Основные источники финансирования социальной защиты населения в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные источники финансирования социальной защиты населения в России



 

Государство как основной субъект социальной работы осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы при помощи финансовой политики.

Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.

Основные функции финансирования следующие: распределительная, стимулирующая, контролирующая./7/

Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе принципов:

1) Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов.

2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения.

3) Принцип выборочного подхода при определении размеров социальной помощи в зависимости от региона и местных условий.

4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.

5) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).

6) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов.

Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:

1) Бюджеты бюджетной системы РФ, в том числе:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);

- муниципальные бюджеты.

2) Государственные внебюджетные фонды, в том числе:

- пенсионный фонд;

- фонд социального страхования;

- фонд обязательного медицинского страхования;

- фонд занятости;

- республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

3) Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.)

В переходной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано прежде всего с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения из-за инфляции, а также реальных доходов основной массы населения.

Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан.

Средства республиканского (федерального) и территориальных фондов расходуются на:

- предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льготным ценам;

- предоставление дотаций на приобретение лекарств;

- оплату коммунальных услуг;

- обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

- создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.

За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.

Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке.

Бюджетную систему РФ «питают» налоги, сборы и другие платежи. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений.

Три пятых общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в социальные фонды. Внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, определяемых законами.

С 2011 года общий тариф страховых взносов увеличился до 34%. В Пенсионный фонд России он составил 26%, в Фонд социального страхования - 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1% и в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2%.

Изменения коснулись и плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и использующих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход: с 1 января 2011 года они переходят с льготного тарифа на общий, то есть на 34%.

Для ряда организаций предусмотрен льготный режим. Так, останется на уровне 2010 года тариф для средств массовой информации, кроме специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера. 20% СМИ-плательщики страховых взносов будут уплачивать на нужды обязательного пенсионного страхования, в Фонд социального страхования – 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1%, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2%. То есть общий размер тарифов страховых взносов для этой категории страхователей останется 26%.

Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, определены особые условия: на 2010 год в Пенсионный фонд тариф снижен до 14,0%, а от уплаты в другие фонды они освобождаются, в 2011 году такие организации будут перечислять в Пенсионный фонд 8,0%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,0%.

Сущность налогов состоит в изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, невозможна не только эффективная рыночная экономика, но и эффективная социальная поддержка неимущих слоев населения./21/

Однако вернемся к источникам финансирования социальной защиты населения.

Необходимо отметить, что существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.

Так, федеральные органы власти:

- устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;

- формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;

- финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;

- определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

В полномочия региональных и местных органов власти входят:

- с учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;

- определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.

Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов.

Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам:

- в виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета);

- в виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.

Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет:

- взносов учредителей благотворительных организаций;

- членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

- благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

- доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

- поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);

- доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

- поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

- доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

- труда добровольцев;

- иных, не запрещенных законом источников.

Деятельность фондов благотворительных организаций строится на основе закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ.

Уже в 1991 г., после выхода закона об общественных объединениях, начало активно развиваться общественное движение, в том числе благотворительность и милосердие.

Характерно, что в рыночной экономике развитых стран благотворительные организации входят в так называемый «третий сектор» экономики наряду с коммерческим и государственным секторами. Его доля в валовом национальном продукте США, например, составляет 4%. Основные средства благотворительные организации получают не за счет пожертвований (они составляют 3-5% их бюджета), а от государства. Почти половину их бюджета составляет государственное финансирование. Государство финансирует благотворительные организации в основном через систему контрактов. При этом активно привлекаются местные ресурсы, обеспечиваются более экономное расходование средств и высокая результативность.

В РФ в настоящее время действует более 500 благотворительных организаций. Большая часть из них занимается оказанием помощи инвалидам, многодетным и неполным семьям. Система финансирования социальной сферы в период формирования рыночных отношений не лишена многих недостатков и нуждается в решении многих проблем.

Так, управление расходованием ограниченных финансовых ресурсов, направляемых на социальную защиту, находится в ведении различных министерств и комитетов и не всегда может быть скоординировано на конечную цель. Не разработана эффективность расходования выделяемых средств. Законодательно не защищены статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий. Имеют место и другие проблемы.

Таким образом, для развития и успешного функционирования системы социальной защиты необходимо дальнейшее совершенствование принципов и практики ее финансирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.011 с.)