Органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности



 

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению общественного порядка и безопасности в системе исполнительной власти в соответствии с законом создаются разнообразные государственные органы. Среди них можно выделить те, которые специально созданы для обеспечения общественного порядка и безопасности. К ним относятся органы внутренних дел, которые входят в систему государственных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. Эти органы находятся в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации, ему подотчетны и подконтрольны.

Органы внутренних дел, возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Положением о МВД России в круг его задач входит обеспечение в пределах установленных полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина, организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения, а также организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия[1]. Решение этих задач самым непосредственным образом влияет на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Министр внутренних дел несет персональную ответственность за выполнение, возложенных на МВД России задач. Составной частью системы Министерства внутренних дел Российской Федерации является полиция, призванная защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенная правом применения мер принуждения.

1 марта 2011 года вступил в законную силу Федеральный закон «О полиции», который четко определил назначение полиции в нашем государстве. Это защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.

В числе основных направлений деятельности полиции Федеральным законом определена задача обеспечения правопорядка в общественных местах, которая выполняется, в основном, силами строевых подразделений органов внутренних дел.

При выполнении данной задачи, строевые подразделения ОВД должны выполнять следующие, возложенные на полицию в Российской Федерации обязанности:

- обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

- обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

- принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

- участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;

- прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

- оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

Входя в государственную систему обеспечения общественного порядка и безопасности, подразделения полиции по охране общественного порядка в зависимости от объема и специфики выполняемых задач строятся и функционируют на трех уровнях управления: федеральном, региональном и местном. Характер правоохранительного воздействия подразделений по охране общественного порядка органов внутренних дел на сферу общественного порядка зависит от содержания выполняемых ими задач и места в системе органов внутренних дел.

Так, на федеральном уровне Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства решает основные проблемы, вырабатывает приоритетные направления деятельности полиции по охране общественного порядка, участвует реализации государственной политики по нормативному правовому регулированию в области охраны общественного порядка. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России выступает в качестве центрального субъекта управления всеми подразделениями полиции по организации охраны общественного порядка.

На региональном уровне управления по организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления МВД по республикам в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД по краям и областям, городам Москвы и Санкт-Петербурга, по автономным образованиям, УВД на транспорте и особо важных и режимных объектах, будучи объектами управления МВД России, одновременно выступают как субъекты управления по отношению к нижестоящим подразделениям. На этом уровне главное внимание уделяется обеспечению квалифицированного руководства территориальными органами, контролю их деятельности и оказанию им практической помощи. На управления по организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО помимо функции оперативного управления, возлагаются обязанности по усилению территориальных органов в случае осложнения обстановки (обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий межрайонного характера, участие в раскрытии тяжких преступлений, розыске и задержании опасных преступников и т.д.).

На местном уровне подразделения по охране общественного порядка территориальных органов организуют и непосредственно осуществляют охрану общественного порядка, обеспечивают личную безопасность граждан и общественную безопасность, предупреждают и пресекают преступления и административные правонарушения на улицах и в других общественных местах. Главное внимание в их деятельности должно уделяться профилактике правонарушений, организации и созданию условий для правомерного поведения граждан в сфере общественного порядка и безопасности, укреплению связи с населением.

Обобщая изложенное, можно определить, что подразделения по охране общественного порядка – это совокупность взаимосвязанных, взаимозависящих подразделений полиции, имеющих закрепленные в законе компетенцию и организационную структуру, функционирующую в целях охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах, обеспечения общественной безопасности, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, собственности от преступных и иных противоправных посягательств, своевременного реагирования на изменения оперативной обстановки.

Основными силами органов внутренних дел, обеспечивающими охрану общественного порядка и общественной безопасности являются подразделения патрульно-постовой службы.

 


2. Организационно-функциональная характеристика сил и средств патрульно-постовой службы.

 

В условиях, происходящих в стране социально-экономических перемен, сопровождающихся расширением демократии и гласности, необходимостью укрепления законности, особую актуальность приобретает обеспечение правопорядка на улицах и других общественных местах городов и населенных пунктов. Важная роль в реализации этой задачи принадлежит патрульно-постовой службе полиции. Эта служба выступает в качестве основного средства обеспечения порядка и борьбы с преступностью на улицах, площадях, в парках, на объектах транспорта и других общественных местах специально назначенными нарядами полиции.

2 сентября 1923 года Приказом Центрального административного управления НКВД г. Москвы № 4 была объявлена Инструкция постовому милиционеру, регламентирующая общие положения о постовой службе, права и обязанности постового милиционера. Со дня издания данного документа начат отсчет деятельности патрульно-постовой службы в качестве структурных подразделений органов внутренних дел[2].

