Дети-инвалиды и дети с особенностями психофизического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети-инвалиды и дети с особенностями психофизического развития



Работа учреждений системы специального образования в Республике Беларусь в 2014/2015 учебном году была направлена на повышение доступности и качества обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) путём развития инклюзивных тенденций, организации и совершенствования развивающего безбарьерного образовательного пространства, способствующего социальной адаптации детей.

Численность детей-инвалидов в Республике Беларусь по состоянию на декабрь 2015 года составляла 28 845 детей; впервые признано инвалидами 3 664 ребенка. Уровень первичной детской инвалидности составил 20,3 на 10 000 детей в возрасте до 18 лет (в 2014 году – 18,7).

В 2015 году на учете в Брестском областном банке данных состояли 16 982 ребенка с ОПФР в возрасте от 0 до 18 лет; из них 1 816 (10,7 %) – дети-инвалиды. В целом дети с ОПФР составляют 4,9 % от общего количества детского населения области.

В Витебском областном банке данных состояли 17 311 детей с ОПФР (8,3 % от общего количества детского и подросткового населения области). В области проживает 2 936 детей-инвалидов, в том числе 1 205 детей-инвалидов с ОПФР. Наиболее многочисленными категориями являются дети с легкими и тяжелыми нарушениями речи – 82,6 %, с интеллектуальной недостаточностью – 7,7 %, с трудностями в обучении – 4,9 %.

В Гомельской области проживает 22 050 детей с ОПФР, 1 497 из них имеют инвалидность. По данным управления здравоохранения Гродненского облисполкома в области проживает 3 208 детей-инвалидов, у которых установлена инвалидность, в том числе впервые признаны инвалидами в 2015 году 363 ребенка (2014 – 392). Показатель детской инвалидности составляет 15,4 на 1 000 детей (2014 – 15,3), первичной – 17,9 на 10 000 детей, снижение на 8,1 % (2014 год – 19,5). В областном банке данных о детях с ОПФР состоит 235 детей в возрасте от 0 до 3-х лет, из них 62 с инвалидностью.

В 2015 году в Минске проживали 25 235 детей с ОПФР (на 8 % больше по сравнению с 2014 годом), из них 2 053 – дети-инвалиды. В банк данных о детях с ОПФР Минской области внесены 23 777 детей, из них 1 652 – инвалиды. В 2015/2016 учебном году на 7 % увеличилось количество детей с речевыми нарушениями, на 20 % – с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, на 33 % – с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психического и (или) физического развития, на 37 % – с аутистическими нарушениями.

По состоянию на 15.09.2015 в Могилевском областном банке данных содержалась информация о 15 142 детях с ОПФР (из них 1 326 – дети-инвалиды).

Для обучения, воспитания и реабилитации детей с ОПФР в республике создана дифференцированная сеть учреждений и структур специального образования.

В Брестской области на уровне дошкольного образования функционируют 183 специальные группы (2 382 ребенка), 117 групп интегрированного обучения и воспитания (354 ребенка), 5 специальных дошкольных учреждений (599 детей), 172 пункта коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП) (3 947 детей) и 15 детям организовано обучение на дому. На уровне общего среднего образования функционируют 49 специальных классов (393 ребенка), 582 класса интегрированного обучения и воспитания (947 детей), 184 ПКПП (5 071 ребенок), в 4 специальных общеобразовательных и 5 вспомогательных школах-интернатах обучаются 1 002 ребенка, для 299 детей организовано обучение на дому. В учреждениях профессионально-технического образования обучается 181 ребенок с ОПФР.

В Витебской области функционирует сеть специальных и общеобразовательных учреждений, удовлетворяющих потребности лиц с ОПФР от 0 до 18 лет в получении специального образования и необходимой своевременной коррекционно–педагогической помощи. В области функционируют 1 областной и 20 региональных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее ЦКРОиР). Всего в центрах ЦКРОиР специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью охвачено 893 ребенка, из них 434 ребенка-инвалида. Для детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития в региональных ЦКРОиР области открыто 16 дошкольных групп (98 детей) и 39 специальных классов (282 учащихся). Из них обучением на дому охвачены 104 ребенка-инвалида. Раннюю комплексную помощь получают 128 детей, из них 23 ребенка на дому; коррекционно-педагогическую помощь – 385 детей.

