Дидактический материал для развития слухового 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактический материал для развития слухового



Дидактический материал для развития слухового

восприятия, внимания, памяти, звукового анализа.................... 15

Дидактический материал для индивидуальной речевой

работы с детьми....................................................................................... 23

Закрепляем произношение твердого звука [г] и мягко­
го звука [г']........................................................................................ 23

Закрепляем произношение твердого звука [х] и мягко­
го звука [х']........................................................................................... 51

Говорите правильно............................................................................ 78

Вместо заключения.................................................................................. 79


ВВЕДЕНИЕ

АВТОР ОБЪЯСНЯЕТ

Логопедическую тетрадь можно использовать в работе с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими нечеткую дикцию, для общего речевого развития, обогаще­ния словарного запаса, подготовки к звукобуквенному и слоговому анализу, профилактики школьной неуспеваемос­ти по русскому языку.

Перед вами пособие, которое пригодится для работы по преодолению недостатков звукопроизношения у детей. Тет­радь можно использовать для общего развития речи, форми­рования звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также для подготовки ребенка к обучению грамоте. В норме формирование правильного звукопроизношения заканчива­ется у детей к 4—5 годам. Однако не все дошкольники могут самостоятельно освоить произношение отдельных зву­ков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, по­лагая, что с возрастом эти недостатки исправятся.

Нарушение заднеязычных звуков [к], [г], [х] и парных мягких [к'], [г'], [х'] встречается значительно редко. Они со­ставляют у детей 5—9 лет 1% от дефектов произношения других групп звуков и характерны для сложных речевых нарушений, например, выявляются при значительном сни­жении слуха, алалии, ринолалии, дизартрии. В норме дети овладевают правильным произношением заднеязычных зву­ков от 2 до 3 лет. Встречаются такие виды дефектов произно­шения [к], [г], [х] и мягких фонем: вместо [к] слышится гор­танный щелчок, при произношении [г] к шуму при щелчке добавляется голос, при произношении [х] слышится гортан-


ный шум. Второй вид нарушения — это случай замены зад­неязычных звуков [к], [г], [х] переднеязычными [т], [д]. Дети говорят: «Молтовта, тапуста, талова (морковка, капуста, ко­рова)».

Третий вид нарушения характеризуется заменой [к] на фрикативный [х], [г] — на южнорусский [г], [х] — иногда на [с]: «хапуста», «слеп» (капуста, хлеб).

Искаженное звукопроизношение приносит ребенку нема­ло огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возра­стают. Сверстники замечают дефекты речи, посмеиваются, взрослые часто делают замечания, и в школьных тетрадях появляется масса необычных ошибок. Ребенок начинает стес­няться участвовать в праздниках, рассказывать стихотворе­ния, общаться с детьми и взрослыми, получает неудовлетво­рительные оценки по русскому языку. Ему нужна помощь взрослого. В одних случаях требуется специальная логопеди­ческая работа, в других — достаточно после консультации логопеда занятий ребенка с воспитателем, учителем или ро­дителями. Это зависит от степени выраженности дефекта произношения, причин, а также от индивидуальных особен­ностей ребенка. Предпосылкой успеха является создание бла­гоприятных условий для работы по формированию правиль­ного звукопроизношения: прежде всего необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям, а для этого использовать игру, рисование, художественное слово и другие виды деятельнос­ти, повышающие познавательную активность ребенка, позво­ляющие избежать быстрого утомления.

Используя наше пособие, вы сможете применить разнооб­разные приемы: называние картинок, исключение неподхо­дящей картинки, отгадывание и загадывание загадок, дого-варивание слов, проговаривание потешек, чистоговорок и скороговорок, разучивание стихотворений, считалок, состав­ление звуковых схем слов, развивающие игры со словами, обводка и раскрашивание рисунков с комментированием,


элементы логоритмики, исключение неподходящего по зву­ковому составу слова, обобщение понятий одним словом и многие другие.

