Сущность и виды факторинговых операций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и виды факторинговых операций



Факторинг (от английского factor – агент, посредник) – это покупка банком или факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассирование за определенное вознаграждение.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

1.) факторинговый отдел банка (или факторинговая компания)

2.) поставщик товара (клиент банка или факторинговой компании)

3.) покупатель (плательщик), получающий товары от поставщика (клиента банка).

В соответствии с Конвенцией о международном факторинге (1988г.) операция считается факторинговой, если она удовлетворяет хотя бы двум требованиям из четырех:

1.) Наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых обязательств.

2.) Ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации.

3.) Инкассирование его задолженности.

4.) Страхование поставщика от кредитного риска.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для вновь выходящих на рынок, а также малых и средних предприятий, которые не всегда располагают необходимой информацией о платежеспособности своих покупателей и имеют ограниченный доступ к кредитам. Существуют также и некоторые ограничения по факторинговому обслуживанию.

Факторинговой обслуживание не представляется:

  1. предприятиям с большим числом дебиторов с незначительными суммами задолженностей;
  2. предприятиям, занимающимся производством нестандартной продукции;
  3. строительным компаниям, работающим с субподрядчиками;
  4. предприятиям, сотрудничающим со своей клиентурой на основе долгосрочных контрактов и выставляющих счета к оплате по окончании этапов работ или в порядке авансовых платежей;
  5. по долговым обязательствам физических лиц;
  6. по долговым обязательствам филиалов и отделений предприятия.

Благодаря факторингу поставщик получает следующие преимущества:

  1. заблаговременную реализацию долговых требований;
  2. освобождение от риска неплатежа;
  3. упрощение структуры баланса;
  4. экономия на бухгалтерских, административных и др. расходах.

Перечисленные преимущества способствуют ускорению оборота капитала, снижению издержек обращения, расширению производства и увеличению прибылей предприятия, принятого банком на факторинговое обслуживания.

Банк (или факторинговая компания) получает следующие преимущества от проведения факторинговых операций:

1. рост доходов;

2. укрепление связей с контрагентами;

3. расширение круга услуг для клиентуры;

4. увеличение числа клиентов;

5. диверсификация бизнеса;

6. укрепление позиций на рынке.

Организация факторинговой операции включает следующие этапы:

  1. Банк изучает финансовое положение потенциального клиента (поставщика) и платежеспособность его покупателей.
  2. Банк заключает договор (соглашение) о факторинговом обслуживании.
  3. На основе заключенного соглашения банк покупает у своих клиентов (поставщиков) долговые требования на дисконтной основе.
  4. Оставшуюся стоимость (при факторинге с предварительной оплатой) за вычетом платы за факторинговое обслуживание банк оплачивает поставщику в строго обусловленные сроки или после оплаты должником долговых требований.

Факторинговые операции классифицируются по следующим признакам:

І в зависимости от места нахождения участников:

1) внутренние, если поставщик, покупатель и банк или факторинговая компания находятся в одной стране;

2) международные, если какая-то из трёх сторон находится в другом государстве.

II в зависимости от осведомленности сторон:

1) открытые, если должник уведомлен об участии в сделке банка (факторинговой компании). Уведомление должника происходит посредством записи на счете – фактуре, подтверждающей, что правоприемником по возникающему долгу выступает банк (или факторинговая компания), а следовательно, платежи осуществляются в ее пользу.

2) закрытые (конфиденциальные), если поставщик не ставит покупателя в известность о посредничестве банка (факторинговой компании).

III в зависимости от обязательств сторон:

1) с правом регресса (от лат. «обратное движение»), т. е. обратного требования к поставщику вернуть банку уплаченную сумму.

2) без права регресса означает, что поставщик не должен возвращать банку (факторинговой компании) уплаченную сумму.

При данном виде факторинга учитываются кредитные риски, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств. При заключении факторингового соглашения с правом регресса поставщик несет кредитные риски по долговым требованиям, проданным банку. Банк имеет право воспользоваться возможностью регресса и при необходимости продать поставщику неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа. Такое условие в соглашении фиксируется, когда поставщики уверены в кредитоспособности своих клиентов и не считают необходимым оплачивать услуги по страхованию кредитных рисков.

Однако гарантированные для поставщика денежные средства, могут быть обеспечены только в случае заключения соглашения без права регресса. В этом случае кредитные риски несет банк.

Если долговое требование признается недействительным, банк всегда имеет право регресса к поставщику (например, отгружена незаказанная продукция).

IV в зависимости от условий оплаты:

1) при условии кредитования поставщика в форме предварительной оплаты.

При такой форме поставщик получает сначала 80-90% от суммы долговых требований и через определенное время в установленные сроки остальную часть за вычетом платы за факторинговые услуги.

2) факторинг с оплатой требований к определенной дате. При такой форме оплаты сумма долговых требований перечисляется поставщику на определенную сумму (т. е. по истечении определенного времени) за минусом платы за факторинговые услуги.

V в зависимости от объема услуг, оказываемых в соответствии с заключенным факторинговым соглашением:

1) конвенционный (широкий). Это универсальная система обслуживания поставщика, включающая:

- ведение бухгалтерского учета;

- расчеты с поставщиками и покупателями;

- страхование;

- кредитование и т. д.

