ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

формирование финансовых результатов деятельности организации



Финансовый результат -- это конечный экономический итог хозяйственной деятельности предприятия, который выражается в форме прибыли (дохода) или убытка, который формируется в течение календарного года. При этом, по мнению З.В. Кирьяновой [4], превышение доходов над расходами означает прирост имущества организации - прибыль, а расходов над доходами - уменьшение имущества - убыток. Полученный организацией за отчетный год финансовый результат в виде прибыли или убытка соответственно приводит к увеличению или уменьшению капитала организации. Так механизм формирования и распределения финансовых результатов можно условно разделить на две части: механизм формирования финансовых результатов и механизм распределения финансовых результатов.

Формирование финансовых результатов представляет собой регламентируемый нормативно-правовыми актами процесс образования прибыли (убытков), который организуется и осуществляется финансовыми органами в целях определения в стоимостном выражении итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени.

Прибыль характеризует эффективность хозяйственной деятельности предприятия и является источником финансирования его дальнейшего развития. Установленную часть прибыли предприятие отчисляет в бюджет на государственные и муниципальные нужды, что во многом определяет возможность развития экономики государства и регионов.

Как результативный показатель прибыль характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности. Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения между валовыми доходами и издержками обращения). Прибыль, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности предприятия.

Целью деятельности любого предприятия в условиях рыночной экономики, в конечном счете, является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

В зависимости от положения предприятия на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды обеспечение конкурентоспособности предприятия. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размерах прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии предприятия, удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Следовательно, прибыль от реализации продукции напрямую зависит от выручки. Формирование той или иной величины выручки от реализации продукции можно представить по-разному: либо как произведение натурального объема реализации на цену единицы этого объема, либо как суммарное значение затрат на реализованную продукцию и прибыль от реализации. При нормальных условиях деятельности предприятия увеличение выручки от реализации продукции всегда можно рассматривать как признак улучшения финансового состояния, повышения эффективности использования имущества и других производственных ресурсов.

На конечный финансовый результат организации оказывает влияние:

- финансовый результат от продажи продукции (работ и услуг);

- финансовый результат от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов);

- операционные доходы и расходы (за вычетом результатов от продажи имущества);

- прочие доходы и расходы.

На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не обозначает еще получение прибыли. Для выявления финансового результат необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции: характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия; является основным элементом финансовых ресурсов предприятия; является источником формирования бюджетов разных уровней.

Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, то есть эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения сумм прибыли и рентабельности;

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли;

- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам финансовых результатов, финансовой отчетности форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

- маржинальная прибыль - это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;

- прибыль от реализации продукции, работ и услуг представляет собой разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами расчётного периода;

- балансовая (валовая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, прочие доходы и расходы;

- налогооблагаемая прибыль - это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;

- чистая (нераспределенная) прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

- капитализированная прибыль - это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;

- потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

Таким образом, немаловажное значение в настоящее время играет необходимость в изучении динамики и состав прибыли, а также дальнейший ее анализ для выявления слабых сторон производственной деятельности и выявления резервов. Увеличение выручки от реализации может достигаться либо при помощи повышения цен, либо путем роста натурального объема реализации, либо обоими способами вместе. Названные способы по-разному воздействуют на динамику прибыли и рентабельности реализации. Поэтому, если у предприятия есть практическая возможность повысить выручку от реализации продукции, нужно одновременно оценивать финансовые последствия такого повышения [5].

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.66.86 (0.006 с.)