В рабочую тетрадь включены артикуляционные упражне­ния для отработки основных движений органов речи, под­готовки речевого аппарата к правильному произношению звуков. В тетради не описаны специальные приемы вызыва­ния или постановки звуков, так как их должны использо­вать логопеды. Воспитатели и родители могут достичь успе­ха в результате систематической и кропотливой работы по развитию у детей фонематического слуха, выработке пра­вильного артикуляционного уклада (см. Положение органов речи при произношении звуков), вызыванию правильного произношения звука по подражанию.

АВТОР СОВЕТУЕТ

Занятия с ребенком рекомендуется проводить системати­чески, не менее 3 раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2—3-разовыми кратковременными упражнениями. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, уча­стия родителей в этой работе. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

В работе с тетрадью по развитию речи необходимо соблю­дать последовательность: не предлагайте на первом этапе для выполнения трудных заданий, постепенно переходите от задания к заданию, от простого к сложному. Тщательно закрепляйте изученный материал. Основная ваша задача — включить ребенка в целенаправленную речевую работу, за­интересовать его. Только при положительном отношении вы сможете развить внимание, память, мыслительные действия, выработать умение отличать правильное произношение от


дефектного, осуществлять слуховой контроль за собствен­ным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков.

К сожалению, нет возможности включить в тетрадь весь необходимый дидактический материал, поэтому педагогам, родителям и детям придется потрудиться самостоятельно. Советуем не ограничиваться наглядным материалом в тетра­ди и вместе с детьми подбирать подходящие к заданию картинки. Там, где требуется повторение слов, вспомните аналогичные слова, организуйте соревнование, кто больше назовет слов на заданный звук. Чтобы научить ребенка звуковому анализу слов, следует иметь собственные четкие представления об этой работе.

Развитие речевого слуха проводится в форме игры и занимательных упражнений, дидактический материал пред­лагается с постепенным усложнением. От анализа нерече­вых звуков (звуков города, природы, дома, магазина) дети переходят к размещению слов, близких по звучанию, типа: гора — пора, луг — лук, а затем к дифференциации слогов и отдельных звуков. Дети учатся различать фонемы родного языка, начиная с гласных звуков, овладевают первыми лингвистическими понятиями: «звук», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мяг­кий согласный звук». Задания по звукослоговому анализу и синтезу развивают не только языковое чувство у ребенка, но и его умственные способности.

Образец звукового анализа слова:


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ (РЕЧЕВАЯ)

ГИМНАСТИКА

На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полно­ценных движений и определенных положений органов арти­куляционного аппарата (артикуляционных укладов), необ­ходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те арти­куляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы выраба­тываемые у детей двигательные навыки закреплялись, ста­новились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3—5 минут. Не следует предлагать детям более 2—3 упражне­ний. Артикуляционную гимнастику можно проводить под­группами и индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражне­ний к более сложным. Проводить ее надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть педагога и свое лицо.

Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, дос­таточным объемом движения, темпом выполнения, устой­чивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:


— рассказ о предстоящем упражнении с использованием
игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке);

— показ упражнения;

— выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

— проверка правильности выполнения, указание на ошиб­
ку;

— выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).
В начале работы может быть напряженность движений

языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения станут свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида обще-развивающих упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направле­ны на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6—8 раз, координации, хорошей переключа-емости.

Для того чтобы вызвать интерес у детей к речевой гим­настике, советуем проводить ее в занимательной сказочной форме. В сказке о Веселом Язычке обязательно должен быть элемент новизны. Учите детей сочинять сказки про Язычок. Полезно поменяться ролями: ребенок рассказывает сказку, а взрослый выполняет упражнения. Ребенок подмечает недо­статки и называет ошибки.


сказка

о Веселом Язычке

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: (рот закрыт, от­крыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел по­греться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «ло­паткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и за­крыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по кры­ше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Тот лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

Губы нейтральны, как при произнесении звука [а].

Губы округлены, как при произнесении звука [о].

Губы вытянуты трубочкой, как при произнесении звука [у].

Углы рта оттянуты, зубы обнажены, как при произнесе­нии звука [и].

Чередование движений от [а] к [и], от [а] к [у] и обратно.

Плавный переход от [и] к [а], от [а] к [о], от [о] к [у] и обратно.

