке правил и критериев в оценке участников.

2. Основная цель конкурса – привлечь внимание общественности к выявлению лучших его участников. Как бизнес-проект, конкурс вполне рентабелен, и при грамотной организации, может служить ресурсом развития территории.

3. Функций конкурса можно определить как социально-культурную, развлекательную, педагогическую, коммуникативную, рекламную, ушедшую на второй план имиджеобразующую, территориально-развивающую.

4. Хореографический конкурс разрабатывается как целевой проект. Структура целевого проекта содержит 8 разделов. В первом разделе содержится обоснование названия проекта. Второй раздел – сфера проектирования – обосновывает актуальность проекта, в нем дается характеристика социальных проблем, решаемых с помощью данного мероприятия. В третьем разделе проекта представляется анализ аудитории, ее потребностей, проблем, интересов. В четвертом разделе обозначаются цели (конечный результат) и задачи (конкретные шаги к достижению результата) проекта. Пятый раздел характеризует форму реализации проекта. В шестом разделе отображается конкретное содержание проекта, в виде таблицы с разделами: направление деятельности, содержание деятельности, база реализации, исполнители и сроки реализации. В седьмом разделе предоставляется бюджет проекта. Заключительный восьмой раздел содержит информацию об источниках финансирования.

5. Подготовка к конкурсу делится на 11 этапов: выработка и утверждение на всех уровнях плана подготовки и проведения мероприятия; техническое обеспечение; информационное и правовое обеспечение участников мероприятия; определение количества участников; составление сметы мероприятия; заключение договоров со сторонними юридическими и физическими лицами по техническому и профессиональному обеспечению мероприятия; поиск дополнительных средств финансирования мероприятия; рекламная кампания; обеспечение безопасности на мероприятии; проведение мероприятия; подведение итогов мероприятия.

6. При организации и проведении конкурса необходимо уделить особое внимание вопросам, связанным с участниками конкурса, конкурсной программой, жюри, критериями оценки, наградами, ведущим конкурса, жеребьёвкой, техникой, сценической площадкой, зрителями. Также необходимым компонентом хореографической конкурсной программы является понятие «концерт».

 

 

ГЛАВА II. ПРОЕКТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОНКУРСА «ӨРЛЕУ» («ВОСХОЖДЕНИЕ»)

Раздел 6. Содержание проекта.

Таблица №5

 

