Правовое положение в древнем Риме в период правления рексов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое положение в древнем Риме в период правления рексов.



В Древнем Риме сложилось 3 категории населения: Это патриции (введение термина приписывается Ромулу). Введение терминов приписывается Ромулу. Когда разбирали раннюю монархию. По преданию, 2 брата-близнеца, несколько тысяч дружинников основали поселение. Провели обряд священного опахивания, потом построили оборонительные сооружения. Ромул за нарушение запрета пересекать эту черту, убил брата близнеца, тем самым устранив противника. Ромул стал первым Рексом в Риме. Археологи нашли сооружения поселения. Это говорит, что римское поселение было основано в 8 веке. Путем Синойкизма, римской общины, двумя поселениями. Всего 4 деревни вошли в состав римской общины государства. Ромулу приписывается введение названий разделений на знатных и незнатных. Он ввел термины, которые обозначали социальные явления. Патриции потомки первых поселенцев. Патрициев вызывали на народные собрания глашатые, которые называли их поименно.

Вторая категория – это плебеи. Их вызывали трубой. Кроме этого, в Римской общине появилась категория клиенты. Они должны были найти покровителя патрона. С 8 по 3 века до нашей эры. В 242 год до н.э. была создана должность претора перегрина. Это претор, который помимо городского претора, должен был заниматься делами лиц без гражданства. Вместо старого термина клиент стал появляться термин перегрины. Он занимается лицами без гражданства. Клиенты брались – это чужаки. Если общинник разорился и потерял землю, то он теперь не общинник. Кроме того, в отношении клиентов говорят, что каждый клиент получал фамилию своего патрона. Фамилию давали, чтобы знать чьи они клиенты. Если он что-то нагадит, то претензия предъявлялись в патрону. Здесь нет родственных отношений. Здесь квази-родственные отношения. Отношения покровительства.

Сервы (рабы). Чтобы освободить человека из-под власти отца, надо его манусипировать. В этом случае, человек становится свободным. После этого его надо усыновить. Если раба не бьют и не колотят, и каждый день кормят, то от этого не меняется его статус. Так называемое патриархальное рабство никаким младшим членством семьи не отличается. Поэтому особого рабства не было. Было просто рабство.

На следующей неделе лекторские консультации в понедельник, вторник и среду в 14.20 (4-ой парой).

Patrities, plebs, clients, servi. Плебеи – тоже пришлое население. Клиенты из чужаков и разорившихся общинников. Рабы – являются объектами права. Никакого патриархального рабства не было как особого режима не было. Портить дорогую вещь не целесообразно.

Патриции. 1) Они обладали правом собственности на землю (dominium agri). С момента основания Римской общины, патриции получали 2 югера на человека. Когда отвоевали у соседей земли больше, то норма была увеличена до 7 югера. Сами не обрабатывали эту землю Занимались организацией. 2) У них было jus occupationis. Земли общины состояли из 2 категорий. Это наделы, распределенные в собственности между общинниками - agr. 2) Земли в общине, еще не разделенные agr publicum. Эта земля не является государственной, так как собственником земли была община. Патриции имели право расчищать землю на публичной земле и присоединять к своему наделу. Закон, который подтверждал право собственности на эту землю, был принят в 111 году нашей эры. Патриции могли увеличивать количество своих земель, при этом сами не обрабатывали эту землю. 3) jus suffragil и jus honorarum. Это политические права. Право занимать должности и управлять. Занятие должности в общине считалось честью. Право чести. 4) jus commercial. Право совершать сделки без участия 3-его лица. Сюда относится право самостоятельно защищать свои интересы в суде. 5) jus connubial. Право вступать в законный римский брак. Дети, рожденные в этом браке, от рождения получали римское гражданство. 6) jus militiae. Это ополчение граждан. Это право формировать общинное ополчение.

