Общие принципы организации бухгалтерского учета и учетная политика на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие принципы организации бухгалтерского учета и учетная политика на предприятии



Организация бухгалтерского учета на предприятиях — это система методов, способов и мероприятий, обеспечивающих оптимальное санкционирование такого учета и дальнейшее его развитие. Организация бухгалтерского учета состоит в целенаправленном упорядочении и совершенствовании механизма, структуры и процессов.

Нормативной базой, регулирующей организацию и методологию бухгалтерского учета, которой необходимо руководствоваться, является:

Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" № 996-XIV от 16.07.99 г.

Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" № 168/97-ВР от 03.04.97 г.

Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" № 283/97-ВР от 22.05.97 г.

Национальные стандарты бухгалтерского учета:

- Положение (стандарт) бухгалтерского учета I (П(С)БУ 1) (утверждено приказом Министерства финансов Украины № 87 от 31.03.99 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 21.06.99 г. под № 391/3684) "Общие требования к финансовой отчетности";

П(С)БУ 2 (приказ Министерства финансов Украины № 87 от 31.03.99 г.) "Баланс";

П(С)БУ 3 (приказ Министерства финансов Украины № 87 от 31.03.99 г.) "Отчет о финансовых результатах";

П(С)БУ 4 (приказ Министерства финансов Украины № 87 от 31.03.99 г.) "Отчет о движении денежных средств";

П(С)БУ 5 (приказ Министерства финансов Украины № 87 от 31.03.99 г.) "Отчет о собственном капитале";

П(С)БУ 6 (приказ Министерства финансов Украины № 137 от 28.05.99 г.) "Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах";

П(С)БУ 7 "Основные средства" (приказ Министерства финансов Украины № 92 от 27.04.2000 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 18.05.2000 г. под № 288/4509);

П(С)БУ 8 "Нематериальные активы" (приказ Министерства финансов Украины № 242 от 18.10.99 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 02.11.99 г. под № 750/4043);

П(С)БУ 9 "Запасы" (приказ Министерства финансов Украины № 246 от 20.10.99 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 02.11.99 г. под № 751/4044);

П(С)БУ 10 "Дебиторская задолженность" (приказ Министерства финансов Украины № 237 от 08.10.99 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 25.10.99 г. под № 725/4018);

П(С)БУ 11 "Обязательства" (приказ Министерства финансов Украины № 20 от 31.01.2000 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 11.02.2000 г. под № 85/4306);

П(С)БУ 12 "Финансовые инвестиции" (приказ Министерства финансов Украины № 91 от 26.04.2000 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 17.05.2000 г. под № 284/4505);

П(С)БУ 14 "Аренда" (приказ Министерства финансов Украины № 181 от 28.07.2000 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 10.08.2000 г. под № 487/4708);

П(С)БУ 15 "Доход" (приказ Министерства финансов Украины от 29.11.99 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 14.12.99 г. под № 860/4153);

П(С)БУ 16 "Расходы" (приказ Министерства финансов Украины № 318 от 31.12.99 г., зарегистрировано в Министерстве финансов Украины 19.01.2000 г. под № 27/4248);

П(С)БУ 17 "Налог на прибыль" (приказ Министерства финансов Украины № 353 от 28.12.2000 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 20.01.2001 г. под № 47/5238);

П(С)БУ 18 "Строительные контракты" (приказ Министерства финансов Украины № 205 от 28.04.2001 г., зарегистрированов Министерстве юстиции Украины 21.05.2001 г. под № 433/5624);

П(?)БУ 19 "Объединения предприятий" (приказ Министерства финансов Украины № 163 от 07.07.99 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 23.07.99 г. под № 499/3792);

П(С)БУ 20 "Консолидированная финансовая отчетность" (приказ Министерства финансов Украины № 176 от 30.07.99 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 12.08.99 г. под № 553/3846);

П(С)БУ 21 "Влияние изменений валютных курсов" (приказ Министерства финансов Украины № 193 от 10.08.2000 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 17.08.2000 г. под 515/4736);

П(С)БУ 25 "Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства" (приказ Министерства финансов Украины № 39 от 25.02.2000 г., зарегистрировано Министерством финансов Украины 15.03.2000 г. под № 161/4382);

Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов Украины № 88 от 24.05.95 г.;

Указания о составе и порядке заполнения учетных регистров малыми предприятиями, утвержденные приказом Министерства финансов Украины № 112 от 31.05.96 г.;

Приказ Министерства финансов Украины "Об изменениях идополнениях к нормативным документам в бухгалтерском учете" № 244 от 19.11.96 г.

