Общее понятие о хозяйственном учете и его сущности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о хозяйственном учете и его сущности



Общее понятие о хозяйственном учете и его сущности

Управление экономикой предприят. баз-ся на информации. В зависимости от ф-й управлен. различ. информ.: плановую, нормативную, учетную, аналитическую. Учетная информация хар-т фактич. состояние хоз. деятельности. Она возник. и передается в системе хоз. учета.

Хоз. учет - сложная система наблюдения,измерения, регистрации, обработки и передачи инф. о хоз. деятельности, необход. для управления общественным произв-м на всех уровнях.

Гл.цель учета – формиров. качественной и своевременной инф. о хоз. и фин. деятельности организации, необход. для управления в условиях рыноч. эк-ки.

Одна из конечных целей учета- составление отчетности, кот. явл. источником инф. о хоз. деятельности организации за опред. период времени.

Виды хозяйственного учета

1. Статистический -система сбора, накопления и обобщения данных о состоянии и динамике произв-х и соц. процессов.

2. Бухгалтерский - система непрерыв-го и сплошного докумен-го отражения инф. о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в ден. выражении на счетах БУ в соот-и с законадат-м РБ.

В БУ выдел.:налоговый, управленческий, финансовый.

Управленч учет – это сис-ма сборов и обощения инф-ции о составе и динамике затрат орг-ции на выпуск прод-ции, выполн работ и оказания услуг.

Финанс учет – это сис-ма сборов, регистр и обобщ инф-ции об имуществе и обяз-вах орг-ции.

Налоговый учет – сис-ма обощений инф-ции для учета объектов налогооблажения и определ налоговой базы по налогам и базам на основе данных первичн документов, котор сгруппир в соотв с порядком, предусмотр налоговым кодексом РБ.

3. Оперативный -система текущего наблюдения и контроля за отдельн. фактами, хоз. операциями и процессами с целью управл. ими при их совершен-ии.

 

2.Задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования

Осн. задачи:

1.формиров. полной и достоверной иформации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходов и понесенных расходов.

2.обеспечение при совершении орган-ей хоз. операций внутр. и внешн. пользователей своевремен. инфор. о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании матер., труд. и фин. ресурсов в соотв. с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3.предотвращение отрицательных результатов хоз.деятельности организации и выявление резервов ее фин. устойчивости.

Требования:

1.объективность учетной информации

2.своевременность получения инфор.

3.единообразное построение учетных показателей

4.полнота инфор.

5.ясность и доступность учета

6.рациональность и экономичность

Измерители, применяемые в хозяйственном учете

Для осущ. управл. орган-ей нужны колич. и качеств. показатели ее деятельности. При помощи колич.показ-й определ-т объем выполнения операций и процессов. Качествен. хар-т экон. эф-ть этих операций и процессов(рентаб-ть, ПТ)

Для количеств отражения и качеств хар-ки хоз-ных средств выдел-т: натур.,трудов.,денежн. измерители.

Натуральн. исп-ся для отражения однородных объектов в натуре и выраж-ся счетом,весом,мерой.

Трудов. прим-ся для учета затрат труда и выраж-ся кол-м затраченного рабочего времени.

Денежн. явл. обобщающими,т.к. позволяют объединять и исчислять в едином измерении хоз. средства и процессы, выраженные в различ. измерителях.

 

Предмет БУ.

Предметом хоз.учета выступает процесс расширенного воспроизводства вкл. 4 стадии:

-Производство; Распределение; Обмен; Потребление

Предмет БУ охватывает определенную часть процесса воспроизводства, в общих чертах предметом БУ явл. хоз. деятельность.

В более конкретном виде предмет БУ состоит из разнообразных объектов хоз. деятельности, кот. объеденены в 2 группы:

1) Объекты обеспечивающие хоз. деят-ть (хоз. средства и их источники)

2) Объекты сост. хоз. деятельность предприятия (хоз. процессы и результаты хоз. деятельности).

Предметом БУ явл. имущество организации, находящееся в виде средств и обязательств. Движение этого имущества по средствам хоз. операций, происходит в сферах снабжения производства и реализации продукции, а также результаты деятельности организации.

Объекты БУ – производственные и финансовые средства, кот. располагает данная организация, ее юрид. отношения с другими организациями, а также те хоз. операции в результате кот. эти средства и отношения изменяются.

