Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №6 экологическая экспертиза и овос

Поиск

Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.

По результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду инициатор этой деятельности должен провести общественные слушания и затем представить все материалы на государственную экологическую экспертизу.

Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения

Экологическая экспертиза направлена на установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных экологических воздействий и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экспертизы

Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Последнее положение служит гарантией обеспечения соблюдения требований законодательства при проектировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности вредной для окружающей среды.

Объекты государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РК:

      • проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
      • проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
      • проекты схем развития отраслей народного хозяйства РК, в том числе промышленности;
      • проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РК;
      • проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
      • проекты инвестиционных программ;
      • проекты комплексных схем охраны природы;
      • технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду и др.

Наряду с государственной законодательство предусматривает проведение общественной экологической экспертизы. Она может проводиться общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе осуществление экологической экспертизы. В отличие от государственной экологической экспертизы, являющейся обязательной мерой, общественная экспертиза проводится в инициативном порядке. Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключением являются объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и/или иную охраняемую законом тайну

Тема №___. Экологический контроль

 

Экологический контроль в Казахстана проводится в форме государственного, муниципального, производственного и общественного контроля.
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Республики Казахстан в порядке, установленном Правительством РК.
Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля.
Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.
Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

 

Тема №___Ответственность за экологические правонарушения

В соответствии с российским экологическим законодательством должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия - административную и гражданско-правовую ответственность за экологические правонарушения и преступления.
Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований экологического законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами.
Материальную ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Применение административной ответственности регулируется как экологическим законодательством, так и Кодексом об административных правонарушениях. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; за невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также за предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений; за несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке; и др.

В настоящее время целями норм, устанавливающих ответственность за совершение экологических преступлений, объявляется защита и обеспечение уголовно-правовыми средствами правил охраны окружающей среды в целом и правил охраны отдельных ее компонентов, установленного нормативно-правового порядка деятельности, в той или иной степени связанной с использованием окружающей среды или оказанием на нее воздействия, защита экологических прав и интересов граждан, обеспечение правомерных видов пользования окружающей средой, сохранение ее качества, предотвращение уничтожения (гибели) объектов природы и т.п.
Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения и преступления не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного нарушением экологического законодательства.
Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то государственного органа управления, общественной организации в интересах потерпевшего.

 

Тема № ___ Эколого-правовой режим охраны и использования земель

Тема № ___ Эколого-правовой режим охраны и использования вод и водных ресурсов

Землями водного фонда признаются земли, занятые водоемами (реками и приравненными к ним каналами, озерами, водохранилищами, прудами и другими внутренними водоемами, территориальными водами), ледниками, болотами, водохозяйственными сооружениями для регулирования стока, располагаемыми на водоисточниках, а также земли, выделенные под водоохранные зоны и полосы этих сооружений и зоны санитарной охраны водозаборных систем питьевого водоснабжения.

1. Земли водного фонда, занятые водоемами (реками и приравненными к ним каналами, озерами, водохранилищами, внутренними водами, территориальными водами), ледниками, болотами, водохозяйственными сооружениями межгосударственного и республиканского значения, а также земли, выделенные под водоохранные полосы этих сооружений и зоны санитарной охраны водозаборных систем питьевого водоснабжения, находятся в государственной собственности.
2. Земельные участки из состава земель водного фонда, занятые водохозяйственными сооружениями (оросительные и дренажные системы) межрайонного (областного) и межхозяйственного (районного) значения, а также ирригационными сооружениями, обслуживающими земельный участок одного хозяйствующего субъекта, могут находиться в частной собственности граждан и негосударственных юридических лиц Республики Казахстан в случае приватизации указанных сооружений.
3. Земельные участки под водохозяйственными сооружениями, перечисленными в пункте 2 настоящей статьи, обслуживающими двух или более собственников земельных участков или землепользователей, предоставляются им на праве общей собственности или общего землепользования.

Выделение земель под водоохранные зоны
и полосы по берегам водоемов

1. По берегам рек, озер, водохранилищ, каналов, внутренних вод, ледников, болот, гидротехнических и других водохозяйственных сооружений по предложению уполномоченного органа управления водными ресурсами местными исполнительными органами выделяются земельные участки под водоохранные зоны и полосы.
2. Пользование земельными участками, включенными под водоохранные зоны и полосы, осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства Республики Казахстан.

Предоставление земельных участков
из состава земель водного фонда

Земельные участки из состава земель водного фонда могут быть предоставлены во временное землепользование местными исполнительными органами по согласованию с уполномоченными органами управления водными ресурсами физическим и юридическим лицам для нужд сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства и других целей, не противоречащих основному целевому назначению земельного участка.