Артикулирование ряда гласных с плавным переходом: [и] — [а] — [о] — [у] и в обратном порядке.

Артикулирование может сопровождаться проговаривани-ем звуков.

Ребенок контролирует собственное выполнение речевой гимнастики с помощью зеркала.

«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы

растянуты в улыбке. «ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.


«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед. «БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. «ЗАБОРЧИК» — «БУБЛИК»; «УЛЫБКА» — «ХОБОТОК».

Чередование положений губ.

«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

На подготовительном этапе педагог выбирает из перечис­ленных упражнений только те, которые он считает необхо­димыми для формирования правильного артикуляционного уклада нарушенного звука.

Речевую гимнастику можно сопровождать стихами.

ПЧЕЛА

На цветке сидит пчела, До чего она мала. Набирает сладкий сок Наша пчелка в хоботок.

К. Быкова

Упражнение «Хоботок»

Вытянуть сомкнутые губы вперед «хоботком».

БУРУНДУК

Носил орехи бурундук, По два за каждою щекой. Насыпал доверху сундук — Не будет голоден зимой.

К.Быкова

Упражнение «Спрячь орех»

Рот закрыт. Напряженным язычком упереться то в одну, то в другую щеку.


 
 


МАЛЯР

Есть у мастера сноровка: Водит кистью очень ловко, Тянет следом за собой Ленту краски голубой.

Удивилась птичья стая, Мимо дома пролетая: «Вот так крыша! Чудеса! Голубей, чем небеса!»

Е.Авдиенко

Упражнение «Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кистью, провести от верхних резцов до мягкого нёба и назад.

КАЧЕЛИ

Полетели, полетели, Как на крыльях, на качелях. Все деревья стали ниже, Клумбы дальше, солнце ближе. Мы полета не боимся, Словно космонавты, мчимся, То к земле зеленой вниз, То навстречу солнцу ввысь. В небеса, как птицы, рвемся, Близко купол голубой. И нам кажется, что солнце Рядом — вот подать рукой!

А. Мерзляков

Упражнение «Качели»

Рот открыт. Напряженным языком потянуться к носу и под­бородку, к верхней и нижней губе, к верхним и нижним резцам.


ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ [Г], [Г], [X], [X']

АРТИКУЛЯЦИЯ ТВЕРДОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА [Г]

Губы принимают положение следующего звука. Зубы разомкнуты до 5 мм. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним корен­ным зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки смыкаются и вибри­руют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г].

АРТИКУЛЯЦИЯ МЯГКОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА [Г']

Артикуляция мягкого [г'] отличается от [г] твердого таки­ми моментами: при произнесении [г'] средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу, язык несколько про­двигается вперед и смыкается со средней частью твердого нёба; кончик языка находится несколько ближе к нижним резцам, а губы немного растягиваются и открывают зубы.

АРТИКУЛЯЦИЯ ТВЕРДОГО СОГЛАСНОГО [X]

Атикуляция звука [х] отличается от артикуляции звука [г]. Задняя часть спинки языка не полностью смыкается с нёбом, по средней линии языка остается щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум. Голо­совые складки разомкнуты и не вибрируют, поэтому обра­зуется глухой звук [х].


АРТИКУЛЯЦИЯ МЯГКОГО СОГЛАСНОГО [X']

Артикуляция мягкого [х'] имеет такие особенности: язык несколько продвигается вперед, и задняя часть спинки язы­ка образует щель с нёбом. Средняя часть спинки языка стремится к твердому нёбу. Кончик языка за нижними резцами и не касается их. Губы несколько растягиваются, открывая зубы.


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО

ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг.

Позанимайтесь с детьми, научите их слушать и слышать разнообразные звуки на прогулке, во время посещения цир­ка, зоопарка, а также дома. Приемы работы доступные: вопросы детям, игры «Угадай», «Кто самый внимательный», «Чуткое ухо», соревнование «Кто больше услышит».

Научите детей тонко дифференцировать звуки окружаю­щей обстановки, звучащих игрушек и детских музыкаль­ных инструментов; силу, высоту и длительность звучания музыкальных звуков. Такая работа необходима для подго­товки детей к анализу речевых звуков.

