Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б.
Я72 Минимальные дисфункции головного мозга у детей.— СПб.: Салит-Медкнига, 2002.- 128 с. в книге подробно обосновывается оригинальная точка зрения на причины и механизмы нарушений формирования у детей высших корковых функций (речь, письмо, внимание, память), а также сопровождающих их соматических и вегетативных нарушений: энуреза, аллерго-дерматозов, нарушений осанки и др. Не обойдена вниманием проблема дезадаптации таких детей к обучению в дошкольных образовательных учреждениях, школе и к факторам социальной среды. Предлагаются схемы реабилитации детей, страдающих минимальными дисфункциями головного мозга, и обосновываются рациональные пути профилактики указанных нарушений. Для детских неврологов и психиатров, педиатров, логопедов, детских врачей различных специальностей, студентов медицинских-и педагогических институтов и факультетов, воспитателей, преподавателей, а также для родителей. УДК 616.8-009-053.2-02:616.8-005 ББК 57.33 СОДЕРЖАНИЕ Список сокращений........................................................... 4 Предисловие...................................................................... 5 Краткая история................................................................. 8 Причины, условия и механизмы развития МДМ .............. 14 Клинические проявления соматических и вегетативных нарушений, наиболее часто наблюдающиеся у детей с МДМ........ 26 Задержки развития речи......................,......................... 28 Нарушения роста и развития опорно-двигательного аппарата............................. 31 Нарушение формирования физиологических изгибов позвоночника............... 33 Нарушения развития сводов стоп.....,.................. 37 Разворот таза и «разновысокость» ног................... 38 Вегетативные нарушения у детей с МДМ............. 40 Энурез..................................................................... 55 Системные аллергические реакции у детей с МДМ... 68 Диагностика МДМ......................................................... 82 Реабилитация детей с МДМ............................................. 92 Пути реабилитации детей с МДМ........................... 97 Медикаментозное лечение..................................... 102 Немедикаментозная терапия.................................. 112 Массаж.,.................................................................. ИЗ Дифференцированная кинезотерапия..................... 116 Мануальная терапия.............,................................ 118 Библиографический список основных источников............ 123
© ООО «Салит-Медкнига», 2001 © Коллектив авторов, 1999 © Коллектив авторов, 2001, 18ВН 5-901306-04-Х с изменениями Не беремся судить, что здесь играет главную роль: заболевания будущих матерей во время беременности и их вредные привычки (курение, употре.бление наркотиков, алкогольных напитков и др.), приводящие к осложнениям в интранатальном периоде; низкая медицинская грамотность людей, неправильные образ жизни и поведение женщин во время беременности и родов, биологическая незрелость рождающихся детей и их слабая резистентность к нагрузкам при прохождении родовых путей, травматичность многих родовспомогательных процедур (кесарево сечение, наложение щипцов, медикаментозная стимуляция процесса родов, механические процедуры, связанные с искусственным расширением шейки матки, и др.). Но в «недрах» этого скрытого патологического состояния, особенно если его своевременно не диагностируют и не лечат, зреют болезни и расстройства регуляции функций организма, в том числе и МДМ, которые затем проявляются в более зрелом возрасте. По материалам наиболее содержательных публикаций по МДМ и наших собственных исследований, в интегративном виде сущность дисфункций в первую очередь заключается в задержке процессов биологического созревания структур центральной нервной системы и, следовательно, нарушений регулируемых ею функций. Фенотипические проявления могут быть различными, но именно указанным выше факторам (интранатальным повреждениям центральной нервной системы) принадлежит наиболее весомая роль в задержке созревания высших функций головного мозга у детей (речь, память, внимание и др.). В дошкольном возрасте это проявляется в виде задержки психомоторного развития, в том числе речи; в школе — низкими функциональными резервами организма, что неизбежно сказывается на успешности обучения, поведении и социальной адаптации детей. В настоящее время стало очевидным противоречие между все возрастающими требованиями учебного процесса и функциональными возможностями обучаемых. С нашей точки зрения, увеличение периода обучения в начальной школе с трех до четырех лет (как и было раньше) — объективный показатель неэффективности интенсифицированного обучения. Незрелый организм школьника не располагает в достаточной мере теми функциями, на которые опирается весь учебный процесс. В первую очередь это касается памяти (кратковременной и долговременной) и внимания, а точнее способности быстро его концентрировать и переключать. Тем не менее обобщенного и систематизированного изложения
