Семинар №6. Лирические народные песни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар №6. Лирические народные песни



Цель семинара: привести в систему знания о песенных жанрах, учить излагать современные концепции фольклористики, свободно оперировать терминологией, вести грамотный анализ жанров лирической песни с учетом нескольких критериев.

План занятия:

1. Традиционные лирические песни как жанр УНТ, сходство и различия с другими видами песен.

2. Особенности лирического героя, функция лирических песен.

3. Формирование жанра народной лирической песни, отражение в их содержании примет времени.

4. Тематическое разнообразие народно-лирических песен (на каждую тематическую группу привести примеры).

5. Художественное своеобразие народных лирических песен (реалистичность, типизация и обобщение, особенности композиции, повторы, поэтический параллелизм, ступенчатое сужение образа, поэтическая символика, эпитеты, сравнения, метафоры, инверсия и т. д.).

Список практических заданий

Привести по два примера каждого художественного приёма, использующихся в лирических народных песнях.

Выписать из сборников и проанализировать лирические песни Белгородчины с точки зрения идейно-тематического и художественного своеобразия.

Проработать статьи:

· Веселовский А. Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля (конспект).

· Соколов Б. М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора Композиция лирической песни (тезисный план).

· Колпакова Н. П. Типы народной частушки (план статьи) или Зырянов И.В. Вариативность частушки

Список дополнительной литературы:

1. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. –Саратов, 1966.

2. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. – Саратов, 1977.

3. Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. – Л., 1978.

4. Лирические народные песни /подг. Е.Лопырева. – Л., 1961.

5. Новикова А.М. Народная лирическая песня. Народные частушки. – М., 1960.

6. Русские народные песни /сост. А.М.Новикова. – М., 1957.

7. Лирические песни Белогорья: Поздние лирические песни Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». Вып. 23 / ред.-сост. Н.В. Кривчикова. – Белгород: издание БГЦНТ, 2009. – 52 с.

 

Семинар №7. Русская народная баллада

Цель семинара: систематизировать представление о жанре баллады, учить излагать современные концепции фольклористики, свободно оперировать терминологией, вести грамотный анализ текста, определять основные жанровообразующие признаки.

План занятия:

1. Баллада как жанр устного народного творчества: история термина, жанровые признаки.

2. Поэтика народной баллады: сюжет, роль диалога, элементы трагического, система образов, психологизм.

3.Тематические группы баллад (исторические, любовные, семейные, социальные).

4. Ранние баллады как разновидность исторической песни. Сюжет полона («Теща в плену у зятя», «Спасение полонянки» и др.). «Авдотья-Рязаночка»: поэтика баллады, сказочно-былинные образы, мотивы и их балладная мотивировка.

5. Поэтика любовных баллад. «Василий и Софья»: балладная ситуация, символика, мифологическая природа образов и балладная фантастика.

6. Семейно-бытовые баллады. «Князь Роман жену терял», «Рябинка»: поэтика, образная система, конфликт и балладный драматизм, роль диалогов. Семейные отношения в балладном мире.

7. Городской романс и баллада.

Список практических заданий

Распределите все тексты раздела «Баллада» из хрестоматии на мифологические, классические и новые (поздние).

Список дополнительной литературы:

1. Балашов Д.М. Народная баллада // Народные баллады. – М.-Л., 1963. – С. 4-32.

2. Кулагина А.В. Русская народная баллад. – М., 1977. – С. 16-36.

3. Путилов Б.Н. Славянская историческая баллада. – М.-Л., 1965.

4. Петровский М. Езда в остров любви или Что есть русский романс // Вопросы литературы. 1984, № 5.

5. Костюхин Е.А. Жестокий романс в контексте русской культуры // Русская литература, 1998, № 3.

6. Ковылин А. В.Русская народная баллада: происхождение и развитие жанра. Автореф. дис… к. ф.н. – М., 2003

7. Исторические песни. Баллады. – М., 1991.

8. Народные баллады. – М.-Л., 1963.

Семинар №8. Народный театр

Цель семинара: закрепитьпредставление о разных видах народного театра, их происхождении, сюжетных и стилевых особенностях, формировать умение анализировать тексты и определять их основные жанровые признаки, развивать навыки работы с научной литературой

План занятия:

1. Происхождение народного театра. Связь драматического действия с народными играми и обрядами. Драматическое исполнение эпических и лирических фольклорных произведений. (Привести примеры синкретизма).

2. Вертеп. Происхождение вертепа, его виды. Время представлений. Устройство театра: куклы и реквизит. Репертуар: тематика пьес, основные образы и стиль.

3. Театр Петрушки: описание, происхождение, особенности игры. Репертуар: тематика, персонажи, стиль.

4. Раек: устройство, тексты, темы, стиль.

5. Народные драмы «Лодка», «Царь Максимилиан»: происхождение, варианты, бытование, средства создания образов, стиль.

Список практических заданий

1. Изучить одну из статей и составить её развернутый тезисный план: Крупянская В.Ю. «Народная драма «Лодка»»; Савушкина Н.И. «Народная драма «Царь Максимилиан»» или «Сюжетно-композиционные типы народной драмы» (по любому изданию).

