Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Філософія як форма світогляду. Історія філософії.

Поиск

Робоча програма

з дисципліни «Філософія»

для студентів факультету естетичного виховання

спеціальності «Музична педагогіка», "Графічний дизайн", "Художня графіка"

 

 

Робоча програма складена

кандидатом філософських

наук, доцентом Розбєгловою Т.П.

 

 

Робоча програма затверджена на засіданні

кафедри філософії та соціальних наук

Протокол № 1 от 31. 08. 2010 г.

 

 

Зав.кафедрой Т. П. Розбєглова

 

 

Ялта 2010

 

 

для спеціальностей   М (вчитель музики)  

 

Витяг з робочого учбового плану підготовки студентів

Форма навчання   Курс   Семес три     Лекції   Практи- чні     Разом аудитор- них часів самос тійна робота   Разом годин   Іспит, залік (сем) Контр. робота
  очна     Згідно уч. плану     Згідно уч. плану                                  

 

Анотація

Курс „Філософія” повинні ознайомити студентів з необхідними знаннями сучасного рівня розвитку світової філософської думки, оволодіти вмінням використовувати філософське знання в своїй безпосередньої роботі в практичній та науковій діяльності.

Засвоїв курс „Філософія” студент повинен:

- Знати основний зміст усіх напрямків філософської думки, класичної та сучасної філософії, філософську думку України; оволодіти філософським засобом мислення, фундаментальними філософськими принципами та першоджерелами, засвоїти світоглядно-гуманітарний зміст філософії та її теоретико-людинну спрямованість.

- Вміти на основі феноменальних філософських знань оволодіти самостійним стилем мислення; засвоїти специфіку філософського осмислення дійсності;

- Вміти формувати свою позицію; використовувати набуті знання у аналізі гострих проблем сучасності; розуміти суспільство як самоорганізовану систему

- У професійній діяльності працювати з філософськими текстами різних стилів та рівнів;

- Формувати та обґрунтовувати особисту позицію до проблем філософського, культурного, освітнього, суспільного та інших сторін життя.

Зміст учбової дисципліни

№       Назва модулів Лекции Практич. Занятия Самост. Работа Разом
    Історія філософії        
    Теоретичні проблеми філософії          
    Разом        

 

Семинарские занятия.

Проблемно-поисковые вопросы

СЕМИНАР № 1

Предмет, функции и специфика философского знания

Цели и задачи занятия: определить предмет и функции философии, очертить ее проблемное поле с целью осознания ее универсального, обобщающего характера; обнаружить общие подходы и принципиальные отличия между философским и научным познанием; исследовать особенности философии как вида знания, которое является одновременно и наукой, и идеологией, и искусством, и любовью к мудрости, и трансцендирующим постижением объекта и тому подобное; раскрыть гуманистический и эвристический потенциал философской рефлексии для осмысления человеком себя в мире.

Основные понятия и категории темы: абсолютная идея, агностицизм, аксиология, антропология, гносеология, диалектика, дуализм, эссенциалистская направленность, идеализм, логика, материализм, медитация, метафизика, методология, мудрость, натурфилософия, объективный идеализм, онтология, праксеология, рациональность, рефлексия, мировоззрение, мироотношение, мироощущение, миропонимание, субъективный идеализм, трансценденция, функция.

ПЛАН

1. Мировоззрение человека: исторические типы, структура.

2. Предмет и функции философии.

3. Проблемное поле философии. Основной вопрос философии.

4. Специфичность философского знания. Философия и наука.

Проблемно-поисковые вопросы:

1. Какие источники и особенности философского знания?

2. Если никакая философская проблема не получила окончательного решения, нужно ли заниматься философией?

3. Что такое мудрость? Чем мудрый человек отличается от интеллектуального человека? Какая разница между мудрым и разумным человеком?

4. Какие основные структурные элементы мировоззрения?

5. Какие из предложенных суждений характеризуют объективный идеализм?

а) объективный идеализм не признает возможности познания мира;

б) объективный идеализм признает познание мира силами человеческого ума;

в) согласно с объективным идеализмом мир определяется духовной силой, которая существует независимо от человеческого сознания;

г) объективный идеализм утверждает, что мир зависит от воли и сознания выдающейся личности;

г) объективный идеализм считает причиной мира божий исток.