-6- В данном учебно-методическом пособии мы попытались изложить сущность МДМ, их основных клинических проявлений и основной стратегии реабилитации детей и подростков, страдающих этими расстройствами. В процессе написания книги мы стремились преподнести материал языком, понятным читателю, не имеющему специального медицинского образования. В то же время мы не упрощали сложного характера анатомо-фи-зиологических нарушений, лежащих в основе МДМ, и избегали примитивизации. В процессе реабилитации детей с МДМ, у которых в подавляющем большинстве случаев интеллект не нарушен, особенно велика (и стоит едва ли не на первом месте) роль родителей и семьи, главным образом в вопросах формирования их физического здоровья. Мы полагаем, что успешность реабилитации детей в значительной мере зависит от мотиваци-онной готовности родителей и их элементарной медицинской грамотности в вопросах МДМ. Мы выражаем надежду, что изложенный в книге материал будет понятен родителям таких детей и в определенной мере поможет им в их многотрудной, но исключительно благодарной деятельности в этом направлении. Данная книга не претендует на исчерпывающую полноту и неоспоримую правильность изложения всех вопросов, связанных с МДМ, и мы с удовольствием примем конструктивные критические замечания и пожелания наших читателей, которые, безусловно, учтем в следующих публикациях.
Авторы -7- КРАТКАЯ ИСТОРИЯ Упоминания, а также отдельные яркие описания расстройств высшей нервной деятельности, висцеральных и соматических нарушений у людей «с детства» встречаются с незапамятных времен, в том числе в папирусах Эберса (1550 лет до н. э.), папирусе Херста (1550 лет до н. э.), трудах Гиппократа (Ш—ГУ в. до н. э.), Клавдия Галена (II в. н. э.) и всех последуюших выдающихся представителей медицины. Учитывая большую частоту и распространенность этих нарушений, их не обошла вниманием и художественная, и культовая литература. Описания психоэмоциональных переживаний, например, при эпилепсии, можно встретить у Тита Лукреция Кара (99—55 гг. до н. э.), в произведениях Ф. М. Достоевского и даже в Евангелии. Не можем не привести одну из цитат из этой Божественной книги, поскольку многовековой эмпирический опыт народов сконцентрирован в ней в сжатой, но яркой форме:
Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет; говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: — С детства.' Вьщающийся мастер остросюжетного жанра Сидни Шел-дон приводит яркое описание приступа вегетативно-сосудистой дистопии и вертебрально-базилярной недостаточности у уже взрослой главной героини романа Жозефины Чински, родившейся в ягодичном предлежании с помощью наложения щипцов Пайпера с явлениями выраженной гипоксии. Джил застыла, ничего не замечая, оцепенев от горя. Она не сразу поняла, что опять болит голова. Она сначала Евангелие от Марка. Гл. 9, ст. 17—21. не замечала этого из-за другой боли, той мучительной боли, которая вгрызалась глубоко в ее внутренности. Но теперь она почувствовала, что обруч у нее на лбу затягивается все туже. Она подтянула колени еще ближе к груди, приняла положение плода в утробе матери, стараясь отключиться от всего окружающего. Ей хотелось сидеть вот так вечно, и чтоб не надо было думать. Тогда, может быть, эта боль прекратится, хотя бы ненадолго.' Приведенные примеры свидетельствуют о том, что внутренние эмоциональные переживания и внешние проявления расстройств соматических и вегетативных функций, являющихся следствием недиагностированных родовых повреждений, проявляются по-разному в каждом отдельно взятом случае. О недостаточности своевременной неврологической диагностики пишет в этом же романе, только несколько ранее, С. Шелдон. По непонятным для миссис Чински причинам доктор Уил-сон настоял на том, чтобы каждые шесть недель Жозефину приносили в больницу на осмотр. Заключение каждый раз было одним и тем же: с ней, по-видимому, все было нормально. Только время покажет.
