Регламентация этических отношений, принципов и правил деятельности адвокатов в законодательстве РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регламентация этических отношений, принципов и правил деятельности адвокатов в законодательстве РФ



Профессия адвоката основывается на развитом внутреннем контроле за словами, действиями и намерениями своих членов. Защищая права клиентов, адвокат вступает в сложные отношения с судом, правоохранительными и другими государственными органами, организациями, гражданами.

Отношения адвоката с клиентами по необходимости строятся на очень доверительном, почти интимном общении.

Профессиональная этика:

а) помогает адвокатам обеспечивать доверительные отношения с клиентами через сохранение адвокатской тайны;

б) защищает самого адвоката от искушений и соблазнов, вызванных именно близкими отношениями с клиентами и высокой степенью свободы, независимости и определенной закрытостью этой профессии;

в) помогает регулировать отношения адвоката с судом, органами государственной власти, государственными и иными организациями, средствами массовой информации, коллегами по профессии, адвокатским сообществом;

г) поддерживает авторитет адвокатской профессии за счет демонстрации сообществу строгости, скрупулезности, «высоты» и «прозрачности» ее этических норм, принципов и правил, а также системы контроля за их соблюдением.

Этические принципы служат адвокату ориентирами при решении того или иного конкретного вопроса, проблемы, при выборе собственной линии поведения или поведения своего клиента. Эти ориентиры необходимы, поскольку заранее невозможно предусмотреть все жизненные ситуации, но в то же время в каждой ситуации и каждый раз адвокат должен перед собой, клиентом, государством, обществом, коллегами, профессией убедительно обосновывать свою точку зрения, свое поведение и свои намерения.

Значение профессиональной этики для адвокатской профессии столь велико, что многие ее основные принципы закреплены в Федеральном законе от 1 июля 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Закон регламентирует сложную систему отношений – «правила игры», на которых строится существование и деятельность адвокатской профессии.

В статье 3 (п. 1) зафиксирован характер взаимоотношений данной профессии с государством. Адвокатура определяется как профессиональное сообщество адвокатов и как институт гражданского общества, который не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления – закон предоставляет этой профессии автономию и отделяет ее от государства.

Это означает, что ведение «адвокатом конкретных дел, внутренняя жизнь адвокатской корпорации не подлежат контролю со стороны административных органов. Государственные полномочия обращены в сторону соблюдения адвокатами и их объединениями требований закона, прежде всего в том, что касается допуска к адвокатской деятельности». (Итоги. 2002. 18 июня)

На профессию адвоката накладываются обязательства действовать в соответствии с определенными этическими принципами, которые должны помочь ей сохранять свою автономию, блюсти требования закона, поддерживать свой авторитет и престиж в обществе и реализовывать в согласованных формах свою социальную (этическую) ответственность перед обществом. Это уровень институциональной этики. Закон устанавливает следующие принципы деятельности адвокатуры как института:

• принцип законности;

• принцип независимости;

• принцип самоуправления;

• принцип равноправия адвокатов.

В свою очередь, государство берет на себя соответствующие обязательства. В частности, оно гарантирует:

• независимость адвокатуры (ст. 18);

• финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством РФ (ст. 26 и 44);

• обеспечение в случае необходимости адвокатских образований (адвокатский кабинет, коллегию, бюро, консультацию) служебными помещениями и средствами связи;

• социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ.

Статья 7 Закона об адвокатской деятельности на индивидуальном уровне – на уровне этики добродетелей – вменяет адвокату в обязанность вести себя этично, честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством способами, соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката.

С требованиями индивидуальной этики мы встречаемся также в ст. 13 указанного закона, которая обязывает адвоката принести присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики». Текст присяги включает принципы честности и добросовестности адвоката.

Только после успешной сдачи квалификационного экзамена и принятия присяги претендент в соответствии с законом официально получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты (п. 2 ст. 13). В ст. 17 указывается, что адвокат может быть лишен своего статуса на основании совершения им поступка, порочащего честь и достоинство адвоката или умаляющего авторитет адвокатуры.

Кодекс профессиональной этики адвоката в соответствии с законодательством принимается Всероссийским съездом адвокатов (п. 2 ст. 36).

Контроль за соблюдением норм кодекса профессиональной этики возлагается на квалификационную комиссию, которая создается специально для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов (п. 1 ст. 33).