Прислушайтесь к речи людей. Она состоит из мно­жества слов, а слова — из разнообразных звуков. Это звуки речи. Одни речевые звуки можно произно­ сить протяжно, даже петь.

Попробуйте пропеть: ааа, у у у, ооо, эээ.

а — о — у — ы — э — и — гласные звуки. Их мы будем обозначать на звуковой схеме слова красным цветом


 
 

Дети в лесу кричат, чтобы не заблудиться: «А-У!» Сколько звуков в коротком слове «АУ»? Назовите звуки по порядку, выложите схему и про­читайте слово по схеме.


Скажите, сколько звуков вы услышали, назовите звуки по порядку.

Взрослый произносит цепочки звуков, дети их воспроиз­водят и называют количество звуков.

АИО ОЫАЭИ

УЭАИ ИЫАЭОУ

Какие звуки вы услышали и произнесли?

(Гласные звуки.)

Как вы определили, что это гласные звуки?

(Их можно тянуть, петь.)

Какие гласные звуки вы знаете?

[А] [О] [У] [И] [Ы] [Э]

Среди звуков речи есть гласные звуки, их можно тянуть в слове, пропеть. Есть и другие, которые не поются, а произносятся кратко, в это время активно работают наши органы речи: губы, язык. Это соглас­ные звуки.

Произнесите звукоподражания. Колеса вагонов стучат: т-т-т. Пулемет строчит: д-д-д.



 


ИГРА «ЧУТКОЕ УХО»

Взрослый произносит гласные и согласные звуки. Дети поднимают красную карточку, если услышат гласный звук. Кто ошибется, выбывает из игры. Выигрывает самый внимательный.

И — К — Т — У — X — О — А — Г — Ы — Э О — И — Г — Э — Ы — X — А — И — У Э — Г — У — К — А — X — И — Ы — О

«ДЕЖУРНЫЙ ЗВОНОК»

Учим выделять заданный звук среди других звуков, вос­питываем внимание.

Взрослый произносит звуки, дети хлопают, если услышат звук [х], гудят, если услышат [г], топают, если услышат [к].

А, Б, В, Г, Д, К, Ж, X, К, Г, 3, Д, Ш, К, М, Н, X, Г, К, Л, Ф, X, Ц, Д, Г, К

Выигрывает самый внимательный.

«КТО КАК КРИЧИТ?»

Воспитываем внимание, память. Взрослый имитирует голоса птиц и животных, дети показывают нужную картин­ку {свинья, гусь, петух, курица, лягушка, кукушка).

хрю-хрю-хрю

га-га-га

ку-ка-ре-ку

го-го-го

ква-ква-ква

ку-ку, ку-ку

кудах-тах-тах


Согласные звуки могут произноситься твердо и мяг­ко. Сравните их звучание в слогах:

ГА — ГЯ ГО — ГЁ ГУ — ГЮ

ГЫ — ГИ ГЭ — ГЕ ХА — ХЯ

ХО — ХЁ ХУ — ХЮ ХЭ — ХЕ
ХЫ — ХИ

Твердые согласные звуки мы будем обозначать на звуко­вой схеме слова синим цветом, а мягкие зеленым.

ИГРА «СЛОГИ»

Послушайте слова. Есть слова короткие: гусь, хлеб. Есть слова длинные: гладиолус, хлебопекарня. Слово можно произнести по частям — по слогам: ха—лат, пе-тух, гу-си, ги-та-ра.

Помните правило: в слове столько слогов, сколько глас­ных звуков.

Определять количество слогов в слове могут помочь при­емы: отстукивание, «прошагивание», прохлопывание слов.


Подберите слова к слоговым схемам.

Гуталин, хлеб, горох, гвоздь, грач, газон, гусар, химик, хобот, халат, хохолок, голубец, гагара.

ИГРА «ПТИЧИЙ ДВОР»

Учим детей подражать голосам домашних птиц. Форми­руем правильное произношение звуков [к], [г], [х].

Дети, глядя на картинки или по памяти, имитируют голоса птиц.