За прошедшие годы подразделения патрульно-постовой службы (ППС) превратились в один из самых многочисленных и боеспособных отрядов органов внутренних дел Российской Федерации. Численность их составляет более 93 тысяч сотрудников. Сотрудники ППСМ в настоящее время выполняют задачи практически во всех городах и населенных пунктах России.

Ими ежегодно задерживается 150–200 тысяч лиц, совершивших преступления, и пресекается до 6–8 миллионов административных правонарушений.

В теории и практике термин «патрульно-постовая служба» употребляется в двух значениях: как вид деятельности специальных нарядов полиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью и как совокупность аппаратов, частей и подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Оба эти значения с разных сторон раскрывают содержание патрульно-постовой службы полиции. Она является основным средством обеспечения общественного порядка и безопасности, а также борьбы с преступностью на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, в том числе при проведении массовых мероприятий.

Изучение патрульно-постовой службы как аппаратов, частей и подразделений позволяет подробно рассмотреть ее систему и организационную структуру. Под организационной структурой органов внутренних дел понимается основанная на разделении функций совокупность должностей и подразделений, обеспечивающая ее целостность, а также требуемое взаиморасположение и упорядоченность всех элементов [3].

Организационная структура ППС включает в себя систему аппаратов, подразделений, то есть построение сверху донизу и внутреннего строения отдельного аппарата и подразделения, включая перечень должностей их сотрудников. Она, определяется, во-первых, характером выполняемых задач и функций; во-вторых, национально-государственным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. Так в соответствии с типовыми штатами строевых подразделений ППС данная служба может быть представлена такими самостоятельными подразделениями как полк, батальон, рота, взвод и отделения патрульно-постовой службы, каждое из которых включает в себя определенное количество сотрудников, занимающих штатные должности. В рамках территориальных органов внутренних дел, патрульно-постовая служба представлена отдельными ротами (взводами) ППС, в состав которых входят: командир роты (взвода), заместители командира роты по кадровой и воспитательной работе и по технической части, командиры взводов и их заместители, инспектора службы, командиры отделений.

На основе выше изложенного можно сделать вывод, что патрульно-постовая служба (ППС) – это структурные подразделения, предназначенные для обеспечения общественного порядка, общественной безопасности на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, в том числе при проведении массовых мероприятий.

К числу главных задач, которые призвана решать ППСМ, относятся:

– обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах;

– обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования;

– выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда;

– оказание содействия подразделениям криминальной милиции в исполнении возложенных на них обязанностей.

Правовую основу деятельности ППСМ составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон РФ «О полиции», законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативные акты МВД России и Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности[4], а также акты местных органов государственной власти и управления, принятые в пределах их полномочий и касающиеся вопросов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Организация и деятельность ППС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

Функциями строевых подразделений ППСМ являются:

1. Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

2. Оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья.

3. Пресечение и задержание лиц, совершивших преступления, по «горячим следам». Активное предотвращение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению, и в пределах своей компетенции принятие мер к устранению данных обстоятельств.

4. Обеспечение правопорядка при массовых мероприятиях, своевременное реагирование и пресечение попыток нарушений установленного порядка их проведения.

5. Совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принятие неотложных мер по спасению людей и оказанию им в установленном порядке доврачебной помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах.

6. Взаимодействие с гражданами по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

7. Участие в пределах своей компетенции в мероприятиях по профилактике и предупреждению преступлений и иных правонарушений, осуществляемых по линии других подразделений органов внутренних дел, правоохранительных органов, органов государственной власти.

8. Участие в пределах своих полномочий в выполнении задач, определенных планами перевода органов внутренних дел на военное время и действий при чрезвычайных обстоятельствах.

9. Участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении контртеррористических операций.

Функции, возложенные на подразделения милиции, осуществляются силами, которые с учетом назначения, роли и места в патрульно-постовой службе, как виде деятельности подразделяются на основные, дополнительные и приданные [5].

Основные силы составляют части и подразделения полиции, специально предназначенные для несения патрульно-постовой службы (строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции территориальных ОВД, ОВД на транспорте и на особо важных и режимных объектах).

Строевые подразделения ППС предназначены для обеспечения охраны общественного порядка, общественной безопасности, борьбы с преступностью на улицах, объектах транспорта, режимных объектах и в других общественных местах. Они являются структурными подразделениями территориальных органов и ОВД на особо важных и режимных объектах.

В составе строевых подразделений по мере необходимости могут создаваться специализированные группы сотрудников полиции для борьбы с наиболее распространенными видами правонарушений в общественных местах.