В тексте закона непосредственно регламентируются: принцип независимости, соблюдение адвокатской тайны, правила поведения в ситуациях конфликта интересов.

Принцип независимости относится к числу основных. Закон гарантирует адвокату возможность следовать принципу независимости в своей деятельности, не подвергаясь преследованиям и под защитой государства, а также обеспечение безопасности ему и членам его семьи, сохранность его имущества. Статья 18 (п. 1) запрещает вмешательство в адвокатскую деятельность, которая осуществляется в соответствии с законодательством, и препятствование деятельности адвоката.

Другой важный принцип – соблюдение адвокатской тайны. В ст. 8 дается следующее определение адвокатской тайны: «Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю». Закон отказывает адвокату в праве разглашать сведения, сообщенные ему доверителем, в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя. Адвокат вправе соблюдать этический и в то же время юридический принцип конфиденциальности: в ст. 8 говорится, что адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Закон расширяет права адвоката на общение с клиентами, заключенными под стражу. Он может беспрепятственно встречаться с ними наедине, без ограничения числа свиданий, их продолжительности и, что весьма немаловажно, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность.

Статья 6 регламентирует поведение адвоката в ситуации конфликта интересов. Адвокат в соответствии с требованием закона не вправе принимать поручение от лица, обратившегося к нему за оказанием помощи, в случае, если он:

• имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;

• состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;

• оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица.

Закон определяет социальную (этическую) ответственность адвоката в ст. 26 («Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно») и 44 («Обеспечение оказания гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также юридической помощи по назначению»).

В ст. 26 определены категории граждан, которым полагается бесплатная юридическая помощь, и указаны случаи, когда данные категории граждан вправе рассчитывать на ее получение. Бесплатная юридическая помощь и услуги адвокатов оказываются тем гражданам РФ, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта Федерации.

Социальная ответственность адвокатов реализуется ими в процессе участия в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.

 

13. Либертарианская (радикально-либеральная) концепция справедливости.

Данная концепция ведет свое начало от английского философа Джона Локка (1632–1704). Основные идеи этой концепции – люди от рождения свободны, в основе свободы лежит частная собственность Справедливым является владение собственностью в случае ее справедливого начального приобретения (собственность, по Локку, – это природная вещь, в которую владелец вложил свой труд или исправил ее за счет труда) или справедливого «перемещения» – продажи, обмена, дарения, наследования. Такая честно заработанная частная собственность не может быть отчуждена, поэтому налогообложение, перераспределяющее заработанные доходы граждан в пользу социальных неудачников, является разновидностью воровства.

Если богатство нажито честным путем, часть его нельзя насильно забрать в пользу бедных. Богатые должны делать добровольные пожертвования в пользу бедных, следуя чувству благотворительности и сострадания. Государственные программы всеобщего здравоохранения рассматриваются как социальная несправедливость и насильственное перераспределение, утверждается, что эти программы выгодны лишь кормящейся за счет них разросшейся бюрократии. Либертарианцы выступают за «минимальное» государство, основной задачей которого является защита граждан от физического насилия, воровства, мошенничества и нарушения договорных обязательств.

 

14. Имидж (от английского «image» - образ, изображение) – это некое мнение, представление, выражающее оценку кого-либо, как правило, формируемое целенаправленно. Но самое первое значение имиджа (образа) – это, конечно же, внешний вид, облик человека.

Имидж есть у любого – это впечатление о нас или наш внешний и внутренний облик, соответственно, в понимании других.

Существует множество частных имиджей (общественный, средовой, вербальный…), но одним из основных можно назвать габитарный имидж (от латинского «habitus» - внешность) – это внешний облик человека – его телосложение, одежда, прическа, аксессуары.

Внешность, одежда человека – это источник мнения о нем, фактор формирования впечатления.

Создания индивидуального имиджа с помощью одежды – это сложный творческий процесс. Все зависит от того, что мы хотим позиционировать одеждой, какое мы должны произвести впечатление, и на сколько одежда вписывается в определенную социальную группу и ситуацию.

В построении габитарного имиджа специалисты занимают позиции: первые считают, что решающее значение имеет подбор цвета, соответствующий природным краскам, вторые – главное значение имеет стилистика.

