Тема 4. Диалектика: понятие и основные исторические формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Диалектика: понятие и основные исторические формы.



Кафедра Философии и истории

 

Матюхин А.В.

Борисова Е.М.

 

Интернет-курс

по дисциплине

«Философия»

Москва


Содержание

Аннотация к дисциплине. 5

 

Тема 1. Предмет философии. 7

Вопрос 1. Рождение философии. 8

Вопрос 2. Основные подходы к определению предмета философии. 9

Вопрос 3. Специфика философского знания. 11

Практические задания: 13

Контрольные вопросы: 15

Перечень литературы: 15

 

Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством. 15

Вопрос 1. Философия и наука. 16

Вопрос 2. Философия, религия и искусство. 18

Вопрос 3. Многообразие философских направлений и школ. 20

Практические задания: 21

Контрольные вопросы: 21

Перечень литературы: 22

 

Тема 3. Мировоззрение и проблемы познания. 22

Вопрос 1. Философия и мировоззрение. 22

Вопрос 2. Материальное» и «идеальное» в философии. 26

Вопрос 3. Познаваем ли мир. 29

Практические задания: 31

Контрольные вопросы: 32

Перечень литературы: 33

 

Тема 1. Предмет философии

Содержание темы:

Рождение философии.

Основные подходы к определению предмета философии.

Специфика философского знания.

Цели и задачи изучения темы:

Цель изучения темы: Формирование исходных представлений о причинах появления, предмете и специфики философии.

 

Задачи изучения темы:

1. Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме.

2. Формирование навыков философского мышления.

3. Выявление универсальности философского подхода.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

· философия;

· мифология;

· онтология;

· антропология;

· этика;

· эстетика;

· гносеология;

· способ мышления.

Теоретический материал по теме.

 

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2006.

2. Вольф Р.П. О философии. – М., 1996.

3. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1989.

4. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. - Московская финансово-промышленная академия, 2009.

5. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 2007.

 

Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством

 

Содержание темы:

1. Философия и наука.

2. Философия, религия и искусство.

3. Многообразие философских направлений и школ.

 

Цели и задачи изучения темы:

Цель изучения темы: Формирование базовых представлений об особенностях философии в контексте сравнительного анализа с наукой, религией и искусством.

Задачи изучения темы:

Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме.

Выработка умений и навыков сравнительного анализа.

Выявление причин многообразия философских направлений.

Повышение общего уровня философской и научной культуры.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

· наука;

· софистика;

· религия;

· искусство;

· иррационализм;

· позитивизм;

· декаданс;

· экзистенциализм;

· гипотетические знания;

· сциентическая форма знания;

· скептицизм;

· догматизм;

· плюрализм;

· толерантность.

 

Теоретический материал по теме.

 

CD-диск «Коллекция учебных материалов». – М., - МФПА, 2010.

Анокова Н.В. История религий - Учебное пособие. – М., Маркет ДС, 2007.

3. Звездкина Э.Ф., Егоров В.Ф. Теория философии. – М., 2004.

4. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. - Московская финансово-промышленная академия, 2009.

5. Никифоров А. Философия науки: история и методология. - М., 1998.

6. Философия науки: Словарь основных терминов. – М, 2004.

 

Тема 3. Мировоззрение и проблемы познания

Содержание темы:

Философия и мировоззрение.

Материальное» и «идеальное» в философии.

Познаваем ли мир.

Цели и задачи изучения темы:

Цель изучения темы: Формирование исходных представлений о философских аспектах мировоззрения и познавательной деятельности

 

Задачи изучения темы:

1. Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме.

2. Выявление специфики критически-осмысляющего философского подхода.

3. Анализ сущности проблематики соотношении материи и сознания.

4. Выявление особенностей философской проблемы познаваемости мира.

 

Теоретический материал по теме.

 

Вопрос 3. Познаваем ли мир.

 

Во второй – гносеологической - стороне философского вопроса о соотношении материального и идеального сформулирована проблема познаваемости мира: может ли сознание адекватно отражать окружающий мир, доступна ли для человеческого разума истина и сущность вещей? В процессе осмысления этих вопросов в истории философии возникают несколько гносеологических концепций.

