Экономические макрорегионы Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические макрорегионы Российской Федерации



 

- Северный,

- Прибалтийский,

- Северо-Западный,

- Волго-Вятский

- Поволжский,

- Центрально-Чернозёмный,

- Центральный

- Уральский,

- Западно-Сибирский,

- Восточно-Сибирский,

- Дальневосточный.

Но комплексное районирование традиционно выделяет только два: Западный – Европейская часть России, и Восточный – Азиатская часть России.

Именно так российские макрорегионы изучают в девятых классах общеобразовательных школ страны. Понятие «макрорегион» имеет и юридическое измерение. Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года устанавливает: «Макрорегион – часть территории Российской Федерации, которая включает в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования».

Сферы влияния. Сфера влияния – это, прежде всего, территория за пределами границ государства, на которую это государство оказывает культурное, экономическое, военное или политическое влияние.

При этом в сфере международных отношений право на использование силыright for force может обычно присваиваться ведущей страной при помощи:

- дипломатии;

- вооруженных сил;

- экономического потенциала;

- технологической, информационной, политической и культурной экспансии.

Следует иметь в виду, что сам принцип силы в разные эпохи реализовывался в формах, сугубо адекватных этим эпохам:

- в эпоху до великих географических открытий (Великой Римской империи, Империи Великих Моголов, Империи Карла Великого, нескольких Китайских империй) – в форме контроля над Европой или Евразией, над так называемым heartland – сердцем земли;

- в эпоху великих географических открытий – в форме контроля над морским пространством и морскими путями;

- в эпоху великих революций – в форме насаждения буржуазных и пролетарских идеологий;

- в ядерную эпоху – в форме контроля над воздушным и космическим пространством;

- в современную эпоху – в форме так называемой глобализации.

Оправдательный аспект присвоения права на использование силовых методов в международной политике состоит в том, что ведущими провозглашают себя те страны, которые или объективно являются наиболее демократическими, наиболее развитыми в экономическом и социальном отношении, или считают себя таковыми.

Но всегда ведущими являются страны, которые выигрывают соревнования на политическом рынке в информационном, технологическом и военном аспектах. Сегодня это США, Франция, Германия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Китай и, с большими оговорками в отношении экономики – Россия.

Право называть себя ведущими, а остальных – ведомыми, дают этим странам следующие обстоятельства:

1. Военное могущество, которое сегодня не сопоставимо с военным потенциалом ни одной ведомой страны.

2. Территориально организованное пространство, которое контролируется при помощи развитых автомобильных, речных, морских, железнодорожных, воздушных и космических коммуникаций.

3. Географическое положение, то есть расположение в таком геополитическом ареале, который позволяет обеспечивать собственную безопасность и оказывать влияние на культурное, экономическое и политическое развитие сопряжённых и отдалённых регионов мира.

4. Экономика, основанная на экспорте производственных и информационных технологий и импорте интеллектуальных ресурсов.

5. Население и степень его работоспособности по демографическому составу, образовательному уровню и профессиональной подготовке.

6. Природные ресурсы и экология: состояние почвы, воды, флоры и фауны, запасы полезных ископаемых, уровень природоиспользования и сохранения окружающей среды.

7. Социально-культурный уровень развития: эффективность системы социальной защиты и социального обеспечения населения, уровень образования и науки, материальная обеспеченность и уровень доходов рядовых граждан.

8. Цивилизованность действий и легитимность политического режима. Степень демократизации управленческих структур и степень развитости гражданского общества.

9. Менталитет нации: характер стереотипов коллективного поведения в проблемных и кризисных ситуациях мирового, общегосударственного масштаба, психофизические поведенческие стереотипы на бытовом уровне.

11. Дипломатия, то есть способность поддерживать и наращивать престиж государства в рамках мирового сообщества.

12. Международный авторитет и имидж государства, его способность и возможности в оказании финансовой, продовольственной, военной, гуманитарной помощи нуждающимся странам, степень ресурсного участия в международных организациях, программах и акциях.

13. Степень участия в международных финансово-промышленных корпорациях, разветвлённость национальных производственных и торгово-промышленных компаний на экономической карте мира.

Мягкая сила. Право на влияние в современном мире не ограничивается исключительно применением права силы. Часто оно связано с межгосударственным договором. Но влияние возможно и при отсутствии договора, о чём свидетельствует так называемая концепция мягкой силы, необычайно распространённая в международных отношениях последнего времени. Кроме того, сегодня формальный союз между странами не обязательно означает, что одна страна находится в сфере влияния другой.