Дополнительные силы состоят из частей и подразделений ОВД, которые наряду с выполнением своих основных функций осуществляют функции по обеспечению правопорядка в общественных местах. К ним относятся: строевые подразделения дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, строевые подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел и иные подразделения органов внутренних дел, задействованные в обеспечении правопорядка в общественных местах.

Основные и дополнительные силы ППС находятся в непосредственном подчинении у тех начальников, которые организуют охрану общественного порядка.

Приданные силы представляют собой части и подразделения ОВД, которые по распоряжению начальника вышестоящего органа внутренних дел поступают в оперативное подчинение к начальнику нижестоящего органа внутренних дел для усиления ППС при осложнении оперативной обстановки или при возникновении определенных обстоятельств (например, при проведении массовых мероприятий, во время стихийных бедствий).

В качестве приданных сил ППС могут использоваться специальные моторизованные соединения и воинские части внутренних войск МВД России, соединения и воинские части оперативного назначения внутренних войск МВД России, курсанты, слушатели, преподаватели и начальствующий состав образовательных учреждений системы МВД России.

К участию в обеспечении правопорядка в общественных местах во взаимодействии с органами внутренних дел и в соответствии с законодательством Российской Федерации могут привлекаться представители общественных формирований правоохранительной направленности, работники предприятий, осуществляющих негосударственную частную охранную деятельность[6] и иные граждане Российской Федерации.

При несении патрульно-постовой службы используются следующие средства: автотранспорт (специальные автомобили, бронемашины, вертолеты, мотоциклы, катера и велосипеды, другие транспортные средства); средства радио- и проводной связи и специальной техники (в том числе системы телевизионного наблюдения, электромегафоны и т.д.); табельное огнестрельное оружие, снаряжение и специальные средства; осветительные приборы, специальная аппаратура и другие технические средства; служебные животные (собаки, лошади).

С целью выполнения своих функций сотрудники патрульно-постовой службы наделены правами и обязанностями, установленными Федеральным Законом РФ «О полиции», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России. Их практическая реализация обеспечивается руководителями и командирами аппаратов и подразделений патрульно-постовой службы в процессе организационной деятельности, которая осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям: внутриорганизационному и внешнеорганизационному.

Объектом организующего воздействия первого является административно-исполнительная деятельность аппаратов и подразделений ППС: обеспечение выполнения функциональных обязанностей личным составом, управление его служебной деятельностью, подбор, расстановка, обучение и воспитание кадров, планирование работы, выработка и принятие решений по расстановке сил и средств, оперативное управление подразделениями, контроль и проверка исполнения, обобщение и распространение передового опыта и др.

Внешнеорганизационное направление выражается в координации деятельности службы с другими государственными органами, отраслевыми службами органов внутренних дел, общественными объединениями, трудовыми коллективами в осуществлении взаимодействия с ними для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Организационная деятельность неразрывно связана с административно-исполнительской деятельностью ППС, в процессе которой осуществляется непосредственная практическая охрана общественного порядка, применяются профилактические и административно-принудительные меры, выполняются другие функции, реализуемые в административно-правовых формах.

Основными функциями руководителей ОВД и командиров строевых подразделений по организации патрульно-постовой службы являются:

– изучение оперативной обстановки на обслуживаемой территории и определение участков, где необходимо выставлять наряды полиции с учетом времени и места совершения правонарушений;

– установление обязательных норм ежесуточного выставления личного состава и использование в патрулировании автомототранспорта;

– разработка плана комплексного использования сил и средств милиции;

– управление нарядами в период несения ими службы.

Для несения патрульно-постовой службы используются следующие виды нарядов: патруль, пост, а также патрульная группа, группа немедленного реагирования, наряд сопровождения, контрольно-пропускной пункт, контрольный пост милиции, заслон, резерв и другие.

1. Патруль – подвижный наряд, состоящий из одного или нескольких сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск МВД России и выполняющий возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования. Сотрудник полиции, входящий в состав патруля, называется патрульным. Патруль может нести службу на автомобиле (ПА), на мотоцикле (ПМ), на катере (ПКТ), на вертолетах (ВП), на конях (ПК)[7], в пешем порядке (ПП), со служебными собаками (ПС). Патрулю для несения службы устанавливается маршрут патрулирования, границы которого определяются на местности в зависимости от конкретных условий и оперативной обстановки. Протяженность маршрута не должна превышать для патрулей на автомобилях 6 км., на мотоциклах 4 км., для пеших 1,5 км.

