Тема 4. Бухгалтерские счета и двойная запись 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Бухгалтерские счета и двойная запись



План

1.Сущность, строение и виды счетов

2. Двойная запись на счетах и ее контрольное значение

3. Способы исправления ошибочных записей на счетах бухгалтерского учета

4. Классификация счетов бухгалтерского учета

5. Обобщение данных текущего учета

6. План счетов бухгалтерского учета

 

1. Строение и виды счетов. Бухгалтерский баланс дает информацию о наличии хозяйственных средств предприятия лишь в стоимостном выражении и на определенную дату. В процессе управления предприятием возникает необходимость в получении информации ежечасно и в натуральных измерителях (кроме стоимостных). Кроме того, в процессе хозяйственной деятельности предприятия происходит большое количество различных хозяйственных операций, которые необходимо правильно отразить в хозяйственном обороте и разобраться в них. С этой целью в бухгалтерском учете применяются бухгалтерские счета.

Счета и баланс связаны друг с другом. Счета открываются на основании данных баланса на начало отчетного периода. В конце отчетного периода подсчитываются остатки на счетах, на основании которых составляется баланс на конец отчетного периода.

Счета бухгалтерского учета представляют собой способ экономической группировки (обобщения) и текущего отражения хозяйственных операций, в результате которых изменяется состав хозяйственных средств или источники их формирования, которые подтверждены документально и сгруппированы по экономически однородным признакам с целью систематического контроля изменений в процессе деятельности предприятия.

Совокупность всех счетов, в которых отражаются хозяйственные средства, источники их образования и хозяйственные процессы, составляет систему бухгалтерских счетов, которая нашла свое отражение а Плане счетов бухгалтерского учета. Система счетов строится по видам, средств предприятия, по их составу и размещению, по источникам их формирования.Каждый счет имеет наименование и кодовое обозначение. Дляучета каждого вида средств, их источников образованияи хозяйственныхпроцессов открывается отдельный счет. Например, счет 10 "Основные средства", счет 20 "Производственные запасы", счет 30 "Касса" и т.д. Записи в счетах производятся только на основании документов, оформленных операцией.

Движение хозяйственных средств приводит к увеличению или уменьшению соответствующего счета. Например,движение денежных средств по счету 30 "Касса" характеризуется либо их поступлением в кассу (увеличение счета "Касса"), либо выплатой из кассы (уменьшение счета "Касса").

Увеличение средств, как и источников, удобнее показывать отдельно от их уменьшения для облегчения подсчета общих сумм на счете.Поэтому счет по виду представляет собой двустороннюю таблицу (Т-образную форму - тэтик) и делится на две части левую и правую. Левая называется дебетом, правая — кредитом. В переводе с латинского дебет означает "должен", кредит — "верить".

Значения записей по дебету и кредиту каждого счета различны.Они зависят от содержанияучитываемого объекта. Например, в счете, открытом дляучета денежных средств в кассе, записи по дебету означают приход денежных средств в кассу, а записи по кредиту — расход (выдачу) денежных средств из кассы. В счете "Уставный капитал" записи по кредиту означают поступления (начисления), а по дебету — выбытие (расход). Следовательно, чтобы правильно разбираться в записях различных счетов, необходимо знать сущность и экономическую природу объекта, учитываемого на каждом счете. Схематически счет можно представить в виде двусторонней таблицы (рис. 4.1), в одной части которой отражается увеличение хозяйственных средств, а в другой – их уменьшение.

 

Счет 30 «Касса»

Дебет Кредит

 
 


Рис. 4.1 Схема бухгалтерского счета

 

Каждый счет открывается начальным остатком – сальдо начальное. На активных счетах сальдо записывается по дебету, на пассивных по кредиту. На пассивных счетах уменьшение – по дебету, увеличение источников – по кредиту. На каждом счете определяется сальдо конечное. Разница между суммами, проставленными на одной стороне счета, и суммами, указанными на другой стороне, называется остатком или сальдо. Остатки могут быть дебетовыми и кредитовыми - в зависимости от того, какая сумма больше по дебету или кредиту и наоборот. Для определения нового остатка сначала складывают оборот, отражающий увеличение средств, с начальным остатком, азатем вычитают оборот, отражающий их уменьшение. В случае отсутствия остатка счет считается закрытым.

