Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор методов и организация процесса исследования↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель исследования– изучить ценностные ориентации, оказывающие влияние на формирования профессиональной направленности старшеклассников. Гипотеза – ценностные ориентации влияют на профессиональную направленность в старшем школьном возрасте. В данной работе используется метод психодиагностического исследования и метод математической обработки данных. При выборе методик мы руководствовались предположением о том, что в основе предпочтительного отношения десятиклассников к выбору определенного профессионального направления находятся ценностные ориентации. И для их выявления была взята методика М. Рокича. Главным достоинством этой методики является универсальность. Она удобна и экономична в проведении и обработке результатов, предоставляет возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкцию. Результаты сильно зависят от адекватности самооценки испытуемого. Для выявления профессиональной направленности был взят дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова. Интересы человека и его склонности являются важными факторами при выборе профессии, которые необходимо учитывать. Как раз ДДО направлен на диагностику склонностей к профессиональным знаниям и содержит 20 пар утверждений. Именно склонности отражают положительное внутренее мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо роду деятельности. Соответственно данная методика позволяет узнать, что человек предпочитает, к какой он области деятельности более склонен, а к какой – менее. Эта методика является наиболее распространенной и удобной в обработке результатов. Касаясь формы проведения, то данную методику можно использовать как индивидуально, так и в группе. В нашем случае испытуемые выполняли задание индивидуально. Для определения личностных ориентаций был взят самоактуализационный тест Э. Шострома. Методика предназначена для обследования взрослых (старше 15-17 лет), психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии). СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. При использовании CAT в качестве исследовательской методики можно пользоваться и одними "сырыми" баллами, Т-баллы необходимы лишь для применения теста как инструмента индивидуальной диагностики. Для определения связи ценностных ориентаций с профессиональной направленностью старшеклассников была проведена математическая статистика. Таким образом, можно выделить четыре этапа проведения исследования: 1). Исследование ценностных ориентаций с помощью методики М. Рокича. 2). Исследование профессиональной направленности с помощью дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова. 3). Исследование уровней самоактуализации с помощью методики САТ 4). Выявление связи ценностных ориентаций старшеклассников и их профессиональной направленности с помощью статистической обработки данных. Для проведения исследования была выбрана эмпирическая база. Это муниципальные образовательные учреждения города Нижнего Новгорода средняя общеобразовательная школа. Исследование проводилось в апреле 2012 года. Выборку для эмпирического исследования составили 35 подростков в возрасте 16 – 17 лет, а именно это учащиеся 10-х классов. Из них 22 девушки и 13 юношей. Участие в исследовании было добровольным с обеспечением анонимности подростков и обратной связи. Первый этап исследования заключался в выявлении доминирующих групп ценностей старшеклассников с помощью методики, основанной на прямом ранжировании списка ценностей. Во время проведения исследования наши испытуемые находились в адекватном состоянии и с хорошим самочувствием в просторном школьном кабинете, сидя за партами. По договоренности с учителем о проведении исследования, школьникам было предложено добровольно поучаствовать в нем с последующим предоставлением результатов (тому, кого это вызывает интерес). Испытуемым были предъявлены два списка ценностей, каждый из которых состоял из 18 наименований ценностей в алфавитном порядке. В списках испытуемые должны присвоить каждой ценности ранговый номер по порядку значимости для них, как принципов, которыми они руководствуется в жизни. Сначала предъявляется список терминальных ценностей, а затем – инструментальных. Испытуемым устно сообщалась инструкция, а затем были розданы индивидуальные бланки, в которых указано что и как выполнять. Время проведения методики не ограничено, но в данном случае было затрачено на выполнение задания 15 – 20 минут. Образец опросника находится в приложении 1. Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников исследования. На втором этапе исследования была использована методика Е.А. Климова – дифференциально-диагностический опросник (ДДО) для изучения особенностей профессиональной направленности старшеклассников. Образец опросника находится в приложении 2. Содержание методики: испытуемые должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и поставить знак «+» в соответствующей клетке листа ответов. Лист ответов сделан так, чтобы было удобно подсчитать количество знаков «+» в каждом из пяти столбцов, которым соответствуют определенные типы профессий, выделенные Е.А. Климовым. Вот эти названия типов профессий: I. «Человек-природа». II. «Человек-техника». III. «Человек-человек». IV. «Человек-знак». V. «Человек - художественный образ». Испытуемые были предупреждены о том, что над вопросами не следует долго задумываться, хотя время проведения опроса не ограничивается. В нашем случае на выполнение задания было потрачено всего 10 минут. На третем этапе исследования была проведена методика самоактуализациоонный тест Э. Шострома для выявления личностных ориентаций. Образец находится в приложении 3. Испытуемым предлагается тест-опросник каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами “а” и “б”. Следует внимательно прочитать каждую пару и пометить на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей' степени соответствует Вашей точке зрения. (Поставьте крестик в квадрате под соответствующей буквой)” Базовыешкалы: Шкала поддержки (I) Дополнительные шкалы: 1. Шкала Ценностных ориентации 2. Шкала Гибкости поведения 3. Шкала Сензитивности к себе 4. Шкала Спонтанности 5. Шкала Самоуважения 6. Шкала Самопринятия 7. Шкала Представлений о природе человека 8. Шкала Синергии 9. Шкала Принятия агрессии 10. Шкала Контактности 11. Шкала Познавательных потребностей 12. Шкала Креативности Четвертый этап исследования включал в себя методы математической обработки полученных, в выше описанных методиках, данных с помощью компьютерной программы STATISTICA 6.0. Для выявления различий в уровне исследуемого признака был использован критерий Манна-Уитни (U). Это непараметрический критерий, и предназначен он для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В нашем случае оцениваются различия между каждыми двумя из всех групп типов профессий по каждой ценности в отдельности. Такой метод поможет нам математически определить, существуют ли различия между сравниваемыми группами и с какой достоверностью. Тем самым, мы узнаем, существует ли взаимосвязь между ценностными ориентациями старшеклассников и их профессиональной направленностью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.21 (0.006 с.) |