6. Выберите суждение, которое лучше, чем другие, характеризует позицию материализма в философии:

а) материализм признает познание мира;

б) по мнению материалистов, сознание человека, воля и цели людей не имеют существенного значения в развитии природы и общества;

в) материалисты считают, что объективный мир и его законы служат основанием для определения мнений людей, научных теорий;

г) согласно материализму, явления мира подчинены закономерностям, мир не является совокупностью случайных явлений.

7. Приведены четыре суждения. Какое из них правильно отражает связь между решением первой и второй сторон основного вопроса философии? Почему?

а) если философ материалист, то он не может быть агностиком;

б) если философ агностик, то он, по-видимому, идеалист;

в) если философ идеалист, то он агностик;

г) если философ агностик, то он материалист.

8. Что, по вашему мнению, принципиально отличает философию от теологии и религии? Как соотносятся философия и мифология?

9. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение? Является ли каждая философия мировоззрением? Всегда ли мировоззрение является определенной философией?

10. Правильное утверждение ли, что философия изучает абстрактное, а другие науки - конкретное?

11. В чем заключается сущность научной картины мира?

Темы докладов и рефератов

1. Проблема научности философского мировоззрения.

2. Статус философии и ее взаимоотношения с другими науками.

3. Философия в системе культуры.

4. Человек как высшая ценность в системе философского знания.

5. Философия, ее человеческие измерения и содержание (смысл).

 

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:Учебник. - М.: Проспект, 1997.

2. Аристотель. Метафизика.//Соч,: В 4-х т. - М.,1976. - Т.1.

3. Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. - Львов, 1986.

4. Ильенков З.В. Философия и культура. - Г., 1991

5. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - Г., 1991.

6. Мамардашвили М.К. Как я нонимаю философию. - М.: Прогресс, 1990.

7. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. - Г., 1991.

8. Мировоззрение и духовная культура. - К., 1993.

9. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопр. философии. - 1993. - № 8.

10. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА - Г., 1998.

СЕМИНАРЫ № 2 - 5

ПЛАН

1. Зарождение и развитие философии Древнего Востока.

2. Философия античности.

3. Особенности развития философии в средние века. Реализм и номинализм.

4. Философские идеи эпохи Возрождения

5. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм.

6. Немецкая классическая философия.

Проблемно поисковые вопросы:

1. Что является основой определения исторических этапов развития философии?

2. В чем заключается отличие древнеиндийской философии от религиозных систем Древней Индии?

3. Чем объясняется тесная связь естествоведов и философских знаний в античный период? Обоснуйте мисль о том, что философская позиция была исходным пунктом развития науки.

4. Аристотель писал: «Первая философия имеет своим предметом познания причины настоящего, поскольку оно настоящее». В чем, согласно с Аристотелем, заключается отличие философии от других наук? Чем обусловливается социально историческая ограниченность только онтологического понимания философии?

5. Обоснуйте принципиальную разницу между идеализмом и материализмом. Можно ли отождествлять реализм с идеализмом, а номинализм - с материализмом?

6. В чем заключается гуманизм и драма философии Возрождения?

7. «Salus populi suprema lех» (благо общества - высший закон). А что же делать с интересами отдельного человека?

8. Бог: за пределами природы или в конкретных вещах? Раскройте сущность и характерные черты пантеизма Б. Спинозы.

9. В чем заключается проблема метода в философии Ф. Бекона?

10. Существуют ли врожденные идеи? Локк или Декарт - кто больше прав?

11. Как вы понимаете высказывание Лейбница «Нет ничего в уме, чего бы раньше не было в ощущениях, кроме самого ума»?

12. Почему Вольтер утверждал, что если бы Бога не было, то его нужно было бы выдумать?

13. Определите важнейшие моменты французской философии XVIII ст.

14. Кант: трансцендентность или трансцендентальность, ум или вера?

15. Назовите исходные принципы этики Иммануила Канта. Розкрийте гуманистический потенциал категорического императива Канта.

16. Определите и обоснуйте сущность диалектики Гегеля.

17. Докажите, что философия Гегеля действительно имеет системный, обобщающий характер. Определите противоречие между диалектическим методом и идеалистической системой Гегеля.

