Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика обучения биологии как педагогическая НаукаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели и задачи методики обучения биологии. Методы исследований. Статистическая обработка результатов методических исследований. Связь методики с другими науками.
История развития методики естествознания в отечественной школе Зарождение отечественной методики естествознания. Преподавание естествознания в начале XIX века. Вклад В.Ф. Зуева в развитие методики естествознания. Учебник «Начертание естественной истории…» как первое методическое руководство для учителя. В.Ф. Зуев о роли наглядности в обучении естествознанию. Методика естествознания во второй половине девятнадцатого века. Метод А. Любена, его распространение в русской школе. Противоречие между идеями А. Любена и практикой школьного естествознания. Вклад А.Я. Герда в теорию преподавания естествознания. А.Я. Герд о содержании школьного естествознания. А.Я. Герд – основоположник исследовательского метода в обучении естествознанию. Развитие методики в двадцатом веке. Сущность биологического метода. В.В. Половцев о принципах, методах и формах обучения биологии. Экологический подход к изучению биологических процессов и явлений. В.В. Половцев о развитии самостоятельности учащихся в процессе изучения естественных наук. В.В. Половцев – основоположник дисциплины «Методика обучения биологии в педагогическом вузе». Советский период школьной биологии. Комплексные программы, «лабораторный метод» и «метод проектов» в обучении естествознанию. Вклад Б.Е. Райкова в развитие методики преподавания биологии. Значение трудов Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской, Н.А. Рыкова, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой в отечественную методическую науку.
Содержание биологического образования Биология как наука и учебный предмет, черты сходства и различия. Цели и задачи школьной биологии в условиях модернизации образования. Образовательный стандарт, его значение. Функции образовательного стандарта. Обязательный минимум содержания биологического образования. Компоненты содержания биологического образования: знания, умения, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации. Взаимосвязь компонентов содержания образования. Принципы построения программ, структура и содержание основных и альтернативных программ по биологии. Основные положения теории развития понятий (Н.М. Верзилин). Классификация научных понятий. Индуктивный и дедуктивный пути формирования понятий. Этапы формирования понятий. Уровни развития биологических понятий. Критерии сформированности научных понятий. Умения, как компонент содержания образования. Взаимосвязь знаний и умений. Специальные, общеучебные, исследовательские, интеллектуальные умения, их состав и этапы формирования. Развитие умений и навыков в процессе обучения биологии. Критерии сформированности умений. Опыт творческой деятельности в обучении биологии. Приемы формирования опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Критерии сформированности творческой деятельности учащихся. Развивающие возможности школьной биологии. Воспитание в процессе обучения биологии. Условия реализации воспитательных задач в процессе обучения биологии. Условия реализации воспитательных задач в процессе обучения биологии. Нравственное, экологическое, патриотическое, трудовое, санитарно-гигиеническое воспитание. Формирование научного мировоззрения. Системный подход в изучении биологических явлений и предметов. Межпредметные и внутрипредметные связи в школьном курсе биологии. Функции межпредметных связей. Информационно-содержательные, организационно-методические и операционно-деятельностные межпредметные связи. Методы обучения биологии. Понятие метода обучения. Классификация методов обучения. Развитие и взаимосвязь методов. Методический прием как элемент метода обучения. Организационные, технические и логические методические приемы, их взаимосвязь. Выбор основного и сопутствующих методов. Применение системы методов в процессе обучения биологии Словесные методы обучения биологии. Диалогические, монологические и игровые методы обучения биологии. Беседа и рассказ как основные словесные методы обучения. Использование и активизация словесных методов в процессе обучения биологии. Наглядные методы обучения биологии. Требования к демонстрации. Методика демонстрации наглядных пособий и опытов. Наблюдения, их роль в развитии мышления учащихся. Формирование и развитие умения наблюдать в процессе обучения биологии. Приемы фиксации результатов наблюдений. Практические методы. Лабораторные наблюдения и эксперименты, их отличия от демонстрационных. Этапы проведения практических работ. Значение практических работ в обучении биологии.
Формы организации учебного процесса. Урок, как основная форма обучения биологии. Современные требования к уроку биологии. Типология уроков биологии, их характеристика. Структура комбинированного урока. Урок-лекция, урок-семинар, урок-зачет, урок-конференция, урок-мастерская. Подготовка учителя к уроку. Состав методических умений учителя Организация деятельности учеников на уроке. Использование дифференцированного подхода в обучении. Специфика уроков биологии в 6-11 классах. Экскурсия, как форма организации учебно-воспитательной работы по биологии. Значение экскурсий. Тематика учебных экскурсий по биологии. Этапы экскурсии: подготовительный, основной, послеэкскурсионная работа. Организация наблюдений природных объектов и явлений в ходе экскурсии. Внеклассная работа по биологии. Значение внеклассной работы. Индивидуальная, групповая и массовая работа. Организация занятий биологического кружка и факультатива. Внеурочная работа по биологии, ее задачи и содержание. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе. Домашняя работа по биологии, ее задачи и содержание. Организация домашних работ учащихся по биологии. Виды домашних работ: работа с учебником, работа с дополнительной литературой, домашние наблюдения и опыты по биологии. Организация самостоятельных и практических работ учащихся. Развитие познавательной самостоятельности учащихся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.134 (0.008 с.) |