Общая характеристика и особенности правового регулирования пособия по безработице в России и за рубежом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика и особенности правового регулирования пособия по безработице в России и за рубежом



Характеристику правового регулирования пособия по безработице в России следует начать с того, кому данное пособие назначается. В Законе РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[3] (далее – Закон о занятости) перечислены те, кто считаются занятыми. Это, в частности, те, что работают по трудовому договору, включая выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные, за исключением общественных работ; те, кто имеет статус индивидуального предпринимателя (в том числе частные нотариусы, адвокаты); те, что заняты в подсобных промыслах и реализуют продукцию по договорам; те, что выполняют работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых является выполнение работ или оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); те, что избраны, назначены или утверждены на оплачиваемую должность; проходят военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, обучаются по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения. Сюда же относят временно отсутствующих на рабочем месте по уважительными причинами и являющиеся учредителями (участниками) организаций (кроме некоммерческих, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций), членами крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 2).

Таким образом, в российском законодательстве определено, что относящиеся к занятому населению лица не могут быть признаны безработными. В указанной нами норме Закона о занятости закреплен слишком большой перечень занятого населения, а значит, он исключает защиту от безработицы (в том числе и выплату пособия) для большого количества лиц, которые не имеют стабильной работы и постоянного дохода. Из смысла закона также проистекает, не имеет значения уровень дохода, необходимый для признания лица безработным, поэтому даже разовое выполнение работ или услуг за символическое вознаграждение исключает возможность получения пособия по безработице. В итоге граждане, получающие незначительное вознаграждение за труд, оставлены без помощи со стороны государства и не имеют возможности надеяться на содействие государственных органов занятости в поиске другой подходящей работы.

Теперь же следует акцентировать внимание на особенностях правовых основ такого пособия за рубежом, чтобы выяснить, есть ли существенная разница в правовых нормах, посвященных пособию по безработице в российским и иностранном законодательстве.

Основное условие получения пособия по безработице во Франции - отчисление членских взносов, которые составляют 6,4% (4% приходится на нанимателя, 2,4% на сотрудника), в течение как минимум четырех месяцев из 28, предшествующих расторжению контракта. При этом размер выплат будет равен 57,4% от средней зарплаты в период перед увольнением. В виду разницы заработных плат у руководящего состава и подчиненных, во Франции установлен потолок выплат. Он установлен на уровне 6 тысяч 161 евро в месяц. При этом получать пособие по безработице французы имею право от 4 месяцев до 2 лет. Вместе с тем, уволенных в возрасте свыше 50 лет страна готова поддерживать дольше – до трех лет.

В Германии лишившийся работы может рассчитывать на пособие, если ему производились отчисления в размере 3% в течение 12 месяцев из 24, предшествующих увольнению.

Размер выплат равен 60% от средней зарплаты. При этом для граждан с детьми он немного выше - 67% от среднего заработка.

Потолок выплат составляет 2 тысячи 215 евро в Западной Германии и 1 тысячу 940 евро в Восточной. Рассчитывать на помощь государства безработные немцы могут от 6 до 24 месяцев.

Условием получения пособия в Соединенном Королевстве являются социальные отчисления в размере 12% (+13,8% от работодателя), производившиеся в течение года. При этом безработные англичане могут рассчитывать лишь на 381 евро в месяц в течение 6 месяцев максимум. После 13 недель поиска соискатель в Великобритании обязан принять любое предложение о работе.

В Италии размер выплат зависит от области, в которой трудился безработный. При этом срок выплат составляет 8 месяцев (1 год для людей старше 50 лет).

Ежемесячный максимум по выплатам составляет 931 евро для получавших до 2 тысяч 014 евро в месяц. Если же зарплата превышала эту цифру, пособие по безработице составит 1 тысячу 119 евро. Условием для получения помощи являются отчисления на протяжении 12 месяцев в течение последних двух лет.

В Испании на содержании государства безработный может находиться от 4 месяцев до 2 лет при максимальном размере пособия 1 тысяча 397 евро. Размер выплат составляет 70% зарплаты в первые полгода, затем - 60%.Рассчитывать на помощь государства лишившийся работы испанец может, если ему производились отчисления в размере 1,55% в течение одного года на протяжении последних шести лет работы (+от 5, 5% до 7% отчислений работодателя).