Будучи опытным акушером и педиатром, доктор Уилсон не имел подготовки по детской неврологии и, естественно, не видел у маленькой Жозефины скрытых неврологических нарушений вследствие родовой травмы. Но внутренняя интуиция и опыт педиатра заставляли его проводить повторные осмотры ребенка, хотя продуктивная реабилитация последнего из-за дефицита знаний и отсутствия тонких инструментальных исследований не проводилась. Таким образом, различные нарушения высшей нервной деятельности, психики, вегетативных и соматических функций у людей «с детства», как временных, так и постоянно проявляющихся, сопровождают человечество, по-видимому, с момента его становления. Однако научный анализ и соответствующие обобщения стали юзмржными лишь во второй половине XIX в. и особенно в первой половине и середине XX в. В это время появились фундаментальные труды по физиологии высшей нервной деятельности (И. М. Сеченов, Н. Е. Введенский, И. П. Павлов, В. Кеннон), осмыслены принципы работы центральной и периферической нервной системы и сформулированы I Незнакомец в зеркале.- М.: АСТ-НОВОСТИ, 1966.- С. 257. 'Акушер (прим. наше). ' Там же, с. 30. концептуальные основы их взаимодействия (А. А. Ухтомский, П. К. Анохин, Л. А. Орбели). Развитию этих представлений способствовали углубленные разработки по динамической анатомии и физиологии нервной системы, биомеханике опорно-двигательного аппарата (ОДА), в первую очередь позвоночника и костей черепа (П. Ф. Лесгафт, Н. В. Верешагин, Г. С, Юмашев, М. Е. Фурман), а также появление адекватных и достаточно точных инструментальных методов исследования: функциональной рентгенографии, ультразвуковой допплерографии (УЗДГ), сонографии, компьютерной и магниторезонансной томографии и др. Что же касается самого термина «минимальная дисфункция мозга», то он был предложен Э. Деноффом в 1959 г. для обозначения нескольких важнейших симптомов, возникающих в результате поражения головного мозга: трудности обучения в школе, трудности у ребенка с контролированием собственной активности и поведения в целом. Официально же он был рекомендован к использованию в 1962 г. Оксфордской международной группой изучения проблем детской неврологии [Wender Р., 1971]. В эту категорию рекомендовано относить детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, но с нормальным интеллектом и легкими неврологическими нарушениями, которые не вьюв-ляются при стандартном неврологическом обследовании, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций [Ргесhtе Н., 1970, и др.]. Описанное выше вовсе не значит, что ранее у нас в стране и за рубежом на особенности поведения и определенные отклонения в состоянии здоровья детей и подростков, не связанных с поражением внутренних органов или конкретными заболеваниях ЦНС, не обращали должного внимания. Таким детям, как правило, ставили следующие диагнозы: синдром гипервозбудимости, хронический мозговой синдром, легкая детская энцефалопатия, двигательная расторможенность, минимальный церебральный паралич, синдром школьной дезадаптации и др. В американской научной литературе, учитывая высокую правовую ответственность врачей даже в вопросах диагностической терминологии, чтобы сразу исключить принадлежность ребенка к числу имбецилов или не приписать ему какую-либо «ненормальность» часто используется термин «ребенок с проблемами».