2. Постэто наряд органов внутренних дел, располагающийся в определенном месте или на участке территории, на котором постовой выполняет свои обязанности. Посты выставляются там, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудника полиции. Для поста определяется центр и его границы. Центр поста определяется в таком месте, откуда наиболее удобно вести наблюдение и оперативно принимать меры к предупреждению и пресечению правонарушений. Удаление границ от центра поста не должно превышать 300 метров.

3. Стационарный пост полиции (СП)специально оборудованное техническими средствами управления нарядами, видеонаблюдения и связи помещение (павильон), располагающееся в жилых массивах, находящихся на значительном удалении от ОВД, улицах и площадях с массовым пребывание граждан или подверженных криминогенным проявлениям, где необходимо обеспечить постоянное нахождение сотрудников милиции. Павильон поста полиции оборудуется табло с надписью «пост полиции», оснащается телефонной и радиосвязью, проблесковым маячком, ревуном, электрокамином, мебелью и служебной документацией. К работе на СП привлекаются наиболее подготовленные в профессиональном и строевом отношении сотрудники полиции, внешний вид, физическое и интеллектуальное развитие которых должны вызывать у населения чувство доверия и уверенности в том, что они находятся под надежной защитой. В состав поста должно включаться не менее двух постовых.

4. Патрульная группа (ПГ)подвижныйнаряд, состоящий из двух и более патрулей, объединенных для несения службы под единым руководством. Этому наряду назначается несколько маршрутов. Основу патрульной группы составляет патруль на специально оборудованном автомобиле, в состав которого входят сотрудники для осуществления пешего патрулирования на установленном участке территории в местах стоянок. Начальником (старшим) патрульной группы назначается командир отделения либо наиболее опытный сотрудник полиции, способный обеспечить руководство деятельностью группы.

5. Группа немедленного реагирования (ГНР) – наряд органов внутренних дел, создаваемый в целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлениях и других правонарушениях, принятия безотлагательных мер для задержания лиц, совершивших преступление, по «горячим следам» и участия в раскрытии преступлений. Данный наряд создается как на штатной основе в составе нарядов дежурных частей ОВД, так и в установленном порядке – временно.

Приказом №81 от 29.01.2008г. «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах» предусматриваются и другие виды нарядов:

Группа задержания ОВО - подвижной наряд милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации численностью не менее 3 сотрудников, осуществляющей патрулирование, оперативное реагирование на сигналы «тревога» с охраняемых объектов, поступающих на пункт централизованной охраны, и задержания лиц, совершивших противоправные действия в отношении охраняемого имущества.

Наряд ОВД для сопровождения в пути следования в целях охраны общественного порядка поезда, судна, самолета.

Контрольно-пропускной пункт (КПП) – наряд ОВД, выставляемый для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств.

Стационарного поста ДПС (СПДПС) - наряд ДПС ГИБДД, выполняющий задачу в определенном месте, оборудованном специальными служебными помещениями, оснащенном оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями.

Контрольный поста полиции - наряд специальной заградительной системы, выставляемый для обеспечения эффективного взаимодействия между различными подразделениями полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыска преступников, выявлению и задержанию похищенного и используемого в преступных целях автомототранспорта и лиц, их совершивших, а также проведения контртеррористических и специальных операций.

Заслон - наряд в составе группы (подразделения) сотрудников органов внутренних дел, выполняющий задачу по контролю за определенным участком местности или перекрытию отдельных транспортных направлений.

Резерв - наряда органов внутренних дел, предназначенный для усиления сил и средств обеспечения правопорядка в общественных местах, в случаях внезапно возникающих задач в связи с осложнением оперативной обстановки, а также для подмены нарядов обеспечения правопорядка в общественных местах.

Передвижной пункт полиции (ПП) - наряд полиции, базирующийся на специально оборудованном транспорте, и предназначенный для организации несения службы по охране общественного порядка в жилых массивах, зонах отдыха граждан, а также местах проведения мероприятий и другой территории, удалённой от базовых объектов (участковых пунктов полиции, дежурной части, СПМ) территориального органа внутренних дел, решающего задачи оперативного реагирования на сообщения о происшествиях и управления нарядами обеспечения правопорядка в общественных местах.

Подвижная полицейская группа (ПМГ) - комбинированный наряд ОВД, состоящий из представителей нескольких подразделений, выполняющий задачи по задержанию преступников по горячим следам на значительном по протяженности маршруте, либо удаленной от расположения территориального органа внутренних дел территории.

Наряд скрытного патрулирования (НСП) - наряд органов внутренних дел, осуществляющий патрулирование по определенному маршруту, участку местности, состоящий из сотрудников подразделений милиции общественной безопасности, осуществляющих скрытное наблюдение за местами вероятного совершения преступлений и административных правонарушений на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 3108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.051 с.)