Восточноевропейская культура и цивилизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточноевропейская культура и цивилизация



Восточная Европа – геополитический и культурно-цивилизационный регион, расположенный в восточной части Европы. Крупнейший по площади европейский регион. Сформировался во времена расцвета и распада Византийской империи.

Основной религией является христианство – православие и католицизм. В регионе используется кириллическая письменность и латиница

 

 

Основными ценностями восточноевропейского типа цивилизации являются следующие:

- Восточная Европа – хранительница истин, которые Западная Европа отвергла,

- внимание к духовному более, чем к технократичному,

- превосходство культуры над политикой,

- превалирование индивидуальной этики над властью,

- преобладание истины над ложью.

 

 

Две Европы

 

Мировоззрение восточноевропейского типа. Восточно-европейская цивилизация решает вопрос о месте России и русских, а также ряда других антропологически и духовно родственных народов в том географическом пространстве, которое намного больше, нежели пространство западноевропейского мира. Это «намного больше» относится не только к географическим, но и к культурным, и цивилизационным характеристикам. Стало быть, встреча России и Запада происходит на просторах Восточной Европы: географических и ментальных. Мы можем осмыслить эту встречу в ретроспективе и попытаться выстроить её перспективные последствия.

На Западе всегда считали, что восточно-европейская цивилизация – это малая европейская цивилизация, находящаяся как бы «в тени» Большого Запада, тем самым примыкающая к его цивилизации, но не сливающаяся с ним. Её особенность в том, что она производит свою особую культуру и антропологию, которая в целом родственна западноевропейской, но при этом отличается от неё столь существенно, что можно говорить об особой цивилизационной ветви. До начала XXI века бытовало мнение, что она является «разорванной» на католическую, православную, протестантскую и исламскую религиозные культуры как определял её тот же Хантингтон. Но вполне гомогенной, хотя и комплиментарной к западной цивилизации.

Что объединяет такие разные народы, как русские, татары, поляки, сербы и словенцы в одну цивилизационную общность, да ещё отличную от западноевропейцев и жителей Южной Европы? Особенности её продиктованы тем, что она сложилась как евразийский или «континентальный» вариант европейского человека, живущего в своём особом, восточном мире.

 

 

Характерными чертами восточноевропейской цивилизационной общности являются:

1. Экстенсивность освоения и развития пространства, сезонность труда, низкая норма прибавочного продукта, высокие трудозатраты на единицу продукции, низкая плотность населения. Сравнительно узкий состав элитных слоёв и их большая зависимость от олигархии и централизованного государства. Необходимость собственного уклада экономики, придающего жизнеспособность хозяйству в таких условиях. Напротив, западный мир, начиная с античных греческих полисов, формировался как общество, стремящееся к совпадению в идеале с элитой, или хотя бы средним классом, но при этом активно эксплуатирующим другие народы, и их хозяйства с высокой рентабельностью и низкими издержками.

2. Развитое, но нелогоцентрическое и неинструментальное мышление. В результате здесь утвердился восточный вариант христианства, а в других государствах также сохранился канонический католицизм. Иначе говоря, «диалектика просвещения» затронула восток Европы в меньшей степени. Мышление целерациональное во всей своей мощи является скорее импортным инструментом, который здесь изначально не был нужен в таком количестве и качестве, как на Западе. Восточный европеец мыслит скорее синтетически, чем аналитически, не столь изощрён в способах извлечения выгоды и прибыли. Мышление восточноевропейского человека, говоря словами русского философа-экзистенциалиста Льва Исааковича Шестова,(1866 – 1938), «не афинское, а иерусалимское». Мышление в метафоре сердца, интуиции. Поэтому здесь и утвердилось восточное христианство. Но сегодня нужно поостеречься определять цивилизацию Восточной Европы только как исключительно православную, что нередко делалось и упорно делается.

3. Ориентация на коллективные формы быта при сохранении и развитии индивидуума. Личности индивидов восточно-европейской цивилизации структурированы как отдельные, автономные по отношению к обществу, но при этом тесно связанные друг с другом. В результате личность, хотя и оформилась как автономная и суверенная, приобрела черты тесной взаимосвязи с другими людьми, не отгороженной от них внешними этическими рамками. Это так называемая личность диффузного типа. Диффузность означает подвижность границ личности, совершенно неприемлемая для воспитанных западных европейцев. В отличие от неразвитых личностей кланового типа у восточных народов, практически сводящейся к родовым и текущим связям с окружением, восточноевропейская личность самостоятельна, хотя и зависима от окружения. Это коллективисты среди индивидуалистов и индивидуалисты среди коллективистов.

4. Внутренний эгалитаризм (стремление к равноправию) вместо формального демократизма и легизма. Недоверие к рационально упорядоченным системам формальных отношений и права, но с признанием естественных прав и справедливости. Народы Восточной Европы – это народы военной демократии, а не просвещённой бюрократии. Дух боевого братства и самопожертвования, а не войн ради наживы, делал их всегда хорошими выносливыми воинами.

5. Народы восточноевропейской цивилизационной общности объединены системой родства и общим происхождением на базе «славянской среды». Так что их генетику можно считать своего рода современным научным подтверждением правоты славянофильства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.005 с.)