Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар №2. Поэзия свадебного обрядаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель семинара: уточнить понятие обряда, определить место обрядовой поэзии в русском фольклоре, сформировать представление о системе жанров русской свадьбы, учить анализировать текст в связи с его положением в обряде План занятия: 1. Свадебный обряд: сюжет, композиция, магическая основа. Последовательность развития событий и действий в свадебном обряде. Магическая природа обрядовых действий. Свадебный хронотоп (с позиции жениха, с позиции невесты), семантика «перехода». 2. Действующие лица свадебного обряда. Восстановить обрядовую иерархию участников свадьбы. Взаимодействие «молодого» (подружки невесты, друзья жениха, роль братьев и сестер) и «взрослого» (родители, Тысяцкий, Сваха, Священник) поколений. 3. Поэтика жанров, связанных со сбором и встречей свадебного поезда: круг образов и мотивов. 4. Роль дружки на свадьбе. Круг и поэтика свадебных жанров, связанных с дружкой. Поэтика приговоров, обрядовая функция. Образ дружки в величальных и корильных песнях: образы и мотивы этих песен. 5. Жених и невеста в свадебном обряде. Одежда, обрядовая роль. Образ жениха и невесты в песнях предсвадебного периода (сватовство, просватанье, девичник). Магическая природа песен. Обряд расставания невесты с красой/красотой/волей и жанры, сопутствующие ему; сделать подробный анализ 1 – 3 песен: поэтика, обрядово-магическая основа, мифологическая образность. Причитания невесты: обрядовая функция, поэтика (подробный анализ 1-3 причитаний). Поэтика величальных и корильных песен, посвященных (молодым). Время их исполнения, обрядовая роль. 6. Двоеверие в системе русского свадебного обряда. 7. Традиционная свадьба в описании белгородских собирателей обрядовой поэзии. Список практических заданий 1. Изучите раздел хрестоматии, посвященный свадебной поэзии. Проведите анализ песенных жанров, в которых отражается обрядовая идея перехода от старой жизни к новой. 2. Проведите анализ одной песни, исполняемой во время встречи свадебного поезда. 3. Проведите анализ одной песни, связанной с ритуалом расставания невесты с красой/красотой/волей, отметив основные черты поэтики, обрядово-магическую основу, мифологическую образность. 4. Проанализируйте причитания невесты: обрядовая функция, поэтика (подробный анализ одного причета).
5. Проанализируйте величальную и корильную песни, посвященные молодым. Список дополнительной литературы: 1. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М., 1985. 2. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1989. 3. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990. (См.: «Свадебные обряды и обычаи»). 4. Обрядовая поэзия. Семейно-бытовой фольклор. 1997. 5. Обрядовая поэзия. – М., 1989. С. 17-28, 322-563, 569-598.
Семинар №3.Былина как жанр русской народной поэзии. «Илья Муромец и Калин-царь» Цель семинара: сформироватьпредставление о круге проблем отечественного эпосоведения,формировать умение анализировать тексты и определять черты поэтики былины, развивать навыки работы с научной и учебной литературой План занятия: 1. Былина как жанр УНТ. Вопрос о происхождении былин в фольклористике (сопоставить разные точки зрения, см.: Пропп, Юдин, Миллер, Рыбаков, Кравцов, Лазутин, Зуева, Кирдан, Круглов, Аникин) 2. Периодизация былинного эпоса (сопоставить разные точки зрения, см.: Пропп, Юдин, Миллер, Рыбаков, Кравцов, Лазутин, Зуева, Кирдан, Круглов, Аникин) 3. Состав и классификация русских былин (сопоставить разные точки зрения, см.: Пропп, Юдин, Миллер, Рыбаков, Кравцов, Лазутин, Зуева, Кирдан, Круглов, Аникин) 4. Былины Киевского цикла, их идейно-тематическое своеобразие. 5. Своеобразие былин Новгородского цикла (на примере одной из былин о Садко). Список практических заданий 1. Законспектировать одну из статей (по любому полному изданию): Скафтымов А.П. «Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах», Рыбаков Б.А. «Русский эпос и исторический нигилизм», Лихачев Д.С. «Эпическое время былин», Миллер В.Ф. «Очерк истории русского былинного эпоса» 2. Проанализировать былину «Илья Муромец и Калин-царь», обратив внимание на вопросы: 1) роль вступления к былине. Завязка всех событий; 2) как рисуются враги? Есть ли в этом изображении историческая правда?
3) поведение ханского посла в Киеве. Требования врагов; 4) как ведет себя в это время князь Владимир? 5) при каких обстоятельствах появляется в Киеве Илья Муромец? 6) Илья Муромец как олицетворение русской народной силы. В чем состоит поэтическая идеализация образа? 7) действия Ильи в лагере врагов; 8) черты историчности в былине, художественный вымысел и обобщение; 9) сопоставление образов Ильи и князя Владимира; 10) использование в былине гипербол, параллелизмов, сравнений, постоянных эпитетов, повторов и т. д.; 11) идейное содержание былины. Список дополнительной литературы: 1. Тексты былин по хрестоматиям: · Русское устное народное творчество: хрестоматия: учебное пособие / сост., вступ. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006. · Русское устное народное творчество: хрестоматия-практикум/ под общ. ред. С.А. Джанумова. – М., 2007. · Русский фольклор. Хрестоматия/сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – 4-е изд. – М., 2003. · Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия/сост. Ю.Г. Круглов. – СПб., 1993. 2. Учебники и пособия: · Аникин В. П. Устное народное творчество: учебник. – 4-е изд, перераб. и доп. – М., 2011. · Шафранская Э. Ф. Устное народное творчество: учебное пособие. – М., 2008. · Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору: учебное пособие для вузов. – М., 2004. · Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник. – 4-е изд. – М., 2002. · Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – Л.,1987. · Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество: учебник для филологических специальностей университетов. – М.,1983. 3. Монографии и научные статьи: · Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М., 1964. · Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М., 1958. –С. 179-257, 277-286, 301, 374-387/. · Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. – М., 1971.– С. 190-206/. · Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963. · Селиванов Ф.М. Поэтика былин. – М., 1977.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.173.197 (0.009 с.) |