Сумма зарегистрированных на счете хозяйственных операций, подсчитанная отдельно по кредиту, отдельно по дебету, называется оборотом. Оборот – увеличение или уменьшение средств и источников (то есть поступление и их расходование) за какой-то период. Дебетовый оборот – сумма всех операций, отраженных по дебету счета. Кредитовый оборот – сумма всех операций, отраженных по кредиту счета. Заметим, что в подсчет оборотов начальное сальдо не входит.

Виды счетов. В зависимости от того, что учитывается на счете и где это отражено в балансе все бухгалтерские счета делятся на активные, пассивные и активно-пассивные. Счета, открываемые на основании статей активной части баланса и на которых учитываются активы предприятия (оборудование, материалы, готовая продукция и т. д.) называются активными. Активные счета всегда имеют только дебетовое сальдо (рис. 4.2). Увеличение средств на таких счетах отражается по дебету, их расходование – по кредиту.

На активных счетах сальдо конечное = сальдо начальное + оборот по дебету – оборот по кредиту.

Активный счет

Дебет Кредит

1.Остаток на начало периода

(начальное сальдо)

2. Операции, вызывающие 3. Операции, вызывающие

увеличение объекта (+) уменьшение объекта (-)

 

4. Оборот дебетовый 5. Оборот кредитовый

(сумма операций по дебету) (сумма операций по кредиту)

 

6. Остаток на конец периода

(конечное сальдо) (1+4-5)

 

Рис. 4.2. Схема записей на активном счете

 

Счета, открываемые на основании статей пассива баланса, и на которых учитываются источники средств предприятия - пассивы (уставный капитал, прибыль, кредиты и т. д.) называются – пассивными. Эти счета имеют только кредитовое сальдо (рис. 4.3). Увеличение средств на таких счетах отражается по кредиту, их расходование – по дебету.

Пассивный счет

Дебет Кредит

1.Остаток на начало

периода (начальное сальдо)

3. Операции, вызывающие 2. Операции, вызывающие уменьшение объекта (-) увеличение объекта (+)


5. Обороты по дебету 4. Обороты по кредиту

(сумма операций по дебету) (сумма операций по кредиту)


6. Остаток на конец периода

(конечное сальдо) (1+4-5)

 

Рис. 4.3. Схема записей на пассивном счете

На пассивных счетах сальдо конечное = сальдо начальное + оборот по кредиту – оборот по дебету.

Активные счета - счета классов 1, 2, 3. Пассивные счета – счета классов 4, 5, 6. Соответственно, при составлении баланса остатки или сальдо активных счетов показывают в активе баланса, а остатки пассивных - в пассиве баланса.

Открыть счет – значит записать в таблицу счета сумму, характеризующую начальное состояние объекта (сальдо), например сумму уставного капитала (начальный остаток или начальное сальдо).

В практике бухгалтерского учета применяют активно-пассивные счета, которые содержат признаки и активных, и пассивных счетов.

Счет (активно-пассивный)

Дебет   Кредит  
Начальное сальдо Оборот по увеличению средств (+) Оборот по уменьшению средств (-) Конечное сальдо Начальное сальдо Оборот по увеличению средств (+) Оборот по уменьшению средств (-) Конечное сальдо

Примером могут служить счета 65 "Расчеты по страхованию", 64 "Расчеты по налогам и платежам", 68 "Расчеты по другим операциям".

 

2. Двойная запись на счетах И ЕЕ КОНТРОЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Хозяйственные средства, источники их образования и хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета непрерывно, взаимосвязано и в определенной системе. То есть, каждая хозяйственная операция должна быть записана по дебету одного счета и кредиту другого счета. Это достигается способом двойной записи с указанием суммы каждой хозяйственной операции: на дебете одного счета и на кредите другого.

Такая запись называется бухгалтерской записью (проводкой), или корреспонденцией счетов, или двойной записью. В этом случае между двумя счетами возникает взаимосвязь- корреспонденция. Это объясняется тем, что смена форм и функциональной роли средств, происходящая в процессе их кругооборота, имеет взаимосвязанный характер. Например, использование материалов приводит к уменьшению средств (-), но вызывает увеличение затрат на производство (+) и т.д. Происходит взаимосвязанное, двухстороннее изменение в составе средств предприятия.

Следовательно, двойная запись является способом двойного отражения хозяйственных операций, с помощью которого изменения, затрагивающие объекты учета показываются во взаимосвязи на двух счетах в одинаковых суммах — на дебете одного счета и кредите другого.