Несомненно, цвет является центральным компонентом в построении габитарного имиджа, в визуальном восприятии образа человека. Большое значение имеет гармоничность зрительного восприятия, которое достигается при подборе тех цветов, которые идеально сочетаются, соответствуют природным краскам.

Главное – это стиль. Стиль не должен вступать в противоречие с возрастом и профессией. Очень важно создать целостный образ (начиная с прически и заканчивая обувью). Своим внешним видом, стилистическим решением мы даем окружающим огромное количество информации о себе: возраст, пол, социальная роль, статус человека, его внутренние качества.

Деловой стиль или бизнес-стиль – это смесь элегантности классического и удобства спортивного стиля. Он подходит для политиков, юристов, финансистов, государственных работников, менеджеров, секретарей и так далее.

Внешняя привлекательность делового человека существенно влияет на впечатление, возникающее от зрительного восприятия. Общеизвестно, что во время деловых встреч, если, например, представитель фирмы одет небрежно, то подсознательно партнеры оценивают его, как человека, с которым не стоит вести дела. А почему? Потому что своим внешним видом он не позиционирует о своих деловых качествах: надежности и собранности.

Специфика делового мира представляет весьма серьезные требования к внешнему облику. Правильно подобранный деловой костюм подчеркивает профессионализм и деловые качества: организованность, собранность, опрятность, надежность… - все это характеристик, направленные на карьеру.

Таким образом, внешняя привлекательность имеет первостепенное значение для обретения положительного делового имиджа.

Выражение «по одежке встречают…» здесь как никогда подойдет. Внешний облик делового человека, его одежда – это первый шаг на пути к успеху, на пути продвижения по карьерной лестнице, так как костюм служит своеобразным свидетельством о степени и надежности.

Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый – таков внешний облик делового человека, будь то мужчина или женщина.

Принципами деловой одежды являются:

1) универсальность (это стиль для работы, он должен быть удобен и функционален);

2) опрятность и аккуратность (мятая юбка, небрежно завязанный галстук рождают ощущение суетливости, поспешности, нетребовательности к себе или безразличие к окружающим).

Деловой мир достаточно консервативен по отношению к моде. Но мода здесь не является чем-то обязательным для всех. Всегда должна присутствовать индивидуальность (особенно у женщин) и хороший вкус.

Теперь мы остановимся на отличительных особенностях делового стиля.

Этот стиль близок к классическому, но все же отличается от него большей объемностью костюма, не слишком облегающим силуэтом.

От спортивного деловому стилю досталась форма (более свободная, детали застежки, молния, отделка) от классического – строгость.

Этот стиль одежда позиционирует такие качества, как деловитость, авторитетность, организованность, ухоженность и надежность.

Деловой стиль очень информативен. Мужчинам, одетым по деловому приписывают надежность, силу, уверенность в себе. Женщина – критичность, серьезность, уверенность, независимость, организованность и трудолюбивость.

Деловой стиль предполагает для мужчин классический костюм, для женщин – костюмы: жакет с брюками или юбкой, реже жакет и платье. Вся одежда должна быть из тканей хорошего качества, без эффекта «блеска»: твид, шерсть с добавлением синтетики, плотная фланель и т.д.

Что касается цветовой палитры, то считается, что самая деловая – это синяя (кроме ярких оттенков), ахроматическая (серый, черный, белый) и натуральная гамма, цвета экологии (оттенки песочного, коричневого, зеленого). Яркие цвета значительно понижают рейтинг деловых качеств.

Расцветки предпочтительнее однотонные, допустимы неброские полосы, неконтрастная клетка среднего размера. Исключены абстрактные и растительные рисунки, изображения людей и животных.

Обувь должна быть в классическом стиле (не нужно напоминать, что она должна быть всегда чистой и ухоженной) без броских элементов.

Аксессуары в деловом стиле не должны быть авангардными и броскими. Начиная с сумки и заканчивая часами все должно быть в классическом стиле (принцип простоты и элегантности).

Таким образом, можно сказать, что деловой стиль – это стиль для тех, кого интересует карьера, кто хочет произвести впечатление человека надежного, уверенного в себе, организованного и умного, человека, с которым можно вести дела и на которого можно положиться.

 

15. Эталитарные концепции.

