Службы социально-психолого-педагогического обслуживания семьи и детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Службы социально-психолого-педагогического обслуживания семьи и детей



В системе органов по труду, занятости и социальной защите создана и развивается сеть нестационарных учреждений социального обслуживания, представленная в каждом административном районе территориальным центром социального обслуживания населения (146), и двумя городскими центрами социального обслуживания семьи и детей (социальной помощи семье и детям) в г. Гомеле и г. Минске (далее – центры).

По состоянию на 1 января 2016 года на учете в центрах состояли 1835,9 тыс. граждан и 279 тыс. семей. В центрах созданы банки данных различных категорий семей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи. Банки данных включают условия проживания семей, занятость родителей, факторы социального неблагополучия. Основным источником финансирования деятельности центров являются местные бюджеты.

В каждом административном районе Брестской области функционирует 20 территориальных центров социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН). Созданные центры позволяют обеспечить комплексное обслуживание различных категорий населения, оказание разносторонней помощи семьям с детьми, инвалидам, выпускникам интернатных учреждений из числа-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одиноким и одиноко проживающих пенсионерам.

Система учреждений социального обслуживания, обеспечивающая семьям широкий спектр социально-экономических, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг получила развитие в Гомельской области. В этом направлении работают все ТЦСОН. С целью оказания поддержки нуждающимся семьям в центрах работают салоны «Милосердие», помощь в которых получили за прошлый год более 13,1 тыс. человек. Психологами и юристами центров проводится бесплатное консультирование, в том числе по телефону, а в случае необходимости – с выходом на дом. В ряде районов психологи оказывают консультативную помощь на базе отделов ЗАГС. По состоянию на 01.01.2016 на базе ТЦСОН области в отделениях социальной адаптации и реабилитации работает 132 объединения (клуба) по интересам. В целях профилактики правонарушений, разрешения проблем семейного неблагополучия специалисты ТЦСОН совместно с органами внутренних дел, учреждениями образования участвуют в акции «Семья без насилия».

ТЦСОН функционируют во всех 19 районах Гродненской области; по состоянию на 01.01.2016 их структура представлена 131 отделением, 159 социальными пунктами (01.01.2015 – 125 отделений и 155 социальных пунктов). Отделениями социальной адаптации и реабилитации центров оказывалась психологическая помощь гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, проводились мероприятия, направленные на предупреждение нарушений в сфере межличностных, семейных отношений, предотвращение асоциального поведения. В работе 91 кружка и клуба по интересам для различных категорий граждан и семей приняли участие 2 639 граждан (в 2014 году – 99 и 3 554 соответственно). Проведено 23 206 консультаций, тестирований, тренингов для 33 089 граждан (в 2014 году – 21 455 и 38 809 соответственно).

ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» и ТЦСОН г. Минска оказывалась социально-педагогическая и психологическая помощь семье: помощь в уходе за детьми (услуги няни) семьям, воспитывающим двоих, троих и более детей, родившихся одновременно (до достижения детьми возраста 3 лет); неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, полным семьям, воспитывающим двоих детей-инвалидов (до достижения детьми возраста 4 лет). Правом на получение данного вида помощи в 2015 году воспользовались 497 семей (1 012 детей). В рамках реализации программы «Родительского университета», центром осуществляется работа по развитию многоуровневой системы «Папа - Мама - школы», «Школа будущей мамы» по формированию ответственного родительства. С 2015 года на условиях оплаты предоставляется услуга «Креативный малыш». На базе поликлиник № 18, № 23 осуществляется предабортное консультирование женщин.