Типовые положения:

Типовое положение по планированию, учету и калькулированию себестоимости строительно-монтажных работ, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины № 186 от 09.02.96 г.;

Типовое положение о составе затрат обращения и порядке их планирования и распределения в торговой деятельности, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины № 334 от 18.03.96 г.;

Типовое положение по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) сельскохозяйственных предприятий, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины № 452 от 23.04.96 г.;

Типовое положение по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины № 473 от 26.04.96 г.;

Типовое положение по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства, утвержденное приказом Горжилкоммунхозяйства Украины № 24 от 31.03.97 г.

Порядок ведения Книги учета приобретения товаров (работ, услуг) и порядок ведения Книги учета продажи товаров (работ, услуг), утвержденный приказом ГНА Украины № 165 от 30.05.97 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ГНА Украины № 469 от 08.10.98 г.).

Порядок ведения Книги учета доходов и расходов хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утвержденный приказом ГНА № 477 от 13.10.98 г.

Приказ Министерства финансов Украины "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции о его применении" № 291 от 30.11.99 г. (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 21.12.99 г. под № 892/4185).

Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций, утверждена приказом Министерства финансов Украины № 291 от 30.11.99 г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 21.12.99 г. под № 892/4185).

Приказ Главного управления государственного казначейства Украины "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядка применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений № 114 от 10.12.99 г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 20.12.99 г. под № 890/4183).

Приказ Главного контрольно-ревизионного управления Украины государственной контрольно-ревизионной службы в Украине "Об утверждении Инструкции по организации проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине в связи с обращением правоохранительных органов" № 107 от 26.11.99 г. (обнародован в "Официальном вестнике Украины" № 51 от 06.01.2000 г.).

Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине № 996 –IV от 16.07.99 г. определяет правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине.

Так, статья 8Закона "Организация бухгалтерского учета на предприятии" определяет следующее:

- бухгалтерский учет на предприятии ведется непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации;

- вопросы организации бухгалтерского учетана предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.

- ответственность за организацию бухгалтерского учетаи обеспечение финансирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, хранение обработанных документов, регистров и отчетности на протяжении установленного срока, но не меньше трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), который осуществляет руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации:

- введение в штат предприятия должности бухгалтера или образование бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

- использование услуг специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- ведение на договорных началах бухгалтерского учета Централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

- самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применятьсяна предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться.

Предприятие самостоятельно:

- определяет учетную политику предприятия;

- выбирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них ссоблюдением единых основ, Установленных Законом Украины "О бухгалтерском учете иФинансовой отчетности вУкраине" и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

- разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного

(управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подпись бухгалтерских документов;

- утверждает правела документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов ирегистров аналитического учета;

- может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие выделенные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, споследующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия.

Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями, службами иработниками, имеющими отношение к бухгалтерскому учету, законных требований бухгалтера в отношении соблюдения порядка оформления и предоставления к учету первичных документов.

Главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия:

- обеспечивает соблюдение на предприятии установленных методологических основ бухгалтерского учета, составления ипредоставления в установленные сроки финансовой отчетности;

- организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

- участвует в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостач, краж и порчи активов предприятия;

- обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других выделенных подразделениях предприятия.

Ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией предприятия, включая оценку имущества и обязательств предприятия, составления ликвидационного баланса и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, образуемую в соответствии с законодательством.

Организация бухгалтерского учета основывается на применении общепринятых в международной практике предпосылок ипринципов.

Предпосылками бухгалтерского учета являются:

- самостоятельность и независимость предприятия. Предприятие должно быть юридически самостоятельным по отношению к своему (или своим) владельцам. Расчетные счета владельца ипредприятия разделены, ответственность по обязательствам друг друга непересекается;

- непрерывность деятельности предприятия; предполагается, что предприятие постоянно функционирует и будет продолжать свою деятельность вдальнейшем;

- денежное выражение всех хозяйственных операций;

- возможность разделения непрерывной деятельности предприятия на отчетные периоды и периодичность выявления результатов деятельности.