К числу эталитарных концепций относятся:

• теории, делающие акцент на проблеме равенства. Большим влиянием пользуется «теория справедливости как честности» Дж. Роулса. Здесь определяющими являются три рациональных принципа. Предполагается, что реализация этих принципов представляет благо само по себе, так как выражает и обеспечивает гражданскую свободу человека, которая является главной ценностью;

• принцип наибольшей равной свободы: в соответствии с ним каждая отдельная личность имеет равное с другими право пользоваться максимальным количеством свобод; имеются в виду в основном политические свободы: свобода слова и совести, право обладания собственностью, право на участие в политической жизни – голосовании, выдвижении своей кандидатуры на выборах и т. д.

• принцип справедливого «равенства возможностей». В соответствии с этим принципом люди с одинаковым уровнем способностей и навыков должны иметь одинаковые возможности для занятия определенных должностных и рабочих мест в любом учреждении и для самореализации во всех областях жизни;

• принцип дифференциации, предусматривающий, что общественные и экономические институты должны действовать таким образом, чтобы максимизировать доступность благ для граждан, находящихся в наихудших условиях.

Справедливость распределения благ, ответственности, «тягот» совместной деятельности людей зависит от того, как организована базисная структура общества.

 

16. Дефекты правовой социализации, по мнению психологов, зачастую имеют своим источником нарушение общения в семье. Криминологи называют семьи, провоцирующие детей на совершение преступлений и правонарушений, неблагополучными.

Различают несколько видов неблагополучных семей: 1) криминальная семья (ее члены совершают преступления); 2) аморальная семья (в семье присутствует алкоголизм и сексуальная распущенность; 3) проблемная семья (в ней постоянно присутствует конфликтная атмосфера); 4) неполная семья (порождает у детей ощущение психологической неполноценности, ущербности, неуважение к взрослым); 5) псевдоблагополучная (используются деспотичные методы воспитания, применяются физические наказания).

В науке нет единой точки зрения относительно истоков преступлений. Некоторые юристы считают, что непосредственные причины и истоки преступного поведения всегда кроются в личности человека, совершившего преступление. Если это не так, говорят они, то отсутствует основание вменения в вину и, соответственно, совершенное деяние не может рассматриваться как преступление Никакие внешние обстоятельства не могут явиться определяющей причиной противоправного деяния, если они не обусловлены одновременно внутренними мотивами и склонностями.

Существуют некие черты личности, которые характерны для разных типов нарушителей социальных норм, полагают другие специалисты, но нет таких г!сихологических особенностей и черт, которые бы «фатально» предопределяли бы социальные отклонения. Отечественная криминология отрицает концепцию преступной личности: как бы ни была искажена или трансформирована ценностная шкала конкретной личности, человека нельзя рассматривать как преступника, если он ничего противоправного, наказуемого в уголовном порядке не совершал. Неблагополучное формирование личности и преступление логически не связаны между собой: связь между «неправильной» личностью и ее решением совершить преступление – «статистическая, вероятностная, наблюдаемая лишь в массе лиц и событий» (Юридическая психология. Хрестоматия. 2001. С. 83). Иными словами, лишь некоторая часть людей, имеющих отклонения в социальном поведении, совершает преступления.

Психологи, как правило, говорят о психологических предпосылках преступного поведения – тех психологических особенностях и чертах личности, которые повышают вероятность того, что данная личность будет иметь антиобщественную установку. Они считают, что неосознаваемое ощущение человеком своей неполноценности или ущемленности может явиться мотивом преступления. Мотивы, связанные с перенесенными в детстве и закрепленными в психике унижениями и жестоким обращением, могут послужить предпосылкой исключительно жестокого преступления против личности.

Исследования показали, что одним из наиболее распространенных неосознаваемых мотивов совершения убийств и нанесения тяжких телесных повреждений является защита от возможной, чаще всего существующей не в реальности, а лишь в сознании преступника агрессии. Такие преступники очень часто внутренне ощущают враждебность среды, их преступные действия продиктованы желанием защититься от этой враждебности. Характерным для них является постоянное напряжение, поиск врагов, провоцирование конфликтов, выбор ничтожного, малозначительного повода для совершения преступления.

Мотивом бродяжничества, по мнению психологов, может быть неосознаваемое стремление некоторых (не всех) лиц уйти от идентификации своей социальной роли, войти в какую-либо группу, поскольку в семьях, где они выросли, они не были включены в эмоциональные отношения с родителями и их роль не была определена.