Посмотрите на картинку. Как курочка кричит, цыплят собирает? {Ко-ко-ко, ко-ко-ко.)

Петушок ходит важный, следит за порядком на птичьем дворе и кричит громко: «Ку-ка-ре-ку!»

Как кричит петух?

А курица волнуется и кудахчет: «Кудах-тах-тах, кудах-тах-тах».

Как она кудахчет?

Гуси важно идут стайкой и гогочут: «Га-га-га, га-га-га!»

Как гуси гогочут?

А вот и утка с утятами голос подает: «Кря-кря-кря!»

Как утка кричит?

Вышла птичница и стала загонять птиц: «Кыш, кыш...»

ИГРА «СЛОГОВАЯ ЦЕПОЧКА»

Взрослый произносит слоговую цепочку (звукоподража­ние), дети подбирают к ней подходящую слоговую схему.

КО-КО-КО

ГА-ГА

КУ-КА-РЕ-КУ

КРЯ-КРЯ

ХА-ХА-ХА

Взрослый показывает слоговую схему, дети произносят нужное количество слогов, затем хлопают столько раз, сколь­ко услышали слогов.


«ДЕЖУРНЫЙ СЛОГ»

Учим выделять слог с заданным согласным звуком среди других слогов. Воспитываем произвольное внимание.

Взрослый произносит слоги, дети повторяют за ним толь­ко слоги со звуками [г] и [х].

ТА — КУ — ГА — МЫ — ВО — ХА — ГО — КУ — ХО

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОГА

Учим схематическому изображению звуков в слоге. Выложите звуковые схемы слогов: ГУ, ХА, АХ, ГА, ОХ.

Проверьте себя:

Выложите звуковые схемы слогов: ГЫ, ГИ, ХЫ, ХИ.

Проверьте себя:

«ЭХО»

Учим выделять слово с заданным звуком, воспитываем речевой слух.

Взрослый произносит слова, дети повторяют за взрослым только слова с твердыми и мягкими звуками [г], [х], [к].

Толя — Коля кони — пони макать — махать

Валя — Галя рука — мука год — лед

Лена — Гена пусто — густо ход — рот

кот — тот корь — хорь гуси — бусы

губы — дубы муха — ухо хата — вата


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ЗАКРЕПЛЯЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА [Г] И МЯГКОГО ЗВУКА [Г']

Произнесите несколько раз слоги со звуком [г].

ГА — ГО — ГУ — ГЫ ГЭ — ГЫ — ГА — ГУ ГУ — ГО — ГА — ГЭ ГО — ГЭ — ГУ — ГА

Произнесите столько раз слог -га-, сколько услыши­те хлопков.

Произнесите столько раз слог -гу-9 сколько фишек (палочек) на столе.

Произнесите ряд слогов за взрослым, соблюдая уда­рения.


«ГУСИ»

Дети изображают гусей, воспроизводят их крик: га­га-га, го-го-го.

— Гуси, гуси!

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Га-га-га!

Как гуси отвечают хозяйке? (Га-га-га, га-га-га.)

— Га-га-га! —
Гогочет гусь.

— Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню

Все гляжу Не нагляжусь.

Как гогочет гусь? {Га-га-га!)


Рассмотрите и назовите картинки сначала вслед за взрослым, затем самостоятельно.

Проверьте себя: гусь, голубь, галка, попугай.

Каким словом можно назвать нарисованное на картин­ках? (Птицы.) Назовите птиц, названия которых начинают­ся со звука [г]. (Гусь, голубь, галка.) Где слышится звук [г] в слове попугай? (В середине слова.)


Произнесите слова со звуком [г].

Гуси, гусли, губка, гуляш, гусар, гуталин, гусеница.

Голубь, горы, город, голос, голод, горло, гости, горилла, горох, горшок, голова, горбуша, гостиная, горностай, говядина, гончар, гонщик, голубцы, гон­ки, горы, горнист, гольфы.

Газета, газель, гагара, гадюка, газон, галерея, галоша, галстук, галка, гайка, гамак, гараж, гарде­роб, гарнир, гадалка, галеты, гармонь.