Термин «мягкая сила» происходит от английск. soft power, то есть мягкая сила – это форма внешнеполитической стратегии, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности. В отличие от «жёсткой силы» – hard power, которая подразумевает принуждение. По словам ввёдшего этот термин американского политолога Джозефа Ная, язык и культура страны и есть «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую или косвенно на мировую политику и деловые связи.

Мягкая сила России. В роли такой мягкой силы выступает, например, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Сокращённо – Россотрудничество. По сути это федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере обеспечения и развития международных отношений Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, другими иностранными государствами, а также в сфере международного гуманитарного сотрудничества.

Россотрудничество было создано Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315 и является правопреемником Российского центра международного научного и культурного сотрудничества. Подведомственно Министерству иностранных дел Российской Федерации.

Организация имеет свои зарубежные структуры почти во всех бывших союзных республика СССР. В форме культурных представительств при посольствах Российской Федерации, Российских информационно-культурных центров и Российских центров науки и культуры ведёт работу в 19 странах Азии, 5 странах Южной Америки (включая Аргентину, Венесуэлу, Бразилию, Чили, Перу), 3 странах Центральной и Северной Америки (Куба, Мексика США). В 8 странах Африки, 27 странах Европы.

Основные направления деятельности Россотрудничества:

1. Содействие международному развитию – формирование стабильного, справедливого и демократического миропорядка, борьба с бедностью, преодоление последствий гуманитарных, природных, экологических, техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций.

2. Общественная дипломатия – общественные организации и объединения, контакты на уровне городов-побратимов, общественно-политические акции, международные неправительственные организации.

3. Продвижение русской культуры в мире – приоритетное направление деятельности, сосредоточенное на подготовке и реализации за рубежом программ в сфере науки, культуры, образования и продвижения русского языка.

4. Поддержка соотечественников за рубежом – взаимодействие с другими федеральными органами власти в осуществлении государственной политики, направленной на поддержку соотечественников за рубежом, поддержку их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных законных прав и интересов.

5. Укрепление позиций русского языка – последовательная и активная работа по поддержке и продвижению русского языка, русской литературы и культуры, оказанию содействия в изучении русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и инструмента межнационального общения.

6. Образование и наука – Россотрудничество реализует ряд проектов и программ, направленных на экспорт российского образования, содействие развитию международного научного сотрудничества, привлечение иностранных граждан на обучение в России за счёт средств федерального бюджета, а также взаимодействие с выпускниками российских (советских) вузов, иностранными студентами, обучающимися в российских учебных заведениях.

7. Сохранение историко-мемориальных памятников и мест погребения – с 2010 года Россотрудничество во взаимодействии с МИД России, Минкультуры России, Росархивом и Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР) осуществляет организацию работ по поддержанию и сохранению находящихся за рубежом мест погребения, имеющих для России историко-мемориальное значение.

8. Развитие международных связей субъектов РФ – работа по содействию, поддержанию и развитию международных контактов субъектов Российской Федерации в научно-технической, культурной, экономической областях, а также в сфере образования.

9. Укрепление общего гуманитарного пространства и содействие интеграции стран СНГ – согласно Концепции внешней политики и руководствуясь долговременными политико-экономическими интересами Российской Федерации, пространство СНГ является для Россотрудничества приоритетным направлением.

Мягкая сила Китая. Экономический подъём Китая создал условия для усиления его влияния в мире. В настоящее время КНР занимает лидирующие позиции в международных структурах. В частности, в таких организациях, как МВФ, ООН, Всемирный Банк и др., а также в глобальных и региональных проектах – форумах БРИКС, ШОС, АТЭС, АСЕАН и пр. При этом Китай стремится быть не только полноценным участником в системе международных отношений, но и одним из полюсов многополярного мира.

Для осуществления своих далеко идущих планов руководство Китая также широко использует политику «мягкой силы». Но, в отличие от Джозефа Ная, некоторые китайские учёные считают, что «жёсткая сила и мягкая сила неразрывно связаны между собой, и одно без другого не существует». Тем самым продвигая идею о том, что нынешняя китайская модель развития является «источником национальной мягкой силы», что способствует при воздействии на мировое сообщество, с одной стороны, распространению древней китайской культуры, основанной на народных традициях и конфуцианских морально-этических ценностях, а с другой – помогает понять сущность социализма с китайской спецификой.

Осознавая преимущества мягкой силы, правительство Китая традиционно стремится углубить отношения со всеми регионами мира, особенно с развивающимися странами Африки, Южной Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

В качестве средств мягкой силы Китай использует дипломатию, экономическую помощь, включая инвестиции и торговые преференции, гуманитарную помощь, научные и образовательные программы обмена, моральные ценности, привлекательность духовной и материальной культуры традиционного и современного Китая.