· Познавательный (гносеологический) оптимизм. В этом случае, философы (а их большинство) доказывают возможность познания реального мира. При этом они ссылаются на практику, подтверждающую истинность многих теоретических положений.

· Скептицизм (от. греч. Skepsis - сомнение) – учение, появившееся в античной философии (Пиррон, Секст Эмпирик), которое не допускает, в принципе, возможность никакого достоверного знания. До нас дошли, так называемые, «скептические тропы», содержащие оригинальную аргументацию против способности человека к познанию истины. В основе позиции скептиков лежит принцип «изостении» - равнозначности всех суждений: «любое суждение равно сильно другому, поэтому нет верного знания, и следует вообще воздерживаться от каких-либо утверждений». Из этой позиции скептики выводят нравственный закон жизни философа, мудреца - атараксию (от греч. Ataraxia - невозмутимость): так как суждения инициируют определенный поступок, то отказ от них является непременным условием достижения покоя и безмятежности.

Скептическое отношение к познанию мира сохранилось и в некоторых современных философских школах. Например, постмодернизм, исходя из убеждения о множественности и субъективности истин, выдвигает принцип полного отказа от познания мира. Само познание, с точки зрения этого учения, бесполезно, поскольку «события всегда опережают теорию».

· Агностицизм (от греч. Agnostos - непознаваемый) - философская концепция, отрицающая возможность истинного познания мира. Между агностицизмом и скептицизмом есть существенное различие. Агностики, отрицая способность человека познать сущность вещей, тем не менее, не отрицают возможность познания мира явлений и теоретических знаний о нем, они не придерживаются и принципа воздержания от суждений. Термин «агностицизм» ввел в науку в 1869 г. английский естествоиспытатель Т. Гексли, хотя сама концепция возникла гораздо раньше - во времена софистов. Классическую форму агностицизм приобрел в философии Юма и Канта.

 

Итак, мы рассмотрели две стороны ключевого вопроса философии - о первичности материи или сознания и познаваемости мира. В связи с этим возникает новая существенная проблема, которая может быть сформулирована следующим образом: раскрывают ли полностью содержание данного вопроса две рассмотренные выше его стороны?

Нет, философский вопрос о соотношении материи и сознания, кроме фундаментальных проблем о первооснове мира и его познаваемости, имеет и другой существенный аспект - взаимоотношение материи и сознания на различных уровнях организации жизни: природной, биологической, социальной, духовной. В частности, это соотношение материальной и духовной культуры, общественного бытия и общественного сознания, биологического и духовного в человеке и т.д. И в данном случае соотношение материи и сознания, материального и идеального не ограничивается вопросом об их первичности и вторичности: здесь может быть другого рода их координация, например, взаимодействие, или взаимообусловленность. Следует отметить, что в познавательном процессе активной, творческой стороной выступает сознание, оно «препарирует» реальность, анализирует ее, экспериментирует и т.д. Но это, отнюдь, не означает, что сознание первично по отношению к изучаемому объекту, что оно порождает его: здесь совершенно другое взаимоотношение материального и идеального.

В любом философском исследовании, связанном с человеческим бытием - в том или ином виде - присутствует проблема соотношения материи и сознания. И эта проблема характеризует философский уровень изучения явлений; именно при ее решении возникают те исходные, ключевые знания, с помощью которых с философской позиции осознается исследуемый материал. В определенном смысле, можно сказать, что философия - это учение о взаимодействии материального и идеального на всех уровнях человеческого бытия. Другое дело, нельзя придавать этому вопросу жестко идеологический или партийный характер, как это было в недавнем прошлом. Так, в Философской энциклопедии 1967 г. вопрос о соотношении материи и сознания объявлялся «методологическим основанием для проведения принципа партийности в философии». Философия не выполнять роль идеологической доктрины (атеизма, теизма, коммунизма, либерализма и т.д.). Ее цель не в том, чтобы внедрить в сознание человека догматическое мировоззрение, а в том, чтобы искать различные ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия, которые могут помочь человеку познать мир и приобрести определенную систему духовных и нравственных ценностей.

