Восприятия, внимания, памяти, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятия, внимания, памяти,



ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг.

Позанимайтесь с детьми, научите их слушать и слышать разнообразные звуки на прогулке, во время посещения цир­ка, зоопарка, а также дома. Приемы работы доступные: вопросы детям, игры «Угадай», «Кто самый внимательный», «Чуткое ухо», соревнование «Кто больше услышит».

Научите детей тонко дифференцировать звуки окружаю­щей обстановки, звучащих игрушек и детских музыкаль­ных инструментов; силу, высоту и длительность звучания музыкальных звуков. Такая работа необходима для подго­товки детей к анализу речевых звуков.

Прислушайтесь к речи людей. Она состоит из мно­жества слов, а слова — из разнообразных звуков. Это звуки речи. Одни речевые звуки можно произно­ сить протяжно, даже петь.

Попробуйте пропеть: ааа, у у у, ооо, эээ.

а — о — у — ы — э — и — гласные звуки. Их мы будем обозначать на звуковой схеме слова красным цветом


 
 

Дети в лесу кричат, чтобы не заблудиться: «А-У!» Сколько звуков в коротком слове «АУ»? Назовите звуки по порядку, выложите схему и про­читайте слово по схеме.


Скажите, сколько звуков вы услышали, назовите звуки по порядку.

Взрослый произносит цепочки звуков, дети их воспроиз­водят и называют количество звуков.

АИО ОЫАЭИ

УЭАИ ИЫАЭОУ

Какие звуки вы услышали и произнесли?

(Гласные звуки.)

Как вы определили, что это гласные звуки?

(Их можно тянуть, петь.)

Какие гласные звуки вы знаете?

[А] [О] [У] [И] [Ы] [Э]

Среди звуков речи есть гласные звуки, их можно тянуть в слове, пропеть. Есть и другие, которые не поются, а произносятся кратко, в это время активно работают наши органы речи: губы, язык. Это соглас­ные звуки.

Произнесите звукоподражания. Колеса вагонов стучат: т-т-т. Пулемет строчит: д-д-д.



 


ИГРА «ЧУТКОЕ УХО»

Взрослый произносит гласные и согласные звуки. Дети поднимают красную карточку, если услышат гласный звук. Кто ошибется, выбывает из игры. Выигрывает самый внимательный.

И — К — Т — У — X — О — А — Г — Ы — Э О — И — Г — Э — Ы — X — А — И — У Э — Г — У — К — А — X — И — Ы — О

«ДЕЖУРНЫЙ ЗВОНОК»

Учим выделять заданный звук среди других звуков, вос­питываем внимание.

Взрослый произносит звуки, дети хлопают, если услышат звук [х], гудят, если услышат [г], топают, если услышат [к].

А, Б, В, Г, Д, К, Ж, X, К, Г, 3, Д, Ш, К, М, Н, X, Г, К, Л, Ф, X, Ц, Д, Г, К

Выигрывает самый внимательный.

«КТО КАК КРИЧИТ?»

Воспитываем внимание, память. Взрослый имитирует голоса птиц и животных, дети показывают нужную картин­ку {свинья, гусь, петух, курица, лягушка, кукушка).

хрю-хрю-хрю

га-га-га

ку-ка-ре-ку

го-го-го

ква-ква-ква

ку-ку, ку-ку

кудах-тах-тах


Согласные звуки могут произноситься твердо и мяг­ко. Сравните их звучание в слогах:

ГА — ГЯ ГО — ГЁ ГУ — ГЮ

ГЫ — ГИ ГЭ — ГЕ ХА — ХЯ

ХО — ХЁ ХУ — ХЮ ХЭ — ХЕ
ХЫ — ХИ

Твердые согласные звуки мы будем обозначать на звуко­вой схеме слова синим цветом, а мягкие зеленым.

ИГРА «СЛОГИ»

Послушайте слова. Есть слова короткие: гусь, хлеб. Есть слова длинные: гладиолус, хлебопекарня. Слово можно произнести по частям — по слогам: ха—лат, пе-тух, гу-си, ги-та-ра.

Помните правило: в слове столько слогов, сколько глас­ных звуков.

Определять количество слогов в слове могут помочь при­емы: отстукивание, «прошагивание», прохлопывание слов.


