Характеристика поземельных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика поземельных отношений.



Когда закончился период генезиса государства. В самом конце данного периода появилась частная собственность на землю. Раз появилась частная собственность на землю, то земля теперь уже закреплена за хозяйствами как их собственность. То есть переделы в общине прекратились. Вместо первобытной соседской общины, появляется новая община – гражданская община как коллектив частных земельных собственников. Гражданская община выступала как верховный собственник земли. Но коллективная собственность не исчезла совсем. А просто сузилась сфера его применения. Общность появляется при товариществе, соединении и слиянии вещей. В общине частная собственность. Проблема в том, что тупые авторы пытаются искать буржуазный тип земельной собственности, чего, конечно же, не было. Поэтому они и говорят, что не было частной собственности. Но это не правда. Даже Черниловский понял, что частная собственность была. По законам Месопотамии, все 5 правомочий собственника определены. Это говорит о том, что право собственности вполне нормально развито.

Законы появились поздно, то есть после 400 лет после возникновения государства. И как узнать, что частная собственность была до законов? Умолчание закона не значит отрицание какого-либо института права. Поземельные отношения регулировались нормами обычного права. У нас есть круг источников, которые говорят о том, что частная собственность была. Это акты купли-продажи земли. Найдено около 50 документов, говорящих о купле-продаже. И самые ранние относятся к середине 28 века до н.э. появлению государства. То есть вместе. Первый такой документ – документ Энхегаля Лугаля Лагаша 28 век до н.э. Также относится документ из Ларса, и Шуруппака.

Эти документы отличаются отсутствием единого формуляра. Под формуляром понимается порядок заполнения документа. Этот порядок обычно вырабатывается на основе обычаев гражданского оборота, то есть в первых документов единого порядка не было. Отличается разнобой в терминологии ну и различия в построении документа. Договор купли-продажи делится на две категории:

1) Памятные или расходные записи. Все документы составлялись от лица покупателя, так как именно он был заинтересован в подтверждении своего права на вещь, поэтому он желал этот документ. Первая группа документов, когда он составлял запись, что покупатель купил вещь у того –то, того-то, по такой-то цене.

2) Собственно акты купли-продажи земли. Купчая не землю. В этих актах указывались свидетели и указывались все формальности получения права собственности.

 

Документ Энхегаля относится к расходным документам, так как не указаны свидетели. Размер участков в договоре колеблется от 7 гур земли – до 28 гур земли. По данному документу было приобретено около 150 гур земли. В памятных (расходных записях) указывалось: 1) Размер и характер участка. 2) Цена земли. 3) Название местности. 4) Имя хозяина (продавца). 5) Имя лица (покупателя). Но и во всех случаях было написано для Энхегаля.

Ко второй категории относятся 10 документов из Шуруппака. Но здесь уже землю покупали частные лица, поэтому участки были меньшего размера. От 0,7 га до 3 га. Формуляр нечеткий, но все всех купчих указывалось: 1) Цена поля. 2) Размер поля. 3) Имена «людей, едящих цену», (продавцов). Едящие, так как эквивалентом денег было зерно, то есть они их ели. 4) Различные приплаты. 5) Свидетели сделки. 6) Писец. 7) Другие лица. 8) Название местности. 9) Имя человека (покупатель). 10) Дата. Когда земля была приобретена.

Анализ актов купли-продажи земли показывает, что в сделках связанных с приобретением земли участвовали следующие участники. Во-первых, это покупатель. Всегда лицо в единственном числе. Вторая сторона, продавцы (это несколько лиц), как правило, братья. Еще одна группа участников – это свидетели. Они получали угощения, подарки, приплаты. Раз об этом пишется в документе, то это имеет юридический смысл. Смысл в том, что свидетели должны свидетельствовать о факте совершения сделки. Свидетелями выступали сородичи продавцов, а значит, они как сородичи, могли предъявить претензии по данной земле, так как земля являлась достоянием рода. Поэтому, получение этой приплаты, являлось символической платой, которая платилась за то, что эти лица не будут предъявлять претензии по поводу земли покупателя. Поэтому об этом специально делается запись.