ТЦСОН Минской области осуществлялась комплексная поддержка различных категорий семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. За различными видами помощи в ТЦСОН в 2015 году обратились 431 832 граждан. С целью формирования ответственного родительства, семейных ценностей, основ семейного благополучия на базе 18 ТЦСОН функционируют 28 клубов молодой семьи (охвачено 1 179 семей), совместно со специалистами ЗАГС организована работа 22 школ позитивного материнства (охвачено 3 306 человек). Специалистами ТЦСОН ведется социально-психологическая работа с будущими и молодыми отцами, направленная на осознание роли отца, его обязанностей, гармонизацию супружеских отношений. В Любанском районе работает клуб «Счастливы вместе» для семей, в которых отец один воспитывает детей. Сотрудниками УЗ «Молодечненская ЦРБ» совместно с психологами ТЦСОН Молодечненского района организована работа клуба «Школа отцов». Ведется работа по профилактике насилия в семье, торговли людьми, защите женщин и детей от противоправных посягательств, дискриминации в отношении женщин. Специалистами ТЦСОН проведены семинары, анкетирования, лекции, встречи с населением, распространены тематические буклеты и листовки, организованы выступления в СМИ.

На 01.01.2016 на учете в 25 ТЦСОН Могилевской области состояло: 8 093 многодетных семьи, 18 704 неполных семьи, 2 809 семей, воспитывающих детей-инвалидов. В 2015 году различные виды помощи получили все обратившиеся семьи, в том числе психологическую – 1,5 тыс. семей, гуманитарную – 3,0 тыс. семей, юридическую – 821 семья, консультационную – 9,7 тыс. семей, оказано содействие в трудоустройстве 127 семьям. Специалисты ТЦСОН проводят информационно-просветительскую работу по вопросам семьи, брака, воспитания детей, направленную на повышение престижа семейных ценностей, повышение роли отца в семье и воспитании детей, гармонизацию семейных отношений. С целью укрепления института семьи, упрочению ее статуса и повышению роли семейных ценностей в обществе ежегодно в регионах области проводятся мероприятия, посвященные Дню женщин, Международному дню семьи, Международному дню защиты детей, Дню инвалидов, Дню Матери.

В целях предоставления временного приюта для жертв торговли людьми, лиц, пострадавших от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий при центрах создана сеть «кризисных» комнат. Услуга временного приюта оказывается безвозмездно и включает в себя: предоставление спального места с комплектом постельного белья, обеспечение средствами личной гигиены, питьем и питанием. Всего в 2015 году услугами временного приюта воспользовалось 237 человек, в том числе 135 женщин и 54 ребенка. В рамках проекта «Повышение национального потенциала государства по противодействию домашнему насилию в Республике Беларусь» работает общенациональная бесплатная «горячая линия» для лиц, пострадавших от домашнего насилия. Информация о работе «горячей линии» размещена на стендах и сайтах ТЦСОН.

С начала 2011 года количество «кризисных» комнат увеличилось почти в 4 раза. Так, на 1 апреля 2016 года в республике функционировали 115 «кризисных» комнат (на 1 января 2011 года – 31 «кризисная» комната). В Витебской, Могилевской и Минской областях «кризисные» комнаты открыты во всех районах.

В Брестской области в целях оказания помощи лицам, пострадавшим от насилия, террористических актов, техногенных катастроф, ставшим жертвами торговли людьми решениями горрайисполкомов открыты «кризисные» комнаты в 4 ТЦСОН: Кобринском, Лунинецком, ТЦСОН г. Пинска и Московского района г. Бреста, которые функционируют при отделениях социальной адаптации и реабилитации и расположены в отдельных зданиях. В Пружанском районе «кризисная» комната открыта на базе общежития, в г. Барановичи – на базе благотворительной религиозной миссии «Возвращение» Объединенной Церкви христиан веры евангельской в Республике Беларусь. Гражданам, пребывающим в «кризисных» комнатах, оказывается специалистами ТЦСОН психологическая и юридическая помощь, проводится коррекционная работа, предоставляется гуманитарная помощь. В 2015 году помощь в «кризисных» комнатах получили 41 человек, в том числе 16 детей.

На 1 января 2016 года в Витебской области функционируют 28 «кризисных» комнат на 52 места проживания. Воспользовались услугой временного приюта в 2015 году 81 человек (2014 – 63).

