Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть I. Государственные экзамены
Требования к государственному экзамену по биологии и теории и методике обучения биологии Междисциплинарный государственный экзамен по биологии и теории и методике обучения биологии включает две раздела: общая биология и теория и методика обучения биологии. Экзамен по ним проводится в устной форме, одним этапом, по билетам. Экзаменационные билеты содержат четыре вопроса, из которых два – по общей биологии, один — комплексное задание по теории и методике обучения биологии (комплексное задание). Экзаменационные вопросы включают в себя основные разделы и дисциплины биологического цикла и основные разделы методики преподавания биологии с обязательными разделами педагогики. Четвертый, последний, вопрос – представление портфолио достижений выпускника. Представляемые студентами портфолио содержатнеобходимую информацию об их достижениях в различных видах как учебной, научной, так и социальной деятельности в период обучения в университете. Структура портфолио представлена на странице кафедры биологии и химии сайта университета. Время, отводимое на подготовку студента к ответу на вопросы экзаменационного билета, должно составлять не менее 40 минут. Во время экзамена студент имеет право пользоваться программой государственной итоговой аттестации. Государственная аттестационная комиссия (ГАК), принимающая экзамен, а также защиты выпускных квалификационных работ студентов, состоит из председателя и 2-4 членов ГАК и утверждается приказом ректора Мурманского государственного гуманитарного университета (МГГУ). Программа государственного экзамена разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к студентам Государственным образовательным стандартом высшего образования РФ. В программу включены основные учебные модули курса, согласно методическим рекомендациям УМО по педагогическому образованию: - Биология клетки и организма. - Экология и эволюция организмов и сообществ. - Теория и методика обучения биологии. Первый модуль посвящен комплексу дисциплин, отражающих современные представления о функционировании биологических систем различных уровней (молекулярного, клеточного, организменного). В него включены такие разделы, как строение и функционирование клеток, механизмы наследственности и механизмы обеспечения целостности многоклеточного организма.
Второй модуль охватывает дисциплины, описывающие взаимодействие организмов друг с другом и со средой их обитания, причины и факторы эволюции, а также развитие конкретных групп животных и растений в разные эпохи. Сюда включены разделы: экология, закономерности эволюции, ее основные этапы. Третий модуль включает дисциплины, направленные на овладение студентом практических умений и навыков, необходимых педагогу в профессиональной деятельности: общая и частные методики обучения биологии. На государственном экзамене студенты должны показать знания по всем разделам программы; четко, грамотно и логично излагать программный материал; продемонстрировать прочные знания о механизмах протекания природных процессов. При этом в ходе экзамена студенты обязаны показать не только теоретическое знание материала, но и практические знания по всем разделам. Ответ на каждый вопрос должен содержать развёрнутые сведения, показывающие общую и детальную осведомлённость выпускника и его готовность применить полученные знания на практике. При ответе на конкретный вопрос выпускник должен продемонстрировать понимание места частного вопроса в общей системе биологических, педагогических и психологических знаний. Критерии оценки ответов студентов
Ответы выпускников оцениваются по 4-балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Оценка «отлично» выставляется студенту, продемонстрировавшему глубокие, прочные знания профессиональных дисциплин и понимание механизмов протекания природных процессов, умения анализировать и обобщать материал, знакомство с современным состоянием проблемы. При этом студент логично и грамотно излагает свои мысли, не испытывает затруднений при ответе на вопросы. Оценка «хорошо» выставляется студенту, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу излагающему проблему, не допускающему существенных неточностей в ответе, не испытывающему затруднений при ответе на вопросы.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, не показавшему свободного владения материалом, освещавшему вопросы схематично, без анализа и обобщений, в изложении материала нарушавшему логику, последовательность. При этом студент испытывает затруднения при ответе на вопросы экзаменационной комиссии. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который слабо знает значительную часть материала, допускает существенные неточности в изложении, нарушает логику и последовательность изложения материала. Содержание государственного экзамена
