Средства обучения биологии. Классификация средств обучения. Характеристика средств обучения и их использование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства обучения биологии. Классификация средств обучения. Характеристика средств обучения и их использование



Натуральная наглядность, ее использование. Изобразительная наглядность. Использование учебного рисунка, учебной картины, схемы на уроке биологии. Учебник, как средство обучения. Текстовые и внетекстовые компоненты учебника биологии. Методический аппарат учебника биологии. Требования к современному учебнику биологии. Методика использования ТСО и ЭВМ в обучении. Сравнительный анализ технических средств обучения.

 

Материальная база обучения биологии. Кабинет биологии. Требования к организации и оформлению кабинета. Лабораторное оборудование и наглядные пособия в кабинете

Уголок живой природы. Требования к организации. Техника безопасности. Подбор растений и животных для содержания. Основные виды работ в уголке живой природы.

Учебно-опытный участок. Назначение участка. Планирование участка. Характеристика отделов участка: отдел начальных классов, отдел овощных, полевых культур, цветочно-декоративный отдел, плодово-ягодный отдел, дарвиновская площадка. Подбор объектов в условиях Кольского Заполярья. Организация наблюдений и опытническая работа на участке.

Организация экологической тропы в условиях Кольского Заполярья.

 

Личность учителя биологии. Функции учителя биологии. Квалификационная характеристика специалиста. Система повышения квалификации педагогических кадров. Воспитание как педагогическая категория

Проблема происхождения воспитания. Его сущность и место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика образовательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности в истории и современной педагогической теории и практике.

Закономерности и принципы воспитания. Понятие закономерности и принципа воспитания. Персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания.

Закономерности и принципы обучения

Процесс обучения. Понятие закономерности и принципа обучения. Дидактические закономерности (общие и частные). Принципы и правила обучения. Развитие взглядов на сущность и содержание принципов обучения в истории образования и педагогической мысли.

Современные технологии обучения. Понятие «образовательная технология», «педагогическая технология» и «технология обучения». Идея технологизации обучения в истории педагогики. Массовое внедрение технологий обучения в 60-е гг. ХХ в. Признаки педагогической технологии. Отличие педагогической технологии от методики обучения. Классификация образовательных технологий. Предметно и личностно ориентированные технологии обучения. Характеристика современных технологий обучения: технология полного усвоения, технология уровневой дифференциации, модульного обучения, концентрированного обучения, обучения как исследования, проектного обучения, педагогических мастерских (на выбор студента). Взаимосвязь педагогической технологии с педагогическим мастерством.

Управление образовательными системами

Понятие управление и педагогического менеджмента. Принципы управления педагогическими системами. Основные функции управления: проблемно-ориентированный анализ, целеполагание, планирование, организация, мотивация, координация и контроль.

Организация внутришкольного управления. Школа как открытая педагогическая система и объект управления. Управляющая система школы, ее организационная структура.

Вопросы к государственному экзамену

1. Половое и бесполое размножение. Особенности развития половых клеток у животных, человека и семенных растений. Двойное оплодотворение у растений.

2. Черты развития анамний и амниот, обеспечивающие приспособления к условиям окружающей среды.

3. Развитие регуляторных функций организма и их механизмы. Особенности гуморальной регуляции. Гипоталамо-гипофизарная система.

4. Кровь и лимфа как внутренняя среда организма. Гомеостаз.

5. Развитие клеточной теории, её современное состояние. Общность строения клеток прокариот и эукариот.

6. Структурные компоненты эукариотической клетки. Молекулярные особенности организации, взаимосвязь между строением, химической организацией и физиологическими функциями клеток и внутриклеточных структур.

7. Клеточный цикл и деление клеток – митоз и мейоз. Норма и патология.

8. Способы обеспечения клетки энергией – брожение, анаэробное дыхание, дыхание, фотосинтез, хемосинтез.

9. Уникальная роль процесса фотосинтеза на Земле. Физические и фотохимические процессы. Образование энергии в мембране тилакоида.

10. Образование метаболитов в процессе фотосинтеза. Ассимиляция CO2в цикле Кальвина в строме хлоропласта.

11. Дыхание клетки как источник энергии и метаболитов. Локализация отдельных этапов дыхания в цитоплазме и митохондрии.

12. Специфичность прокариотной клетки и методов её изучения.

