Моральные проблемы в деятельности сотрудников милиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моральные проблемы в деятельности сотрудников милиции



Предназначение милиции как системы государственных органов исполнительной власти состоит в том, чтобы защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, а также собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Для выполнения этого предназначения работники милиции наделяются правом применять меры принуждения в пределах, установленных законодательством. Соблюдение этических принципов помогает им не злоупотреблять данной им государством властью и выполнять свои профессиональные обязанности, подбирая правильные средства и опираясь на соответствующие правила.

Работа сотрудника милиции связана с большими моральными затратами и риском. Осуществление ограничения некоторых прав и общегражданских свобод, применение принуждения, в том числе с использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия требуют самообладания и развитого чувства собственного достоинства, поскольку работникам милиции часто приходится сталкиваться с сопротивлением граждан, негативными реакциями, оскорблениями в свой адрес. Риск для жизни и здоровья, получение телесных повреждений и увечий не могут быть компенсированы полностью различными льготами и высокой заработной платой. Согласие на риск зачастую дается сотрудником на основе высоких моральных побуждений, поэтому любая недооценка его вклада, неуважение его служения могут вызвать стресс, пренебрежение к служебным обязанностям или злоупотребление служебным положением. Помимо этого служба в милиции предусматривает ограничение некоторых собственных прав и общегражданских свобод сотрудников милиции.

В деятельности органов внутренних дел можно выделить несколько основных групп моральных проблем.

Первая группа связана с неблагоприятным внешним окружением.

Переход к рыночной экономике и начальный этап ее развития сопровождаются многочисленными негативными явлениями, повышающими риск и снижающими эффективность профессиональной деятельности сотрудников милиции. К их числу относятся:

• рост преступности, в том числе организованной;

• неподготовленность граждан к рыночным отношениям (излишняя доверчивость, простодушие, пассивность, страх, отсутствие активной гражданской позиции, неумение защитить себя и своих близких);

• несовершенство законодательства;

• слабая помощь сотрудникам милиции со стороны гражданского сообщества;

• безработица, переход большого числа людей из производственной сферы в торговлю, резкое снижение уровня жизни;

• жесткая конкуренция и нечистоплотные методы борьбы с конкурентами внутри российского бизнеса;

• коррупция;

• необходимость обеспечивать безопасность бизнеса и создавать благоприятный климат для его развития, реализуя стратегическую линию государства в условиях зачастую негативного отношения малоимущих граждан к представителям бизнеса.

Другая группа проблем связана с обеспечением доверия и уважения к милиции со стороны населения.

Уровень доверия граждан к милиции снижается в тех случаях, когда ее сотрудники совершают неправомерные действия, не отказываются от взяток и подношений, побаиваются «авторитетов», охотнее имеют дело с мелкими правонарушителями и т. д.

К числу внутренних проблем милиции относятся:

• текучесть кадров;

• трудности в обеспечении взаимодействия между различными службами и подразделениями правоохранительных органов;

• невысокая заработная плата сотрудников;

• трудности в налаживании и поддержании системы контроля за деятельностью правоохранительных структур и их сотрудников.

Самое большое число морально-психологических проблем у сотрудников милиции возникает в экстремальных условиях.

Экстремальные условия – это опасные ситуации и особые психологические и эмоциональные состояния людей. К опасным ситуациям относятся природные и технические.катастрофы, эпидемии, социальные катаклизмы, сопровождающиеся нарушениями общественного порядка и ведением боевых действий.

Сотрудники милиции в экстремальных условиях призваны выполнять следующие функции:

• защита граждан, охрана их здоровья и собственности;

• спасение людей, оказание помощи пострадавшим;

• проведение мероприятий по ограничению передвижения людей, транспорта, интенсивности уличного движения; регулирование порядка въезда в определенные местности и выезда из них, соблюдение правил карантина и пресечение их нарушений;

• ограничение проведения митингов, демонстраций;

• участие в изъятии транспорта и имущества предприятий и граждан;

• выселение в административном порядке лиц, признанных социально опасными;

• мобилизация дееспособного населения на восстановительные и спасательные работы;

• предупреждение и пресечение паники, распространения ложных слухов; борьба с преступлениями и правонарушениями и др.

В экстремальных условиях у людей возникают чувства отчаяния, страха, безнадежности, гнева, агрессии, наблюдаются явления непонимания происходящего, оцепенения (ступора), паники, истерии. Люди могут полностью утратить самоконтроль или, наоборот, действовать, руководствуясь только чувством самосохранения. Все это может стать причиной снижения «моральной планки» и даже разрушения обычных моральных обязательств людей по отношению друг к другу, предусмотренных законом, и т. д.

