Глава 18. Преступления против порядка управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 18. Преступления против порядка управления



 

Литература

 

Букалерова Л.А. Уголовно-правовая охрана официального информационного оборота. М., 2006.

Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации. М., 2006.

Гришанин П.Ф., Журавлев М.П. Преступления против порядка управления. М., 1963.

Долгов А.В., Иванченко Р.Б., Милюков А.Ф. Криминальная ситуация в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и иной спиртосодержащей продукции и меры борьбы с ней. СПб., 2005.

Левченко О.П., Портнов Ф.П. Раскрытие и расследование преступлений, связанных с незаконной миграцией. М., 2006.

Миграционные процессы и преступность иностранцев в Иркутской области. Иркутск, 2006.

Пикуров Н.И., Букалерова Л.А. Уголовно-правовая охрана государственного и муниципального управления: Учебное пособие. М., 2006.

Поленов Г.Ф. Ответственность за преступления против порядка управления. М., 1966.

Полухин В.В. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. М., 2002.

Понятовская Т.Г., Чучаев А.И. Преступления против порядка управления. Ижевск, 2007.

Преступность, криминология, криминологическая защита. М., 2007.

Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми. М., 2004.

Прудников А.С., Самойлов В.Д. Правонарушения в сфере миграции. М., 2007.

Россия и АТР: проблемы безопасности, миграции и преступности. Владивосток, 2007.

Семенов Р.Б. Подлог документов (уголовно-правовые аспекты). Владимир, 2005.

Сапронов Ю.В. Уголовная ответственность за самоуправство. Ставрополь, 2004.

Черников В.В. Судебная система, правоохранительные органы, специальные службы России. М., 2001.

Шаталов А.С., Ваксян А. Фальсификация, подделка, подлог. М., 1999.

 

§ 1. Понятие и виды преступлений против порядка управления

 

Глава 32 УК РФ включает в себя нормы об ответственности за преступления, предусмотренные ст. ст. 317 - 330 УК РФ.

Видовым объектом рассматриваемых преступлений в теории уголовного права обычно признается нормальная управленческая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а непосредственным объектом - определенная область (сфера) указанной деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М., 1996. С. 418.

 

Под государственным управлением в науке административного права понимается воздействие государства на развитие процессов и отношений в обществе властно-правовыми методами. При этом различается государственное управление в широком и узком смысле. В первом значении государственное управление осуществляют все органы государственной власти (Президент РФ, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти). Во втором оно определяется как деятельность органов исполнительной власти <1>. Специфика составов преступлений против порядка управления позволяет сделать вывод, что нормы гл. 32 УК РФ преимущественно охраняют управленческую деятельность именно органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (в пределах переданных им полномочий государственной власти). Нормальная деятельность судебной власти охраняется статьями УК РФ, выделенными в гл. 31 ("Преступления против правосудия"). Законодательная ветвь власти попадает в сферу охраны порядка управления в ст. 318 ("Применение насилия в отношении представителя власти") и в ст. 319 ("Оскорбление представителя власти").

--------------------------------

<1> См., например: Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001. С. 208.

 

Как видно, объект преступлений против порядка управления близок (если не совпадает) с объектом должностных преступлений. Законодатель определил (в названии гл. 30 УК РФ) их объект как государственную власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Очевидно, что нормальная управленческая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления является важнейшей составляющей государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В связи с этим уместно вспомнить не очень популярное в современной юридической литературе утверждение, высказанное в советской юридической литературе (В.Д. Меньшагин, В.Ф. Кириченко, Н.И. Загородников <1>), что преступления против порядка управления различаются не по объекту, а по их субъекту, что посягательство на однородные интересы в первом случае (в должностных преступлениях) происходит изнутри охраняемых интересов (должностными лицами), а во втором - извне (частными лицами).

--------------------------------

<1> См., например: Советское уголовное право. Часть Особенная / Под ред. В.Д. Меньшагина, П.С. Ромашкина, А.Н. Трайнина. М., 1957. С. 356; Кириченко В.Ф. Ответственность за должностные преступления по советскому уголовному праву. М., 1956. С. 16; Загородников Н.И. Советское уголовное право. Общая и Особенная часть: Учебник для сред. юрид. учеб. завед. М., 1975. С. 472.