13. Решение проблем продовольствия, энергетики, здравоохранения и охраны окружающей среды современными биотехнологическими производствами на базе микроорганизмов.

14. Опорно-двигательная система клетки. Микрофиламенты, микротрубочки и промежуточные филаменты.

15. Белки. Связь структуры и функции. Ферменты, коферменты. Механизмы действия ферментов.

16. Матричная система биосинтеза белков. Строение и модели рибосом. Белковая инженерия.

17. Нуклеиновые кислоты. Структура и функции ДНК и РНК. Репликация ДНК и её регуляция. Повреждения и репарация ДНК. Биосинтез и регуляция транскрипции РНК.

18. Основы генетической инженерии: рестрикционный анализ, клонирование, гибридизация, определение нуклеотидных последовательностей ДНК и РНК, обратная транскрипция и синтез ДНК.

19. Механизмы размножения прокариот и эукариот. Клеточный цикл. Митоз и мейоз.

20. Материальные основы наследственности. Мутационная изменчивость и её формы. Нехромосомное наследование.

21. Природа гена, молекулярные механизмы реализации наследственной информации.

22. Закономерности наследования признаков и принципы наследственности. Наследование при моно- и полигибридном скрещивании, взаимодействии генов. Сцепленное наследование, генетика пола.

23. Основы учения об онтогенезе, механизмы дифференцировки, стадии и критические периоды онтогенеза.

24. Генетика человека и методы её изучения. Наследственные болезни.

25. Генетические основы селекции, системы скрещивания животных и растений, методы отбора.

26. Понятие адаптации. Пределы активной жизни в биосфере. Вещественно-энергетические связи организмов со средой.

27. Основные законы влияния факторов среды на организмы: закон оптимума, Либиха, толерантности, взаимодействия факторов и др. Понятия акклиматизации, преферендума, экологической валентности.

28. Температура как экологический фактор. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Способы регуляции температуры тела у животных.

29. Адаптивные ритмы организмов. Циркадные и сезонные ритмы. Факторы, управляющие сезонным развитием. Типы адаптаций организмов. Адаптивная морфология. Понятие конвергенции. Жизненные формы растений и животных. Их роль в организации сообществ.

30. Пути приспособления организмов к жизни на суше. Адаптации животных и растений к жизни в аридных условиях.

31. Понятие популяции. Статические и динамические характеристики популяций. Связи в популяциях.

32. Биотический потенциал видов. Кривые роста популяций. Понятие ёмкости среды. Типы динамики численности популяций. Экологические стратегии популяций и экологических стратегий видов.

33. Демография популяций. Типы возрастной структуры у растений и животных. Связь с устойчивостью.

34. Динамика численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в регуляции численности. Понятия модифицирующих и регулирующих факторов. Немедленные и запаздывающие реакции.

35. Понятие биологической среды. Типы биотических отношений. Эволюционная и экологическая роль трофических связей. Функциональные и количественные реакции хищников, их регуляторное значение.

36. Законы конкурентных отношений. Роль конкуренции в биогеоценозах и в эволюции видов. Понятие экологической ниши.

37. Понятия биогеоценоза и биотопа. Видовая и пространственная структура сообществ. Виды-доминанты и эдификаторы. Роль малочисленных видов в биогеоценозах. Правило Тинеманна.

38. Понятия экосистемы и биогеоценоза. Структура экосистем. Законы передачи энергии по цепям питания. Принципы устойчивости экосистем. Пирамиды продукции, биомассы и численности.

39. Биологическая продукция в экосистемах (первичная, вторичная, валовая, чистая). Масштабы биологической продукции в разных экосистемах Земли. Роль и возможности агроэкосистем.

40. Основные положения теории экологических сукцессий. Особенности экосистем на пионерных и климаксовых стадиях.

41. Концепция биосферы В.И. Вернадского. Биосфера как производное жизни и глобальная экосистема. Продукционная и регуляторная функция живых организмов в биосфере как основа жизнеобеспечения человечества.

42. Развитие систематики как отражение представлений об эволюции (Аристотель, К. Линней, Ж. Ламарк, Ч. Дарвин). Современные представления о системе животного и растительного мира (в общих чертах).

43. Основные положения дарвинизма. Учение о естественном отборе. Классические представления о виде, монофилетической и дивергентной эволюции.

44. Изменчивость в популяциях. Формы изменчивости, причины генетической изменчивости. Генетический полиморфизм. Закон Харди-Вайнберга.