Объекты БУ:

- Хоз.средства (производственные, финансовые и юрид.отношения между организациями):

А) хоз средства по составу и размещению

Б) источники формирования хоз-ных средств

-Хоз.процессы (совокупность хоз.операций, кот.отражают содержание хоз.деятельности организации):

А) процесс заготовления

Б) процесс произ-ва

В) процесс реализации

По составу:

- Внеоборотные (основные средства, нематер активы, долгосрочн финанс влож-я, влож-я во внеоборот активы)

-Оборотные средства участвуют в одном обороте(материалы, готов прод, незаверш пр-во, денежн ср-ва)

По размещению:

- Сфера производства:1.ср-ва труда (ос, немат. активы); 2. предметы труда (материалы)

-Сфера обращения: 1. ср-ва обращения (ос,немат. активы); 2. денежные средства (валютные счета, ср-ва в кассах, на рассч счете, на спец счете) 3. предметы обращения (готов прод-ция, товары отгруж-ые, товар для реализ) 4. ср-ва расчета(дебиторская зад-ть, расчеты с подоотч лицами)

-Непроизводственная сфера: 1. предметы непроизводственной сферы

По источникам формирования: Собственные: 1. фонды (уставной, резервный) 2. резервы (предстоящих расходов) 3. прибыль 4. целевое финансирование. Заемные: 1. кредиты банкам 2. кредиторская зад-ть 3. Обяз-ва по распредел обществен прод-та.

 

4. Общая характеристика методов БУ.

Метод БУ учета представляет собой сов-ть способов и приемов, при помощи кот. объекты учета непрерывно обобщ.в денежной оценке по качественно однородным признакам с целью получения и использования инфо-ции в управлении звеньями экономики.

В хоз. учете используются след. приемы: 1. Наблюдение 2. Измерение 3. Регистрация 4. Обобщение

Основные приемы БУ учета:

-Прием первичного наблюдения (документация, инвентаризация)

-Прием стоимостного измерения (оценка и калькуляция)

-Прием группировки и регистрация инфо-ции (счета БУ и двойная запись)

-Прием полного обобщения и соизмерения инфо-ции (отчетность и баланс)

Правдивость

Условиями правдивости явл-ся обоснован. показателей документами, бух расчётами, записями на бу счетах, инвентаризацией.

2)Реальность (под реальностью поним-ся соотв-вие оценок его статей объективной действительности). 3)Единство (заключ в построении его на единых приципах учёта и оценки).

4)Приемственность баланса (каждый последующ вытекает из предыдущ баланса. Остатки текущего перех на нач следующего ).

5)Ясность (доступность для всех читающих лиц ).

Bлияние на бухг баланс

В течен отчётн периода в орг-ции соверш-ся больш кол-во хозяйств-х операций,кот оказыв-т влияние на изменение остатков хоз средств и их источников. По хар-ру этих изменений хоз-ные операции подразд-т на 4 типа:

1 Операции, в рез-те которых приводят-ся в движение только хоз средства имеющиеся в орг-ции, при этом происх увеличение одних средств и уменьшение др средств на одну и туже сумму, происх измен-е внутри актива баланса.Итог баланса ост-ся неизменным.

2 Относят оперции в рез-те котор-х происх движение источников формирования хозяйств-х средств, при этом одна статья пассив увеличив-ся, а др уменьшается. Итог остаётся неизменным.

3 Операции в рез-те котор происх увеличение хоз средств и их источников формир-ния. Итог баланса увеличив-ся.

4 Оперц в рез-те которых происх изменение в сторону уменьшения хоз средств и источников формирования. Итог баланса уменьшается.

 

План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению

План счетов представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, опред-щий построение всей сис-мы БУ. В РБ прим-ся несколько разновидностей планов счетов:

1) для коммерческих орг-ций;

2) для бюджетных учреждений;

3) для банковской сис-мы;

4) для учета исполнения бюджета финансовых орг-ций.

Для коммерч орг-ций прим-ся типовой план счетов БУ, утвержд постановл мин финансов РБ от 30.05.2003 г и введенный в действие 1.01.2004 г.