 

Объективная сторона преступлений против порядка управления (кроме одного - уклонения от прохождения воинской и альтернативной службы, предусмотренного ст. 328 УК РФ) характеризуется активными действиями (уклонение от прохождения военной и альтернативной службы осуществляется путем бездействия). Составы большинства преступлений против порядка управления сконструированы как формальные, и для наступления ответственности в таких случаях достаточно совершения указанных в диспозиции соответствующих статей УК РФ общественно опасных деяний (например, приобретения официальных документов). Составы применения насилия в отношении представителя власти (ст. 318) и самоуправства (ст. 330) в числе признаков объективной стороны включают и общественно опасные последствия.

Субъектами рассматриваемых преступлений могут быть только частные лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона этих преступлений характеризуется умышленной виной (умысел, как правило прямой). Уголовная ответственность за отдельные преступления против порядка управления наступает при установлении в действиях виновных определенных указанных в диспозиции статьи мотивов и целей. Так, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов или военнослужащего совершается в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка либо из мести за такую деятельность (ст. 317 УК РФ).

С учетом специфики непосредственного объекта все преступления против порядка управления можно классифицировать следующим образом:

1) преступления, посягающие на авторитет государственной власти (ст. 329);

2) преступления, посягающие на неприкосновенность Государственной границы РФ (ст. ст. 322, 322.1, 323);

3) преступления, посягающие на нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. ст. 317, 318, 319, 320, 321, 328, 330);

4) преступления, посягающие на установленный порядок ведения официальной документации (ст. ст. 324, 325, 326, 327, 327.1).

Рассматривая вопрос о системе преступлений против порядка управления, мы не можем согласиться с законодателем по определению круга этих преступлений. Так, явно перетягивает в сторону преступлений против правосудия такое преступление, как дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321). Очевидно, что данное преступное деяние посягает на исполнение наказания, и в этом смысле оно куда ближе и к таким преступлениям против правосудия, как побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313), уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314) и неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315).

В зарубежном уголовном праве система преступлений против порядка управления отличается значительной спецификой. Лишь в уголовных кодексах некоторых стран эта система напоминает российскую. Так, в УК Болгарии рассматриваемые преступления помещены в разд. I "Преступления против порядка управления" гл. 8 "Преступления против деятельности государственных органов и общественных организаций". Из специфических норм, отличных от норм российского УК, можно указать на ст. 280 УК Болгарии об ответственности за организацию и осуществление не только незаконной иммиграции, но и незаконной эмиграции ("Кто переместит через границу страны лицо или группу лиц без разрешения надлежащих органов власти или хотя с разрешения, но не через установленные для этого места, наказывается..."). Самостоятельная глава о преступных деяниях против порядка управления (гл. XXII) содержится и в УК Латвии. Среди норм об ответственности за рассматриваемые преступления в этом Кодексе заслуживает внимания ст. 272 об ответственности за непредставление затребованной информации и предоставление недостоверных сведений.

В большинстве же уголовных кодексов европейских стран преступления против порядка управления помещены в разделах (главах) уголовных кодексов о посягательствах на государственное управление, совершенных частными лицами (например, УК Франции), либо о посягательствах на государственную власть (например, УК ФРГ, УК Испании, УК Голландии, УК Дании, УК Польши). Из них наиболее развернутая система преступлений против порядка управления характерна для УК Франции (так, в гл. III "О посягательствах на государственное управление, совершенных частными лицами" 10 отделов посвящены именно этим преступлениям). Из уголовных кодексов стран СНГ наибольшей спецификой отличается УК Украины. В нем большая часть норм об ответственности за преступления против порядка управления находится в разд. XV "Преступления против авторитета органов государственной власти, органов местного самоуправления и объединений граждан", состоящем из 22 статей, а некоторые нормы (о незаконном пересечении государственной границы, о незаконном перемещении лиц через государственную границу Украины, об уклонении от призыва на срочную военную службу, об уклонении от призыва по мобилизации, об уклонении от воинского учета или специальных сборов) - в разд. XIV "Преступления в сфере охраны государственной тайны, неприкосновенности государственных границ, обеспечения призыва и мобилизации". Из многочисленных преступлений, предусмотренных в разд. XV УК Украины, на наш взгляд, заслуживают внимания: захват государственных или общественных зданий либо сооружений (ст. 341) и захват представителя власти или работника правоохранительного органа в качестве заложника (ст. 348).