Определим статус свободы status libertatis (состояние свободы). Свободный, с точки зрения права, – это субъект права. Никаких промежуточных состояний нет. Свободные делятся на 2 категории – свободнорожденные (in genus) и вольноотпущенники (libertine). Чтобы быть субъектом права, надо обладать правосубъектностью. Имеют права и несут обязанности. Значит, обладают правоспособностью. И могут своими действиями приобретать права и нести обязанности, следовательно, имели дееспособность. Частичная дееспособность до 14 лет, когда они совершались совершеннолетними. До 25 лет они находились на попечении (curator). Они имеют правоспособность и дееспособность. И несут самостоятельно юридическую ответственность. Они имеют правосубъектность, следовательно, они субъекты права => они свободны.

Status civitatis (статус гражданства). Этот статус связывался с принадлежностью к общине. Чтобы быть общинником, надо обладать правом собственности на землю. Они свободные и обладают полнотой прав граждан. Значит, они относятся к сословию полноправных свободных. Можем или нет патрициев считать всеми гражданами? Нет, потому что они занимаются управлением. Патриции – это общинная знать.

Плебеи. 1) Имели право собственности на землю. Так же, как и патриции, получали по 2 югера на человек. Это пахотные земли. 2) Не было права jus occupationis. Земли было мало и обрабатывали своим трудом. Поэтому складывалась ситуация не хватки земли и плебеи очень хотели получить право jus occupationis. 3) В период правления Рексов этого права у них не было. До реформ Сервия-Туллия, к нему приписывается введение терминов, в Риме был такой вид народного собрания (commitia) куриатные (объединения нескольких родов) комиции. Так как народу было много, для экономия голосования, голосовали не криком, а голосовали сначала в куриях, а потом голоса каждой курии суммировалось. Это экономило время. Плебеи, так как он вошли в состав Римской общины, они в курии не входили, поэтому, хотя их созывали по сигналу трубача, то решения принимались патрициями, а не плебеями. Плебеи находились вне триб и курий. Наряду с куриатами комициями, он создает центуриатные комиции (сотенное деление). Для Сервия-Туллия, плебеи были гражданами. Он всех граждан поделил на имущественные разряды (5 разрядов). Все граждане, кто не отвечали этим разрядам, составляли 6 разряд (prolis). Граждане, которые вошли в 5 разрядов, сформировали сотни, причем большинство сотен имел первый разряд. Первый разряд – это не богачи, а зажиточные, кто имел полный надел. Второй вид собрания, параллельно с куриатными – это центуриатные. Считали по сотням и складывали результаты. Они получили политические права, но права занимать должности – не было. Политический режим остался аристократическим. Цензы делились по имущественному цензу. 4) Это право у них было в полном объеме. 5) Право вступать в брак было. Но с патрициями нельзя вступать в брак. Дети, которые рождались в браке плебеев, получали статус плебеев, а не чужаков. Запрет на вступление патриций и плебеев в брак был снят. И это привело к смешению кровей. 6) Плебеи формировали общинное ополчение, но до реформ Сервия-Туллия общинное ополчение строилось по куриям, а в курии входили патриции, поэтому плебеи вынуждены были строиться отдельно.

Определяем правовой статус. Чтобы быть свободным, надо быть субъектом права, а для этого правосубъектностью. Плебеи имеют права и несут обязанности, значит, обладают правоспособностью. Могли своими действиями принимать права и нести обязанности, значит, обладали дееспособностью.

Есть или нет состояние гражданства. У них был статус гражданства, так как имели право собственности на землю. Значит, относятся к полноправным свободным. Они рядовые общинники, так как сами обрабатывали землю. Плебеи относились к народу Римскому. Народом называют всех граждан, а плебеями граждан, исключая патриций. Соответственно, правильно ли переносить реалии буржуазного права на древнее общество. Плебеи активно боролись за права, а клиенты нет, так как они понимали, что не могли бороться за эти права.