В 23 ЦКРОиР Гомельской области получал помощь 1 391 ребенок, в том числе в специальных дошкольных группах и классах обучались 412 детей. Во всех районах области организован подвоз детей-инвалидов на обучение в ЦКРОиР. В учреждениях дошкольного и общего среднего образования в 2015/2016 учебном году обучались 18 598 детей с ОПФР, в том числе 2 087 детей – в интегрированных классах средних школ (1 106 классов), 83 ребенка – в специальных классах (12 классов), 310 детей – в интегрированных группах учреждений дошкольного образования (89 групп), 1 783 ребенка – в специальных группах (135 групп). Посещали ПКПП в дошкольных учреждениях 7 093 ребенка (237 пунктов), в средних школах – 6 612 детей (221 пункт). На дому обучались 210 детей.

Система специального образования г. Минска представляет собой широкую сеть учреждений образования и представлена следующим образом: ЦКРОиР (10), специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты) (4), вспомогательные школы-интернаты (3), специальные учреждения дошкольного образования (12), республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Система специального образования Минской области включает: 24 ЦКРОиР, 3 специальные общеобразовательные школы-интерната, 4 вспомогательные школы-интерната, 1 специальное учреждение дошкольного образования, 129 специальных групп в учреждениях дошкольного образования, 1 245 классов интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования, 174 группы интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования, 299 ПКПП в учреждениях дошкольного образования, 351 ПКПП в учреждениях общего среднего образования, 55 опорных учреждений образования по работе с детьми с ОПФР. Работают 7 областных ресурсных центров, которые располагают достаточной материально-технической и методической базой, кадровым потенциалом для оказания помощи детям с ОПФР.

Вариативность системы специального образования Могилевской области способствует реализации права родителей на выбор формы организации специального образования и получение коррекционно-педагогической помощи. Мероприятия по оптимизации сети существующих интегрированных структур в учреждениях образования, проводимые отделами образования горрайисполкомов, привели к сокращению классов неполной наполняемости в городской местности на 3,8 %, а в сельских школах на 15,6 %. На 13 единиц увеличилось количество ПКПП.

Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства. Повышение доступности специального образования, развитие инклюзивных тенденций, создание необходимого образовательного пространства во всех учреждениях образования, где обучаются дети с ОПФР, является одной из наиболее актуальных задач системы образования Республики Беларусь.

Охват детей с ОПФР специальным обучением и коррекционно-педагогической помощью в Гомельской области составил 100%, в Могилевской – 99 %. В Минской области специальным образованием детей с ОПФР охвачены 99,8 % детей, внесенных в банк данных. В 2015/2016 учебном году 71 % обучающихся получали образование в условиях интеграции. В 85 учреждениях образования функционировали 310 классов интегрированного обучения и воспитания для 1 064 учащихся; в 8 учреждениях образования – 37 специальных классов для 343 учащихся. В 43 учреждениях дошкольного образования функционировали 66 групп интегрированного обучения и воспитания, в 224 учреждениях дошкольного образования – 447 специальных групп.

Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью в Брестской области составил 99,95 %. В 21 ЦКРОиР обучаются и воспитываются 1 584 ребенка, из них 150 – в 26 специальных дошкольных группах, 247 – в 48 специальных классах, 14 – в 3 коррекционных группах, 754 – на индивидуальных коррекционно-педагогических занятиях, 304 – в рамках оказания ранней комплексной помощи.

Совершенствование сети специальных учреждений и структур интегрированного типа в Витебской области позволило увеличить общий охват детей специальным образованием и коррекционной помощью до 99,9 %. За 2015/2016 учебный год 42,2 % детей снято с учета в связи с исправлением психофизических нарушений. В 2015 году в условиях образовательной интеграции обучались 1 378 учащихся и 1 623 воспитанника, что составляет 70 % от общего количества детей, нуждающихся в получении специального образования (республиканский показатель – 68,3 %), Сохраняется тенденция увеличения количества специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования, уменьшения количества классов интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования. Это обусловлено оптимизацией как самих учреждений образования, так и структур интегрированного типа, в том числе за счет открытия классов полной наполняемости.

Важной тенденцией в системе специального образования является оказание ранней комплексной помощи с целью предотвращения вторичных нарушений. В Гомельской области в 2015/2016 учебном году раннюю комплексную помощь получили 240 детей в возрасте до 3-х лет. Кабинеты для работы с детьми раннего возраста организованы во всех ЦКРОиР. В Гродненской области для оказания ранней помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет во всех регионах области организовано межведомственное взаимодействие между отделами образования и центральными районными больницами, разработаны планы совместных мероприятий по раннему выявлению детей группы риска с проблемами в развитии. Организовано консультирование родителей при рождении ребенка с ОПФР на базе женских консультаций, родильных отделений, детских поликлиник.

