Наиболее существенными элементами самоорганизации микрогрупп являются лидерство, престиж, симпатия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наиболее существенными элементами самоорганизации микрогрупп являются лидерство, престиж, симпатия.



Основными причинами формирования групп являются следующие:

· работники приходят к пониманию, что достижение определенных целей возможно только на основе соединения, комбинирования усилий некоторого числа членов организации;

· в ходе трудовой деятельности индивидам требуются понимание и поддержка коллег по работе, для чего он выбирает отдельных членов организации, с которыми возможны не только деловые, но и доверительные отношения;

· в процессе идентификации у некоторой части членов организации возникает ощущение ингруппы, что в свою очередь приводит к формированию системы более тесных связей, отделению этой ингруппы от остальных членов организации, проведению групповых границ;

· часть работников нуждается в защите своих интересов и потребностей, что возможно лишь при совмещении усилий в условиях организации, включении индивида в социальные институты, которые осуществляют свои функции также через деятельность организаций;

· индивидам необходим контроль за основными нормами поведения, так как у них существует потребность в социальном порядке и сохранении устойчивых социальных отношений;

· у всех индивидов имеется потребность в общении и проведении свободного времени в кругу сослуживцев, что может быть реализовано только в пределах социальной группы.

30. Функции менеджмента, их объективность, виды и состав.

Функции управления – это определенные виды управленческой деятельности, выделившиеся в процессе специализации управленческого труда.

Для выполнения функций управления должны быть созданы управленческие должности и организационная структура управления, для того чтобы установить, кто конкретно выполняет функции и каким образом управленческие работники взаимодействуют между собой.

Функции управления делятся на 2 группы: - общие (основные); - специальные.

Общие функции управления осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления. Весь процесс управления представляется как цепь последовательных, циклически повторяющихся общих функций: планирование, организация, мотивация и контроль.

Функция планирования – представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления организацией, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Результатом выполнения функции планирования является план.

Функция организации – представляет собой управленческую деятельность, которая заключается в установлении взаимоотношений между всеми подразделениями, рабочими местами и работниками и координации их действий. Результатом выполнения функции организации является создание организационной структуры управления предприятием и организационного процесса управления.

Мотивация процесс побуждения работников и себя к активной трудовой деятельности для достижения личностных целей и целей предприятия, т.е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, удовлетворенность от трудовой деятельности

Контроль как функция управления призван обеспечить достижение целей организации путем систематического представления информации о действительном состоянии дела по выполнению плановых заданий, решений, нормативно установленных задач и предписаний, путем анализа этой информации и проведения соответствующих корректировок. Содержание основных функций управления меняется на различных ступенях управления. Эти изменения проявляются через специальные функции (напр. управление основным производством; управление вспомогательным производством; управление НИОКР, управление снабжением и др.). Состав специальных функций определяется спецификой деятельности предприятия. Общие и специальные функции взаимосвязаны и образуют единую систему. Выполнение каждой специальной функции предполагает исполнение всех общих функций управления.

31. Основное содержание и взаимосвязь функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля.

Функции управления – это определенные виды управленческой деятельности, выделившиеся в процессе специализации управленческого труда.

Функции управления делятся на 2 группы: - общие (основные); - специальные.

Общие функции управления осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления. Весь процесс управления представляется как цепь последовательных, циклически повторяющихся общих функций: планирование, организация, мотивация и контроль.

Функция планирования – представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления организацией, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Резул выпол функции планирования является план.

Функция организации – представляет собой управленческую деятельность, которая заключается в установлении взаимоотношений между всеми подразделениями, рабочими местами и работниками и координации их действий. Резул выпол функции организации является создание организационной структуры управления предприятием и организационного процесса управления.

Мотивация процесс побуждения работников и себя к активной трудовой деятельности для достижения личностных целей и целей предприятия, т.е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, удовлетворенность от трудовой деятельности. Контроль как функция управления призван обеспечить достижение целей организации путем систематического представления информации о действительном состоянии дела по выполнению плановых заданий, решений, нормативно установленных задач и предписаний, путем анализа этой информации и проведения соответствующих корректировок.

.

32. Цель и содержание функции планирования.

Основой разработки и принятия управленческих решений является функция планирования.

Функция планирования – представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления организацией, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Планирование этап процесса управления включающий разработку, обоснование и принятие комплекса мероприятий по поводу дальнейшего развития организации.

Среди всех функций управления планирование занимает центральное место, так как оно призвано строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей.

Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды. Высокое качество разработанных планов и программ, их строгая увязка по всем подразделениям организации, согласованность с располагаемыми ресурсами позволяет наиболее эффективно управлять организацией.

Планирование устанавливает связи между существующим положением дел на предприятии и тем, которое должно быть достигнуто в будущем, что даст возможность реализовать представившиеся возможности и свести к минимуму будущие риски.

Место планирования среди других функций управления определяется тем, что:

- результаты планирования непосредственно определяют содержание остальных функций управления;

- именно на этом этапе формируются цели предприятия и определяются средства достижения этих целей.