В качестве вероятных психологических предпосылок преступного поведения психологи называют также неадекватную самооценку субъекта. Завышенная самооценка и завышенные притязания личности могут не получить общественного признания и не будут удовлетворены. Это может привести к обособлению данного человека от общества, группы, их ценностей. В свою очередь, заниженная самооценка и сниженные требования к себе зачастую порождают комплекс неполноценности. Исследования показали, что преступники относятся к себе менее самокритично, чем законопослушные испытуемые; наказания, назначенные им, зачастую воспринимаются как незаслуженные и являющиеся результатом несправедливых действий сотрудников правоохранительных органов.

Мотивы преступного поведения. По данным исследований, наиболее частыми осознаваемыми или неосознаваемыми мотивами преступлений являются следующие:

• самоутверждения (статусный);

• защитные (об этом мотиве говорилось выше);

• замещающие;

• игровые.

Мотивы самоутверждения характерны для взяточников, расхитителей, насильников, преступников, совершающих преступления против детей и подростков.

Замещающие мотивы нередко лежат в основе убийств. Примером преступления, совершенного под действием замещающего мотива, может служить ситуация, когда некто X, поссорившись с Y, адресует свою агрессию близким или друзьям X, потому что, например, Y недоступен, т. е. осуществляется замещение действий. Объектами нападения при замещающих действиях могут быть неодушевленные вещи, посторонние люди, случайно попавшие «под руку».

Игровые мотивы преступлений распространены среди воров, расхитителей, мошенников, которые совершают их скорее ради острых ощущений, доставляемых игрой, нежели из-за корысти.

Криминальная психология в процессе решения своих задач опирается как на теории личности, так и на социальную психологию, которая помогает «прикладникам» идентифицировать, описывать, объяснять и прогнозировать, в частности, явления групповой преступности. Любая преступная группа является разновидностью малой социальной группы и на нее распространяются все закономерности социальной «жизни» и деятельности малой группы. Поэтому в зависимости от практических целей научный аппарат социальной психологии «разворачивается» на решение проблем мирной, повседневной жизни людей и сообществ, либо на решение проблем, относящихся к сфере ответственности криминологии. Здесь возникает очень важная проблема этических ограничений, которая разрешается за счет следования «юридических» психологов принципу экологии, согласно которому использование научных методов исследования должно быть подчинено профессиональным целям раскрытия и предупреждения преступлений и не должно распространяться на практику «мирной» жизни. Психологи-криминалисты и сотрудники правоохранительных органов должны соблюдать принцип конфиденциальности: не разглашать полученные в результате исследований сведения, а также не использовать их в своих личных целях.

Психологи-криминалисты используют в своей деятельности следующие понятия: «типология преступных групп», «структура и функции преступных групп», «механизмы сплочения преступных групп», «типы лидеров преступных групп» и т. д.

В преступных группах, так же как и в иных малых группах, формирование основных характеристик и процессов происходит путем стандартизации оценок, установок, применяемых процедур. Вырабатываются и используются нормы, с помощью которых группа предписывает своим членам определенные (преступные) формы поведения, осуществляет контроль. Преступная группа имеет свои традиции и обычаи, которые присутствуют на всех стадиях ее развития (динамики). Стандартизированные оценки, установки, процедуры, общие цели и разделенные представления об общей судьбе, групповые нормы, традиции, обычаи, ритуалы – все это «форпосты» сплоченности преступной группы. Само возникновение преступных групп вызвано определенными целями – как правило, это цели получения прибыли (доходов) преступным путем. Основной мотив деятельности преступных групп – стяжательский. (См.: Шиханцев Г. Г. Юридическая психология. М., 2000 С 108–109).

 

17. В повседневной жизни понятия «мораль», «нравственность», «этика» обычно употребляются как синонимы, между ними, как уже говорилось, не делается различий Они бедны в смысловом отношении и в обыденной речи обозначают лишь нечто положительное, одобряемое, желательное в противоположность безнравственному, аморальному, осуждаемому, как правило, используются для выражения оценки и поэтому несут минимум информации.