Завершена работа по открытию сети «кризисных комнат» в Гомельской области. В настоящее время они функционируют во всех районах, в том числе в 16 – на базе ТЦСОН. В Гомельском городском центре социального обслуживания семьи и детей работает кризисное отделение «Пункт временного размещения; психологической и социальной адаптации беженцев». Для разрешения проблемных вопросов в семьях, анонимного консультирования граждан, попавших в экстремальные и критические ситуации, работает 35 телефонов «горячей линия», телефоны доверия и круглосуточные телефоны экстренной помощи. Информация о работе «кризисных комнат», телефоны, по которым необходимо обращаться в кризисных ситуациях, размещены в средствах массовой информации.

В 2015 году в Гродненской области функционировали 11 «кризисных» комнат (Волковысский, Вороновский, Гродненский, Дятловский, Зельвенский, Ивьевский, Кореличский, Мостовский, Слонимский, Сморгонский и Щучинский районы), помощь в которых получили 24 человека из числа лиц, находящихся в кризисном состоянии, состоящих в конфликте с другими членами семьи, подвергшихся психофизическому насилию, пострадавших от преступной деятельности.

В Минске «кризисная» комната функционирует с 2014 года. Услугой временного приюта за отчетный период воспользовались 27 человек (из них 9 женщин с детьми). Городским центром социального обслуживания семьи и детей организована работа городской круглосуточной кризисной телефонной линии. За 2015 год поступило 1 954 телефонных обращений, из них на круглосуточную телефонную кризисную информационную линию по проблемам семьи и детей – 351, в том числе по проблеме насилия в семье – 268.

В Минской области организована работа 23 «кризисных» комнат на 59 мест для предоставления услуг временного приюта; в 2015 году в «кризисные» комнаты обратился 41 человек.

В 24 «кризисных» комнатах, функционирующих в Могилевской области, в 2015 году помощь получили 16 человек. С 2007 года функционирует Социальный кризисный центр для женщин SOS-Детской деревни Могилев. В центре оказывается комплексная поддержка женщинам с несовершеннолетними детьми, пострадавшими от любых форм семейного насилия, женщинам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе беременным молодым женщинам, несовершеннолетним матерям, одиноким матерям до 30 лет, безработным женщинам, многодетным одиноким матерям, женщинам, находящимся в предразводной или разводной ситуации, либо в конфликте с членами семьи. Семьям оказывается комплексная психологическая, юридическая и иные виды поддержки.

В рамках совершенствования системы социального обслуживания семей с детьми с 14 июня 2015 года изменены нормы и нормативы оказания услуги няни:

увеличено количество нормо-часов в неделю, предоставляемых для семей, воспитывающих двойню в возрасте до 3 лет (с 12 до 20 часов в неделю);

введены новые категории семей, имеющих право на получение такой услуги: полные семьи, воспитывающие одного ребенка-инвалида в возрасте до 4 лет, и семьи воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте от 4 до 18 лет (ранее услуга няни предоставлялась только неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 4 лет и полным семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов, один из которых в возрасте до 4 лет).

В 2015 году услугу няни получили 1 403 семьи, в том числе 1 231 семья, воспитывающая двойню, 79 семей, воспитывающих тройню, 56 неполных семей, воспитывающих ребенка-инвалида, 37 семей, воспитывающих детей-инвалидов.

В Гомельской области работает 127 нянь. В 2015 году услугами почасового ухода за малолетними детьми воспользовались 162 семьи. Из общего количества семей, получивших услуги няни: 10 семей, воспитывающие троих и более детей, родившихся одновременно, 132 семьи, в которых родились двое и более детей одновременно, 11 неполных семей, воспитывающие ребенка-инвалида, 9 семей, воспитывающие двоих и более детей-инвалидов.