Практические задания:

1 Немецкий философ М. Хайдеггер замечал:«Философия ни наука, ни мировоззренческая проповедь». Справедливо ли это суждение? Выскажите свое отношение к взаимосвязи философии и мировоззрения.

2. Греческий философ Аристотель писал: «Большинство первых философов считали началом всего одни лишь материальные начала, а именно то из чего состоят все вещи... Фалес - основатель такого рода философии - утверждал, что начало вода (поэтому он заявлял, что земля находится на воде)». О какой философской школе ведет речь Аристотель? Выскажите свое понимание проблемы о соотношении материи и сознания.

3. Немецкий философ А. Шопенгауэр замечал: «Истинно философское воззрение на мир... то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность...». О какой функции философии идет речь в этом высказывании? Выскажите свои представления об основных функциях философии.

4. Современный английский философ А. Уайтхэд пишет: «Когда цивилизация достигает своей кульминации, общество, избавленное от общефилософского понимания жизни, обречено на упадок... Те исторические эпохи, развитие которых было связано с распространением философского мировоззрения, никогда не исчезнут из памяти человечества». Существуют ли основания для такой мысли философа? Выскажите свою точку зрения на роль философии в современном мире.

5. Установите соответствия

Соотнесите понятия и определения.

 

6.Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.

 

Идеалисты, напротив, считают первичным _______________(1), которое порождает ______________(2) мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распространение только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой - Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, миром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, _________________(3)), но классическую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем сознании: мир - это мое _____________(4) о нем (Шопенгауэр), вещь - это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле _____________(5) создает свой мир, и является как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъективный _____________(6) появился значительно позднее объективного на основе эмпирической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к вы­воду о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епископ Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма - материальный _____________(7), есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах.

 

А) представление Е) материальный
Б) идеализм Ж) субъект
В) сознание  
Г) мир  
Д) конфуцианство  

 

             
             

Контрольные вопросы:

1. Какую проблему поднимает К. Ясперс в своем высказывании: «Коперник знал, что Земля вращается вокруг Солнца, а Бруно был в этом убежден. Первый отказался от своих знаний, второй - нет, и принял мученическую смерть»?

2. В чем смысл мировоззренческой функции философии?

3. По каким основаниям можно классифицировать многообразие мировоззренческих взглядов?

4. Какие исторических факты свидетельствуют о значительном влиянии философии на мировоззрение общества и человека?

5. Назовите основателя субъективного идеализма в философии.

6. Что понимается под философским термином «атараксия»?

7. В каких философских концепциях агностицизм приобрел классическую форму?

 

Перечень литературы:

Закон перехода количественных изменений в качественные: всем предметам и явлениям свойственны количественная и качественная определенности, количество и качество. Количество и качество взаимосвязаны. В процессе развития постепенные количественные изменения приводят к коренным качественным. Этот переход, как правило, осуществляется в форме скачка.

3. Закон отрицания отрицания. Стоит сразу отметить, что речь идет не о механическом, а о диалектическом отрицании, под которым понимается не любое отрицание, а только такое, которое приводит к качественным изменениям. Диалектическое отрицание исходит из того, что новое не уничтожает старое, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. Энгельс в своей известной работе Анти-Дюринг приводил зерно в качестве примера диалектического отрицания. Сначала имеется зерно, затем его отрицает растение, а потом растения выбрасывает много зерен и круг как бы замыкается, но на более высоком уровне: вначале было одно зерно, а теперь зерен множество. Примером диалектического отрицания можно считать смену общественно-экономических формаций. Сначала господствовала архаическая (первобытнообщинная) формация, которая основывалась на общественной собственности, затем ей на смену пришла эпоха формаций основанных на частной собственности и затем, на новом более высоком уровне развития, в СССР была попытка вновь построить общество с господством общественной собственности.

Закон отрицания отрицания: развитие осуществляе6тся посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.

Содержание и форма.