Наиболее значимым и эффективным инструментом «мягкого» влияния КНР являются постоянно растущие инвестиции. Причём китайские инвестиции особенно привлекательны для развивающихся стран, так как за ними не следуют требования о соблюдении прав человека, принципов правильного, с точки зрения Запада, управления, экологических норм качества, которые неотъемлемы в случае привлечения западных инвестиций.

Подстраиваясь под потребности мягкой силы, изменяется дипломатия КНР. Так, Китай увеличил количество встреч на высшем и высоком уровне, повысил квалификацию и профессионализм дипломатов, которые получают образование в престижных зарубежных университетах. Создавая образ сильного миролюбивого Китая, Пекин занимает второе место после Франции по количеству миротворцев, отправленных под флагом ООН в горячие точки планеты. В оказываемой Китаем гуманитарной помощи значительную роль играют медицинские услуги.

Несмотря на то, что китайское наступление в области мягкой силы хорошо подкрепляется материально, в Китае не учли, что сама мягкая сила подразумевает, прежде всего, наличие ценностей, высокого уровня благосостояния и открытости, а также привлекательного примера, которому хотят следовать. В Китае до сих пор активно воздействуют на зарубежное общественное мнение через специально создаваемые псевдообщественные организации, которые на практике полностью контролируются государственно-партийной властью. В этих условиях публичная дипломатия неизбежно превращается в простую государственную пропаганду. Кроме того, китайские власти закрывают слишком откровенные СМИ, приговаривают к длительным тюремным срокам даже умеренных оппозиционеров, закрывают доступ к многочисленным сайтам ГИС Интернет. Несмотря на все усилия по превращению агентства Синьхуа и китайского центрального телевидения в конкурентов Си-эн-эн и Би-би-си, зарубежных зрителей и слушателей у китайской пропаганды немного. Поэтому китайская модель развития вряд ли станет особенно привлекательной для всего мира.

Между тем Китай в настоящее время испытывает давление Запада практически на все стороны жизни своего государства – политику, общество, духовную жизнь народа. Сегодняшняя борьба между Китаем и США носит принципиальный, идеологический характер, поскольку затрагивает главные вопросы китайской идентичности, включая систему ценностей и общую модель развития страны, и ведётся в сфере общественного сознания. При этом в Поднебесной обеспокоены тем, что не столько Китай привносит в мир свою культуру, сколько США, которые приобрели черты культурологической гегемонии в мире, включая растущее влияние американской мягкой силы в самом Китае.

Мягкая сила США – заключается в политических ценностях и институтах. Это:

- демократические выборы и многопартийность;

- соблюдение прав человека;

- гражданские свободы;

- благотворительность,

например, план Маршалла (Marshall Plan) под официальным названием Программа восстановления Европы(European Recovery Program) – Программа помощи Европе после Второй мировой войны. План был выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом и вступил в действие в апреле 1948 года. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию. План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Заявленной США целью реализации плана было восстановление экономики Европы, разрушенной войной, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом. К американской благотворительности можно отнести и восстановление Японии после Второй мировой войны;

Культурные ценности:

- музыка, например, джаз, рок-н-ролл;

- фильмы, например, голливудские высокобюджетные блокбастеры;

- английский язык и литература;

Потребительские предпочтения:

- автомобили;

- Coca-Cola, Snickers;

- джинсы, модная одежда;

- инновационная техника и технологии (Microsoft, Apple).

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. На контурной карте мира найдите: океаны, моря, проливы, реки, Хартленд, дугу военно-политической нестабильности, материки, континенты, части света – шести- и пятиконтинентальные модели, макрорегионы мира по классификации ООН, экономические макрорегионы Российской Федерации, локализуйте ДНР и ЛНР.

 

 

Контурная карта мира

 

2. Письменно продолжите логический ряд основных видов страноведения: туристическое страноведение, …

3. Письменно завершите фразу: Яков Григорьевич Машбиц трактовал комплексное страноведение как ….

4. Письменно перечислите основные методы и принципы страноведения.

5. Письменно сформулируйте определения к таким страноведческим категориям: геостратегия, геополитическая картина мира, Hartland, shatterbelt, материк, регион, макрорегион, часть света, дуга нестабильности, принцип права, принцип силы, мягкая сила.

6. Обоснуйте 7 – 8 аргументами следующее утверждение: «Россия является ведущей (ведомой) страной, потому что…».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.227.76 (0.033 с.)