В именах мальчика и девочки слышится звук [г]: Гоша, Галя.


Произнесите слова со звуком [г].

Багаж, магазин, вагон, попугай, огонь.

Гроза, груда, град, гранат, гранит, граната, гра­фин, грач, грабли, глаза, груша, глобус, гном, гвоз­ди, грузди, гвоздика, грузовик, градусник, глоток, гражданин, глубина.

Назовите слова, в которых после согласного звука [г] слышится гласный звук.

Назовите слова, в которых после согласного звука [г] слышится согласный звук.

«Кто это?»

Это гном. Вы встречались с ним в сказках.

Выполните звуковой анализ слова гном и составьте зву­ковую схему.

Назовите гласный звук в слове гном, ([о]) Сколько гласных звуков в слове? Следовательно, сколько слогов в слове? (Один.)

Назовите звуки в слове по порядку, ([г], [н], [о], [м]) Сколько всего звуков в слове? (Четыре звука.) Из четырех звуков один гласный. Сколько согласных звуков в слове гном? (Три согласных.) Проверьте звуковую схему слова гном.


 
 


Назовите картинки.

Проверьте себя: книга, штанга, телега.

Каким слогом оканчиваются названные слова? {-га) Ри­сунки каких предметов, явлений, названия которых оканчи­ваются на -га, можно поместить рядом? (Шпага, юнга, фля­га, дорога, радуга, фольга, лачуга.)


Доскажите словечко.

Взрослый начинает слово, дети добавляют -га и произно­сят слово целиком. При необходимости взрослый объясняет значения получившихся слов.

ВЬЮ... БЕ... ТАЙ-...

НО... ПУР-... ОТВА-...

ДОРО-... ДУ-... БЕДНЯ-...

КУРА... СЛУ-... ДВОРНЯ...

СЕРЬ... КОЛЬЧУ... ПОДРУ-...


«ВОПРОС — ОТВЕТ»

Кто гогочет? (Гусь) Кто воркует? (Голубь) Где растут овощи? (В огороде)

Что можно собирать в лесу? (Ягоды и грибы)

Правильно ответить на вопросы вам помогут картинки. В ответах должны быть слова со звуком [г].



Кто свил гнезда на тополе? (Грачи)

Какой сигнал дал теплоход? {Гудок)

Что у мастера в коробке? (Гвозди)

Что в кузове грузовой машины? (Груз)

Что в корзинке у Гали? (Грозди ягод, грузди)

 


«УГАДАЙКА»

Догадайтесь сами, загадайте своим друзьям.





Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли)

Без головы, а в шляпе; Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь)


Дороги имеются — ехать нельзя, Земля есть — пахать нельзя, Луга есть — косить нельзя, В реках, в море воды нет. (Географическая карта)

Маленький, удаленький, Сквозь землю прошел — Красну шапочку нашел. (Гриб)



Частый, зубастый, Вцепился в чуб вихрастый. (Гиебешок)


Резинка Акулинка Пошла гулять по спинке. И пока она гуляла, Спинка розовою стала. (Губка)


 



Не живая, а идет, Неподвижна, а ведет. (Дорога)

Ходит тега с теганятами Не ногами, а лопатами. Все пловцы неплохие, Выплывают сухие. (Гуси)

 


пословицы

Произнесите пословицы. Объясните, как вы их пони­маете. Выучите пословицы, понятные вам.

Много снега — много хлеба.

Уголь сажи не белей.

За гриву не удержался, за хвост не удержишься.

Грамоте учиться всегда пригодится.

С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

Хорошая книга — лучший друг.

Нет друга — ищи, а найдешь — береги.

ЕГОРКИНЫ СКОРОГОВОРКИ

Я сегодня был в восторге От затейника Егорки, За его скороговорки Я поставил бы пятерки!


Ю. Черных


Послушайте стихотворение.

В ГОСТИ

Горлица, горлица, Где твоя горница? Горлица, горлица, Где твой дом? Мы к тебе, горлица, В гости придем.

Л. Яхнин

Знаете ли вы, кого называют горлицей*} Горлица — это небольшая птица, похожая на голубя.