Направление деятельности Содержание деятельности База реализации Исполнители и соисполнители Сроки реализации
1. Организация условий для проведения конкурса а) разработка Положения о конкурсе (см. Приложение 2)     б) подготовка и рассылка информационных писем, приглашений;   в) бронирование мест в гостинице, авиабилетов;     г) обеспечение готовности концертного зала, технической части, вспомогательных помещений к проведению конкурса;   д) обеспечение санитарно-гигиенических условий;   е) разработка и издание печатной продукции (буклетов, программ, грамот, дипломов, пригласительных билетов); ж) изготовление наградных кубков;   з) обеспечение широкого освещения в СМИ, разработка пресс-релизов, информационных бюллетеней;   и) организация фото- и видеосъемки;   к) организация работы звукорежиссера;   л) организация проживания участников конкурса в АХУ им. Селезнева;   м) организация питания участников, членов жюри, почетных гостей, заключительного фуршета;   н) организация обеспечения автотранспортом;   о) регистрация участников и программ выступлений;   п) разработка графика проведения конкурса, расписания репетиций;   р) организация работы счетной комиссии;     с) приобретение канцелярских товаров, памятных сувениров для членов жюри и гостей конкурса;   т) обеспечение эскорта (сопровождения) иностранных гостей;     у) проведение жеребьёвки;   ф) ведущий конкурса;   х) организация дежурства преподавателей, воспитателей, старшекурсников. АХУ им. А.В. Селезнева Мурзаханова К.И. Кадырова М.Ш. Ашимова Г.А.   Кадырова М.Ш. Садыкова А.А.     Тохтасынова Б.Д. Бестембаев А.У. Базарбаева Г.Н. Байжуманов Б.Л. Байназаров А.Т.   Бестембаев А.У. Байжуманов Б.Л.     Байжуманов Б.Л. Илепбергенова М.     Злобина И.П. Базарбаева Г.Н.     Базарбаева Г.Н. Садыкова А.А.   Куандыков Т. Саитов А.Ю.   Аубакирова З.Г. Саитов А.Ю.   ТашеваТ.Н. Касенова К.Х. Рыскулова Р.Р.   Муратова О.М. ТашеваТ.Н. Касенова К.Х.     Байжуманов Б.Л. Байназаров А.Т.   Медеубаева С.М. Кисамитова М.Ж. Жупбаева М. Ибрагимова Ш.   Ашимова Г.А. Алиева Г.Ж. Кадырова М.Ш.   Сигаева Л.Д. Карменова Т.Ж. Естаева Н.Н.   Базарбаева Г.Н. Злобина И.П. Мамутбекова Ж.М.   Бильдебаева Г.А. Секерова К.Д. Менилбаева К. Карымсакова К.   Ашимова Г.А.   Садыкова А.А.   Базарбаева Г.Н. Кисамитова М.Ж. Ташева Т.Н. 15-25 января     25 января – 1 февраля     15 февраля – 1 марта     1 февраля – 1 марта     1 февраля – 1 марта     5 -25 марта   15 марта- 1 апреля   1-10 апреля     1-10 апреля     1-10 апреля   1-10 апреля     1-10 апреля     2 апреля     1-10 апреля   1-9 апреля   1-3 апреля   1- 10 апреля   4 апреля   4-10 апреля   4-10 апреля  
2 Организация обмена опытом между национальными школами а) составление графика перекрестного экзерсиса;   б) подготовка и проведение педагогической конференции с участием представителей школ, членов международного жюри и почетных гостей конкурса. АХУ им. А.В. Селезнева Кадырова М.Ш. Алиева Г.Ж.   Рыскулова Б.М. Куандыков Т.К. Моисеева Ю.В. Дуйсебаева К.Е. 1- 4 апреля     1-10 апреля
3. Организация условий для обсуждения актуальных проблем классической и народной хореографии а) подготовка и проведение научной конференции «Классический и народный танец: проблемы и тенденции развития»;     б) подготовка и издание сборника материалов конференции. АХУ им. А.В. Селезнева Мурзаханова К.И. Кадырова М.Ш. Садыкова А.А. Жуйкова Л.А. Адильшинова Ш.К.   Кадырова М.Ш. Садыкова А.А. Жуйкова Л.А. Адильшинова Ш.К.   1-10 апреля   15 апреля – 15 мая
4. Работа по продвижению международного имиджа казахстанского хореографического образования и искусства а) подготовка и проведение презентации образовательных программ АХУ им.А.В. Селезнева;     б) разработка программы экскурсии для конкурсантов и всех гостей конкурса «Танцевальный Алматы: очаги творчества»;   в) Проведение экскурсии;   г) подготовка и издание альманаха «Алматинское хореографическое училище им. А.В. Селезнева: история, современность, перспективы». АХУ им. А.В. Селезнева Мурзаханова К.И. Жуйкова Л.А. Садыкова А.А. Моисеева Ю.В.     Моисеева Ю.В. Дуйсебаева К.Е. Усембаева А.А.   Моисеева Ю.В. Дуйсебаева К.Е. Усембаева А.А. Байжуманов Б.Л. Байназаров А.Т.   Мурзаханова К.И. Жуйкова Л.А. Садыкова А.А. Адильшинова Ш.К. Базарбаева Г.Н. 1-8 апреля   20 марта – 8 апреля     9 апреля   10- 30 марта  
5. Работа со старшими школьниками г. Алматы а) распространение информации о конкурсе на лучшую фотографию «Өрлеу: закулисные истории» в среде школьников г.Алматы;   б) обеспечение школьникам доступа на репетиции и выступления для проведения фотосетов;   в) выбор лучших фотографий;   г) публикация лучших фотографий на сайтах ГАТОиБ им. Абая и АХУ им. А.В. Селезнева. ГАТОиБ им. Абая     Моисеева Ю.В. Дуйсебаева К.Е. Усембаева А. А.   Моисеева Ю.В. Дуйсебаева К.Е. Усембаева А. А. Байжуманов Б.Л. Байназаров А.Т.   Моисеева Ю.В. Дуйсебаева К.Е. Усембаева А.А.   Моисеева Ю.В. Естаева Н.Н. 20 марта - 1 апреля   5, 7, 9 апреля     20- 25 апреля     26 апреля