В Гродненской области в 2015 году оказаны услуги почасового ухода за малолетними детьми 150 семьям (2014 – 100). Из них 139 семьям, воспитывающим двоих детей, родившихся одновременно (2014 – 92), 6 семьям, воспитывающим троих детей, родившихся одновременно (2014 – 4), 2 неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида (2014 – 2) и 3 семьям, воспитывающим двоих детей-инвалидов (2014 – 2).

Помимо территориальных центров социального обслуживания населения в Республике Беларусь создана широкая сеть учреждений образования по оказанию социально-педагогической и психологической помощи детям – сеть социально-педагогических центров (далее – СПЦ). В целях обеспечения социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса, психологического просвещения и профилактики, оказания консультативной, диагностической и коррекционной помощи на всех уровнях системы образования в республике созданы социально-педагогические и психологические службы (далее – СППС) учреждений образования, функционирующие в соответствии с Положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116. В результате целенаправленной, активной деятельности педагогов-психологов, педагогов социальных СППС востребована всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.

В Брестской области помощь детям и родителям в системе образования оказывают 19 СПЦ. Из них 12 включают в свою структуру отделения детских приютов. Средняя наполняемость отделений приютов детьми в 2015 году составила 76,7 %. В 2015 году 664 ребенка проживали в приютах области. В течение года выбыло из приютов 500 детей, из них 277 в биологические семьи. Специалистами СПЦ оказана помощь 11 075 детям, 17 505 родителям, 19 437 педагогам. СППС учреждений образования принадлежит существенная роль в обеспечении реализации Декрета № 18. На базе региональных СПЦ работают консультационные пункты для начинающих педагогов социальных и педагогов-психологов. Важно отметить и то, что благодаря работе районных СПЦ в учреждениях образования, где штатным расписанием не предусмотрена должность педагога-психолога, педагога социального, организована работа по социально-педагогической поддержке и психологической помощи детям и родителям, оказанию методической помощи педагогам.

Социальную реабилитацию несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, признанных нуждающимися в государственной защите, в 2015 году в Витебской области осуществляли 23 СПЦ. В детских социальных приютах прошли реабилитацию 1 103 ребенка. В результате оказания своевременной помощи 56 % детей возвращены в родную семью, 30,9 % – определены на воспитание в замещающие семьи, 173 ребенка продолжали реабилитацию в приютах.

В Гомельской области функционируют 22 СПЦ, при 19 из них созданы детские социальные приюты. В 2015 году специалистами СПЦ проведены индивидуальные и групповые консультации, оказана психолого-педагогическая помощь 9 811 несовершеннолетним, 10 743 родителям, 8 779 педагогам. Среднеобластной показатель наполняемости приютов в 2015 году составил 75,5 %. Из 1 004 детей, прошедших в детских социальных приютах реабилитацию, 657 несовершеннолетних выбыли в родную семью (65,4 %), 279 (27,7 %) – устроены в замещающие семьи. На базе 14 СПЦ организованы ресурсные комнаты для семей, принимающих на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, до 3 лет (предоставление во временное пользование мебели и предметов ухода за детьми первых лет жизни). Отделами образования, спорта и туризма, СПЦ ведется целенаправленная работа по укреплению семейных ценностей (мероприятия «День семьи», «День именинника» и др.). Родители участвуют в областных и районных педагогических конференциях. С 01.09.2015 года в ГУО «Калинковичский районный социально-педагогический центр» реализуется инновационный проект «Внедрение модели социально-педагогической и психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в социально опасном положении, детей, нуждающихся в государственной защите, через организацию взаимодействия: детский сад – школа – социально-педагогический центр». Целью проекта является разработка и реализация модели функционирования в социально-педагогическом учреждении подразделения временного (дневного) пребывания родителя и ребенка для восстановления детско-родительских отношений. Реализация проекта позволит создать наиболее оптимальную среду для организации процесса реабилитации по восстановлению детско-родительских отношений с временным пребыванием родителей и детей в гостиной комнате.

