Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения биологии как педагогическая Наука

Поиск

Цели и задачи методики обучения биологии. Методы исследований. Статистическая обработка результатов методических исследований. Связь методики с другими науками.

 

История развития методики естествознания в отечественной школе

Зарождение отечественной методики естествознания. Преподавание естествознания в начале XIX века. Вклад В.Ф. Зуева в развитие методики естествознания. Учебник «Начертание естественной истории…» как первое методическое руководство для учителя. В.Ф. Зуев о роли наглядности в обучении естествознанию.

Методика естествознания во второй половине девятнадцатого века. Метод А. Любена, его распространение в русской школе. Противоречие между идеями А. Любена и практикой школьного естествознания. Вклад А.Я. Герда в теорию преподавания естествознания. А.Я. Герд о содержании школьного естествознания. А.Я. Герд – основоположник исследовательского метода в обучении естествознанию.

Развитие методики в двадцатом веке. Сущность биологического метода. В.В. Половцев о принципах, методах и формах обучения биологии. Экологический подход к изучению биологических процессов и явлений. В.В. Половцев о развитии самостоятельности учащихся в процессе изучения естественных наук. В.В. Половцев – основоположник дисциплины «Методика обучения биологии в педагогическом вузе».

Советский период школьной биологии. Комплексные программы, «лабораторный метод» и «метод проектов» в обучении естествознанию. Вклад Б.Е. Райкова в развитие методики преподавания биологии. Значение трудов Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской, Н.А. Рыкова, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой в отечественную методическую науку.

 

Содержание биологического образования

Биология как наука и учебный предмет, черты сходства и различия. Цели и задачи школьной биологии в условиях модернизации образования.

Образовательный стандарт, его значение. Функции образовательного стандарта. Обязательный минимум содержания биологического образования. Компоненты содержания биологического образования: знания, умения, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации. Взаимосвязь компонентов содержания образования.

Принципы построения программ, структура и содержание основных и альтернативных программ по биологии.

Основные положения теории развития понятий (Н.М. Верзилин). Классификация научных понятий. Индуктивный и дедуктивный пути формирования понятий. Этапы формирования понятий. Уровни развития биологических понятий. Критерии сформированности научных понятий.

Умения, как компонент содержания образования. Взаимосвязь знаний и умений. Специальные, общеучебные, исследовательские, интеллектуальные умения, их состав и этапы формирования. Развитие умений и навыков в процессе обучения биологии. Критерии сформированности умений.

Опыт творческой деятельности в обучении биологии. Приемы формирования опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Критерии сформированности творческой деятельности учащихся. Развивающие возможности школьной биологии.

Воспитание в процессе обучения биологии. Условия реализации воспитательных задач в процессе обучения биологии. Условия реализации воспитательных задач в процессе обучения биологии. Нравственное, экологическое, патриотическое, трудовое, санитарно-гигиеническое воспитание. Формирование научного мировоззрения.

Системный подход в изучении биологических явлений и предметов. Межпредметные и внутрипредметные связи в школьном курсе биологии. Функции межпредметных связей. Информационно-содержательные, организационно-методические и операционно-деятельностные межпредметные связи.

Методы обучения биологии. Понятие метода обучения. Классификация методов обучения. Развитие и взаимосвязь методов. Методический прием как элемент метода обучения. Организационные, технические и логические методические приемы, их взаимосвязь. Выбор основного и сопутствующих методов. Применение системы методов в процессе обучения биологии

Словесные методы обучения биологии. Диалогические, монологические и игровые методы обучения биологии. Беседа и рассказ как основные словесные методы обучения. Использование и активизация словесных методов в процессе обучения биологии.

Наглядные методы обучения биологии. Требования к демонстрации. Методика демонстрации наглядных пособий и опытов. Наблюдения, их роль в развитии мышления учащихся. Формирование и развитие умения наблюдать в процессе обучения биологии. Приемы фиксации результатов наблюдений.

Практические методы. Лабораторные наблюдения и эксперименты, их отличия от демонстрационных. Этапы проведения практических работ. Значение практических работ в обучении биологии.

 

Формы организации учебного процесса. Урок, как основная форма обучения биологии. Современные требования к уроку биологии. Типология уроков биологии, их характеристика. Структура комбинированного урока. Урок-лекция, урок-семинар, урок-зачет, урок-конференция, урок-мастерская. Подготовка учителя к уроку. Состав методических умений учителя

Организация деятельности учеников на уроке. Использование дифференцированного подхода в обучении. Специфика уроков биологии в 6-11 классах.

Экскурсия, как форма организации учебно-воспитательной работы по биологии. Значение экскурсий. Тематика учебных экскурсий по биологии. Этапы экскурсии: подготовительный, основной, послеэкскурсионная работа. Организация наблюдений природных объектов и явлений в ходе экскурсии.

Внеклассная работа по биологии. Значение внеклассной работы. Индивидуальная, групповая и массовая работа. Организация занятий биологического кружка и факультатива.

Внеурочная работа по биологии, ее задачи и содержание. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе.

Домашняя работа по биологии, ее задачи и содержание. Организация домашних работ учащихся по биологии. Виды домашних работ: работа с учебником, работа с дополнительной литературой, домашние наблюдения и опыты по биологии. Организация самостоятельных и практических работ учащихся. Развитие познавательной самостоятельности учащихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.134 (0.008 с.)