Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Случайные и неслучайные выборки
Выборки делятся на два больших типа: вероятностные или случайные и невероятностные или неслучайные. Выборка случайная – вероятностный метод выборки, при котором отбор производится из всей массы единиц генеральной совокупности и каждый элемент имеет одинаковую вероятность попадания в выборку, которую можно рассчитать как отношение размера выборки к размеру генеральной совокупности. Только для таких выборок имеет смысл понятие репрезентативная выборка – выборка, состав и структура которой по своим существенным характеристикам соответствующая составу и структуре генеральной совокупности. А репрезентативность понимается как степень соответствия количественных характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, характеристикам, свойственным всей генеральной совокупности. Выборка неслучайная – это невероятностый метод выборки, при котором отбор производится с учетом целей и задач исследования. Вероятностные выборки в свою очередь имеют несколько типов: · Простая повторная выборка. Использование такой выборки основывается на предположении, что каждый респондент с равной долей вероятности может попасть в выборку. На основе списка генеральной совокупности составляются карточки с номерами респондентов. Они помещаются в колоду, перемешиваются и из них наугад вынимается карточка, записывается номер, потом возвращается обратно. Далее процедура повторяется столько раз, какой объём выборки нам необходим. Минус: повторение единиц отбора. · Простая бесповторная выборка. Процедура построения выборки такая же, только карточки с номерами респондентов не возвращаются обратно в колоду. · Систематическая вероятностная выборка. Является упрощенным вариантом простой вероятностной выборки. На основе списка генеральной совокупности через определённый интервал (К) отбираются респонденты. Величина K определяется случайно. Наиболее достоверный результат достигается при однородной генеральной совокупности, иначе возможны совпадение величины шага и каких-то внутренних циклических закономерностей выборки (смешение выборки). Минусы: такие же как и в простой вероятностной выборке. · Серийная (гнездовая) выборка. Единицы отбора представляют собой статистические серии (семья, школа, бригада и т.п.). Отобранные элементы подвергаются сплошному обследованию. Отбор статистических единиц может быть организован по типу случайной или систематической выборки. Минус: Возможность большей однородности, чем в генеральной совокупности.
· Районированная выборка. В случае неоднородной генеральной совокупности, прежде, чем использовать вероятностную выборку с любой техникой отбора, рекомендуется разделить генеральную совокупность на однородные части, такая выборка называется районированной. Группами районирования могут выступать как естественные образования (например, районы города), так и любой признак, заложенный в основу исследования. Признак, на основе которого осуществляется разделение, называется признаком расслоения и районирования. · Многоступенчатая выборка. Это тип вероятностной выборки, в которой на всех ступенях осуществляется отбор объектов репрезентации, а наблюдение единиц производится на последней такой ступени. Необходимость многоступенчатого отбора вызвана, как правило, отсутствием информации по всей генеральной совокупности о единицах наблюдения, либо желанием оптимизировать затраты на проведение исследования за счёт включения в него только отдельных объектов репрезентации на каждой ступени отбора. При многоступенчатом отборе для организации первой ступени достаточно иметь информацию о распределении ряда интересующих признаков объектов репрезентации на первой ступени. Для организации второй ступени необходима информация только об объектах репрезентации, отобранных на первой ступени. Многоступенчатая выборка в отличие от одноступенчатой выборки предполагает, что для каждой ступени отбираются различные промежуточные объекты репрезентации, соотносящиеся по принципу «матрешки» (например, республика-область-район-микрорайон-квартал-дом-квартира-семья). Многоступенчатая выборка, основанная на отборе естественных единиц (географические регионы, политико-административные единицы, предприятия, учреждения, учебные заведения и пр.), обладает большей экономичностью, чем одноступенчатая. Кроме того, при таком подходе проведение выборочного обследования может быть облегчено сокращением территориальных границ обследования, а также и другими упрощениями. Многоступенчатая выборка, наряду с преимуществами, имеет и недостатки. Так, погрешности, допущенные в процессе организации последующих ступеней, уже никак нельзя откорректировать. Если предположить, например, что первая ступень охватывает неполное количество к тому же неоднородных по отношению друг к другу единиц (относительно цели исследования), то в результате исследования могут возникнуть значительные искажения. При формировании многоступенчатой выборки необходимо прежде всего убедиться, не образовались ли ошибки смещения, которые представляют собой наиболее распространенный вид ошибок в социологическом или экономическом исследовании. При этом следует учесть, что ошибки репрезентативности для многоступенчатой выборки почти невозможно точно определить в отличие от одноступенчатых. При такой выборке усложняется вычисление теоретических ошибок репрезентативности, к тому же значительно возрастает величина ошибок репрезентативности по сравнению с одноступенчатой выборкой. Это неизбежно меняет стратегию отбора единиц наблюдения.
· «Удобная» выборка. Процедура «удобной» выборки состоит в установлении контактов с «удобными» единицами выборки – с группой студентов, спортивной командой, с друзьями и соседями. Если необходимо получить информацию о реакции людей на новую концепцию, такая выборка вполне обоснована. «Удобную» выборку часто используют для предварительного тестирования анкет. Невероятностные выборки, в которых отбор осуществляется не по принципам случайности, а по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д., также имеют несколько типов: · Квотная выборка – выборка строится как модель, которая воспроизводит структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) изучаемых признаков. Число элементов выборки с различным сочетанием изучаемых признаков определяется с таким расчётом, чтобы оно соответствовало их доле (пропорции) в генеральной совокупности. Так, например, если генеральная совокупность у нас представлена 5000 человек, из них 2000 женщин и 3000 мужчин, тогда в квотной выборке у нас будут 20 женщин и 30 мужчин, либо 200 женщин и 300 мужчин. Квотированные выборки чаще всего основываются на демографических критериях: пол, возраст, регион, доход, образование и прочих. Плюсы: обычно такие выборки репрезентативны, но эта репрезентативность должна обосновываться по результатам исследования, а не по формулам случайной выборки. Минусы: применение данного способа построения выборки возможно при наличии достаточно полной информации о генеральной совокупности. · Метод снежного кома. Выборка строится следующим образом. У каждого респондента, начиная с первого, просятся контакты его друзей, коллег, знакомых, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. Таким образом, за исключением первого шага, выборка формируется с участием самих объектов исследования. Метод часто применяется, когда необходимо найти и опросить труднодоступные группы респондентов (например, респондентов, имеющих высокий доход, респондентов, принадлежащих к одной профессиональной группе, респондентов, имеющих какие-либо схожие хобби/увлечения и т.д.)
· Стихийная выборка – выборка так называемого «первого встречного». Часто используется в теле- радио- опросах. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – активностью респондентов. Минусы: невозможно установить какую генеральную совокупность представляют опрошенные, и как следствие – невозможность определить репрезентативность. · Маршрутный опрос – часто используется в социологии или этнологии, если единицей изучения является семья. На карте населённого пункта, в котором будет производиться опрос, нумеруются все улицы. С помощью таблицы (генератора) случайных чисел отбираются большие числа. Каждое большое число рассматривается как состоящее из 3-х компонентов: номер улицы (2-3 первых числа), номер дома, номер квартиры. Например, число 14832: 14 – это номер улицы на карте, 8 – номер дома, 32 – номер квартиры. · Районированная выборка с отбором типичных объектов. Если после районирования из каждой группы отбирается типичный объект, т.е. объект, который по большинству изучаемых в исследовании характеристик приближается к средним показателям, такая выборка называется районированной с отбором типичных объектов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 2376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.007 с.) |