В Гродненской области функционируют 18 СПЦ в составе с детскими социальными приютами. На 01.01.2016 в приютах проживали 198 несовершеннолетних. Среднегодовая наполняемость приютов в 2015 году составила 93 % (2014 – 74,1 %). В 2015 году в СПЦ прошли реабилитацию 732 ребенка. Профессиональная социально-педагогическая и психологическая помощь оказана 14 943 семьям, 15 071 родителю, 9 876 педагогам.

В целях профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия в Минской области действуют 23 СПЦ. По состоянию на 01.01.2015 в СПЦ области прошли комплексную реабилитацию 706 детей. В биологические семьи возвращен 421 ребенок (59,6 %), в замещающие семьи определены 245 несовершеннолетних (34,7 %), в интернатные учреждения – 40 детей (5,7 %).

Образование детей

В 2015/2016 учебном году органами управления и учреждениями образования осуществлялась планомерная работа по обеспечению стабильного функционирования и развития национальной системы образования, последовательно проводились мероприятия по оптимизации образовательной сети, повышению качества образования, совершенствованию материально-технической базы. Это позволило достичь позитивных результатов в создании условий для реализации права каждого ребенка на личностное развитие и успешную социализацию.

Дошкольное образование в Республике Беларусь является уровнем основного образования и направлено на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

В 2015 году в республике функционировало 3951 учреждение дошкольного образования, в которых получали дошкольное образование 409,8 тыс. воспитанников.

Система дошкольного образования представлена разными видами учреждений дошкольного образования. К данным видам относятся: 2 772 учреждения дошкольного образования общего назначения (ясли, ясли-сады, детские сады), 126 – дошкольные центры развития ребенка, 89 – санаторные дошкольные учреждения, 46 – специальные дошкольные учреждения, 918 – учебно-педагогические комплексы.

Многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования представлена в следующей диаграмме

 

В 2015 году охват детей в возрасте от 1 года до 6 лет учреждениями дошкольного образования составил 73,7 % (в сельской местности – 48,1 %), а охват детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования – 100 %, что обеспечивает равные стартовые возможности для получения образования. Норматив обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования (85 %) выполняется с превышением установленных нормативов во всех областях и в г. Минске, и в 2015 году составил 97,6 %.

Принимаются меры по обеспечению доступности получения дошкольного образования.

Так, в частности, в 2015 году в республике открыто 14 учреждений дошкольного образования на 2 001 место (в 2014 году – 20 учреждений дошкольного образования на 3 270 мест).

Развиваются новые формы организации дошкольного образования, в том числе на платной основе. Так, в 2015 году функционировала 3 571 группа (в 2014 году – 2 899 групп) кратковременного пребывания, из них – 2 649 групп (в 2014 году – 2 035 групп) на платной основе (адаптационные, выходного дня, вечерние, по подготовке к школе, материнские школы, сезонные, игровые площадки и др.), которые посещали более 30,7 тыс. детей (в 2014 году – 25,9 тыс. детей), в том числе более 23,9 детей – на платной основе (в 2014 году – 19,5 тыс. детей). Воспитывались и обучались на дому по учебной программе дошкольного образования (преподаватель-воспитатель на дому) 27 детей (в 2014 году – 9 детей).

С целью удовлетворения запросов родителей на образовательные услуги в республике организована работа 15 781 группа (из них на платной основе – 13 947 групп) по интересам (эстетического, физкультурно-оздоровительного, экологического направлений, изучения иностранных языков и др.), которые в 2015 году посещали 166 641 воспитанник (из них на платной основе – 148 483 воспитанника).

Организован подвоз 11 374 воспитанников к учреждениям дошкольного образования (в 2014 г. – 11 530 воспитанников).

Образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования обеспечивали 55,6 тыс. педагогических работников (в 2014 году – 54,0 тыс.): с высшим образованием – 58,8 %, имеют образование по специальности «Дошкольное образование» – 36,0 %. Наблюдается тенденция к увеличению числа педагогических работников с высшим педагогическим образованием: в 2015 году – 58,8 %, в 2014 году – 56,9 %, в 2013 году – 56,1 %, в 2012 – 55,4 %, в 2011 – 53,5 %.

Число педагогических работников с высшим педагогическим образованием представлено в следующей диаграмме

В учреждениях дошкольного образования страны обеспечивается право на получение образования как на русском, так и белорусском языках. Из общего числа воспитанников 41 268 (10,1 %) детей посещают группы, обучение и воспитание в которых осуществляется на белорусском языке.

Одним из приоритетных направлений деятельности учреждений системы дошкольного образования является обеспечение здоровьесберегающего процесса. Формирование здоровьесберегающего процесса способствовало уменьшению количества дней, пропущенных одним ребенком за год по болезни, по стране: 2015 г. – 5,1 дня, а в 2010 г. – 10,0 дней.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании общее среднее образование – уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

На начало 2015/2016 учебного года на уровне общего среднего образования обучались 969 083 учащихся (2014 – 946 118), в том числе 754 учащихся частных учреждений общего среднего образования (2014 – 730).

В 2015 году сеть учреждений образования в Республике Беларусь, в которых реализовывались образовательные программы общего среднего образования, образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, включала 3230 учреждений общего среднего и специального образования (2014 – 3293), из которых: 3203 (2014 – 3266) находятся в подчинении Министерства образования; 2 – в подчинении Министерства культуры; 1 – в подчинении Министерства обороны, 1 – в подчинении Министерства внутренних дел; 1 – в подчинении Министерства по чрезвычайным ситуациям, 11 – в подчинении Министерства спорта и туризма; 11 являются учреждениями частной формы собственности.

Сеть государственных учреждений общего среднего образования в Республике Беларусь представлена следующими видами: начальная школа (всего 130, в городских населенных пунктах – 38, в сельских – 92) (2014 – 148, в городских населенных пунктах – 38, в сельских – 110); базовая школа (всего 403, в городских населенных пунктах – 23, в сельских – 380) (2014 – 409, в городских населенных пунктах – 24, в сельских – 385); средняя школа, в том числе школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторная школа-интернат (всего 2222, в городских населенных пунктах – 929, в сельских – 1293) (2014 – 2260, в городских населенных пунктах – 928, в сельских – 1332); гимназия, в том числе гимназия-интернат (всего 216, в городских населенных пунктах – 211, в сельских – 5) (2014 – 216, в городских населенных пунктах – 210, в сельских – 6); лицей (всего 27, в городских населенных пунктах – 26, в сельском – 1) (2014 – 27, в городских населенных пунктах – 26, в сельском – 1); специализированный лицей (всего 2, в городском населенном пункте 1, в сельском – 1) (2014 – 1 в сельском населенном пункте); суворовское училище (всего 1 в городском населенном пункте); кадетское училище (всего 8, в городских населенных пунктах – 5, в сельских – 3) (2014 – 9, в городских населенных пунктах – 6, в сельских – 3); учебно-педагогический комплекс (всего 18, в том числе средняя школа (гимназия) – колледж искусств 7) (в городских населенных пунктах 7); средняя школа – училище олимпийского резерва (всего 11),(2014 – 12).

Сеть учреждений специального образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, включает 53 вспомогательных и специальных общеобразовательных школ-интернатов, вспомогательных и специальных общеобразовательных школ с приходящим контингентом учащихся. В республике функционирует 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. (стр. 35)

Сеть учреждений общего среднего образования представлена в следующей диаграмме

В 2015 году продолжены мероприятия по оптимизации и рационализации сети учреждений общего среднего образования с учетом как социальных, экономических, так и демографических факторов региона. В сравнении с 2014 годом количество учреждений в системе Министерства образования уменьшилось на 63 единицы и составило 3011 учреждений. При этом количество начальных школ уменьшилось на 18, базовых – на 6, средних – на 38. Количество гимназий (гимназий-интернатов), средних школ (гимназий) – колледжей искусств, лицеев осталось на уровне 2014 года и соответственно составило 216, 7 и 27 единиц. Кадетских училищ стало меньше на единицу за счет реорганизации Минского кадетского училища № 2 в специализированный лицей Министерства внутренних дел. На единицу уменьшилось количество средних школ – училищ олимпийского резерва.

