Перечень вопросов на комплексный итоговый экзамен по направлению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень вопросов на комплексный итоговый экзамен по направлению



Перечень вопросов на комплексный итоговый экзамен по направлению

Организационная психология»

Методологические и теоретические проблемы психологии

Методологические подходы к созданию системы научного знания. Понятие и уровни методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный, конкретных методов и способов исследования. Определение и характеристика методологии психологии. Психология как наука. Соотношение научной и житейской психологии. Объект и предмет психологии.

Основные категории методологического анализа

Теория и ее категориальная основа. Система категорий и ее отдельные блоки. Категории психологии и ее проблемы. Методология, метод, методика. Различия между понятиями. Методы научного исследования. Современная систематика психологических методов. Методологические принципы психологии. Монизм, дуализм и плюрализм.

3.Методологические особенности психологии на современном этапе Современные методологические проблемы психологической науки. Кризис в психологии и его формы. Значение методологии для психологической практики.

4.Методологические принципы психологии

Объяснительные принципы психологии. Принцип детерминизма. Принцип системности. Особенности системного подхода в психологии. Холизм, элементаризм, эклектизм, редуционизм, внешний методологизм. Принцип развития. Принцип неопределенности.

Системные описания в психологии

Системный подход как инструмент для построения системных описаний. Разновидности системного подхода. Объекты системных описаний и их специфика. Использование идеи целостности. Состав и структура системы. Основные черты системных описаний. Системные методы. Дихотомии и их функции в системных описаниях.

Организация психологического исследования

Компоненты научного аппарата психологического исследования. Проблема исследования. Актуальность исследования. Объект и предмет, цель и задачи исследования. Структура гипотезы. Принцип необходимости и достаточности теоретического обоснования исследования. Выбор модели эмпирического анализа. Особенности научно-исследовательской деятельности магистра. Самоорганизация учебной деятельности. Самомониторинг эффективности самостоятельной учебной деятельности.

Литература

1. Баксанский О.Е., Самойлова В.М. Методология современной психологии. Теоретические подходы и методологические основания. // О.Е.Баксанский, В.М.Самойлова – М.: Изд-во Либроком, 2013. – 280с.

2. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии// Н.Е.Веракса. – М.: Издательство Академия, 2013. – 240 с.

3. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов // Б.С.Волков, Н.В.Волкова, А.В.Губанов. – М.: Изд-во КноРус, 2014. – 344 с.

4. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии: учебник для вузов// Т.В.Корнилова, С.Д.Смирнов. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 490 с.

5. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: Учебное пособие. – М.: Изд-во Секачев, ПБОЮЛ, 2012. – 408с.

6. Панферов В.Н., Безгородова С.А. Методологические основы и проблемы психологии: Учебное пособие. //В.Н.Панферов, В.Н.Безгородова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 265 с.

7.Школа как направление в науке. Личность ученого

Понятие «научная школа». Школа как направление в науке. Первые школы психологии как самостоятельной науки. Структурная психология в Германии (В.Вундт) и Америке (Э.Титченер). Эмпирическая экспериментальная психология в России (Г.И.Челпанов). Программа психологии как объективной науки И.М.Сеченова, ее развитие в трудах И.П.Павлова. Возникновение новых научных школ – исследовательских коллективов. Вюрцбургская школа (К.Бюлер, М.Вертгеймер). Школа гештальтпсихологии (М.Вертгеймер, Коффка, Келер).

8.Научные теории в зарубежной психологии и их дальнейшее развитие

Бихевиоризм: основные постулаты, понимание предмета и задач психологии (Н.Толмен, К.Халл, Дж.Миллер и др.). Теория социального научения А.Бандуры. Направления глубинной психологии: психоанализ З.Фрейда, аналитическая К.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, гуманистический психоанализ Э.Фромма. Школа групповой динамики К.Левина. Когнитивная психология, ее междисциплинарный характер, предмет, методы и проблемы исследования. Гуманистическая психология как ведущее направление современной зарубежной психологии. Концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу.

