Цикличность и кризисы как закономерность социально-экономического развития. Кризисы трансформации экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цикличность и кризисы как закономерность социально-экономического развития. Кризисы трансформации экономики.



Понятие и сущность экономических кризисов. Классификация и характеристика кризисов.

Кризис – крайнее обострение противоречий в соц.-экон.системе (орг-ции), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде; серьезные нарушения в обычной экономической деятельности орг-и.

Экономический кризис - нарушение равновесия между производством и потреблением, дисбаланс между производством товаров и услуг и состоянием платежеспособного спроса.

Суть кризиса – в одновременном приближении к «двум пределам»: пределу уапрвления и пределу бедности.

Экономическая формула кризиса:

Денежные средства < Текущая хоз.потребность в оборотных средствах, Текущая фин.потребность в оборотных средствах.

Кризисы в развитии орг-и можно классифицировать по разным критериям. Например, по тому, в каких областях они представляют опасность для орг-и:

1) кризис ликвидности означает реальную потерю платежеспособности орг-и. Необходимы срочные меры, иначе орг-я будет вынуждена уйти с рынка.

2) кризис успеха хар-ся явным негативным отклонением факт. состояния показателей деят-ти орг-и от запланированного состояния (например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат и пр.). Причинами возникновения такого кризиса могут быть ошибки в исследовании рынка, капвложениях, кадровой политике.

3) кризис стратегии менее заметен и не столь непосредственен. Хотя положение орг-и в данный момент (ситуация успеха) может казаться вполне удовлетворительным, его наступление необходимо диагностировать, если происходят сбои в развитии орг-и, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкур. борьбе. Наметившийся разрыв между вероятными и желаемыми результатами может быть ликвидирован лишь путем изменения прежней или принятия новой ориентации.

Применительно к орг-ции кризисы могут быть клас-ны по причинам, их вызвавшим:

- технологический (производственный) – приводит к финансовым потерям из-за устаревших оборудования и технологии, не позволяющих выпускать качественную, конкурент-ю продукцию;

- социальный (социально-управленческий) возникает в рез-те появления между работниками конфликтов, в т.ч. между рабочими и администрацией, в аппарате управления. Конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;

- финансовый, возникающий в рез-те нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой фин.проблемы орг-и;

- организационный возникает в рез-те несовершенства организац.стр-ры, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;

- информационный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой орг-и.

В конечном итоге эти кризисы, как правило, отражаются на финансах орг-и и между собой достаточно тесно связаны.

Этапы жизненного цикла организации. Содержание, цели, стратегии управления на каждом из этапов жизненного цикла.

Любая соц.-экон.система находится в одной из двух форм своего существования – функционирования и развития. Функционирование – поддержание жизнедеятельности системы, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики. Развитие – приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, что отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для более устойчивого его осуществления. Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы. Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура и пр.).

Кризис – крайнее обострение противоречий в соц.-экон.системе (орг-ции), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Ком.орг-ция в своей жизнедеятельности проходит определенные циклы. Каждый такой цикл завершается, как правило, переходом на новый уровень воспроизводственного процесса. При этом они могут не совпадать с ритмами общего развития экономики или развития других организаций. Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития соц.-экон.системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы, свои причины и возможности наступления и разрешения кризисов. В наиболее общем виде в жизненном цикле ком.орг-ции обычно выделяют пять фаз:

1) формирование: происходит инвестирование в организацию производства – приобретение оборудования, набор и подготовка кадров, закупка сырья и т.п. Организация несет убытки;

2) рост: орг-я начинает получать прибыль. Вложенные средства откликаются значительным приростом объема продаж, прибыли, производственных мощностей. Это наиболее прогрессирующая фаза жизненного цикла орг-и, ее «звездный час»;

3) равновесное функционирование: орг-я получает макс.прибыль («стрижет купоны»), без существенных инвестиций происходит процесс равномерного функционирования, получения стабильного дохода. Однако, в конце концов, изнашивается оборудование (физический износ), претерпевают моральный износ основные фонды и продукция, стареют кадры и орг-я приближается к спаду;

4) спад: если не предпринимать реконструкции и реорганизации, то орг-я постепенно стагнирует и переходит в следующую фазу, характеризующуюся убыточной деятельностью;

5) ликвидация: орг-я ликвидируется как юр.лицо. Ликвидация может происходить как вне судебной процедуры, так и в процедуре банкротства.