45. Изолирующие механизмы и пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Современные представления о способах видообразования.

46. Современные представления о естественном отборе. Формы отбора (стабилизирующий, движущий, дизруптивный, дестабилизирующий), их значение и взаимосвязь. Доказательства и примеры естественного отбора.

47. Историческое развития понятия «вид» в биологии. Современные представления, критерии вида. Специфика вида у агамных организмов и пр.

48. Генетическая и экологическая структура вида. Взаимодействие внутривидовых форм и близких видов (зоны интерградации, гибридизации).

49. Понятия микро- и макроэволюции, различные взгляды на их соотношение. Общие законы макроэволюции (принцип неспециализированного предка, адаптивной радиации, прогрессивной специализации, необратимости эволюции).

50. Соотношение онто- и филогенеза. Значение перестроек онтогенеза в эволюции (теория филэмбриогенезов А.Н. Северцова).

51. Направленность эволюционных преобразований и её объяснение. Конвергенции и параллелизмы, понятие о гомологии и аналогии.

52. Учение о биологическом прогрессе (по А.Н. Северцову и И.И. Шмальгаузену); представления об ароморфозах. Идиоадаптация и дегенерация как способы достижения биологического прогресса.

53. Возникновение и развитие жизни на Земле: предпосылки и основные этапы. Прокариоты и эукариоты, симбиотическая гипотеза происхождения эукариот.

54. Уровни организации в эволюции растений. Филогенетические связи основных групп высших растений.

55. Возникновение многоклеточности в ходе эволюции. Основные этапы развития многоклеточных на примере животных (возникновение зародышевых листков, полостей тела, систем органов).

56. Возникновение человека (основные факторы и предпосылки). Этапы антропогенеза.

57. Биология как наука и как учебный предмет. Цели и задачи школьного биологического образования.

58. Школьное естествознание и методика его преподавания в XVIII–XIX вв. (В.Ф. Зуев, А.Я. Герд).

59. Школьное естествознание и методика его преподавания в ХХ в. (В.В. Половцев, И.И. Полянский). Советский период школьной биологии.

60. Основные компоненты содержания школьного биологического образования, их взаимосвязь.

61. Межпредметные и внутрипредметные связи в курсе биологии, их значение.

62. Формирование научного мировоззрения в процессе обучения биологии

63. Теория развития биологических понятий и классификация понятий. Этапы формирования биологических понятий.

64. Ряды экологических понятий (по И.Н. Пономаревой). Формирование и развитие экологических понятий в курсе школьной биологии.

65. Понятие об учебном процессе. Формирование знаний, умений, навыков в процессе обучения биологии.

66. Особенности и функции методов обучения биологии.

67. Классификация методов обучения. Выбор основного и сопутствующего методов обучения биологии.

68. Словесные методы, особенности их применения в процессе обучения биологии, их роль в развитии мышления учащихся.

69. Наглядные методы, особенности их применения в процессе обучения биологии, их роль в развитии мышления учащихся.

70. Наблюдение. Его роль в изучении естествознания и развитии личности школьника.

71. Практические методы, особенности их применения в процессе обучения биологии, их роль в процессе развития мышления учащихся.

72. Урок, как основная форма обучения биологии в школе. Особенности урока.

73. Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование уроков биологии.

74. Игра как метод и как форма в обучении биологии. Классификация игр. Роль игры в развитии учащихся.

75. Экскурсия как форма организации учебно-воспитательной работы по биологии. Экологическая направленность экскурсий.

76. Внеклассная работа по биологии. Формы внеклассной работы. Организация занятий кружка и факультатива.

77. Классификация средств наглядности по биологии. Требования к наглядности. Методика использования натуральной и изобразительной наглядности.

78. Учебник как средство обучения биологии. Дидактические требования к учебнику, его основные функции.

79. Организация кабинета биологии.

80. Домашние работы по биологии.

81. Экологическое воспитание в процессе изучения биологии.

82. Современные технологии обучения.

83. Роль педагогической профессии в обществе. Основные требования к личности современного учителя.

84. Воспитание как педагогическая категория.

85. Закономерности и принципы воспитания.

86. Закономерности и принципы обучения.

87. Управление образовательными системами.

Примеры комплексных заданий

К государственному экзамену

 

1. Обосновать взаимосвязь основных компонентов содержания школьного биологического образования (на примере конкретной темы курса).