Совершенствуются условия для оказания ранней комплексной помощи в Могилевской области. За 2015 год специалистами ЦКРОиР было проведено более 700 консультативных приемов на базе учреждений здравоохранения; организованы 19 клубов для родителей детей раннего возраста (59 заседаний). Благодаря совершенствованию системы ранней комплексной помощи детям, предполагающей максимально раннее выявление нарушений в развитии ребенка и работу с ребенком и его семьей, районными психолого-медико-педагогическими комиссиями в г. Минске в 2015/2016 учебном году выявлены 265 детей раннего возраста с ОПФР.

Для оказания эффективной ранней комплексной помощи в 22 ЦКРОиР Минской области функционируют отдельные кабинеты, оснащенные необходимым оборудованием, дидактическими пособиями и наглядно-игровым материалом. Осуществляется взаимодействие между районными отделами образования, спорта и туризма и территориальными медицинским объединениями по вопросам раннего выявления и оказания ранней комплексной помощи детям с ОПФР.

На пути к инклюзивному образованию интегрированное обучение и воспитание рассматривается как одно из средств успешной социализации и интеграции в общество лиц с ОПФР. В специальных и вспомогательных школах-интернатах (школах) Гомельской области созданы условия для подготовки учащихся с ОПФР к труду, самостоятельной жизнедеятельности. Во всех школах-интернатах функционируют мастерские технического труда, кабинеты обслуживающего труда. В школах-интернатах, расположенных в сельской местности (Ельская, Бабичская, Улуковская), имеются приусадебные участки, парники и теплицы. Во вспомогательной школе-интернате № 5 г. Гомеля и Ельской вспомогательной школе-интернате функционируют классы углубленной социальной и профессиональной подготовки по профилям: обувное дело, зеленое строительство, ремонт сельскохозяйственной техники. Совершенствуется система профессиональной подготовки лиц с ОПФР. В 2015 году в учреждениях профессионально-технического образования в 34 специальных группах обучалось 385 учащихся.

В Гродненской области функционирует система патроната выпускников учреждений, обеспечивающих получение специального образования. На 01.10.2015 осуществлялся патронат 397 выпускников с ОПФР, в том числе 52 детей-инвалидов.

В учреждениях образования Минской области, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, 258 учащихся с интеллектуальной недостаточностью получили профессионально-техническое образование в 16 учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР, и 25 учебных группах, в которых образовательный процесс одновременно организован для лиц с ОПФР и иных лиц.

В целях совершенствования системы специального образования, повышения качества и доступности образования для лиц с ОПФР в Республике Беларусь реализуется Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы. Создание специальных условий для лиц с ОПФР на всех уровнях основного образования является одной из задач данной программы.

Так, в 2015 году в Гродненской области на создание условий для оказания ранней комплексной помощи детям-инвалидам направлено 80,0 млн. рублей. Завершена реализация Гродненской областной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011 – 2015 годы. Выполнены работы по созданию элементов безбарьерной среды на общую сумму 1067,9 млн. рублей. Во всех медицинских учреждениях области построены пандусы для въездов в лечебные учреждения инвалидов-колясочников. В г. Минске по состоянию на 05.01.2016 универсальная безбарьерная среда создана в 73 учреждениях основного, дополнительного и специального образования.

Развивается материально-техническая база специальных общеобразовательных и вспомогательных школ-интернатов, а также ЦКРОиР Минской области. В учреждениях дошкольного и общего среднего образования, в которых реализуются образовательные программы специального образования, создана необходимая адаптивная образовательная среда для детей с ОПФР. Транспортными средствами для подвоза детей-инвалидов в учреждения образования обеспечены 22 ЦКРОиРа. В 2015 году в учреждениях образования области оборудованы 586 пандусов для детей, передвигающихся в инвалидной коляске. Пандусами оборудованы все учреждения общего среднего образования, гусеничными подъемниками – 5 учреждений образования. В 12 учреждениях профессионально-технического образования создана адаптивная образовательная среда для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

В рамках реализации Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы разрабатываются и внедряются новые образовательные технологии, формы социальной реабилитации.