Подберите слова к слоговым схемам.

Гуталин, хлеб, горох, гвоздь, грач, газон, гусар, химик, хобот, халат, хохолок, голубец, гагара.

ИГРА «ПТИЧИЙ ДВОР»

Учим детей подражать голосам домашних птиц. Форми­руем правильное произношение звуков [к], [г], [х].

Дети, глядя на картинки или по памяти, имитируют голоса птиц.


Посмотрите на картинку. Как курочка кричит, цыплят собирает? {Ко-ко-ко, ко-ко-ко.)

Петушок ходит важный, следит за порядком на птичьем дворе и кричит громко: «Ку-ка-ре-ку!»

Как кричит петух?

А курица волнуется и кудахчет: «Кудах-тах-тах, кудах-тах-тах».

Как она кудахчет?

Гуси важно идут стайкой и гогочут: «Га-га-га, га-га-га!»

Как гуси гогочут?

А вот и утка с утятами голос подает: «Кря-кря-кря!»

Как утка кричит?

Вышла птичница и стала загонять птиц: «Кыш, кыш...»

ИГРА «СЛОГОВАЯ ЦЕПОЧКА»

Взрослый произносит слоговую цепочку (звукоподража­ние), дети подбирают к ней подходящую слоговую схему.

КО-КО-КО

ГА-ГА

КУ-КА-РЕ-КУ

КРЯ-КРЯ

ХА-ХА-ХА

Взрослый показывает слоговую схему, дети произносят нужное количество слогов, затем хлопают столько раз, сколь­ко услышали слогов.


«ДЕЖУРНЫЙ СЛОГ»

Учим выделять слог с заданным согласным звуком среди других слогов. Воспитываем произвольное внимание.

Взрослый произносит слоги, дети повторяют за ним толь­ко слоги со звуками [г] и [х].

ТА — КУ — ГА — МЫ — ВО — ХА — ГО — КУ — ХО

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОГА

Учим схематическому изображению звуков в слоге. Выложите звуковые схемы слогов: ГУ, ХА, АХ, ГА, ОХ.

Проверьте себя:

Выложите звуковые схемы слогов: ГЫ, ГИ, ХЫ, ХИ.

Проверьте себя:

«ЭХО»

Учим выделять слово с заданным звуком, воспитываем речевой слух.

Взрослый произносит слова, дети повторяют за взрослым только слова с твердыми и мягкими звуками [г], [х], [к].

Толя — Коля кони — пони макать — махать

Валя — Галя рука — мука год — лед

Лена — Гена пусто — густо ход — рот

кот — тот корь — хорь гуси — бусы

губы — дубы муха — ухо хата — вата


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ЗАКРЕПЛЯЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА [Г] И МЯГКОГО ЗВУКА [Г']

Произнесите несколько раз слоги со звуком [г].

ГА — ГО — ГУ — ГЫ ГЭ — ГЫ — ГА — ГУ ГУ — ГО — ГА — ГЭ ГО — ГЭ — ГУ — ГА

Произнесите столько раз слог -га-, сколько услыши­те хлопков.

Произнесите столько раз слог -гу-9 сколько фишек (палочек) на столе.

Произнесите ряд слогов за взрослым, соблюдая уда­рения.


«ГУСИ»

Дети изображают гусей, воспроизводят их крик: га­га-га, го-го-го.

— Гуси, гуси!

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Га-га-га!

Как гуси отвечают хозяйке? (Га-га-га, га-га-га.)

— Га-га-га! —
Гогочет гусь.

— Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню

Все гляжу Не нагляжусь.

Как гогочет гусь? {Га-га-га!)


Рассмотрите и назовите картинки сначала вслед за взрослым, затем самостоятельно.

Проверьте себя: гусь, голубь, галка, попугай.

Каким словом можно назвать нарисованное на картин­ках? (Птицы.) Назовите птиц, названия которых начинают­ся со звука [г]. (Гусь, голубь, галка.) Где слышится звук [г] в слове попугай? (В середине слова.)


Произнесите слова со звуком [г].

Гуси, гусли, губка, гуляш, гусар, гуталин, гусеница.