Содержание это совокупность элементов и процессов образующих предмет.

Форма это структура и организация содержания. Форма бывает внешняя и внутренняя. Внешняя форма отражает внешние признаки содержания, внутренняя форма выражает структурную организованность содержания.

Так, к примеру, содержанием права являются общеобязательные, закрепленные в нормативных актах предписания. Формой же права является, с одной стороны его внутренняя система (нормы, отрасли, подотрасли, институты и пр) (если речь идет о внутренней форме), с другой стороны источники права, то есть те документы, в которых содержатся правовые нормы.

Взаимодействие формы и содержания.

1.Форма определяется содержанием, но раз возникнув, форма приобретаетотносительную самостоятельность. 2. Содержание, с одной стороны определяет форму, задает параметры и пределы для развития формы. Вместе с тем и форма может оказывать обратное воздействие на содержание. Она может способствовать развитию содержания, а может и тормозить его. 4. Содержание - изменчиво, форма – устойчива. Форма и содержание противоположности. В процессе борьбы, содержание отбрасывает старую форму, но в тоже время новая форма способствует развитию новых элементов у содержания. Сущность и явление.

Сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая совокупность сторон предмета. Сущность определяет природу предмета и из нее вытекают все его основные стороны и признаки. Сущность не лежит на поверхности и для того, что бы ее познать, требуется проникнуть вглубь предмета, исследовать его с помощью теоретического мышления. Сущность отвечает на вопрос «для чего», раскрывает основной смысл и назначение предмета.

Явление – это внешнее непосредственное выражение сущности. Так, к примеру, если сущность государства заключается в том, что это аппарат управления в руках экономически господствующего класса, а сущность права в том, что это возведенная в закон государственная воля, то проявляется эта сущность по-разному. Может проявляться в текстах законов, может в определенных политических действиях и пр.

Сущность человека заключается в общественных отношениях, которые формируют его личность. Проявляется это в поведении индивидов в повседневной жизни (недаром, есть такое выражение «показал свою сущность»).

Диалектика сущности и явления. Диалектика сущности и явления строиться на двух основных особенностях: с одной стороны сущность и явления едины, с другой противоположны.

Сущность является, явление существенно – писал Ленин. Явление это сущность, взятая со стороны ее функционирования в непосредственной действительности. Внешняя сторона действительности, отдельные свойства предмета, составляют явление. Сущность же это те же явления взятые со стороны в их наиболее глубоких, общих, важных и устойчивых черт.

Что бы познать сущность явления, не достаточно эмпирического познания, необходимо глубокое осмысление целой цепи событий, связанных с развитием этого явления. В то же самое время, сама по себе сущность не бывает абстрактной, она всегда находит свое выражение в конкретных событиях, поступках, действиях, что в совокупности является явлением. Не может быть сущности абстрактного права или государства, всегда за сущностью государства и права стоят конкретные явления, подтверждающие сущность.

 

Причина и следствие.

Причина – это явление или группа явлений, предшествующие другому явлению и вызывающие его. Явление же, которое возникает и развивается под воздействием причины, называют следствием.

Причина всегда предшествует следствию и определяет ход его развития, однако следование во времени не является достаточным основанием для определения причины. Зима следует за осенью, но из этого не следует, что осень причина зимы. Причинная зависимость между явлениями имеет место лишь тогда, когда одно из явлений не просто следует раньше по времени, но и порождает другое.

Причину не следует путать с поводом – непосредственно предшествующим следствию событием, которое не является причиной, но дает толчок к его развитию. Так, если поводом к началу Первой Мировой войны является убийство австрийского эрцгерцога Фердинанда в сербском городе Сараево, то основная причина лежит в империалистической стадии капитализма, которая неизбежно порождает передел сфер влияния в мире между крупнейшими монополистами, что неизбежно приводит к войнам.

В исследовании общественных процессов очень важно выявить подлинную причину того или иного события. Зачастую это оказывается не так просто, и мы видим на примере знаковых исторических событий (как например, Великая Октябрьская революция) разночтения в толковании их причин. Что бы правильно выявить их, необходимо всесторонне изучить противоречия общества в данную эпоху.