Для правильного отражения какой-либо хозяйственной операции на счетах необходимо следующее: - понять смысл операции; - определить какие по назначению счета будут задействованы в данной операции; - определить какие это счета по отношению к балансу – активные или пассивные; - определить в дебет и в кредит каких счетов необходимо записать сумму этой операции.

Бухгалтерские записи бывают простыми и сложными. Простыми бухгалтерскими записями называются проводки, при которых сумма хозяйственной операции записывается в дебет одного и кредит другого счетов, то есть дебетуется один счет и кредитуется другой. Сложными называются проводки, при которых дебетуются как минимум два счета, а кредитуется один, или наоборот - дебетуется один счет, а кредитуются два.

Двойная запись на счетах выполняет контрольную функцию. В бухгалтерском учетеитог оборотов по дебету всех счетов долженбыть равен итогу оборотов по кредиту всех счетов. Итоги оборотов по счетам подводятся по окончании месяца. В случае, еслиравенства в итогах нет, допущена ошибка в записях, которую надо искать по номерам операций, проверяй их запись по дебету и кредиту счета. Обороты по счетам отражаются в оборотной ведомости.

Все хозяйственные операции записываются согласно документам, в которых указывались корреспонденции счетов.

Для контроля полного отражения хозяйственных операций и обеспечения сохранности сведений о них с самого начала возникновения бухгалтерского учета был заведен порядок, при котором все записи регистрировались в хронологическом порядке. Регистрация записей осуществляется в журналах, где указываются дата, номер, сумма и корреспонденция счетов.

Для получения показателей хозяйственной деятельности необходима группировка операций по экономически однородным признакам. Такая группировка в бухгалтерском учете осуществляется при помощи счетов. Записи на счетах ведутся по определенной системе, поэтому отражение операций на счетах называется систематической записью.

Хронологическая и систематическая записи могут вестись и раздельно, и вместе. В первом случае данные сначала приводятся в хронологической последовательности в регистрационном журнале, а затем — в систематическом порядке по счетам. Во втором случае хронологическая и систематическая записи делаются одновременно в одном общем регистре.

3. Способы исправления ОШИБОЧНЫХ ЗАПИСЕЙ НА СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. При ведении бухгалтерского учета могут возникать ошибки в записях на счетах, которые необходимо без промедления исправить. В бухгалтерском учете применяется три способа исправления ошибочных записей на счетах бухгалтерского учета:

- корректурный;

- способ дополнительных записей;

- способ отрицательных чисел или «красное сторно».

Корректурный способ заключается в исправлении допущенной ишибки путем зечеркивания тонкой чертой ощибочной записи, и надписи правильной записи над ней. Исправленные суммы или записи оговариваются и подтверждаются росписью. В документах расписывается ответственное лицо, подписывающее документ, в учетных регистрах – ответственное лицо, внесшее исправление. Заметим, что в кассовых и банковских документах никакие исправления не допускаются.

Способ дополнительных записей применяется в тех случаях, когда ошибка допущена в записях цифр: сумма зафиксирована в меньшем размере, чем следовало. Внесение исправления этим способом дается в том случае, если ошибка отражена во всех регистрах. Исправительная запись составляется в той же корреспонденции, что и ошибочная на разницу между правильной и приуменьшенной суммами. Регистрация оборотов в счетах происходит только в сторону увеличения.

Способ отрицательных чисел или «красное сторно». Наряду с обычными взаимосвязанными записями (положительными числами) в бухгалтерском учете применяются и записи отрицательными числами или иначе методом «красное сторно». Этот с пособ применяется в тех случаях, если ошибка допущена в записях цифр: сумма зафиксирована в большем размере, чем следовало, и если ошибка отражена во всех регистрах. Исправительная запись составляется в той же корреспонденции, что и ошибочная на разницу между правильной и приувеличенноц суммами. Эти записи производятся красными чернилами. Суммы, записанные красным при подсчете оборотов не прибавляются, как обычные записи, а иключаются (вычитаются), то есть суммы сделанные красным не увеличивают оборот по счету, а уменьшают его. Кроме тго, в бухгалтерском учете записи отрицательными числами применяются и для уточнения оборотов по дебету и кредиту и корректирования оценки материальных ценносте.