Документы, связанные с приобретением земли делятся на 2 вида по субъектам правоотношений:

1) Приобретателем, покупателем являлись частные лица. Покупая землю, человек приобретал не только одну вещь, а также права и обязанности общины. Он становился общинником (человеком). В этом случае, земля оставалась в рамках общины. Земля из общины не уходила.

2) Покупателем, приобретателем являлся правитель. Другая ситуация, правитель не становился общинником, когда приобретал землю, потому что земля из общинного сектора уходила в государственный сектор экономики. Это означает, что община теряла землю. Хотя правитель покупал землю у частных лиц, они не могли принимать решение за всю общину. Для этого требовалось соглашение всей общины целиком. Решение по этой сделке утверждалось на народном собрании общины. Участники народного собрания получали угощения. Чтобы они потом не предъявили претензии по поводу купленной им земли. Совершение таких сделок свидетельствует о том, что земля в стране не являлась собственностью правителя (вся земля), то есть существовала два сектора экономики:

1) Общинный (Общинно-частный) сектор экономики. Верховным собственником земли является весь коллектив общины. Правитель собственником общинной земли не является. Правитель являлся собственником земли государственного сектора экономики.

2) Государственный сектор. По отношению к землям государственного сектора экономики, правитель имел власть dominium – это власть проистекающая из титула собственника. И власть imperium – юридикционная власть. Не было никакого азиатского способа производства. Это теория была опровергнута.

 

Египет. Пытаются утверждать, что в Древнем Египте права собственности на землю не было. Проблема заключается в том, что в Египте писали не на глиняных табличках, а на папирусах.

1) Нет актов купли-продажи земли, но это не значит, что нет никаких источников.

2) Древнеегипетское право не знало «собственности». То есть не было такого термина. Те, кто не разбираются в праве, говорят, что нет собственности. Но это не так. Права на землю в древнеегипетском праве обозначались:

1) Владение по службе. Это то же самое, что и Илку в Месопотамии. Это земельный участок, дававшиеся за службу. При поступлении давался надел на время службы. После прекращения службы, земля отбиралась. В государственном секторе не может быть частной собственности.

2) Владение по истине. Для того, чтобы понять этот термин, надо посмотреть другие источники. Это надписи в гробницах. Авторы наших учебников не знают о существовании этих источников. В Древнем Египте, люди верили, что если сохранить тело, то человек сможет возродиться. Богатые и знатные стали приказывать, чтобы рисовали все свое хозяйство, чтобы не было ошибки при перерождении. Среди этих надписей, мы обнаруживаем надписи, которые сообщали о купле-продаже земли. Хотя купля-продажа не является правом появления права собственности. Раз земля покупается и продается, то земля была в частной собственности. Отличалось название, но частная собственность была. При этом землю продавали и покупали крупными участками. Этим занималась знать. Но продавались земли еще и мелкими участками. Этим занимались рядовые общинники. Это свидетельствует от ом, что ЛХ являлись собственниками земли. Древнеегипетская община выступала как коллектив частных земельных собственником. Фараон был собственником только государственного сектора экономики. Собственником общинных земель выступали общинники.

В данном вопросе, осталось становление уголовного, гражданского, процессуального права. Этот вопрос пропускается.

Тема 3. Государство и право в период развитого рабовладельческого общества. И период формирования деспотических монархий. Середина 3 - конец 2 тыс. до н.э. Деспотическая монархия – государственный строй (на основе норм государственного права) периода расцвета рабовладельческих государств и развитого рабовладельческого общества: процесс формирования и сущность. Хронологические рамки те же самые. Исторические типы деспотических монархий в Месопотамии и Египте.

В середине 3 тыс. до н.э. древнее общество вступают в стадию развитого рабовладельческого общества.

Развитое рабовладельческое общество:

Ни количество рабов, ни их наличие, ни занятость не делает общество ни феодальным, буржуазным и т.д. Рабы были в феодальном обществе. В 17 веке из Африки вывезли полмиллиона рабов. Рабы были в буржуазном обществе, в США до 19 века. Рабы в США применялись в производстве, количество большое и т.д. но никто не говорит, что США рабовладельческое общество. Наличие или отсутствие рабов не делает его рабовладельческим.

