Эксперимент как норматив научного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эксперимент как норматив научного исследования



Этапы экспериментального исследования: формулировка темы, выдвижение гипотезы, конкретизация экспериментальной гипотезы и определение переменных, операционализация переменных, планирование эксперимента, отбор и распределение испытуемых (респондентов) по группам, проведение эксперимента, статистическая обработка полученных результатов, выводы и интерпретация результатов, написание отчета по исследованию. Понятие переменной. Виды переменных. Независимая переменная (НП). Зависимая (наблюдаемая) переменная (НЗ). Внешняя переменная. Способы контроля переменных.

Понятие «эмпирическая гипотеза». Требования к формулировке гипотезы

Понятия безупречного эксперимента и оценки достоверности экспериментальных выводов. Виды безупречного эксперимента: идеальный эксперимент, бесконечный эксперимент, эксперимент полного соответствия. Валидность и экспериментальный контроль. Виды валидности: внутренняя валидность, внешняя валидность, конструктная валидность, операциональная валидность. Основные угрозы валидности в эксперименте.

Планирование и организация теоретического исследования

Содержание и основные этапы научного исследования. Подготовительный этап. Выбор темы и предварительная формулировка проблемы. Составления списка литературы по соответствующей теме и проблеме. Изучение и анализ литературы. Определение того, что сделано по данной теме и проблеме. Критическая оценка сделанного. Определение нерешенных или неудовлетворительно решенных вопросов. Уточнение проблемы своего исследования на этой основе. Составление плана и программы предстоящего исследования. Подведение итогов исследования. Представление результатов проведенного исследования в виде письменных отчетов, докладов и сообщений на заседаниях, конференциях, научных статей и монографий.

Основные этапы изучения психологических явлений

Этапы изучения психических явлений по В.А.Ядову (составление программы, определение выборки, разработка методики анализа психологического явления, пробное исследование, сбор первичной информации и т.д.). Понятия популяции и выборки. Репрезентативность выборки. Способы привлечения испытуемых: отбор (случайный и по признаку) и распределение Схемы составления групп сравнения (повышения внутренней валидности): случайное распределение, подбор одинаковых пар, случайное послойное распределение, реальные группы. Стратегии исследования.

18. Правила и способы оформления результатов научного исследования

Структура научного отчета: титульный лист, оглавление, введение, теоретический раздел, эмпирический раздел, заключение, список литературы, приложения. Структура введения.

Теоретический раздел. Принципы организации теоретического материала: хронологический и логический. Основные требования к научному тексту: последовательность, логичность, доказательность, лаконичность, доступность пониманию читателя. Правила цитирования: прямое и косвенное цитирование. Правила оформления цитат. Требования к оформлению списка литературы.

Эмпирический раздел. Программа эмпирического исследования: эмпирическая база исследования, методы и способы сбора эмпирических данных, данных. Результаты и их описание. Способы описания результатов: текстовые, символические, графические, иллюстративные. Правила оформления таблиц и рисунков: сквозная нумерация, подробное название, легенда, самодостаточность. Правила оформления списка литературы. Обсуждение результатов. Выводы и требования, предъявляемые к их формулировке.

Литература

1. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов; Ред. Б.С. Волков. - 6-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2010. – 382 с.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов/ В.Н. Дружинин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

3. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: ИЦ Академия, 2001. – 208 с.

19. Выбор методов математической обработки данных

Использование таблицы статистических критериев. Измерительные шкалы. Характеристика шкал наименований, порядка, интервалов, отношений. Проверка распределения на нормальность. Параметрические и непараметрические методы. Примеры параметрических и непараметрических критериев.

Требования к математической обработке данных в выпускной квалификационной работе

Требования к представлению данных. Вариационные ряды. Полигон частот. Меры центральной тенденции. Меры рассеяния вариант. Требования к математической обработке данных. Статистические гипотезы. Требования к представлению результатов математической обработки.

21.Дисперсионный анализ

Область применения и сущность дисперсионного анализа. F-критерий Фишера. Требования к исходному материалу. Виды дисперсионного анализа по количеству выявляемых регулируемых факторов.

22.Регрессионный анализ

Область применения и сущность регрессионного анализа. Задачи регрессионного анализа. Изучение факта изменчивости. Проверка гипотезы о наличии тенденции. Критерий Аббе. Изучение закономерностей с помощью регрессионного уравнения на примере формулы читабельности.

Литература

1. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии /Елена Сидоренко. – Изд-во: Речь, 2007. – 350 с.

2. Суходольский Г. Математические методы в психологии /Геннадий Суходольский. – Изд-во: Гуманитарный центр, 2008. – 284 с.

3. Гарусев А. Основные методы сбора данных в психологии /А.Гарусев, В.Дубровский, Н.Евсикова, П.Макеллар, А.Шмелев, Е.Дубовская, А.Кричевец.–Изд-во: Аспект Пресс, 2012. – 160 с.

4. Леванова Д. Основы математической статистики и теории случайных процессов Д.Леванова, В.Щербаков, И.Хрущева. – Изд-во: Лань, 2009. – 336.

 

23.Технические средства обучения и мультимедиа и их использование учебном процессе высшей школы и деятельности психолога

Технические средства обучения и их классификация. Проекционное оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска: особенности использования. Аудиотехника и ее возможности. Коммутация технических средств обучения. Особенности подключения и настройки. Приемы использования технических средств обучения в деятельности психолога по психологическому просвещению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.005 с.)