Сотрудники милиции в экстремальных условиях должны уметь сохранять хладнокровие, рассудительность, проявлять уверенность, поддерживать и мобилизовать моральный дух населения, вселять надежду, уверенность в том, что люди получат необходимую помощь.

Деятельность милиции в этот период протекает в условиях, когда в основном применяются запретительные правовые нормы, ограничиваются права и свободы граждан, что зачастую неоднозначно – как позитивно, так и негативно – понимается и оценивается гражданами.

Таким образом, от сотрудников милиции ожидают, во-первых, большой гибкости в поведении, способности к применению принуждения и, одновременно, умения оказывать действенную помощь людям, включая психологическую: выведение из стресса, ступора, поддержка, проявление сострадания, милосердия; во-вторых, умения правильно реагировать на неадекватную оценку действий милиции гражданами, в том случае, если они проявляют агрессию по отношению к ее сотрудникам, зачастую не понимая сути и смысла их действий, и не проявлять ответной агрессии, пр возможности разъясняя населению цель своей деятельности.

§ 2. Характер и основное содержание требований профессиональной этики сотрудников милиции

Профессиональная этика сотрудников милиции имеет характер деонтологии (от греч. deontos – должное). Ее нормы более строги и обеспечиваются административными санкциями: несоблюдение кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел может повлечь увольнение из органов. Таким образом, выполнение профессионального долга – это требование государства, отступление от него является одновременно и нарушением юридических норм (См.: Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие /Под ред. Г. В. Дубова и др. М., 1999. С. 16).

Сотрудники милиции принимают присягу следующего содержания, которая, как и Кодекс чести, связывает их строгими моральными обязательствами, имеющими силу закона: «Я (фамилия, имя, отчество), поступив на службу в органы внутренних дел, присягаю на верность народам Российской Федерации.

Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на меня служебные обязанности.

Клянусь достойно переносить связанные со службой в ор-ганах внутренних дел трудности, быть честным, мужественным, бдительным сотрудником, хранить государственную и служебную тайну.

Клянусь, не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской федерации правовой порядок.

Если же я нарушу принятую мной Присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации. «Служа закону – служу народу!».

Строгость этических норм, регулирующих поведение сотрудников милиции, обусловлена следующими обстоятельствами:

1) сотрудники милиции зачастую действуют в обстановке секретности, при которой отсутствует возможность морального контроля за их действиями со стороны общественности. Сотрудник вынужден действовать в соответствии со своими моральными представлениями о том, какое действие является правильным, а какое влечет за собой серьезные негативные последствия, сводящие на нет ценность этого действия;

_ 2) сотрудники милиции наделены властными полномочиями и вправе применять не только правовые, но и моральные санкции на проведение мероприятий по охране и защите прав граждан;

3) должностные инструкции, рекомендации, технологии, приказы и прочие служебные и правовые документы задают всего лишь рамки для принятия решений, в то время как реальные ситуации, с которыми сталкиваются сотрудники милиции, уникальны, сложны и непредсказуемы. Профессиональная этика задает в виде принципов четкие ориентиры возможных действий сотрудников милиции.

Взаимоотношения в организации и в коллективе также строятся с учетом необходимости выполнения милицией своего предназначения.

Особенностями корпоративной культуры органов милиции являются:

• жесткое распределение обязанностей, закрепленное в уставах, приказах, инструкциях;

• система субординации;

• принцип единоначалия;

• система санкций за нарушение правовых норм и норм профессиональной морали.

• преобладание в управлении персоналом методов административно-правового воздействия и регулирования.

Основные этические принципы, регулирующие деятельность правоохранительных органов и их сотрудников, зафиксированы в законодательстве Российской Федерации и в «Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии с требованиями Закона РФ «О милиции», Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» милиция должна действовать, руководствуясь этическими принципами уважения и защиты прав и свобод человека; законности; гуманизма и др.

Принцип уважения и защиты прав и свобод человека и гражданина раскрывается в следующих положениях Закона РФ «О милиции»:

1) сотрудники милиции защищают права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

2) сотрудникам милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению;

3) сотрудники милиции не имеют Права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Сотрудники милиции должны обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом;

4) сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Принцип законности состоит в том, что органы милиции организуют свою деятельность на правовой основе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами РФ, международными договорами и т. д.

Надзор за деятельностью милиции осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность.