В отечественную медицинскую литературу термин «минимальная дисфункция мозга» как общеупотребительный был, по-видимому, введен Л. О. Бадаляном, Л. Т. Журко- -10- вой и Е. М. Мастюковой (1978), что явилось безусловным прогрессом в перинатальной неврологии и психологии детей и подростков. Указанные авторы выполнили наиболее значимое и, пожалуй, единственное в отечественной неврологии обстоятельное исследование МДМ и так характеризовали это понятие. Сборная группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными признаками ее являются повышенная возбу-. димость, эмоциональная лабильность, диффузные легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсо-моторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения. Разумеется, это определение не отличается четкостью критериев, что прекрасно понимали и сами авторы. Однако методологически введение такого понятия явилось безусловным прогрессом. Оно сводило воедино пеструю группу различных нарушений и отклонений в состоянии здоровья, поведении, развитии и обучении детей. Вполне естественно, возникает мысль и об общих генеральных закономерностях предшествующих повреждений нервной системы, что, как будет показано ниже, совсем не лишено оснований. Проф. А. Ю. Ратнер (1985) писал, что для начала деятельности по изучению МДМ приведенное выше понятие достаточно выразительно, так как оно нацеливает на выявление негрубых неврологических и психических расстройств. Но также очевидно, что в самое ближайшее время потребуется дальнейшее углубление и детерминация совершенно разных по форме и по содержанию симптомов и синдромов, составляющих обобщающее понятие минимальной мозговой дисфункции. По мнению В. И. Гузевой и М. Я. Шарфа (1998), МДМ наблюдаются у 20—25% всех детей. Авторы обращают внимание на то, что у детей с МДМ сохраняется фонд корковых функций, но в то же время определяется их дефицит. По-видимому, под этим следует понимать сохранность инте-лекта у большинства детей с МДМ и задержку созревания высших функций головного мозга. Введение данного определения важно и вот еще по какой причине. Дело в том, что как-то постепенно и незаметно в связи с пестротой клинических проявлений МДМ, прогреди-ентностью течения, переходом нарушений в более старший
-11- В тоже время исследования, проведенные Е. М. Мастюко-вой, Л. О. Бацаляном и Л. Т. Журбой в Москве (1976-1978), а также А. Ю. Ратнером и сотрудниками его кафедры в Казани (1975—1896) свидетельствуют о том, что у всех детей с МДМ выявляется совершенно четкая, но негрубая неврологическая симптоматика, имеющая определенные закономерности и со-провождаюшаяся определенной спецификой в проявлении соматических, висцеральных и неврологических расстройств. Таким'образом, для формирования здоровья ребенка и его нормального роста и развития в современных условиях неврологическую диагностику и коррекцию неврологических расстройств необходимо проводить как можно раньше, так как в дальнейшем эти расстройства в значительной степени нивелируются, а обусловленные ими дефекты функций закрепляются. Разумеется, процесс формирования здоровья должен сопровождаться адекватным дефектологическим и психологическим обеспечением. Спустя почти 20 лет (1995) группа исследователей из Нижегородской государственной медицинской академии, руководимая проф. В. М. Трошиным, на основании собственных наблюдений за большим контингентом детей и подростков дали уже более конкретное и материально приближенное к субстрату повреждения определение МДМ. Ведущее место среди последствий перинатальных поражений ЦНС занимает феномен, известный под названием •минимальная дисфункция мозга». МДМ — это исход легкого органического повреждения головного мозга, на фоне которого наблюдаются различные невротические реакции, нарушения поведения, трудности школьного обучения, нарушения созревания высших мозговых функций, разнообразные неврозоподобные состояния. -12- Таким образом, мы видим, что в указанном определении появились три новых и чрезвычайно важных момента: 1) указание на легкое органическое повреждение головного мозга; 2) одним из признаков МДМ названа задержка созревания высших функций головного мозга; 3) развитие у детей с МДМ неврозоподобных состояний. Забегая немного вперед и не вступая в полемику с В. М. Трошиным, чтобы правильно ориентировать читателя, отметим, что термин «повреждение» вовсе не означает только удар, ушиб, сотрясение, перелом, сдавление и т. д. Почему-то часто при использовании термина «повреждение» даже врачи забувают о возможности сосудистых травм. В то же время различные варианты сосудистых повреждений разных органов и даже сегментов тела занимают большое место в современной классификации болезней (под названием «сосудистые заболевания») и развитии неотложных состояний, а по причинам смертности — выходят в число лидеров. Достаточно привести немногочисленные, но хорошо известные всем примеры, когда травма сосудов или их неадекватная реакция (острое расширение, сужение) вызывает повреждение органов, а иногда и приводит к гибели организма: инфаркт миокарда, инсульт, обморок, шок, коллапс, тромбоэмболия и т. д. По данным различных публикаций и материалам наших собственных исследований, подавляющее большинство повреждений во время родов — это сосудистые или микрососудистые повреждения. В то же время объяснять возникновение и развитие МДМ лишь интранатальными повреждениями, как это формально вытекает из очень убедительных публикаций А. Ю. Ратнера и его учеников и последователей, подкупающе просто, но неполно. Ниже мы попытались систематизировать факторы, которым придается значение в развитии указанного синдрома.
-13-
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.04 с.) |