Для всех учащихся ликвидированных учреждений обеспечен подвоз до близлежащих учреждений, в которых созданы условия, отвечающие современным требованиям к организации образовательного процесса, и обратно.

Средняя наполняемость классов осталась на уровне 2014 года и составила 18 человек (в 2013 году – 17, в 2012 году – 16). В 2015 году в вечерних классах обучалось 865 учащихся, что на 484 обучающихся меньше, чем в 2014 году. При этом 365 учащихся получают среднее образование в очной форме и 500 – в заочной. Получение среднего образования в вечерних классах с трудовой деятельностью совмещают 438 учащихся.

Количество учреждений, которые работают в две смены, в 2015 году увеличилось на 1 и составило 743. Наибольшее количество учреждений общего среднего образования, работающих в одну смену, в Витебской (84,9 %), Гомельской (80,6 %) и Могилевской (77,7 %) областях.

Образовательный процесс в государственных учреждениях общего среднего образования в 2015 году осуществлял 118951 педагогический работник (в 2014 году – 117559, в 2013 году – 120959). В сравнении с 2014 годом их количество увеличилось на 1392 человека.

Общая численность педагогических работников учреждений общего среднего образования представлена в следующей диаграмме

Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров стали действенным средством роста их профессионального уровня и развития творческой инициативы. На протяжении трех лет увеличивается число педагогических работников с высшим педагогическим образованием: в 2013 году – 90,6 %, в 2014 году – 90,8 %, в 2015 году – 91,5 %.

Число педагогических работников с высшим педагогическим образованием представлено в следующей диаграмме

В рамках государственных, отраслевых и региональных программ реализованы меры, направленные на дальнейшее развитие образовательных услуг, обеспечено выполнение социальных стандартов в сфере общего среднего образования.

В целях обеспечения качественной организации образовательного процесса к началу учебного года подготовлены и доведены до учреждений общего среднего образования инструктивно-методические письма, отражающие особенности организации образовательного процесса, использования учебников, учебных пособий и средств обучения, примерное календарно-тематическое планирование по всем учебным предметам.

Развивается созданная в республике система учебного книгоиздания. К подготовке учебных пособий, их рецензированию, проведению опытной проверки привлекаются ученые, педагоги, методисты, победители и лауреаты республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь», проводится конкурс на написание учебников и учебных пособий. В соответствии с утвержденными графиками обеспечивалось издание учебников, учебных пособий и методической литературы.

В 2015/2016 учебном году учреждения общего среднего образования продолжали реализацию республиканских инновационных и экспериментальных проектов. В рамках деятельности экспериментальных и инновационных площадок осуществляется апробация и внедрение в практику учебных планов, структурных элементов учебно-методических комплексов, моделей организации образовательного процесса, образовательных технологий. Экспериментальная деятельность по апробации учебных планов для учреждений общего среднего образования в условиях реализации профильного обучения продолжалась на базе 18 учреждений общего среднего образования, представленных средними школами, гимназиями, лицеями каждого региона республики. Инновационная деятельность по внедрению модели формирования проектных умений учащихся I ступени общего среднего образования средствами набора Лего осуществляется как в практике учреждений образования Минской области, так и учреждений образования Брестской, Витебской, Гомельской и Гродненской областей. Инновационная деятельность учреждений образования Могилевской области направлена на внедрение в практику учреждений образования модели организации обучения как учебного исследования учащихся (предметы естественнонаучного цикла), модели интеграции физики и математики в VII–IX классах посредством организации межпредметных факультативов, Гомельской области – модели реализации межпредметных связей в обучении дисциплинам гуманитарного цикла, Витебской, Гродненской областей и г. Минска – модели обучения с использованием индивидуальных электронных устройств.