 

§ 2. Преступления, посягающие

на авторитет государственной власти

 

Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК РФ). Статья 329 предусматривает ответственность за надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ.

Непосредственный объект - авторитет государственной власти как составляющая порядка управления.

Предмет преступления - Государственный герб РФ и Государственный флаг РФ. Они являются официальными государственными символами Российской Федерации. В соответствии со ст. 70 Конституции РФ описание и порядок их официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Так, Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" установлен Государственный герб РФ, его описание и порядок официального использования <1>. Согласно Положению Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающим серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 52 (ч. I). Ст. 5021.

 

Государственный герб РФ (многоцветный вариант) помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Государственный герб РФ помещается на бланках указанных федеральных органов власти, а также бланках Правительства РФ, центральных органов федеральной исполнительной власти: федеральных судов, Прокуратуры РФ, Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека РФ, Счетной палаты РФ, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей.

Допускается воспроизведение Государственного герба РФ в одноцветном варианте, а также в виде главной фигуры - двуглавого орла.

Государственный герб РФ помещается на паспортах граждан Российской Федерации или документах, заменяющих их, а также на иных документах, выдаваемых органами государственной власти РФ, на гербовых печатях органов государственной власти РФ, на официальных резиденциях органов государственной власти, в кабинетах ряда должностных лиц и залах заседаний палат Федерального Собрания, Правительства РФ, федеральных судов.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" установил, что Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3 <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 52 (ч. I). Ст. 5020.

 

Государственный флаг РФ постоянно размещается на тех же федеральных учреждениях, что и Государственный герб РФ.

Объективная сторона преступления характеризуется действием - надругательством над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ. Под надругательством понимается осквернение этих государственных символов, находящихся в публичном месте (например, срывание герба или флага с места их расположения, их уничтожение или повреждение, изображение на них циничных надписей или рисунков и т.п.).

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ, и желает этого.

 

§ 3. Преступления, посягающие на неприкосновенность

Государственной границы РФ

 

Незаконное пересечение Государственной границы РФ (ст. 322 УК РФ). Часть 1 ст. 322 устанавливает ответственность за пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.

Непосредственный объект - неприкосновенность Государственной границы РФ как составляющая порядка управления. В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе" Государственная граница РФ - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории Российской Федерации (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

 

Объективная сторона преступления характеризуется действием - пересечением Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.

Порядок пересечения Государственной границы РФ регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" <1>, а также Правилами пограничного режима, утвержденными Приказом ФСБ России от 10 сентября 2007 г. N 458 <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

<2> Российская газета. 2007. 24 ноября.

 

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

В случае если гражданин РФ утратил паспорт (дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка) вне пределов Российской Федерации, соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ ему выдается временный документ, удостоверяющий его личность и дающий право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории Российской Федерации либо органом внутренних дел или МИД России (российская виза), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Надлежащее разрешение означает, что у лица, выезжающего из Российской Федерации или въезжающего в нее, имеется действительный документ на право выезда или въезда.

Пересечение Государственной границы РФ без установленных документов или надлежащего разрешения не образует состава преступления в случаях: а) вынужденного пересечения государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, захода иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальные воды, вынужденного влета в воздушное пространство воздушных судов, осуществляемых в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, буксировки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа и пассажиров, а также по другим вынужденным причинам; б) прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения государственной границы иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища, если в их действиях не содержится состав иного преступления (последнее основание сформулировано в примечании к ст. 322 УК РФ).