18. В чем заключается антропологизм философии Фейербаха?

19. Критикуя абстрактный характер философии Гегеля, Фейербах и сам не сумел избежать абстрактности. В чем она заключается и какие ее причины?

20. Почему учение Фейербаха Энгельс назвал концом немецкой классической философии?

Темы докладов и рефератов

1. Основные принципы периодизации историко-философского процесса.

2. Энциклопедический характер систематизированных философских представлений античных философов.

3. Платоновское «идеальное государство» и современность.

4. Гуманизм Возрождения и современности.

5. Рациональное содержание гегелевской диалектики.

6. Проблема человеческой деятельности в философии Л. Фейербаха.

 

Литература

1. Аристотель. О душе//Соч.: В 4 т. - Г., 1983. - Т.1. -С18 - 122.

2. Бекон Ф. Новьй Органон // Соч.: В 2 т. - М„ 1972. - Т.2 -С.5-222.

3. Богомолов А.С. Античная философия. - Г., 1995.

4. Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. -М., 1974. Т.1. Наука логики. - СІ23-480.

5. Горфункель А.Х. Философия эпохи Врзрождения. - Г., 1980 - С.7-322.

6. Гулига А.В. Немецкая классическая философия. - Г., 1986. - С.5-343.

7. Декарт Р. Рассуждения о методе// Избр. произв.: В 2 т.-М., 1989. Т.1. - С.17-112.

8. Кант И. Критика чистого разума// Соч: В 6 т. - Г., 1994. -Т.З. - СИ 18-541.

9. Коплстон Ф. История средневековой философии, Г., 1996.

10. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. -М., 1979. - С.6-248.

11. Скирбек Г., Гилье Н. История философии. - Г., 2000.

12. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Вьисшая школа, 1984.

13. Спиноза Б. Этика// Избр. произв.: В 2 т. - Г., 2002. -Т.2. С.359-618.

14. Фома Аквинский. Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и в «Сумме теологии». - Г., 2000.

15. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М.: Высшая школа, 1999

СЕМИНАР 2 (по разделам)

Античная философия

  1. Периодизация и общая характеристика античной философии
  2. Досократическая философия: проблемы, школы, основные идеи.
  3. Античный идеализм, его сущность. Философия Платона.
  4. Теория государства Платона.
  5. Философия Аристотеля. Учение о форме и материи. Причинность.
  6. Эллинистическая философия. Общая направленность и круг идей.
  7. Стоицизм как философское учение. Основные идеи.
  8. Эпикуреизм как философское учение. Философия Эпикура.

 

Основные понятия темы: космоцентризм, архэ, натурфилософия, апейрон, гилозоизм, пантеизм, Логос, атом, майевтика, эйдос, демиург, этика, форма и материя, причинность, апория, гедонизм, эвдемонизм, атараксия.

Философия Нового времени

 

1. Основные направления и проблематика философии Нового времени

2. Эмпиризм Ф. Бэкона. Основные идеи. Учение о методе.

3. Рационализм Р. Декарта. Сущность метода. Онтологический дуализм Декарта.

4. Учение о монадах Лейбница.

5. Проблема человека и общества в философии Просвещения.

 

Основные понятия темы: эмпиризм, рационализм, механицизм, индукция, дедукция, методическое сомнение, интеллектуальная интуиция, сенсуализм, монизм, субстанция, модусы, дуализм, предустановленная гармония, монада, плюрализм, общественный договор, разделение власти.

СЕМИНАР № 7

ПЛАН

1. Особенности современной философии.

2. Экзистенциализм.

4. Философия жизни.

5. Психоаналитическая философия.

6. Герменевтика.

7. Феноменология.

8. Структурализм.

9. Позитивизм, постпозитивизм.

10. Неотомизм - религиозная философия.

11. Ситуация постмодернизма в философии.

12. Русская религиозная философия

Проблемно поисковые вопросы:

1. В чем принципиальное отличие между сциентистской и антисциентистской мировоззренческими позициями?

2. Чем обусловлена весомость ирриционалистичних течений в современной мировой философии?

3. Какое ваше отношение к высказываниям Спинозы «Свобода является осознанной необходимостью» и Сартра «Человек, рожденный свободным, обречен на свободу»?