Обеспечено представительство учреждений образования, педагогов республики в глобальной сети Интернет; организовано дистанционное взаимодействие с педагогами и учащимися, активно проводятся Интернет-олимпиады для учащихся по различным учебным предметам, оnline-консультации для педагогов и учащихся. Используются возможности сетевых коммуникаций для привлечения к участию в мероприятиях специалистов из регионов республики и стран ближнего зарубежья. Совместно с ГУО «Академия последипломного образования» проводится работа по сертификации педагогических кадров как пользователей информационных технологий.

В рамках выполнения Плана мероприятий по популяризации и расширению сферы употребления белорусского языка в республике функционирует 1485 (2014 – 1547, 2013 – 1644, 2012 – 1764) учреждений общего среднего образования, в которых образовательный процесс осуществляется на белорусском языке.

Обеспечено право граждан на обучение и воспитание на языке национального меньшинства, а также на изучение языка национального меньшинства. Продолжают функционировать в Брестской и Гродненской областях учреждения общего среднего образования (всего 3), обучение и воспитание в которых осуществляется на польском языке, а в Гродненской области (всего 1) – также на литовском языке. В 2015 году количество учащихся, обучение и воспитания которых осуществляется на польском языке, составило 834 (2014 – 817, 2013 – 755, 2012 –670) человека, а на литовском языке – 64 (2014 – 59, 2013 – 65, 2012 – 57). Изучают языки национальных меньшинств 1164 учащихся, в том числе 849 польский язык и 315 еврейский язык.

Обязательный для изучения иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) определяется учредителем учреждения общего среднего образования с учетом потребностей государства и возможностей учреждения образования. Изучать второй иностранный язык из числа обязательных или иной иностранный язык можно в рамках факультативных занятий или на платной основе.

Как и в предыдущие годы во всех регионах республики для учащихся I–XI классов организованы факультативные занятия естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.

В 2015/2016 учебном году одиннадцатиклассники в рамках профильного обучения продолжали изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне в соответствии со своим выбором (филологическое направление – 8979 учащихся, физико-математическое – 8563, химико-биологическое – 3155, обществоведческое – 990). В Витебской области 60 процентов учащихся X и XI классов изучали предметы на повышенном уровне (физико-математическое, химико-биологическое, филологическое, обществоведческое направление). Продолжает развиваться сеть профильных классов (групп) в Гомельской области (если в 2014 году в профильных классах(группах) обучалось 21,6 % учащихся X и XI классов, то в 2015 году этот показатель составил 35,3 %). В целях подготовки учащихся, способных достичь высоких результатов в спорте, в республике создана сеть специализированных по спорту классов.

В рамках реализации Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года и Программы развития системы общего среднего образования на 2007–2016 годы осуществляется комплексное решение вопросов информатизации образовательного процесса, процесса управления, создания единого информационного образовательного пространства; принимаются меры по оснащению учреждений общего среднего образования современными средствами обучения и учебным оборудованием, совершенствуется учебно-лабораторная база кабинетов химии, физики, биологии (в 2015 году средствами обучения, учебным оборудованием и мебелью оснащены 140 учебных кабинетов физики и 35 учебных кабинетов химии, в 2014 году – 220 учебных кабинетов физики, в 2013 году – 222 учебных кабинета физики). Осуществляется планомерная модернизация библиотек учреждений общего среднего образования и преобразование их в центры информационных ресурсов. 100 % учреждений общего среднего образования республики имеют выход в глобальную сеть Интернет, из них более 88 % имеют широкополосный доступ к сети (ADSL).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.069 с.)