Типовой план счетов состоит из 99 синтетич счетов, сгруппир по экономич содерж-ю в 8 разделах и имеющ дополнит раздел «Забалансовые счета».

1-ый раздел включ счета, связан с учетом основн средств и др долгосрочн вложений.

2-ой раздел включ счета, по которым ведется учет предметов труда.

3-й раздел включ счета, по которым отраж-ся затраты на произ-во, хар-щие процесс произ-ва.

4-й раздел включ счета, по котор ведется учет готовой прод-циии расходы, связан с реализацией.

В 5-м разделе отраж счета на котор учит-ся денежн средства.

В 6-м разделе отраж счета с помощ котор осущ-ся расчеты с поставщ, покуп-ми, банками, рабочими, бюджетом и т.д.

В 7-м разделе отраж счета собствен источников формир-ния хоз-ных средств.

В 8-м разделе отраж счета по реализации прод-ции, основных средств, мат-х ценностей и др активов, различн внереализ доходы и расходы, а также финанс рез-ты.

Инструкция по примен типового плана счетов устанавл единые подходы к осуществл ведения учета и отраж однородных фактов хоз-ной деят-ти на счетах БУ. В инструкции привод-ся краткая хар-ка синтетич счетов и субсчетов, раскр-ся их стр-ра и назначение, экономич содерж-ие обобщ на них факторов. Порядок учета наиб распростр хоз-ных и финанс операций, а также дана корреспонд счетов с др счетами БУ.

 

10. Принципы классификации счетов.

В процессе хозяйственной деятельности совершаются множество хозяйственных операций. Они должны систематизировано отражаться на счетах бухгалтерского, поэтому в бухгалтерском учете используется большое количество счетов.

Для правильного применения счетов существует их классификация. Она позволяет установить, какая информация может быть сформирована на отдельных счетах по тем или иным объектам. Счета бухгалтерского учета группируются по след-щим признакам:

1. по экономичес содержанию счета

2. по назначению и структуре (по учетно-технологич функ-м).

3. по принадлежн имущ-ва и обязат-в (балансовый и забалансовый)

4. по отношению к сторонам баланса (активные, пассивные, активно-пассивные)

5. по степени детализации данных (аналитические, синтетические, субсчета)

С точки зрения методологии класс-ция помогает разраб счетные планы на общегосуд уровне и рабочие планы счетов на уровне орг-ции. С практич точки зрения, классиф позвол максим точно определ назнач каждого счета, его корреспонд с др счетами и установить на каких счетах должны отраж-ся те или иные объекты БУ.

 

Понятие о регистрах БУ

Учетными регистрами наз. спец таблицы для отраж-я в них спец-х операций, зафиксир-х в первичн док-тах. Они служат не только для группировки однородных по своему экономич. соединению операций, но и обеспечивают контроль за сохранностью документов. Учетные регистры классифицируются:

1) по внешней форме на

1.бух. книги 2.карточки 3.ведомости (свободные листы)

Бух. книги используются для записи хоз. операций по синтетич. и аналитич. счетам в начале года. Карточки – это свободные, нескрепленные м-у собой листы бумаги или картона. Ведомости – это отдельные листы или несколько скрепленных листов; от карточек ведомости отличаются размером(расчетно-платежная ведомость по з\п, журналы - ордера); 2) по назначению и объему инф-ции (синтетические, аналитические, комплексные); 3) по видам учетных записей (хронологические, систематические, комбинированные);

4) по строению (односторонние, двухсторонние, многографные); 5) по материальной основе (бумажные, безбумажные)

Запись хоз-ных операций в регистрах наз-ся разноской операций. Разноску произв на основ предоставл корреспонд-цией счетов на док-те. Сущ-т определ способы учетных записей котро класс-ся по след признакам: 1) по хар-ру записи (униграфические (одинарн), диграфические); 2) по систематизации (хронологические, систематические, комбинир-ые); 3) по изображ-ю (в виде формулы, в виде схемы, в виде матрицы); 4) по числу экземпляров (простые, копировальные); 5) по способу выполнения (ручные, машинные)

Хранение учетных регистров

После составления бухгалтерской отчетности первичные документы передаются на хранение. В соответствии с Положением о документах и записях в учете бухгалтерский архив организуется в специальном помещении или в закрытых шкафах. В текущем архиве хранятся документы за текущий год, поскольку они нужны для различного рода справок. В начале года документы за прошлый год передаются в постоянный архив организации. Время хранения документов определено специальным перечнем, в котором по конкретным видам документов установлены сроки хранения.

