Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы процедуры банкротства хозяйственных организаций

Поиск

Несмотря на то, что кризисные ситуации являются одним из естественных этапов жизненного цикла хозяйственных организаций, их преодоление представляет собой сложную задачу для участников экономического процесса на макро- и микроуровне. Идеальным вариантом разрешения кризиса в организации является обеспечение этого исключительно ее собственными ресурсами. Так это и происходит в большинстве организаций. Однако имеется и множество таких, которые не в состоянии самостоятельно найти выход из кризиса (ни вверх, ни вниз). Причем длительное нахож­дение в стагнации и неэффективный менеджмент нередко еще более ухудшают положение организации, подводят ее к полной сами ликвидации. Это нередко затрагивает интересы не только кредит ров, владельцев кризисной организации, но и ее партнеров по бизнесу, субъектов деловой среды, вынужденных нести убытки от несостоятельности такого партнерства.

Показателем неспособности менеджмента коммерческой (хозяйственной) организации вывести самостоятельно ее из кризисного состояния является наступление процедуры банкротства, т.е. вступление во внутреннюю среду организации внешних управленческих структур («стены сломаны, крепость пала, войско разбито, командиры пленены, началась экспроприация ценностей»). Дли чего это делается? Главная цель — уберечь от дальнейшего разрушения то, что еще можно сохранить и во что еще можно вдохнуть жизнь. Основные причины банкротства фирм в промышленно разви­тых странах (по степени убывания):

затоваривание;

излишнее оборудование;

быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности;

отсутствие сбыта;

плохая клиентура.

Причины убыточности российских фирм:

порождение общей затратной макроэкономики (вынужденная я связи с сырьевой ориентацией экономики);

результат неудачной стратегии фирмы;

результат некорректной переоценки промбаланса (недоучет инфляции, изменений в государственной налоговой и ценовой политике и т.п.);

результат коммерциализации (специфической приватиза­ции);

результат скачкообразного увеличения затрат (вследствие

резкого и изменения тарифов и цен на ресурсы);

результат сознательного перераспределения потоков затрат и

доходов между отдельными хозяйственными организациями.

Опасность банкротства — это та опасность, которая должна вызывать у менеджмента хозяйственной организации осторожность и аккуратность в решении управленческих задач, ограничивать рискованные действия. Причем оно распространяется не только на частные и смешанные фирмы, но и на унитарные предприятия государства (федеральные, региональные) и местного самоуправления.

Для эффективного управления, особенно в условиях кризиса на макро- и микроуровне, высшему менеджменту (топ-менеджменту) хозяйственной организации жизненно необходимо знать основы законодательства о несостоятельности (банкротстве), системы и критерии оценки экономического состояния организации на предмет банкротства, а также сами системы и процедуры банкротства. Однако при этом важно учитывать и то, что с момента объявления фирмы банкротом ее прежний топ-менеджмент переходит в разряд статистов и ответчиков, т.е. «уходит в мир иной». Это и есть тот стимул, который должен постоянно побуждать руководителей организации к активным действиям по преодолению кризиса, эффективному использованию для этого всех внутренних и внешних ресурсов и средств.

В общем виде процесс, связанный с банкротством хозяйственной организации (фирмы) в РФ, слагается из четырех этапов:

1 этап. Установление несостоятельности (банкротства).

Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», принятому Верховным Советом РФ 19 ноября 1992 г. и введенному в действие с 1 марта 1993 г.: «Несостоятель­ность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объяв­ленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требо­вания кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обяза­тельных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента на­ступления их исполнения».

Фирма (хозяйственная организация) считается банкротом после признания ее несостоятельности либо арбитражным судом, либо если она официально объявит о своем банкротстве и ликвидации, осуществляемой в процессе конкурсного производства.

Цели конкурсного производства:

1) охрана противоборствующих сторон по отношению к орга­низации;

2)соразмерное (пропорциональное) удовлетворение требова­ний различных кредиторов;

3) объявление фирмы (хозяйственной организации) свободной от задолженности.

Закон о несостоятельности (банкротстве) распространяется на хозяйственные организации всех форм собственности. Он не пре­следует цели их ликвидации. Арбитражный суд назначает внешнего управляющего имуществом должника (хозяйственной организации). При этом в процессе производства может быть достигнуто мировое соглашение сторон, это — лучший вариант.

При наличии возможности восстановить (оздоровить) деятель­ность фирмы законом предусмотрены специальные реорганизацион­ные процедуры, которые определяются арбитражным судом после обращения в суд (фирмы или ее кредиторов), но до объявления фирмы-должника несостоятельной (банкротом).

2 этап. Процесс в арбитражном суде.

Обращаться в арбитражный суд по делу о несостоятельности (банкротстве) могут: сам должник (хозяйственная организация); кредитор; прокурор.

В отличие от должника кредитор может отозвать все заявления из арбитражного суда.

Арбитражный суд принимает дело к производству, если требо­вания к должнику превышают 500 минимальных размеров оплаты труда.