Литература

1. Баксанский О.Е., Самойлова В.М. Методология современной психологии. Теоретические подходы и методологические основания. // О.Е.Баксанский, В.М. Самойлова – М.: Изд-во Либроком, 2013. – 280с.

2. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: Учебное пособие// С.В. Маланов. – М.: Изд-во Секачев, ПБОЮЛ, 2012. – 408с.

3. Марцинковская Т. Д., Юревич А. В. История психологии.//Т.Д.Марцинковская, А.В. Юревич. – М.: Академический Проект, Трикста, 2011. – 528 с.

4. Панферов В.Н., Безгородова С.А. Методологические основы и проблемы психологии: Учебное пособие. //В.Н. Панферов, В.Н. Безгородова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 265 с.

12. Введение в научное психологическое исследование

Отличие научного исследования от житейского изучения (познания) психических явлений. Специфика психологических исследований, их отличие от научно-исследовательских разработок, проводимых в других науках. Знания и умения, необходимые психологу для организации и проведения современного научного теоретического и эмпирического исследования. Виды научных исследований в психологии. Понятие теоретического, эмпирического и прикладного исследования, их специфика и используемые методы.

13. Этические принципы проведения исследования на человеке

Регламентация исследовательской деятельности: юридические, социальные и этические нормы. Основные этические принципы: осведомленное согласие, персональная ответственность, этическое обращение с испытуемым, полное и постоянное информирование испытуемых, честность и открытость, добровольное участие в эксперименте, защита испытуемых, устранение нежелательных последствий участия в эксперименте, конфиденциальность и неприкосновенность личной жизни.

Угрозы для здоровья и достоинства личности испытуемого, которые могут возникнуть в ходе исследования: преднамеренный обман или ввод в заблуждение, вторжение в личную жизнь испытуемых, негативные эмоциональные переживания.

Соблюдение авторских прав и плагиат. Законодательство в области авторского права.

Понятие «эмпирическая гипотеза». Требования к формулировке гипотезы

Понятия безупречного эксперимента и оценки достоверности экспериментальных выводов. Виды безупречного эксперимента: идеальный эксперимент, бесконечный эксперимент, эксперимент полного соответствия. Валидность и экспериментальный контроль. Виды валидности: внутренняя валидность, внешняя валидность, конструктная валидность, операциональная валидность. Основные угрозы валидности в эксперименте.

Планирование и организация теоретического исследования

Содержание и основные этапы научного исследования. Подготовительный этап. Выбор темы и предварительная формулировка проблемы. Составления списка литературы по соответствующей теме и проблеме. Изучение и анализ литературы. Определение того, что сделано по данной теме и проблеме. Критическая оценка сделанного. Определение нерешенных или неудовлетворительно решенных вопросов. Уточнение проблемы своего исследования на этой основе. Составление плана и программы предстоящего исследования. Подведение итогов исследования. Представление результатов проведенного исследования в виде письменных отчетов, докладов и сообщений на заседаниях, конференциях, научных статей и монографий.

Литература

1. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов; Ред. Б.С. Волков. - 6-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2010. – 382 с.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов/ В.Н. Дружинин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

3. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: ИЦ Академия, 2001. – 208 с.

19. Выбор методов математической обработки данных

Использование таблицы статистических критериев. Измерительные шкалы. Характеристика шкал наименований, порядка, интервалов, отношений. Проверка распределения на нормальность. Параметрические и непараметрические методы. Примеры параметрических и непараметрических критериев.

Требования к математической обработке данных в выпускной квалификационной работе

Требования к представлению данных. Вариационные ряды. Полигон частот. Меры центральной тенденции. Меры рассеяния вариант. Требования к математической обработке данных. Статистические гипотезы. Требования к представлению результатов математической обработки.

21.Дисперсионный анализ

Область применения и сущность дисперсионного анализа. F-критерий Фишера. Требования к исходному материалу. Виды дисперсионного анализа по количеству выявляемых регулируемых факторов.

