Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Личность как субъект социального развития. Роль исторических личностей.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Характеристика народа как субъекта истории не означает отрицания или умаления значения деятельности конкретных личностей. Роль народа, классов, наций и других социальных общностей в качестве субъектов истории реализуется в личностях, их действиях, конкретных поступках. Более того, от осознания каждым из них целей исторического процесса, объективных условий, участия в выработке и реализации решений зависит и степень воздействия масс на общественное развитие, его темпы и глубину преобразований. Для определения роли личности в истории и понимания ее сущности необходимо отделить это понятие от близких к нему по значению понятий «человек», «индивид», «индивидуальность». Понятие человек – родовое понятие, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поэтому человек – существо биосоциальное, т.е. включает как общесоциальные черты, так и биологические. Индивид – отдельный, единичный человек. Личность фиксирует, главным образом, социальный аспект жизнедеятельности человека. Человек рождается и формируется как личность в контексте определенной духовной и материальной культуры. Нельзя понять сущность человека, если рассматривать отдельного индивида вне его социальных связей. С этих позиций личность представляет динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Для характеристики уникальности, неповторимости, присущей личности, употребляется понятие «индивидуальность». Поэтому личность представляет единство общего (социально-типичного), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности). Это конкретизируется в сущностной характеристике личности. Личность – это общественно развитый человек, который обладает самосознанием, волей, определенными чертами мировоззрения. Кроме того, личность характеризует свобода выбора (возможность поступать по собственной воле, а не по принуждению извне) и свободный выбор (т. е. действия отвечают потребностям развития личности и общества). Наконец, для личности характерно осознание ответственности как перед собой за свои поступки, так и перед другими людьми. Становление личности происходит на протяжении всей жизни человека. Социализация личности – это процесс вхождения в социальную среду и приспособления к ней, освоения социальных ролей, определения своих интересов, потребностей и реализация жизненных целей. В процессе социализации, становления личности взаимодействуют объективные факторы социальной среды, а также субъективные компоненты – сознание личности, регулирующие ее поведение в соответствии с мировоззрением, ценностными ориентациями, жизненным опытом. Подчеркивая влияние каждой личности на ход исторических событий, важно в то же время иметь в виду, что отдельные личности в силу своих способностей и качеств могут оказывать существенное воздействие на социальные процессы. Чтобы определить характер, меру этого влияния, нужно различать понятия «историческая» личность и «выдающаяся» личность. Общим для них является большая степень влияния на ход истории. Но не всякую историческую личность можно назвать выдающейся. Таковой она является в том случае, если ее деятельность связана с прогрессивными преобразованиями общества. Исторические личности могут как ускорять ход общественного процесса (если деятельность личности прогрессивна), так и замедлять его (если ее деятельность противоречит прогрессивной тенденции), либо оказывать противоречивое влияние. Но эти личности не могут коренным образом изменить ход истории, так как не в их власти отменить действие объективных законов. Влияние исторической личности на общественные процессы – результат двух слагаемых: социальных условий, с одной стороны, индивидуальных способностей, незаурядных качеств конкретной личности, с другой. При этом решающее значение принадлежит социальным условиям. Появление исторической личности определено объективными обстоятельствами, социальными условиями, которые дают ей возможность проявить свои способности. Однако это не отрицает влияния случайностей на исторические события. Случайным может оказаться то, какой конкретно человек будет выдвинут на главную роль в осуществлении назревших социальных проблем, его индивидуальные качества. Новые подходы в оценке роли случайности в социальном процессе раскрывает синергетика, изучающая общие закономерности самоорганизации открытых систем. Отказываясь от понимания случайности как второстепенного, не имеющего принципиального значения фактора, синергетика раскрывает ее конструктивную роль, когда в условиях неустойчивого состояния общества (кризис, политическая дезорганизация) случайные воздействия, отдельные личности могут не только влиять, но и определять альтернативный характер и способ социального движения. Сложноорганизованным системам невозможно навязать пути их развития, но можно способствовать проявлению их собственных тенденций и здесь приобретает особое значение поведение личности, ее способность понимания ситуации и влияния на ход событий, осознания огромного груза ответственности перед обществом. Практические задания: 1. Что мы определяем как «уникальность, неповторимость конкретного человека, обусловленная своеобразием сочетания биологического, психологического, социального»? 2. Что мы определяем как «более или менее ограниченная группа лиц или скопление людей по любому поводу, для которых характерны такие черты как возбудимость, непредсказуемость и неустойчивость действий, иррациональность поведения»? 3. Что мы определяем как «специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение или совершать поступки в соответствии со своими целями, идеалами и оценками, соотнося их с интересами и целями общества»?
Перечень литературы:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.125.137 (0.006 с.) |