В соответствии с принципом гуманизма сотрудник милиции, руководствуясь своим профессиональным и моральным долгом и служебными обязанностями, независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан оказывать помощь, в том числе доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений, несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии или в состоянии, опасном для их здоровья и жизни (ст. 10 Закона о милиции). Кроме того, он должен принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения в случае обращения к нему граждан с заявлениями, либо если он сам обнаружит такое событие.

Руководствуясь принципом справедливости, сотрудники милиции должны уметь «просчитать» меру добра и зла, принимая то или- иное решение. В соответствии с принципом справедливости санкции должны:

• применяться лишь к тем, кто действительно нарушил закон;

• обеспечивать восстановление нарушенных прав после события.

Этические принципы, регламентирующие порядок уголовного судопроизводства, содержатся в ст. 6–10 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ.

Статья 6 обязывает уголовное судопроизводство всегда следовать своему назначению, которое состоит в том, чтобы защищать права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защищать личность от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод, осуществлять назначение виновным справедливого наказания.

Предназначением уголовного судопроизводства является правильное применение уголовного преследования, что подразумевает отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитацию каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Статья 8 гарантирует, что правосудие будет осуществляться только судом и не иначе как по приговору суда и в порядке, установленном УПК РФ.

Статья 9, требующая соблюдения принципа уважения чести и достоинства личности, запрещает осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. В статье также говорится о том, что никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Согласно принципу неприкосновенности личности, содержащемуся в ст. 10, никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных УПК РФ. При этом до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов, а условия содержания лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, и (или) тех граждан, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, должны исключать угрозу их жизни и здоровью.

Статья 11 требует от суда, прокурора, следователя, дознавателя соблюдения и охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Статья 12 гарантирует неприкосновенность жилища, ст. 13 – тайну переписки, телефонных и иных переговоров, а также почтовых, телеграфных и иных сообщений В ст. 14 гарантируется соблюдение принципа презумпции невиновности, в ст. 15 – принципа объективности уголовного судопроизводства.

«Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» (далее сокращенно – Кодекс чести) был утвержден приказом министра внутренних дел России от 19 ноября 1993 г. (см. приложение 4).

Центральное понятие Кодекса – понятие чести – само по себе является крайне сложным.

Когда мы говорим о ком-то, что он – человек чести, то употребляем это понятие как моральную оценку человека, имея в виду его конкретные действия.

Когда мы говорим «честь сотрудника милиции», то имеем в виду требование, норму, предписание быть человеком чести.

Когда мы говорим, что надо различать понятия сословной и профессиональной чести, то употребляем понятие «честь» как категорию этики, как термин, который используется в качестве научного инструмента для описания и сравнения определенных событий и процессов, имеющих отношение к морали. Например, в рамках феодальной морали в понятие сословной чести включались требования, обращенные к представителям феодального сословия. В частности, им запрещалось вступать в равноправные отношения с людьми «низших» сословий, а также заниматься унизительным для дворян трудом.

В понятие профессиональной чести сотрудников милиции входит система предписаний и запретов, относящихся: а) к их личным чертам (качествам) характера – добродетелям; б) к установкам, способам деятельности и принятия решений – принципам.

В соответствии с Кодексом чести сотрудники милиции должны обладать такими качествами, чертами характера или личными добродетелями, как:

• смелость, мужество, самообладание;

• бескорыстие;

• компетентность, требовательность к себе;

• самоотверженность;

• вежливость, предупредительность, чуткость;

• твердость, непримиримость в борьбе с преступностью. Кодекс чести вменяет сотрудникам милиции в обязанность следовать следующим принципам:

• уважения и защиты личности, человеческого достоинства; а также уважения прав тех, кто оступился или совершил преступление по злому умыслу;

• верности присяге, гражданскому и служебному долгу;

• личной ответственности за обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

• гуманности, предписывающему относиться к человеку как к высшей ценности, великодушно и милосердно;

• законности в использовании полномочий, предоставленных государством;

• беспристрастности в принятии решений, что означает отказ от принятия решений под влиянием предубеждений, враждебных или дружеских чувств;

• служения, помощи;

• конфиденциальности;

• патриотизма;

• товарищества;

• честности как правдивого отношения к себе;

• добросовестности как организованности, дисциплинированности, исполнительности, проявления инициативы, умения правильно воспринимать критику, признавать допущенные ошибки.

Кодекс чести запрещает сотрудникам милиции:

• руководствоваться в своих действиях какими-либо политическими взглядами;

• отступать от присяги;

• допускать бездействие;

• совершать аморальные поступки;

• злоупотреблять служебным положением;

• допускать факты коррупции;

• принимать подношения за действия в качестве должностного лица;

• проявлять трусость и малодушие.