В период войн, когда захватывалось большое количество пленников, и предложение опережало спрос, то цена на рабов падала, то есть рабы становились доступными. И когда поток пленников превращался, спрос начал опережать предложение, то есть цена поднималась. Классическое рабство было временным состоянием рабского рынка, когда предложение опережало спрос. Рабы всегда работают плохо. Они работают плохо в период войн, после войн и т.д. Никакого классического рабства не было.

Что является признаком любого развитого классового общества? Эти признаком является формирование среднего слоя. Это признак действует во всех обществах (феодальном, буржуазном и т.д.).

 

В начале 20 века, в развитых странах начал формироваться средний слой. То есть переходит в развитое буржуазное общество.

 

Откуда берется средний слой? Вот, социальные группы, которые сложились в древнем обществе:

1) Общинная знать – сословие полноправных свободных. Класс эксплуататоров.

2) Рядовые общинники – сословие полноправных свободных. Класс мелких неэксплуатируемых производителей.

3) Чужаки – сословие неполноправных свободных. Класс эксплуатируемых производителей.

4) Рабы – сословие не свободных. Класс эксплуатируемых производителей.

Период войн, когда рабы удешевлялись, приводил к тому, что рабы могли покупать небогатые общинники. Как только в хозяйствах рядовых общинников появились рабы, это приводит к тому, то происходит разделение труда в хозяйстве общинника. Сам общинники начинает заниматься только квалифицированным трудом. А вся черная работа ложится на раба. Рабам не давали квалифицированную работу, так как считали, что они с этим не справятся. Доверяли работу только, которую можно сразу проверить результат. Раз этот общинник занимается только квалифицированной работой, то получает лучшие результаты. Это вело к экономическому укреплению хозяйств рядовых общинник. Наиболее умелые, знающие, общинники выходят вперед, то есть добивались больших результатов, то есть расширения своего хозяйства. Они могли нанять наемных работников, купить больше рабов и т.д., соответственно, для части общинников это вело к расширению хозяйства. На определенном этапе они расширялись до средних размеров с мелкого хозяйства. Приводило к тому, что сам рядовой общинник прекращал заниматься производительным трудом, а стал выступать как организатор производства. Трудом занимались чужаки, рабы. С этого момента, он переходил на положение лица, принадлежащего к среднему слою.

Средний слой, по происхождению из верхушки рядовых общинников. Те, которые расширяли свои хозяйства до средних размеров.

 

Почему это раньше не имело массового характера? Потому что нужны условия для возникновения среднего класса. Нужно было, чтобы много людей разбогатели, а не несколько хозяйств.

 

Эти хозяйства принадлежат к рядовым общинникам по сословию, но по классу, они собственники средства производства. То есть выступают в своем хозяйстве уже не как производитель, а как организатор. Они сами уже необходимый продукт не получают, а только прибавочный продукт. Это означает, что по всем признакам, средний слой вливается в состав класса эксплуататоров. Поэтому мы видим, что средний слой отдельного самостоятельного класса не составляет. Средний слой не является средним классом.

Появление среднего слоя говорит о том, что общество стало развитым.

 

Обратить внимание на: В Новгородской и Псковской ссудной грамот. Членами общины являются гражданами общества. Вне общины стоят рабы, холопы, смерды. То по ПСГ и НСГ выделяют слой: Земцы (мелкие собственники земли), житии люди (зажиточные люди), бояре. Южная Русь быстрее развивалась. Новгородская и Псковская ссудные грамоты фиксируют стадию развитого рабовладельческого строя. Эти отношения были уничтожены после Московского разгрома.

 

Никакое общество не может прыгнуть сразу в феодальное общество, оно должно пройти рабовладельческий строй.

 

Деспотическая монархия – это исторически второй тип монархии.