4. Из каких причин одной из главных проблем философии XX ст. стала проблема отчужденного от общества человека?

5. В чем заключается отличие восприятия места человека в классической онтологии XIX ст. и в «новой онтологии» М. Хайдеггера (экзистенциализм)?

6. Какие этапы развития философии и ее направлений нашли свое отображение в таких суждениях:

а) философия - это эпоха, схваченная мысленно (Г. Гегель);

б) философия - это сжатый перевод науки в свое время (О. Конт);

в) предметом философии является логический анализ языка науки (Л. Витгенштейн);

г) главный вопрос философии - это вопрос о жизни, достойна ли оно того, чтобы быть прожитой? (А. Камю);

7. Назовите философские направления, которые отвечают таким суждением:

а) философия - это учение о мире в целом;

б) философия - учение о том, как жить;

в) философия - это максимально обобщено знание;

г) философия - это познание причин и принципов сущего.

8. Как разрешаются проблемы человека в философии экзистенциализма?

9. Какие течения современной западной философии возводят философию только к проблемам научного познания?

10. Какие проблемы разрешает неопозитивизм? Назовите основные этапы его эволюции и обнаружьте характерные черты в определенные периоды.

11. Какие направления современной западной философии возводят свой предмет к проблемам человека, его существования? Какие социально-политические причины такого утверждения?

12. Иметь или быть? Обладание или бытие? Как Эрих Фромм аргументирует эти различные виды самоориентации в мире?

13. Является ли экзистенциальная философия гуманистической?

Темы докладов и рефератов

1. Переход от классической философии к неклассической.

2. От феноменологии к экзистенциализму и герменевтике.

3. Аналитическая философия.

4. Философия науки: от логического позитивизма к эпистемологическому анархизму.

5. Философская антропология: идейные истоки и проблемное и поле.

6. Русская религиозная философия.

7. Философский мистицизм.

8. Гуманистические тенденции в развитии современной философии

Литература

1. Аналитическая философия: становление и развитие. Антология /Под ред. А.Ф. Грязнова. - М,, 1999.

2. Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: Кучково поле, 1998.

3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М.: Прогресе, 1988.

4. Деррида Же. О грамматологии. - М, 2000.

5. Жильсон Е. Разум н откровение в средние века / Богословие в культуре средневековья, - К., 1992.

6. Зарубежная философия XX века. - К., 1993. - 239 с. Мунье 3. Манифест персонализма. - М.: Республика, 1999.

7. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. -М, 1996.

8. Лакатос И. Фальсификационизм и методология научно-исследовательских программ. - М.: Медиум, 1995.

9. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - Г., 1995.

10. Риккерт Г. Науки о природе и науки.о культуре. - М.: Республика, 1998.

11. Рикер П. Конфлікт інтерпретацій. Герменевтичні нариси//Генеза, - 1994. - № 1 С.46-60.

12. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. - М.: Республика, 2000.

13. Скирбек Г., Гилье.Н. История философии, - Г., 2000.

14. Сумерки богов. - М., 1989. - 398 с.

15. Фрейд 3. Психология бессознательного. - Г., 1990.

16. Фромм 3. Душа человека. - Г., 1998.

17. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.

18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - Г., 1991.

СЕМИНАР № 8

ПЛАН

1. Философские идеи в культуре Киевской Руси.

2. Возрождение и Просветительское в Украине в ХV-ХVШ столетиях. Философские традиции Киево-Могилянской академии.

3. Формирование и развитие украинского романтизма. Г.С. Сковорода - народный философ.

4. Развитие общественно-политических идей в украинской философии XIX века.

5. Религиозно-этическая проблематика украинской философии конца XIX -XX веков.

6. Осмысление проблем нации и государственности в отечественной философии с конца XIX века.

Проблемно поисковые вопросы

1. Почему во всех обобщающих трудах, посвященных истории украинской философии, авторы пишут об истории философии «в» Украине, а не «о» украинской философии? Возможна ли вообще история украинской философии?

2. Могут ли быть объектом изучения украинской философии произведения мыслителей, которые по этнической принадлежности не являются украинцами или которые писали свои произведения не украинским языком, проживали за пределами Украины?

3. Назовите основные черты философских поисков в Киевской Руси.

4. Сформулируйте принципы философии «братских школ».