Так, ГУО «Средняя школа № 46 г. Витебска», и «Средняя школа № 8 г. Новополоцка», «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» реализуют республиканский проект экспериментальной деятельности по апробации модели инклюзивного образования. Учреждения образования области активно участвуют в реализации районных, областных, республиканских и международных проектов (2 международных, 2 республиканских, 5 областных и 8 районных проектов).

В 2015/2016 учебном году в ГУО «Средняя школа № 111 г. Минска» организовано дистанционное обучение. В учреждение приобретены планшеты, ноутбуки, моноблоки, стационарные компьютеры, проекционные экраны, IP-камеры, подключен высокоскоростной доступ в сеть Интернет с использованием современной технологии оптоволокно. В ГУО «Средняя школа № 130 г. Минска» для организации дистанционного обучения приобретены IP-камеры в кабинеты физики, биологии, кабинет класса интегрированного обучения и воспитания. В ГУО «Средняя школа № 25 г. Минска» разработаны дистанционные курсы факультативных занятий для учащихся, в том числе и детей с ОПФР, по физике, химии, биологии. Закуплено 4 компьютера для организации дистанционного обучения.

В 17 учреждениях образования Минской области, реализующих образовательные программы специального образования, осуществляется экспериментальная, инновационная и проектная деятельность в сфере специального образования. В трех вспомогательных школах-интернатах реализуется международный проект «Интеграция в рынок труда учащихся вспомогательных школ-интернатов (совместно благотворительным фондом «Детские дома Беларуси», Голландия). В 3-х учреждениях образования осуществлялась реализация экспериментального проекта «Апробация модели инклюзивного образования в учреждении образования».

В рамках реализации Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь проводилась целенаправленная работа по формированию толерантного отношения к детям с ОПФР. В Витебской области широкое развитие получило волонтерское движение. Стали традиционными спортивные и художественно-творческие мероприятия с участием детей с ОПФР. С целью формирования инклюзивного мышления проводится информационно-пропагандистская работа, публикации по данной тематике размещаются в районных, областных и республиканских изданиях (за 2015 год – 102 статьи), активно используются Интернет-ресурсы, радио- и телевизионные эфиры.

В Гродненской области ежегодно проводятся фестивали творчества молодых инвалидов. 26.11.2015 в г. Щучин состоялся VI областной фестиваль творчества молодых инвалидов «Когда мы вместе – мы сильнее!». Активизирована информационно-просветительская работа, направленная на привитие толерантного отношения к детям с ОПФР, снижение дискриминации в отношении к данной категории детей. В 2015 году ЦКРОиР Гродненской области проведено 17 выступлений на радио и телевидении, опубликовано 47 статей в газетах и журналах районного, областного, республиканского уровней, систематически размещалась информация с фотоматериалами о значимых новостях в сфере специального образования на сайте asabliva@tut.by.

Во дворцах и центрах дополнительного образования детей и молодёжи г. Минска в 148 кружках занимаются 795 обучающихся с ОПФР (2014/2015 учебный год – 128 кружков, 480 обучающихся). В рамках реализации социокультурных мероприятий, направленных на осуществление духовно-нравственного, эстетического, физического воспитания детей ОПФР, проведены: городской этап республиканского конкурса по развитию двигательной активности у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития «Усе разам»; городской этап республиканского фестиваля художественного творчества «Вясёлкавы карагод». В октябре 2015 года состоялся финал Республиканской спартакиады для детей с ОПФР.

Учреждения специального образования Минской области взаимодействовали с 29 общественными организациями и объединениями, благотворительными фондами: ОО «БРСМ», ОО «БРПО», ОО «Белая Русь», «Федерация профсоюзов Беларуси», «Белорусский фонд мира», «Белорусский детский фонд», «Белорусское Общество Красного Креста», «Спешиал Олимпикс», «БелАПДИиМИ», «Белорусский союз женщин», «Детские дома Беларуси» (Нидерланды), «Прикосновение к жизни», «Альтера», «Юни Хелп», «Международный детский фонд», «Дети Чернобыля» (Германия), «БелОИ», «Откровение», «Каритэс», «Запад – Восток», «Добра тут», «Добро и надежда», «Нити надежды», «Мае сэнс», «Медицина и Чернобыль», «Благотвори», «БелТИЗ», «Пашлi» (Ирландия), «Чистое сердце». Регулярно проводились фестивали, конкурсы, спортивные мероприятия и выставки художественного творчества, в которых принимали участие дети с ОПФР совместно с нормально развивающимися сверстниками, а также тематические просветительские мероприятия: «День инвалида», «День распространения информации об аутизме» и т.д. Развивается тенденция оздоровления детей-инвалидов совместно со здоровыми сверстниками на базе оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием. В 6-ти районах области дети-инвалиды отдыхали в лагерях вместе с родителями. В летний период 2015 года было организовано оздоровление для 11 501 ребенка школьного возраста с ОПФР, в том числе 1 218 детей-инвалидов. Проведен ряд тренингов и круглых столов, направленных на формирование толерантного отношения к лицам с ОПФР с участием представителей местных сообществ.

