Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лабораторная работа №3. Жанровое своеобразие пословиц и поговорок ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Цель работы: закрепить представление о малых фольклорных жанрах, о роли В.И.Даля в собирании и изучении паремий, формировать навыки поиска и обработки научной информации.
Теоретическая часть, лежащая в основе выполнения лабораторной работы, – материал учебника Зуевой Т.В. И Кирдана Б.П. Расширить и углубить знания Дайте краткие ответы на все вопросы и задания, указывая источник информации по форме: автор, название статьи (книги), выходные данные, электронный адрес.
Общая постановка задачи Опираясь на предложенные источники, которые вы отыщите в Сети, разберитесь с наполнением понятий «паремия», «пословица», «поговорка». Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: Худ. лит., 1984. – Т.I-II. См. в Сети, например, на портале «РОДОН» http://www.rodon.org/dvi/prn0.htm#a178 Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. – М., 1957. – С. 9-53. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001. – С. 238 -270. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник. – М., 1998. – С. 113-123. Костюхин К. А. Лекции по русскому фольклору. – М., 2004. – С. 235 -244. Малые формы фольклора //Сборник статей памяти Г.Л.Пермякова. – М., 1995. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. – СПб., 1999. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки (заметки по общей теории клише). – М., 1970. – С. 8-31. Рыбникова М.А. Русская поговорка //Избранные труды. – М., 1985. – 213-224. Список вопросов и заданий 1. Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора и как явления народной философии. Их функции в речи. 2.. Сходство и отличия пословиц и поговорок. Структура поговорки, её роль в речи. 3. Происхождение пословиц и поговорок. Отражение в них обычаев и верований Древней Руси. Библия как один из источников народных паремий. 4. Многообразие тематики русских пословиц и поговорок, отражение в них сложной, противоречивой действительности. Идейно-тематические группы пословиц: пословицы, в которых отразились исторические события; пословицы о народном быте, труде; пословицы философского и морально-этического содержания. 5. Особенности построения и поэтической организации пословицы. 6. Специфика бытования паремий в современной действительности. Народные паремии и авторские афоризмы. Роль пословиц и поговорок в художественной литературе.
7.В.И. Даль как собиратель пословиц. Дайте краткую справку о фольклористе. Составьте план-конспект «Напутного» слова В.И. Даля к своему сборнику. Укажите, какие жанры, кроме пословицы, вошли в его сборник. Укажите, сколько тематических групп выделил филолог в народных выражениях, какие это группы. Подберите в сборнике В.И. Даля пять пословиц о пословицах и поговорках и ещё по пять из двух тематических групп (по вашему выбору): о человеке;о правде и лжи;о счастье и горе;о жизни и смерти; о деньгах;о труде;о дружбе;о семье. 8. Заполните таблицу: с реди указанных ниже паремий выделите пословицы и поговорки. Обоснуйте своё решение. Укажите известные вам варианты приведённых паремий.
Лабораторная работа №4. Духовные стихи Цель работы: закрепить представление о жанре духовного стиха, формировать навыки поиска и обработки научной информации, работая с фундаментальными источниками. Теоретическая часть Минимальная учебная информация, лежащая в основе выполнения лабораторной работы, – материал учебника Зуевой Т.В. И Кирдана Б.П. В процессе выполнения работы необходимо проанализировать источники, отбирая материал для ответа, сопоставлять позиции ученых. Требуется сначала указать источник, затем разместить материал из него и прокомментировать (ответить на вопрос).
Общая постановка задачи Опираясь на предложенные источники, которые вы самостоятельно отыщите в Сети, разберитесь с наполнением понятия «духовный стих» 1. КЛЭ
2. Никитина С.Е.Устная народная культура и языковое сознание. – М.: Наука, 1993. 3. «У раю я сижу…»: Сборник духовных стихов и псальмов Белгородской области. Издание второе / ред.-сост. Н.В.Кривчикова. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2015. – 37 стр., ноты. 4. Русский фольклор: хрестоматия/ сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М.: Флинта, Наука, 1998. 5. Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам) / вступ. ст. Н.И. Толстого; послесл. С.Е. Никитиной; подготовка текста и коммент. А.Л. Топоркова. – М.: Прогресс, Гнозис, 1991. – (Традиционная духовная культура славян / Из истории изучения). - 192 с. См.: сайт Poetica (philologos.narod.ru) http://philologos.narod.ru/fedotov/stihi.htm Список вопросов и заданий 1. Проблема жанрового определения духовного стиха: Как в КЛЭ дается понятие «духовный стих»?Какова связь терминов «псальма», «кант», «духовный стих»?Как в народе определяют этот жанр?Кто из ученых и почему связывает духовный стих с балладой? 2.Собирание и изучение текстов: Какова история собирания духовных стихов? Каковы основные вехи изучения жанра? 3. Характеристика духовных стихов (сюжетная, тематическая, лингво-стилистическая…). Какие духовные стихи наиболее известны? Дайте их краткое описание. В чем своеобразие образного строя, картины мира в духовных стихах? 4. Духовные стихи на Белгородчине. Изучите издание «У раю я сижу…»: Сборник духовных стихов и псальмов Белгородской области. Издание второе / ред.-сост. Н.В.Кривчикова. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2015. Определите, как фольклорист-собиратель, составитель сборника различает духовные стихи и псальмы. Охарактеризуйте состав издания. 5 Духовный стих в литературе. Сравните две редакции рассказа И.А. Бунина «Лирник Родион» (издание до 1915 г. с названием «Псальма» и поздние редакции). Как изменился текст «песни»? Что поменялось в содержании бунинского произведения? «Стих про сироту», на ваш взгляд, – это «псальма», «религиозная баллада», «апокрифическая песня», «духовный стих»? Обоснуйте ответ развернуто.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.006 с.) |