Глава 12. Экологические преступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 12. Экологические преступления



 

Литература

 

Веревичева М.И. Экологические преступления в уголовном праве России (проблемы понятия и системы). Ульяновск, 2004.

Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1998.

Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей среды в РФ. М., 2002.

Крашенинников Д.А. Последствия экологических преступлений. Ульяновск, 2007.

Князев А.Г., Чураков Д.Б., Чучаев А.И. Экологические преступления. М., 2009.

Лопашенко Н.А. Экологические преступления: Научно-практический комментарий. СПб., 2002.

Экологические преступления (уголовно-правовой и криминологические аспекты). М., 2003.

 

§ 1. Общая характеристика экологических преступлений

и их система

 

Уголовное законодательство не содержит понятия экологического преступления, оно выработано теорией уголовного права. В основе его определения лежат положения законодательства в области охраны окружающей среды.

Под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; под природной средой (либо природой) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Таким образом, природная среда отличается от окружающей среды тем, что она не охватывает антропогенные объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов. Последние представляют собой естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможность самовосстановления небезграничны. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой как для нее, так и для человека. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Следовательно, нормы гл. 26 УК РФ "Экологические преступления" направлены в первую очередь на охрану биологической основы существования человека и всего живого на земле.

Иначе говоря, сущность рассматриваемых преступлений заключается в том, что они, посягая на экологический правопорядок, экологическую безопасность, рациональное использование компонентов окружающей среды, тем самым причиняют вред человеку, ухудшая природные основы его жизнедеятельности, умаляют экологические интересы общества, подрывают незыблемость природоохранительных и иных правовых норм. Они нарушают конституционное право каждого человека "на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42 Конституции РФ).

Таким образом, экологическое преступление - это предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние, посягающее на общественные отношения, обеспечивающие сохранение для нормальной жизнедеятельности человека благоприятной природной среды, рациональное использование ее ресурсов и экологическую безопасность населения <1>.

--------------------------------

<1> Принято считать, что впервые термин "экологическое преступление" был употреблен О.С. Колбасовым в 1972 г., однако его дефиниция, по сути, им не была сформулирована (см. об этом подробно: Веревичева М.И. Экологические преступления в уголовном праве России (проблемы понятия и системы). Ульяновск, 2004).

 

Разработчики проекта УК РФ 1992 г. сформулировали следующее определение указанного преступления: "...предусмотренное настоящей главой общественно опасное деяние, посягающее на установленный специальным законом режим использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и причиняющее вред окружающей среде или здоровью человека либо создающее реальную угрозу такого причинения" <1>. Таким образом, предлагалось ограничить круг экологических преступлений только теми, которые в качестве таковых были перечислены в специальной главе. Подобное решение сняло бы многие вопросы о признании того или иного деяния экологическим преступлением (например, экоцид).

--------------------------------

<1> Новый Уголовный кодекс // Известия. 1992. Спец. выпуск (б/д).

 

В теории наметились две крайности: первая заключается в игнорировании того, что экологические преступления нарушают самостоятельную группу общественных отношений; вторая - в отнесении к их числу всех деяний, которые оказывают хоть какое-то отрицательное влияние на окружающую среду <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дмитриев О.В. Экологические преступления // Специфика правового регулирования социально-экономических отношений. Омск, 1997. С. 103.

 

Различия в имеющихся дефинициях во многом обусловлены оценкой объекта преступления. "Одни авторы определяют его как общественные отношения, направленные на охрану природы, обычно при этом они выделяют природные (материальные, физические) объекты как предметы преступлений. Другие авторы называют объектом экологических преступлений саму природу и ее материальные блага, а общественные отношения в сфере их охраны ("экологический правопорядок") считают предметом данной группы преступлений" <1>.

--------------------------------

<1> Столяров В.Б. Уголовно-правовой анализ экологических преступлений // Экологическое право. 2001. N 1. С. 10.

 

Подходы к определению экологических преступлений можно объединить в три условные группы <1>. Первая обусловлена преобладанием экономического аспекта в их оценке. Так, Ю.И. Ляпунов писал: "Экологическое преступление в целом можно охарактеризовать как деяние, совершенное с намерением причинить вред окружающей природной среде".

--------------------------------

<1> См.: Веревичева М.И. Указ. соч. С. 22 - 27.

Вторая группа объединяет дефиниции, которые построены на так называемом комбинированном подходе (помимо природы в них в различных комбинациях указывается на общественную безопасность, экологический правопорядок и т.п.). Например, "экологическим преступлением следует считать виновное противоправное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации общественный правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде" <1>.