Раздел 7. Бюджет проекта. Общий бюджет мероприятия составляет 83 480 $ и включает в себя 12 статей (См. Приложение 3):

1. Проезд членов жюри и почетных гостей в оба конца самолетом (15 человек);

2. Проживание в гостинице членов жюри и участников конкурса (6 суток);

3. Питание приглашенных участников, жюри, минеральная вода, кофе-брейки, заключительный фуршет на 100 чел.;

4. Средства на изготовление наградных кубков для лауреатов и дипломантов конкурса;

5. Денежный призовой фонд;

6. Оплата работы председателя и членов жюри (13 чел.);

7. Подготовка и издание альманаха «Алматинское хореографическое училище им. А.В. Селезнева: история, современность, будущее» и сборника материалов конференции «Классический и народный танец: проблемы и тенденции развития»;

8. Печатная продукция (буклеты, информация, программки, грамоты, дипломы, благодарственные письма), оформительские рамки;

9. Фото- и видеосъемка;

10. Экскурсии по городу для участников; для студентов и школьников;

11. Издание буклетов-бюллетеней I-II конкурсов для международных творческих и учебных организаций;

12. Оплата услуг переводчиков с английского языка.

Раздел 8. Источники финансирования. Источниками финансирования проекта являются:

1. Государственный бюджет РК.

В соответствии с условиями Договора о государственных закупках услуг АХУ им. А.В. Селезнева оказывает, а Министерство культуры и информации Республики Казахстан обязуется принимать и оплачивать услуги по выполнению социально значимого проекта в рамках государственного социального заказа «Организация II Международного конкурса хореографических учебных заведений «Өрлеу» в рамках республиканской бюджетной программы 018 «Проведение государственной политики в области внутриполитической стабильности и общественного согласия», по специфике 148 «Оплата услуг в рамках государственного социального заказа».

Цена услуг согласно настоящему договору составляет 12 522 000 (двенадцать миллионов пятьсот двадцать тысяч) тенге. В указанную сумму включаются все расходы, связанные с выполнением обязательств по договору.

2. Евразийский фонд культуры.

ЕФК берет на себя частичное возмещение расходов на авиаперелеты в оба конца иностранным участникам (не более 500 долларов на одного участника).

3. Фонд Первого Президента РК.

ФПП РК организует волонтерскую помощь в проведении мероприятий в рамках конкурса. В частности, направлено 24 волонтера – студенты старших курсов специальностей «Переводчик-референт» и «Гид-переводчик» для дежурства на время проведения отборочных туров и гала-концерта, а также для помощи в проведении экскурсий.

4. НК «Петро-Казахстан».

Нефтегазовая компания является постоянным спонсором АХУ им. А.В. Селезнева. «Петро-Казахстан» дополняет призовой фонд конкурса специальными призами от компании в виде бытовой и компьютерной техники:

1. ЖК-телевизор – 2 шт. - для обладателей Гран-При в обеих номинациях;

2. Ноутбук с диагональю 17 дюймов – 16 шт. - лауреатам первой степени;

3. Ноутбук с диагональю 15 дюймов – 16 шт. - лауреатам второй степени;

4. Ноутбук с диагональю 12 дюймов – 16 шт. - лауреатам третьей степени;

5. Электронная книга – 31 шт. - дипломантам конкурса.

5. Представительство компании «Sansha» в Казахстане.

Компания-производитель товаров для танца является учредителем приза зрительских симпатий, который вручается в виде подарочного сертификата «Sansha» на сумму 300 $.

 

Программа II Международного конкурса учащихся хореографических учебных заведений «Өрлеу» («Восхождение»)

Место проведения: АХУ им.А.В. Селезнева, ГАТОиБ им. Абая

Дата проведения – 4- 10 апреля 2010 года.

Участники: 115 человек

Страны: Австрия, Германия, Казахстан, Кыргызстан, Португалия, Россия, Саха (Якутия), Турция, Узбекистан, Украина, Южная Корея, Япония.

