Размеры пособия по безработице отдельным категориям граждан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размеры пособия по безработице отдельным категориям граждан



Следует учитывать, что рассмотренные нами выше правила определения размера пособия по безработице распространяются на граждан, перечисленных в п. 1 ст. 30 Закона о занятости: эти граждане уволены из организаций по любым основаниям (кроме ситуации, когда они были уволены за нарушение трудовой дисциплины или иные указанные в законе виновные действия), причем они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель.

Но для отдельных категорий граждан определение размера пособия по безработице происходит по иным правилам, установленным в п. 2 ст. 30.

К иным категориям граждан относятся (п. 1. ст. 34):

впервые ищущие работу (ранее не работавшие);

стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность;

уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;

уволенные по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;

направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;

вышедшие из членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Указанным гражданам пособие по безработице устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.

Из текста п. 1 ст. 34 следует, что приведенный в нем перечень категорий безработных граждан, на которых распространяется его действие, не является исчерпывающим[25]. Отсюда следует, что всем безработным гражданам, не подпадающим под действие ст. 33, а также п. 2 и 3 ст. 34, пособие по безработице начисляется в соответствии с п. 1 ст. 34:

в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;

во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Мы согласны с Ю.П. Орловским, который замечает, что относительно этих абзацев рациональнее было бы исключить повторение, сформулировав его так: "в первом (6-месячном) и во втором (6-месячном) периодах выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента[26].

Таким образом, как в первом, так и во втором периодах пособие по безработице выплачивается безработным гражданам, подпадающим под действие п. 1 ст. 34, в одинаковом размере. Важно отметить, что основанием для начала выплаты пособия по безработице во втором (6-месячном) периоде является нетрудоустройство гражданина по истечении первого (6-месячного) периода выплаты указанного пособия.

Заметим, что статье 34 Закона в названии предусмотрено "Размеры пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан" (при этом эти категории безработных исчерпывающим образом определены). Однако в начале данной статьи закреплено положение о том, что пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Мы видим, что название статьи и её содержательные положения не совпадают.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Обращает на себя внимание факт того, что этот пункт Закона по существу не устанавливает порядок определения размера пособия по безработице.

Многие ученые считаю неуместным для ст. 30, которая посвящена порядку определения размера пособия по безработице, п. 5 этой статьи, предусматривающий, что все виды удержаний с пособий по безработице производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, так как никакого отношения это положение к порядку определения размера пособия по безработице не имеет. Поэтому звучат предложения, исключить п. 5 из ст. 30 Закона[27].

Индивидуальным предпринимателям при постановке на учет в центре занятости для получения пособия по безработице справку о среднем заработке представлять не нужно. Ведь данной категории граждан указанное пособие устанавливается как лицам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), т.е. не в процентном отношении к среднему заработку, а в размере минимальной величины пособия по безработице[28]. Указанный вывод следует из п. 2 ст. 30 Закона о занятости.

Интерес представляет и вопрос о том, имеет ли значение тот факт, откуда уволен гражданин, претендующий на пособие по безработице: из организации или от индивидуального предпринимателя.

Ранее размер пособия для уволенных из организаций и от индивидуального предпринимателя различался[29]. Но Конституционный суд в Постановлении от 22.10.2009 N 15-П уравнял работников индивидуального предпринимателя в праве на пособие по безработице[30]. Это произошло после того, как уволенные от индивидуального предпринимателя граждане Белогурова М.А., Иванова Т.А., Климова С.Г., Молодцов А.В. обратились в Конституционный Суд РФ с жалобами, оспаривая нормы о правилах начисления пособия по безработице. Конституционным Судом был рассмотрен вопрос о проверке конституционности положений п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона о занятости населения.

В ходе судебного заседания было установлено, что указанные граждане были по п. 1 ч. 1 ст. 77 (соглашение сторон) и п. 2 ч. 1 ст. 81 (сокращение численности или штата работников) ТК РФ. Впоследствии они признаны в установленном порядке безработными и им начислено пособие по безработице в минимальном размере.. Они пытались обжаловать данное решение, но центры занятости регионов, в которых проживают указанные граждане, отказали в удовлетворении заявлений о пересмотре размера пособия по безработице, назначенного им. Получается, что положения Закона о занятости не позволяли начислять гражданам, состоявшим в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, пособие по безработице по тем же правилам, по которым оно начисляется гражданам, уволенным из организаций (пропорционально среднемесячному заработку). Тем самым эти нормы лишали уволенных от ИП права на получение пособия по безработице в максимальном размере, то есть работникам, уволенным или уволившимся от ИП, меры социальной поддержки в связи с безработицей предоставляют в меньшем объеме, чем гражданам, уволенным из организаций. А это противоречит принципу равенства, закрепленному ст. 19 Конституции РФ, и нарушает права, гарантированные ее ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 и ч. 2 ст. 39.

КС РФ сделал вывод о том, что имеет место неравенство граждан в сфере социальной защиты от безработицы. Теперь бывшие работники индивидуальных предпринимателей имеют право получать пособие по безработице в процентном отношении к средней заработной плате, как и бывшие работники организаций.

Таким образом, рассматривая вопрос о правовом регулировании размера пособия по безработице, приходим к выводу, что данные нормы закреплены в Законе о занятости населения. Так, размер пособия по безработице зависит от того, к какой именно категорий принадлежит безработный. Данные категории четко прописаны законодателем. Но с другой стороны, независимо от категорий безработных, установлен верхний и нижний пределы размера пособия. Размер пособия по безработице, которое выплачивает служба занятости, напрямую зависит от зарплаты гражданина по последнему месту его работы. Согласно законодательству, пособие рассчитывается исходя из среднего заработка, исчисляемого за последние три месяца по последнему месту работы. Однако, учитывая низкие размеры пособий по безработице, имеет место пересмотр источников его финансирования. Так, вопрос возможно решить путем введения обязательного социального страхования на случай безработицы для работающих граждан и установления размера страхового обеспечения на основе заработка, от которого будут исчисляться страховые взносы. Вследствие, экономия бюджетных средств позволит повысить размеры пособия по безработице гражданам, не охваченным обязательным социальным страхованием на случай безработицы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.008 с.)