Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Клинические проявления соматических
И ВЕГЕТАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО НАБЛЮДАЮЩИЕСЯ У ДЕТЕЙ С МДМ Прежде чем переходить к описанию вегетативных и соматических нарушений, считаем необходимым отметить, что степень их выраженности в каждом отдельном случае бывает различной, а набор у каждого отдельно взятого ребенка — индивидуальным. Кроме того, часть этих расстройств может присутствовать и у детей, у которых отсутствуют МДМ, но у которых обнаруживаются признаки интра- или постнатаяь-ных повреждений ЦНС в виде рассеянной негрубой неврологической симптоматики. Более того, в зависимости от возраста ребенка, его функционального состояния клинические проявления даже одного и того же нарушения могут быть разными. Во многом это зависит от социальной среды, интеллектуальных (умственных) и физических нагрузок, падающих на ребенка, периода его роста и развития. Иногда при больших интеллектуальных нагрузках может проявиться клиническая симптоматика, которая уже угасала или же которая еще ни разу не проявлялась; содружественные движения (синкинезии) в форме заикания, тиков, гиперки-незов; головные боли, нарушения сна, распространенный ал-лергодерматоз вне связи с каким-либо аллергеном, энурез, астматический бронхит и др. Иногда к уже имеющимся присоединяются новые клинические симптомы в связи с интенсивным ростом ребенка, так как его рост и развитие требуют значительных затрат энергии. По данным наших наблюдений, проведенных в разных районах Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, возрастными периодами, когда наиболее ярко проявляются социальные и микросоциальные дезадаптационные нарушения, а также наиболее выражены клинические признаки, являются 3 года, 6—7 и 9 лет. Чаще всего это связано с началом посещения дошкольных образовательных учреждений, начальной школы, а также ее окончанием, и обусловлено значительными социальными и учебными нагрузками. Отставание биологического созревания ЦНС у детей с МДМ и хрупкость высших мозговых функций не позволяют - 26 - ребенку адаптироваться к новым условиям существования и адекватно переносить интеллектуальные нагрузки. Все это усугубляет проявления МДМ, которые ранее не были столь яркими и заметными, а в быту (в семье) трактовались как индивидуальные особенности ребенка.
Описанное в первую очередь касается поведенческих реакций детей с МДМ, которые в подавляющем большинстве (около 90%) эмоционально лабильны и гипервозбудимы. Амбивалентность форм поведения чаще всего проявляется в агрессивности, жестокости, плаксивости, истероидности и даже чувственной тупости. Основные проявления гипервозбудимости чаще всего приходится видеть в различных формах двигательной растор-моженности, которая не преследует конкретные цели, ничем не мотивирована, не зависит от ситуации и обычно неуправляема ни взрослыми, ни ребенком. Очень близкое к истине и, пожалуй, лучшее из встретившихся нам описание «гипердинамичного» ребенка дали в своей брошюре О. В. Халецкая и В. М. Трошин (1995). Сказать о «гипердинамичном» ребенке, что он непоседлив — значит не сказать ничего. Он подвижен как ртуть. Ребенок все время торопится, суетится, приступает к заданию, недослушав инструкции, делает много ошибок и не исправляет их. Ни в каком другом случае нарушения поведения не вызывают так много нареканий и жалоб родителей, воспитателей детсада, как в этом. Гипердинамичному ребенку более всех грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одергивают, наказывают. В конце концов ребенка убеждают, что он не способен ни на что и «бестолковее его нет на всем свете». В результате ребенок ожесточается, такие дети склонны к агрессивной реакции на непрестанные одергивания и подавления их активности. Пик проявления гипердинамического синдрома — 6—7 лет с обратным развитием (в благоприятных случаях) к 14—15 годам. Однако при отсутствии терапии и неправильном воспитании проявления синдрома начинают сокрушительно сказываться как раз с возраста 13 лет и старше, определяя в таком случае судьбу уже взрослого человека. Гиподинамический синдром у детей с МДМ наблюдается редко и, как показывают инструментальные методы исследования, обычно сопровождается выраженной пери-вентрикулярной лейкомаляцией с затянувшимися резиду-альными явлениями, умеренным расширением желудочковой системы головного мозга (следствие перенесенной