Учет амортизации нематериальных активов (НА)

Величина аммотизации по НА начисл-ся ежемесячно по нормам, расч-ся исходя из их первонач. стоимости и срока полезного использования.

Нормативный срок службы и срок полезного использования опр-ся исходя из времени использования, устан-го патентами, лицензиями и т.д.

При невозможном определении нормативного срока службы НА нормы амортизационного отчисления опр-ся по решению комиссии:

1.посредством индивид-ми участн. гражд. оборота тов. и услуг на срок до 40 лет, но не более срока деят-сти организации

2.по иным объектам:

- права на объекты промышл. собств-сти

-промышл. образцы

-секреты произв-ва

-изобр-ия и т.д. на срок до 20 лет

3.по др. объектам НА на срок до 10 лет

По НА, стоимость к-рых не превышает 2-х базовых величин, амортизация м-т начисл-ся в момент оприходования в размере 100 %-ой стоимости.

Для синтетического учета амортизация НА предполагает пассивный 05 счет «Аммортизация НА».

Начисление амортизации произв-ся ежемесячно с включением ее в затраты произв-ва в завис-сти от назначения использования объекта (Дт 08,20,23,25,26,29,44 и Кт 05)

Аналитический учет амортизации НА ведется по их видам и отдельным объектам.

На сумму амортизационных отчислений созд-ся амортизационный фонд,к-рый отражается записью Д-013. При исп-ии амортизационного фонда запись след.-К-013.

При НА, не использованных в предпр-ой деят-сти, начисление амортизации отраж-ся записью Дт 91, Кт 05

Учет выбытия нематер-х активов (НА)

Выбытие объектов НА осущ-ся в случае: 1)реализации; 2)безвозмездной передачи; 3)внесение в качестве вклада в УФ др. орг-ции; 4)списание по истеч нормативн срока службы или срока его полезного исп-ния; 5)при выявлении недостачи.

При реализации НА на первонач стоим-ть этих объектов сост-ся запись Д91К04 и одновременно 1)на сумму начисл амортиз Д05К04; 2)на сумму выручки, поступивш от реализации НА Д51К91; 3)рез-т от реализ НА Д91К99; 4)на сумму получ-го убытка Д99К91.

Безвозмездная передача предусматр уступку имуществ прав, сопровожд сменой правооблад-ля и отражз-ся в БУ записью Д92К04 и одноврем на сумму начисл ранее амортизации Д05К04.

Внесение в кач-ве вклада в УФ др орг-ции предусматр передачу имуществ прав и сопровожд-ся сменой правооблад-ля. В БУ отраж-ся записями: 1)по остаточн стоим-ти (Д58К04); 2)на сумму ранее начисл амортизации (Д05К04); 3)на разницу между договорной стоим-ю и балансовой стоим-ю имуществ прав (Д58К91).

Списание НА по истечении нормативн срока службы или срока полезн исп-ния произв-ся на осн-нии акта на списании и отраж-ся записью Д05К04 по первон стоим-ти.

Н:а сумму выявлен недостачи сост-ся запись Д94К04. Если выявлено виновное лицо Д92К94.

Учет прямых затрат.

Прямыми считаются затраты, которые связаны с производст­вом конкретного вида продукции (работ, услуг) и могут быть отне­сены на их себестоимость непосредственно по данным первичных документов.

К таким затратам относятся: расход сырья и материалов, комплектующих изделий и покупных полуфабрикатов, топлива, пара, электроэнергии для технологических целей, заработная плата производственных рабочих, начисления на зарплату производственных рабочих.

Отпуск материальных ценностей осуществляется на основании первичных документовПодразделения ежемесячно составляют отчеты о расходе материалов на производство по каждому их виду. В отчетах фактический расход материалов на отдельные изделия (заказы) целесообразно показывать по нормам и отклонениям от норм с указанием причин и виновников.

Списание материальных ценностей производится след-ей корреспонденцией Д20К10,16

Важнейшим элементом себестоимости продукции (работ, услуг) является заработная плата. Она может быть представлена двумя статьями калькуляции "Основная заработная плата производственных рабочих" и "Дополнительная заработная плата производственных рабочих".