4. Классификация счетов бухгалтерского учета. Для получения различных по степени детализации показателей в бухгалтерском учете применяют два вида счетов: синтетические и аналитические. Счета бухгалтерского учета, в которых отражаются данные экономических группировок средств предприятия и хозяйственных операций в обобщенном виде и только в денежном выражении, называются синтетическими. А учет с помощью синтетических счетов называется синтетическим. Например, суммы производственных запасов отражаются на счете 20«Производственные запасы», основных средств — на счете 10 «Основные средства». Однако для управлениянеобходимо иметь информацию об отдельных видах средств, их остатках и движении, а также количественном выражении.

Наряду со сводными (синтетическими) данными очень важно иметь детальные, аналитические данные. Эти данные можно получить ваналитических счетах. Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов по отдельным видам хозяйственных средств, их источников образования и хозяйственным процессам, как в натуральном измерении, так и в стоимостном. Учет с помощью аналитических счетов называется аналитическим. Между аналитическими и синтетическими счетами бухгалтерского учета существует взаимосвязь: на аналитических счетах отражаются те же средства и операции, что и на синтетических, но по более детальным экономическим группировкам. Поэтому общие итоговые данные записей в аналитических счетах отражают те же средства и операции, что и на синтетических, и должны соответствовать итоговым данным записей в синтетических счетах бухгалтерского учета.

Аналитические счета имеют большое контрольное значение, так как позволяют установить правильность ведения бухгалтерского учета с помощью синтетических счетов.

Аналитические счета ведутся только по тем синтетическим счетам, по которым требуется раскрыть содержание указанных в них обобщенных сумм. Аналитический учет – это учет на складах.

Кроме синтетических и аналитических счетов, в бухгалтерском учете применяют субсчета. Субсчет представляетсобой дополнительную группировку показателей однородных аналитических счетов в пределах данного синтетического счета. Например, субсчет 101 «Земельные участки», 201 «Сырье и материалы» и т.д.

Для более правильного понимания и обоснованного использования в учете счетов необходимо знать их экономическое содержание, назначение и структуру. Такие знания дает классификация счетов бухгалтерского учета, которая имеет важное значение для осуществленияконтроля и анализа хозяйственной деятельности предприятий.

Классификация счетов представляет собой их группировку по определенным однородным признакам. Счета бухгалтерского учета классифицируют по двум признакам: по экономическому содержанию и по назначению и структуре.

Классификация счетов по экономическому содержанию определяет, что именно учитывается на данном счете, какие конкретно объекты на нем отражаются в зависимости от их экономического содержания. Эта классификация позволяет определить систему счетов, которые необходимо использовать на предприятиях той или иной отрасли.

В зависимости от экономического содержания объектов учета счета подразделяются на три группы. К первой группе относятся счета учета хозяйственных средств (имущества), ко второй — счета учета источников хозяйственных средств (собственного капитала и обязательств), к третьей - счета учета хозяйственных процессов.

Классификация счетов по назначению и структуре показывает, для чего,для получения какой информации предназначены конкретные счета и какое их строение, то есть содержание дебета, кредита и характер остатка. Классификация счетов по назначению и структуре облегчает изучение особенностей отдельныхвидов счетов и позволяет выяснить их свойства. По этомупризнаку счета подразделяются нагруппы: счета основные, регулирующие, распределительные, калькуляционные и сопоставляющие (регулирующие).

Основные счета используются для учета движения и остатков хозяйственных средств по составу и источникам образования. Они подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.

Основные активные счета служат для учета денежных и материальных средств, а также для расчетов с дебиторами. В этих счетах сальдо дебетовое.

Основные пассивные счета применяются для учета состояния и изменения фондов, полученного финансирования и расчетов с кредиторами. В этих счетах как начальное, так и конечное сальдо ~ кредитовое.

Активно-пассивные счета применяются в случаях, когда разного рода расчеты нельзя отражать ни на активном, ни на пассивном счете, т. е. когда одно и то же предприятие является то дебитором, то кредитором.

Регулирующими счетами являются счета, которые предназначены для уточнения оценки отдельных видов хозяйственных средств и их источников.

Распределительные счета предназначены для контроля затрат предприятия и правильного их включения в себестоимость продукции.

К собирательно-распределительным счетам относят счета, на которых собираются расходы по определенному процессу с целью последующего их распределения и отчисления на соответствующие объекты учета.

На дебете этих счетов записываются все произведенные расходы, а с кредита расходы списываются на соответствующие счета, на которых калькулируется себестоимость продукции.

