В Юридической литературе бюджеты принято рассматривать в трёх аспектах: материальном, экономическом и правовом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В Юридической литературе бюджеты принято рассматривать в трёх аспектах: материальном, экономическом и правовом.



В последние годы наряду с трехсторонним исследованием государственных и муниципальных бюджетов отдельные авторы стали находить политический, социальный, организационный, расчетный и иные стороны их проявления. Однако в конечном счёте все эти дополнительные аспекты не являются самостоятельными, а представляют собой отдельные проявления правового аспекта.

 

1. К признакам бюджета как экономической категории следует отнести такие характеристики как:

 

- исключительно денежную форму отношений, как опосредованное движение финансовых ресурсов государства;[2]

- участие государства как хозяйствующего субъекта через свои общественно-территориальные и организационно-властные структуры в распределении и перераспределении национального дохода для создания централизованных фондов и обеспечения финансовой базы общественно-территориальных образований;

- особую роль бюджетно-денежных отношений в финансовой системе государства, в его фискально-распределительном механизме и в формировании бюджетно-налогового федерализма, базирующихся на объективных экономических законах и закономерностях;

- ведущую роль контроля бюджетным рублем над процессом производства и реализации продукции, работ, услуг с целью централизации государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Таким образом, бюджет в экономическом понимании представляет собой особую группу денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью организации финансовой системы государства и формирования, распределения и расходования в ней централизованных фондов общего потребления.

 

2. Материальная характеристика государственного, муниципального бюджета как особого фонда денежных средств обусловлена такими качествами как:

 

- ведущая роль данного фонда по отношению ко всем другим денежным фондам государства или муниципального образования. Определение бюджета основным фондом связано с концентрацией в нем большей части доходных источников и охватом практически всех направлений расходов;

- централизация бюджета как фонда денежных средств на общие нужды и потребности каждого государственного и муниципального образования. Это отличие от других фондов проявляется в отсутствии строго целевой направленности доходных поступлений и общего (совокупного) покрытия расходов. Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой бюджетных доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 35 БК РФ);

- самостоятельность каждого бюджета в бюджетной фондовой системе. Главное качество этого признака заключается в наличии собственных источников доходов бюджета для каждого уровня бюджетной системы. Ныне это законодательное закрепление налоговых, неналоговых доходов и финансовой помощи для их сбалансирования, самостоятельное определение направлений расходов (расходных обязательств);

- характер собственности бюджета, как составной части казны каждого государственного и муниципального образования. Всякий бюджет является собственностью либо Российской Федерации (федеральный бюджет), либо субъекта федерации (региональный бюджет), либо муниципального образования (местный бюджет). В соответствии с Конституцией РФ (ст. 8) все виды собственности признаются и защищаются равным образом. Согласно ГК РФ (ст. 214), средства соответствующего бюджета составляют государственную казну России, республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Средства местного бюджета составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (ст. 215 ГК РФ).

Таким образом, материальную сущность бюджета можно определить следующим образом. Бюджет есть основной, самостоятельный и централизованный на общие потребности государственного или муниципального образования фонд денежных средств, составляющий денежную основу государственной или муниципальной казны и используемый для финансового обеспечения расходных обязательств государства в целом, его регионов или муниципальных образований.

 

3. Политико-правовые (публичные) качества бюджета обусловлены следующими особенностями:

 

- практически все бюджетные отношения подвергнуты строгой правовой регламентации и в основном на законодательном уровне. Конституция РФ для обеспечения бюджетно-финансового федерализма выделяет три уровня бюджетов, относя к исключительному ведению Российской Федерации вопросы федерального бюджета, федеральных налогов и федеральных фондов регионального развития (ст.71 п. "з"). Полнота решения вопросов по региональному бюджету предоставлена субъектам федерации (ст. 73), а по муниципальным образованиям право самостоятельного формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов дано органам местного самоуправления (ст.132). Важность бюджетного законодательства, согласно Конституции РФ, подчеркивается тем, что все законы по бюджетно-финансовым вопросам подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106), причем по этим законопроектам обязательно заключение Правительства РФ (ст. 104). Вопросы бюджетной компетенции, бюджетного устройства, бюджетного процесса и ответственности за нарушение бюджетного законодательства регламентированы в Бюджетном кодексе РФ. В законодательстве субъектов федерации, нормативно-правовых актах местного самоуправления бюджетные вопросы решаются в пределах установленных БК РФ;

- правовая форма бюджетного плана текущего года. Федеральный бюджет (все уровни государственных внебюджетных фондов), региональные и местные бюджеты предстоящего финансового года разрабатываются и утверждаются в форме акта высшей (после конституций и уставов) юридической силы государственного или муниципального образования;

- законодательное установление материального понимания бюджета как фонда денежных средств (ст. 6 БК РФ), а также нормативно-правовое определение его структуры по доходам, расходам и сбалансированности;

- законодательное разделение бюджетных правоотношений на две группы, среди которых четко проявляются материальные и процессуальные отношения. Материальные отношения, которые возникают в результате бюджетной деятельности по формированию доходов, осуществлению расходов и заимствований для всех фондов бюджетной системы. Процессуальные правоотношения, формируются в сфере бюджетного планирования, исполнения бюджета и отчетности по нему (ст. 1 БК РФ).

Таким образом, бюджет, как правовая катерория - это рассчитанный на текущий год и плановый период финансовый план по формированию и расходованию централизованного фонда денежных средств, принятый в форме федерального, регионального закона или решения представительного органа местного самоуправления и предназначенный для исполнения расходных обязательств соответствующего государственного или муниципального образования.

 

Объединив рассмотренные три основные подхода к сущности бюджета, можно дать следующее общее его понятие: совокупность урегулированных правом отношений по аккумуляции, распределению и расходованию централизованного на общие потребности фонда денежных средств, необходимого для выполнения задач и функций государственного или муниципального образования.

 

Консолидированный бюджет. Ст. 6 БК определяет консолидированный бюджет как свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;

Так, согласно ст. 13, 14, 15 БК РФ в качестве консолидированных выделяют: бюджет РФ, бюджет субъекта РФ, бюджет муниципального района. Консолидированный бюджет используется для расчета и анализа.

 

Бюджетное устройство РФ. Бюджетная система РФ, ее структура.

 

Федеральный бюджет, его место и роль в бюджетной системе. Региональные и местные бюджеты. Значение консолидированных бюджетов

 

Бюджетное устройство – определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 1. Конституции РФ, Российская Федерация есть демократическая федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ.

Бюджетное устройство определялось законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г. и Бюджетным Кодексом РФ, как организация бюджетной системы и принципы ее построения.

 

 

Бюджетная система РФ, ее структура

 

Ст.6 БК определяет бюджетную систему Российской Федерации - основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.008 с.)