--------------------------------

<1> Петров В.В. Экологическое преступление: понятие и составы // Государство и право. 1993. N 8. С. 88 - 89.

 

Третья группа дефиниций основана на оценке объекта экологического преступления как общественных отношений, выполняющих относительно устойчивые функции по обеспечению необходимых экологических условий для существования и развития общества (так называемый социальный подход). "Экологическими преступлениями, - пишет Э.Н. Жевлаков, - являются общественно опасные, предусмотренные уголовным законом, виновные, наказуемые деяния, посягающие на общественные отношения по сохранению качественно благоприятной природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению безопасности населения" <1>.

--------------------------------

<1> Жевлаков Э.Н. Экологические преступления: понятие, виды, проблемы ответственности: Дис.... д.ю.н. М., 1991. С. 197.

 

Приведенные подходы к определению экологического преступления во многом отражают особенности трех этапов в развитии правовой экологии, выделенных В.В. Петровым: природно-ресурсового, природоохранительного и социально-экологического <1>.

--------------------------------

<1> См.: Петров В.В. Правовая экология и экологическое право // Вопросы социоэкологии. Львов, 1987. С. 134.

 

Определение, сформулированное М.И. Веревичевой, характеризует третий этап. По ее мнению, "экологическими преступлениями признаются виновно совершенные общественно опасные деяния, посягающие на социально-экологические отношения по охране природной среды и обеспечению экологической безопасности, запрещенные уголовным законом под угрозой наказания" <1>.

--------------------------------

<1> Веревичева М.И. Указ. соч. С. 101.

 

Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются отношения: а) по охране окружающей среды; б) по рациональному использованию природных ресурсов; в) по сохранению оптимальной для жизнедеятельности человека и иных живых существ природной среды; г) по обеспечению экологической безопасности населения.

Непосредственным объектом экологических преступлений признаются конкретные общественные отношения в пределах видового объекта. Ими, в частности, могут выступать отношения в области охраны и рационального использования земли, недр, вод и атмосферы, общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира (фауны) либо растительного мира (флоры) и т.д.

Предмет указанных преступлений в литературе рассматривается в широком и узком смысле слова. В первом значении под ним понимается природная среда в целом. Все ее составные части находятся во взаимосвязи и взаимодействии, образуя единую экосистему. Естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией (п. 8 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с послед. изм.) <1>). Она терпит урон всякий раз, когда причиняется вред какой-либо ее составляющей.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

 

Во втором значении предметом конкретных преступлений выступают природные ресурсы: земля, ее недра, атмосфера, воздух, внутренние воды и воды открытого моря, растительность и т.д. Иначе их еще называют компонентами природной среды. Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" это "земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле".

В некоторых случаях в качестве предмета преступного воздействия предусматриваются особо охраняемые природные территории и природные объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и т.д. (ст. 262 УК РФ). В нормах об экологических преступлениях общего характера (например, ст. 246 УК РФ) предмет в законе не конкретизируется.

По предмету экологические преступления отличаются от преступлений против собственности. Так, если предмет посягательства является естественным элементом природной среды, то деяние относится к числу экологических преступлений, и наоборот, речь должна идти о посягательстве против собственности, если природные ресурсы стали товаром, имуществом, т.е. они овеществляют в себе конкретный общественно необходимый труд человека и полностью извлечены или иным образом обособлены от окружающей природной среды.

Объективная сторона экологических преступлений характеризуется нарушением соответствующих правил природопользования и охраны окружающей среды.

Подавляющее большинство диспозиций норм, устанавливающих ответственность за рассматриваемые деяния, относится к бланкетным. В описании конкретных составов преступлений законодателем часто используется выражение "нарушение правил охраны окружающей среды", что предопределяет необходимость обращения к экологическому законодательству, являющемуся достаточно обширным, сложным по структуре, некодифицированным, в последнее время интенсивно развивающимся и использующим специальную терминологию.

По конструкции составы большинства рассматриваемых преступлений относятся к материальным: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод (ст. 250 УК РФ), загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ) и др. Составы загрязнения морской среды (ст. 252 УК РФ), нарушения законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ) сконструированы как формальные.

