Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференцированная кинезотерапия ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Приступая к краткому изложению данного раздела, мы намеренно не использовали термин «лечебная физкультура» (ЛФК), хотя он и является рабочим во всей официальной документации и литературе, названиях учебных циклов в системах академического и последипломного образования, а также штатных расписаниях медицинских и образовательных учреждений. Наше стремление мы оправдываем тем, что слова «лечебная физкультура» намеренно подразумевают некий стандарт в использовании различных упражнений и их комплексов, хотя бы уже по той простой причине, что подавляющее большинство учебников и руководств по ЛФК не содержит разделов по изложению основ кинезологии (науки о движениях) и точного кинезологического диагноза двигательных нарушений для каждого отдельного случая [Мош-ков В. Н., 1982; Бортфельд С. А., Рогачева Е. И., 1986; Го-товцев П. И, и др., 1987; Потапчук А. А., Спирина И. Ю., 1994; Лечебная физкультура, 1995, и мн. др.]. Для кинезологического анализа необходимо знать механические принципы и закономерности движений (биомеханику), анатомические и физиологические основы движений человека, а также принципы основных видов деятельности человека — прямостояние, сохранение равновесия, ходьба и пр. [Бонев Л. и др., 1978]. Кроме того, особенно если речь идет о детях, необходимо быть ориентированным в сроках формирования различных конструкций ОДА — сводов стоп, физиологических изгибов позвоночника и др. [Рейзман А. М., Багров Ф. И., 1963]. В связи с изложенным, вьщеляют [Бонев Л. и др., 1978] следующие виды кинезотерапии: — активные (все виды ЛФК — лечебная гимнастика, дыхательная гимнастика, общеукрепляющая гимнастика, ифы, элементы спорта, трудотерапия, ходьба, ритмопластика, упражнения с преодолением сопротивления и др.); — пассивные (массаж, механотерапия, экстензионная терапия, мануальная терапия). В зависимости от степени и вида неврологических, ней-роортопедических и сопутствующих вегетативных и соматических нарушений определяется индивидуальная схема кинезотерапии. Учитывая в определенной степени самостоятельное значение массажа и мануальной терапии, а также необходимость участия в этом другого лица, мы их излагаем отдельно. - 116 -
ЛФК основывается на современном физиологическом и клиническом опыте и теоретических концепциях русской медицинской школы, в которых раскрыта и доказана огромная роль мощного биологического стимулятора — движения — для поддержания здоровья и быстрого выздоровления заболевшего человека. В этой системе взглядов факторами, влияющими лечебно или профилактически на организм, являются физические упражнения. Но движение будет лечебным фактором лишь в том случае, когда оно организовано в виде физического упражнения и применяется целенаправленно, соответственно лечебным или профилактическим задачам, дозировано соответственно обш,ему состоянию организма, особенностям заболевания и изменениям функций пораженного органа или системы [Винокуров Л. А., 1959; Моген-дович М. Р., 1971].
Физические упражнения могут быть направлены на определенную мышцу, группу мышц, на тот или иной сустав. Помимо непосредственного воздействия на ОДА через существующую сложную моторно-висцеральную связь, они действуют на все органы и системы организма как мощный биологический стимулятор и раздражитель. Движения в виде физических упражнений легко дозируются и могут быть селективными, что немаловажно в практической работе. Наряду с массажем, ЛФК, являясь основой лечебного комплекса медицинской реабилитации, заставляет больных психически и физически участвовать в лечебном процессе. Вряд ли можно привести пример другого такого лечебного метода, в котором больной принимал бы такое большое сознательное и волевое участие и при котором почти все функциональное восстановление зависело бы от степени этой активности [Мошков В. П., 1950; Винокуров Д. А., 1959; Васильева В. Е., 1965]. Обычно в практических условиях при проведении ЛФК используют в большой степени влияние и естественных природных факторов — солнца, воздуха и воды. Рассматривая понятие ЛФК, необходимо сказать что оно достаточно широкое и включает в себя понятия лечебной или медицинской гимнастики, игры и элементы спорта [Бонев Л. и др., 1978]. Обстоятельное рассмотрение всех аспектов ЛФК не является задачей данной публикации, поскольку это большой и самостоятельный вопрос. Однако необходимо заметить, что без кинезотерапии и ее части — лечебной физкультуры — полноценное восстановление больных и их реабилитация невозможны.