 

В Риме Рекс предлагает закон. Закон обсуждается в Совете знати (Сенат). Если он одобряет, то выносится на обсуждение для народа, но только не сразу, а сначала выносили на деревянных досках. Первоначально, сроки голосования не были определены. Из этой процедуры мы видим, обладает ли глава государства. В общине-государстве не может сложиться деспотическая монархия. Для её образования нужно территориальное государство. И долгая борьба знати с правителем. И если знать проигрывает, то устанавливается монархия. Резни вызваны тем, то знать сопротивляется усилению власти монарха. Правителям приходилось уничтожать физически тех, кто не подчинялись.

Первые деспотическая монархия, основанная Шарункеном, возникла на рубеже 23-24 веков до н.э.

В Египте первые государства в виде общин возникли в 33 веке до н.э. А победу установил Амманенхет третий, который правил 1850-1803 года. То есть прошло около тысячи лет. То есть сменилось 12 династий. В этом активно принимало участие знать.

 

Обратить внимание, что деспотическая монархия складывалась в течение длительного времени в ходе кровавой борьбы знати и монархии.

 

Греки обзывали «деспотос» правителей Персии. Правители Персии не имели деспотической монархии, но по иронии судьбы, так сложилось, что отсюда это название. Термин деспотической монархии стали обозначать неограниченную власть в Персии, хотя там такого не было.

 

Термин dominus означает «господин», «хозяин». В период доминаты (конец 3 – конец 5 веков н.э.) Когда у императоров Рима появилась неограниченная власть. В период Рима не было абсолютной монархии, как говорят некоторые. Была та же самая деспотическая монархия, как и на востоке.

 

Деспотическая монархия – это:

По форме государства:

1) Форма правления: Монархическая форма правления. Второй тип монархии – деспотическая, после ранней. Неограниченная монархия в древности.

2) Форма государственного устройства: Деспотические монархии существуют как унитарные государства. В Египте складывается централизованное унитарное государство. Государство Шарункена – децентрализованное унитарное государство.

3) Политический режим: Государства деспотической монархии – это авторитарный политический режим. Означает, что все должности государственного аппарата назначаются по воле одного лица. Или лично, или от его лица. Все назначения контролируется главой государства.

 

Государства периода деспотической монархии – это особый тип рабовладельческого государства, в политической системе которого нет органов, официально ограничивающих власть (неограниченную) монарха, административно-территориальной единицей этого государства является гражданская община, чьи органы выполняет функции местного аппарата управления (местная власть), центральные аппараты управления (центральная власть), стоящий над общинами, построен по административному признаку (назначение сверху, плата за должность) и возглавляется монархом.

1) Экономической базой неограниченной власти является государственный сектор экономики, основанной на государственной собственности на землю.

2) Социальной базой неограниченной власти монарха являлся служилый слой и его верхушка (служилая знать), верховная знать.

3) Политической базой был административный аппарат управления, то есть система органов управления, непосредственно подчиненных правителю.

 

На древнем востоке нигде, никогда изначально не существовала деспотическая монархия, а лишь ранняя.

Возможность для формирования деспотической монархии появляется только с возникновением территориальных государств. Еще более усиливается борьба между правителем и знатью. Это вызывает жесточайшее сопротивление со стороны знати.

Если победит знать, то несмотря на то, что государство большое, власть правителя останется ограниченной, но уже в рамках территориального государства (ранняя монархия)

Если правителю удастся победить, в перспективе возникает возможность усиления власти до неограниченных размеров.

Для того, чтобы правитель победил, любая сильная политическая власть должна иметь в совей основе 3 базы: 1) Экономическая. 2) Социальная. 3) Политическая.

 

Какая же была ситуация в Месопотамии и в Египет накануне появления деспотических монархии.

Берем Амененхета третьего. На территории Египта, правители отдельных общин начали воевать друг с другом, и исчисляли каждый по своему календарю. Эти номархи имели сильную базу. Амененхет третий, пользуясь поддержкой среднего слоя и рядовых общинников. Он эти земли у Номархов отобрал, то есть лишил их экономической базы. На этом их вольница закончилась. Там были даже династии номархов, но Амененхет стал их теперь назначать. Именно он и заврешил процесс устанволения десоптической монархии. Только сделал во второй половине 19 века до н.э.