Правила и согласованные действия при ведении учетной информации обычно называю принципами.

Бухгалтерский учет осуществляется на основе следующих принципов (статья 4 Закона Украины № 996 - XIV):

- денежное измерение – бухучет оперирует исключительно с данными, имеющими денежное выражение;

- осмотрительность - применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предупреждать снижение оценки обязательств и расходов и повышение оценки активов и доходов предприятия;

- консерватизм (осторожность) – методы бухучета нацелены на признание доходов только тогда, когда в этом есть уверенность, причем обоснованная, а также на создание резервов для покрытия убытков, как только они становятся известны. Например, в некоторых странах с развитыми рыночными отношениями юридические лица имеют право создавать за счет себестоимости резерв на покрытие убытков через 6 месяцев после возникновения дебиторской задолженности. В Украине юридические лица имеют право на создание указанного резерва за счет прибыли, остающейся после уплаты причитающихся в бюджет отчислений;

- реализация - В мировой практике известны два способа определения результатов от продажи товаров и предоставления услуг: кассовый и "начислений". При кассовом методе реализованной считается та продукция, за которую поступили деньги в кассу или на расчетный счет. При методе "начислений" реализованной считается продукция с момента перехода права собственности от продавца к покупателю, т.е. по моменту отгрузки. Что касается предоставленных услуг и выполненных работ – то по моменту подписания акта о приеме-передаче выполненных работ. В настоящее время в нашем государстве используют, независимо от форм собственности, метод начислений;

- увязка - если данное событие влияет как на доходы, так и на расходы, воздействие на каждый из них должно быть признано в одном учетном периоде;

- полное освещение - финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных влиять на решения, принимаемые на ее основе;

- учет по стоимости – бухучет отражает объекты учета, в частности средства, по себестоимости, а не по их рыночной стоимости.;

Себестоимость – совокупность затрат, которое произвело предприятие в процессе приобретения, строительства или изготовления средств. Обычно это цена покупки (контракта) + затраты на доставку, монтаж (т.е. доведение до рабочего состояния).

Рыночная цена – это цена, которая складывается на рынке при покупке-продаже.

5) учетного периода;

Учетный период – это период, за который определяются результаты хозяйствования (прибыль или убыток).

Отчетный период – это период, за который составляется отчет, который представляется в определенные Законом инстанции.

Учетный период может варьироваться на разных предприятиях, в то время, как отчетный период строго установлен законодательством.

Финансовый год – в Украине начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. В США – начинается со дня создания предприятия.

- последовательность - постоянное (из года в год) применение предприятием избранной политики, то есть, выбрав однажды какой-то один метод учета, предприятие должно использовать именно его для всех последующих событий аналогичного характера, пока не возникнут веские причины изменения это метода. Например, в нашей стране существует два метода начисления износа на малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь: предприятие имеет право начислить износ в размере 100 % сразу при передаче инвентаря в эксплуатацию или начислить 50 % при передаче и еще 50 % – при списании. Предприятие ежегодно выбирает один из этих методов, утверждает его приказом, который отдается в налоговую инспекцию, и которого она обязана придерживаться хотя бы год. В Америке этот принцип выбирается тоже на год, но придерживаться его следует 10 лет. Изменение учетной политики возможно лишь в случаях, предусмотренных национальными Положениями (стандартами) бухгалтерского учета, и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности;

- автономность (обособленность предприятия) - каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, обособленное от его собственника, в связи, с чем личное имущество и обязательства собственников не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия, счета предприятия должны быть отдельны от счетов владельца (-ев) предприятия;;

- непрерывность (принцип действующего предприятия) - концепция бухучета основана на положении о том, что предприятие в состоянии продолжать свою работу из года в год. Исходя из этого осуществляется оценка активов и обязательств предприятия. Информация в бухучете дается непрерывно нарастающим итогом (то, что было на конец отчетного периода, переносится на начало второго отчетного периода; то, что было на конец одного квартала, переносится на начало следующего квартала)

- периодичность — возможность распределения деятельности предприятия на соответствующие периоды времени сцелью составления финансовой отчетности.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях, в учреждениях иорганизациях несут владельцы последних или назначенные ими руководители. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в бюджетных организациях несут их руководители.