По некоторым уголовно-правовым нормам ответственность возможна только в случае угрозы наступления указанных в них последствий ("состав угрозы", например нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, - ст. 247 УК РФ). Среди норм об экологических преступлениях встречаются нормы, одновременно содержащие разновидности преступлений как с материальным, так и с формальным составом. Например, ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов по п. "а" ч. 1 ст. 256 УК РФ предусмотрена при причинении крупного ущерба (материальный состав); по п. п. "б", "в", "г" этой же части данной статьи - без указания последствий (формальный состав). Аналогичным образом сконструирован и состав преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ.

При рассмотрении дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенным деянием и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" (в ред. от 6 февраля 2007 г.) обращается внимание судов на то, что они должны "выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости" (п. 2) <1>.

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1; 2007. N 5.

 

С субъективной стороны экологические преступления характеризуются в большинстве случаев неосторожностью, вместе с тем некоторые посягательства совершаются умышленно. Например, загрязнение вод (ст. 250 УК РФ), атмосферы (ст. 251 УК РФ) и морской среды (ст. 252 УК РФ) предполагает только неосторожную форму вины. А незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ), незаконная охота (ст. 258 УК РФ), незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) и др. могут совершаться, наоборот, только умышленно.

Мотивы и цели умышленных экологических преступлений для квалификации значения не имеют, но подлежат учету при назначении наказания.

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. За некоторые преступления предусмотрена ответственность специального субъекта (например, незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, совершенная лицом с использованием своего служебного положения, - ч. 3 ст. 256 УК РФ).

В теории уголовного права экологические преступления систематизируются по-разному. Так, предложены: многоуровневая классификация <1>; поэтапная классификация <2>; классификация по предмету и объекту преступления <3>; по степени определенности диспозиции уголовно-правовой нормы об экологическом преступлении <4>; исходя из вида нарушения социально-экологических отношений по охране природной среды и обеспечению экологической безопасности <5> и др.

--------------------------------

<1> См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления: комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1998. С. 88.

<2> См.: Лопашенко Н.А. Экологические преступления: Научно-практический комментарий. СПб., 2002. С. 28.

<3> См.: Жевлаков Э.Н., Суслова Н.В. Экологическая преступность в Российской Федерации в 1990 - 2000 гг. // Криминология. 2000. N 3. С. 68; и др.

<4> См.: Петров В.В. Указ. соч. С. 91.

<5> Веревичева М.И. Указ. соч. С. 101.

 

В методических целях рассматриваемые преступления целесообразно подразделить на две группы. Первая - экологические преступления общего характера. Они посягают на окружающую природу в целом, вторая группа - специальные экологические преступления. Они причиняют вред отдельным компонентам или составным частям природной среды.

К экологическим преступлениям общего характера относятся преступные деяния, предусмотренные ст. ст. 246 - 249 УК РФ, к специальным - ст. ст. 250 - 262 УК РФ.

 

§ 2. Экологические преступления общего характера

 

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ). Норма, предусмотренная данной статьей, ранее не была известна российскому уголовному праву. Она предусматривает ответственность за причинение ущерба природной среде в ходе хозяйственной деятельности. При этом экологическое законодательство исходит из презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Уголовно-правовая норма в данном случае призвана обеспечить соблюдение заранее разработанных и принятых в установленном порядке правил, направленных на уменьшение риска, потенциальной угрозы и вынужденных экологически вредных последствий.

Объект преступления - отношения по обеспечению экологической безопасности и охраны природной среды. В качестве дополнительного объекта может выступать здоровье человека.

Предмет преступления - окружающая среда как совокупность составляющих ее компонентов.

Объективная сторона выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Нарушение правил охраны окружающей среды может быть совершено путем как действий, так и бездействия. Указанные правила содержатся в законах и специальных подзаконных нормативных актах (например, Федеральные законы: от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 17 декабря 2009 г.), от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в ред. от 27 декабря 2009 г.), от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 23 июля 2008 г.), от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" и др.).

Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов закреплены в гл. VII Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Обязательным признаком объективной стороны являются общественно опасные последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Для контроля за изменениями радиоактивного фона Постановлением Правительства РФ от 28 января 1997 г. N 93 "О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий" определен порядок разработки соответствующих паспортов организаций и территорий <1>. Изменение радиоактивного фона признается существенным, если оно в соответствии с современными нормативными требованиями оценивается как причиняющее вред здоровью человека или создающее реальную угрозу такого причинения, привело либо могло привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 5. Ст. 688.

 

Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14).

Подобное разъяснение, на наш взгляд, не согласуется с формой вины, с которой совершается это преступление. Оно, по сути, является неосторожным деянием, следовательно, в соответствии с УК РФ неосторожное причинение вреда средней тяжести и легкого вреда здоровью уголовно ненаказуемо.