 

В Месопотамии первая известна деспотическая монархия была при Шарумкене. Он говорил, что его власть была истинной. Шарумкен происходил из мушкенумов.

Правителей вообще может хоть откуда занести. Например, в Риме был правитель (сын рабыни).

Шарумкен как раз оказался тем человеком, который в своих интересах смог использовать ситуацию в своих целях. Сначала он был садовником, потом чашеносцем. Ситуация была следующая: Существовали отдельные общины государства, объединенные в конфедерации. Тем не менее половина этих земель находилась в собственности правителей. Каждый правитель имел карликовой кусок земли. 2) Социальная база. Служилые люди в общинах государств были. Процесс возникновения знати еще не завершился.

В такой ситуации позиция рядовых общинников была важна, так как составляли войско. Поэтому, кого они поддержат, на той стороне и будет военная сила. Очень острым был долговой вопрос, потому что хозяйство рядовых общинников было мелким. Они не имели ни резервного фонда, ни страхового фонда. Если возникают проблемы, не урожаи, засуха, надо идти и брать у кого-то взаймы, так как пока еще знать была богатой. Она выступала как кредитор (заимодавец). Если должник не могу отдать долг, это приводило к тому, что за долги начали продавать движимое имущество, если их не хватало, то продавали членов семьи и т.д. Рядовым общинникам это не нравилось. Когда за займ берут большой процент – это приводит к разорению. То есть не получается оплатить долг.

А кто может эту политику прекратить? Только правитель. Рядовым общинникам поддерживать общинника, если будет поддерживать их, очень выгодно. А государству это нужно, чтобы не уменьшалось войско. У правителя появлялась возможность, защищая рядовых общинников, получить поддержку войска.

Этот союз мог существовать только до тех пор, пока правитель защищал рядовых общинников и их интересы. Если правитель это забудет, то он потеряет их поддержку, поэтому эти указы провозглашались периодически. У правителя и у рядовых общинников один общий враг. Для правителя – знать враг по политическим мотивам. Для рядовых общинников – враг по экономическим причинам. Поэтому союз у них не на вено, а только пока поддерживают друг друга.

3) Политическая база. Так как не было центрального аппарата, не существовало, его предстояло создать. В процессе формирования находилась политическая база.

Шарумкен уловил возможность установления союза с рядовыми общинниками и сначала установил в Аккадах свою власть. А затем объединил под своей властью всю Месопотамию.

Почему в маленькой общине, а не в большой? Потому что в Кише, например, была сильна власть. А в Аккадах не было контроля знати над правителем. Он ушел из-под контроля знати, а затем, сформировав войско, уничтожил их. Почему никто из знати не могу ему противостоять? В основе его войска была пехота. Ядро войска составляли войны с боевыми топорами. Кроме того, он начал использовать луки. С знати воевало колесничие войско и тяжелая пехота. Она воюет сомкнутым строем, флангом. Шарумкен начал расстрелять эту фалангу с луков. Эта фаланга рядела. Затем, огромные массы легких пехотинцев пропуская через свой строй колесницы, вламывались в эти ряды. А затем секирщики добивали оставшихся. Таким образом, ему удалось установить первую деспотическую монархию.

Шарумкен в 2317 оду разгромил конфедерацию Лугаль Загеси и объединил под свое властью всю Месопотамию. Почему это стало возможно? Он од своей властью сконцентрировал все дворцовые храмовые хоз-ва Месопотамии. То есть примерно половина земель Месопотамии стало в собственности правителя. То есть мощная сильная экономическая база. Он, как и все, начинает набирать на службу людей. Он опирался на чиновников, на служилых людей из неполноправных свободных. Начинает формировать социальную власть. Пока служат хорошо, у них есть земля. Они заинтересованы в служении государства. Если не служат, то они не считаются людьми. Только на гос. службе они считаются людьми.