Клиенты. Категория, которая формировалась из чужаков и из разорившихся общинников. 1) Право собственности на землю у них не было. Они находили себе покровителя, который назывался патрон. Он давал землю в держание. В качестве патрона выступали патриции. От этого была выгода, что ему самому не надо землю обрабатывать. Клиенту, что он получал источник средств существования. Кроме того, говорили, что на ранних этапах существования общины, чужаки не получали защиты. Клиентам давали фамилию своего патрона, чтобы их можно было найти потом, то есть членами семьи не выступали. Никаких родственных отношений не было. 2), 3) Не было. 4) При посредстве патрона у них было это право. А самостоятельно не могли. 5) Вступать в законный римский брак вступать не могли. Но это не означает, что они не могли вступать в брак. Они могли вступать в брак между собой, но их дети не получали римского гражданства. 6) Они не могли формировать общинное ополчение.

Статус свободы у них был (определим по плану). Они были неполноправными членами общины, так как не имели земли. Значит, они неполноправно свободные.

Сервы. 1), 2), 3), 4), 5), 6) не было. Они лишь вещь. Статуса свободы не было, так как не были субъектами права. А значит были и не гражданами. Следовательно, они неполноправно не свободные.

Определим классы – организаторы – эксплуататоры. Плебеи – класс мелких неэксплуатируемых производителей. Клиенты и рабы – эксплуатируемых производителей.

Открылась возможность для слияния патрициев и плебеев. Это привело к изменению к определенным изменениям.

Самостоятельно изучить государственное право античного периода.

Государство и право периода кризиса и разложения рабовладения. Кризис республики. Возникновение территориальных государств и причины перехода к монархической форме правления в конце позднего рабовладельческого периода. Эллинистические правы. Особенности общества периода кризиса и разложения рабовладения. Экзимированная собственность.

В связи с Грецией пояснение в периодизации. В истории государства и права Греции выделяется 2 периода:

1) Крито-микенский. Когда Греческое общество было основано на металлургии бронзы. То есть возникает на Крите община-государство и формируется 2 сектора экономики. Государственный сектор, собственник которого правитель. В этот период главы назывались Ванак или Ванака. Дословно переводится как «священный правитель». Это верховный жрец правитель. Он имел в собственность земли государственного сектора. Отдельно дворцового, храмового хозяйства не существовало. Как в Месопотамии такого не было. И все обряды проводились во дворце. У него формируется социальная база его власти. И формируется административный аппарат управления. Афины в свое время посылали на Крит юношу или девушку на остров для борьбы с Минотавром и считалось, что это чудовище обитало в лабиринте. А лабиринт – это был Кносский дворец. Этот дворец получил название из-за своего украшения в виде двойного топора (лабрис). Кносский дворец получил лабиринт. Но у нас лабиринт означает другое. А причина в том, что Кносский дворец был прямоугольным и дворец дополнялся, расширялся, что приводило людей в замешательство. Развитие этих общин-государств идет так же, как и везде. 3 базы и никакого отличия от того, что было в других государствах не было. 2 сектор – общинный, либо общинно-частный, где находятся земли общины. Или наделы общинников (Катона). Из документов видно, что земля продавалась, совершались сделки с землей. Общинники назывались (ктенухи) и сам термин означает, что они были собственниками. Социальная структура та же самая. 3 класса и 3 сословия. Это крито-микенский период. Общество, основанное на металлургии бронзы, пришло в упадок. В первое время это пытались истолковывать местными причинами. Но проблема в том, что, во-первых, до этого на эти государства наступали враги, но они отбивались. Во-вторых, исследования археологии показали, что экономический упадок, а враги просто добивали эти цивилизации. Поэтому, причина была не в нашествии, а в другом. То есть общество, основанное на металлургии бронзы, в конце 2 тыс. до н.э. исчерпали ресурсы. Те доступные залежи меди, были исчерпаны. У греков это проявилось наглядно. Они начали использовать каменные орудия, что привело к снижению темпов экономического развития, что приводит к общественному регрессу.