2. Прочитать раздел по фольклорной драме в одной из хрестоматий

3. Проанализировать данные тексты, определить их принадлежность к конкретному виду народного театра, указав основные признаки жанра:

А) Покалякать здесь со мной подходи, народ честной: и парни, и девицы, и молодцы, и молодицы, и купцы, и купчихи, и дьяки, и дьячихи, и крысы приказные, и гуляки праздные. Покажу вам всякие картинки, и господ, и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки с вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите да карманы свои берегите. Облапошат!

Вот смотрите в оба: идет парень и его зазноба, надели платья модные да думают, что благородные. Парень сухопарый сюртук где-то старый купил за целковый и кричит, что он новый. А зазноба отменная – баба здоровенная, чудо красоты, толщина в три версты, нос в полпуда, да глаза просто чудо: один глядит на вас, а другой в Арзамас. Занятно!...

Друзья сердечные, тараканы запечные, карманы держите да дальше смотрите. Вот на Ходынском поле гуляет франт: сапоги в рант, брови колесом, шишка под носом, подле носа папироса, кудри завиты, глаза подбиты, так фонари и светят до зари. А вот и еще три: один в шапке, другой в тряпке, третий на железной подкладке, нос в табаку, сам провалился в кабаку. Раздолье!

А вот в городе Цареграде стоит султан на ограде. Он рукой махает, Омер-пашу призывает: «Омер-паша, наш городок не стоит ни гроша!» Вот подбежал русский солдат, банником хвать его в лоб, тот и повалился, как сноп... Ловко!

Поворачиваю еще машину, а вы дайте по алтыну старику на водку, промочу свою глотку. Перед вами барин, не то еврей, не то татарин, а то, может быть, и грек, очень богатый человек. Он по бульвару спокойно гуляет, вдруг кто-то из кармана платок таскает. Барин это слышит, да нарочно еле дышит. На то он и держит банкирскую контору, чтоб не мешать никакому вору. Сам, видно, с маленького начинал. Чисто!

 

Б) Ирод (зовет Воина). Воин мой, воин,

Воин вооруженный,

Стань передо мною,

Как лист перед травою,

Слушай мои приказания!

Воин (с мечом входит и останавливается перед Иродом).

О грозный царь Ирод,

Почто своего верного воина призывавши

И какие грозные приказы повелеваеши?

Ирод. Прогони отсюда сего старого бродягу!

Воин прогоняет Отшельника в одну сторону, а с другой стороны является Смерть с косою и начинает речитатив.

Смерть. О Ироде, Ироде,

Полно тебе грешити,

Пора смерти просити!

Ирод в ужасе встает на своем троне быстро и порывисто.

Смерть. Вот я к тебе пришла —

Настал твой смертный час:

Склони твою голову на мою косу.

Ирод (просит отсрочки). Дай отсрочки один год!

Смерть. Ни на один месяц

Ирод. Дай на один день.

Смерть. Ни на один час

Ирод. На одну минуту.

Смерть. Ни на одну секунду!

Ирод покорно склоняет голову на косу, а Смерть, отрубив голову, плавно удаляется одним ходом, а другим вбегают черти с визгом и хохотом, окружают тело Ирода и под предводительством огромного Черти тащат тело в ад.

В) Атаман. Эсаул! Спой любимую мою песню.

Эсаул вместе со всеми разбойниками поют:

Вниз по матушке по Волге...

Атаман (перебивая песню). Эсаул!

Подходи ко мне скорей,

Говори со мной смелей!

Не подойдешь скоро,

Не выговоришь смело -

Велю тебе вкатить сто,

Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!

Эсаул. Что прикажешь, могучий Атаман?

Атаман. Возьми подозрительную трубку,

Поди на атаманскую рубку,

Смотри во все стороны:

Нет ли где пеньев, кореньев, мелких мест?

Чтобы нашей лодке на мель не сесть!

Эсаул берет картонную трубку и осматривает кругом.

Атаман (кричит). Зри верней, сказывай скорей!

Эсаул. Смотрю, гляжу и вижу!

Атаман. Сказывай, что видишь?

Эсаул. Вижу: на воде колода!

Атаман (как бы не расслышав).

Какой там черт – воевода!

Будь их там сто или двести -

Всех их положим вместе!

Я их знаю и не боюсь,

А если разгорюсь,

Еще ближе к ним подберусь.

Эсаул-молодец!

Возьми мою подозрительную трубку,

Поди на атаманскую рубку,

Посмотри на все четыре стороны,

Нет ли где пеньев, кореньев, мелких мест,

Чтобы нашей лодке на мель не сесть!

Гляди верней, сказывай скорей!

Список дополнительной литературы:

1.Фольклорный театр. – М., 1988.

2. Народный театр. – М., 1991.

3. Гусев В.Е. Истоки русского театра. – Л., 1977.

4.Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: учебник. – М.: Флинта, Наука, 1998.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.02 с.)