Арбитражный суд отклоняет заявление, если выявлена состоя­тельность должника (имеются достаточные средства для удовлетво­рения требований кредиторов).

При наличии возможности восстановления (оздоровления) пла­тежеспособности должника арбитражный суд приостанавливает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) и устанавливает внешнее управление имуществом должника, или проведение санации, но не по своей инициативе, а по соответствующему заявлению должника, собственника, кредитора.

В том случае, если подтверждены признаки несостоятельности и нет реальной возможности продолжения деятельности хозяйственной организации (фирмы), арбитражный суд признает ее банкротом с открытием конкурсного производства и ее принудительной ликвидацией.

3 этап. Реорганизационные процедуры (санация).

С момента введения внешнего управления:

1) руководитель фирмы передает все дела внешнему управляющему;

2) действует мораторий на удовлетворение требований всех без исключения кредиторов;

3) кредиторы образуют собрание кредиторов, которое устанавливает зарплату внешнему управляющему (утвержденную арбитражным судом) и контролирует его деятельность;

4) проводится санация одного из двух видов:

а) реорганизация долга без изменения статуса юридического лица фирмы (если ее кризисное состояние носит временный характер). При этом восстановление кредитоспособности фирмы может быть проведено за счет средств бюджета, если это госпредприятие, целевого банковского кредита, перевода долга на другое юридическое лицо, выпуска ценных бумаг и т.п.;

б) реорганизация долга с изменением статуса юридического лица форма санации называется реорганизацией фирмы). Она предусматривает:

— первоочередное право на участие в проведении санации имеют: собственники, кредиторы, трудовой коллектив;

продолжительность санации не более 18 месяцев (арбитражный суд может продлить еще на 6 месяцев);

— в случае недостижения целей санации арбитражный суд принимает решение о признании организации несостоятельной (банкротом) и открытии конкурсного производства.

4 этап. Ликвидация фирмы (конкурсное производство).

Такое производство осуществляет конкурсный управляющий, кандидатура которого выдвигается собранием кредиторов и утвер­ждается арбитражным судом.

С момента открытия конкурсного производства:

не допускается отчуждение имущества и погашение обязательств, кроме случаев, предусмотренных законом;

прекращается начисление неустойки по просроченным обяза­тельствам (все претензии к должнику должны быть предъявлены в 2-месячный срок).

Конкурсный управляющий:

оценивает активы, долги и определяет конкурсную массу;

продает имущество и вырученные средства направляет в сле­дующей очередности (ст. 106):

— вне очереди — судебные расходы и расходы по осуществле­нию конкурсного производства;

— погашение требований кредиторов:

первая очередь — требования граждан за причиненный вред здоровью;

вторая очередь — зарплата персонала;

третья очередь — требования кредиторов, подтвержденные за­логом;

четвертая очередь — обязательные платежи в бюджет и во вне­бюджетные фонды;

пятая очередь — расчеты с другими кредиторами. Причем каждая следующая очередность платежей наступает только по полному погашению предыдущей.

Ликвидационные процедуры включают:

1) назначение арбитражным судом ликвидационной комиссии;

2) оценку имущества;

3) расчеты;

4) направление в арбитражный суд ликвидационного баланса и представления о ликвидации юридического лица-банкрота.

Как показано выше, процедура несостоятельности (банкротст­ва) представляет собой строгий, жестко ограниченный по перечню, исполнителям и времени порядок действий в отношении хозяйст­венной организации. Поэтому даже в таком состоянии хозяйствен­ной организации (или — или) от ее менеджмента требуется макси­мальное напряжение сил, изобретательность, организованность и ловкость для выхода из этого «смертельного состояния». Самое главное — это то, что шанс такой есть.

Наряду с процедурой несостоятельности (банкротства) сущест­вует и ряд других форм и средств преодоления кризисности хозяй­ственных организаций (фирм), которые представляются наиболее предпочтительными в современной России как для низовых хозяй­ственных организаций, так и для государственных структур макро- и мезоуровня.

Можно выделить следующие пути выведения хозяйственных ор­ганизаций (фирм) из кризисного состояния:

1) организационно-структурные преобразования на макро- и микроуровне (этот путь наименее затратен, наиболее прост для ад­министраторов и наиболее нагляден извне);

2) сепарация глобальных (неподвластных) и локальных (под­властных) факторов кризисности организаций и разработка средств нейтрализации последних (для этого разрабатываются программы инвестиций отраслей и сфер, способных выступить в роли мульти­пликаторов деловой активности);

3) оптимизация структурной совместимости происходящих из­менений на разных уровнях экономики и управленческой вертика­ли путем установления очередности их осуществления (это необхо­димо для того, чтобы избежать противоречий и потерь, например модернизация производства и повышение его эффективности од­новременно влечет сокращение персонала и занятости; повышение заработка в создаваемых предприятиях вызывает отток квалифици­рованных кадров из традиционных предприятий);

4) инновации в сферах, наиболее восприимчивых к изменениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.91 (0.01 с.)