22.Регрессионный анализ

Область применения и сущность регрессионного анализа. Задачи регрессионного анализа. Изучение факта изменчивости. Проверка гипотезы о наличии тенденции. Критерий Аббе. Изучение закономерностей с помощью регрессионного уравнения на примере формулы читабельности.

Литература

1. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии /Елена Сидоренко. – Изд-во: Речь, 2007. – 350 с.

2. Суходольский Г. Математические методы в психологии /Геннадий Суходольский. – Изд-во: Гуманитарный центр, 2008. – 284 с.

3. Гарусев А. Основные методы сбора данных в психологии /А.Гарусев, В.Дубровский, Н.Евсикова, П.Макеллар, А.Шмелев, Е.Дубовская, А.Кричевец.–Изд-во: Аспект Пресс, 2012. – 160 с.

4. Леванова Д. Основы математической статистики и теории случайных процессов Д.Леванова, В.Щербаков, И.Хрущева. – Изд-во: Лань, 2009. – 336.

 

23.Технические средства обучения и мультимедиа и их использование учебном процессе высшей школы и деятельности психолога

Технические средства обучения и их классификация. Проекционное оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска: особенности использования. Аудиотехника и ее возможности. Коммутация технических средств обучения. Особенности подключения и настройки. Приемы использования технических средств обучения в деятельности психолога по психологическому просвещению.

Литература

1. Богдановская И. М. Информационные технологии в педагогике и психологии. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / И. М.Богдановская, Зайченко Т. П., Проект Ю. Л. – СПб: Питер, 2015. – 390 с.

2. Данелян Т.Я. Информационные технологии в психологии: учебно-методический комплекс/ Т.Я, Данелян. – М.: Нобель Пресс, 2014. – 226 с.

3. Максимов Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Н.В.Максимов, Т.Л.Партыка, И.И.Попов. – М.: Форум, 2010. – 496 с.

4. Синаторов С.В. Информационные технологии: Учебное пособие / С.В.Синаторов. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 336 с.

5. Шишов О.В. Современные технологии и технические средства информатизации: Учебник / О.В. Шишов. – М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 462 с.

Психологическая практика

Роль психологической практики в развитии науки и общества. Психотехника, психотерапия и психоанализ как различные культурные практики. Психологическое консультирование, психотерапия, психопрофилактика, психогигиена, психологический тренинг в системе психологической помощи населению.

Психологическая экспертиза

Психологическая экспертиза: цели, задачи, принципы. Виды психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза. Общие принципы организации экспертизы. Основания для назначения судебно-психологической экспертизы. Гуманитарная экспертиза: цели, задачи, принципы организации (правовые, этические, научные). Возможности и ограничения построения прогноза в рамках экспертно-диагностической деятельности.

Литература

1. Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М: Академический Проект, 2003. – 496 с.

2. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М., 2007.

3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». Московский психолого-социальный институт. – Воронеж: МОДЭК, 2004. ­­– 447 с.

4. Кучинский Г. Психологическая практика: проблемы и перспективы / Г.Кучинский, С.Сивуха, Ю.Фролова, Е.Крукович, Е.Слепович, Т.Гаврилко, А.Поляков, А.Полонников. – Изд-во: Европейский гуманитарный университет, 2012. – 220 с.

5. Моховиков А. Телефонное консультирование / Александр Моховиков. – Изд-во: Смысл, 2015. – 782 с.

6. Организация и развитие психологической службы в аспекте ФГОС / Составитель Н.Юркова. – Изд-во: Учитель, 2016. – 112 с.

7. Старовойтенко Е. Современная психология / Е.Старовойтенко. – Изд-во: Академический Проект, 2011. – 544 с.

32.Классические и современные теории стресса

История развития концепций гомеостатического регулирования в физиологии. Классическая теория стресса Селье. Эустресс и дистресс.

33.Формы проявления стресса и критерии его оценки

Изменение поведенческих реакций при стрессе. Изменение интеллектуальных процессов при стрессе. Изменение физиологических процессов при стрессе. Эмоциональные проявления стресса. Оценка уровня стресса: объективные и субъективные методы оценки уровня стресса.