3) Шарумкен начинает создавать раннее, не существовавший аппарат управления, который стоит над местными органами управления общины. Над ними он создает центральный аппарат управления, который формировался по административному принципу. Плата за должность. Происхождение значения не имела. Его проф. Качества. Преданность правителю. Бывшие общины государства становятся административно-территориальными единицами государствами, точно так же как произошло с нашими волостями.

Волости становятся на Древней Руси административно-территориальными единицами.

Они становятся обычными чиновниками. То есть знать теряет свое экономическое положение и социальное. + они теряют политическое значение, то есть теперь вождь не совещался со знатью. Знати это не нравилось, они всегда выступают организаторами выступления. Шарумкен стал брать в свою столицу заложников из знатных семей. Сколько бы знать не поднимала мятежи, даже во второй половине правления, их резали. Но, тем не менее, даже после смерти Шарумкена, получили название династия Геремнидов. Новое царство начиналось с подавления мятежа и полутора века эта династия резала знать. Только в течение полутора веков извели старую знать.

Следующим стала Рймуш. 54 тысячи человек. Прежде всего уничтожалась знать. Его управление закончилось, когда он был убит заложниками во дворце. Заложникам нельзя было иметь оружия, но каждый в Месопотамии имел каменные или глиняные печати, которыми запечатывал сосуды, так они этого Рймуша забили этими печатями до смерти.

Следующим стал Маништушу. Его правление завершилось в 2237 году. Прославился, когда он скупал земли у собственников в общине. Увеличивал государственный сектор экономики. Правитель с неограниченной властью покупает землю. Знать упорно сопротивлялась. Она не хотели усиления власти правителя до неограниченных размеров.

Внука Шарумкена, следующего правителя звали Нарам-Суэн. Началось правление с подавления крупного мятежа, в который входило 9 общин. Мятеж был подавлен, всех мятежников казнили. Если при Шарумкене формирование деспотической монархии началось, то при Нарам-Суэне оно закончилось. При Нарам-Суэне завершилось формирование остальных двух баз. Среди служилых людей появилась служилая знать, то есть сформировался служилый слой. Политическая база, при нем завершилось формирование центрального аппарата управления. Раз сформировались все 3 базы (социальная, политическая, экономическая), то завершился процесс формирования деспотической монархии. Сложилась неограниченная власть, во-первых, в правлении Нарам-Суэна была обожествлена династия, то есть были объявлены Богами (Шарумкен и Рймуш). Причина усиления власти не в том, что они объявили себя Богами, а, наоборот. Он в середине своего правления объявил себя Богом Аккады. Это следствие усиления власти. Вместо прежних титулов, правителя Шумера и Аккады он правитель 4 сторон света. Н это территории он претендует на власть. Появляется практика именования знати рабами государства.

Тем не менее, и Нарам-Суэн не был предан смерти своей, а погиб с бою.

Власти перешла его сыну Шаркалишаррию. Правил с 2200-2176. Не контролировал всю территорию и его власть перестает быть неограниченной.

 

Следующая деспотическая монархия был основанная Ур-Намму (2112 – 2094 гг. до н.э.). Он начал основание третьей династии Ура. Он основал вторую по счету деспотическую монархию. Он смог одержать победу благодаря поддержке рядовой общины. Сын Шульги был соправителем его. Он становится неограниченным монархом, правителем 4 сторон света. То, что его власть стала неограниченной, не могло быть обратного процесса. Третья династия Ура пала в результате очередного нашествия в 1996 году до н.э. Амареев. При династии Ура была создана централизованная унитарная система. Амареи пришли с западных земель. Амарей, которого звали Сумуабум В 1894 году до н.э. основал в маленьком городишке Вавилон основал первую Вавилонскую династию. Сначала это была маленькая община государства. В правлении первых яти правителей, территория потихоньку расширялась. В 1798 году до н.э. на трон вступил 6 правитель Хаммурапи.

Всего существовало 3 деспотических монархий в Месопотамии, причем разорванных. Она возникает не изначально, а формируется в результате борьбы за власть. Хаммурапи традиционно начал свое правление, что на 2-ой год правления объявил указ о справедливости. Это надо было для сохранения численности рядовых общинников, так как Хаммурапи собирался воевать. Хаммурапи понял, что надо провести широкомасштабные преобразования. Он начал ряд реформ в 1762 году до н.э.

