Роль бюджетной системы в финансовом обеспечение социальной защиты населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль бюджетной системы в финансовом обеспечение социальной защиты населения



Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий его существования финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетный фонд, обеспечивают государственным, территориальным и местным органам власти выполнение возложенных на них функций.

В настоящее время значительно возрастает роль бюджетной при существовании регулирования экономки. Она позволяет управлять экономическими и социальными процессами в интересах членов общества. От того, насколько эффективно формируется, утверждается и исполняется бюджет, от правильного использования налоговых поступлений зависит экономическое развитие предприятий и организаций, снижение социальной направленности в стране.

Это предопределяет место, которое бюджетная система занимает в экономике страны.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Бюджет выполняет следующие задачи:

• перераспределение ВВП;

• государственное регулирование и стимулирование экономики;

• финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга. /20/

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Расходы по разделу «Социальная политика» на первый взгляд представляются одними из самых высоких по темпам роста, но этот рост определяют расходы, которые предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников, которые по справедливости следует отнести к расходам на оборону и безопасность. Это наглядно иллюстрирует структура расходов по разделу «Социальная политика» и темпы их роста в 2007-2010 годах (см. таблицу 2).

 

Таблица -2 Расходы федерального бюджета по разделу «Социальная политика»

Показатели 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Общий объем ассигнований (млрд. руб.) 215,5   362,4 427,5
Рост к уровню предыдущего года (%)   126,6 132,7  
Удельный вес в общих расходах федерального бюджета (%) 3,9 4,2 5,0 5,3

Из приведенной таблицы-2видно, что расходы из федерального бюджета на социальную политику за период с 2007 году по 2010 год возрасли на 98,4% (((427,5/215,5)*100)-100). В 2009 году наблюдается наибольший рост расходов на 32,7% по сравнению с 2008 годом. Если проанализировать удельный вес в общих расходах федерального бюджета за данный период увеличивается, но процент от общих расходов не большой. Это говорит, что государство не достаточно выделяет денежные средства.

Далее перейдем к более подробному рассмотрению расходов из федерального бюджета по разделу социальная политика, то есть рассмотрим структуру расходов федерального бюджета по разделу социальной политики.

Государственное управление финансового пенсионного обеспечения осуществляет пенсионный фонд РФ являющийся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, денежные средства которого находятся в государственной собственности РФ. Из расходов федерального бюджета по разделу социальная политика наибольший удельный вес расходов приходится на пенсионное обеспечение. Расходы на пенсионное обеспечение в 2010 году составили 68,6% от общего объема расходов по разделу социальная политика (см. Таблица -3). Доля расходов на социальное обеспечение население за данный период уменьшился на 0,7% и составили 29,3% в 2010 году. На другие вопросы в области социальной политики доля расходов незначительна.

Таблица - 3 Структура расходов по разделу социальной политики в %

Показатели 2008 год 2009 год 2010 год
Пенсионное обеспечение 67,1 67,6 68,6
Социальное обслуживание населения 1,5 1,2 1,1
Социальное обеспечение населения 30,0 30,1 29,3
Охрана семьи, материнства и детства 0,9 0,7 0,6
Прикладные научные исследования в области социальной политики 0,05 0,04 0,03
Другие вопросы в области социальной политике 0,5 0,4 0,4

Также расходы бюджета направляется на содержание домов интернатов, содержание престарелых инвалидов, врачебно-трудовые экспертизы, протезирование и другие мероприятия. Предусматривается реализация целевых программ «дети инвалиды», «дети сироты», планирование семей помимо бюджетных ассигнований, на эти цели в социальной сфере существует ряд внебюджетных фондов: пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд социальной поддержки населения, кроме того предусматривается дополнение адресных бюджетных ассигнований федерального бюджета ресурсами территориальных бюджетов.

Управление социальной защиты населения администрации Бузулукского района осуществляет деятельность по обеспечению социальных гарантий и услуг для незащищенных слоев населения, нуждающихся в государственной поддержке и помощи.

Для примера рассмотрим расходы на социальную защиту в Бузулукском районе.

Основной задачей учреждений социальной защиты населения района является оказание адресной социальной помощи нетрудоспособным, малоимущим, социально – незащищенным категориям населения.

Для финансового обеспечения реализации поставленных задач управлению социальной защиты населения администрации Бузулукского района на 2010 год были утверждены ассигнования в объёме 72519,0 руб. в том числе: субвенции из областного бюджета — 56836,0тыс.руб., муниципальный бюджет – 3475,0тыс. руб., от приносящей доход деятельности - 12208,0тыс. руб. (Рисунок-2)

Рисунок -2 Ассигнования на социальную защиту в Бузулукском районе в 2010 году

В течение года из областного бюджета, получено дополнительное финансирование на пособие на погребение в сумме 197,0 тыс.руб. и финансовое обеспечение оздоровления и отдыха детей 1758,6 тыс. руб., на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с ФЗ - 15593,5 тыс. руб., предоставление мер соц. поддержки гражданам в соответствии с областными законами – 1218,7 тыс. руб.

В 2010 году произведены следующие (основные) выплаты:

Выплачено за 2010 год:

1) Ежемесячная денежная выплата - выплачено 7801,0 тыс. рублей (+ 1,9 %).

На 1.01.2011 года количество получателей составляет ЕДВ составляет 2679 чел., в том числе:

- ветераны труда – 1723;

- ветераны труда Оренбургской области – 463;

- труженики тыла – 465;

- реабилитированные – 28.

2) Компенсация за телефон в размере 50% от абонентской платы ветеранам труда - 756 человек (+ 8,3%) на сумму 846,7 тыс. рублей.

3) Ежеквартальная надбавка детям – инвалидам, проживающим в неполных семьях – 52 выплачено 585,2 тыс. руб. больше на 35,4 %.