Владелец или руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для ведения бухгалтерского учета надлежащим образом.

Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине " определяет правовые принципы регуляции, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности и распространяется на все юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также, на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и подавать финансовую отчетность в соответствии с действующим законодательством.

В Украине государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется с целью:

- создания единых правил ведения бухгалтерской учету и составления финансовой отчетности, которые являются обязательными для всех предприятий, гарантируют и защищают интересы пользователей;

- усовершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Государственное регулирование бухгалтерского учета состоит из трех уровней:

- I уровень

Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине;

- II уровень

Положения (стандарты) бухгалтерского учета и План счетов бухгалтерского учета;

- III уровень

Приказы и письма Министерства финансов, которые разъясняют применение П (С) БУ.

Бухгалтерский учет в Украине основывается на международно-признанных нормах учета и отчетности, основные требования, к которым установлены Законом, и ведется на предприятии непосредственно со дня его регистрации до момента ликвидации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение регистрации фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет владелец (владельцы) или уполномоченный орган (должностное лицо), который руководит предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Законом предусмотрены следующие формы организации бухгалтерского учета:

- введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

- пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;

- ведение на договорных принципах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

- самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно владельцем или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться.

Финансовая отчетность. Форма и содержание финансовой отчетности, принципы ее подготовки, требования к признанию, оценке и раскрытие отдельных ее элементов и методология их учета определяются Положением (стандартом) бухгалтерского учета 1 "Общие требования к финансовой отчетности.

Согласно ст. 12 П(С) БУ 1 отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Баланс предприятия составляется на конец последнего дня отчетного периода. При этом существует такое понятие, как промежуточная (месячная, квартальная) отчетность, которая охватывает определенный период и составляется нарастающим итогом с начала года.

Первый отчетный период созданного предприятия может быть менее 12 месяцев, но не может превышать 15 месяцев. Отчетным периодом ликвидированного предприятия является период с начала года до момента его ликвидации.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятий, об их путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций.

Исходя из этого определения, объектами бухгалтерского учета на предприятии являются: имущество, обязательства, хозяйственные операции, осуществляемые предприятием в процессе своей деятельности.

В бухгалтерском учете имущество определяется как совокупность оборотных и необоротных активов предприятия. При этом к оборотным активам относятся денежные средства или продукция, которые могут быть обращены в денежные средства или потреблены в течение одного года или обычного операционного цикла. Если этот цикл более одного года, то такое имущество оборотным не считается. Итак, к оборотным активам относятся:

- наличные деньги в кассе предприятия;

- денежные средства, хранящиеся на счетах предприятия в банках;

- легко реализуемые ценные бумаги, то есть краткосрочные финансовые вложения;

- дебиторская задолженность;

- запасы сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции;

-текущая часть расходов будущих периодов.

К необоротным активам относятся активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение периода свыше одного года. В состав необоротных включаются:

- основные средства,

- земельные участки,

- объекты природопользования,

- капитальные вложения,

- долгосрочные финансовые вложения,

- нематериальные активы,

- деловая репутация предприятия и др.

Обычный операционный период означает период времени от момента инвестирования денежных средств до их возвращения в какой-либо форме.

Организация бухгалтерского учета преследует выполнение следующих основных задач:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, его имущественного положения: информации, необходимой внутренним пользователям предприятия и внешним пользователям.

2. Обеспечение информацией пользователей бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Украины при осуществлении хозяйственных операций, за целесообразностью операций. наличием и движением имущества, использованием различных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами.

3. Предотвращение отрицательных результатов и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих финансовую устойчивость предприятия.

Учетная политика предприятия. Создание целостной системы учета предусматривает активное применение такого элемента регуляции бухгалтерского учета и отчетности как учетная политика предприятия.

Учетная политика - явление относительно новое для украинской экономики, связанное с переходом к рыночным отношениям. Потребность в формировании учетной политики возникает лишь в условиях хозяйственной самостоятельности предприятия.