Массовая гибель животных - это одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории или акватории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три или более раза.

Некоторые авторы в характеристику этого последствия добавляют указание на значительность территории или величину популяции. Думается, делать это излишне. Массовая гибель животных может произойти и на относительно небольшом участке местности (акватории).

Вторая рекомендация страдает неопределенностью, на практике она невыполнима, и в первую очередь из-за того, что остается неясным, какова в этом случае должна быть доля погибших животных в этой популяции.

Содержание "иных тяжких последствий" раскрывается в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14, в соответствии с которым под таковыми следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и планомерному использованию.

Неоднозначно решается вопрос о признании в качестве иного тяжкого последствия наступления смерти. Одни авторы считают подобное возможным, другие относятся к этому отрицательно. Сопоставление санкций ст. 246 УК РФ и ч. 1 ст. 109 УК РФ убеждает в правильности первой позиции. Самостоятельная юридическая оценка причинения смерти по неосторожности вследствие нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ привела бы к необоснованному освобождению лица от более строгой ответственности.

В содержание иных тяжких последствий необходимо включать и распространение эпидемии, в противном случае подобные последствия окажутся вне сферы действия уголовного закона.

Состав рассматриваемого преступления будет лишь при наличии причинной связи между нарушением указанных в законе правил и наступившими последствиями.

Преступление считается оконченным с момента наступления любого из названных в ст. 246 УК РФ последствий.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Отнесение данного преступления к числу деяний, совершаемых как умышленно, так и по неосторожности, является ошибочным <1>. О неосторожном характере вины свидетельствует и санкция ст. 246 УК.

--------------------------------

<1> См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 1996. С. 303; Уголовный кодекс Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. А.И. Рарога. М., 2001. С. 357.

 

Субъект преступления специальный - лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды.

Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ). Норма призвана обеспечить охрану установленного нормативно-правового порядка обращения веществ и отходов, которые могут причинить вред окружающей природной среде.

Объект преступления - отношения по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды.

Предметом преступления являются: а) запрещенные виды опасных отходов; б) радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы. Первые относятся к производству, а вторые - к обращению экологически опасных веществ и отходов.

Запрещенные виды опасных отходов - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрыво-, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека сами по себе или при вступлении в контакт с другими веществами.

Радиоактивные вещества - это не относящиеся к ядерным материалам, т.е. к материалам, содержащим или способным воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, вещества, испускающие ионизирующее излучение.

К химическим веществам относятся токсичные химические препараты, не подвергающиеся распаду и воздействующие на человека и окружающую природную среду, в том числе и используемые в сельскохозяйственном производстве.

Бактериологическими веществами являются микроскопические, как правило, одноклеточные организмы, вызывающие болезни человека, животных и растений.

Запрещенными видами опасных отходов признаются отходы, возникновение которых запрещено: в любом случае (сильнодействующие отравляющие вещества, могущие иметь военное предназначение либо использоваться для производства оружия массового поражения); при осуществлении определенных технологических процессов (как побочный продукт); в объеме, превышающем установленный специальным нормативным актом или нормативно-техническими документами, либо в определенных концентрациях, либо в определенных местах и в определенные периоды времени, либо без надлежащего разрешения (лицензии).

Опасные отходы - это не пригодные для производства продукции, утратившие свои потребительские свойства виды сырья, пасто-, газо-, парообразные вещества и энергия, способные вызвать поражение живых существ и среды их обитания. Они разделяются на ядовитые (токсичные), радиоактивные и иные, для каждого из которых установлены соответствующие классы токсичности.

Радиоактивными отходами являются ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

Опасными (токсичными) веществами признаются органические и неорганические вещества (их соединения, продукты, их содержание), которые при поглощении или контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.

Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов, а также в транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Производство - действия промышленного характера, целенаправленно осуществляемые в рамках избранного технологического процесса таким образом, что приводят к появлению запрещенных видов опасных отходов в качестве основного или побочного продукта, которые не уничтожаются и не обезвреживаются.

Транспортировка - перемещение с мест производства, сбора, складирования, хранения к месту переработки, захоронения или уничтожения.

Хранение - помещение отходов в накопители с целью последующего повторного использования либо извлечения для захоронения. Захоронение - постоянное размещение в специально оборудованных местах, контейнерах. Использование предполагает пользование (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчинения, а также отдельными гражданами. Иное обращение с опасными веществами и отходами характеризуется сложной, многоэтапной деятельностью, которая охватывает: обезвреживание - освобождение от вредных примесей; утилизацию - извлечение полезных продуктов; складирование - временное размещение отходов; сбор - накопление в месте образования.