5. Курсы философии, которые читались в Киево-Могилянской академии, создавались по образцу философских курсов западноевропейских университетов. Что это было: форма популяризации в украинской культуре достижений западноевропейской университетской философии или результат оригинального творчества? Обоснуйте свой ответ, опираясь на философские взгляды профессоров Киево-Могилянской академии.

6. В литературе, посвященной Г.С. Сковороде, его называли «харьковским Диогеном», «украинским Сократом», «крестьянським просветителем», «мистиком», «пантеистом», «непоследовательным материалистом». Какие из этих определений, по вашему мнению, отвечают сущности философии Г.С. Сковороды, а которые - нет? Обоснуйте свою позицию.

7. Сковорода завещал написать после его смерти такую эпитафию: «Мир ловил меня, но не поймал». Что, по вашему мнению, в жизни Г.С.Сковороди можно использовать в качестве примера, а что - нет?

8. Опираясь на идее философии языка О. Потебни, проанализируйте языковую ситуацию в современной Украине. Как вы относитесь к идее двуязычности? Обоснуйте свою позицию.

9. Что такое национальная философия?

10. Почему украинскую философию называют «философией сердца»?

11. Что такое философия украинского духа?

12. Основные этапы историко-философского процесса в Украине.

Темы докладов и рефератов

1. Своеобразие философии Украины в контексте мировой истории.

2. Христианство и философия в Киевской Руси.

3. «Украинский дух» философии Г. Сковороды.

4. Философские принципы «Кобзаря» Т. Шевченко.

5. Национальный характер философии И. Франка.

6. Развитие философских традиций в творчестве отечественных естествоведов (конец ХІХ-начало XX ст.).

7. Историософия Вячеслава Липинского и «волевой национализм» Дмитрия Донцова: государство, нация, национальная идея.

Литература

1. Горський В.С. Історія украинської філософії. Курс лекцій. -К, 1996. - 288с.

2. Грушевский М.С. Очерк истории украинского народа. -К, 1991.

3. Донцов Д. Национализм, - Лондон; Торонто, 1996.

4. История философии Украины / Хрестоматия. - К., 1993. - 553 с.

5. История философии на Украине: В 2 т. - К., 1997.

6. Кониський Г. Філософські твори: в 2-х т. - К., 1990.

7. Нічик В.М., Литвинов В.Д., Стратій Я.М. Гуманистические и реформаційні ідеї в Україні. - К., 1990.

8. Сковорода Г. Повне зібрання творів: в 2-х т. - К., 1973.

9. Федів Ю.О., Мозгова Н.Г. Історія українскої філософії. -К.: Україна, 2001.

10. Философия: Учебник / Под ред. Бойченко І.В. -К.: Лыбидь, 2001.

11. Философия возрождения на Украине. - К., 1990.

12. Франко І.Я. Збір. творів: в 5-ти т. - К., 1986. Хижняк З.І. Киево-Могилянська академія. - К., 1981.

13. Чижевський Д. Нариси істориії філософії на Україні. -К., 1992.

14. Юркевич П.Д.Философские произведения. М, 1990.

15. Яворский С. Философские произведения: В 2 т. -К.: Научная мысль, 1993.

 

 

Вопросы к семинарам

  1. Философский смысл понимания бытия и его судьба в ХХ в. Основные формы бытия.
  2. Материя как субстанция бытия. Категория материи в философии и науке.
  3. Движение, пространство и форма, их связь с материей.

 

Основные понятия темы: бытие, субстанция, небытие, материя, движение, пространство, время, пространственно-временной континуум

 

Контрольные вопросы по теме:

1. В чем состоит субстанциальный подход к бытию?

2. Охарактеризовать основные онтологические позиции: монизм, дуализм, плюрализм.

3. Материалистический и идеалистический подходы к пониманию бытия.

4. В чем различие позиций объективного и субъективного идеализма в онтологии?

5. Как влияло развитие науки на философское осмысление бытия?

6. Охарактеризовать основные формы бытия.

7. Развитие представлений о материи. Основные концепции

8. Системность материи. Системные уровни организации материи.

9. Формы движения.

10, Развитие представлений о пространстве и времени.

 

 

Тема 10. Диалектика бытия

Вопросы к семинарам

1. Диалектика как учение о развитии.

