Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение к смерти в истории человечества.
В ходе истории отношение к смерти изменялось. Можно выделить несколько этапов, характеризующих отношение к смерти. Первый этап – возложение ответственности за смерть на одушевленные или неодушевленные силы, т.е. отказ верить в то, что смерть представляет собой естественное событие. Это подтверждают погребальные обряды египтян, ассирийцев, шумеров. Существует большое количество мифов о происхождении смерти, изображения смерти. В древнегреческой мифологии Бог смерти – Танатос, брат Гипноса, Бога сна. В культуре человечества формировались понятия о душе, загробном мире, религиозно-магические обряды, погребальный культ, надежда на воскресение. Обычай требовал захоронения в течение 24 ч. после констатации факта смерти, что диктовалось гигиеническими соображениями. Римляне кремировали умерших. Второй этап – принятие смерти как реального, завершающего жизнь события (иудейско-эллинские цивилизации). Третий этап – попытки преодолеть реальность смерти, отрицание смерти. Четвертый этап – современный. Цивилизация настолько приблизилась к краю пропасти, что трансценденция является единственной защитой от гибели. Обретение смысла жизни и уменьшение боязни умереть. Смерть – кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие Большинство известных истории, философии и науке попыток проникновения в феномен смерти располагается между двумя полюсами - страхом перед абсолютным небытием и надеждой на второе рождение. Понимание смерти в разных отраслях знания имеет прямое отношение к биоэтике. Ритуалы рождения и смерти являются основными в различных религиях, однако, в осмыслении феномена смерти имеются особенности. Смерть с точки зрения буддизма имеет главной целью освобождение от страданий и является оптимальным финалом жизни. Христианство, утверждая телесную и духовную сущность человека, считает, что душа умирает грехом, т. е. смерть – наказание за грехопадение. Ислам утверждает, что смерть переводит душу и тело в иные ипостаси. Перед Судным днем тела умерших не перестают чувствовать. Могила может быть или наказанием, или наградой. Смерть, с точки зрения этики, связана с моральной оценкой личности умершего, его отношения с окружающими. Вера освобождает от страха смерти, заменяя страхом потусторонней кары – это побудительный фактор для моральной оценки поступков, различения добра и зла, утверждения нравственного смысла и ценности жизни, а также меры ответственности за свои дела
Практически все религии сходятся на том, что нынешнее состояние мира и самого человека ненормально, человек должен быть “спасён”. Спасён от чего? Спасать тело бессмысленно, поскольку весь опыт человечества говорит о том, что тело умрёт. Но зачем же тогда живёт человек и как находит он силы жить, зная о конце, которого не избежать? Многие религии учат, что земная жизнь человека есть жизнь временная. Одни религии воспринимают её как страдание и соответственно учат спасению от жизни, другие учат спасению от смерти, но смерти куда более серьезной, чем смерть тела, — от смерти души. Представление о душе, дарованной Богом, о её бессмертии, о том, что духовное совершенствование важнее мирских забот, — основная составляющая часть многих религий. С точки зрения философии установки человека в отношении смерти связаны с самосознанием и осмыслением самого себя.
Смерть у истоков жизни. Врач встречает человека у врат жизни и провожает его в последний путь. Именно он зачастую решает, кому жить, а кому умирать. Приход смерти почти всегда считался преждевременным. А начало жизни? Задолго до появления генетики человечество осознало, что здоровье детей зависит от здоровья родителей: «От худого семени не жди доброго племени; каков род, таков и приплод; из роду в род – тот же урод» - гласит народная мудрость. Врожденные наследственные заболевания у новорожденных составляют 4-6%. 15% исходов всех беременностей – спонтанные аборты, при этом частота хромосомных аномалий плода 95-98%, таково влияние наследственности. Врачу важно знать, насколько велик в популяции человека так называемый генетический груз, и в какой степени достижения медицины могут этот груз уменьшить. Однако, самое действенное – активная профилактика: не допускать рождения детей с пороками развития. С этими целями проводится исследование и оценка здоровья будущих родителей, внутриутробная диагностика пороков развития и наследственных болезней плода.