2. Выявить межпредметные и внутрипредметные (информационно-содержательные, организационно-методические и операционно-деятельностные) связи в школьном курсе биологии (на примере конкретной темы курса).

3. Сформулировать проблемы формирования научного мировоззрения на уроках биологии в современных условиях (на примере конкретной темы курса).

4. Раскрыть возможные пути формирования ценностных ориентаций обучающихся в отношении к жизни, здоровью и окружающей среде в процессе изучения биологии в школе (на примере конкретной темы курса).

5. Раскрыть типологию уроков биологии, дать характеристику и обосновать особенности отбора содержания и методики проведения.

6. Проиллюстрировать примерами особенности применения активных форм и методов обучения биологии (на примере конкретной темы курса).

7. Проследить на конкретном примере системный подход в изучении уровневой организации живой природы.

8. Обосновать значение деятельностного подхода к отбору и конструированию содержания биологического образования.

9. Раскрыть возможности проблемного подхода при изучении нового материала на уроках биологии как условия активизации иразвития мыслительной деятельности обучающихся (на примере конкретной темы курса).

10. Обосновать необходимость применения личностно-ориентированных технологий обучения биологии как условия обеспечения образовательных потребностей обучающихся.

11. Определить возможности использования вариативного содержания школьной биологии в профессиональной ориентации обучающихся на этапах предпрофильной и профильной ступени образования.

12. Обосновать значение элективных курсов как основного компонента предпрофильной подготовки и профильного обучения

13. Выявить проблемы организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроках биологии как условия формирования основных биологических умений: умения проводить наблюдения и биологический эксперимент и оценивать их результаты, умения моделировать биологические процессы, анализировать, сравнивать и обобщать биологическую информацию.

14. Подтвердить примерами возможности лабораторных работ по биологии в развитии исследовательских умений обучающихся.

15. Обосновать необходимость применения современных педагогических технологий при изучении биологии в старшей школе как условия формирования общеучебных (метапредметных) и специальных биологических знаний и умений обучающихся.

16. Обосновать возможности применения метода проектов для достижения целей современного биологического образования

17. Определить преимущества и недостатки применения технологии модульного обучения процессе обучения биологии.

18. Определить значение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как средства повышения качества школьного биологического образования (на примере конкретной темы курса).

19. Обосновать значение изучения историко-культурных знаний по биологии для развития представлений обучающихся о научной картине мира.

20. Проиллюстрировать примерами применение системы методов в процессе обучения биологии (на примере конкретной темы курса).

21. Сформулировать проблемы организации домашней работы по биологии и предложить пути их решения (на примере конкретной темы курса).

22. Раскрыть значение биологических экскурсий как средства формирования нравственно-этического отношения к природе и общей культуры поведения обучающихся.

23. Выявить особенности организации групповой работы обучающихся на уроках биологии, осуществить прогноз возможных затруднений в ее применении (на примере конкретной темы курса).

24. Обосновать возможности внеклассной работы по биологии как условия вовлечения обучающихся в исследовательскую, природоохранную деятельность.

25. Раскрыть содержание этапов оформления кабинета биологии как процесса создания и развития информационно-предметной среды обучения.

26. Раскрыть проблемы использования натуральной и изобразительной наглядности при изучении биологии в условиях развития ИКТ.

27. Проиллюстрировать примерами применение методов и приемов формирования и развития мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках биологии (на примере конкретной темы курса).

28. Выявить возможности формирования, развития и оценки опыта творческой деятельности обучающихся при изучении отдельных тем курсов ботаники, зоологии, анатомии человека.

29. Подтвердить примерами наличие дидактических возможностей образовательной среды для развития самостоятельности и критичности мышления обучающихся (при оценке событий, результатов опытов и литературных данных) при изучении отдельных тем курсов ботаники, зоологии, анатомии человека.

30. Раскрыть проблему контроля учебных достижений обучающихся при обучении биологии в современном биологическом образовании. Описать критерии компетентности как средство оценивания результатов образовательного процесса.

31. Определить преимущества и недостатки тестирования как современного средства оценивания результатов обучения биологии.

32. Охарактеризовать воспитание в процессе обучения биологии как проблему современного образования.

33. Обосновать значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для сохранения здоровья человека и соблюдения правил здорового образа жизни и безопасного поведения в природе (на примере конкретной темы курса).