2. Основные законы диалектики.

3. Категории диалектики: детерминизм, причина и следствие, необходимость и случайность, единичное и общее, сущность и явление, элемент и система.

Основные понятия темы: диалектика, развитие, метафизика, синергетика, закон противоречия, мера, качество, диалектическое отрицание, категория, детерминизм, причина, необходимость, вероятность, сущность, система.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Раскрыть смыслы категорий «диалектика», «метафизика».

2. Каковы основные принципы диалектики?

3. Категория «противоречие». К какому закону диалектики она относится?

4. Что означает категория меры?

5. Охарактеризовать категории качества, количества.

6. В суть диалектического отрицания?

7. Что характеризует закон отрицания отрицания?

8. Что такое детерминизм?

9. Охарактеризовать взаимосвязь категорий:

- причина и следствие;

- необходимость и случайность, вероятность;

- возможность и действительность;

- сущность и явление;

- элемент и структура, система.

 

 

Тема 11. Проблема сознания

Вопросы к семинарам

  1. Проблема сознания в философии и науке.
  2. Отражение и его эволюция. Психика и сознание. Общественная природа сознания.
  3. Сознание как идеальное. Субъективность сознания. Структура сознания. Сознание и язык.
  4. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.
  5. Самосознание. Рефлексивность сознания.
  6. Проблема бессознательного

Основные понятия темы: сознание, отражение, формы отражения, идеальное, структура сознания, бессознательное, психика, язык, самосознание, рефлексия.

 

Контрольные вопросы:

1. Историческое развитие представлений о сознании.

2. В чем различие материалистического и идеалистического представления о сознании?

3. Каковы природные истоки сознания?

4. В чем состоит связь между сознанием и языком?

5. Каковы основные сферы сознания? В чем проявляется их взаимосвязь?

6. Какова роль бессознательного? Формы бессознательного. Бессознательное и подсознание.

7. В чем основа и роль самосознания в жизни личности?

 

 

Вопросы к семинару

  1. Познание, его цели и смысл. Проблема познаваемости мира.
  2. Процесс познания. Субъект и объект познания. Практика и ее роль в познании.
  3. Формы и уровни познания.
  4. Научное познание. Методы научного познания.

Основные понятия темы: познание, знание, субъект познания, объект познания, агностицизм, практика, ощущение, восприятие, представление, суждение, понятие, умозаключение, интуиция, наука.

Контрольные вопросы:

1. Дать определение познания.

2. Что такое знание и в каких формах оно выражается?

3. В чем состоит предпосылочность знания?

4. Дать определение практики.

5. Роль интуиции в процессе познания. Каковы условия возникновения интуиции?

6. В чем состоит отличие научного познания от обыденного?

7. Как соотносятся уровни познания: чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое?

8. Приведите пример умозаключения дедуктивного типа.

 

 

Вопросы к семинару

1. Природа, жизнь, человек. Проблема происхождения жизни.

2. Биологическое и социальное в человеке, их взаимодействие и единство.

3. Проблема смысла человеческой жизни.

4. Личность и общество.

 

Основные понятия темы: антропосоциогенез, человек, личность, индивид, индивидуальность, социализация, смысл жизни, смерть, бессмертие, свобода, ответственность.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные гипотезы и теории происхождения жизни?

2. В чем суть процесса антропосоциогенеза с точки зрения историко-материалистического подхода?

3. Как соотносятся биологическое и социальное в человеке? Какие теории, абсолютизирующие роль биологического начала, Вам известны?

4. Как соотносятся понятия индивид, индивидуальность, личность?

5. В чем состоит проблема смысла человеческой жизни?

6. В чем состоит проблема свободы воли человека? Какие концепции свободы воли Вам известны?

 

 

Вопросы к семинару

1. Основные подходы к пониманию социума как системы.

2. Социальная структура общества.

3. Виды и факторы общественного развития. Общественный прогресс и проблема его критериев.

4. Основные концепции исторического процесса.

5. Культура как мир человеческого бытия. Культура и общество.

6. Культура и цивилизация. Проблемы современной культуры.

Основные понятия темы: общество, способ производства, общественно-экономическая формация, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, общественное сознание, общественное бытие, идеология, формационный и цивилизационный подходы, культура, аксиология, ценность, цивилизация, массовая и элитарная культура, глобальные проблемы.