34.Динамика стресса

Влияние характеристик стрессора на уровень стресса. Факторы, влияющие на развитие стресса. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт. Личностные особенности, факторы социальной среды. Когнитивные факторы.

35.Стресс в экстремальных ситуациях

Стресс и постравматический стресс, соотношение понятий. Фрустрация как форма психологического стресса. Кризисные ранги стресса. Типы реагирования в экстремальной ситуации. Посттравматический синдром (ПТСР).

36.Психологическая помощь при стрессе

Объективные и субъективные причины стресса. Длительное воздействие стресс-факторов. Копинг. Общие подходы для нейтрализации стресса. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

Литература

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М: ПЕРСЭ, 2006.

2. Гринберг Дж. Управление стрессом. – 7-е изд. – СПб.: Изд-во «Питер», 2004.

3. Катаев-Смык Л. А. Психология стресса. – М.:Академпроект. – 2009. – С. 5-56.

4. Щербатых Ю. В. Психология стресса.- М: Эксмо.- 2006.- С. 21-32.

5. Тарабрина Н. В. В. Усманов А.Зайцев И. Карпова А. Борт К. Радзевич Н. Викторова А. Борт Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2001. – 272 с.

37.Понятие реабилитации

Психологическая реабилитация.Общие вопросы реабилитации. Цель, актуальная задача, принципы, этапы реабилитации.

38.Основные методы реабилитации

Суггестивная терапия. Гипноз, внушение, аутотренинг. Основные положения.

39.Методы индивидуальной реабилитационной психотерапии

Классификация и общая характеристика методов индивидуальной реабилитационной практики. Показания и противопоказания к проведению.

Литература

1. Айви А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэк-Даунинг. – М., 2000. – 487 с.

2. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии / А.А.Александров. – СПб.: Речь, 2000. – 240 с.

3. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога / И.Г.Малкина-Пых. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 784 с.

4. Хайгл-Эверс А. Базисное руководство по психотерапии / А.Хайгл-Эверс, Ф.Хайгл, Ю.Отт, У. Рюгер. – СПб.: Речь; СПб.: Восточно-Европейский Ин-т Психоанализа, 2002. – 784 с.

40. Теоретические подходы к построению эффективной модели процесса социального консультирования

Программы эффективного социального консультирования сторонников различных подходов: когнитивно-бихевиорального подхода (обучение различным жизненным навыкам в деструктивном социуме); структурного подхода (защита уязвимых граждан); функционального подхода (решение проблем клиентов в соответствии с возможностями социальных служб общества); психоаналитического подхода (связь внутренних проблем с социальным окружением клиентов, взаимодействие внутренних и внешних факторов).

41. Модель эффективного социального консультанта

Теоретические модели А.Айви, В.Колшеда, Е.И.Холостовой и др. Направления профессиональной подготовки социальных работников-консультантов (отечественный и зарубежный опыт). Идея прав человека как основа социального консультирования.

Профессионально значимые качества и умения социального консультанта. Роли консультанта и клиента (потребителя социальных услуг). Процесс взаимодействия консультанта и клиента в социальной работе. Определение ответственности консультанта за проделанную работу в социальной работе. Личностные качества, необходимые для профессиональной консультативной работы. Профессионально-этические принципы деятельности консультанта в социальной работе.

42. Принципы социального консультирования

Принципы организации социального консультирования: принцип анализа подтекста, принцип отказа от конкретных рекомендаций, принцип системности, принцип уважения личности клиента.

Принципы осуществления социального консультирования: принцип компетентности и профессионализма, принцип доверительности и сотрудничества, принцип конфиденциальности, принцип результативности.

Принципы проведения любой консультации: целесообразность, добровольность.

Литература

1. Лекции по технологии социальной работы: В 3-х частях / Под ред. Холостовой Е.И. – М.: Изд.Центр «ЭКСМО», 2008. – Т.2. – С.26-89.

2. Психология социальной работы / Под общ. ред.М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

3. Российская энциклопедия социальной работы. / Под. ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. В 2-х тт. – М.: Изд.Центр «ЭКСМО», 2008. – Т.1. – С. 180-203.