Преступление считается оконченным в момент пересечения линии Государственной границы РФ без установленных документов или надлежащего разрешения (пешеходным способом, на любом виде транспорта, тайно или открыто, в местах пропуска через границу или вне мест такого пропуска).

Субъектом преступления может быть гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигший 16-летнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет пересечение Государственной границы РФ без установленных документов и надлежащего разрешения, и желает этого.

Часть 2 ст. 322 УК РФ устанавливает повышенную ответственность за незаконное пересечение Государственной границы РФ, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения.

Понятие преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, понимается в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ.

Под применением насилия следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль (см. ст. 116 УК РФ), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ) и умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 112 УК РФ). Более опасные виды насилия требуют дополнительной квалификации (например, по ч. 2 ст. 112, ст. 111 УК РФ).

Организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ). Часть 1 данной статьи предусматривает ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Объект преступления - порядок законного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их законного пребывания в Российской Федерации или законного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Данный порядок определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ), а также Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

<2> Там же. Ст. 3285.

 

Объективная сторона преступления характеризуется следующими альтернативными действиями: 1) организацией незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; 2) организацией их незаконного пребывания в Российской Федерации; 3) организацией их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин (а также лицо без гражданства) - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина (либо без гражданства) на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) - лицо, получившее вид на жительство. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство регулируются Законом о правовом положении иностранных граждан в РФ.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной лицу визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о чем делается отметка в миграционной карте.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию и поступающих на военную службу по контракту, определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и не может превышать 90 суток со дня обращения гражданина в военный комиссариат субъекта РФ с заявлением о желании проходить военную службу по контракту.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание может быть выдано в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание определяются Законом о правовом положении иностранных граждан в РФ (например, если лицо в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергалось административному выдворению за пределы Российской Федерации; представило поддельные или подложные документы либо сообщило о себе заведомо ложные сведения; осуждено вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, рецидив которого признан опасным).

Иностранные граждане (лица без гражданства) имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ регламентирует порядок оформления приглашений иностранных граждан (лиц без гражданства) на въезд в Российскую Федерацию (в том числе в целях их обучения в образовательном учреждении и в целях осуществления трудовой деятельности), порядок регистрации и учета иностранных граждан (лиц без гражданства), временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации.

Субъект преступления - лицо, достигшее (исходя из ст. 20 УК РФ) 16-летнего возраста, хотя, разумеется, фактически действия, образующие объективную сторону рассматриваемого преступления, может совершать лицо более старшего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает действия по организации незаконной миграции, и желает их совершения.

Часть 2 ст. 322.1 предусматривает повышенную ответственность за организацию незаконной миграции, совершенную организованной группой либо в целях совершения преступления на территории Российской Федерации.

Под преступлением, предусмотренным п. "б" ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, понимается преступление, в том числе и незаконное или совершенное в соучастии с другими лицами, предусмотренное УК РФ.

Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК РФ). Часть 1 ст. 323 предусматривает ответственность за изъятие, перемещение или уничтожение пограничных знаков в целях противоправного изменения Государственной границы РФ.

Непосредственный объект - неприкосновенность Государственной границы РФ.

Предмет преступления - пограничные знаки. В соответствии с Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" прохождение Государственной границы РФ устанавливается и изменяется международными договорами РФ и федеральными законами путем делимитации и демаркации. Делимитация есть определение в договоре общего направления прохождения Государственной границы и ее изображение на прилагаемой географической карте. Демаркация - это обозначение (на основе делимитации) линии Государственной границы на местности. Результаты демаркации фиксируются в протоколах, описаниях и картах. Эти документы и служат обоснованием прохождения линии Государственной границы и правильности установления пограничных знаков на местности, обозначаются ясно видимыми пограничными знаками (пограничные столбы, пограничные пирамиды, буи и т.п.). Описание и порядок установки пограничных знаков определяется международными договорами и решениями Правительства РФ.

Объективная сторона преступления характеризуется действиями: а) изъятием или б) перемещением либо в) уничтожением пограничных знаков.