Контрольные вопросы:

1. Дать определение общества.

2. В чем суть системного подхода к изучению общества? Какие другие подходы Вам известны?

3. В чем сущность концепции исторического кругооборота? Кем она развита?

4. Как понимал А. Тойнби процесс развития общества?

5. В чем смысл и особенности формационного анализа общества К. Маркса?

6. Как связаны материальная, социальная и духовная жизнь общества. Приведите примеры.

7. Что такое общественное сознание, каковы его формы?

8. Как соотносятся производственные силы и производственные отношения в теории К. Маркса?

9. Каковы критерии общественного прогресса?

10. Каковы особенности и проблемы современной культуры?

Самостійна робота студентів

Питання до модульного контролю

1. Філософія та світогляд. Історичні типи світогляду. Специфіка філософії як світогляду.

2. Предмет філософії. Основні проблеми та розділи філософії

3. Стародавня філософія Індії та Китаю.

4. Основні досягнення, розвиток і періодизація античної філософії.

5. Досократична філософія. Натурфілософія, рання діалектика, атомізм.

6. Антична класика. Філософія Сократа, Платона, Аристотеля.

7. Елліністична філософія. Неоплатонізм.

8. Теологічний характер середньовічної філософії. Проблеми буття. Реалізм та номіналізм.

9. Людина у філософії середньовіччя. Проблема співвідношення душі та тіла, віри та розуму.

10. Антропоцентризм філософії Відродження. Натурфілософія.

11. Проблема метода пізнання у філософії Нового часу. Емпіризм, раціоналізм, сенсуалізм.

12. Вчення про буття у філософії XVII ст.: дуалізм, монізм, плюралізм, суб’єктивний ідеалізм.

13. Філософія Просвітництва про людину та суспільство

14. Німецька класична філософія. Онтологія, гносеологія, етика Канта.

15. Об’єктивний ідеалізм та діалектика у філософії Гегеля.

16. Антропологічний матеріалізм Л. Фейєрбаха.

17. Позитивізм у філософії XIX – XX ст..

18. Філософія екзистенціалізму: загальна проблематика. Французький, німецький екзистенціалізм.

19. Філософія психоаналізу З. Фрейда, Г. Юнга.

20. Ірраціоналізм у філософії А. Шопенгауера, Ф. Ніцше, А. Бергсона.

21. Філософська думка в Україні. Розвиток філософії в Києво-Могилянській Академії.

22. Філософські ідеї Г. Сковороди. «Філософія серця» як традиція українського філософського мислення.

23. Буття та його основні форми. Філософські концепції буття.

24. Матерія, рух, простір та час в їх відношенні до буття.

25. Діалектика як вчення про розвиток. Основні закони діалектики.

26. Категорії діалектики: детермінізм, причина та наслідок, необхідність та випадковість, можливість та дійсність, одиничне та загальне, сутність та явище та ін.

27. Свідомість як відображення. Суспільна природа свідомості. Структура свідомості.

28. Мова і свідомість, їх взаємозв’язок. Самосвідомість та її роль у мисленні

29. Проблема людини у філософії. Біологічне та соціальне у людині, їх взаємодія та та єдність.

30. Поняття «індивід», «індивідуальність», «особистість». Людина у світі. Пошуки смислу буття.

31. Поняття суспільства. Суспільство як система. Базис та надбудова, їх взаємодія. Формаційний та цивілізаційний аналіз суспільства.

32. Суспільне буття та суспільна свідомість, їх взаємодія. Форми суспільної свідомості. Суспільна психологія та ідеологія.

33. Філософське осмислення культури. Основні теорії

34. Цінності та їх роль в духовній культурі суспільства. Особливості сучасної культури.