А что такое горница!

Горница — это чистая комната, раньше так называли чистую половину крестьянской избы.

Сравните слова горница и горлица по звуковому и слого­вому составу.

Проверьте себя: эти слова отличаются звуками [л'] и [н'], имеют одинаковое (три) количество слогов.


Составьте предложения по картинкам, постарайтесь употребить слова со звуком [г].

Проверьте себя:

1. Для изучения географии нужны глобус и географическая
карта.

2. В огороде на грядках растут горох, огурцы, а в саду
гвоздика, гладиолусы, гиацинты и георгины.

3. Гоша учится играть на гитаре.

4. В зоопарке дети видели грозную гориллу, строгого носорога,
хитрого горностая, грациозную газель, гордого фламинго.


ЧУДЕСНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ СЛОВ

Замените первый звук в слове на [г] и получите новые слова.

КЛАША КРОТ КОЛ КОСТИ КУБКИ КОРА КОЛОС КОЛЕНИ КОРКА КАЛЬКА

Проверьте себя: Глаша, гости, голос, горка, грот, губки, голени, галька, гол, гора.

Замените звук [к] в слове на [г]. Какие слова получились? УКОЛ МАКИ ИКРА ЛУКА

Проверьте себя: угол, маги, игра, Луга (название города в Ленинградской области).

Где слышится звук [г]: в начале, в середине или в конце слова? (В середине слова.)

Выучите стихотворение, назовите слова со звуком [г].

ПО ГРИБЫ

Топ-топ — пять шагов.

В туесочке — пять грибов.

Мухомор красный —

Гриб опасный.

А второй — лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

В. Незвал

Какие грибы встретились ребятам в лесу? Какой гриб опасный, ядовитый? Какие вы знаете съедобные грибы?


СЛОВА-«РОДСТВЕННИКИ»

Назовите «родственников» к выделенным словам, най­дите «лишние» слова.

Горка, горища, горушка, горняк, горный, гори­ стый, пригорок, горец, горячий, гордый.

Грибок, грибочек, грибник, грибница, грибной, гребенка.

Глазок, глазной, глазочек, глазастый, глазенки, глазищи, глазница, гласность.

Горбинка, горбатый, горбыль, горбик, горбун, горбушка, горбунок.

Громко, громкий, громыхать.

Грузить, грузчик, грузовик, грузный, загрузить, гроздья.

Городок, городище, городской, городишко, горо­ довой, огород.

Головка, головушка, головастый, головастик, го­ ловешка, головоломка.

Голосок, голосочек, голосистый, голосовать, го­ лосование, колосок.

Гусак, гусыня, гусята, осиный, гусятник, гусь­ ком, гусиный.

Придумайте предложения с этими словами.


«ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Послушайте слова. На какой вопрос они отвечают?

ШАГАТЬ УБЕГАТЬ ОТРУГАТЬ

ПРЫГАТЬ БЕГАТЬ ПРОМОРГАТЬ

ГА — ГЯ ГЕ — ГЭ ГИ — ГЫ

ГЮ — ГУ ГО — ГЁ ГУ — ГЮ

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» Учим различать [г] и [г'] в словах.

Взрослый называет слова с [г'] и [г], дети находят слово с мягким [г*].

СЛОГ СЛОГИ

ФЛАГ ФЛАГИ

КРУГ КРУГИ

стяг стяги

ШЛАНГ ШЛАНГИ


«ДОБАВЬ СЛОГ»

Взрослый начинает слово, дети, добавляя слог -ги, за­канчивают его.

НО... ДУ-... СЛУ-... СЕРЬ... ДЕНЬ... КНИ-... ТЕЛЕ... ДОРО-... БУМА... БЕРЛО-...

«ЦВЕТЫ» Учим различать в словах твердый [г] и мягкий [г'].

Посмотрите на картинки, назовите цветы: герань, глади­олусы, гвоздики, гиацинты, гортензии, георгины.

Названия каких цветов начинаются с мягкого [г']? Проверьте себя: [г'] в словах герань, георгин, гиацинт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.223 (0.292 с.)