Профессиональное этическое знание существует в трех основных формах (традициях) это теоретическая философская этика, объясняющая (и, соответственно, оправдывающая) мораль и пытающаяся дать определение морали; описательная, или дескриптивная, этика (иногда ее называют феноменологической), которая описывает явления морального сознания, поведения, речи; нормативная этика, предписывающая и обосновывающая определенные моральные стандарты, принципы, нормы, кодексы.

Этические исследования ведутся по трем основным направлениям, представляющим собой три различных способа мыслительного поведения:

объяснение, при котором «прожектор» нашего сознания направляется внутрь – попытайтесь объяснить кому-нибудь, что такое справедливость, любовь или честь;

описание – «прожектор» сознания направляется вовне – во внешний мир – попытайтесь описать себе или кому-либо особенности проявления справедливости, любви или чести у какой-то группы людей или отдельного человека;

предписание – «прожектор» сознания направлен в зону фантазии – попытайтесь потребовать от кого-либо, чтобы он (или она) был справедливым или следовал бы какому-нибудь определенному образцу любви или кодексу чести.

Философско-этическое (теоретическое) направление в основном разрабатывается профессиональными философами и писателями-моралистами и «живет» в текстах их сочинений. За долгую историю этики создано множество концепций, объясняющих мораль. Это и светские этические концепции Платона, Аристотеля, Эпикура, Канта, Гегеля, Фейербаха, Швейцера, Э. Фромма, и концепции религиозной этики христианства, ислама, буддизма. Едва ли можно однозначно сказать, что существует одна единственно верная теория (концепций) морали. Мир морали настолько сложен и многообразен, что только в совокупности философско-этические концепции способны передать наиболее адекватно ее сущность. Более того, для объяснения и решения этических проблем люди часто вынуждены обращаться к смежным областям знаний: психологии, экономике, истории, антропологии, социологии, биологии и пр.

В рамках теоретической философской этики выделяют два основных направления в способах объяснения морали. Первое направление – это этика абсолютизма, в рамках которой источником моральных требований считаются вечные неизменные начала: законы Вселенной, Божественные заповеди, абсолютные, существующие до всякого опыта (априорные) идеи (Сократ, Платон, Кант, Спенсер, христианская этика). Второе направление – это относительная этика, или этический релятивизм. Его сторонники считают, что нравственные принципы, понятия добра и зла носят не абсолютный, а относительный, условный характер, зависят от общественных условий, связаны с интересами, убеждениями, склонностями людей, временем и местом (софисты, Гоббс, Мандевиль, эмотивисты).

Помимо указанных направлений в объяснении морали существуют еще позиции нормативного этического релятивизма, описательного транскультурного релятивизма, морального плюрализма.

Специалисты выделяют несколько образцов суждений людей о морали, которые представляют собой их естественные (неосознаваемые, непреднамеренные) или принципиальные (осознаваемые, преднамеренные) установки:

1) мораль – дело чисто субъективное, личное. Я морален, потому что поступаю как должно. Мое действие правильно потому, что я считаю его нравственным. Все, что человек считает нравственным, таковым и является – это позиция этического релятивиста;

2) нравственные суждения, например «X – добрый человек», не являются ни истинными, ни ложными, ни правильными, ни неправильными, так как они являются выражениями – кон-статациями ощущений или эмоций. Эмоции не являются ни истинными, ни ложными. Если я сегодня оцениваю это действие, например, забастовку трудящихся, нравственно положительно, а завтра – нравственно отрицательно, то я просто выражаю разные эмоции и поэтому мои нравственные суждения всегда верны. Если два общества имеют разные нравственные представления об одном и том же, например забота о стариках, эти два общества могут быть правы – позиций сторонника нормативного этического релятивизма;

3) существуют различия в нравственных позициях людей, живших в разные эпохи и разных обществах и живущих внутри одного общества в данную историческую эпоху – позиция сторонника описательного релятивизма;

4) существуют вечные моральные ценности и вечные нравственные принципы, которые пригодны для всех времен и всех стран, – позиция сторонника морального абсолютизма;

5) общество плюралистично, оно есть комбинация разных культур и традиций. Мораль не вечна, а идея абсолютного вечного нравственного принципа «составляет тот идеал, к которому стремится этика». Я довольствуюсь изучением различных моральных принципов, выдвигавшихся на протяжении истории человечества, и различных теорий этики, выработанных людьми, выясняю, какие теории лучше выдерживают критику, какие полезны, какие в большей степени соответствуют близким мне ценностям, – позиция морального плюралиста. (См.: Де Джордж Р. Т. Деловая этика. Т. 1 СПб, 2001. С 73–85.)