-27 внутренней гидроцефалии) или врожденным сужением спинномозгового канала. Такие дети вялы, малоподвижны, их поведение монотонно, ответы односложны. Их трудно чем-либо заинтересовать, увлечь. Они очень медленно выполняют задание, долго приступают к работе, обычно не укладываются в любых своих действиях в отведенные для этого временные границы. Многолетний опыт работы в детских дошкольно-школь-ных образовательных учреждениях, связанных с формированием здоровья детей и подростков, убеждает нас в том, что среди всего многообразия клинических проявлений МДМ наиболее часто встречается следующее сочетание: задержки речевого развития, аллергодерматоз, нарушения ростд и развития ОДА, гиперкинезы (в форме синкинезий) и, нередко,— энурез, миопия и вертебрально-базилярная недостаточность. Большая часть из указанных клинических проявлений обычно сопровождает ребенка с момента его рождения и нередко «идет» под самостоятельными диагнозами. Как правило, их сочетание поначалу не связывают с наличием МДМ. Наиболее отчетливо у детей с МДМ проявляется задержка развития речи, а точнее — сенсорной и слухомоторной речевых функций. Задержки развития речи По данным наших обследований, у 70—90% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения Центрального, Калининского, Приморского, Сестрорецкого и других районов Санкт-Петербурга, имеются разной степени выраженности и разного качества задержки развития речи. Это типично для детей с МДМ, хотя в быту (в семье) это не всегда замечают. Нередко родители бывают удивлены, когда при речевых пробах, адекватных возрасту детей, последние не могут правильно ориентироваться и делают грубые ошибки. По мнению А. Н. Корнева (1990, 1997), речь ребенка в процессе ее формирования подвержена сильному влиянию многочисленных факторов окружающей среды, психологического и биологического характера (условия воспитания, интеллект, состояние периферического слуха и др.), которые видоизменяют клиническую картину первичного дефекта, а иногда маскируют ее. Топическая диагностика дефектов -28- речи затруднена еще и тем, что до сих пор слабо разработана их классификация. Поэтому нередко логопедический диагноз «общее недоразвитие речи» в определенной степени уподобляется неврологическому «энцефалопатия», поскольку характеризует явление лишь в самых общих чертах. У детей же с МДМ, учитывая их общую расторможенность, диагностика дефектов речи еще более затруднительна. В своих исследованиях мы использовали методологические основы диагностики дефектов речи, а также экспресс-методы, предложенные А. Н. Корневым (1997), и его классификационные критерии. Однако эти критерии и речевые пробы, позволяющие выявлять дефекты звукопроизношения и грамматической структуры речи, дополняли данными о психомоторном развитии ребенка и его речевых навыков из анамнеза [Сушко Е. П., 1996]. Особое внимание уделяли тому, когда ребенок начал говорить словами, простыми и сложными предложениями. Дети с МДМ обычно начинают говорить со значительным опозданием, у них имеется сложный характер нарушений речи. Последние в значительной мере зависят от функциональной зрелости отделов ЦНС, ответственных за сенсорное восприятие речи, артикуляционный праксис, объем кратковременной и долговременной памяти и концентрацию внимания. У детей с МДМ к моменту их поступления в школу еще нет биологической зрелости ряда высших корковых функций, на которые они должны опираться при освоении чтения, письма и счета [Лурия А. Р., 1973]. Неврологически у подавляющего большинства из них выявляется сенсомоторная недостаточность и у 90% регистрируются легкие нарушения праксиса, в том числе речевого.
