Лабораторная работа №3. Жанровое своеобразие пословиц и поговорок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторная работа №3. Жанровое своеобразие пословиц и поговорок



Цель работы: закрепить представление о малых фольклорных жанрах, о роли В.И.Даля в собирании и изучении паремий, формировать навыки поиска и обработки научной информации.

 

Теоретическая часть, лежащая в основе выполнения лабораторной работы, – материал учебника Зуевой Т.В. И Кирдана Б.П. Расширить и углубить знания Дайте краткие ответы на все вопросы и задания, указывая источник информации по форме: автор, название статьи (книги), выходные данные, электронный адрес.

 

 

Общая постановка задачи

Опираясь на предложенные источники, которые вы отыщите в Сети, разберитесь с наполнением понятий «паремия», «пословица», «поговорка».

Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: Худ. лит., 1984. – Т.I-II. См. в Сети, например, на портале «РОДОН» http://www.rodon.org/dvi/prn0.htm#a178

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. – М., 1957. – С. 9-53.

Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001. – С. 238 -270.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник. – М., 1998. – С. 113-123.

Костюхин К. А. Лекции по русскому фольклору. – М., 2004. – С. 235 -244.

Малые формы фольклора //Сборник статей памяти Г.Л.Пермякова. – М., 1995.

Мокиенко В.М. В глубь поговорки. – СПб., 1999.

Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки (заметки по общей теории клише). – М., 1970. – С. 8-31.

Рыбникова М.А. Русская поговорка //Избранные труды. – М., 1985. – 213-224.

Список вопросов и заданий

1. Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора и как явления народной философии. Их функции в речи.

2.. Сходство и отличия пословиц и поговорок. Структура поговорки, её роль в речи.

3. Происхождение пословиц и поговорок. Отражение в них обычаев и верований Древней Руси. Библия как один из источников народных паремий.

4. Многообразие тематики русских пословиц и поговорок, отражение в них сложной, противоречивой действительности. Идейно-тематические группы пословиц:

пословицы, в которых отразились исторические события;

пословицы о народном быте, труде;

пословицы философского и морально-этического содержания.

5. Особенности построения и поэтической организации пословицы.

6. Специфика бытования паремий в современной действительности. Народные паремии и авторские афоризмы. Роль пословиц и поговорок в художественной литературе.

7.В.И. Даль как собиратель пословиц. Дайте краткую справку о фольклористе. Составьте план-конспект «Напутного» слова В.И. Даля к своему сборнику. Укажите, какие жанры, кроме пословицы, вошли в его сборник. Укажите, сколько тематических групп выделил филолог в народных выражениях, какие это группы.

Подберите в сборнике В.И. Даля пять пословиц о пословицах и поговорках и ещё по пять из двух тематических групп (по вашему выбору):

о человеке;о правде и лжи;о счастье и горе;о жизни и смерти;

о деньгах;о труде;о дружбе;о семье.

8. Заполните таблицу: с реди указанных ниже паремий выделите пословицы и поговорки. Обоснуйте своё решение. Укажите известные вам варианты приведённых паремий.

паремия пословица или поговорка? варианты паремии
  Старинная пословица не на ветер молвится    
  Не в бровь, а в глаз    
  Жизнь прожить, что море переплыть    
  Злому человеку не прибавит Бог веку    
  Не поминай лихом    
  Век живи, век учись    
  Бочка мёду, ложка дёгтю    
  За ушко да и на солнышко    
  Муж да жена – одна душа    
  Где нянек много, там дитя безного    
  Десятая вода на киселе    
  На всякого Егорку есть поговорка    

 

Лабораторная работа №4. Духовные стихи

Цель работы: закрепить представление о жанре духовного стиха, формировать навыки поиска и обработки научной информации, работая с фундаментальными источниками.

Теоретическая часть

Минимальная учебная информация, лежащая в основе выполнения лабораторной работы, – материал учебника Зуевой Т.В. И Кирдана Б.П.

В процессе выполнения работы необходимо проанализировать источники, отбирая материал для ответа, сопоставлять позиции ученых. Требуется сначала указать источник, затем разместить материал из него и прокомментировать (ответить на вопрос).

 

Общая постановка задачи

Опираясь на предложенные источники, которые вы самостоятельно отыщите в Сети, разберитесь с наполнением понятия «духовный стих»

1. КЛЭ

2. Никитина С.Е.Устная народная культура и языковое сознание. – М.: Наука, 1993.

3. «У раю я сижу…»: Сборник духовных стихов и псальмов Белгородской области. Издание второе / ред.-сост. Н.В.Кривчикова. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2015. – 37 стр., ноты.

4. Русский фольклор: хрестоматия/ сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М.: Флинта, Наука, 1998.

5. Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам) / вступ. ст. Н.И. Толстого; послесл. С.Е. Никитиной; подготовка текста и коммент. А.Л. Топоркова. – М.: Прогресс, Гнозис, 1991. – (Традиционная духовная культура славян / Из истории изучения). - 192 с. См.: сайт Poetica (philologos.narod.ru) http://philologos.narod.ru/fedotov/stihi.htm

Список вопросов и заданий

1. Проблема жанрового определения духовного стиха: Как в КЛЭ дается понятие «духовный стих»?Какова связь терминов «псальма», «кант», «духовный стих»?Как в народе определяют этот жанр?Кто из ученых и почему связывает духовный стих с балладой?

2.Собирание и изучение текстов: Какова история собирания духовных стихов? Каковы основные вехи изучения жанра?

3. Характеристика духовных стихов (сюжетная, тематическая, лингво-стилистическая…). Какие духовные стихи наиболее известны? Дайте их краткое описание. В чем своеобразие образного строя, картины мира в духовных стихах?

4. Духовные стихи на Белгородчине. Изучите издание «У раю я сижу…»: Сборник духовных стихов и псальмов Белгородской области. Издание второе / ред.-сост. Н.В.Кривчикова. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2015. Определите, как фольклорист-собиратель, составитель сборника различает духовные стихи и псальмы. Охарактеризуйте состав издания.

5 Духовный стих в литературе. Сравните две редакции рассказа И.А. Бунина «Лирник Родион» (издание до 1915 г. с названием «Псальма» и поздние редакции). Как изменился текст «песни»? Что поменялось в содержании бунинского произведения? «Стих про сироту», на ваш взгляд, – это «псальма», «религиозная баллада», «апокрифическая песня», «духовный стих»? Обоснуйте ответ развернуто.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.006 с.)