Перечень литературы

Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М. 1962.

Ленин В.И. ПСС. Издание 5-е. Т. 29.

Ленин В.И. ПСС. Издание 5-е. Т. 23.

Гегель Г.В.Ф. Наука Логики. М. СПб 2002.

Сталин. И.В. Вопросы ленинизма. Издание одиннадцатое. Государственное издательство политической литературы. 1952г.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. СОЦЭГИЗ. 1931.

Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. М. 1946.

Матюхин А.В. Основы философии. Московский Финансово-промышленный Университет «Синергия. 2013.

 

Тестовые задания для самопроверки

1. Учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей – это….

А). Метафизика

Б). Материализм

В). Диалектика

Г). Скептицизм.

 

2. Как метод познания диалектика противостоит…

А). Метафизике

Б). Материализму

В). Идеализму

Г) Религии.

 

3. Одним из основоположников античной диалектики был…

А). Гегель

Б). Маркс

В). Фихте

Г). Гераклит.

 

4. Основная работа Гегеля, в которой он излагает свое учение о диалектике называется…

А.) Философия права

Б). Философия религии

В). Наука логики

Г). Феноменология духа

 

5. Основоположниками материалистической диалектики были…

А) Маркс и Энгельс.

Б). Гегель

В). Каутский

Г). Дидро.

 

6. существенная и необходимая, общая и повторяющаяся связь между явлениями материального мира, вызывающая строго определенное течение событий это…

а). Количество

б). Категория

в). Закон

г). Необходимость

 

7. Борьба противоположностей - это…

А). Противоречие

Б). Единство

В). Закон

Г). Свойство.

 

8. Выделяют… парных категорий диалектики

А). 4

Б) 7

В). 5

Г). 6

 

9. Явление или группа явлений, предшествующие другому явлению и вызывающие его – это…

А). Причина

Б). Следствие

В). Возможность

Г) Сущность.

 

10. Главная, внутренняя, относительно устойчивая совокупность сторон предмета – это....

А). Явление

Б). Содержание

В). Сущность

Г). Форма.

 

 

Рассмотрение общества как подсистему объективной реальности, выявление фундаментальных оснований общественной жизни, ее системообразующих факторов, движущих сил развития в контексте различных концепций общества.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

· общество;

· идеалистическая модель;

· натуралистическая модель;

· геополитика;

· материалистическая модель;

· общественное бытие;

· общественное сознание;

· общественно-экономическая формация;

· идеальные отношения;

· материальные отношения;

· цивилизация;

· культура;

· факторная модель;

· социальные законы;

· детерминизм.

 

Литература

Основная:

1. CD-диск «Коллекция учебных материалов». – М., - МФПА, 2010.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2006.

3. Борисова В., Джохадзе Н. Социальная философия. - Учебное пособие. - М., 2000.

4. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю, Смирнов Ю.Б. Философия. Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московская финансово-промышленная академия. М., 2004.

5. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 2003.

6. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. – М., Московская финансово-промышленная академия, 2009.

 

Дополнительная:

1. Алексеев П.В. История философии: – Учебник. – М., Проспект, 2005.

2. Анокова Н.В. История религий - Учебное пособие. – М., Маркет ДС, 2007.

3. Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1993.

4. Васильев Б.В. Идея общественного прогресса в философии русского неолиберализма // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 2.

5. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

6. Владимиров В.В. Смысл русской жизни. – М., 2006.

7. Вольф Р.П. О философии. – М., 1996.

8. Галактионов Л.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. - Л., 1990.

9. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов на Дону, 2004.

10. Дугин А.Г. Философия политики. - М., 2004.

11. Дугин А.Г. Философия традиционализма. - М., 2002.

12. Замалеев А. Курс истории русской философии. - М, 1996.

13. Западная философия XX века. - М., 1994.

14. Звездкина Э.Ф., Егоров В.Ф. Теория философии. – М., 2004.

15. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х тт. - Л., 1991.

16. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. - М., 2000.