4) Ежемесячное пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию – 747 получателей, за 2010 год выплачено 20601,3 тысяч рублей, что больше по сравнению с 2009 годом на 6,7 %.

5) Единовременная сумма на рождение ребенка неработающим родителям выплачена в размере 1916,3 тысяч рублей (153 детей), что на 6,8 % больше 2009 года.

6) Единовременная выплата гражданам, имеющим звание «Почетный донор» произведена на 82 человека, что на 10,8 % больше по сравнению с 2009 годом. Выплата произведена в сумме 767,1 тысяча рублей.(+21,5)

7) Ежемесячная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг произведена на 5938 получателей в сумме 24729,8 тыс. рублей.

8) В полном объеме произведены компенсационные выплаты инвалидам Чернобыльской АЭС, ветеранам подразделения особого риска.

9) Выдано 504 (+13,7%) справки на получение социальной стипендии.

10) Произведена выплата дополнительной пенсии за особые заслуги перед Оренбургской областью – 43 получателям на сумму 384,5 тыс. руб. (на прежнем уровне).

11) Выплата ежемесячной материальной помощи родителям и вдовам погибших военнослужащих произведена в сумме 71,3 тыс. рублей (-10 %) (9 человек); ежемесячное дополнительное материальное обеспечение детям погибших военнослужащих – 33,5 рублей (2 человека).(-6,9%). – в связи с уменьшением числа получателей.

12) Ежемесячное пособие на ребенка - 1752 получателя на 2686 детей. По сравнению с 2009 годом количество получателей уменьшилось на 27,8 %. Выплата пособия произведена в общей сумме 6953,5 тысяч рублей.

13) Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву – 22 получателя выплачено в 2010 г – 882,2 тыс. руб.,

14) Численность получателей субсидий в 2010 г. по оплате ЖКУ составила 613, что по сравнению с 2009 годом меньше на 81 чел. (-11,7 %). Сумма выплаты увеличилась на 2,4 % и составила 3937,5 тыс. руб.

В связи с назначением и выплатой федеральной социальной доплаты через ПФ РФ наблюдается тенденция к уменьшению численности получателей субсидий. Также, в связи с назначением ЕДК размер субсидии значительно уменьшается, так как ЕДК включается в доход получателя.

15) На предоставление мер социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию было израсходовано 1011,3 рублей (175 человек), меньше на 10,3 % - основная масса прошла в прошлом году в связи с большим количеством оформленных ветеранов труда Оренбургской области.

16) Уменьшилась сумма возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проработавшим в тылу, реабилитированным и пострадавшим от политических репрессий в оплате 50 % стоимости лекарств на 8,5 % в связи с уменьшением числа обращений на 22 %.

17) Произведены доплаты к пенсиям муниципальных служащих – 15 чел. на сумму 466,0 тыс. руб.,

В 2010 году в соответствии с районной целевой программой «Представление адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченным категориям населения на 2009 – 2010 годы» отделом социальных выплат произведены ежеквартальные выплаты за счет средств местного бюджета:

- детям, прикованным к постели в размере 500 рублей;

- семьям, воспитывающим двух и более детей инвалидов в размере 1000 руб.;

- многодетным семьям, воспитывающим 6 и более детей в размере 3000 рублей;

- семьям несовершеннолетних родителей в размере 1000 рублей.

На территории Бузулукского района действовали две программы, направленные на улучшение качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны:

- районная целевая программа «Защитник Отечества на 2008-2010 годы» утвержденная решением Совета депутатов муниципального образования Бузулукский район 333 от 28.12.2007 г.

- районная целевая программа «Предоставление адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченным категориям населения на 2009-2010 гг», утвержденная решением Совета депутатов муниципального образования Бузулукский район 472 от 27.11.2008 г.

В 2010 году управлением социальной защиты населения разработаны и утверждены Постановлениями главы района новые программы:

- «Предоставление адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченным категориям населения на 2011-2013 гг.»;

- «Защитник Отечества на 2011-2013 гг.»;

- «Реабилитация инвалидов в Бузулукском районе на 2011-2015 гг».

- «Дети Оренбуржья» Бузулукский район» на2011-2013 гг.»

В Комплексном центре социального обслуживания разработана и принята программа «Социальная реабилитация и адаптация в Бузулукском районе лиц, освободившихся из мест лишения свободы на 2011-2013 гг».

Увеличился объем оказания материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненно ситуации на 25,6 %.

Увеличен охват детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет по обеспечению бесплатными лекарствами на 24,6 %.

На 40 % увеличено предоставление льгот многодетным семьям.

Всем нуждающимся ветеранам войны и вдовам (64 чел) проведен ремонт жилья. 15 ветеранов получили сертификаты на приобретение жилья.

В 2011 году предстоит решить следующие задачи:

- Продолжить работу по проведению постоянного мониторинга социально-бытового положения ветеранов ВОВ;

- Обеспечить дальнейшее выполнение всех районных целевых программ.

- Продолжать работу по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию отдельным категориям граждан в соответствии с ГОСТами.

- Добиваться снижения числа безнадзорных несовершеннолетних путем профилактики безнадзорности, увеличения охвата детей из семей социального риска оздоровительной кампанией, предоставления более качественных услуг.

- Активизировать работу по межведомственному взаимодействию по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, по дальнейшему жизнеустройству воспитанников приюта «Родничок».

- Снижение количества повторно поступивших в социальный приют детей путем проведения более эффективного патронажа семей.

- Улучшать материально-техническую базу подведомственных учреждений.

- Обеспечить контроль за состоянием пожарной безопасности в учреждениях социального обслуживания.

- На должном уровне проводить работу по оздоровлению детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.033 с.)