Сальдо такие счета не имеют, после распределения всех расходов в конце месяца счет закрывается. К ним относятся «Общепроизводственные расходы», «Административные расходы», «Расходы на сбыт» и др.

Бюджетно-распределительные счета применяются для разграничения расходов и доходов предприятия смежных периодов между отдельными бюджетами. К ним относятся активный счет 39 «Расходы будущих периодов», пассивный счет 69 «Доходы будущих периодов» и др.

Калькуляционные счета применяются для учета всех затрат на производство продукции, работ и услуг. К ним относятся счета 23 «Производство», 15 «Капитальные инвестиции». Остаток на этих счетах может быть только дебетовым и означает затраты, относящиеся к незавершенному производству.

Сопоставляющие счета используются для определения результатов хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся счета 79 «Финансовые результаты», 90 «Себестоимость реализации». На кредите счета 79 «Финансовые результаты» образуется прибыль, а на дебете - убытки. В результате сопоставлениясуммы по дебету с суммой по кредиту счета выявляется окончательный финансовый результат хозяйственной деятельности. Остаток по дебету этого счета означаетубыток, а остаток по кредиту - полученную прибыль.

Кроме балансовых счетов, в бухгалтерском учете применяются забалансовые счета. На забалансовых счетах учитываются хозяйственные средства (активы), не принадлежащие предприятию, но временно ноходящиеся у него в пользовании или хранении. Например, арендованные основные средства, товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку, оборудование, принятое для монтажа и т. д. Эти средства учитываются на балансе предприятий, которым они принадлежат.

Предприятия, которые приняли эти средства во временное пользование ведут их учет по простой системе с односторонней записью только по дебету или кредиту счетов. В пассивном забалансовом счете могут производиться записи по кредиту, что означает увеличение, а по дебету - уменьшение. Остатки отражаются по кредиту счета.

В активном забалансовом счете по дебету показывается увеличение, а по кредиту - уменьшение, сальдо отражается по дебету счета. Отличительная особенность забалансовых счетов то, что они не корреспондируют ни между собой, ни с балансовыми счетами, правило двойной записи на них не распространяется.

Счета бухгалтерского учета тесно связаны с бухгалтерским балансом. В начале отчетного периода в соответствии с данными баланса на каждый вид средств или источник, требующий самостоятельного учета, заводится синтетический счет, на котором записывается остаток: по активным счетам - в дебет, по пассивным - в кредит.

5. Обобщение данных текущего учета. Для управления финансово-хозяйственной деятельностью субъекта хозяйствования и проверки правильности ведения учета необходимы обобщенные данные. Такие обобщенные данные получают путем составления оборотных ведомостей или «шахматных» ведомостей.

Сведения, характеризующие все средства или их отдельные группы, собранные вместе, сосредотачиваются в оборотных ведомостях по синтетическим счетам, где указываются остатки и итоги оборотов за месяц. В оборотную ведомость по синтетическим счетам включаются все синтетические счета, используемые на предприятии, в том числе и счета, не имеющие сальдо. Для каждого счета отводится отдельная строка.

В оборотной ведомости имеется три пары граф для указания дебетовых и кредитовых остатков на начало месяца, дебетовых и кредитовых оборотов за месяц, дебетовых и кредитовых остатков на начало следующего месяца (или конец текущего месяца). Оборотные ведомости по аналитическим счетам бывают различными.Это объясняется особенностью показателей, характеризующих объекты аналитического учета. Так, учет большинства источников средств ведется только в денежном выражении, поэтому в оборотной ведомости по аналитическим счетам предусмотреныколонкилишь для денежных показателей. По производственным запасам в оборотных ведомостях по аналитическим счетам предусмотрены колонки для указания как сумм,так и количества.

Оборотные ведомости по счетам аналитического учета представляют собой своды оборотов и сальдо по всем счетам аналитического учета, объединенным одним синтетическим счетом, и предназначены для проверки правильности учетных записей по этим счетам, а также для наблюдения за состоянием и движением отдельных видов средств хозяйства и их источников.

При помощи оборотных ведомостей аналитического учета можно получать ряд важных показателей по отдельным видам средств и их источников. После составления оборотной ведомости аналитического учета сверяют итоги. Такое построение оборотной ведомости по учету товарно-материальных ценностей дает наглядное представление о наличии запасовкаждого вида средств на начало и конецмесяца, что необходимо для оперативного руководства производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

Оборотная ведомость, содержащая все счета, может быть использована для составления баланса. Начальные остатки - это статьи начального баланса, конечные остатки - статьи конечного баланса. Такую ведомость называют оборотным балансом.