Цель планирования - это определение будущего состояния, тенденций и перспектив развития объекта управления.

Планирование направлено на упрощение достижения целей предприятия путем:

- устранения отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней среды предприятия;

- сосредоточения внимания руководителей на главных задачах организации;

- достижения эффективного функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов;

- обеспечение организационной, мотивационной и контролирующей деятельности руководства предприятия.

33. Основные этапы планирования.

Планирование этап процесса управления включающий разработку, обоснование и принятие комплекса мероприятий по поводу дальнейшего развития организации.

Содержание планирования раскрывается через характеристику его элементов и этапов..

Этапы планирования:

1. прогнозирование – предвиденье тенденций и возможных путей развития, определение вероятности наступления тех или иных событий.

2. моделирование – описание будущего состояния социально-экономических процессов в организации, а так же средства и методы их достижения.

3. программирование – процесс перевода объекта управления из одного состояния в другое.

Методы планирования – это способы или приемы реализации функции планирования.

Совокупность методов планирования объединяют в три большие группы: балансовые, нормативные, математико-статистические.

Балансовые методы основываются на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребности в них в рамках планового периода.

Балансовые методы реализуются через составление системы балансов – материально-вещественных, стоимостных и трудовых.

Нормативный метод состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период кладутся нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.).

Существуют натуральные, стоимостные и временные нормы и нормативы.

Математические методы сводятся к расчетам на основе различного рода моделей. Это методы парной и множественной корреляции, математического программирования, экстраполяции и интерполяции, методы классической математики (теории измерений, операционное исчисление, линейная алгебра и др.).

34. Эффективность и принципы планирования.

Функция планирования – представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления организацией, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Планирование этап процесса управления включающий разработку, обоснование и принятие комплекса мероприятий по поводу дальнейшего развития организации.

Принципами планирования являются:

1. полнота – при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации,

2. точность – при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов,

3. ясность – цель и меры планирования должны иметь простые формулировки доступные всем членам организации,

4. непрерывность планирования обеспечивает согласование краткосрочных и перспективных целей и задач социально-экономического развития страны, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется этот принцип через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых и прогнозных документов,

5. экономичность планирования – расходы на планирование должны находится в соразмерном отношении с получаемым от планирования результатом;

35. План как результат выполнения функции планирования. Типы планирования и виды планов.

Функция планирования – представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления организацией, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Планирование этап процесса управления включающий разработку, обоснование и принятие комплекса мероприятий по поводу дальнейшего развития организации.

Результатом выполнения функции планирования является план.

План – это документ, содержащий указания кому и какую задачу, в какое время необходимо решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

С точки зрения обязательности плановых заданий: - директивное планирование, когда принятые планы имеют обязательный характер; - индикативное планирование, когда устанавливаются показатели, имеющие рекомендательный, направляющий характер.

В зависимости от срока, на который составляется план: - перспективное (долгосрочное) планирование охватывает период более 5 лет (например, 10, 15, 20 лет); среднесрочное на период от 1 года до пяти лет; - текущее на период до одного года (включая полгода, квартал, месяц, декаду, сутки).

По сферам планирования – планирование сбыта, производства, персонала, финансов и т.д.

В зависимости от организационной структуры управления: планы предприятия;планы структурных подразделений и филиалов.

По содержанию плановых решений:

- стратегическое планирование заключается в определении главных целей инновационной деятельности предприятия и с учетом возможностей, средств и способов их достижения и обеспеченности необходимыми ресурсами, оно охватывает период на 10–15 лет (стратегия обозримого будущего);

- тактическое планирование – составление среднесрочных (обычно пятилетних) планов, в которых конкретизируется стратегия;

- оперативное планирование является завершающей стадией внутризаводского планирования, непосредственно предшествующей исполнительной деятельности на рабочих местах.

Все 3 типа планов составляют общую систему, которая называется – бизнес-планом организации.

Бизнес-план предприятия представляет собой комплексный план развития организации на определенный период и наряду с отчетными финансовыми документами служит главным документом производственной деятельности.

Бизнес-план разрабатывается для обоснования текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности.

 

36. Сущность и задачи функции организации.

Одной из основных функций управления является функция организации, которая заключается в установлении взаимоотношений между всеми подразделениями, рабочими местами и работниками и координации их действий.

Функция организации представляет совокупность действий управленческого персонала, направленных на создание организационных условий для обеспечения наиболее эффективного достижения желаемого результата.

Функция организации это процесс создания организационной структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для реализации поставленных целей.

Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах, как:

- формирование организационной структуры (деление организации на подразделения в соответствии с ее целями и стратегией);

- установление взаимоотношений между членами организации в рамках ее структуры.

Необходимость организационной деятельности обусловлена следующими аспектами:

1. Для достижения своих целей люди вынуждены объединятся;

2. Любая совместная деятельность будет более эффективной, если для каждого члена любого коллектива определено, что он должен делать и за что он несет ответственность;

3. Важно кто контролирует деятельность.