Изъятие пограничных знаков - это устранение (например, вытаскивание) пограничного знака из места его нахождения. Перемещение предполагает изменение места нахождения пограничного знака, т.е. установку его в другом месте. Уничтожение - это приведение пограничного знака в полную негодность.

Преступление является оконченным с момента фактического изъятия, перемещения или уничтожения пограничного знака.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом (лицо осознает, что совершает незаконное изъятие, перемещение или уничтожение пограничного знака, и желает этого) и специальной целью (противоправно изменить Государственную границу РФ).

Часть 2 ст. 323 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 этой статьи, повлекшие тяжкие последствия.

Наличие тяжких последствий, как и другие оценочные понятия, конкретизируются в зависимости от фактических обстоятельств уголовного дела. К таковым можно относить, например, серьезное осложнение межгосударственных отношений с пограничным государством, причинение крупного материального ущерба в результате противоправного изменения Государственной границы РФ.

 

§ 4. Преступления, посягающие на нормальную деятельность

органов государственной власти и органов

местного самоуправления

 

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ). Статья 317 предусматривает ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность.

Непосредственный объект - нормальная деятельность правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности как составляющая порядка управления в целом (дополнительный объект - жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких).

Под сотрудниками правоохранительных органов понимаются сотрудники органов внутренних дел, ФСБ России и других органов, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. При этом следует отметить, что под охраной общественного порядка понимается несение ими (а также военнослужащими) постовой или патрульной службы на улицах и в общественных местах, поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий, общественных и стихийных бедствий, предотвращение или пресечение противоправных посягательств. В связи с этим следует иметь в виду, что посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов (например, тех же сотрудников органов внутренних дел и ФСБ России), осуществляющих дознание или предварительное следствие, образует состав не данного преступления, а состав преступления против правосудия, предусмотренный ст. 295 УК РФ (как и посягательство на жизнь прокурора и других лиц, участвующих в отправлении правосудия, указанных в диспозиции ст. 295 УК РФ).

Объективная сторона преступления характеризуется действием - посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а равно их близких. При этом судебная практика под посягательством на жизнь указанных лиц понимает убийство или покушение на убийство указанных лиц в связи с их деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В связи с этим такие действия, независимо от наступления преступного результата, квалифицируются как оконченное преступление. Ответственность по ст. 317 УК РФ наступает независимо от того, находился ли сотрудник правоохранительных органов или военнослужащий на дежурстве или патрулировании или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушений общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Судебная практика также исходит из того, что ответственность за посягательство на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по ст. 317 УК РФ наступает лишь тогда, когда такие действия представляли собой противодействие законной деятельности названных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Поэтому необходимо устанавливать, действовали ли сотрудники правоохранительных органов или военнослужащие в соответствии со своими полномочиями и с соблюдением установленного законом порядка. Если же поведение привлеченного к ответственности было реакцией на явно незаконные действия лиц, охранявших общественный порядок и обеспечивающих общественную безопасность, содеянное, при наличии к тому оснований (в случае отсутствия в их действиях необходимой обороны), может быть квалифицировано как преступление против личности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 2000. С. 291.

 

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста (лица, достигшие 14-летнего возраста, подлежат ответственности за содеянное по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной. Умысел может быть как прямым (при покушении на жизнь указанных лиц), так и прямым либо косвенным (при оконченном убийстве этих лиц).

Характерным в этом отношении является дело С., осужденного областным судом по ч. 3 ст. 213 УК РФ (в ред. 1996 г.) и ч. 2 ст. 318 УК РФ. Заместитель прокурора области, не оспаривая приговор в отношении осуждения С. за хулиганство, в кассационном протесте поставил вопрос об отмене приговора в части его осуждения по ч. 2 ст. 318 УК РФ, указав, что С. ударами ножа причинил работнику милиции Б. колото-резаные ранения в левой паховой области и на левой ушной раковине и пытался нанести еще несколько ударов, т.е. совершил посягательство на жизнь работника милиции, и его действия следует квалифицировать по ст. 317 УК РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.07 с.)