Апреля, воскресенье

12. 00 - открытие конкурса

13.00 - жеребьевка

14. 00 – перекрёстный экзерсис

15.00- 19.00 – репетиции

Открытие конкурса и жеребьёвка проходили на сцене учебного театра АХУ им. А.В. Селезнёва согласно разработанному сценарию (см. Приложение 4).

Апреля, понедельник

9.00 – перекрёстный экзерсис

10.00-16.00 – репетиции

17.00- 20.00 – научная конференция «Классический и народный танец: проблемы и тенденции развития».

В конференции, проходившей в конференц-зале АХУ, приняли участие члены жюри конкурса, почетные гости, представители национальных балетных школ. В качестве докладчиков выступили как молодые специалисты – магистранты кафедры хореографии и балетоведения КазНАИ им. Т. Жургенова, так и зрелые ученые – профессор З.М. Райбаев, академик Б.Г. Аюханов.

Апреля, вторник

11.00- 18.00 – первый тур

Первый тур проходил на сцене учебного театра АХУ. Через 2 часа после завершения стал известны участники, прошедшие на второй тур.

Апреля, среда

9.00-14.00 – репетиции для участников второго тура

16.00 – педагогическая конференция

Педагогическая конференция проходила также в конференц-зале АХУ. Докладчиками были педагоги и мастера классической и народной хореографии АХУ и КазНАИ – М.Ш. Кадырова, С.Ж. Косманов, Л.М. Ли, Н.Л. Гончарова, Р.И. Унгарова.

Апреля, четверг

11.00 – 16.00 – второй тур

Второй тур был проведен также на сцене учебного театра АХУ. Через 3 часа были определены победители конкурса.

Апреля, пятница

9.00 – 13.00 – репетиция Гала-концерта

14.00 – 19.00 – экскурсия «Танцевальный Алматы: очаги творчества»

Экскурсия «Танцевальный Алматы: очаги творчества» включила в себя посещение четырех творческих лабораторий:

1. Государственный академический театр оперы и балета им. Абая.

Участники конкурса присутствовали на репетиции интернационального спектакля «Тлеп и Сарыкыз» (композитор Алмас Серкебаев, балетмейстер Марго Саппингтон).

2. Государственный академический театр танца РК под руководством Булата Аюханова.

Конкурсантам была представлена возможность увидеть репетицию «Кармен-сюиты» в авторской версии Б. Аюханова на музыку Бизе-Щедрина.

3. Государственный ансамбль национального танца «Гулдер».

Участники конкурса присутствовали на уникальной репетиции - ансамбль готовился к премьере казахского стилизованного балета «Тамшылар» («Капли») хореографа Д. Мергалиевой на музыку композитора К. Шильдебаева.

4. Государственный ансамбль танца РК «Салтанат».

Участникам конкурса довелось увидеть репетицию известной программы ансамбля – «Танцы Азии» постановщиков Г. Орумбаевой, И. Манской, Б. Кадышева на музыку казахстанских композиторов.

Апреля, суббота

12.00 – презентация образовательных программ АХУ им.А.В.Селезнева

18.00 – Гала-концерт и закрытие конкурса.

Презентация образовательных программ по специализациям «Артист балета» и «Артист ансамбля народного танца» проводилась в конференц-зале АХУ специалистом по связям с общественностью А. Садыковой и будущим специалистом-переводчиком Ж. Ильясовым, оказывающим волонтерскую помощь в организации конкурса.

На сцене ГАТОиБ им. Абая состоялись гала-концерт и закрытие конкурса согласно сценарию. Были награждены победители конкурса и их педагоги.

Перекрёстный экзерсис – практика проведения ежедневного танцевального урока, предполагающая обмен практическим опытом между двумя национальными школами посредством обмена преподавателями. Перекрёстный экзерсис давался каждый день по составленному графику (см. Приложение 5).

Репетиции участников 1-го и 2-го туров шли в порядке, установленном жеребьевкой, а репетиция Гала-концерта – начиная с дипломантов и заканчивая обладателями Гран-При.

Все репетиции и выступления, проходившие в рамках II Международного конкурса учащихся хореографических учебных заведений «Өрлеу», были открыты для учащихся школ города Алматы, проводивших фотосеты для участия в конкурсе фотографий «Өрлеу: закулисные истории».