Основная заработная плата включается в себестоимость соответствующих видов продукции прямым либо косвенным путем. В организациях применяют различные способы распределения зарплаты: нормативный, пропорционально прямой заработной плате рабочих-сдельщиков; пропорционально весу переработанных сырья, материалов и полуфабрикатов; пропорционально коэффициентам трудоемкости и др. Способы распределения заработной платы регламентируются отраслевыми методическими рекомендациями.Составляется след корреспонденц счетов Д20К70

Дополнительная заработная плата, как правило, относится на отдельные виды изделий пропорционально основной.(Д20К96)

Отчисления в ФСЗН включают в себестоимость продукции прямым либо косвенным путем пропорционально затратам на оплату труда производственных рабочих.(Д20К69)

Учет косвенных расходов

Общепроизвод и общехоз расходы образуют группу расходов по обслуживанию и управлению. Их относят к косвенным расходам. Под о бщепроизвод-ными понимают расходы на управление, орг-цию и обслуж цеха. К статье «Общепроизвод расходы» относятся: затраты на содерж и эксплуатац машин и оборудования; амортиз отчисления на полное восстановлен и затраты на ремонт ОС производ-ного назначения; расходы по страхованию производ-ного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений; аренда плата за производственные помещения, машины и оборудование, другие арендные средства, используемые в производстве; оплата труда производственного персонала, занятого обслуживанием пр-ва; др. аналогичные по назначению расходы. Синтетический учет общепроизводственных расходов ведется на активном собирательно-распред-ном счете 25 «Общепроизв-ные расходы». Этот счет дебетуется на суммы фактич расходов с К 10,70,69,76,60,71 и др. По окончании месяца счет 25 закрывается. Вся сумма расходов спис-ся по назначения в дебет соответ счетов. Сост-ся запись: Д-т 20, 23, 28, 97 и К-т 25.

Общепроизвод расходы распредел м/у отдельн видами пр-ции пропорц: 1)Осн з/п производ рабочих (без прогрессивно-премиальных доплат);2)Массе или стоимости израсходованных мат-лов;3)Осн затратам на обработку (без стоимости материалов), (по переделу – в химической промышленности). При бесцеховой структуре управления отпадает необходимость ведения счета 25. Общие расходы производственных участков присоединяются к общехоз расходам и учит-ся в их составе. Под общехоз понимают расходы, связанные с управл, организацией и обслуживанием производства по предприятию в целом, но эти расходы не связаны непосредственно с производственным процессом. К статье «Общехоз расходы» относ след. затраты: 1)административно-управленч расходы; 2)содержание общехоз-ного персонала, не связанного с производ-ным процессом; 3)амортиз отчисления на полное восстановление и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;4)арендная плата за помещения общехоз назначения; 5)расходы по оплате информ, аудиторских и консультационных услуг;6)командир-ные и представительские расходы; 7)др. аналогичные по назначению расходы.Синтетич учет общехоз расходов ведется на собирательно-распред-ном счете 26 «Общехоз расходы», кот корреспондир по кредиту в основном с теми же счетами, что и 25.

 

Учёт прибылей и убытков.

Счет 99 "Прибыли и убытки" предназначен для обобщения инф-ии о формировании конечного финн-го рез-та деят-ти организации в отчетном году. Конечный финн-ый рез-т (чистая прибыль или чистый убы­ток) определяется как сумма финансового результата от видов деятель­ности, а также от операционных и внереализационных доходов за вычетом расходов. По дебету счета 99 "Прибыли и убытки" отражаются (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) орг-ии тавление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финн-ый результат отчетного периода. На счете 99 "Прибыли и убытки" в течение отчетного года отражаются: 1) прибыль или убыток от основных видов деятельности — в корреспонденции с дебетом (или кредитом) счета 90 "Реализация"; 2) сальдо опер-ых доходов и расходов за отчетный месяц - корреспонденции с дебетом (или кредитом) счета 91 " Опер-ые доходы и расходы"; 3) сальдо внереализационных доходов и расходов за отчетный месяц - в корреспонденции с дебетом (или кредитом) счета 92 "Внер-ые доходы и расходы"; 4) начисленные налоги и сборы из прибыли: налог на прибыль, налог на недвижимость и иные налоги и сборы из прибыли, исчисленные в соответствии с законодательством, а также суммы причитающихся санкций и пени (за исключением санкций и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение хоз-ых договоров) - в корр-ции с кредитом счетов 68 "Расчеты по налогам и сборам» и 69 "Расчеты по соц-му страх-нию и обесп-ю";. По окончании отчетного года при составлении годовой бух. отчетности счет 99 закрывается. При этом заключ-ой записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчётного года отражается по дебету (кредиту) счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту (дебету) счета 84 "Нераспр-ая прибыль (непокрытый убыток)». Построение аналитического учета по счету 99 "Прибыли и убытки» должно обесп-ть форм-ие данных, необх-х для составления отчета о прибылях и убытках. Счет 99 "Прибыли и убытки" корр-т: по дебету с кредитом счетов