Прогресс – это развитие от простого к сложному. Регресс – это обратный процесс с точки зрения сложности. Это тоже развитие, но это упрощение. У греков это привело к тому, что в конце 2 тыс. – в начале до н.э. 1 тыс. до нашей эры – они пришли к 3 этапу генезиса государства. Они переходят на период классообразования. То есть у них сохраняется организация соседской общины, поселения. Это соседская община, где было 4 социальные группы. Но новый процесс формирования государственности было связано с освоением нового металла – железа. Сначала, в Малой Азии, а затем в других местах. По сравнению с бронзой, они намного прочнее бронзы. И были более доступны, но температура плавления была высокой, поэтому люди сразу не смогли освоить железо. Это означает, что снова ускоряются темпы экономического развития. И начинается новый период образования государства:

2) Античная Греция. То есть древняя. В связи с античной Грецией выделяются этапы:

1) Раннеархаический. Иногда называют Гомеровским, но это не научное. Это 11-9 века до н.э. Это начал процесса возникновения государства. 2) Архаический период. 8-6 века до н.э. Это время, когда возникает раннеклассовое общество. Это период, когда снова появляются первые государства в виде общин-государств (полис). Формируется в рамках этой общины государства монархическая форма правления, ранняя монархия. Общины-государства возникают путем синойкизма. Первый такой правитель считается Тесей. На определенном этапе в Афинах в 724 году до н.э. устанавливается республика. То есть республиканская форма правления. Когда учреждается коллегия 9 архонтов. 3) Классический период. 5-4 века до н.э. Это когда общество достигает развитого слоя. Появляются из верхушки общества – средний слой. Это период расцвета древнего общества. И определяется не количеством рабов, а наличием среднего слоя. Рабов там было немного, а около 1/3 населения.

Проблема была в том, что в Афинах, раз установилась республика, то знать победила, в связи с этим знать не было заинтересована в создании крупных объединений, так как органы управления республики были приспособлены к управлению маленькой территории, так как институт представительства был невозможен. В буржуазном праве и в СССР устанавливается императивный мандат, то есть депутаты должны были отчитываться перед народом. Каждый сам приходил на народное собрание и участвовал в принятии народов, а численность не может быть большой. При рост государства, народное собрание уже не могло работать. В отсутствии института представительства, республики могли быть маленькими государствами, при этом общество достигает стадию развитого. Стадии развитого соответствует крупное государство с деспотической властью. Единственной формой, которая соответствовала для управления большой территорией, была монархия. Другой формы не было. Монархия обеспечивает единство внутренней и внешней политики. По всей территории одна политика. Это приведет к установлении монархической формы правления. Это приведет к тому, что знать будет лишена власти. У знати останется только местная власть, поэтому в Греции, Италии и др. государствах знать препятствовала объединению государства.

Александр Македонский создал эллинистическую монархию. Обратить внимание, что всех людей начали называть эллинами. Переход от общины государства к территориальному государству был неизбежной, а это означает, что переход от республики к монархии был неизбежным. Такая ситуация, когда общество развито, а форма правления была не развитой, в Греческой истории это получило название «кризис полиса». Разрешился тем, что возникли эллинистические монархии. Но после его смерти большое государство распалось, но уже в территориальные государства с монархией. Институт представительства эллинистический период – со второй половины 4 – 1 в. до н.э. Про эллинистические монархии читать в Омельченко. Главная причина перехода из-за несоответствия в правлении и общины.

Тираны опирались на рядовых общинников и захватывали власть. Они потеряли свою власть, когда забыли об общинниках. Все тираны, увеличивая свои расходы, увеличивали налогообложение, поэтому их свергали.

Аналогичная ситуация сложилась в Риме, поэтому расскажем про периодизацию:

Периодизация истории частного прав аи публичного не совпадают. Периодизация частного права простая: 1) Архаический период. Или доклассический. Начал приходит во 2 половину 8 века до н.э., когда происходит синойкизм отдельных поселений. В результате этого появляется римская община-государство (civitas). С этого времени начинает формироваться Римское право. Первая система – квиритская или цивильная. Сложилась к 6 веку. До середины 3 века квиритсткая система права была единственной. Там есть формально-юридическая дата 242 год до н.э. это год создания должности перегрина. До этого была создана должность (367 году до н.э.) городского претора, который занимался делами граждан. С созданием должности претора связано создание преторского права. Так вот, 367 год считается созданием второй системы права – преторского. Следующая система называлась jus gentium. Это не международное право, а внутригосударственная система. Правовая система, которая регулировала отношения между лицами без гражданства. Поэтому в середине 3 века институт покровителей отпадает, так как им начали заниматься другие. 2) Период, когда существовали 3 системы права, назывался классическим. С середины 3 века до н.э. до 3 века н.э.. 3) 212 эдикт императора Каракал, который предоставил всем свободным жителям, кроме дегетиций (сдавшимся, упорно сопротивлявшихся), все получали римское гражданство. Это привело к тому, что смысла в 3 системах уже не было. Он создал основу для слияния всех 3 систем в единую систему римского частное право. Начинается постклассический период. С 3 по 6 века. Заканчивается систематизацией Юстиниана. Эта периодизация частного права.