- 117 - Мануальная терапия Мануальная терапия является древнейшим из известных в истории медицины лечебных методов, который, пережив период забвения, вновь оживает и предстает в новом освещении [Касьян И. А., 1985]. В ее основе лежит точная и подробная диагностика функциональных нарушений двигательной системы. При этом необходимо, чтобы мануально-терапевтическая и рентгенологическая диагностика осуществлялись с такой же точностью, как и методика лечения. Из-за точности действия и эффективности мануальную терапию называют «бескровной хирургией» [Левит К. и др., 1993]. По мнению К. Левита (1986), ведущая роль в функциональных нарушениях, требующих мануального воздействия, принадлежит важнейшим носителям функции двигательного аппарата — мышцам. Именно поэтому подавляющее большинство нарушений ОДА, а также болевых синдромов, связанных с позвоночником, зависят от состояния и тонуса окружающих его мышц. Болевые синдромы, вегетативные и соматические проявления, связанные с поражением спи-нальных нервов и мышц, окружающих позвоночник, нередко находят отражение в соматических и вегетативных нарушениях, относящейся к зонам сегментарной иннервации (желудок, кишечник, желчевыводящие пути и т. д.). В то же время боль различного происхо:адения (например, висцеральная) часто сопровождается напряжением мышц и находит отражение в двигательной системе (сердечная, например, часто вызывает болевые ощущения в левой руке и плече, боль в желчном пузыре — в области правой лопатки и т. д.). Поскольку вертеброгенный механизм возникновения многих расстройств функций организма, возникновения болевых синдромов и нарушений роста и развития ОДА в настоящее время уже не вызывает сомнений, мануальная терапия позвоночника и патологически измененных мышц нередко является единственным эффективным методом лечения. Но поскольку при проведении мануальной терапии требуются хорошие знания основ неврологии и ортопедии, пользоваться ее методами, по мнению Н. А. Касьяна (1988), могут только высококвалифицированные ортопеды-травматологи и невропатологи. По нашему мнению, мануальная терапия должна все-таки быть прерогативой невропатологов. Достаточным основанием для такого суждения служит история возникновения и -118- формирования одной из наиболее популярных, серьезных и близких нам по общим концепциям чешской школы мануальных терапевтов, основоположником которой является Карл Левит. Чешские неврологи, занимавшиеся болезнями ОДА и реабилитацией страдавших ими пациентов, успешно взяли на себя функции, которыми в других странах занимались ортопеды, физиотерапевты, ревматологи, хиропрактики и остеопаты, и добились высоких результатов [Левит К. и др., 1993]. Мануальная терапия, как и другая отрасль лечебной медицины, имеет свои методы диагностики и лечения. Однако, в отличие от фармакотерапии, применяемые в мануальной терапии лечебные методы являются физиологичными и по своей сути не только местного, но и рефлекторного действия. Преимущество мануальной терапии перед фармакологическим воздействием заключается в отсутствии отрицательных побочных влияний и в подавляющем большинстве случаев в быстром проявлении положительных результатов.
К методам мануальной терапии относят массаж, тракции (вытяжения), постизометрическую миорелаксацию и манипуляции. У детей, получивших травму позвоночника и ЦНС в антенатальном, натальном или ближайшем постнатальном периодах, у которых запаздывает биологическое созревание (миелинизация) нервных регуляторных структур, выявляются многие расстройства нервно-мышечного аппарата: кривошея, гипотрофия мышц, различные виды мышечного дисбаланса (например, хождение на цыпочках), а также соматических и вегетативных нарушений: вегетативно-сосудистых дистоний, метеозависимости, вертебрально-базилярной недостаточности, различных дисфункций кишечника и т. д. Для них массаж и другие методы мануальной терапии являются едва ли не единственным путем к реабилитации. Мы ни разу не наблюдали, чтобы какие-либо фармакологические препараты, даже из числа новых и самых популярных (ноотропил, винпоцетин, энцефабол и т. д.), устранили кривошею, ликвидировали спастичность сгибателей или разгибателей нижних конечностей, помогли формироваться мышечной массе у ребенка, предотвратили формирование дефектов развития ОДА. В то же время используемые к месту и времени методы мануального воздействия достаточно быстро нормализуют мышечный тонус и предотвращают появление указанных нарушений [Фафенрот В. А., 1991; Красикова И. С, 1997]. - 119 - Более того, при нестабильности шейного отдела позвоночника и нарушениях в вертебрально-базилярном бассейне, влекущих за собой целую цепь дальнейших расстройств, в том числе и нарушение своевременного созревания высших функций мозга, мануальная терапия в сочетании с кинезотерапией являются эффективными методами лечения и надежным путем к полноценной реабилитации. Это давно известно педиатрам [Губерт К. Д., Рысс М. Г., 1963]. Это поняли и остеопаты, взяв на вооружение наиболее эффективные методы мануального воздействия на организм ребенка [Кравченко Т. И., 1998]. Да и в официальной медицине после долгих лет забвения многие учебные дисциплины и лечебные направления, основанные на рефлексотерапии (в том числе и мануальная медицина) вновь «реанимированы», получили права гражданства и в настоящее время пользуются большой популярностью у врачей и пациентов. Появилось большое количество публикаций, посвященных этому патогенетически обоснованному и эффективному разделу профилактической и лечебной медицины [Иваничев Г. А., 1990; Фафенрот Р. А., 1991; Левит К. и др., 1993; Лиев А. А., 1993; Хабиров Ф. А., Хабиров Р. А., 1994; Кругляков С. В., 1994, и мн. др.].