Расчеты по налогам и сборам

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

84 Нераспределенная прибыль

(непокрытый убыток)

90 Реализация

91Операционные доходы и расхода

92 Внереализационные доходы и расходы

по кредиту с дебетом счетов

84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

90 Реализация

91 Операционные доходы и расходы

92 Внереализационные доходы и расходы

 

Учет кассовых операций

К кассовым операциям относятся операции по получению и расходованию наличных денег организаций. Организации независимо от формы собственности могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов. Лимиты остатка наличных денег банки устанавливают ежегодно по согласованию с руководителями этих организаций. Наличные деньги в кассу поступают из учреждений банка, от реализации продукции, товаров, работ, услуг и др.Прием наличных денег оформляется приходным кассовым ордером (формы № КО-1), заполняемым в одном экземпляре. Сдача денег в банк, выдача зарплаты, на командировочные и хозяйственные расходы, материальной помощи, депонированной зарплаты и т.д. оформляется расходным кассовым ордером, выписываемым в одном экземпляре за подписью директора, главного бухгалтера. В нем указывается: кому, на какие цели, и какая сумма выдана.

Все приходные и расходные кассовые ордера и приравненные к ним документы регистрируются в журнале регистрации кассовых ордеров по форме № КО-3. Чтобы дважды не было выдачи денежных средств по одному и тому же док-ту, кассовые ордера погашаются штампом «оплачено». Для учета кассовых операций ведется одна кассовая книга формы № КО-4 для учета рублей и отдельные книги для учета валюты.

Бухгалтерский учет наличных денег ведется на активном счете 50 «Касса». Поступление денег в кассу записывается по дебету, а выданные деньги — по кредиту счета. Сальдо может быть только дебетовое или равное нулю, если в кассе совсем не осталось денег. Аналитическими данными служат кассовая книга.

При поступлении денег в кассу производятся след записи по счетам: поступление выручки от реализации продукции, Д50 и К90; поступление денег в кассу, полученных с расчетного счета, валютного счета - Д 50 и К 51, 52; возврат подотчетными лицами неиспользованных сумм или перерасхода средств по командировкам – Д 50 и К71; поступление штрафов и других внереализационных доходов - Д-50 и К92. На выдачу наличных денег из кассы предприятия записи по счетам следующие: сдача денег на расчетный счет, валютный счет - Д51, 52 и К50; выдача заработной платы, премий, пособий - Д70 и К 50; выдача материальной помощи за счет фонда потребления - Д84 и К 50; недостача денег в кассе, выявленная при инвентаризации - Д 94 и К 50.

 

Учет кредитов банков

Многие предпр-я пользуются кредитами банка для пополнения производствен. запасов,при трудностях с реализ. продукции, для капит. строит-ва,экспортно-импортн. операций и т.д. Кредиты на текущую хозяйствен. деят-ть выдают на срок не более года.(краткосрочн. кредит).Кредиты на капиталовложения выдаются на срок более 1 года (долгосрочн. кредит).