Кодексы полицейской этики, в частности США, также содержат определенные требования к сотрудникам (см. приложения 5 и 6).

Так, полицейские не должны: прибегать к ненужной силе; брать взятки; проявлять злобу; использовать незаконные методы, чтобы повысить уважение к закону; выбирать неподходящие средства для выполнения своего профессионального долга; позволять личным симпатиям, дружеским чувствам, предрассудкам, предубеждениям влиять на принимаемые ими решения; желать каких-либо привилегий.

Полицейские должны: знать о мере возложенных на них полномочий и о мере своей ответственности за применение принуждения; избегать конфликта интересов; сдерживать свои эмоции; нести службу «без заигрываний и благосклонностей»; помогать тем, кому это необходимо, но и требовать в соответствии с законом; будучи уполномоченными вторгаться в частную жизнь граждан, всегда проявлять уважение к личности, охранять ее права и достоинство; таким образом строить свою личную жизнь, чтобы общество видело в сотрудниках полиции образцы стабильности, верности и моральности; избегать распущенности в поведении, заботиться о своей репутации; вести себя таким образом, чтобы граждане не боялись сотрудников полиции, но и не командовали бы ими.

Наиболее ярко значение профессиональных этических принципов видно на примере проведения допроса. Допрос – это наиболее распространенное следственное действие. Цель сотрудника, проводящего допрос, – получить правдивые показания об обстоятельствах, существенных для дела. Следователь наделен широкими властными полномочиями: он правомочен применять меры государственного принуждения, ограничивать основные права и свободы человека и гражданина. Следователь самостоятелен в ведении следствия, принятии решений и несет за это личную моральную и юридическую ответственность.

В процессе допроса возникает ряд моральных проблем, связанных с применением тактических приемов ведения допроса, с этической позицией следователя при планировании стратегии допроса, с моральными издержками профессии следователя.

В специальной литературе обсуждается неэтичность таких приемов ведения допроса, как:

• получение доказательств у допрашиваемого путем применения провокаций, угроз, насилия, вымогательств и других незаконных средств;

• использование наводящих вопросов, в формулировке которых содержится ответ, желательный для следователя, ведущего допрос;

• использование вопросов, по форме и содержанию оскорбляющих иунижающих достоинство допрашиваемого;

• стремление установить отношения «панибратства» и «взаимопонимания» с допрашиваемым в целях получения показаний. (См. Кобликов А. С. Юридическая этика М, 2002 С 79–85)

Проблема этичности позиции следователя при планировании стратегии допроса. Данная проблема состоит в том, что в процессе проведения допроса следователь преднамеренно или непреднамеренно отступает от принципов объективности и беспристрастности. В качестве наиболее серьезных отступлений специалисты отмечают:

• ситуацию, когда следователь разрабатывает одну лишь обвинительную версию, направляет все свои усилия на получение у обвиняемого признания в преступлении, что может привести к привлечению к уголовной ответственности невиновного;

• ситуацию, когда следователь подходит к допросу как к поединку с обвиняемым (в том случае, если обвиняемый не признает себя виновным), в котором следователь должен одержать победу, прибегая к различным хитростям и ловушкам;

• ситуацию, когда следователь использует прием введения в заблуждение или прямой обман для достижения целей следствия, сообщая подозреваемым, обвиняемым и другим лицам «заведомо ложные сведения или давая обещания, которые не может или не собирается выполнять». (Кобликов А. С. Указ соч. С 84)

Проблема моральных затрат. Профессиональная деятельность следователя сопряжена с большим моральным и психологическим напряжением, поскольку он вынужден постоянно взаимодействовать с людьми, так или иначе имеющими отношение к преступлениям или противоправным действиям. Следователь зачастую вынужден преодолевать сопротивление со стороны допрашиваемых, изобличать преднамеренную ложь и пресекать попытки введения следствия в заблуждение. Помимо этого следователь должен проявлять заботу о потерпевших, о восстановлении и обеспечении их прав.

Сотрудник милиции, проводящий допрос, должен учитывать возможность возникновения перечисленных выше проблем и в целях их решения или нейтрализации следовать:

• принципу законности, согласно которому допускается только обоснованное проведение допроса и строгое соблюдение следователем предписаний законов и основанных на них правовых актов;

• принципу презумпции невиновности, в соответствии с которым никто не обязан свидетельствовать против себя самого, и поэтому бремя доказывания виновности человека лежит на следователе;

• принципу личной ответственности.