Позиция морального плюралиста является наиболее гибкой и демократичной, так как позволяет прощать людям их моральные предпочтения и исключить дискриминационный подход. В целом знание данных моральных установок людей и умение их различать (идентифицировать) помогает юристам проявлять толерантность планировать свои профессиональные коммуникации.

В современной литературе по деловой этике в рамках теоретической этики выделяют также аналитическое, или метаэтическое, направление, которое исследует моральные суждения людей, рассматривает вопросы принятия и обоснования этических решений, создает модели морального выбора.

Описательная, или дескриптивная (позитивная), этика сосредоточивает свои усилия на конкретно-социологическом и историческом анализе морали того или иного общества, группы, слоя, профессии, изучает и описывает реальные нравственные явления – феномены: обычаи, нравы, традиции, структуру морального сознания. С дескриптивной этикой можно познакомиться на примере книги польского философа и социолога – М. Оссовской «Рыцарь и буржуа» (М., 1987). Явления морали, считает этот автор, следует изучать таким же образом, как ботаник изучает растения, а специалист в области языкознания изучает язык. Моральные явления, например любовь, дружба, предательство, случаются, происходят, подобно тому, как дует ветер, идет дождь. Явления нравственного сознания общества настолько уникальны и разнообразны, что изучить закономерности их возникновения невозможно. Так же невозможно доказать или обосновать их правильность, например невозможно доказать что суждение «X является добрым человеком» – это правильное суждение. Если ваш собеседник считает, что X – злой человек, то никакими научными аргументами вы не докажете ему свою правоту.

Дескриптивная этика занимается также исследованием и описанием существующих этических норм, принятых на производстве, в рамках профессии, в различных культурах, сопоставлением различных моральных систем, индивидуальных и групповых стереотипов в различных культурах. Данный метод научного исследования используется при проведении социологических опросов. В частности, в 1993 г. было проведено сравнительное исследование правовой социализации (формирования в период детства и отрочества устойчивых индивидуальных систем представлений и установок по отношению к праву) среди школьников Москвы и Парижа, в рамках которого изучались их моральные и правовые высказывания по поводу вины и наказания, власти, свободы, равенства, закона, договора и т. д. (приложение 1).

Нормативная, или прескриптивная (увещевательная), этика обосновывает и предписывает определенные моральные принципы и нормы. Назначение моральных принципов состоит в руководстве поведением, и именно это делает этику достойной изучения: вопрос «Что я должен делать?» чрезвычайно важен для каждого человека. Функции морального языка – влиять на выбор, давать рекомендации, советы, команды. Язык морали – это язык команд, предписаний, это один из видов прескриптивного языка.

Профессиональная этика в большей степени является именно нормативной, язык профессиональных этических кодексов – это язык прескрипций, предписаний.

Основную массу литературы данного направления составляют публикации в популяризаторском стиле, этические руководства, пособия по тренингам этичного поведения и др.

 

Виды этического знания

Деятельность представителей всех юридических профессий неотделима от сферы социальных и межличностных конфликтов, поэтому юристы несут особую моральную ответственность за свои действия и решения.

Современная прикладная этика предоставляет специалистам, чья деятельность сопровождается моральными затратами и требует регламентации естественных нравственных чувств и принципов, набор подходов (и приемов, которыми можно пользоваться при принятии решений, при их оценке с точки зрения морали, при разрешении и предупреждении конфликтов и в целях построения стратегий для осуществления наиболее эффективной профессиональной коммуникации.

В нашей стране прикладная этика находится в начальной стадии развития: в регионах России существует всего несколько центров деловой этики, занимающихся проблемами этического образования и консультирования, поэтому отечественные специалисты активно используют и адаптируют богатый опыт международного делового и педагогического сообщества.

Чтобы лучше понять сущность подходов прикладной этики и научиться использовать их в своей деятельности, необходимо вначале познакомиться с основными этическими понятиями и терминами.

Этика – это философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Мораль (лат. moralitas, от moralis) – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение. Латинское слово «мораль» этимологически совпадает с греческим «этика» и было образовано по аналогии с ним. (Словарь по этике. М,1989. С. 186).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.085 с.)