Практически дефекты речи проявляются в виде невозможности правильно повторить фразу, заикания, дислалий и дизартрии. При освоении письменной речи обнаруживается дисгра-фия — плохой почерк, «съезжание» со строки вверх или вниз, пропуск букв, замена одних букв другими, нарушения согласования слов и др. (рис. 5). В устной речи такие дети при повторении фраз меняют грамматическую структуру предложений, нарушают согласования слов, заменяют одни слова другими и т. д. Самое печальное, что без медицинской и дефектологической помощи большинство из этих детей не могут преодолеть указанные недостатки годами. Многие из них, испытывая трудности в разговоре и чтении, в значительной степени -29- Рис. 5. Слуховой диктант ученика 2-го класса с явлениями акустиче-ской дисграфии. невротизируются. Указанные дефекты нередко продолжают проявляться в более старшем возрасте. Это обстоятельство позволило, например, А. Н. Корневу, совершенно обоснованно поместить в газете «Невское время» (26.10.96 г.) статью под почти юмористическим названием: «Грамотное письмо — редкость даже среди студентов вузов». Было бы, однако, ошибочным следовать некоторым примерам, когда при практически любом дефекте речи ставят диагноз «логоневроз», даже в тех случаях, когда незадолго до его появления ребенок пережил какой-то эмоциональный стресс или другое потрясение. Просто на этом фоне более отчетливо стали заметными скрытые нарушения и дефекты, которые до сих пор не проявлялись. У детей с МДМ иногда обнаруживается очень интересное явление, получившее название «феномен зеркальной деятельности», выявляемый при графических пробах. Этот феномен проявляется в следующих нарушениях: изменено направление письма (справа-налево), нарушен порядок расположения букв и они изображаются зеркально. Этот феномен пока изучен недостаточно, и его возникновение связывается с гипокинезией мозолистого тела и таламуса, с диспраксией и экстрапирамидной недостаточностью, обычно в связи с интранатальными повреждениями нервной системы [Осипенко Г. Н. и др., 1994].
Читателей, особо интересующихся речевыми дисфункциями у детей с МДМ, мы можем адресовать к работам А. Н. Корнева (1997), Л. И. Вассермана и соавт. (1997), Л. О. Бадаляна (1998), в которых более детально изложены вопросы классификации и диагностики нарушений речи. По принципиальным же позициям применительно к механизмам развития МДМ заметим, что при различных по
-30- Трагизм ситуации усугубляется еще и тем, что в большинстве случаев дошкольная жизнь ребенка с МДМ может протекать вполне благополучно. Ни родители, ни окружающие годами могут даже не подозревать о его физиологическом дефекте, относя некоторые отклонения в поведении ребенка (если они наблюдаются) к недостаткам воспитания [Ясюко-ва Л. А., 1997]. Однако с первого дня учебы в школе начинают предъявляггься повышенные требования именно к тем функциям, которые более всего и нарушены при МДМ, Неустра-ненные вовремя признаки МДМ: дефицит внимания, памяти, повышенная отвлекаемость и умственная утомляемость, слабость самоуправления и задержка речевого развития,— начинают играть роковую роль в судьбе ребенка. Задержка биологического созревания ассоциативных структур головного мозга приводит к тому, что деятельность различных его подструктур не скоординирована, не согласована. Сопутствующая этому двигательная расторможенность ребенка непроизводительна, энергорасточительна, а умственная деятельность приводит к быстрому утомлению. Именно чрезмерная двигательная расторможенность при слабой выраженности других дефектов в отдельных случаях вынуждает родителей обратиться к психологу, а затем ребенка направляют уже к невропатологу и дефектологу-логопеду. При таком развитии событий ребенку, как правило, ставят правильный диагноз, перед школой ему проводят реабилитационные и (если необходимо) лечебные мероприятия, и имеющиеся дефекты, в том числе и речи, в значительной мере корригируются.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.012 с.) |