 

 

Питання до іспиту (заліку)

  1. Пізнання та його форми
  2. Суспільство як предмет філософського аналізу
  3. Українська та російська філософія 17- 20 ст.
  4. Проблема життя, смерті та безсмертя
  5. Основні функції філософії
  6. Проблема мови, мислення і свідомості
  7. Матерія та її основні форми. Поняття субстанції буття
  8. Форми та методи пізнання
  9. Людина як філософська проблема
  10. Матеріальне і духовне, злиття і протилежності
  11. Природа і суспільство. Їх характеристика та взаємозв’язок
  12. Теоретичне та практичне значення філософії
  13. Основні риси сучасної західноєвропейської філософії
  14. Пізнання і його функції
  15. Наукове прогнозування
  16. Гносеологічна антологія буття
  17. Міфологія та її роль становленні філософського знання
  18. Співвідношення: культура, цивілізація, філософія
  19. Свобода і відповідальність як проблема людства
  20. Поняття цінності. Види, типи цінностей
  21. Антична філософія як колиска світової філософії
  22. Простір і час як форми матерії і руху
  23. Специфіка людського існування
  24. Вищі цінності та шлях до них
  25. Особливості англійської філософії 16- 19 ст.
  26. Свідомість та її роль в становленні людини
  27. Філософське поняття буття
  28. Глобальні проблеми сучасності
  29. Основні поняття філософії
  30. Генезис та концепції свідомості
  31. Філософія стародавньої Індії та Китаю
  32. Рух як спосіб існування матерії і духу
  33. Середньовічна філософія. Номіналізм і реалізм
  34. Співвідношення простору і часу
  35. Німецька класична філософія
  36. Чуттєве і раціональне, їх співвідношення
  37. Предмет філософії та його трансформація за епохами
  38. Основні форми суспільної свідомості
  39. Рушійні сили історії
  40. Співвідношення філософії і конкретних наук
  41. Становлення людини і філософія
  42. Роль науки в пізнанні
  43. Вили часу, сакральний час
  44. Протиріччя і перспективи сучасного суспільства
  45. Поняття маси і особистості
  46. Культура та її характеристика з точки зору філософії
  47. Становлення філософського знання
  48. Матерія та її види
  49. Основні види буття та їх характеристика
  50. Національне ті інтернаціональне в культурі
  51. Поява філософії та її роль в сучасності
  52. Аксіологія речей та духу
  53. Характеристика філософської категорії
  54. Онтологічні виміри духу
  55. Особливості філософії Нового часу
  56. Форми простору і часу
  57. проблема видів культури: висока, народна, елітна і т. п.
  58. Типи світогляду і філософія
  59. Основні рівні знання: від міфу до мудрості
  60. Філософськи закони і категорія

 

 

Вопросы к экзамену

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

2. Предмет философии, ее основные функции.

3. Античная философия, ее проблематика и этапы развития

4. Философия древнего Китая и Древней Индии.

5. Философские учения Сократа, Платона, Аристотеля.

6. Теоцентризм средневековой философии /патристика, схоластика/. Проблемы средневековой философии.

7. Философские школы эпикурейцев, стоиков, киников.

8. Становление методологии научного познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта.

9. Философия И.Канта.

10. Основные идеи философии Г.Гегеля.

11. Человек, общество и природа в философии французского Просвещения.

12. Философия марксизма и прагматизма о человеке и обществе.

13. Позитивизм и постпозитивизм: проблематика, представители

14. Экзистенциализм: основные проблемы и их интерпретация в произведениях Кьеркегора, Хайдеггера, Ясперса, Сартра.

15. Учение Фрейда о психоанализе и его значение для философии.

16. Развитие украинской философии. Основные этапы, идеи, представители.

17. Украинская университетская философия. Философские идеи Г.С.Сковороды, П. Юркевича, Т.Г.Шевченко.

18. Бытие, его философское осмысление. Материя и движение, пространство и время как онтологические категории. Движение и развитие.

19. Познание как взаимодействие субъекта и объекта. Проблема истины в познании.

20. Научная и религиозная картины мира.

21. Формы и методы естественнонаучного познания.

22. Мышление и язык.

23. Философские концепции пространства и времени.

24. Материальное и духовное бытие: проблема соотношения.

25. Чувственное и рациональное познание, их формы.

26. Общество как развивающаяся система.

27. Сущность сознания. Сознание и бессознательное.

28. Категория «материя»: подходы к истолкованию.

29. Диалектика как теория развития и метод познания реальности. Законы диалектики.

30. Категории диалектики.

31. Специфика человеческого существования. Свобода и ответственность как человеческая проблема.

32. Общественное бытие: п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.021 с.)