Семинар №2. Поэзия свадебного обряда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар №2. Поэзия свадебного обряда



Цель семинара: уточнить понятие обряда, определить место обрядовой поэзии в русском фольклоре, сформировать представление о системе жанров русской свадьбы, учить анализировать текст в связи с его положением в обряде

План занятия:

1. Свадебный обряд: сюжет, композиция, магическая основа. Последовательность развития событий и действий в свадебном обряде. Магическая природа обрядовых действий. Свадебный хронотоп (с позиции жениха, с позиции невесты), семантика «перехода».

2. Действующие лица свадебного обряда. Восстановить обрядовую иерархию участников свадьбы. Взаимодействие «молодого» (подружки невесты, друзья жениха, роль братьев и сестер) и «взрослого» (родители, Тысяцкий, Сваха, Священник) поколений.

3. Поэтика жанров, связанных со сбором и встречей свадебного поезда: круг образов и мотивов.

4. Роль дружки на свадьбе. Круг и поэтика свадебных жанров, связанных с дружкой. Поэтика приговоров, обрядовая функция. Образ дружки в величальных и корильных песнях: образы и мотивы этих песен.

5. Жених и невеста в свадебном обряде. Одежда, обрядовая роль. Образ жениха и невесты в песнях предсвадебного периода (сватовство, просватанье, девичник). Магическая природа песен. Обряд расставания невесты с красой/красотой/волей и жанры, сопутствующие ему; сделать подробный анализ 1 – 3 песен: поэтика, обрядово-магическая основа, мифологическая образность. Причитания невесты: обрядовая функция, поэтика (подробный анализ 1-3 причитаний). Поэтика величальных и корильных песен, посвященных (молодым). Время их исполнения, обрядовая роль.

6. Двоеверие в системе русского свадебного обряда.

7. Традиционная свадьба в описании белгородских собирателей обрядовой поэзии.

Список практических заданий

1. Изучите раздел хрестоматии, посвященный свадебной поэзии. Проведите анализ песенных жанров, в которых отражается обрядовая идея перехода от старой жизни к новой.

2. Проведите анализ одной песни, исполняемой во время встречи свадебного поезда.

3. Проведите анализ одной песни, связанной с ритуалом расставания невесты с красой/красотой/волей, отметив основные черты поэтики, обрядово-магическую основу, мифологическую образность.

4. Проанализируйте причитания невесты: обрядовая функция, поэтика (подробный анализ одного причета).

5. Проанализируйте величальную и корильную песни, посвященные молодым.

Список дополнительной литературы:

1. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М., 1985.

2. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1989.

3. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990. (См.: «Свадебные обряды и обычаи»).

4. Обрядовая поэзия. Семейно-бытовой фольклор. 1997.

5. Обрядовая поэзия. – М., 1989. С. 17-28, 322-563, 569-598.

  1. Свадебный обряд села Лучки Прохоровского района (Белгородско-Курский регион). – Экспедиционная тетрадь. – Вып. 2. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1997 года / науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 77 стр.

Семинар №3.Былина как жанр русской народной поэзии.

«Илья Муромец и Калин-царь»

Цель семинара: сформироватьпредставление о круге проблем отечественного эпосоведения,формировать умение анализировать тексты и определять черты поэтики былины, развивать навыки работы с научной и учебной литературой

План занятия:

1. Былина как жанр УНТ. Вопрос о происхождении былин в фольклористике (сопоставить разные точки зрения, см.: Пропп, Юдин, Миллер, Рыбаков, Кравцов, Лазутин, Зуева, Кирдан, Круглов, Аникин)

2. Периодизация былинного эпоса (сопоставить разные точки зрения, см.: Пропп, Юдин, Миллер, Рыбаков, Кравцов, Лазутин, Зуева, Кирдан, Круглов, Аникин)

3. Состав и классификация русских былин (сопоставить разные точки зрения, см.: Пропп, Юдин, Миллер, Рыбаков, Кравцов, Лазутин, Зуева, Кирдан, Круглов, Аникин)

4. Былины Киевского цикла, их идейно-тематическое своеобразие.

5. Своеобразие былин Новгородского цикла (на примере одной из былин о Садко).

Список практических заданий

1. Законспектировать одну из статей (по любому полному изданию): Скафтымов А.П. «Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах», Рыбаков Б.А. «Русский эпос и исторический нигилизм», Лихачев Д.С. «Эпическое время былин», Миллер В.Ф. «Очерк истории русского былинного эпоса»

2. Проанализировать былину «Илья Муромец и Калин-царь», обратив внимание на вопросы:

1) роль вступления к былине. Завязка всех событий;

2) как рисуются враги? Есть ли в этом изображении историческая правда?

3) поведение ханского посла в Киеве. Требования врагов;

4) как ведет себя в это время князь Владимир?

5) при каких обстоятельствах появляется в Киеве Илья Муромец?

6) Илья Муромец как олицетворение русской народной силы. В чем состоит поэтическая идеализация образа?

7) действия Ильи в лагере врагов;

8) черты историчности в былине, художественный вымысел и обобщение;

9) сопоставление образов Ильи и князя Владимира;

10) использование в былине гипербол, параллелизмов, сравнений, постоянных эпитетов, повторов и т. д.;

11) идейное содержание былины.

Список дополнительной литературы:

1. Тексты былин по хрестоматиям:

· Русское устное народное творчество: хрестоматия: учебное пособие / сост., вступ. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006.

· Русское устное народное творчество: хрестоматия-практикум/ под общ. ред. С.А. Джанумова. – М., 2007.

· Русский фольклор. Хрестоматия/сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – 4-е изд. – М., 2003.

· Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия/сост. Ю.Г. Круглов. – СПб., 1993.

2. Учебники и пособия:

· Аникин В. П. Устное народное творчество: учебник. – 4-е изд, перераб. и доп. – М., 2011.

· Шафранская Э. Ф. Устное народное творчество: учебное пособие. – М., 2008.

· Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору: учебное пособие для вузов. – М., 2004.

· Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник. – 4-е изд. – М., 2002.

· Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – Л.,1987.

· Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество: учебник для филологических специальностей университетов. – М.,1983.

3. Монографии и научные статьи:

· Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М., 1964.

· Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М., 1958. –С. 179-257, 277-286, 301, 374-387/.

· Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. – М., 1971.– С. 190-206/.

· Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963.

· Селиванов Ф.М. Поэтика былин. – М., 1977.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.01 с.)