Распределение выборки в соответствии с типами профессий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение выборки в соответствии с типами профессий



Тип профессии по ДДО Е.А. Климова   Человек- природа   Человек- техника   Человек-человек   Человек-знак   Человек-художественный образ   всего
Количество человек            
Количество человек в % 5,7 22,9 37,1 5,7 28,6  

 

Итак, к первой группе были отнесены старшеклассники, профессиональная ориентация которых соответствует типу профессий «человек-природа» (5,7% от общего числа старшеклассников, принявших участие в исследовании). Люди, относящиеся к данному типу часто склонны к систематизации, наблюдательности, они с потребностью в двигательной активности, с устойчивым вниманием. Обычно, такие люди склонны к выбору таких профессий, как агроном, биолог, геолог, садовник и т.д.

Во вторую группу вошли старшеклассники, чья профессиональная ориентация относится к типу профессий «человек-техника» (22,9% от числа опрошенных). Охарактеризовать таких людей в этом виде деятельности можно так: они охотно занимаются конкретными объектами и их использованием. Они склонны заниматься деятельностью, требующей моторных навыков, ловкости и конкретности. Выбирают профессии конкретного действия – это механик, электрик, сварщик, швея и т.п. Можно сказать, что этой группе людей свойственны математические способности, а не вербальные. Из наших испытуемых в этой группе юноши составляют подобающее большинство.

Третью группу составили старшеклассники с профессиональной ориентацией по типу «человек-человек» (37,1%). Обычно, к этому типу относятся люди, которые обладают социальными умениями. Они нуждаются в социальных контактах. Основными чертами характера таких людей являются общительность, гуманность, стремление воспитывать. У них предпочитаемыми профессиями становятся: психолог, гувернер, врач, преподаватель, инспектор, администратор. По сравнению с типом «человек-техник», у этой категории людей хорошо развиты вербальные способности.

В четвертую группу вошли старшеклассники, профессиональная ориентация которых соответствовала типу «человек-знак» (5,7%). Этот тип характеризуется тем, что относящиеся к этой группе люди предпочитают руководящие роли. В них они могут удовлетворить свои потребности быть признанными. Данная группа людей выбрала бы следующие профессии: редактор, лингвист, программист, нотариус, диспетчер и т.п. Такие люди предпочитают деятельность, связанную с ручным трудом, который требует от них усидчивости и большой концентрации внимания, а также интеллектуальных усилий.

И пятую группу составили старшеклассники с профессиональной ориентацией по типу «человек-художественный образ» (28,6% от числа опрошенных). Людям, относящимся к этому профессиональному типу свойственен сложный взгляд на мир и жизнь. Но они часто проявляют гибкость, оригинальность, независимость решений, а порой и неординарность в своем поведении. Такие люди любят выделяться в социуме разными способами. В основном предпочитают такие профессии как хореограф, музыкант, флорист, дизайнер, художник и т.д. У подобного рода людей очень высоки способности восприятия и очень четко развита моторика.

Таким образом, в результате проведения ДДО Е.А. Климова у нас получилось, что наибольшее количество опрошенных десятиклассников относится к профессиональной направленности типа «человек-человек». То есть, склонности, и предпочтения таких подростков сводятся:

- к умению внимательно выслушивать людей;

- к умению хорошо и понятно говорить и выступать публично;

- к обслуживанию людей;

- к занятию лечением;

- к управлению людьми;

- к умению самостоятельно организовывать свою работу и работу других;

- к обучению, воспитанию;

- к защите прав и безопасности;

- к умению легкости знакомства и общения с новыми людьми;

- к чуткости и доброжелательности с окружающими.

Иными словами, это все профессии, которые непосредственно связаны с работой и общением с людьми, с их обслуживанием.

На втором месте тип профессий «человек-художественный образ». То есть, это все творческие специальности. Склонности и предпочтения, выраженные способности людей, относящихся к этой группе таковы:

- склонности заниматься художественным оформлением;

- заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино и др.);

- изготавливать своими руками красивые вещи;

- способность сочинять (стихи, прозу и др.);

- выступать на сцене;

- петь, играть на музыкальных инструментах.

На третьем месте тип «человек-техника». Склонностями и предпочтениями старшеклассников (а это в основном юноши) попавших в эту группу стали:

- стремление исследовать, наблюдать;

- создавать и испытывать новые образцы;

- планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;

- придумывать новые способы деятельности;

- самостоятельно организовывать свою работу и работу других;

- принимать нестандартные решения.

Это все технические профессии. Профессии, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами, аппаратами, станками.

И четвертое место занимают два типа:

1) – «человек-природа» - к этому типу относятся люди, которые получают удовольствие от любой деятельности, связанной с растениеводством и животноводством, то есть с природными объектами и явлениями;

2) – «человек-знак» - это люди склонные к выполнению деятельности, связанной с цифровыми и буквенными знаками, переработкой информации, с обсчетами.

Наглядно распределение профессиональных предпочтений десятиклассников можно увидеть на представленной ниже диаграмме в долях (рис.1), где типы профессий обозначены как: «человек-природа» - «Ч-П», «человек-техника» - «Ч-Т», «человек-человек» - «Ч-Ч», «человек-знак» - «Ч-З», «человек-художественный образ» - «Ч-Х».

 

Рис 1. Профессиональные предпочтения старшеклассников.

 

 

В результате мы получили, что наибольшее количество опрошенных старшеклассников относятся к типу профессий «человек-человек». Можно предположить, что профессии данного типа имеют широкое распространение в нашем обществе. И тем самым склоняют детей к выбору профессий, связанных с обслуживанием людей, с общением, работой с людьми. Данные виды профессий, возможно, являются актуальными в наше время, так как возрос спрос их на рынке труда. В связи с экономическим подъемом страны, повышается благосостояние населения, растет спрос в сфере услуг. И следовательно требуются вакансии, связанные с этими профессиональными направления.

А, по всей видимости, менее актуальными и уместными профессиями считаются те профессии, которые связаны с животноводством, растениеводством, лесным хозяйством. Это профессии системы «человек-природа». Возможно, это связано с тем, что профессии данного типа мало развиты, плохо функционирует материально-техническая база, где можно заниматься опытами, исследованиями. Животноводство, фермерство, сельское хозяйство – все это на сегодняшний день заброшено.

К тому же наше исследование показывает, что для опрошенных десятиклассников является менее интересной профессиональная направленность типа «человек-знак». Это все те профессии, которые связаны с переработкой полученной информации, с ведением обсчетов, с составлением программ. Возможно, это объясняется тем, что все меньше и меньше детей с высокой устойчивостью внимания, усидчивых, терпеливых и наблюдательных.

 

Анализ и интерпретация результатов методики ценностных ориентаций М. Рокича.

Благодаря методике ценностных ориентаций М. Рокича, мы провели анализ структуры ценностей десятиклассников в распределенных профессиональных группах. То есть, распределили ранговые показатели по всем ценностям опрошенных подростков в соответствии с типом профессиональной направленности по ДДО Е.А. Климова.

Для наглядности подсчитали среднегрупповые ранговые показатели, как инструментальных ценностей, так и терминальных. Полученные результаты представлены ниже в таблице 2.

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.007 с.)