Одна из проблем, которую призвана решать учетная система - это баланс интересов. Интересы разных групп пользователей информации в большинстве случаев имеют существенные разногласия, а в некоторых случаях даже противоречат друг другу. Государственная регуляция ориентирована в первую очередь на группу пользователей информации, интересы которой доминируют, то есть интересы государства.

Процесс формирования учетной политики содержит процедуру выбора конкретного способ ведения бухгалтерского учета из нескольких предусмотренных национальными стандартами (зафиксированных в системе законодательной регуляции).

Учетная политика состоит из двух уровней:

- первый уровень – государственная регуляция бухгалтерский учет и отчетность;

- второй уровень – политика предприятия относительно формирования отчетных показателей.

Во время разработки учетной политики следует учитывать требования к качественным характеристикам бухгалтерского учета и отчетности, которые изложены в пп. 14-17 П(С) БУ 1, методы и процедуры, предусмотренные другими П(С) БУ, нормы и нормативы, установленные законодательными актами Украины.

Учетная политика предприятия должна основываться на главных принципах, определенных Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", а именно: осмотрительности, полноты освещения, автономности, последовательности, непрерывности, начисления и соответствия доходов и расходов, превалирования сущности над формой, исторической себестоимости, единственного денежного измерителя, периодичности.

Вновь созданные предприятия разрабатывают учетную политику к началу своей хозяйственной деятельности.

Каждое предприятие, разрабатывая собственную учетную политику, должно учитывать специфику деятельности, те или иные особенности, которые присущи лишь этому субъекту хозяйственной деятельности.

На выбор учетной политики предприятия влияют разные факторы, однако среди них можно выделить такие, которые полностью определяют учетную политику предприятия:

- форма собственности и организационно-правовая форма;

- отрасль или вид деятельности;

- система налогообложения;

- степень свободы действий в рыночных условиях;

- стратегия финансово хозяйственного развития;

- система информационного обеспечения предприятия;

- уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей;

- система материальной заинтересованности работников в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполнение своих обязанностей;

- объем деятельности, среднесписочная численность работников и тому подобное.

Учетная политика является совокупностью конкретных элементов организации бухгалтерского учета, которые определяются предприятием на основании общепринятых правил.

Документальное оформление учетной политики предприятия осуществляется в виде приказа об учетной политике предприятия, который после его утверждения приобретает статус юридического документа. Приказ об учетной политике является основным внутренним документом, которым регулируется организация учетного процесса на предприятии и является обязательным для выполнения всеми службами и работниками предприятия.

Структура Приказа об учетной политике:

Преамбула;

Раздел И. Методика учета;

Раздел II. Техника учета;

Раздел III. Организационно технические аспекты

В соответствии с Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" вопросы организации бухгалтерского учета и учетной политики на предприятии принадлежат к исключительной компетенции владельца предприятия. Если руководитель предприятия не является его владельцем, необходимо, чтобы владелец (ы) наделил (ли) его соответствующими полномочиями, тогда юридическое действие приказа об учетной политике не вызовет сомнение. Делегирование полномочий осуществляется высшими органами управления (общим собранием, приказом руководителя частного предприятия или распоряжением руководителя соответствующего органа).

Во время проверки финансовой деятельности предприятия, орган, который ее проводит (налоговые органы, аудиторская фирма), мажет признать недействительным баланс составленный без утвержденной соответствующим образом учетной политики.

Подготовка приказа об учетной политике предприятия на практике является достаточно трудоемким делом и требует от участников этого процесса незаурядных способностей, комплексных знаний всех процессов, которые происходили на предприятии за его пределами в прошлом, осуществляются в настоящий момент и будут проводиться в будущем. Все это нуждается в обоснованном анализе событий и фактов, умении видеть перспективу, неординарно мыслить и т.д.

Во время формирования учетной политики предприятиям следует ориентироваться на действующие стандарты и другие нормативные акты.

Предприятие должно обеспечить неизменность учетной политики в течение всей хозяйственной деятельности. Изменение учетной политики предприятия может происходить в предусмотренных законодательством случаях.

Выбор формы учета. Согласно действующему законодательству предприятие самостоятельно определяет форму учета, о чем отмечается в приказе об учетной политике.