В 1987 г. принята Декларация о генетическом консультировании и генной инженерии (39 ВМА, Мадрид): «ВМА принимает настоящее Заявление с целью помочь врачам в решении этических и профессиональных проблем, возникающих в связи с научным прогрессом в области генетики». В генетической диагностике существует два подхода: 1) скрининг до зачатия или оценка будущих родителей на предмет возможности передачи генетических заболеваний с целью предсказания вероятности зачатия неблагополучного ребенка. 2) внутриматочные исследования после зачатия - ультразвуковое исследование, амниоцентез и фетоскопия - с целью определения состояния плода. Врач должен представить информацию в доступной форме и придерживаться этических и профессиональных норм. В случае выявления генетических аномалий будущие родители могут решить прервать беременность. Врач, имеющий право на личное отношение (поддержку или отвержение) к проблемам контрацепции, стерилизации, искусственного прерывания беременности, не может навязывать свои моральные ценности потенциальным родителям, но и не обязан изменять своим убеждениям в угоду их решению. Врачи, полагающие, что контрацепция, стерилизация и искусственное прерывание беременности противоречат их принципам и убеждениям, могут отказаться от генетического консультирования. Однако во всех случаях врач обязан предупредить будущих родителей о возможности возникновения генетических проблем и посоветовать пройти генетическое консультирование у компетентного специалиста. С врожденными уродствами и дефектами развития плода врачи встречаются довольно часто и решают нелегкие вопросы этического свойства. Польский врач З. Шаварский опросил 300 педиатров Варшавы и 78% ответили, что им приходилось принимать решение о продлении или прекращении терапии новорожденных с тяжелыми пороками развития. 98% при этом консультировались с другими врачами, 8,1% - с родителями, 4,3% - с медсестрами. Следовательно, почти всю моральную ответственность за такое решение врачи брали на себя. Декларация ООН о правах инвалидов и умственно отсталых однозначно говорит, что они пользуются одинаковыми с другими людьми правами, особенно правом на жизнь. Родители нередко отказываются от неполноценного ребенка. Однако, достижения неонаталогии и хирургии новорожденных, которых научились оперировать в первые дни жизни при определенных дефектах развития (например, расщепление твердого и мягкого нёба), приводит к уменьшению количества отказов. А надо ли оперировать, выхаживать новорожденных с врожденными дефектами развития, тяжелыми наследственными заболеваниями? Раньше таких детей убивали, как «меченых Богом». Теперь обращаются к врачу: не лучше ли их умертвить, чтобы они не мучались всю жизнь? Если следовать такой логике, то вообще не надо лечить болезни, бороться с эпидемиями, создавать новые лекарства. Врач для того и существует, чтобы устранять погрешности природы. Однако, этических проблем возникает очень много. Например, имеют ли родители право отказаться от терапии новорожденных с серьезными врожденными дефектами развития? Обычно врач имеет дело с тремя типами врожденной патологии:
1 – тяжелое наследственное заболевание, не поддающееся лечению, и одновременно ряд дефектов развития, устраняемых хирургическим путем; 2 – недоразвитие спинного мозга, полностью или частично устраняемое; 3 – вследствие преждевременных родов нужна интенсивная терапия, которая может привести к необратимым патологическим изменениям и инвалидизации. Некоторые теологи считают, что родители имеют право принимать решение. Детские хирурги обычно отказывают родителям в таком праве, долг врача лечить всех и не должно быть двойного стандарта в отношении здоровых и пораженных детей. Академик С.Я. Долецкий в 1992 г. поднимал вопрос: - целесообразно ли лечить детей-уродов, гуманно ли мучить жизнью неизлечимо больных, не глупо ли заставлять трудоспособных, часто здоровых влачить жалкое существование из-за детей-уродов? К чести нашего общества мы своевременно задались вопросом: если рядом с нами не будет этих несчастных мы станем милосерднее? В России убийство юродивого считалось наиболее тяжким грехом. «И прежде чем поверить, что это гуманно, говорил проф. Р.Д. Синельников, - я должен поверить, что самым гуманным человеком на земле был Адольф Гитлер».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.01 с.) |