Периодизация публичного права имеет свои особенности. В отличии от Греции, которая делилась на 2 периода. Вся история Римского права входило в один период. Нормы публичного права носят императивный характер. Имеет свои периоды, связанные с формой государства: 1) Rex. Царский период. Или период правления рексов. Охватывает время от 753 (754) года до н.э. до 510 года до н.э. Это период основания общины на одном из холмов. По археологическим остатками это 8 век до нашей эры. Выходцы из латсума. Царский период – это период существования общины. То же самое, что греческое полис. С монархической формой правления в виде ранней монархии. Порядок принятия законов рексов. Порядок принятия решений рексов. Рекс выступает инициатором и принимающим законы. Единолично рекс, важнейшие вопросы, без одобрения знати и утверждения на народном собрании принимать не мог. Это говорит о том, что власть рекса носила ограниченный характер, при этом в аристократическим политическим режимом. Государства возникли, как государства, где управляли из знати. Поэтому изначально не было демократии. После реформ Сервия Туллия – появляются элементы олигархии. Это связано с тем, что плебеи не получили права занимать должности. Это значит, что их занимала только знать. 2) С 509 года до н.э. до 27 годы до н.э. В 509 году был принят закон, по которому любое лицо, который претендует на место рекса, должен быть казнен. Период республики. Это означает, что меняется форма правления, но остаются полисные государства. Но с республиканской формой правления. В место должности одного рекса была создана консульская коллегия. Те функции, которые выполнял Рекс, были поделены. На раннем этапе выделяется ранняя республика. С конца 6 – по середину 3 века до н.э. Республиканская форма правления общины-государства. Политический режим аристократический с элементами олигархии. В этот период Рим создает конфедерацию. Это союз независимых государств. Которое получило название – римско-италийский союз. Это соответственно, Римская община-государство возглавило союз общин Италии. Смысл этого союза в том, что союзники вместе с Римом завоевывали все остальные территории Италии. Во 2 веке до н.э. завоевали восточное средиземноморье. Эти земли считались достоянием agr publicum. Конфедерация была неравноправная. Лица латинского права (Persona jus latim). Это означает, что они не имели римского гражданства, но не считались простым перегринам, так как любого чужака, не относившегося к союзному государству, можно было с ними хоть что делать, а вот лиц, принадлежавших к союзному государству, нельзя было убить, продать и т.д. Права собственности на землю у них нет, но в своих общинах, на территории Италии, право собственности на эту землю признавалось. Право расчищать и присоединять земли, у них не было. Jus sufrandi. Политические права. Они их в самом городе Риме не было. Но в своих общинах, где они жили, они имели право занимать должности(jus commercium). Право защищать в суде свои интересы было. Право вступать в законный римский брак от рождения не было, но по специальному разрешению это право могло быть предоставлено. Право формировать общинное ополчение, формировать римское ополчение не могли, но формировали вспомогательные подразделения.