В конкурсе мог участвовать любой учащийся с 5 по 11 класс, независимо от пола и успеваемости. К оценке допускались фотографии, отображающие различные моменты и события, происходящие не на сцене, а за кулисами или на репетиции. Выбор такого способа привлечения внимания школьной аудитории к хореографическому конкурсу был основан на сочетании выявленных интересов учащихся школ к фотографии и интернет-общению. Информация о конкурсе распространялась в интернете, а также с помощью плакатов в школах. Фотографии победителей публиковались не только на сайтах АХУ и ГАТОиБ, но и в различных социальных сетях.

От одного участника принималось не более 5 работ. Для единообразного сравнения конкурсных работ выбраны следующие критерии оценки:

• соответствие тематике конкурса;

• оригинальность;

• общее восприятие;

• художественный уровень произведения;

• оригинальность идеи и содержание работы;

• техника и качество исполнения.

Плата за конкурс не взималась. Главные условия при проведении фотосетов звучали просто – не мешать юным артистам и не отвлекать их от занятий или подготовки к выступлению.

 

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и рекомендации по организации и проведению хореографического конкурса

По окончании II Международного конкурса учащихся хореографических учебных заведений «Өрлеу» - «Восхождение» были проведены повторный опрос участников и интервьюирование членов жюри о положительных, отрицательных сторонах организации конкурса, а также вопрос о пожеланиях конкурсу.

Во-первых, участники заметно оценили тот факт, что оргкомитет оплатил расходы за питание, проживание и даже частично за перелет, а также отметили удачный выбор периода проведения конкурса, который не совпадает с другими конкурсами, а также не препятствует подготовке к весенней сессии.

Результат таких решений оказался положительным - в конкурсе участвовало 115 человек, то есть на 60 человек больше, чем в 2008 году.

Во-вторых, участники, педагоги, члены жюри и почетные гости определили, что программа мероприятий стала более насыщенной. Научная конференция позволила как теоретикам, так и практикам обсудить вопросы и проблемы в области сохранения традиций классического и народного танцев.

Педагогическая конференция стала полноценным форумом для теоретического обмена опытом, а перекрестные экзерсисы – для обмена опытом на практике.

Многие из опрошенных посчитали интересной экскурсию, включающую посещение творческих лабораторий театров танца города Алматы – Государственного академического театра оперы и балета им. Абая, Государственного академического театра танца Республики Казахстан под руководством Булата Аюханова, а также ансамблей народного и национального танца – «Гулдер» и «Салтанат».

Принесла свои плоды и презентация образовательных программ АХУ им. А.В. Селезнева. На следующий учебный год на обучение приехали студенты из Японии (6 человек) и Кореи (4 человека).

Также был положительно оценен факт вознаграждения педагогов, чьи ученики стали победителями конкурса.

Организаторами был отмечена эффективность конкурса фотографий «Өрлеу: закулисные истории» в привлечении внимания школьников города Алматы к событиям хореографического конкурса. Всего в конкурсе фотографий приняли участие 52 человека. Работы были выполнены на достаточно высоком уровне. Авторам десяти лучших фотографий были подарены годовые абонементы на посещение спектаклей ГАТОиБ.

Между тем рост интереса учащихся школ к театру был подтвержден и увеличением продаж месячных школьных абонементов на спектакли в ГАТОиБ им. Абая. Ниже приведена динамика продаж школьных абонементов за 4 месяца до начала хореографического конкурса и через 6 месяцев после его окончания:

Диаграмма №1

Динамика продаж школьных абонементов (ось Х – время, ось Y – количество проданных абонементов)

 

Можно определить, что число проданных абонементов резко увеличилось в месяц проведения конкурса и за шесть последующих месяцев снижалось в незначительной степени. Следовательно, эффект проведенного проекта можно считать достаточно длительным.

Через месяц после окончания конкурса был проведен повторный опрос учащихся тех же десяти общеобразовательных школ на предмет их досуговых предпочтений:

 

Таблица №6

Лист опроса «Что ты будешь делать в свободное время?», возможны несколько вариантов ответа.