Однако наличие в орг-ции квалифицированного персонала, конструкторско-технологической базы и не полностью изношенного оборудования обеспечивают ей возможность начала нового жизненного цикла. Для этого на фазе спада необходимо изыскать и направить средства (произвести инвестиции) в реконструкцию и реорганизацию. Такой маневр позволит через некоторое время преодолеть кризисное состояние и сообщить орг-ции ускоряющее движение к очередному росту, но уже от более высокого уровня.

Возможность кризиса и повышение вероятности его наступления возникает в переходные периоды развития орг-и, в периоды между этапами цикла развития. Качественная определенность этапа развития орг-и характеризуется сочетанием внутренних и внешних признаков, выраженных в показателях функционирования фирмы, а переходный период отражает последовательные изменения в определенном направлении от этапа к этапу.

 

Исследование маркетинговых возможностей организации в условиях риска и неопределенности: определение емкости и доли рынка, оценка качества и конкурентоспособности товара, определение стадии жизненного цикла товара.

Антикризисный маркетинг - система маркетинговых мероприятий по обследованию рынков товаров, на котором функционирует предприятие, с целью предотвращения убытков или восстановления его доходности по отношению к среднерыночному значению в данном месте в данное время.

Маркетинговая стратегия призвана оптимально увязывать интересы предприятия-должника с изменениями внешней рыночной среды его функционирования и оперативно реагировать на эти изменения и их императивы.

Варианты маркетинговых стратегий:

1) Расширение рынка и продвижение товаров предприятия на новые рынки (для тех предприятий, которые производит товары в начале (или в середине) их жизненного цикла, отличающиеся высоким качеством, пользующиеся спросом на рынке, то есть - для сильных предприятий. Такие предприятия могут стать предкризисными из-за задержек оплаты отгруженных товаров, больших сумм кредитов и наступивших по ним сроков платежей).

2) Удержание предприятия на освоенных рынках, удержание позиций (для предприятий, давно и стабильно работающих на рынках, но имеющих финансовые трудности).

3) Отстаивание собственной рыночной ниши, защита от конкурентов (для кризисных, даже признанных судом несостоятельными предприятий, но при сохранении их как действующих).

Важнейшая задача при разработке маркетинговой стратегии – определиться в том, что является целью предприятия. Например,

Цель №1. Максимум прибыли сегодня при минимуме издержек. За счет пренебрежения качеством – закупки дешевых материалов и комплектующих.

Цель №2. Максимум прибыли при оптимальных издержках. Ориентация на качество продукции, удержание и расширение рынков сбыта.

Анализ и оценка затрат реализации цели 1 – на устранение последствий отказов от продукции в связи с ее низким качеством. И цели 2 – наобеспечение качества.

Под емкостью рынка понимается возможный объем реализации товара при данном уровне и соотношении различных цен.

Конкурентоспособность товара - способность отвечать требованиям и запросам покупателей в сравнении с другими аналог.товарами, представленными на рынке. Определяется качеством (техн уровень, потребит свойства, мода, сервис, реклама, имидж произв) и ценой (потребления, эксплуатации, утилизации) товара.

Стадии ЖЦТ:

- Этап внедрения - начинается с момента появления товара на тынке (медленный рост сбыта, отсутствие прибыли, либо мин-й ее размер. Основной маркетинговой целью в этот период - информирование покупателей о товаре, пробуждение интереса к новинке и побуждение к совершению покупки).

- Этап роста - быстрое увеличение объема продаж (появляются первые конкуренты, увеличение объемов продаж и расширение ассортимента влечет за собой необходимость создавать более разветвленную и эффективную товаропроводящую сеть. Прибыль постепенно увеличивается).

- Этап зрелости и насыщения - стабилизация ситуации на рынке (объемы продаж максимально потенциально возможные. В какой-то момент времени на данном этапе прибыль достигает высшего предела, а в последствии может колебаться и в сторону уменьшения. На данной стадии маркетинговые средства направляются в основном на удержание завоеванных позиций путем индивидуализации товарного предложения).

- Этап спада - сокращение сбыта и снижение издержек (сокращаются объем рекламы и усилия по продвижению товара, существенно уменьшаются вложения в развитие продукта. Руководство может принять решение либо о снятии товара с рынка.

Цикличность и кризисы как закономерность социально-экономического развития. Кризисы трансформации экономики.

Любая соц.-экон.система находится в одной из двух форм своего существования – функционирования и развития. Функционирование – поддержание жизнедеятельности системы, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики. Развитие – приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, что отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для более устойчивого его осуществления. Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы. Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура и пр.).