Для достоверности данных необходимо систематически сопоставлять записи в синтетических и аналитических счетах. Обычно сверка записей по ним производится ежемесячно путем установления расхождений по сальдо или оборотам синтетического и аналитического учетов.

Оборотная ведомость не дает сведений о содержании записи по счетам синтетического учета. Поэтому для аналитичности корреспонденции счетов составляют шахматную оборотную ведомость на основании проведенных хозяйственных операции.

Шахматная оборотная ведомость показывает корреспонденцию счетов с выявлением оборотов по дебету и кредиту счета.

Чтобы составить шахматную оборотную ведомость, предварительно группируют суммы каждого счета по корреспондирующим счетам.

Для каждого счетав Главной книге отводится отдельна страница. В Главной книге счета ведутся по дебету основного одного счета в корреспонденции со многими кредитуемыми счетами.

Применяются также сальдовые ведомости, содержащие данные только обостатках, обороты в данной ведомости отсутствуют.

6. ПлаН счетов бухгалтерского учета. Для организации правильного, полного и ясного бухгалтерского учета необходимо заранее установить определенную систему счетов текущего учета, отвечающую всем требованиям финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Такую систему дает научно обоснованный план счетов, который имеет важное значение в получении разносторонней информации, необходимой для управления и контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия. План счетов – это основной методологический документ, систематизированный перечень счетов, определяющий построение всей системы бухгалтерского учета на предприятии, фирме, банке и т.д. и отражающий систематизированную группировку необходимой информации о всесторонней хозяйственной деятельности предприятии, для осуществления управления, контроля, обобщения и анализа.

План счетов разрабатывается на основе классификации счетов по их экономическому содержанию и утверждается Министерством финансов Украины. В плане счетов по десятичной системе даются шифры (номера или коды) и названия синтетических счетов и субсчетов (синтетические счета – счета первого порядка, субсчета – счета второго порядка).

В основу группировки счетов положены экономические особенности учитываемых ресурсов, характер их участия в кругообороте средств, а также особенности хозяйственных процессов.

В настоящее время в Украине действует план счетов бухгалтерского учета, приведенный. Для малых предприятий разрешено использовать упрощенный план счетов.

Все синтетические счета сгруппированы в плане счетов в 9 классах. Те счета, на которых отражают наличие средств и их источников, принадлежащих данному предприятию, называют балансовыми.

В плане счетовприведены номера (коды), наименования синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Первая цифра кодаозначает класс счетов, вторая - номер синтетического счета, третья - номер субсчета.

Субсчета используются предприятием исходя из его нужд, для контроля, анализа, отчетности, и могут дополняться введением новых субсчетов (счетов второго, третьего порядков) с сохранением кодов (номеров) субсчетов этого плана счетов. Счета позволяют отражать в бухгалтерском учете средства хозяйства и их источники, а также процессы производства, обращения и распределения.

План счетов, который действует на наших предприятиях, имеет 9 разделов и группу забалансовых счетов. На забалансовых счетах учитываются ценности, которые не принадлежат предприятию на правах собственности, ценные бумаги (напр. доверенности), дебиторская задолженность, которая по своей давности списана в убытки, но которую продолжают учитывать за балансом в течение 5 лет.

На основе единого плана счетов составляются рабочие планы, отражающие особенности деятельности предприятия.

Рабочие планы счетов включают только те счета из единого плана счетов, которые необходимы на данном предприятии. Они наиболее компактны и просты в обращении.

Счета классов 0 - 7 являются обязательными длявсехпредприятий.

Счета класса 9 «Расходы деятельности» ведутсявсеми предприятиями, кроме субъектов малого предпринимательства, а также предприятий, деятельность которыхнаправлена на ведение коммерческой деятельности с открытием по собственному решению счетов класса 8 «Затраты по элементам».

Счета класса 1 «Необоротные активы» предназначены для обобщения информации о наличии и движении основных средств, других необоротных материальных активов, нематериальных активов, долгосрочных финансовых инвестиций, капитальных инвестиций, долгосрочной дебиторской задолженности и других необоротных активов, а также износа необоротных активов.