1.Зачисление кредита на расч. и валютный счета: Д51,52 К66,67

2.Оплата счетов постав-в и подрядч-в: Д60 К66,67

3.Расчёты по внебюджетным платежам, платежам в бюджет(налоги),задолжен-ти в ФСЗН: Д 68,69 К 66,67

4.Получ-е кредитов в кассу для последующей выдачи займов: Д50К51

5.Получ-е кредита раб-ми для оплаты товаров, купленных в кредит: Д73К51

6.Получение предпр-м кредитов банков для выдачи займов своим раб-кам: Д51К93

7.Выдача из кассы суммы кредитов раб-кам: Д73К50

Учет полученных займов

Предприятия могут получать краткосрочные и долгосрочные займы путем выпуска и продажи акций трудового коллектива, акций и облигаций предприятия, а также под векселя и другие обязательства.Для учета по получению и погашению займов в бухгалтерии используются субсчета 66/2 «расчет по краткосрочным займам» и 67/2 «расчеты по долгосрочным займам» На субсчете 66/2 аккумулируется информация о состоянии расчетов по краткосрочным займам, привлеченным на срок до 1 года.Операции по поступлению и возврату займов и банковских кредитов отражаются по единому принципу.Краткосрочные займы, привлеченные путем выпуска и размещения облигаций, отражаются в бухгалтерии следующей записью:Д51 (52 «валютные счета», 55 «Спец. счета в банках») и К66/2,К98(на сумму превышения номинальной стоимости) – если облигации размещены по цене выше номинальной стоимости.

Сумма отнесенная на счет 98, списывается равномерно в течение срока обращения облигаций в доходы отчетного периода (года) бухгалтерской записью: Д98К92(внереализационные доходы и расходы)

Если облигации размещаются по цене ниже номинальной стоимости, то поступление денежных средств по цене реализации отражается приведенной записью: Д92К66/2. Суммы процентов к уплате, причитающихся в течение срока действия оговора займа, подлежат отражению в составе внереализационных расходов и отражаются бухгалтерской записью: Д91(операционные доходы и расходы)К66/2. Такой же бухгалтерской записью отражаются штрафные санкции, которые могут быть применены к заемщику за нарушение условий займа и так же подлежит отражению в составе внереализационных расходов.

Перечисление процентов отражается по дебету 66/2 в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Учёт уставного капитала

Уставный фонд (капитал) организации — это сумма средств, вложенных в ее имущес-тво собственниками (учредителями, участниками).

Величина уставного фонда (капитала) определяется по договоренности между учредителями, фиксируется в учредительных документах и регистрируется в соответствующих органах. Вклады в уставный фонд могут вноситься: 1)в виде денежных средств. 2)в виде неденежных средств (вклады имуществом): основных средств, нематериальных активов, сырья и материалов, товаров, ценных бумаг.

Учет уставного фонда (капитала) ведется на пассивном счете 80 "Уставный фонд". Операции, связанные с созданием и увеличением уставного фонда (капитала), отражаются по кредиту данного счета, а с уменьшением — по дебету. Сальдо по счету 80 должно соответствовать величине уставного фонда (капитала), зафиксированного в учредительных документах организации, так как записи дебетовых и кредитовых оборотов по данному счету производятся лишь после регистрации и перерегистрации уставного фонда (капитала) в установленном порядке. В акционерных обществах к счету 80 могут быть открыты субсчета: " Простые акции", "Привилегированные акции " и др.

Аналитический учет уставного фонда ведется по каждому учредителю и по каждой операции, изменяющей уставный фонд.

На сумму уставного фонда (капитала), зафиксированного в учредительных документах при создании организации, в учете делается запись - Д-т 75 субсчет 1 «Расчеты по вкладам вустав­ный фонд»иК-т 80. Фактическое поступление вкладов учредителей отража­ется следующими записями: на сумму вкладов учредителей в де­нежном выражении– Д-т 51,50и К -т 75, субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) фонд»; на стоимость внесенных в счет вкладов зданий, сооружений, машин и иного имущества, от­носящегося к основным средствам Д-т 08и К-т75, субсчет 1 «Расчеты по вкладам в устав­ный(складочный) фонд»; на сумму вкладов учредителей в валюте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на момент принятия к учету Д-т 52 и К-т 75, субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) фонд».