Первая реформа получила название – храмовая. За период беспорядок знать наложила руки на храмовое хозяйство. Он их возвратил под власть государства. Каждый деятель в храмовом хозяйстве доносил отчет о деятельности.

Вторая реформа – налоговая. Связана с экономической базы власти правителя. Была упорядочена система налогообложения и упорядоченная структура налогового ведения. В налоговом ведомстве две категории служащих. Граждане не любили платить налоги. Их было два вида. В результате этих реформ государство увеличило свои доходы.

Третья реформа – административная. Была упорядочена система управления. Во главе гос-ва был монарх, который носил титул «правитель 4 сторон света». Вторым лицом в гос-ве был главный советник и по воле монарха мог получить полноту власти. Составляли государственные органы управления. Управление государственным хозяйством занимались чиновники. Хаммурапи создает многочисленный аппарат управления. Центральный аппарат управления формировался по административному принципу. Происхождение значения не имело, главное, чтобы был свободным. Чиновники и служилые люди получали только паек, так как они не могли одновременно выполнять функцию управления и работать самим на земле. Мелким чиновником считались писцы, низшие чины в министерствах и т.д. Средние чиновники получали землю за владение за службу, и называлась – «илку» (от 9 до 12 га). Крупные чиновники получали земли более 12 га в зависимости от должности. Ниже центрального аппарат управления шли местные органы управления. Политический режим авторитарный. А форм гос. устройства – централизованное унитарное гос-во. Единицами государства выступали области или округа с прежними общинами государствами. Во главе каждой области стоял чиновник, который управлял округом. Этот орган контролировал рабианумов (глава отдельного общинного поселения). Со времен третьей династии Ура. Отвечал за сбор налогово, за явку граждан в ополчение и явка обвиняемых и свидетелей. У управляющего областью был заместитель, который являлся управляющим гос. хозяйствами данного государства. У него был свой штат чиновников, которые осуществляли управление гос-нным хозяйством на территории власти. На этой территории находились определенные поселения общинников. Во главе каждой общины назначался рабианум, который контролировал деятельность органов общины. Точно также, как при Шарумкене и Ур-Намму общинники выступали как частные владельцы. Землей они распоряжались. Частная собственность никуда не девалась. Неограниченный характер власти не приводил к исчезновению частной собственности. При Хаммурапи общинники процветали, так как они защищал их интересы. Ограничивал процент по займу.

Судебная реформа. Касается вопросов судопроизводства и судоустройства. Главная идея судебной реформы – это установить единообразия. Это усилить влияние правителя на судебную систему. Не было никакого разделения властей, то есть суд не был отделен от администрации. Хаммурапи, чтобы оттеснить на второй план знать, вместо храмовых судов создают систему государственных судов. В каждый город назначалось около 6-7 судей, назначавшихся лично правителем, которые должны рассматривать дела, которые находились в юрисдикции храмовых судов. Это привело к сокращению самоуправства в гражданском праве. Дозволялось самоуправство, так как преступление рассматривалось как частный случай. В сфере процессуального права вопрос был связан с приводом свидетелей. Он наложил обязанность приводить свидетелей в суд. Суд были бы завален делами, если бы каждый раз люди обращались в суд. Хаммурапи, чтобы не допускать злоупотребления со стороны кредиторов, он запрещает самоуправные действия, а в уголовном праве разрешает.

Деятельность общинных судов поставлена в область управления государства.

Законодательная реформа касается написания законов. Как предполагают исследователи, что первый вариант законов был составлен в 1768 году до н.э. Реформы привели к появлению новых правовых норм,и потребовалось, чтобы эти нормы были собраны и систематизированы в сборник. Был составлен на табличках. Во введении перечисляются различные благодеяния по отношению к общинам, Богам этих общин и храмов этих общин и последним его благодеянием названо завоевание Ашура и Миневии. После 1757 году до 1756 года была составлена последняя редакция закона.