В середине 3 века, в результате борьбы рядовых общинников против знати за расширение своих прав, была борьба. Это читать у Омельченко. Это привело к тому, что плебеи добиваются таких же прав, как и патриции, но с учетом имущественного ценза. Теперь патриции и плебеи могли занимать должности, если были богаты. Это олигархический режим. Начало этому процессу положил закон Канулея 445 года до н.э., который отменил запрет на браки между патрициями и плебеями. В результате возникает имущественная вещь (nobili) свыше 1 000 000 сестерциев. Только нобили, если есть собственность на миллион, могли занимать должности сената. Сенат теперь формировался не по знатности, а по имущественному цензу. В 3-2 веках до н.э. римское общество дозревает развитого. Средний слой в Риме получил название – всадники. Это связано с тем, что они обычно служили в коннице. В этот период складывается средний слой. Всадники имели имущественный ценз свыше 400 000 сестерциев. Они занимали должности, связанные с финансами. Провинцией назывались территории, завоеванные за Италией. Все остальные общинники, которые имели доход меньше 400 000, назывались плебс. Которые делились на сельский и городской плебсы. Вне общины были перегрины (же не клиенты) и рабы.

Нобили, всадники и плебс – общинники. Это cives, либо populus. Перегрины, свободные, но не имеют права собственности на землю – поэтому чужаки. Рабы – несвободные, неполноправные. Появился средний слой, а ничего не изменилось. Классы: Нобили и всадники – эксплуататоры. Плебс – мелкие неэксплуатируемые производители. Перегрины и рабы – эксплуатируемые.

Период поздней республики, устанавливается олигархический политический режим. Римское государство никогда не дошло до демократического политического режима. ДО демократии не дошли. В 91-89 годах в Риме произошла союзническая война из-за земли. Они пытались получить уступку со стороны Рима, а римское руководство уперлось. Затем они попробовали через народное собрание протащить своих римлян. Это провалилось и тогда союзники поняли, что им никогда не дадут денег.

Было нанесены поражения римским армиям. Но Римляне набрали еще одно войско, которое возглавил Карнелио Суло. Они решили расколоть врага. Те общины-союзники, которые против Рима не воевали получат римское гражданство. Римляне принимают закон, по которому те кто не будет воевать и подадут заявку в течении 3 месяцев, получат римское гражданство. Это приводит к расколу воюющей коалиции. Это ведет уменьшению войска врагов. Оставшиеся, те кто не хотел разгромить Рим были добиты Карнелио. Но те кто добивался проигрыша Рима все так получили гражданство. С политической точки зрения Рим проиграл, отдал позиции. Население Рима стало около 2 миллионов граждан. Но это привело к тому что такое огромное собрание в миллионы человек не может собираться, но даже если соберется, оно не сможет работать.. Республика не смогла бы контролировать всех граждан. Возникал вопрос монархии…он стал неизбежным.

Остатки Корнелия, к начала 88 года были добиты. С военной точки зрения Рим победил, но с политической они предоставили гражданство союзникам. То есть те, кто проиграли получили гражданство. С политической точки зрения он проиграл. В результате на территории Италии получилось 2 млн. граждан. Теперь территория и количество граждан стало огромным. Это означает, что народное собрание не может функционировать. Органы управления республики не могут управлять таким народом на такой территории без института представительства. И после этого разразился кризис республики. Поэтому вопрос о монархии лишь вопросом времени. Переход к монархии стал неизбежным. Это проявилось в первых попытках разрешить кризис республики. Стало проявление поздне республиканских военных диктатур. Должность диктатора (dictator) это была экстраординарная должность.

В Риме диктатор – это должность. В Риме должности делились на ординарные и не ординарные. Ординарные - это обычные, простые. А экстраординарные создавались по особым случаям для решения какой-то определенной цели и задачи. В царский период экстраординарной должностью были интеррексы, когда умирал или смещался с должности Рекс, то возникало междуцарствие до избрание нового Рекс. Другим пример экстраординарной магистратуры можно признать коллегию мужей (decem viri). Например, для составления 10 таблиц была собрана эта коллегия, но этого было недостаточно. Плебеи объявили о сецессии, поэтому патриции должны собрать еще одну коллегию для доработки еще 2 таблиц. Сецессия – это выход государства из территории одного государства.