Порядок использования земель
водного фонда

Использование земель водного фонда осуществляется в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и водным законодательством Республики Казахстан.

Право водользования – это элемент вещных прав граждан и хозяйствующих субьектов-водопользователей владеть, использовать и извлекать полезные свойства от использования вод и его ресурсов в пределах и в соответствие со сроками предусмотренные специальными разрешениями (лицензия) и договором долгосрочного водопользования.

Право водопользования может быть отчуждаемым и неотчуждаемым, возмездным и безвозмездным, государственным и негосударственным, временным и постоянным.

Сроки права водопользования: краткосрочный до 5 года, долгосрочное водопользование от 5 до 49 лет.

В целях обеспечения охраны и рационального использования водных ресурсов уполномоченные органы осуществляют

профилактические мероприятия по наблюдению за состоянием водного фонда именуемый водным мониторингом, осуществляют ведение системы учета сведений о состояний водного фонда именуемый водным кадастром,

проводят в пределах компетенций мероприятия по обеспечению соблюдения водного законодательства (проверки) именуемый контроль за охраной и использованием водных ресурсов (водным контроль).

 

Тема № ___ Эколого-правовой режим охраны и использования лесов и лесных ресурсов

Лесами признаются участки, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства.

Все леса и земельные участки занятые лесами и не занятые лесами, но интенсивно используемые в целях ведения лесного хозяйства образуют лесной фонд Республики Казахстан. Лесной фонд РК состоит из государственного лесного фонда и частного лесного фонда.

В составе лесного фонда выделяются:

· Лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом – вырубки, гари, прогалины, пустыри и др);

· Нелесные земли (сельскохозяйственные угодья, дороги, квартальные проселки, противопожарные разрывы).

К землям государственного лесного фонда относятся земли, покрытые лесами естественного происхождения и искусственными лесами, созданными за счет средств государственного бюджета, а также не покрытые лесами земли, предоставленные в постоянное землепользование государственным организациям, ведущим лесное хозяйство.

К землям частного лесного фонда относятся земли, покрытые искусственными лесами, агролесомелиоративными насаждениями, плантационными насаждениями специального назначения, созданными за счет средств физических и негосударственных юридических лиц, и агролесомелиоративными насаждениями, созданными за счет бюджетных средств на землях, предоставленных им в частную собственность или долгосрочное землепользование.

В Республике Казахстан в соответствий с Лесным кодексом РК объекты лесного фонда могут быть предоставлены на право лесопользования.

Право лесопользования – это элемент вещных прав граждан и хозяйствующих субьектов-лесопользователей владеть, использовать и извлекать полезные свойства от использования леса и его плодов в пределах и в соответствие со сроками предусмотренные специальными разрешениями (лесной, лесорубочные билеты, лицензия) и договором долгосрочного лесопользования.

Право лесопользования может быть отчуждаемым и неотчуждаемым, возмездным и безвозмездным, государственным и негосударственным, временным и постоянным.

Сроки права лесопользования: краткосрочный до 1 года (на основе лесного билета), долгосрочное лесопользование от 10 до 49 лет (на основе протокола о проведенном тендере и договоре о долгосрочном лесопользовании).

В целях обеспечения охраны и рационального использования лесных ресурсов уполномоченные органы осуществляют

профилактические мероприятия по наблюдению за состоянием лесного фонда именуемый лесным мониторингом, осуществляют ведение системы учета сведений о состояний лесного фонда именуемый лесным кадастром,

проводят в пределах компетенций мероприятия по обеспечению соблюдения лесного законодательства (проверки) именуемый контроль за охраной и использованием лесных ресурсов (лесным контроль).

 

Тема № ___ Эколого-правовой режим охраны и использования атмосферного воздуха, озонового слоя, климата

Тема № ___ Эколого-правовой режим охраны и использования недр и полезных ископаемых

Право недропользования – это элемент вещных прав граждан и хозяйствующих субьектов- недропользователей владеть, использовать и извлекать полезные свойства от использования недра и его плодов в пределах и в соответствие со сроками предусмотренные специальными разрешениями (лесной, лесорубочные билеты, лицензия) и договором долгосрочного лесопользования.

Право лесопользования может быть отчуждаемым и неотчуждаемым, возмездным и безвозмездным, государственным и негосударственным, временным и постоянным.

Сроки права лесопользования: краткосрочный до 1 года (на основе лесного билета), долгосрочное лесопользование от 10 до 4

В целях обеспечения охраны и рационального использования недр уполномоченные органы осуществляют:

профилактические мероприятия по наблюдению за состоянием недр и полезных ископаемых именуемый мониторингом недр,

осуществляют ведение системы учета сведений о состояний недр именуемый кадастром недр и полезных ископаемых,

проводят в пределах компетенций мероприятия по обеспечению соблюдения законодательства о недрах (проверки) именуемый контроль за охраной и использованием недр.