• принципу объективности и беспристрастности;

• принципу справедливости.

• принципу гуманности и заботы.

• принципу доброжелательности, тактичности, вежливости;

• принципу честности. (Усманов У. А. Тактика допроса. М., 2001. С. 8–10)

Задания.

 

11. Подход с точки зрения справедливости.

Регламентация естественного чувства справедливости-несправедливости также является одной из важных задач профессиональной этики юриста. Понятие «юстиция» означает справедливость (от лат. justitia), юрист, таким образом, выступает «представителем справедливости» и справедливость для него «есть нераздельный нравственный и служебный долг» (Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. М., 2002. С. 17). С деятельностью юриста связана проблема соотношения законности и справедливости, которая возникает каждый раз, когда принимается решение, либо формально соответствующее букве закона, но при этом оценивающееся как несправедливое, либо кажущееся справедливым, но не согласующееся с требованиями закона (оценка может следовать со стороны общественного мнения, участников судебного процесса, международного сообщества и др.). Прежде чем принять решение, юрист должен взвесить все «за» и «против», прислушаться к голосу своей совести, «голосу справедливости». И тут оказывается, что для принятия правильного решения ему недостаточно обращения только к своему естественному моральному чувству справедливости – он должен знать, каким образом похожие проблемы решались и решаются другими специалистами, что одобряется и не одобряется профессиональным сообществом; он также должен знать законодательство и основы теории морали, методы обращения с моральными и этическими проблемами, а также способы решения этических дилемм. Ведь естественное чувство справедливости может, например, породить желание мщения (по принципу талиона, от лат. talio – возмездие, достигаемое путем нанесения равного ущерба, – древнего обычая, регулировавшего взаимоотношения между кровнородственными коллективами и обязывавшего сородичей при осуществлении мести руководствоваться нормами простой уравнительности) (См.: Словарь по этике. М., 1989. С.348).

Основная и наиболее распространенная формула талиона – «жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб». Юрист испытывает те же моральные чувства, что и другие люди, поэтому если он, например, читает в прессе сообщение о том, что преступник после издевательств убил ребенка и его осудили на 15 лет, то он может, как и другие люди, испытывать раздражение из-за кажущейся несправедливости приговора, которая выражается в его излишней мягкости: он может подумать – ему дали только 15 лет! – и это слово «только» в его сознании как раз и отражает возникшее в нем желание возмездия.

Другой пример. Юрист вырос в небогатой семье, а клиентами организации, где он работает, являются в основном состоятельные люди. Вполне возможно, что на принятие им решений и характер отношения к делам в целом будет оказывать влияние идея справедливости:

а) как равенства – в том случае, если он в душе осуждает богатство (например, как это всегда делали его родители, утверждая, что богатство приводит к нравственной деградации) или неравномерное распределение богатства (как это делалось в советских школьных учебниках по истории);

б) как свободы – в том случае, если он сам хочет стать состоятельным человеком и уважает тех людей, которые добились богатства и свободы.

Категории и концепции справедливости, о которых пойдет речь ниже, помогают практикам, в чьи обязанности входит принятие решений по моральным и этическим проблемам, чьи профессии сопряжены с моральными затратами и чьи неправильные, необдуманные действия могут причинить серьезный, иногда непоправимый вред тем людям, с которыми они работают, лучше понять свои моральные ценности, установки, желания и побуждения, скорректировать и дополнить их.

Выделяют несколько категорий справедливости:

1) распределительная – дистрибутивная справедливость. Блага и тяготы могут распределяться в обществе различными способами: по принципу равенства, в зависимости от потребностей, от затраченных усилий, от заслуг, от вклада;

2) ретрибутивная (карательная) справедливость – фокусируется на ответственности или наказании за неправильные поступки. Главные проблемы ретрибутивной справедливости – это определение условий, делающих наказание справедливым, и природы самого наказания;

3) компенсаторная справедливость – сосредоточивается на возмещении убытков потерпевшей стороне в той мере, в какой ущерб поддается справедливой оценке (См.: Фритцше Дейвид Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. М., 2002 С. 90–94). Компенсаторная справедливость заключается в компенсации кому-либо за совершенную по отношению к нему в прошлом несправедливость или в возмещении причиненного ему в прошлом ущерба.

4) процедурно-правовая справедливость – термин, употребляемый для обозначения честно разработанных процедур, методов практической деятельности или честно достигнутых соглашений (Де Джордж Р. Т. Указ. соч. С. 175);

5) коммутативная (обменная) справедливость – относится к справедливости и честности сделок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.082 с.)