Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бюджет как средство контроля и оценки деятельности организации
Функции бюджета как средства контроля проявляются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими данными. Среди анализируемых показателей деятельности организации наибольший интерес представляет прибыль. Для любого руководителя основным является вопрос: каковы причины отклонений фактической прибыли от запланированного уровня? Ответить на такой вопрос можно путем проведения факторного анализа прибыли, который выполняется на четырех уровнях. Каждый последующий уровень детализирует результаты, полученные на предыдущих уровнях. Нулевой уровень анализа прибыли предполагает сравнение фактически достигнутых показателей с данными статического бюджета. В статическом бюджете данные планируются только для одного уровня реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав генерального, также являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного уровня реализации. При сравнении статического бюджета с фактическими показателями деятельности организации не учитывается реальный уровень деловой активности, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Поэтому факторный анализ прибыли считается нулевым. С него обычно начинаются отчеты о деятельности западных компаний. На первом уровне факторного анализа предполагается использование данных гибкого бюджета. Гибкий бюджет составляется для определенного диапазона, он предусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня продаж. Он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае он составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат. Поскольку прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами, то основными задачами анализа первого уровня являются:
- определение сумм и причин отклонений фактического объема продаж в сравнении с запланированным; - определение суммы и причин отклонения в затратах отчетного периода по сравнению с запланированными. Для выявления степени влияния первого фактора на величину прибыли сравниваются показатели двух бюджетов – статического и гибкого. Различия в этих бюджетах связаны исключительно с объемами реализации. Второй и третий уровни анализа связаны с определением влияния на прибыль затратного фактора. Общая сумма затрат складывается из произведения цены единицы этого ресурса на количество в натуральном выражении. Поэтому при анализе важно установить влияние каждого фактора на отклонение фактической прибыли от запланированной. Общая сумма дохода (затрат) складывается из произведения цены единицы этого продукта (ресурса) на количество в натуральном выражении. Поэтому при анализе важно установить влияние каждого фактора на отклонение фактической прибыли от запланированной. Второй уровень анализа предполагает расчет отклонений по цене ресурсов: ∆Ц = (Цф – Цп)*Кф, где ∆Ц – отклонение по цене; Цф – цена фактическая; Цп – цена плановая; Кф – количество фактическое. Третий уровень, заключительный, необходим для анализа отклонений по количеству используемых ресурсов. Таким образом, факторный анализ прибыли в сравнении с запланированными уровнем позволяет оценить не только общую сумму недополученной или дополнительной прибыли но и причины таких отклонений. Перечень анализируемых факторов, влияющих ан изменение прибыли представлен в таблице 6. Таблица 6 Перечень анализируемых факторов, влияющих ан изменение прибыли
Существование на предприятии системы планирования призвано обеспечить реализацию не только управленческой функции планирования (как определение целевых показателей деятельности и путей их достижения), но и функции контроля (наблюдение ха процессами реализации планов и выявление возникающих отклонений) с целью последующего регулирования. В основу исполнения бюджетов (планов) заложены несколько принципов: 1) сочетание текущего (в течение периода) и итогового (в конце периода) контроля; 2) контроль исполнения планов по предприятию в целом и по отдельным центрам ответственности с целью оценки каждой структурной единицы и эффективности ее руководителя; определение причин и виновников отклонений от исполнения плана (с учетом регулируемых и нерегулируемых показателей); сочетание персональной и коллективной ответственности за исполнение планов в зависимости от степени влияния на подконтрольный фактор; рациональное закрепление контрольных показателей за ответственными лицами (количество показателей должно быть оптимальным, закрепление за сотрудником обоснованным); рациональный формат отчета об исполнении сметы (отчет должен быть достаточно краткий, но достаточно полный).
РЕЗЮМЕ В управлении предприятием бухгалтерский учет играет первостепенную роль, обеспечивая информацией руководителей всех уровней. Управленческий учет должен быть организован предприятиями самостоятельно и помогать управляющим добиваться оптимального уровня прибыли. Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из: - системы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия; - системы сводного (консолидированного) бюджетного планирования деятельности организации. Эти системы включают: процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов. Принципы бюджетного планирования внедряются с целью строгой экономии финансовых и иных ресурсов, сокращения непроизводительного потребления, большей гибкости в управлении и контроле над себестоимостью продукции, а также для выявления эффективности работы отдельных лиц и предприятия в целом. Бюджет выполняет следующие функции: 1) функция планирование, которая включает в себя постановку целей, оценку альтернатив и стратегий развития, установление перечень показателей, разработку прогнозного плана (бюджета) на предстоящий период (1, 2, 3 и более лет); 2) аналитическая функция, которая заключается в контроле достижения поставленных плановых показателей посредством своевременного сопоставления фактических и запланированных результатов, текущий анализ причин отклонений и аналз отчетности о фактическом выполнении бюджета на промежуточных этапах и после завершения отчетного периода; 3) координационная функция, которая включает в себя документальную регламентацию процесса разработки, согласования и контроля исполнения планов компании с закреплением ответственности; разработку управленческих решений по организации деятельности служб, направленных на корректировку выявленных отклонений; внесение изменений в планы компании на следующий финансовый год по результатам завершения бюджетного периода.
Для достижения стратегических целей целесообразно формировать непрерывный (скользящий) бюджет, состоящий из нескольких подбюджетов на промежуточные периоды (месяцы, кварталы, годы) и к которому по окончании одного промежуточного периода добавляется новый подбюджет на будущий подпериод, а бюджет за прошедший период отбрасывается. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Какова цель бюджетирования? Дайте определение бюджетирования и планирования. 2. Назовите основные виды бюджетов и требования к их разработке. 3. Чем отличается гибкий бюджет от статического? 4. Назовите уровни анализа отклонений фактических затрат от запланированных? 5. Укажите принципы исполнения бюджетов в организации?
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.011 с.) |