17. История философии. Россия – Запад – Восток. Кн. 1-4. - М., 1995.

18. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. - М,. 1989.

19. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. - М., 2005.

20. Крапивенский С. Общий курс философии. - Волгоград, 2004.

21. Кропоткин П.А. Этика. Избранные труды. - М., 1990.

22. Леонтьев К.Н. Избранные письма. - СПб., 1993.

23. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991.

24. Малявин С.Н. История русской социально-философской мысли. – М., 2003.

25. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1989.

26. Матюхин А.В. Общественная мысль России XIX – начала XX века // Социально-гуманитарные знания. - 2009. – № 2,3.

27. Мир философии: В 2-х томах. - М., 1991.

28. Никифоров А. Философия науки: история и методология. - М., 1998.

29. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М., 1991.

30. Новикова Л.И, Сиземская И.Н. Русская философия истории. - М., 1999.

31. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX - начала XX века. - М., 1994.

32. О России и русской философской культуре. Философы послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990.

33. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2002.

34. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. - М., 1998.

35. Радугин А. Философия. Курс лекций. - М., 2004.

36. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-3. - СПб,, 1997.

37. Русская философия. Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М., 1995.

38. Современная западная философия. Словарь. - М., 1998.

39. Соколов С.В. Социальная философия - Учебное пособие для вузов. – М, 2003.

40. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

41. Толстой Л.Н. Путь жизни. - М., 1993.

42. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

43. Уткина Н.Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России. - М., 1975.

44. Философия. - Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М, 2005.

45. Философия истории. Антология. - М., 1995.

46. Философия науки: Словарь основных терминов. – М, 2004.

47. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 2007.

48. Чичерин Б.Н. Философия права. - СПб., 1998.

49. http://citforum.creator.dr.ua/cfin/articles/inf theory.shtml.

50. http://www.chat.ru/astat/ahil.htm

51. http://webcenter.ru/korn/index.htm

52. http://www.list.ru/catalog/10203.htm

 

Глоссарий

 

Абстракция - отвлечение от ряда свойств в изучаемом явлении и актуализация внимания на рассматриваемом признаке. Данный термин введен римским философом Боэцием в процессе перевода сочинений Аристотеля с греческого на латинский язык.

Абсолют - духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность.

Августин Аврелий (Блаженный, 354-430) - христианский богослов и философ. Его мировоззрение подчиняется принципу «Без веры нет знания, нет истины». Августин противопоставлял «Земному граду» (т. е. греховному светскому государству) «град Божий» (всемирное господство Церкви).

Агностицизм - невозможность познания сущности явлений и закономерностей их развития. Данный термин введен английским естествоиспытателем Гексли в 1869 году.

Алгоритм - совокупность последовательных действий, направленных на решение определенной задачи.

Альтернатива - одно из двух, как правило, противоположных решений; один из многих вариантов.

Анахронизм - пережиток старины, устарелый взгляд или обычай.

Антиномия - логическое противоречие между утверждениями, каждое из которых имеет свое основание. Смысл этого термина встречается впервые у древнегреческих философов, которые учили об апориях - трудностях и безысходности познания вещей.

Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, и конечная цель всех совершающихся в мире событий.

Апологетика - восхваление чего-либо вместо объективного суждения, взвешенной оценки.

Архетип - глубинная порождающая структура, предельное основание.

Аристотель, Стагирит (384-322 до н. э.) – великий философ Древней Греции, основатель собственно научной философии. Сочинения Аристотеля охватывали все области знаний того времени. Он рассматривал природу в виде последовательных переходов от «материи» (пассивное начало) к «форме» (активное начало) и наоборот.

Аскеза - воздержанность, отказ от жизненных, особенно материальных, благ.

Атеизм - система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное, веру в Бога.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - русский религиозный философ, писавший о приоритете свободы над бытием; об откровении бытия через (богоподобного) человека, о разумном ходе истории.

Биологизм - мировоззрение, согласно которому первопричины материальной действительности и духовного бытия нужно искать в органической жизни. Биологизм выводит нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов.

Благо - добро как благополучие.