Кризис – крайнее обострение противоречий в соц.-экон.системе (орг-ции), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Ком.орг-ция в своей жизнедеятельности проходит определенные циклы. Каждый такой цикл завершается, как правило, переходом на новый уровень воспроизводственного процесса. При этом они могут не совпадать с ритмами общего развития экономики или развития других организаций. Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития соц.-экон.системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы, свои причины и возможности наступления и разрешения кризисов. В наиболее общем виде в жизненном цикле ком.орг-ции обычно выделяют пять фаз:

1) формирование: происходит инвестирование в организацию производства – приобретение оборудования, набор и подготовка кадров, закупка сырья и т.п. Организация несет убытки;

2) рост: орг-я начинает получать прибыль. Вложенные средства откликаются значительным приростом объема продаж, прибыли, производственных мощностей. Это наиболее прогрессирующая фаза жизненного цикла орг-и, ее «звездный час»;

3) равновесное функционирование: орг-я получает макс.прибыль («стрижет купоны»), без существенных инвестиций происходит процесс равномерного функционирования, получения стабильного дохода. Однако, в конце концов, изнашивается оборудование (физический износ), претерпевают моральный износ основные фонды и продукция, стареют кадры и орг-я приближается к спаду;

4) спад: если не предпринимать реконструкции и реорганизации, то орг-я постепенно стагнирует и переходит в следующую фазу, характеризующуюся убыточной деятельностью;

5) ликвидация: орг-я ликвидируется как юр.лицо. Ликвидация может происходить как вне судебной процедуры, так и в процедуре банкротства.

Однако наличие в орг-ции квалифицированного персонала, конструкторско-технологической базы и не полностью изношенного оборудования обеспечивают ей возможность начала нового жизненного цикла. Для этого на фазе спада необходимо изыскать и направить средства (произвести инвестиции) в реконструкцию и реорганизацию. Такой маневр позволит через некоторое время преодолеть кризисное состояние и сообщить орг-ции ускоряющее движение к очередному росту, но уже от более высокого уровня.

Возможность кризиса и повышение вероятности его наступления возникает в переходные периоды развития орг-и, в периоды между этапами цикла развития. Качественная определенность этапа развития орг-и характеризуется сочетанием внутренних и внешних признаков, выраженных в показателях функционирования фирмы, а переходный период отражает последовательные изменения в определенном направлении от этапа к этапу.

Внутренние признаки этапа развития – финансовое положение, управляемость, социально-психологическая атмосфера деят-ти, интеллектуальный и инновационный потенциал, ресурсосбережение, стратегия, информационные технологии, качество персонала.

Внешние признаки этапа развития – конкурентоспособность, конкурентные преимущества, имидж фирмы, региональная структура, социально-политическая позиция, международные связи, связи с общественностью, природные условия.

Кризисы в развитии орг-и можно классифицировать по разным критериям. Например, по тому, в каких областях они представляют опасность для орг-и:

1) кризис ликвидности означает реальную потерю платежеспособности орг-и. Необходимы срочные меры, иначе орг-я будет вынуждена уйти с рынка.

2) кризис успеха хар-ся явным негативным отклонением факт. состояния показателей деят-ти орг-и от запланированного состояния (например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат и пр.). Причинами возникновения такого кризиса могут быть ошибки в исследовании рынка, капвложениях, кадровой политике.

3) кризис стратегии менее заметен и не столь непосредственен. Хотя положение орг-и в данный момент (ситуация успеха) может казаться вполне удовлетворительным, его наступление необходимо диагностировать, если происходят сбои в развитии орг-и, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкур. борьбе. Наметившийся разрыв между вероятными и желаемыми результатами может быть ликвидирован лишь путем изменения прежней или принятия новой ориентации.

Применительно к орг-ции кризисы могут быть клас-ны по причинам, их вызвавшим:

- технологический (производственный) – приводит к финансовым потерям из-за устаревших оборудования и технологии, не позволяющих выпускать качественную, конкурент-ю продукцию;

- социальный (социально-управленческий) возникает в рез-те появления между работниками конфликтов, в т.ч. между рабочими и администрацией, в аппарате управления. Конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;

- финансовый, возникающий в рез-те нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой фин.проблемы орг-и;

- организационный возникает в рез-те несовершенства организац.стр-ры, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;

- информационный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой орг-и.

В конечном итоге эти кризисы, как правило, отражаются на финансах орг-и и между собой достаточно тесно связаны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.039 с.)