Тема № ___ Эколого-правовой режим охраны и использования объектов животного и растительного мира

Тема № ___ Эколого-правовой режим охраны и использования особо охраняемых природных территории

Тема№11. Земли особо охраняемых природных
территорий, земли оздоровительного, рекреационного
и историко-культурного назначения

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, включая биосферные, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, государственных природных парков, государственных памятников природы, государственных заповедных зон, государственных природных заказников, государственных зоологических парков, государственных ботанических садов, государственных дендрологических парков, государственных природных заповедников-сепортеров.
2. Земли особо охраняемых природных территорий находятся в государственной собственности и не подлежат приватизации.
Изъятие земель особо охраняемых природных территорий для иных нужд не допускается.
Сельскохозяйственные угодья на землях особо охраняемых природных территорий, используемые для ведения сельскохозяйственного производства, могут быть предоставлены для указанных целей гражданам Республики Казахстан, проживающим в населенных пунктах, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
3. Особо охраняемые природные территории могут использоваться для научных, культурно-просветительных, учебных, туристических и рекреационных, ограниченных хозяйственных целей в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Для проведения культурно-просветительных мероприятий на особо охраняемых природных территориях могут создаваться музеи, лектории, экспозиции, демонстрационные участки и другие необходимые объекты.
Для проведения туризма и рекреации на особо охраняемых природных территориях выделяются специальные участки, которые оборудуются туристическими тропами, смотровыми площадками, бивачными полянами, стоянками для транспорта, кемпингами, палаточными лагерями, гостиницами, мотелями, туристическими базами, объектами общественного питания, торговли и другого культурно-бытового назначения.
Туристическая и рекреационная деятельность на особо охраняемых природных территориях ограничивается с учетом режимов их охраны и регулируется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Использование особо охраняемых природных территорий в ограниченных хозяйственных целях может допускаться исключительно на специально выделенных участках с заказным режимом и регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Земли охранных и защитных зон
особо охраняемых природных территорий

1. Для обеспечения особой охраны могут устанавливаться охранные и защитные зоны особо охраняемых природных территорий с запрещением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на сохранение и воспроизводство объектов государственного природно-заповедного фонда.
Границы и режимы использования охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон особо охраняемых природных территорий определяются местными представительными и исполнительными органами.
2. Земли охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон особо охраняемых природных территорий обозначаются на местности специальными знаками.
3. Земельные участки в пределах охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон особо охраняемых природных территорий используются с соблюдением установленного режима охраны этих зон и могут быть изъяты (выкуплены) для государственных надобностей в соответствии с условиями, установленными настоящим Кодексом.

. Отнесение земель к категории
особо охраняемых природных территорий
и их резервирование

Отнесение земель к категории особо охраняемых природных территорий и резервирование земель под особо охраняемые природные территории осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан об особо охраняемых природных территориях.

Земли оздоровительного назначения

1. К землям оздоровительного назначения относятся курорты, обладающие природными лечебными факторами, а также земельные участки, благоприятные для организации профилактики и лечения.
2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболевания человека на землях территорий оздоровительного назначения устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Границы и режимы использования охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон земель оздоровительного назначения определяются местными представительными и исполнительными органами.
3. Земельные участки в пределах санитарно-защитных зон у собственников земельных участков и землепользователей не изымаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из хозяйственного оборота (первый пояс санитарно-защитной зоны). При этом указанные участки изымаются (выкупаются) для государственных надобностей в соответствии с условиями, установленными настоящим Кодексом.
Использование земельных участков в границах второго и третьего пояса санитарно-защитных зон осуществляется с соблюдением установленного режима охраны этих зон.

Земли рекреационного назначения

1. Землями рекреационного назначения признаются земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения.
2. В состав земель рекреационного назначения могут входить земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, лесопарки, туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.
3. Порядок и режим использования земель рекреационного назначения определяются местными представительными и исполнительными органами.
4. Использование туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков и землепользователями, может осуществляться на основе сервитутов.
5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

. Земли историко-культурного назначения

1. Землями историко-культурного назначения признаются земельные участки, занятые историко-культурными заповедниками, мемориальными парками, погребениями, археологическими парками (курганы, городища, стоянки), архитектурно-ландшафтными комплексами, наскальными изображениями, сооружениями религиозного культа, полями битв и сражений.
2. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков и землепользователей не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Казахстан.
Местными исполнительными органами на отдельных участках земель историко-культурного назначения, в том числе на объектах культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть ограничена любая хозяйственная деятельность.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.43 (0.011 с.)