Строение и функции клетки. Современные положения клеточной теории. Прокариоты и эукариоты, гипотезы об их происхождении. Общий план строения прокариотической и эукариотической клетки. Сравнение строения клеток животных и растений Цитоплазма клетки и ее структурные компоненты. Мембраны клетки. Общие свойства всех мембран – полупроницаемость, текучесть, качества диэлектрика. Химический состав мембран. Функции плазматической мембраны – барьерная, транспортная, рецепторная, поддержание гомеостаза. Рост и обновление плазматической мембраны. Способы поступления веществ в клетку. Активный и пассивный транспорт веществ через мембрану. Транспорт веществ в мембранной упаковке: экзоцитоз и эндоцитоз (пиноцитоз, фагоцитоз, трансцитоз, рецепторно-опосредуемый эндоцитоз). Гиалоплазма – внутренняя среда клетки, физико-химические свойства, структура, функции. Понятие о клеточном гомеостазе. Ядро – место хранения генетической информации, ее удвоения и начала реализации. Взаимосвязь ядра и цитоплазмы. Общая морфология ядра. Основные компоненты ядра (ядерная оболочка, ядерный сок, хроматин, ядрышко и ядерный белковый матрикс), их роль в функционировании ядра. Вакуолярная система клетки. Гранулярная эндоплазматическая сеть: морфологическая характеристика, участие в синтезе белков, накоплении белковых продуктов и в их транспорте. Гладкая эндоплазматическая сеть: строение и локализация в клетке. Роль ЭПС в изоляции веществ в клетке. Комплекс Гольджи: строение и расположение в клетке. Функции комплекса Гольджи. Лизосомы, их морфология и химическая организация. Первичные и вторичные лизосомы. Функции лизосом – участие в обмене веществ, во внутриклеточном переваривании, в изоляции и удалении из клетки отмирающих структур. Рибосомы. Строение, химическая организация, локализация в клетке. Функция рибосом – биосинтез белков. Система энергообеспечения клетки. Митохондрии: общая морфология и ультраструктура. Главные функции митохондрий – участие в клеточном дыхании и окислительном фосфорилировании. Основные этапы дыхания: гликолиз, цикл трикарбоновых кислот, электронно-транспортная цепь, синтез АТФ. Образование метаболитов. Хлоропласты: общая морфология и ультраструктура. Основная функция хлоропластов – фотосинтез. Характеристика основных этапов фотосинтеза: фотофизические и фотохимические реакции, работа электронно-транспортной цепи, синтез НАДФ и АТФ. Биохимические реакции: цикл Кальвина, синтез метаболитов. Раздражимость и возбудимость клетки. Биоэлектрические явления в состоянии покоя и процессах передачи информации (потенциал покоя и действия).
Секреторная активность клетки. Механизмы движения клеток. Органоиды движения. Строение ресничек и жгутиков. Роль белков в жизнедеятельности клетки: состав, структура, свойства и функции белков. Белки. Аминокислотный состав белков. Способ связи аминокислот в белковых молекулах. Первичная структура белковой молекулы. Вторичная структура белков. Третичная структура белков. Типы связей, обеспечивающих поддержание третичной структуры белковой молекулы. Четвертичная структура белков. Субъединицы (протомеры) и эпимолекулы (мультимеры). Типы связей между субъединицами в эпимолекуле. Денатурация и ренатурация белков. Свойства белков. Основные этапы биосинтеза белка в клетке. Роль белков в построении живой материи и процессах жизнедеятельности. Ферменты, их структура, свойства и классификация. Механизм действия и регуляция активности ферментов. Нуклеиновые кислоты. Мононуклеотиды – структурные элементы нуклеиновых кислот. Характеристика пуриновых и пиримидиновых оснований. Два типа нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) и различия между ними. Дезоксирибонуклеиновая кислота – ее количественное содержание в организме и локализация в клетке (ядро, митохондрии, хлоропласты, центриоли). Форма молекул ДНК. Одно- и двухцепочечные молекулы ДНК. Рибонуклеиновая кислота. Типы РНК (транспортная, рибосомальная и матричная), их роль в жизнедеятельности клетки. Механизм биосинтеза ДНК. Ферменты (РНК-полимераза, ДНК-полимераза, лигаза) и белковые факторы (ДНК-раскручивающие и ДНК-связывающие белки и др.), участвующие в репликации ДНК. Этапы биосинтеза ДНК. Роль ДНК в передаче наследственной информации. Биосинтез РНК (транскрипция). Строение и модели работы рибосом. Основные свойства генетического кода, его универсальность. Модель оперона, ее значение для понимания регуляции транскрипции. Культуры клеток. Клеточная инженерия, ее роль в биотехнологии.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.008 с.) |