Должность диктатора это должность, которая создавалась по особым случаям. В период ранней республики диктаторов выбирали на 6 месяцев. У диктатора был помощник (начальник конницы). Ему предоставлялись чрезвычайные полномочия. Если он не справлялся с решением конкретной проблемы, то их смещали. Это делалось, чтобы они не могли захватить власть. Они этого и не могли сделать, так как войско состояло из общинников. А вот в период поздней республики ситуация изменилась. В 107 году нашей эры, в связи с поражением Римского войска в Северной Африки, стало ясно, что нужно проводить реформу армии. Не хватало воинов из-за процессов во втором веке. И Гай Марию было поручено провести данную реформу. Он по-прежнему набирал войско из общинников, но теперь без учета их имущественного положения.

Еще по реформам Сервия Туллия было создано 5 разрядов. А те, кто не отвечал этим требованиям, получали разряд пролетария. Они фактически службу не несли. С них собиралась небольшая сумма. Теперь эти малоимущие могли служить в армии. За службу им платилось жалование. Вся экипировка, снаряжение. По окончании службы (20-25 лет), они должны были получить земельный надел в собственность. Теперь, получение земли не зависело от членства в общине, сколько в служении. Поэтому получалось, чтобы не погибнуть в бою, и дослужить, нужно как можно лучше поддерживать своего военачальника. Это привело к тому, что очень сильно увеличивалась власть военачальника, армия была заинтересована в получении земли. То есть появилась возможность использовать армию для захвата власти. Армия поддерживает военачальника, чтобы получить землю, нежели чиновника.

События после союзнической войны, Корнелий Сулла получил влияние, и знать начал опасаться, что он будет использовать свою власть для захвата власти. Корнелий Сулла развернул свои войска и приплыл в Рим. Он получил должность диктатора без ограничения срока и без узкой, маленькой цели. Он избирался диктатором для устроения республики. Это означало, что в его руках концентрируются различных функций управления в одних руках. Это тенденция к установлению монархии. Он избирается народом для реформы системы управления. Его надо приспособить для управлении на территории с большим количеством граждан. Его должность была избрана для издания законов. Раз народное собрание не может собираться, то законы стал избирать Корнелий Сулла. В связи с тем, что народное собрание сам не может принимать законы, он делегирует диктатору право на издание законов. В связи с этим появляются новые категории законов с именем leges dare. Законы, которые дарованы диктатором без одобрения народного собрания.

Корнелий Сулла с 82-79 до н.э. Он начал просто увеличивать количество должностных лиц. Он начал чисто количественно. Увеличивая преторов и т.д. Его последователи тоже этому последовали. Но в 79 до н.э. он неожиданно слагает с себя полномочия. Он отказывается от власти, в последствии умирает в своей имении своей смертью. Ситуация потом повторяется. Попыткой предотвратить кризис стало создание триумвирата. Помпей пытался сосредоточить в своих руках власть, отстранив Цезаря. И когда Цезарь об этом узнал, подойдя к пограничной реке, немного поразмыслив, перешел эту реку (Рубикон). Он дошел до Рима, Помпей бежит и Юлий Цезаря выбирают на должность диктатора (49 год). Здесь не подразумевалось, но через 1 дней Юлий Цезарь слагает с себя полномочия добровольно. Второй раз его провозгласили диктатором в конце 49 года. А в 44 году его убили в результате заговора.

Его убили, но возникает вопрос, почему отказывались от должности диктатора? Причину много раз обсуждали. Любая сильная политическая власть должна иметь 3 базы: Экономическую. Сильный государственный сектор экономики. Они понимали, что не имея экономической базы, а значит социальной, поэтому политической, нельзя было долго удерживать свою власть. Поэтому они сами сложили с себя полномочия. Хотя диктатуры были попытками к возвращению монархической форме правления, но имели базы, поэтому были обречены на поражению.