Счета класса 2 «Запасы» используются для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию предметов труда, которые предназначены для обработки, переработки, производства и хозяйственных нужд, а также средств труда, которые предприятие включает в состав - малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Счета класса 3 «Денежные средства, расчеты и прочие активы» предназначены для обобщения информации о наличии и движении денежных средств (в национальной и иностранной валютах в кассах, на расчетных, валютных и прочих счетах в банках), денежных документов, краткосрочных векселей полученных и финансовых инвестиций, дебиторской задолженности, резерва сомнительных долгов и расходов будущих периодов.

Счета класса 4 «Собственный капитал и обеспечение обязательств» предназначены для обобщения информации о состоянии и движении денежных средств различных видов собственного капитала - уставного, паевого, дополнительного, резервного, изъятого, неоплаченного, а также нераспределенных прибылей (непокрытых убытков), целевых поступлений, обеспечении будущих расходов и платежей, страховых резервов.

Счета класса 5 «Долгосрочные обязательства» предназначены для учета данных и обобщения информации о: задолженности предприятия банкам по полученным от них кредитам, которая не является текущим обязательством (задолженность, которая не подлежит погашению в течение операционного цикла предприятия или в течение двенадцати месяцев с даты баланса); задолженности предприятия по обязательствам с привлечением заемных средств (кроме кредитов банков), на которые начисляются проценты; суммах налога на прибыль, которые подлежат уплате в будущих периодах в результате временной разницы между учетной и налоговой базами оценки; задолженности по выданным долгосрочным векселям и распространенным облигациям. Долгосрочные обязательства отражаются на счетах бухгалтерского учета, если оценка может быть достоверно определена и существует вероятность уменьшения экономических выгод в будущем в результате их погашения.

Счета класса 6 «Текущие обязательства» предназначены для учета данных и обобщения информации об обязательствах, которые будут погашены в обычном ходе операционного цикла предприятия или должны быть погашены в течение двенадцати месяцев с даты баланса. На счетах этого класса ведется учет краткосрочных ссуд, долгосрочных обязательств, которые стали текущей задолженностью со сроком погашения на дату баланса не более двенадцати месяцев, краткосрочных векселей выданных, расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов по налогам и платежам, по страхованию, по оплате труда, с участниками, а также других расчетов и операций, доходов будущих периодов.

Счета класса 7 «Доходы и результаты деятельности» предназначены для обобщения информации о доходах от операционной, инвестиционной ифинансовой деятельностипредприятия, а также от чрезвычайных событий.На счетах данного класса счетов, кроме счета 76 "Страховые платежи", на протяжении отчетного года по кредиту отражается сумма общего дохода вместе с суммой непрямых налогов, сборов. включенных в цену продажи, по дебету — ежемесячное отнесение причитающейся суммы непрямых налогов, сборов, ежегодное или ежемесячное отнесение суммы чистого дохода на счет 79 "Финансовые результаты".

Счета класса 8 «Затраты по элементам» предназначены для обобщения информации о затратах предприятия на протяжении отчетного периода. Затраты отражаются на счетах бухгалтерского учета, если их оценка может быть достоверно определена в момент выбытия актива или увеличения обязательства, приводящих к увеличению собственного капитала предприятия.

На счетах данного класса, кроме счета 85 «Прочие затраты», ведется учет затрат операционной деятельности по таким элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизация и прочие операционные расходы. Субъекты малого предпринимательства и другие предприятия, деятельность которых не направлена на ведение коммерческой деятельности, для учета затратмогут использовать только счета класса 8 со списанием в дебет счета 23 «Производство» ежемесячных сумм в части прямых и производственных накладных затрат, а в дебет счета 79 «Финансовые результаты» — в конце года или ежемесячно сумм в части административных расходов, расходов на сбыт, прочих операционных расходов. Другие предприятия счета этого класса могут использовать для обобщения информации о затратах по элементам с ежемесячным списанием сальдо счетов в корреспонденции со счетом 23 «Производство» и счетами класса 9 «Расходы деятельности».

Счета класса 9 «Расходы деятельности» применяются для обобщения информации о расходах операционной, инвестиционной, финансовой деятельности и расходах на предупреждение чрезвычайных событий и ликвидацию их последствий. По дебету счетов данного класса отражаются суммы расходов, по кредиту - списание суммы расходов в конце отчетного года или ежемесячно на счет 79 «Финансовые результаты».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.074 с.)