 

Варианты ответов Количество человек
1. Посижу в сети, пообщаюсь  
2. Займусь каким-нибудь творчеством  
3. Выйду на фотоохоту  
4. Поиграю в компьютерные игры  
5. Посмотрю телевизор  
6. Пойду в кино  
7. Пойду с друзьями на прогулку  
8. Пойду в театр  
9. Займусь спортом  
10. Почитаю книгу  

 

Как свидетельствуют данные таблицы, пойти в театр на досуге считают для себя привлекательным уже 72 респондента, что 2,5 раза больше их предыдущего числа. Одновременно возрос интерес к фотографии, творчеству.

Повторный анализ школьных клубов по интересам выявил, что в ОШ №29 и ОШ№35 появились кружки хореографии, организованные по инициативе учащихся 9-11 классов.

Полагаясь на результаты опытно-экспериментальной работы, а также делая общие выводы проведенного исследования, можно дать некоторые рекомендации по организации и проведению хореографического конкурса:

1.При планировании конкурса большое значение имеет определение сроков его проведения. В среднем сроки проведения различных международных конкурсов варьируются от 7 до 14 дней.

Выбирая календарный промежуток для проведения конкурса, следует ориентироваться в периодах проведения уже существующих форумов, чтобы избежать совпадений по времени. Как замечает В. Уральская: «Количество новых конкурсов неизменно растет, а информация о них ограничена. Бывает, что конкурс «налезает» на конкурс. Например, в июне 2009 года состоялось сразу 6 международных состязаний – в Хельсинки, Москве, Нью-Йорке, Сеуле (два конкурса) и Риме. То конкурсы следуют подряд, то их нет длительное время».[47] Наиболее полная и регулярно обновляемая информация о сроках проведения международных балетных конкурсов представлена на сайте МФБК (http://www.balletfederation.com).

2. При проведении кoнкурса учащихся хореографических школ, а не взрослых артистoв, возрастает значение труда и мастерства педагогов. Опытный педагог смoжет настроить ребёнка и пoдобрать нужные слова, как преодолеть волнение и отточить прoграмму так, чтобы она была совершенна не только технически. Поэтому стоило бы подумать об оценке вклада педагогов.

3.Если в задачах конкурса значатся определенные направления - широкий обмен опытом между хореографическими учебными заведениями, сохранение определенных танцевальных традиций или продвижение имиджа хореографического образования, искусства и культуры – следует планировать и соответствующие мероприятия – конференции, мастер-классы, презентации. Насыщенная программа придает конкурсу, как международному культурному форуму, дополнительную ценность.

4. Необходимо искать точки пересечения с интересами аудитории хореографического конкурса – не только участников, но и важных социальных групп – школьников, студентов, молодежи. Различные мероприятия, ориентированные на интерес определенной группы, позволят привлечь ее к происходящим событиям, что, несомненно, отразится и на росте интереса к искусству в целом.

ВЫВОДЫ

По итогам практической части исследования, можно заключить, что:

1. Анализ практики проведения хореографических конкурсов в Казахстане показывает, что сегодня для успешного проведения конкурса следует учитывать не только интересы участников, как аудитории проекта, но и важных социальных групп – учащихся школ, вузов, молодежи в целом.

2. На основании результатов опроса участников, членов жюри и организаторов, а также результатов исследования интересов школьников города Алматы, был разработан проект, ориентированный на осуществление различных задач в нескольких направлениях:

- организация условий для проведения конкурса;

- организация обмена опытом между национальными школами;

- организация условий для обсуждения актуальных проблем классической и народной хореографии;

- работа по продвижению международного имиджа казахстанского хореографического образования и искусства;

- работа со школьниками города Алматы.

3. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности выбранных форм мероприятий в решении разнохарактерных задач конкурса.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги дипломного исследования, необходимо сделать следующие выводы:

1. Хореографический конкурс – это исторически сложившаяся форма досуга, которая сегодня сочетает в себе художественное содержание, спортивный азарт и характер бизнес-проекта. Споры в среде исследователей о пользе или вреде конкурсов в хореографическом искусстве можно решить посредством определенных решений при разработке правил и критериев в оценке участников. Основная цель конкурса – привлечь внимание общественности к выявлению лучших его участников. Как бизнес-проект, конкурс вполне рентабелен, и при грамотной организации, может служить ресурсом развития территории. Функции конкурса можно определить как социально-культурную, развлекательную, педагогическую, коммуникативную, рекламную, ушедшую на второй план имиджеобразующую, территориально-развивающую.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.136 с.)