4. Технология социальной работы: Учеб пособие для студентов высших учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнищева. – М.: Изд.Центр «ЭКСМО», 2010. – 240 с.

46.Современное психологическое образование

Психология как научная и учебная дисциплина и её отрасли. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины.

Основные тенденции современного психологического образования в мире. Базовое психологическое образование; последипломное психологическое образование. Преподавание психологии студентам других специальностей.

Основные документы, регламентирующие учебный и воспитательный процесс в образовательных учреждениях РФ. Понятия лицензирования, аттестации и аккредитации. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). ФГОСы высшего профессионального образования (ВПО). Особенности ФГОС3+ ВО Бакалавриат. Магистратура. Дистанционное обучение.

Планирование учебной деятельности преподавателя высшей школы

Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии. Цели преподавания психологии в разных типах высших учебных заведений. ФГОС ВПО и учебный план. Принципы планирования учебной деятельности.

Понятие трудоемкости образовательных программ. Фундаментальные и прикладные психологические дисциплины. Подготовка преподавателей психологии. Переподготовка и повышение квалификации преподавателей психологии. Культура самоорганизации и деятельности преподавателя психологии.

48. Организация учебных занятий по психологии в вузах.

Процесс обучения психологии в высших учебных заведениях. Подразделения и должностные лица, отвечающие за организацию учебных занятий (проректор по учебной работе, заместитель декана факультета по учебной работе; учебный отдел, отдел планирования и мониторинга учебного процесса). Профессорско-преподавательский состав (ППС) вуза. Требования к ППС. Кафедра как подразделение вуза и научно-педагогическая единица.

Виды учебных занятий по психологии в вузе. Виды аудиторных занятий по психологии в вузе (лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, консультация).

49. Разработка учебного курса (дисциплины) по психологии.

Технология разработки учебного курса по психологии. Научная ориентированность курса. Практическая ориентированность курса. Постановка учебных целей и задач. Подготовка тематического плана занятий; значение тематического плана в деятельности преподавателя. Планирование учебных занятий и самостоятельной работы студентов.

Разработка критериев оценки знаний и умений. Организация проверки знаний по психологии. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов-психологов. Содержание и характер контрольных заданий, зачётных и экзаменационных вопросов, заданий для тестирования по психологии. Разработка опросного листа для оценки курса студентами.

Методы обучения психологии.

Типология методов обучения психологии. Продуктивный и репродуктивный метод. Проблемный метод. Объяснительно-иллюстративный метод. Частично-поисковый метод. Исследовательский метод. Активные и интерактивные методы обучения психологии. Словесные методы: устные и письменные, монологические и диалогические. Наглядные методы. Практические методы: моделирование исследовательских и иных ситуаций, деловая игра, упражнение.

Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания: репродуктивная, продуктивная, логическая, риторическая, рефлексивная, социальная.

Подготовка и проведение учебных занятий по психологии: лекции и семинары.

Лекция как форма учебных занятий. Особенности и виды современной вузовской лекции по психологии. Методы и приемы обучения психологии на лекции. Подготовка содержания лекции. План-конспект лекции. Методические основы чтения лекции. Повышение эффективности лекций по психологии в вузе.

Семинар как форма учебных занятий. Особенности и виды современного вузовского семинара по психологии. Использование методов и приемов обучения психологии на семинарских занятиях. Подготовка семинарского занятия. План семинарского занятия. Повышение эффективности семинарских занятий по психологии в вузе.

Подготовка и проведение учебных занятий по психологии: практические и лабораторные занятия.

Практическое занятие как форма учебных занятий. Виды и особенности практических занятий по психологии. Использование методов и приемов обучения психологии на практических занятиях. Подготовка практического занятия. План практического занятия. Повышение эффективности практических занятий по психологии в вузе.

Лабораторная работа как форма учебных занятий. Особенности и виды лабораторной работы по психологии в вузе. Структура лабораторной работы по психологии. Подготовка к лабораторной работе и её выполнение. Оформление результатов лабораторной работы.