За клиентом сохраняется только производственная функция.

2) ограниченный. Этот вид факторинга предусматривает ограниченный перечень услуг

Типы факторинговых соглашений.

Заключая факторинговое соглашение, банк или факторинговая компания берет на себя возможный риск неплатежей со стороны покупателя.

Поэтому до заключения такого соглашения необходимо провести предварительную работу по изучению платежеспособности дебиторов поставщика, взятых на факторинговое обслуживание.

Для этого поставщик сообщает факторинговому отделу банка список своих покупателей и предполагаемый объем поставок товаров.

Банк проверяет платежеспособность каждого из дебиторов и сообщает поставщику возможные кредитные лимиты по каждому покупателю. В рамках этих кредитных лимитов поставщик может отгружать продукцию без всякого риска.

В зависимости от требований поставщика к факторинговому делу банка различают несколько типов факторинговых соглашений:

1. Соглашение о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса). Обычно заключается при регулярных и проверенных практикой контактах между поставщиком и факторинговым отделом банка.

Полное обслуживание включает:

1. полную защиту от появления сомнительных долгов и гарантированную оплату платежных документов;

2. управление кредитом;

3. учет реализации;

4. кредитование в форме предварительной оплаты или к определенной дате.

Полное обслуживание осуществляется при условии, что поставщик переуступает банку долги всех своих покупателей, а не выборочно – (надежных – себе, ненадежных – банку).

2 Полное соглашение с правом регресса.

При заключении такого соглашения банк не страхует кредитный риск. Его продолжает нести поставщик. В этом случае банк имеет право вернуть поставщику долговые требования, не оплаченные клиентом в течение определенного срока.

3 Соглашение (открытое или закрытое) об учете счетов – фактур.

Такое соглашение заключается в том случае, когда поставщик нуждается лишь в кредитовании.

Различия между соглашениями заключаются в системе элементов обслуживания: от полного обслуживания (максимального) до учета счетов – фактур (минимального).

Порядок взимания платы за факторинговое обслуживание.

Плата, взимаемая факторинговым отделом банка состоит из 2-х частей:

1) платы за управление или комиссии за факторинговое обслуживание.

Ее размер определяется в %-тах от годового оборота поставщика, объемов работы банка, степени кредитного риска, кредитоспособности покупателей и др. факторов.

В большинстве стран он колеблется в пределах на 0,5-3%.

При наличии права регресса снижается на 0,2 – 0,5 процентных пункта.

2) платы за кредит.

Ее величина, как правило на 2-4 (в нормальных, неинфляционных условиях) процентных пункта выше текущей банковской ставки, используемой при краткосрочном кредитовании.

Содержание договора о факторинговом обслуживании.

Договор о факторинговом обслуживании заключается между поставщиком и банком на срок от одного до 4-х лет.

В договоре оговариваются условия совершения факторинговых операций:

1) реквизиты платежных требований;

2) наличие или отсутствие права регресса к поставщику;

3) предельные суммы по операциям факторинга (определение лимитов кредитования, определенные ежемесячных лимитов отгрузок, страхование по отдельным сделкам).

4) порядок оплаты платежных требований банком;

5) размер и порядок определения комиссионного вознаграждения;

6) условия расторжения факторингового договора.

Договор может быть расторгнут по следующим причинам:

А) по взаимному согласию сторон;

Б) по желанию поставщика с уведомлением банка за определенный промежуток времени, указанный в договоре;

В) по желанию банка с уведомлением поставщика.

7) ответственность сторон (поставщика и банка) в случае невыполнения своих обязательств. (Оговаривается размер неустойки которую будет платить банк или поставщик в случае нарушения условий договора).

В факторинговом соглашении определяется в пределах каких сумм осуществляется страхование кредитных рисков.

В мировой практике обычно используются три метода установления предельных сумм (страхования от кредитных рисков).

І Определение лимитов кредитования.

Каждому плательщику устанавливается возобловляемый лимит кредитования, причем банк несет ответственность лишь в его пределах.

При этом оговариваются следующие условия:

  1. если сумма задолженности плательщика больше суммы установленного лимита, банк вправе вернуть все дополнительные счета поставщику;
  2. в случае неплатежеспособности плательщика все его платежи в счет погашения долга должны поступать в первую очередь банку, и только после погашения задолженности снова поставщику.

ІІ Определение ежемесячных лимитов отгрузок

Устанавливается сумма, на которую в течение месяца может быть произведена отгрузка одному плательщику.

В этом случае поставщик застрахован от риска появления сомнительных долгов.

Банк может отказаться от оплаты платежных требований при превышении поставщиком установленных лимитов.

ІІІ Страхование по отдельным сделкам

Этот метод используется в том случае, если специфика производственной деятельности поставщика предполагает ряд отдельных сделок с разными плательщиками на сравнительно крупные суммы.

В этом случае оговаривается предельная сумма каждого такого заказа при условии поставки товара в течение определенного времени.

В различных ситуациях могут использоваться различные комбинации данных методов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.02 с.)