Социальная защита населения и источники ее финансового обеспечения за рубежом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная защита населения и источники ее финансового обеспечения за рубежом



В ходе реформ каждое государство разрабатывает и внедряет собственную модель социального обеспечения, которая обеспечивается на национальных традициях, степени развитости производительных сил и масштабах демократических преобразований в обществе. Республика Казахстан с момента обретения суверенитета начала создавать собственную систему социального обеспечения, контуры которой определяют все отрасли и виды социальной защиты населения.

Система социального обеспечения в Казахстане построена на принципах личной ответственности граждан за собственную социальную защиту (прежде всего это накопительная пенсионная система), солидарной ответственности работодателей и работников, которая представлена системой социального страхования, и государственной социальной помощи, которая охватывает все категории граждан.

Данная система состоит из нескольких уровней.

Первый уровень – гарантированные базовые социальные выплаты граждан за счет средств бюджетов всех уровней в зависимости от социальных рисков (базовая пенсия, государственные пособия, единовременные государственные пособия)./21/

Второй уровень – обязательное социальное страхование за счет отчислений работодателей (пенсии по стажу, социальные выплаты).

Третий уровень – страховые выплаты из страховых компаний (пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов).

Четвертый уровень – выплаты за счет добровольных взносов.

Расходы на социальное обеспечение и социальную помощь в республиканском бюджете на 2009-2010 годы в сравнении с предыдущими годами увеличены более чем на 63% (до 925,8 млрд тенге – 6,3 млрд долл. США в 2010г). (Рисунок -1).

Рисунок -1 Расходы на социальное обеспечение и социальную помощь из республиканского бюджета

Благодаря этому:

1. Приняты меры по повышению минимальных социальных стандартов и ведется работа по обновлению методики расчета прожиточного минимума с целью проведения ее в соответствие с реальной структурой и динамикой потребительских расходов.

2. В 2008-2010 годах обеспечено ежегодное повышение средних размеров пенсий, заработной платы бюджетников и стипендий. За последние три года средние размеры пенсионных выплат в Казахстане увеличились более чем в 1,6 раза и составляют сегодня 27481 тенге (или 187 долл. США).

3. Увеличены размеры государственных социальных пособий по инвалидности, по потере кормильца и по возрасту – в 1,5 раза.

4. Увеличены социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, которые в 2009 году составили 44,8 тенге, или 305,7 млн. долларов США.

5. Создана и развивается национальная система поддержка семей с детьми:

- с 1 января 2008 года с введением двух дополнительных видов социального страхования работающим женщинам осуществляются социальные выплаты на случай беременности и родов в размере среднемесячной заработной платы за все дни отпуска, а по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года – в размере 40% от среднемесячной заработной платы;

- с 2008 года – в два раза возросли размеры ежемесячного пособия на рождение ребенка (35040 тенге, или 239 долл. США), а ежемесячные пособия по уходу за ребенком –в 1,6 раза (в среднем 6716 тенге, или 96 долл. США);

- с 1 января 2010 года в 1,7 раза увеличились единовременное пособие на рождение четвертого ребенка и последующих детей, а также размер специального государственного пособия для многодетных матерей.

6. В 2008г. Принят Закон Республики Казахстан «О специальных социальных услугах», предусматривающий создание комплексной системы социального обслуживания лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержден стандарт оказания услуг детей и взрослых с психоневрологическими патологиями. На реализацию данного закона предусмотрено выделить более 30-ти млрд тенге (или 204,5 долл. США).

7. В условиях монетизации ранее предусмотренных льгот более 1,2 млн человек получают специальные государственные пособия, в размерах до 21195 тыс. тенге (или 144,5 долл. США) в зависимости от законодательно определенного статуса той или иной категории получателей.

Если рассмотрим социальное обеспечение на европейском и американском континенте, то заметим, что развитие системы социального обеспечения на европейском континенте имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи и, соответственно, слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. Характерной чертой американских переселенцев была опора на собственные силы. /21/ Для разных государств характерны значительные различия в ставках обязательных платежей на социальное, пенсионное и медицинское страхование, в способе взимания таких платежей и в распределении налоговой нагрузки между работниками и работодателями (Таблица-1):

Таблица – 1 Налоговая ставка взимаемая с работодателя и с работника на европейском и американском континенте.

Страна Налоговая ставка, в %:
Взимаемая с работодателя Взимаемая с работника
США 7,65 7,65
Германия 9,3 9,3
Великобритания 12,2  
Бельгия   13,07
Швеция 32,92  
Венгрия   1,5

 

Самым старым и распространенным типом пособий в мире является пособие по возмещению ущерба в следствие несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний. Примерно две трети стран, где предоставляются пособия по производственному травматизму, используют для этих целей органы государственного аппарата. В США, например, работодатель должен страховать своих работников. В некоторых странах договора по найму заключаются только в частных страховых компаниях, т.к. государственных организаций подобного рода не существует.

В развивающихся странах социальная защита и социальное страхование развиваются постепенно. На первых этапах развития большая часть населения продолжает жить в экономическом укладе, подверженном влиянию семейных отношений и товарообмена. В подобных случаях социальным обеспечением в первую очередь охватываются работающие в государственных учреждениях, которые получают гарантии страхования по старости.

В области страхования по болезни в большинстве стран медицинские услуги и денежные пособия находятся в ведении одной и той же ветви социального обеспечения. Однако в Великобритании Национальная служба здравоохранения обеспечивает медицинское обслуживание всего населения, а денежными пособиями ведает отдельная служба. Такое разделение функций имеет место в странах, где существует государственная система здравоохранения.

Действующая система социального страхования в США является очень гибкой, хотя и весьма сложной. Ее характерная особенность - децентрализация. Она состоит из различных социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативностью учитывать потребности в социальной помощи конкретного региона.

На уровне штатов США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Законодательством установлена ответственность предпринимателей за увечье, нанесенное рабочему на производстве, определен уровень возмещения и продолжительность выплат по временной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастного случая на производстве.

В настоящее время в США программы медицинского страхования и вспомоществования охватывают примерно 50 млн. человек. Параллельно существуют частные системы социального страхования, которые дополняют государственную и которые с помощью определенных механизмов регулируются государством.

Франция переживает реформу социального обеспечения и социального страхования. Главная цель реформы – расширить спектр услуг социального страхования.

Финансирование страховых выплат осуществляется, как правило, за счет страховых взносов работающих по найму и работодателей, величина которых рассчитывается от заработной платы или от налога. Страховые взносы являются единственным видом обложения работающих по найму. Поступления по страхованию от производственного травматизма также обеспечиваются исключительно за счет работодателей.

Одной из проблем реформы социального страхования во Франции является убеждение работодателей в том, что улучшение условий труда и обеспечение техники безопасности на предприятиях - залог сокращения производственного травматизма, и, следовательно, сокращения финансовых затрат предприятия.

Уровень пенсий по старости в среднем по Франции общего режима страхования работающим по найму представляется недостаточным, в частности из-за установления верхнего предела заработной платы. В настоящее время в стране проводится реформа финансирования в оказании помощи молодым и многочисленным семьям, которая в предыдущие годы была не столь развита.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.009 с.)