Подготовка преподавателей психологии

Переподготовка и повышение квалификации преподавателей психологии. Феномен организационной (корпоративной) культуры в научной и педагогической среде. Культура самоорганизации и деятельности преподавателя психологии. Профессиональная этика преподавателя психологии. Личностные качества преподавателя психологии. Профессиональная деформация и профессиональное выгорание преподавателя, профилактика.

Литература

1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии / В.Н. Карандашев. – СПб.: Питер, 2008. – 250 с.

2. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. – СПб.:Питер, 2008.– 192 с.

3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Б.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. / [под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева]. – СПб.: Питер, 2011. – 560 с.

4. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних учебных заведения / [под ред. И.В. Дубровиной]. – М.: Сфера, 2011. – 528 с.

5. Программы авторских курсов по гуманитарным дисциплинам для высшей школы. – М.: Государственный комитет РФ по высшему образованию, 2010-2016 гг.

6. Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 184 с.

Организационная психология как научно-практическое направление. Методы исследования в организационной психологии. Характеристика конкретных методов организационной психологии: наблюдение, беседа, интервью, эксперимент, изучение продуктов деятельности, анкетирование, тестирование.

Основы теории организации.

Определение организационной структуры. Основные принципы построения организации: иерархии и координации. Классификация организационных структур: адхократические (проектные, матричные и др.) и иерархические. Психологические особенности различных типов организационных структур. Модели жизненного цикла Р.Крайнера и А.Киники, Б.З.Мильнера, Р.Х.Холла. Фазы жизненного цикла организации с точки зрения концептуальных ориентаций персонала (Ю.Д.Красовский).

Общение в организации. Функции общения. Коммуникативная функция общения. Структура коммуникативного акта. Вербальное общение. Невербальные средства общения. Регулятивная функция общения. Перцептивная функция общения. Идентификация. Эмпатия. Рефлексия. Интерпретация и атрибуция. «Эффекты» межличностного восприятия. Точность межличностной перцепции. Межличностная аттракция. Обратная связь. Общение и понимание. Барьеры эффективного общения. Оценка источника сообщения. Общение и статус. Система организационного общения. Информационные потоки. Общение и стиль управления.

Феномен власти. Власть как межличностное взаимодействие. Общая классификация оснований власти. Основания власти и контроль. Взаимосвязь оснований власти. Косвенные методы влияния. Потребность во власти. Модель власти в межличностном взаимодействии. Власть и свобода. Власть и повиновение. Феномен лидерства. Лидерство и руководство. Лидерство и организационная власть. Лидерство и эволюция власти в организации. Теории лидерства. Когда лидерство излишне.

Мотивы и потребности людей в организациях. Взаимосвязи между потребностями и их суммарный эффект. Теории мотивации. Теория мотивации А.Маслоу. Теория мотивации К.Альдерфера. Теория Х — Y Д. МакГрегора. Теория подкрепления мотивов. Теория ожидания. Целевая теория мотивации. Практические методы стимулирования деятельности работников. Программы материального стимулирования. Система Скэнлона. Система Раккера. Управление по целям (management by objectives). Обогащение труда. Партисипативность.

Понятие групповой динамики

Определение групповой динамики, фазы ее протекания. Управление группой и стили ведения группы. Работа с сопротивлением группы. Приемы управления групповой динамикой. Структура тренинга и ее влияние на групповую динамику.

Литература

1. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика: учебник / Т. Ю. Базаров. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 381 с.

2. Дуракова И.Б.. «Управление персоналом. Учебник»- М.: Издательство ИНФРА-М; 2009.-420c.

3. Мизинцева, М. Ф. Оценка персонала: Учебник и практикум / М. Ф. Мизинцева, А. Р. Сардарян. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 378 с.

4. Мехтиханова, Н. Н. Психологическая оценка персонала: учеб. пособие / Н. Н. Мехтиханова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2013. — 116 с.

Перечень вопросов на комплексный итоговый экзамен по направлению

Организационная психология»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.243.194 (0.069 с.)