Литература для подготовки к экзамену

 

1. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика.– М.: Мир, 1987-1988. – Т. 1–3.

2. Алехина Н.Д. и др. Физиология растений. – М.: Академия, 2005.

3. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М., 2000.

4. Альбертис Б. и др. Молекулярная биология клетки. – М.: Мир, 1994. – Т. 1, 2.

5. Анатомия и морфология человека: Учебно-методическое пособие / М.Н. Харламова, Н.В. Икко. – Мурманск: МГПУ, 2006.

6. Андреева Н.Г., Обухов Д.К. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. – СПб.: Изд-во «Лань», 2007.

7. Арбузова Е.Н. Генезис учебных изданий по методике преподавания биологии: монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008.

8. Арбузова Е.Н. Общая методика обучения биологии: курс лекций для студ. педвузов по биол. спец. – Спб.: Тесса, 2002.

9. Арбузова Е.Н. Общая методика обучения биологии: курс лекций для студ. педвузов по биол. спец. – Спб.: Тесса, 2004.

10. Арбузова Е.Н. Общая методика обучения биологии: справочные материалы: учебное пособие для студ. педвузов по биол. спец. – Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2007.

11. Арбузова Е.Н. Общая методика обучения биологии: таблицы, схемы, рисунки: учебное пособие для студ. педвузов по биол. спец. – Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2006.

12. Бавтуто Г.А., Еремин В.М. Ботаника. Морфология и анатомия растений. – Минск: Вышейшая школа, 1997.

13. Байбородова Л.В., Лаптева Т.В. Методика обучения биологии. Пособие для учителя – М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2007.

14. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества: В 2-х т. – М.: Мир, 1989.

15. Биология. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 6-11 класс / Сост. В.С. Кучменко – М.: Дрофа, 2000.

16. Вавилов Н.И. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. – Л.: Наука, 1987.

17. Василенко Ю.К. Биологическая химия. – М.: Высшая школа, 1978.

18. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1984.

19. Виноградов М.Е., Верещака А.Л. Эволюция биосферы: – М.: Наука. 2007.

20. Внутришкольное управление: вопросы и теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Педагогика, 1991.

21. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. – М.: Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, Прогресс-Традиция, АБФ, 1999.

22. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М.: Просвещение, 2000.

23. Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе дидактики личностно-ориентированного образовательного процесса. – М.: 5 за знания, 2005.

24. Гиляров А.М. Популяционная экология. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

25. Горленко М.В. Курс низших растений. – М.: Высшая школа, 1981.

26. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. – М.: Мир, 1993.

27. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. – СПб.: Наука, 1991.

28. Дерябин Д.Г. Функциональная морфология клетки. Учебное пособие, – М.: Университет, 2005.

29. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1981.

30. Дубинин Н.П. Генетика. – Киев: Наукова думка, 1985.

31. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника. Систематика высших, или наземных, растений. – М.: Просвещение, 2000.

32. Еськов Е.К. Биологическая история Земли: – М.: Высшая школа, 2008.

33. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. – Новосибирск, 2002.

34. Заварзин А.А., Харазова А.Д., Молитвин М.Н. Биология клетки: общая цитология. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992.

35. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

36. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1987.

37. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. – М.: Высшая школа, 1989.

38. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. – М.: Издат. Центр «Академия», 2001.

39. Калинова Г.С., Кучменко В.С. Настольная книга учителя биологии. Справочно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 2002.

40. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии 5-7 кл. – М.: Просвещение, 1989.

41. Карцева И.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии: учеб. пособие для студентов биол. специальностей пед. институтов. – М.: Просвещение, 1977.

42. Карцева И.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии: учеб. пособие для студентов биол. специальностей пед. институтов. – М.: Просвещение, 1984.

43. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.

44. Комарницкий Н.А. Ботаника: Систематика растений. – М.: Просвещение, 1975.

45. Комирная О.Н. Низшие растения. – СПб.: Наука, 1973.

46. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. – М.: Просвещение, 1991.

47. Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. – М.: ACADEMA, 2003.

48. Константинов А.С. Общая гидробиология. – М.: Высшая школа, 1986.

49. Константинов В.М. Охрана природы. – М.: Академия, 2000.

50. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных. – М.: Academa, 2000.

51. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. – М.: Изд-во МГУП, 2002.

52. Коротов В.М. Введение в педагогику. – М.: Высшая школа, 1999.

53. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2006.