После убийства Цезаря, они думали, что их будут приветствовать, но когда в Риме Юлий Цезарь убит, народ разбежался. Они с перепугу убежали по домам и начали думать, что делать дальше. С одной стороны, надо признать убийство Юля Цезаря преступлением. Либо возвращать что-то. Поэтому приняли компромисс. Что Юлий Цезарь умер своей целью. После смерти возникает второй триумвират. Опять же, как и в предыдущем реальное влияние имели 2 человека 1) Октавиан (пасынок Юлия Цезаря) 2) Антони. Он стал любовником Клеопатры 7. Потом он женился на ней. В конечном итоге, эти триумвиры перессорились, и произошло у берегов Египта, где столкнулась армия и флот Октавиана и Антония с Клеопатрой. После этого Октавиан с войсками высаживает в Египет (после победы). Она сказал, что давай покончим жизнь самоубийством, ты первый, а я вторая. Тот прыгнул на меч, еще не умер, а та помирать не собирается. Оставила его и пошла готовиться к встрече с Октавианом. Он приказал готовить золотые цепи для Клеопатры, чтобы провести её в качестве пленницы, но она померла в заключении.

Но Октавиану удалось стать императором Августом (священным). Почему именно ему удалось? Причина простая. После победы над Антонио, в отличии от других диктатором объявил Египет своим личным владением. Это означало, что все земли Египта стали его собственностью. Поэтому доходы с этой земли стали его собственностью. Поэтому он получил сильную экономическую базу. Теперь чиновники стали работать на него, вместо Клеопатры + он стал формировать служилых людей из римлян. То есть социальная база. Органы управления Египта подчинялись ему. Когда он становится императором, он параллельно с формированием органов управления формирует имперские органы управления. После победы в Египте он возвращается домой. Впервые Рим перестал воевать. В 27 году до н.э. он был провозглашен первым в списке сенаторов (принцепс – princeps). И когда начинали обсуждать проблемы, с него начинали обсуждение. Без его ведома никто особо не трепыхался. Он получает титул императора. Изначально это был титул военачальника, обладающий властью империум. Это означает, что начинается период принципата.

Кризис республики был разрешен установлением монархии в виде империи. Это было неизбежно. Мы наблюдаем, что происходит попытка концентрации в одних руках Периодизация периода империя (во время кризиса разложения рабовладельческого общества) Первые 7 веков нашей эр. Период империи с 28 года до н.э. по 476 год н.э.

Период империи делится на 2 этапа: 1) Период принципата. 27 год до н.э. – 283 год н.э. 2) Период ранней империи. 2) Период домината. С 284 по 476 год н.э. Между ними разница в том, что период принципата это период, в котором устанавливается монархическая форма правления, н власть императора была ограничена. Происходит переход от федеративного государство к унитарному. Причем учитываю ситуацию, можно говорить о децентрализованном унитарном государстве, так как ряд территорий обладали автономией.

А период домината, когда монархия достигает стадию неограниченной (деспотической). Нет никакого отличия от других деспотических монархий. Устанавливается авторитарный режим, унитарное государство, то есть происходит переход от децентрализованного управления к централизованному. Диоклетиан провел реформы. После него провел реформу Константин I, который принял официально христианскую религию. Он запретил притеснять христиан, за что те помогли ему победить. Сам Октавиан заявил, что стремится восстановить республику, но понимал, что если будет вести себя как Юлий Цезарь, могут неправильно понять. Он просто стал занимать несколько должностей. Он, во-первых, стал занимать должность консула. От преторов он стал требовать регулирования. Была учреждена должность трибуна. И ввел интерцессию (intercession) – это право отменять уже вступившее в действие любого должностного лица, включая сенаторов. Это право появилось в период ранней республики. Плебейские трибуны отменяли решение должностного лица, выкрикивая veto (запрещаю). Он занял должность великого понтифика, главный культа. То есть он сосредоточил различные функции управления в своих руках. Император имел право издавать законы, без одобрения народного собрания (leges datae). Это было объяснено также, как и у диктаторов, мол народное собрание делегировало свое полномочие императорам. Но народное собрание превратилось в собрание города Рима. Никакого реального влияния не имело. После смерти Октавиана собрали в 98 году н.э. последний раз, так к не было уже в этом необходимости. Это было объяснено тем, то народное собрание передало императору свои законодательные полномочия.

Законы, передаваемые императору, получили название constitution (постановление). Было 4 вида законов. Конституция в добуржуазном праве – это закон императора, то есть современного значения этот термин не имел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.035 с.)