В течение 2015/2016 учебного года в Могилевской области были проведены тематические мероприятия с привлечением учащихся и воспитанников учреждений образования и культуры, волонтеров, родителей, общественных организаций, спонсоров: совместные спортивные, тематические праздники, благотворительные акции, концерты, выставки, конкурсы, театрализованные представления, экскурсии, утренники и др. С целью социальной и физической реабилитация лиц с ОПФР, приобщения их к здоровому образу жизни в сентябре 2015 года проведен областной этап спартакиады. Эффективной формой работы по социальной реабилитации детей является включение детей-инвалидов в кружковую деятельность. Доступная деятельность способствует развитию способности к сотрудничеству, формированию чувства эмоционального комфорта и обогащению эмоционального опыта у детей, формированию коммуникативного опыта и коррекции нарушений в моторной сфере. В 21 учреждении области организована работа 52 объединений по интересам в сотрудничестве с районными центрами детского творчества.

Важное условие развития инклюзивного образования – повышение компетентности педагогов, работающих с детьми с ОПФР.

В 2015 году в Могилевской области проведено 25 мероприятий, в том числе организованы постоянно действующие семинары, областные творческие группы, мастер-классы, школа молодого руководителя, школа молодого специалиста, школа педагогического мастерства, консультативный пункт, инструктивно-методические выезды для специалистов системы специального образования области. Проведен круглый стол «Совершенствование системы межведомственного взаимодействия учреждений специального образования с организациями здравоохранения и социального обслуживания по сопровождению детей с ОПФР (в том числе детей-инвалидов)», результатом которого стала разработка Плана мероприятий по оказанию комплексной помощи детям с ОПФР (в том числе детям-инвалидам) и их семьям в Могилевской области на 2015-2017 годы.

В Минской области проведены семинары, совещания, круглые столы по проблемам обучения, воспитания и жизнеустройства детей с ОПФР с участием педагогов, представителей органов власти, общественных и религиозных организаций, медицинских и социальных работников.

На базе ГУО «Витебская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха» третий год функционирует ресурсный центр. Действующие областные методические семинары-практикумы, педагогические мастерские для педагогов специальных школ (школ-интернатов) и творческая лаборатория для специальных дошкольных учреждений, способствуют подготовке данных учреждений к выполнению функций областных ресурсных центров. Педагогами области активно используются современные образовательные технологии, что способствует выявлению творческого потенциала одаренных детей-инвалидов.

В Гродно в 2015 году состоялся областной семинар «Современные тенденции организации работы с детьми с расстройствами аутистического спектра», республиканский научно-практический семинар «Специальные условия образования детей с аутистическими нарушениями». По итогам работы выработан проект рекомендаций по реализации задач, направленных на повышение качества специального образования и оказания коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями.

Одним из важных механизмов социальной защиты детей-инвалидов и молодых инвалидов с ОПФР в Республике Беларусь является их стационарное социальное обслуживание, предоставление комплекса социальных услуг с учётом состояния здоровья и конкретной жизненной ситуации.

На базе центра Железнодорожного района г. Гомеля продолжает работу единственное в республике отделение дневного и круглосуточного пребывания детей-инвалидов и молодых инвалидов «Майский цветок», предназначенное для временного (дневного и круглосуточного до 5 суток) пребывания детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями психофизического развития, нуждающихся в специальном уходе и присмотре. В 2015 году в отделении получили помощь более 100 человек.

В домах-интернатах для детей-инвалидов с ОПФР области в полном объеме осуществляются мероприятия по медико-социальной, психологической, бытовой реабилитации инвалидов. Во всех подведомственных учреждениях созданы условия для адаптации детей-инвалидов с ОПФР, реализации коррекционно-образовательных программ. Дома-интернаты укомплектованы медицинским персоналом, имеется сеть медицинских кабинетов оснащенных современным оборудованием.