Цель функции организации – формирование структуры субъекта и объекта управления, а также их взаимосвязей.

Функция организации по сути состоит в формировании управляющей и управляемой подсистем субъекта хозяйствования, а также в налаживании связей между этими подсистемами.

37. Основные этапы процесса организации.

Одной из основных функций управления является функция организации, которая заключается в установлении взаимоотношений между всеми подразделениями, рабочими местами и работниками и координации их действий.

Процесс организации состоит из следующих этапов:

1 этап – установление целей предприятия.

2 этап - выявление и классификация видов деятельности, необходимых для достижения целей.

3 этап - группировка видов деятельности исходя из максимального эффективного использования имеющихся ресурсов

4 этап - формирование структурных подразделений, определение их целей и закрепление за ними групп видов деятельности

5 этап - наделение руководителей подразделений полномочиями, достаточными для достижения стоящих перед ними целей.

6 этап - определение оптимальных норм управляемости и степени централизации-децентрализации в принятии и реализации управленческих решений.

7 этап - определение вертикальных и горизонтальных связей в структуре управления между подразделениями и отдельными должностями, а также установление направлений движения информационных потоков.

8 этап - оформление и утверждение регламентирующих документов (регламентация).

38. Содержание функции организации.

Одной из основных функций управления является функция организации, которая заключается в установлении взаимоотношений между всеми подразделениями, рабочими местами и работниками и координации их действий.

Содержание функции организации в менеджменте раскрывается через такие понятия как: «департаментализация», «делегирование», «диапазон контроля», «централизации и децентрализации управления», регламентация.

Департаментация (или департаментализация ) – это группировка родственных функций и главных видов работ в соответствующие структурные подразделения. Структурные подразделения создаются с целью обеспечения более эффективного управления всеми ресурсами организации.

Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнения.

Диапозон контроля (норма управляемости) – это определение числа работников, которыми один человек может управлять лично.

Централизация означает концентрацию прав принятия решений, властных полномочий на верхнем уровне руководства организации.

Децентрализацияпередача или делегирование прав принятия ключевых решений на нижние уровни управления.

Регламентация представляет собой организационную деятельность, осуществляемую в виде разработки организационных регламентов, норм, нормативов, инструкций, правил и процедур, которые являются основными документально оформленными результатами выполнения функции организации.

Результатом выполнения функции организации является создание организационной структуры управления предприятием и организационного процесса управления.

39. Сущность и содержание функции мотивации: мотивы, стимулы, вознаграждение.

Мотивация процесс побуждения работников и себя к активной трудовой деятельности для достижения личностных целей и целей предприятия, т.е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, удовлетворенность от трудовой деятельности.

Цель мотивации – побудить сотрудников к достижению целей организации, путем обеспечения их заинтересованности в результатах собственного и совместного труда.

Функция мотивации оказывает влияние на коллектив предприятия или его подразделения в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер и т.д. Указанные формы воздействия активизируют работу органов управления, повышают эффективность всей системы управления производством.

Основные понятия теории мотивации – это потребности, мотивы, стимулы и вознаграждение.

Потребность - это нужда человека в чем-либо.

Мотив – это то, что побуждает человека действовать определенным образом. Вызвать действие определенных мотивов способны стимулы.

Стимулы – это своеобразные рычаги воздействия на человека, которые в значительной мере предопределяют поведение работников в организации.

Выделяют материальные (заработная плата, премии, льготные путевки) и нематериальные стимулы (благодарность, продвижения в карьере и др.).

Процесс использования различных стимулов для мотивации персонала называется стимулированием. Стимулы всегда должны носить характер вознаграждения, т.е. представлять определенную ценность для конкретного работника.

Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя.

Процесс мотивации включает следующие этапы:

1) возникновение потребности, когда человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает;

2) возникновение мотивов, побуждающих человека к действию;

3) поиск путей устранения потребности, во время которого человек решает, что он хочет добиться и какими средствами, и ищет наиболее эффективный для этих целей тип поведения;

4) осуществление определенных действий для устранения потребности;

5) получение вознаграждения за осуществленные действия, ценность которого показывает, насколько выполнение действий дало желаемый результат;

6) удовлетворение потребности, приводящее к снятию напряжения, вызываемого потребностью, а также усиление или ослабление мотивации к деятельности.

 

40. Содержательные теории мотивации.

В настоящее время разработано большое количество различных теорий мотивации. Все теории мотивации делятся на две группы: - содержательные теории мотивации; - процессуальные теории мотивации.

Содержательные теории мотивации концентрируются на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, они основаны на определении внутренних потребностей и мотивов человека, которые побуждают его действовать определенным образом.

В этих теориях анализируются потребности и их влияние на мотивацию, они описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связанны с мотивацией человека к деятельности (теории иерархии потребностей Маслоу, приобретенных потребностей МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.059 с.)