Значение массажа мы описали выше, поскольку он используется и в кинезотерапии. Особенностью массажа применительно к мануальной терапии является то, что он может служить хорошей подготовкой к манипуляции. Вид массажа (соединительнотканный, сегментарный, периостальный и др.) определяется клиническим диагнозом. Им же определяется и метод, наилучшим образом воздействующий на структуру, которую нужно лечить. Как самостоятельный метод рефлексотерапии массаж относительно неэкономичен (по сравнению с постизометрической миорелаксацией и манипуляциями), обычно его сочетают с другими методами. Однако при обширной гипералгезии или напряжении мышц во многих сегментах массаж является предпочтительным способом лечебного воздействия [Хабиров Ф. А., Хабиров Р. А., 1995]. Постизометрическая мышечная релаксация оказывает многостороннее воздействие на нейромоторный аппарат поперечнополосатой мускулатуры. Механизм ее положительного влияния связывают с нормализацией проприо-цептивной импульсации, установлением физиологического соотношения между проприоцептивной и экстероцептив-ной импульсацией, а также восстановлением механизмов торможения, реализующихся как на сегментарном, так и Манипуляции представляют собой легкие движения небольшой амплитуды из положения быстрого преднапря-женйя в направлении, в котором преднапряжение было достигнуто. При этом преодолевается известный барьер, связанный с сублюксацией и выходом менискоидов за пределы суставных поверхностей, что сопровождается звуковым эффектом («суставная игра»). В результате успешно проведенной манипуляции суставные поверхности после входа между ними менискоидов вновь становятся конгруэнтными, устраняется блокирование суставов, и обычно исчезает гипертонус мышц. По мнению К. Левита и соавт. (1993), существуют два предварительных условия успешного проведения манипуляций: полное расслабление пациента и достижение предна-пряжения и, во-вторых, перед толчком никогда не следует ослаблять преднапряжение. В. А. Фафенрот (1991), используя методы мануальной терапии в детской вертебрологии, получил очень хорошие результаты при лечении различных дегенеративно-дистрофи-ческих заболеваниях позвоночника у детей и убедился в их высокой эффективности, особенно при остеохондрозе, а также нарушении формирования физиологических изгибов позвоночника.
Признанный авторитет в области теории и практики мануальной терапии К. Левит считает, что в преддошкольном, дошкольном и младшем школьном возрасте мануальную терапию следует регулярно использовать профилактически, так как у детей часто наблюдается повороты таза и мышечное блокирование суставов головы, а также другие скрытые блокирования, приводящие к разновысокости ног, сколиотичес-ким деформациям и т. д. Обследуя детей в организованных коллективах в разных районах Санкт-Петербурга, Боксито-горска, Екатеринбурга и Каменск-Уральского, мы убедились в справедливости этого положения классика современной вертеброневрологии и мануальной терапии. К. Левит считает, что, как и при всякой профилактике, предпочтение здесь отдается детскому возрасту, поскольку
- 120- - 121 - при этом можно охватить весь "болезненный процесс в его еще обратимой начальной стадии; Однако профилактика на этом не заканчивается. Важно также предупредить осложнения[1]. Если подрастающее поколение невозможно превентивно мануально-терапевти-чески обследовать и лечить, то у взрослых профилактика должна идти по пути диспансерного наблюдения, особенно при опасных видах работы, в спорте, после несчастных случаев, операций и т. д. Сегодня это кажется делом далекого будущего при недостаточном числе врачей, получивших специальное образование по мануальной терапии, хотя, с точки зрения огромного экономического ущерба от вертеброгенных нарушений и небольших расходовх которых требует мануальное лечение, его преимущества очевидны. Как известно, каждая отрасль медицины предполагает профилактику осложнений, которая обязательно должна входить в план лечения. Если к тому же речь идет о лечении детей и молодых людей, то профилактика одновременно является одной из наиболее благодарных и интересных областей.[2] По нашему мнению, в основном совпадающему с мнением этих авторов, мануальная терапия является наиболее эффективной в случаях формирования дефектов осанки как способ их профилактики и коррекции. В сочетании же с массажем, индивидуализированной кинезотерапией и общеукрепляющими мероприятиями мануальная терапия является важнейшим и надежным способом реабилитации детей с МДМ и сопутствующими соматическими и вегетативными расстройствами. ' Аллергодерматоз, астматический бронхит,энурез и др. (прцм. наше). - 122 -
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.016 с.) |