Этапы учетной регистрации. Получение первичных бухгалтерских документов осуществляется в следующем порядке:

1) Группировка бухгалтерских документов по признаку однородности, например:

- по учету заработной платы (сч. 66) -расчетно-платежные ведомости;

- по приходу материалов (Д20) – приходные ордера;

- по расходу материалов (К20) – акты на списание, накладная на отпуск материалов;

- по приходу основных средств (Д10) – акты приемки-передачи, счета-фактуры.

2) Составление и фиксация на документах бухгалтерской проводки.

3) Занесение в книгу регистрации хозяйственных операций в хронологическом порядке.

4) Регистрация бухгалтерских документов, т.е. отражение их сумм в учетных регистрах, например, в журналах-ордерах, ведомостях и т.д.

5) Арифметические действия: подсчет, расчет, подведение итогов.

6) Составление итогового учетного регистра (оборотно-сальдовой ведомости по счетам синтетического учета и Главной Книги).

7) Сверка данных Главной Книги с данными в учетных регистрах.

8) Составление бухгалтерского баланса и форм отчетности.

9) Передача учетных регистров и документов на хранение.

Схема учетного процесса на предприятии.

Весь учетный процесс можно разбить на 3 составляющие:

1. Первичный учет.

2. Текущий (аналитический).

3. Обобщение учетных данных (синтетический).

Первичный. Все хозяйственные операции, проводимые предприятием должны быть подкреплены оправдательными учетными документами, которые и являются основой первичного учета.

Первичные бух документы должны содержать все необходимые реквизиты. Только в этом случае они являются действительными. Для большей части первичных документов такими реквизитами являются:

- наименование документа;

- дата составления документа;

- наименование организации от имени которой составляется документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, подписывающих документ;

- личная подпись указанных лиц и их расшифровка (ФИО);

- печать организации, если этого требует закон

Первичный документ должен составляться в момент свершения хозяйственной операции или сразу же после этого. Первичные документы могут иметь унифицированную или произвольную форму.

Унифицированные первичные документы разрабатываются Минфин Украины и используются организациями и предприятиями без изменения.

Произвольная форма первичных документов предприятия может видоизменятся и разрабатываться произвольно.

Внесение изменений (исправлений) в кассовые и банковские первичные документы не допускаются.

В бухгалтерии первичные документы:

1. проверяют по форме и содержанию;

2. расценивают или таксируют их то есть производят денежную оценку товарно-материальных ценностей указанных в документе;

3. группируют, то есть осуществляют подбор однородных документов в пачке и подводят по ним общие итоги за весь период. На основе этой пачки первичных документов составляется сводная ведомость;

4. различают или контируют, то есть определяют корреспонденцию счетов по каждой хозяйственной операции отраженной в документе. Затем данные заносятся в счета аналитического и синтетического учета, а использованные документы сдаются в архив. Путь первичного документа от момента их выписки и до сдачи в архив на хранение называется документооборотом.

Текущий учёт. Он осуществляется с помощью счетов бухгалтерского учета в целях повседневного контроля за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Он представляет информацию, характеризующую состояние не только отдельных объектов учета, но и их элементов и поэтому ведется в 2-х направлениях.

1. Синтетический учет, который осуществляется на синтетических счетах 1-го порядка и дает сводные обобщающие данные о состоянии каждого объекта бух учета. Синтетические счета имеют единую табличную форму, их количество определяется кол-вом объектов учета на предприятии, а код наименования и основные корреспонденции планов счетов бух учета.

2. Аналитический учет, который ведется на аналитических счетах 3 го порядка и дает подробную информацию о состоянии каждого элемента объекта учета. Аналитические счета имеют многообразную форму, которая определяется содержанием объекта (ведомости, журналы, карточки и т.д.).

Различные сочетания технических средств учета (система взаимосвязанных между собой учетных регистров) определяют форму ведения бухгалтерского учета. Все совершенные операции хозяйственного плана отражаются в специальных формах, которые называются учетными регистрами.

Форма бухгалтерского учета – процесс обработки учетной информации с использованием различных бланков (регистров) аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательности записи в них.

Формы бухгалтерского учета в условиях ручного учетного труда различают по следующим признакам:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.2.96 (0.117 с.)