54. Кузнецова В.И. Уроки биологии 5-7 класс. – М.: Просвещение, 1991.

55. Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003.

56. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. – М.: Просвещение, 2001.

57. Левушкин С.И., Шилов И.А. Общая зоология. – М.: Высшая школа, 1994.

58. Ленинджер А. Биохимия. – М.: Мир, 1976.

59. Либберт Э. Физиология растений. – М.: Мир, 1976.

60. Мануилова Н.А. Гистология с основами эмбриологии: Учебник для студентов. – М.: Просвещение, 1973.

61. Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В. Школьное биологическое образование: Проблемы и пути их решения: учебное пособие по курсу методики преподавания биологии. - СПб: НИИ химии СпбГУ, 2000.

62. Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Просвещение, 1985.

63. Меделец О.Д. Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии. – М.: Медицинская книга; Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2002.

64. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994.

65. Мельников М.И., Мягкова А.Н. и др. Методика обучения общей биологии. – М.: Просвещение, 1963.

66. Методика обучения ботанике / Под ред. Н.В. Федоровой. – М.: Просвещение, 1982.

67. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломец А.И. Современная наука о растительности. – М., 2001.

68. Молитвин М.Н., Харазова А.Д. Общая цитология. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1994.

69. Мяделец О.Д. Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии. – М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2002.

70. Натали В.Ф. Зоология беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1975.

71. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных: В 2 т. – М.: Высшая школа, 1979.

72. Наумова Л.Г. Основы фитоценологии. – Уфа, 1995.

73. Нервная система человека. Строение и нарушения. Атлас. / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

74. Новиков М.А., Харламова М.Н. Организм и среда: основы аутэколо-гии. – Мурманск: Пазори, 1998.

75. Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1975.

76. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. – М.: Высш. шк., 2002.

77. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / Сост. В.С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2001.

78. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии / Сост. В.С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2001.

79. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000.

80. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1995.

81. Петров В.В., Абрамова Л.И. и др. Общая ботаника с основами геоботаники. – М.: Высшая школа, 1994.

82. Пианка Э. Эволюционная экология. – М.: Мир, 1981.

83. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М.: Гном и Д., 2001.

84. Полевой В.В. Физиология растений. – М.: Высшая школа, 1989.

85. Пономарева И.Н., В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

86. Пономаревав И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Издат. центр «Аккадемия», 2003.

87. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Академия, 2001.

88. Практикум по физиологии растений / Под. ред. В.Б. Иванова. – М.: ACADEMIA, 2001.

89. Преподавание биологии в школе: человек и его здоровье / Сост. В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 1997.

90. Программно-методические материалы: биология / Сост. В.С. Кучменко. – М.: Дрофа, 1998.

91. Проскурина И.К. Биохимия. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

92. Риклефс Р. Основы общей экологии. – М.: Мир, 1979.

93. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных: В 2 т. – М.: Мир, 1992.

94. Рохлов В.С. Компьютерная поддержка биологии. – М.: Просвещение, 1997.

95. Самусев Р.П. Атлас по цитологии, гистологии и эмбриологии: Учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Мир и образование», 2004.

96. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

97. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000.

98. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

99. Селевко О.Г. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. – 1996. – № 6.

100. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. – М.: Наука, 1977.

101. Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека (практикум). – М., 2001.

102. Трайтак Д.И. Кабинет биологии. – М.: Просвещение, 1976.

103. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. – М.: Просвещение, 2002.

104. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. – М.: ЦсиЭИ. – 1997.

105. Хадорн Э., Вернер Р. Общая зоология. – М.: Мир, 1989.

106. Харитонов В.М., Ожигова А.П., Година Е.З. и др. Антропология – М.: Владос, 2003.

107. Хедрик Ф. Генетика популяций. – М.: Техносфера, 2003.

108. Хомутов А.Е. Антропология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

109. Хрестоматия по методике преподавания биологии / Сост. А.И. Карцева, Л.С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1997.

110. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. – М.: Изд-во МГУ, Высшая школа, 2002.

111. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

112. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М.: Просвещение, 2001.

113. Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции. – М.: Т-во научных изданий КМК, 2006.

114. Ченцов Ю.С. Общая цитология. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

115. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2004.

116. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. – М.: Просвещение, 1981.

117. Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997.

118. Широких Д.П., Нога Г.С. Методика преподавания биологии. Курс лекций. – М.: Изд-во МГУ, 1980.

119. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. – Л.: Наука, 1969.

120. Шмидт-Ниельсен К. Физиология животных. Приспособление и среда: В 2 т. – М.: Мир, 1982.

121. Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. – М.: Высшая школа, 2003.

122. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 2006.

123. Яковлев В.П. Ботаника для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – Т. 1, 2.

124. Якушкина Н.И. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1980.

125. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. – М.: Просвещение, 1968. – Т. 1, 2.

 

Требования к государственному экзамену по географии и теории и методике обучения географии

Целью государственного экзамена по географии и теории и методике обучения географии является выявление теоретического и практического уровня подготовленности учителя географии к выполнению профессиональных задач: формирование у выпускников эколого-географического мышления; научного представления о территориальной организации хозяйства страны в целом, а также в ее отдельных экономических регионах, процессах ландшафтообразования; формирование понимания взаимообусловленности различных физико-географических процессов и природных особенностей различных физико-географических таксонов; внешнеэкономических связей страны как основного стимулятора развития рыночных отношений; формирование творческой личности будущего учителя географии; вооружение знаниями теоретических и методических основ науки и методическими умениями, обеспечивающими выполнение различных функций учителя географии, ознакомление с методической литературой; обучение приемам моделирования учебных программ (в целом и фрагментарно) в зависимости от типа школы, в соответствии с компетентностным подходом; понимание целей и задач образования и воспитания в современной школе; оперирование научно-педагогической, психологической и методической терминологией; рассмотрение актуальных вопросов педагогической практики в теоретическом, историческом, психологическом и методическом аспектах и подтверждение основных положений ответа примерами из практики обучения и воспитания; проявление заинтересованности к проблемам совершенствования педагогического процесса, стремления к профессиональному самообразованию и совершенствованию.

Экзамен проводится в один этап, устно, по билетам. Билеты включают 4 вопроса, из которых 2 – по географии, 2 – по теории и методике преподавания географии и по педагогике. Экзаменационные вопросы включают в себя основные разделы и дисциплины географического цикла, основные разделы теории и методики преподавания географии. Ответ на каждый вопрос должен содержать развернутые сведения, показывающие общую и детальную осведомленность выпускника и готовность его применить полученные знания на практике. При ответе на конкретный вопрос выпускник должен продемонстрировать понимание места частного вопроса в общей системе географических, педагогических и методических знаний. Предполагается возможность использования на экзамене справочной литературы и электронно-вычислительной техники.

Ответы оцениваются по 4-бальной шкале. Предусмотрены следующие критерии оценки: оценка 5 баллов (отлично) выставляется при демонстрации выпускником глубоких знаний профессиональных дисциплин, творческого решения предложенной ситуации, при ответе по теории и методике преподавания географии, а также четких и осмысленных ответов на дополнительные вопросы. Оценка 4 балла (хорошо) выставляется за глубокие и осознанные знания в областях по всем четырем вопросам билета, но при недостаточной логике и четкости ответов, как на вопросы билета, так и на дополнительные вопросы экзаменаторов. Оценка 3 балла (удовлетворительно) выставляется при отсутствии знаний по одному из вопросов, (но при хороших ответах на остальные вопросы, в том числе дополнительные) или при не глубоком анализе проблем в целом, при ответе на все четыре вопроса билета, а также некоторых затруднениях при ответе на дополнительные вопросы, касающиеся частных явлений затронутых проблем. Оценка 2 балла (неудовлетворительно) выставляется при неспособности выпускника охарактеризовать проблему, как в целом, так и отсутствие представлений о частных явлениях, при ответе на все четыре или даже три вопроса билета. В этом случае ГАК делает вывод о несоответствии знаний выпускника ГОС ВПО.

Содержание государственного экзамена

Раздел I. География

 

География как наука: география в системе наук о Земле, ее роль в жизни общества, содержание географии на разных этапах ее развития, объект и предмет основных разделов географической науки, понятие о географической оболочке.

Земля во Вселенной: Вселенная и ее структура; современные представления о происхождении и возрасте Вселенной, методы ее изучения; форма и размеры Земли, развитие представлений о фигуре Земли: шар, эллипсоид вращения (трехосный), геоид; осевое и орбитальное вращение Земли и их географические следствия; внутреннее строение Земли.

Атмосфера: газовый состав, вертикальное строение, термический режим; д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.43.215 (0.154 с.)