Бруно Джордано (1548-1600) - итальянский философ, отождествлявший Бога с природой, утверждая тем самым бесконечность самой природы (теория бесчисленности населенных миров). Бруно допускал существование Мировой души, которая находится во всех 6ез исключения вещах, являясь их движущим началом.

Бытие - философская категория, обозначающая все, что существует. Различают бытие природы, общества, человека, его духовного мира. Быть - значит существовать - материально и идеально. Первые рассуждения о сущности бытия и значении этого понятия присутствуют в древнеиндийском философском гимне о творении «Ригведе», где при осмыслении возникновения мира использовались понятия «асат» (небытие) и «сат» (бытие). В древнегреческой философии понятие «бытие» введено Парменидом.

Бэкон Фрэнсис (1561-1626) - английский философ, считавший важнейшими задачами науки покорение природы и целесообразное преобразование культуры на основе познания природы. Единственно надежным источником познания, согласно Бэкону, является опыт.

Верификация - подтверждение истинности какого-либо высказывания логическим или опытным путем. В философии появление этого термина связано с позитивизмом, применившим метод верификации для определения научной состоятельности тех или иных теорий.

«Веды» -философское учение Древней Индии, изложенное во II тыс. до н. э. в древних ритуальных книгах, и воссозданное во II веке до н. э. в «Законах Ману».

Вольтер (1694-1778) - французский писатель и философ эпохи Просвещения, говоривший об отождествлении Бога и природы. В основе его философии истории лежит идея прогрессивного развития общества, независимо от воли абстрактного «божества». Высоко оценивал роль культуры в человеческом обществе.

Волюнтаризм - одно из направлений философии, которое рассматривает волю в качестве основного принципа Мироздания. Яркими представителями волюнтаризма являются А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ. Создал систематическую теорию диалектики, где центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности Абсолюта (Мирового духа). Реальный мир, по Гегелю, - это проявление идеи, понятия, духа.

Генезис - происхождение, возникновение.

Геоцентризм - мировоззрение, согласно которому Земля есть центр Вселенной (например, средневековое христианское мировоззрение).

Гераклит Эфесский (ок. 544-483 до н. э.) - древнегреческий философ. Учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Этот «первоогонь» является чистым разумом, логосом, из которого произошло все существующее.

Герменевтика - традиция и способы истолкования текстов.

Глобальный - имеющий дело с миром как целым.

Гилозоизм - философское учение, выдвигающее главным принципом всеобщую одушевлённость материи.

Гносеология - учение о познании (о путях, методах и формах познания окружающего нас мира). Данный термин введен немецким философом Баумгартеном (1714 -1762), однако интерес к проблемам познания возник с древними истоками развития философии. Наряду с этим термином, употребляется равнозначный по смыслу термин «эпистемология» (от греч. epistemеe- знание, наука).

Гностицизм - философское течение, признающее непознаваемое духовное начало (Мировую душу, Софию), противостоящее материи - «источнику зла».

Гуманизм - философская концепция, возникшая в эпоху Возрождения, провозгласившая человека высшей ценностью; совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека.

Даосизм - религиозно-философская школа, возникшая в Китае в VI - V вв. до н.э. Ее основоположником считается Лао-Цзы. Основной целью последователей «дао» («путь») является достижение единства с природой и, в конечном итоге, обретение бессмертия.

Деизм - религиозно-философское учение, которое возникло в эпоху Просвещения. Оно утверждает, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение Мироздания совершается без Его участия.

Декаданс - кризисные, упадочные явления в обществе и культуре (чаще говорят об упадке искусства в конце 19 - начале 20 вв.).

Декарт Рене (1596-1650) - французский философ и математик. Основатель современного рационализма. В основе его философии - дуализм души и тела, отождествление материи и пространства.

Демокрит (ок. 460 - ок. 371 до н. э.) - древнегреческий философ, основатель атомизма. Утверждал, что все происходящее представляет собой движение атомов, благодаря которому оно и возникает.

Детерминизм - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.

Диалектика - теория и метод познани



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.247.213 (0.218 с.)