Правила производства указанных видов работ закреплены в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с послед. изм.) и других нормативных актах. В частности, производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов допускаются только после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством.

Нарушения указанных правил могут проявляться при обезвреживании и утилизации отходов, при превышении предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, транспортировке ядерных материалов и радиоактивных веществ, необеспечении надежной изоляции радиоактивных отходов от природной среды и т.д. Они охватывают также сброс веществ и отходов в поверхностные и подземные водные объекты, водосборные площади, в недра и почву; их размещение на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем, здоровья человека, и др.

Ответственность за рассматриваемое преступление наступает в том случае, если нарушение указанных правил создавало угрозу причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

В соответствии с ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под качеством окружающей среды понимается ее состояние, характеризующееся физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Следовательно, вред окружающей среде состоит в негативном изменении нормативно закрепленных характеристик.

Создание угрозы причинения существенного вреда окружающей среде подразумевает "возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда" (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14).

Содержание предполагаемого последствия в виде вреда здоровью человека совпадает с одноименным последствием, указанным в ст. 246 УК РФ.

Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

В определении реальности угрозы по уголовному делу необходимую помощь, на наш взгляд, могут оказать: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ N 25 и Главного государственного инспектора РФ по охране природы N 03-19/24-3483 от 10 ноября 1997 г. "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации" <1>; Положение о порядке оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения в Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. <2>; Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения, утвержденные Минздравом России 27 февраля 2001 г. N 11-3/61-09 <3>. В последнем документе, например, выделяются следующие критерии угрозы: существование источника риска (токсичного вещества в объектах окружающей среды или продуктах питания; технологического процесса, предусматривающего использование вредных веществ, и т.п.); присутствие данного источника во вредной для человека дозе; подверженность населения воздействию указанной дозы токсичного вещества.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс" (документ не был опубликован).

<2> Там же (документ не был опубликован).

<3> Там же (документ не был опубликован).

 

На практике чаще отдается предпочтение объективному критерию угрозы (например, степень токсичности вещества, его количество и т.д.), также учитываются обстоятельства места нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов (например, наличие свободного доступа людей и животных к месту хранения опасных отходов).

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247 УК РФ, считается оконченным с момента создания реальной угрозы наступления указанных в законе последствий.

Субъективная сторона предполагает умышленную форму вины.

Субъект преступления специальный - лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

В ч. 2 ст. 247 УК РФ установлена ответственность за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей природной среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Загрязнение, отравление или заражение означают существенное ухудшение окружающей природной среды в связи с внесением в нее радиоактивных или химических веществ, значительно превышающих установленные предельно допустимые концентрации, или бактериологических веществ (паразитарных, инфекционных возбудителей заболеваний и пр.), устранение или нейтрализация воздействия которых требует затраты значительных материальных средств или невозможна в обозримый период.

В ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" загрязнение характеризуется как "поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду". Из этого определения видно, что термин "загрязнение" можно понимать двояко: как процесс и как его результат.

В законе говорится о загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды в целом. В этом случае возникает вопрос, охватывается ли анализируемой нормой загрязнение отдельных ее компонентов, как это указано в других статьях УК РФ, предусматривающих ответственность за экологические преступления? Думается, в целом ответ должен быть положительным.

Однако при этом надо иметь в виду следующее. Норма, предусмотренная в ч. 2 ст. 247 УК РФ, является общей по отношению к нормам, содержащимся в ст. ст. 250 - 252, 254 УК РФ <1>. Следовательно, при загрязнении вод, атмосферы, морской среды и земли подлежат применению данные статьи.

--------------------------------

<1> На наш взгляд, ошибочной представляется диаметрально противоположная оценка соотношения указанных статей, в соответствии с которой норма, указанная в ч. 2 ст. 247 УК РФ, признается специальной, а другие - общими (см.: Лопашенко Н.А. Указ. соч. С. 76).

 

Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 247 УК РФ, выразившееся в загрязнении окружающей среды, считается оконченным с момента, когда нарушены пределы допустимой концентрации вредных веществ, что уже само по себе влечет загрязнение окружающей среды, т.е. изменяет ее качественное состояние. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы качества устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Нормативы качества являются едиными для всей территории России. Вместе с тем допускается установление более строгих нормативов с учетом природно-климатических особенностей и социальной ценности отдельных территорий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.098 с.)