Использование маржинального анализа для решения управленческих задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование маржинального анализа для решения управленческих задач



Анализ «затраты-объем-прибыль» позволяет бухгалтеру-аналитику определить совокупный объем продаж, обеспечивающий предприятию получение желаемого финансового результата. Решение этой задачи может удовлетворить руководство организации, производящей однородную продукцию. Перед предприятием, имеющим дело с различными товарами, стоит задача выбора наиболее рентабельных групп продукции. Обоснование управленческого решения по ассортименту продукции (работ, услуг) также базируется на маржинальном анализе.

Пример. Данные о затратах по видам продукции кондитерской фабрики

Статьи затрат Суфле Ассорти Фрукты в шоколаде Пралине Итого
1. Выручка от продажи, руб. 186 169,1 415 956,7 153 376,9 98 305.2 853 807,9
2. Переменные затраты, руб. 113 686,1 235 716,2 112 121,6 58 929,1 520 453
3. Маржинальный доход (стр.1-стр.2), руб. 72 483 180 240,5 41 255,3 39 376,1 333 354,9
4.Рентабельность продукции (стр.3/стр.2*%) 63,76 76,47 36,8 66,82 64.05
5. Постоянные расходы, руб. Х Х Х Х 123 566,7
6. Прибыль от продаж Х Х Х Х 209 699,2

 

Среди выпускаемых видов продукции наиболее выгодно производство конфет-ассорти, затем – конфет пралине, далее – суфле, и наименее выгодно производить фрукты в шоколаде.

Аналогичный подход руководство может применить для выбора наиболее перспективного сегмента бизнеса.

Пример. Организация осуществляет два вида деятельности: автостоянка и техобслуживание автомобилей. Затраты и выручка для проведения маржинального анализа представлены в нижерасположенной таблице.

Статьи затрат Автостоянка Техобслуживание Итого
1. Выручка от продажи, руб. 1 003 729 2 337 531 3 341 260
2. Переменные затраты 855 240 1 249 440 2 104 680
3. Маржинальный доход (стр.1-стр.2), руб. 148 489 1 088 091 1 236 580
4.Рентабельностьпродукции (стр.3/стр.2*%) 14,79 46,54 37,01
5. Постоянные расходы, руб. Х Х 553 665,7
6. Прибыль от продаж Х Х 682 914,3

 

Важное значение для целей управления имеет ценовая информация. Изменение цен на продукцию предприятия может иметь различные последствия. Например, ценовая политика конкурентов или необходимость завоевать долю рынка может привести к необходимости снижения цен. И, наоборот, в период сезонного спроса или при росте цен на ресурсы может возникнуть потребность в росте цен.

Пример. Под влиянием снижения цен конкурентов организация вынуждена пойти на снижение цен с 5,55 руб. до 2,5 руб.

Показатели Система полных затрат Система сокращенных затрат
на единицу на весь выпуск на единицу на весь выпуск
1. Выручка 2.5 541 240 2.5 541 240
2. Переменные затраты 1.7 368 342 1.7 368 342
3. Маржинальный доход Х Х 0.8 172 898
4. Постоянные затраты 1,05   1,05  
5. Полная себестоимость 2,75 596 885 Х Х
6. Прибыль от продаж --0,25 -55 645 -0,25 -55 645

 

В результате снижения цен организация получит убыток от продаж. Однако, расчет маржинального дохода позволяет заключить, что снижение цен не является убыточным, так как покрывает полностью переменные затраты и даже часть постоянных затрат, которые компания будет нести, независимо от объема продаж и ситуации на рынке.

В этой связи управленческий учет оперирует двумя понятиями – долгосрочный и краткосрочный нижний предел цены.

Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и продажу продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции (точка безубыточности).

Краткосрочный нижний предел цены – это та цена, которая может покрыть переменную часть расходов. Этот предел соответствует сокращенной себестоимости. Недооценивание такого показателя может негативно сказаться на финансовых показателях деятельности компании. В некоторых случаях привлечение дополнительных заказов может быть оправдано при недостаточной загруженности производственных мощностей даже в ситуации, когда цена не покрывает полностью все издержки. Выполнение заказа будет выгодно до тех пор, пока оно обеспечивает положительный маржинальный доход.

Принимая решение в отношении дополнительного заказа, предлагаемую цену следует сравнить с суммой переменных издержек, а не с полной себестоимостью продукции.

РЕЗЮМЕ

Одна из главных задач управленческого учета – сбор и обобщение информации, полезной для принятия руководством правильных управленческих решений.

В настоящее время принимаемые решения по развитию организации производства и сбыта продукции в большей степени носят интуитивный характер и не подкрепляются соответствующими расчетами на базе учетной информации.

Процесс принятия решения начинается с постановки целей и задач, стоящих перед предприятием. От этого, в конечном счете, зависят отбор исходной информации и избранный алгоритм решения. Инструментарий управленческого учета позволяет обосновать выбор и отобрать наиболее привлекательную альтернативу.

На базе управленческого учета решаются следующие оперативные задачи:

- определение точки безубыточности в результате анализа «затраты-объем-прибыль»;

- планирование ассортимента продукции;

- выбор наиболее перспективного сегмента бизнеса;

- отказ или привлечение дополнительного заказа;

- принятие решений по ценообразованию.

Ответ на поставленные вопросы имеет особое значение для предприятий в условиях конкурентной борьбы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем сущность анализа зависимости «затраты-объем-прибыль»?

2. Какие методы определения точки безубыточности можно использовать?

3. Каковы преимущества системы учета неполных (сокращенных) затрат в сравнении с системой учета полных затрат при оптимизации производственной программы?

4. Чему равны долгосрочный и краткосрочный нижние пределы цены?

ГЛАВА 24. ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Цель – знакомство с основными подходами к планированию деятельности организации и получение знаний об использовании бюджетов для контроля и анализа.

Задачи:

- изучение сущности бюджетирования;

- выделение особенностей составления финансовых и операционных бюджетов;

- использование бюджетов для контроля или анализа деятельности организации.

 

Указания по самостоятельному изучению теоретической части дисциплины

При изучении учебного материала темы «Планирование и бюджетирование» необходимо особое внимание уделить пониманию сущности планирования как функции управления, а также усвоению классификации бюджетов. Рассматривая вопрос технологии оперативного бюджетирования, обратите внимание на содержание бюджетов и последовательность их составления. Проанализируйте основные направления использования бюджетов для анализа и контроля деятельности организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.009 с.)