Регулирование торговой сферы. Имущественных отношений связано с главным вопросом, который решали правители древности – это сохранения численности войск. Торговцы считались источником проблем. Общинники вынуждены платить больше из-за увеличения цен. Хаммурапи перевел всех торговцев на государственные службы. Раз одни государственные агенты, они должны соблюдать тарифы, установленные государством. И если это нарушалось, то нарушитель подвергался наказанию. С этим связано регулирование вопроса о займе. Был ограничен процент по займу. По сделкам с зерном было установление ограничение в одну треть. Кредитор, который превышал этот процент, терял все свои вещи, данные в заем. Для соблюдения этих процентов, при сделке займа должен присутствовать государственный контроллер. Хаммурапи фактически ликвидирует долговое рабство. Он предусматривает, чтобы сам должник или его члены семьи должны отрабатывать долг, причем срок отработки был не более 3 лет. Заложник – человек свободный. И если он умрет по вине кредитора, то он будет нести ответственность в уголовном порядке. Заложники не рабы.

 

Хаммурапи объединил под своей властью всю Месопотамию, которую стали звать Вавилонией. Он создает систему управления, которой не существовало. Он был неограниченным правителем. Отражением этого являлся его титул. Он обеспечивал. Он обеспечил политическое устройство. Он обеспечил единство правовой системы на всей территории государства.

Земельное право поземельных отношений в деспотических монархиях на основе анализа актов купли-продажи, земли правителя династии Саргонистов Маништушу, аграрным законам Ур-Намму, правителя 3 династии Ура рубеж 22-23 веков до н.э., аграрным законам Хаммурапи.

Земельное право регулирует отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель.

В Месопотамии 23-18 веков до н.э., никакого деления на отрасли права не существовало.

Источниками земельного права являлись:

1) Правовые обычаи (зарождались в общине, регулирует общинные отношения). На определенном этапе становится еще и

2) Закон. Регулировал меньший объем правоотношений.

Система земельного права состоит из ряда институтов (отдельных правовых норм, которые объединялись в отдельный институт (совокупность правовых норм, которые регулируют однородную общность земельных отношений) земельного права). Основными были:

1) Право собственности на землю.

2) Иные виды прав на землю (владение землей, держание земли и земельные сервитуты).

3) Институт арендных отношений. Регулирует: порядок предоставления земель в аренду, условие аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора.

Государство регулировало поземельные отношения как властная политическая организация и как собственник земли. В связи с этим у гос-ва было два властных права:

1) Власть imperium (юрисдикционная власть), то есть власть, не проистекающая из титула собственника.

2) Власть dominium (сделать своим). Обозначает право собственности на вещь.

Каково соотношение этих властей? Юрисдикционная власть она выше, чем полномочия собственника. Когда гос-во управляет своей территории, даже не будучи собственником земель, правитель может давать распоряжения по поводу должностных лиц, земли и т.д.

Государство, регулируя поземельные отношения, базировалась на определенных принципах поземельных отношений, которые складываются в древний период:

1) Составление государственного земельного кадастра (проведение описи земель). Первый такой опись был составлен при первых династиях Ура. Земли были описаны по плодородию, отмерена площадь земельных участков, установлены границы.

2) Обеспечение комплекса соседских отношений. Соседи – собственники соседних участков. Сосед может доставлять неудобства с использованием его участка. Это связано с соседскими правами или же сервитутами.

Какие же неудобства могли возникнуть? Вдоль дороги располагаются участки. Один участок (для которого выполняется сервитут (господствующая вещь)), расположен вдали от дороги. С дороги на проход не попасть. Поэтому на него попасть. Для этого требуется сервитут (право прохода). Или же если нет источника воды, то тоже предоставляется право качать воду (сервитут). Чтобы конфликт не разгорелся, гос-во должно было это регулировать.

3) Обеспечение правосудия в случае земельных споров. Изначально разрешались в суде на основе правовых обычаев и судебной практики. Законодательно обеспечение началось с законов Ур-Намму, когда три статьи 27, 28, 29 установили защиту прав частных земельных собственников, причинение вреда и т.д.

 

Институт права собственности на землю:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.082 с.)