В Дании максимальный срок выплат равен двум годам, а сумма колеблется в рамках 2 тысяч 295 евро. Размер выплат составляет 90% от последнего уровня зарплаты. Условием для получения пособия является работа не менее одного года в течении последних трех лет.

В Бельгии сроки получения компенсации по безработице не ограничиваются. Вместе с тем, ее размер уменьшается с течением времени. Так, в течение полугода размер выплат составляет 65% последней зарплаты, 60% до конца года и так далее.

Условия: отчисления 13% общих социальных выплат работником (24,9% работодателем) в течение 12 из последнего 21 месяца. Потолок ежемесячного пособия в Бельгии составляет 2 тысячи 370 евро в месяц и до 2 тысяч 064 евро после одного года.

Интерес представляет пособие по безработице в странах бывшего СССР, например, в Республике Беларусь.

Пособие по безработице в Республике Беларусь назначается органами по труду, занятости и социальной защите. Решение о назначении пособия по безработице либо об отказе в его назначении принимается органом по труду, занятости и социальной защите в течение десяти календарных дней со дня регистрации гражданина в качестве безработного. В назначении пособия по безработице может быть отказано в случае: прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7-9 статьи 42, пунктом 5 статьи 44 и статьей 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также увольнения (отчисления) за нарушение воинской (учебной) дисциплины, потери (отсутствия) источника дохода в результате незаконных действий; непредставления декларации о доходах.

Пособие по безработице выплачивается со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработного в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом):

за первые 13 календарных недель - в размере 70 процентов и за последующие 13 календарных недель 50 процентов средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее одной базовой величины и не более двух базовых величин при условии, что безработный в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработного, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей);

за первые 13 календарных недель - в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель - 75 процентов базовой величины безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также безработным после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) при наличии у них стажа работы не менее одного года;

за первые 13 календарных недель - в размере 85 процентов и за последующие 13 календарных недель - 70 процентов базовой величины безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них стажа работы менее одного года.

Безработным, получающим пенсии, пособия (за исключением государственных пособий семьям, воспитывающим детей), пособие по безработице назначается в размере разницы между размером получаемой пенсии, пособия и размером пособия по безработице, определенным настоящим Законом.

Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите (за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З "О занятости населения Республики Беларусь").

В случае, когда безработным при регистрации отказано в назначении пособия по безработице, это пособие может назначаться при условии выполнения ими оплачиваемых общественных работ и отработки на указанных работах не менее 22 суммарных рабочих дней на основании письменного заявления безработного. Пособие в этом случае выплачивается по решению органов по труду, занятости и социальной защите со дня принятия решения о назначении пособия по безработице в следующем порядке: за первые 13 календарных недель - в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель - 75 процентов базовой величины.

Размер пособия по безработице в столице Белоруссии на данный момент составляет 217 тыс. белорусских рублей ($24,5 в эквиваленте), это около 16 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения [4].

Безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста на 20 процентов.

Пособие по безработице выплачивается не реже одного раза в месяц при условии явки безработных в установленном порядке в органы по труду, занятости и социальной защите.

 

Что же касается международных норм, то безработным признается человек, который не имеет работы или полной занятости. За рубежом гражданин, работающий неполный рабочий день, получает пособие по безработице. В законодательстве Великобритании правом на пособие по безработице (jobseekers allowance) есть у лиц, которые работают или учатся не более 16 часов в неделю. Германское законодательство относит к категории безработных лиц, занятых не более 18 часов еженедельно. Право той же страны допускает возможность работы по совместительству для лиц, которые получают пособие по безработице (но не более 15 часов в неделю).

Мы видим более стабильные гарантии социального обеспечения граждан, которые в условиях нестабильности в экономике, что сопровождается спадом объемов производства, сокращением рабочего времени и уменьшением заработной платы, позволяют сглаживать последствия материальной необеспеченности граждан.

Что касается сроков выплаты пособия. Согласно Конвенции МОТ N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и Европейскому кодексу социального обеспечения право получать пособие по безработице может быть предоставлено на ограниченный срок, его продолжительность не может быть меньше 13 недель за 12-месячный период.