Голубь, горы, город, голос, голод, горло, гости, горилла, горох, горшок, голова, горбуша, гостиная, горностай, говядина, гончар, гонщик, голубцы, гон­ки, горы, горнист, гольфы.

Газета, газель, гагара, гадюка, газон, галерея, галоша, галстук, галка, гайка, гамак, гараж, гарде­роб, гарнир, гадалка, галеты, гармонь.

В именах мальчика и девочки слышится звук [г]: Гоша, Галя.


Произнесите слова со звуком [г].

Багаж, магазин, вагон, попугай, огонь.

Гроза, груда, град, гранат, гранит, граната, гра­фин, грач, грабли, глаза, груша, глобус, гном, гвоз­ди, грузди, гвоздика, грузовик, градусник, глоток, гражданин, глубина.

Назовите слова, в которых после согласного звука [г] слышится гласный звук.

Назовите слова, в которых после согласного звука [г] слышится согласный звук.

«Кто это?»

Это гном. Вы встречались с ним в сказках.

Выполните звуковой анализ слова гном и составьте зву­ковую схему.

Назовите гласный звук в слове гном, ([о]) Сколько гласных звуков в слове? Следовательно, сколько слогов в слове? (Один.)

Назовите звуки в слове по порядку, ([г], [н], [о], [м]) Сколько всего звуков в слове? (Четыре звука.) Из четырех звуков один гласный. Сколько согласных звуков в слове гном? (Три согласных.) Проверьте звуковую схему слова гном.


 
 


Назовите картинки.

Проверьте себя: книга, штанга, телега.

Каким слогом оканчиваются названные слова? {-га) Ри­сунки каких предметов, явлений, названия которых оканчи­ваются на -га, можно поместить рядом? (Шпага, юнга, фля­га, дорога, радуга, фольга, лачуга.)


Доскажите словечко.

Взрослый начинает слово, дети добавляют -га и произно­сят слово целиком. При необходимости взрослый объясняет значения получившихся слов.

ВЬЮ... БЕ... ТАЙ-...

НО... ПУР-... ОТВА-...

ДОРО-... ДУ-... БЕДНЯ-...

КУРА... СЛУ-... ДВОРНЯ...

СЕРЬ... КОЛЬЧУ... ПОДРУ-...


«ВОПРОС — ОТВЕТ»

Кто гогочет? (Гусь) Кто воркует? (Голубь) Где растут овощи? (В огороде)

Что можно собирать в лесу? (Ягоды и грибы)

Правильно ответить на вопросы вам помогут картинки. В ответах должны быть слова со звуком [г].



Кто свил гнезда на тополе? (Грачи)

Какой сигнал дал теплоход? {Гудок)

Что у мастера в коробке? (Гвозди)

Что в кузове грузовой машины? (Груз)

Что в корзинке у Гали? (Грозди ягод, грузди)

 


«УГАДАЙКА»

Догадайтесь сами, загадайте своим друзьям.





Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли)

Без головы, а в шляпе; Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь)


Дороги имеются — ехать нельзя, Земля есть — пахать нельзя, Луга есть — косить нельзя, В реках, в море воды нет. (Географическая карта)

Маленький, удаленький, Сквозь землю прошел — Красну шапочку нашел. (Гриб)



Частый, зубастый, Вцепился в чуб вихрастый. (Гиебешок)


Резинка Акулинка Пошла гулять по спинке. И пока она гуляла, Спинка розовою стала. (Губка)


 



Не живая, а идет, Неподвижна, а ведет. (Дорога)

Ходит тега с теганятами Не ногами, а лопатами. Все пловцы неплохие, Выплывают сухие. (Гуси)

 


пословицы

Произнесите пословицы. Объясните, как вы их пони­маете. Выучите пословицы, понятные вам.

Много снега — много хлеба.

Уголь сажи не белей.

За гриву не удержался, за хвост не удержишься.

Грамоте учиться всегда пригодится.

С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

Хорошая книга — лучший друг.

Нет друга — ищи, а найдешь — береги.

ЕГОРКИНЫ СКОРОГОВОРКИ

Я сегодня был в восторге От затейника Егорки, За его скороговорки Я поставил бы пятерки!


Ю. Черных



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.59.84 (0.069 с.)