В процессе деятельности организации может возник­нуть необходимость изменить уставный капитал. Записи по счету 80 «Уставный фонд» при формировании уставного капитала, а также при его увеличении или уменьшении де­лают лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации. Уставный капитал организации может пополняться за счет дополнительных взносов учредителей, за счет источников собственных средств. В бухгалтерии увеличение уставного капитала отражается следующими записями:

- на сумму дополнительных вкладов учредителей -Д-т 75, субсчет1 «Расчеты повкладам в устав­ный (складочный) фонд»и К-т 80;

- на сумму резерва, используемого для увеличения уставного фонда Д-т82и К-т 80;

на сумму добавочного капитала, направ­ленного на увеличение уставного фонда - Д-т83и К-т 80;

на сумму нераспределенной прибыли, направленной на увели­чение уставного фонда Д-т 84и К-т 80.

При уменьшении уставного фонда в бухгалтерии отра­жаются следующие записи на сумму вкладов, подлежащих возврату учредителям- Д-т 80и К-т 75.

Аналитический учет на счете 80 «Уставный фонд»ор­ганизуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по каждому учредителю и виду вклада.

Учет резервного фонда

По Закону о бухгалтерском учете и отчетности в республике организации имеют право за счет чистой прибыли создавать резервные фонды на определенные цели. Конкретный перечень резервов, формируемых организацией, предусматривается ее учетной политикой на предстоящий год.

К этим целям можно отнести:

возмещение возможных убытков от хозяйственной деятельности;

предстоящее расширение деятельности, модернизация производственных мощностей;

выплата доходов учредителям (участникам, акционерам) при отсутствии или недостаточности прибыли, остающейся в распоряжении организации;

погашение облигаций акционерного общества и др.

Минимальный размер резервного фонда для отдельных категорий организаций (АО) установлен действующим законодательством. Конкретный размер ежегодных отчислений в резервные фонды и порядок их использования определяется учредительными документами организации.

Средства резервных фондов могут быть использованы только на те цели, для которых они образованы, остатки средств после достижения соответствующих целей присоединяются к нераспределенной прибыли организации (кроме средств на возмещение возможных убытков от хозяйственной деятельности).

Синтетический учет ведется на пассивном счете 82 "Резервный фонд", который предназначен для обобщения информации о состоянии и движении резервного фонда. Операции по образованию резервного фонда отражаются по кредиту, а их использование – по дебету.

Отчисления в резервный фонд из прибыли отражаются - Д-т 84 и К-т 82.

Использование средств резервного фонда учитывается:

- в части сумм резервного фонда, направляемых на покрытие убытка организации за отчетный год - Д-т 82 и К-т 84,

- в части сумм, начисляемых доходов учредителям при отсутствии прибыли отчетного года – Д-т 82 и К-т 75,

- в части сумм, направляемых на погашение облигаций акционерного общества - Д-т 82 и К-т 66, 67.

Учет добавочного фонда

Счет 83 явл. Пассивным. Он предназначен для обобщения информации о ДФ орг-ции.

По кредиту сч.83 отражаются:

- прирост стоимости внеоборотных и оборотных активов, выявляемый по результатам их переоценки, проведенной в соотв-вии с закон-вом РБ, - в корреспонденции с дебетом счетов учета активов, по кот. определился прирост стоимости; суммы снижения стоимости внеоборотных и оборотных активов, выявившиеся по результатам их переоценки, отражаются сторнировочными записями по дебету счетов учета активов и кредиту счета 83

- сумма разницы между продажной и номинальной стиомостью акций, вырученной в процессе формирования УФ АО, - в корреспонденции с дебетом сяета 75

Суммы, отнесенные в кредит счета 83, как правило, не списываются.

Дебетовые записи по нему могут иметь место лишь в случаях:

- направления средств на увеличение УФ – в корреспонденции с кредитом счета 75 либо 80

- распределения сумм между учредителями организации – в корреспонденции с кредитом счета 75

Аналитический учет по счету 83 организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по источникам образования и направлениями использования средств.

Счет 83 имеет субсчета:

83-1 Прирост стоимости имущества по переоценке

83-2 Эмиссионный доход

83-3 Безвозмездное получение ценностей

Виды отчетности

Представляемая организациями отчетность классифицируется:

По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную. Большей частью в отчетности интегрируется информация разных видов учета, поэтому принадлежность отчетности к бухгалтерской, статистической или оперативной определяется по преимущественному источнику информации и назначению отчета.

Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям и составляется на основании данны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.132 с.)