Конвенция МОТ N 44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам» устанавливает срок - не менее 156 рабочих дней в год. В российском законодательстве нормы продолжительности выплаты пособия соответствуют международным нормативам и составляют 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев или 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Размер пособия по безработице представлен как процентное отношение к общей сумме доходов, которые получал работник и составляет 45% заработка (согласно Конвенции МОТ N 102); если получатель одинок, то 50% этого заработка, а если лицо имеет супруга и двоих детей, то 65% заработка (в соответствии с Европейским кодексом социального обеспечения).

Как может показаться, в нашей стране пособия по безработице, назначаемое гражданам, у которых ранее была оплачиваемая работа, по размеру не отклоняется от международных нормативов и величина его колеблется от 75% до 45% среднемесячного заработка (за первые 12 месяцев), который исчислен за три месяца по последнему месту работы. Но тут вскрывает факт ограничения его размеров максимальным и минимальным значением.

Но если взять максимальный размер пособия по безработице – 4900 руб[5]. и среднюю зарплату по стране – 39 380,[6] то доля пособия по безработице (максимальный размер) в среднемесячной начисленной заработной плате составляет 12,44%, что почти в четыре раза ниже минимального международного стандарта полувековой давности. Минимальный размер пособия по безработице составляет 850 руб. Лица, которым такое пособие выплачивается определены в Законе о занятости населения. В 4 квартале 2013 года соотношение минимального размера пособия по безработице с величиной прожиточного минимума для трудоспособного гражданина в целом по России (величина прожиточного минимума для трудоспособного населения за 4 квартал 2013 года - 8014 рублей в месяц)[7] составило 10,6%. Нельзя не согласиться с Г.Б. Челноковой, которая утверждает, что большинство безработных в России не имеют приемлемого уровня жизни и живут в состоянии крайней нужды[8].

Размер пособия в российском законодательстве не различается в зависимости от количества иждивенцев. В итоге, трудоспособный родитель, потеряв работу, не может прокормить своих детей. В законодательстве зарубежных государств эта проблема решается следующим образом. Так, в Германии пособие получает не только безработный, но и его дети и размер такого пособия составляет на ребенка в возрасте до 6 лет - 60% от пособия взрослого; 70% - для детей от 6 до 14 лет и 80% для детей от 14 до 18 лет. После 2011 года размер выплат на детей вновь был увеличен, поскольку Федеральный конституционный суд счел, что эти нормы противоречат Конституции ФРГ, поскольку не обеспечивают достойный прожиточный минимум[9].

Наконец, Конвенцией МОТ N 44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам» (1934 г.) установлено, что пособия по безработице могут быть как страховым возмещением по обязательному или добровольному страхованию, так и могут представлять собой выплату не страхового характера.

В России пособие по безработице, имеет вид двух выплат, различных по своей правовой природе: одна компенсирует утраченный заработок тем, кто ранее работал, другая является пособием в системе государственной социальной помощи и направлена на защиту от бедности. Такая дифференциация имеется в странах Европейского союза, в которых система социальной защиты строится на началах социального страхования и вспомоществования[10]. С учетом критерия взаимодействия этих начал в научной литературе выделяют три типа национальных систем поддержки по безработице в ЕС: 1) только страхование по безработице (Греция и Португалия); 2) страхование по безработице и помощь по безработице (Германия, Франция, Ирландия, Австрия, Нидерланды, Испания и Швеция); 3) страхование по безработице и социальная помощь, предоставляемая по окончании периода выплаты страхового пособия (Италия, Бельгия, Люксембург, Великобритания, Дания и Финляндия). Итак, ни одна страна Европейского союза пособие по безработице не финансирует только из бюджетных средств.

Россия с 1 января 2001 г. социальное страхование на случай безработицы отменила, и в данный момент пособие по безработице является государственным социальным обеспечением и выплачивается из средств бюджета.

Таким образом, налицо существенная разница правового регулирования пособия по безработице в России и за рубежом, причем не в пользу нашего государства. В связи с этим считаем необходимым повысить размер пособия по безработице до уровня прожиточного минимума путем частичного финансирования его за счет механизмов страхования и изъять из закона положение о минимальном и максимальном размере пособия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.015 с.)