Ежегодная диспансеризация, оказание неотложной помощи и поддерживающая терапия осуществляется непосредственно медицинским персоналом дома-интерната. Консультативная помощь и проведение комплексного медосмотра проводится при участии специалистов Гомельской областной специализированной клинической больницы и районных больниц. Специалистами разработаны индивидуальные программы реабилитации на каждого ребенка. Для детей-инвалидов с ОПФР в домах-интернатах внедряются новые формы социального обслуживания. Так, в Гомельском доме-интернате работа с детьми и молодыми инвалидами организована по схеме семейных домов-интернатов. На базе домов-интернатов для детей-инвалидов с ОПФР оказываются услуги сопровождаемого проживания детям-инвалидам и инвалидам I и II группы. В учреждениях предоставляется комплексная услуга на поддержку их максимально возможной самостоятельности в организации, быта, занятости и свободного времени.

При учреждении «Дуяновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в деревне Климовка Гомельского района функционирует «Семейный дом – 2000», созданный при содействии Британской благотворительной организации «Проект поддержки детям Беларуси», целью которого является социально-бытовая адаптация молодых инвалидов, инвалидов-колясочников и их интеграция в общество.

Дети-инвалиды, проживающие в домах-интернатах, принимают участие в проведении ежегодных республиканских и районных спортивных соревнованиях и спартакиадах. Для детей и молодёжи с ограниченными возможностями, состоящих на учете в центрах, организуются слёты, конкурсы, интеграционные фестивали творчества. В 2015 году проведено более 1,5 тыс. культурно-массовых мероприятий.

В шести отделениях государственного учреждения социального обслуживания «Василишковский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» Гродненской области проживает 160 детей. Для лечебно-оздоровительных целей в доме-интернате функционируют физиотерапевтический и массажный кабинеты, оборудован зал ЛФК и комната психологической разгрузки.

С октября 2013 года с целью поддержки лиц с ограниченными возможностями, оказания помощи в социальной адаптации и интеграции в доме-интернате открыто и функционирует отделение сопровождаемого проживания. В настоящее время услугой сопровождаемого проживания охвачено 36 воспитанников. Две выпускницы отделения в 2015 году получают специальное образование. С 2014 года предоставляется услуга социальной передышки для семей, воспитывающих детей-инвалидов. Функционирует отделение самостоятельного проживания. Два выпускника дома-интерната проживают в трехкомнатной благоустроенной квартире и трудоустроены в доме-интернате.

Медицинская реабилитация детей с ОПФР осуществляется на базе отделений реабилитации дневных стационаров детских поликлиник, реабилитационных стационарных коек в учреждениях здравоохранения «Гродненская областная детская клиническая больница», «Лидская центральная районная больница», «Гродненский областной центр реабилитации детей-инвалидов и больных детей психоневрологического профиля».

В системе Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с ноября 2000 года осуществляет свою деятельность государственное учреждение «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов» (далее – Центр), который рассчитан на 120 мест. Центр является учреждением социального обслуживания, предназначен для проведения социальной, медицинской реабилитации и адаптации детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет с заболеваниями нервной и костно-мышечной систем, следствием которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата (далее – дети-инвалиды). Целью работы Центра является достижение ребенком-инвалидом максимально возможной самостоятельности и независимости для интеграции его в общество. За время работы Центра реабилитацию прошли 15,6 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, в том числе в 2015 году – 1,2 тыс. детей.

Одним из важных механизмов социальной защиты детей-инвалидов с ОПФР является их стационарное социальное обслуживание, предоставление комплекса социальных услуг с учетом состояния здоровья и конкретной жизненной ситуации.

В системе комитетов по труду, занятости и социальной защиты облисполкомов и Минского горисполкома функционируют 10 домов-интернатов для детей-инвалидов с ОПФР (далее – интернат). В этих учреждениях в настоящее время проживает 734 ребенка-инвалида, из них 52 ребенка-сироты и 413 детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей.

Для успешной деятельности интернатов создана необходимая нормативная правовая база, отвечающая современным требованиям социального обслуживания и потребностям воспитанников интернатов, которая включает гарантированный перечень социальных услуг с нормами и нормативами их оказания, положения, устанавливающие порядок организации деятельности интернатов, порядок и условия оказания социальных услуг, положение о доме-интернате для детей-инвалидов с ОПФР, примерные нормативы численности работников, нормы питания и нормы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем и др.

Учитывая проводимую в республике работу по интегрированному обучению детей-инвалидов, в интернаты в последние годы поступают дети с наиболее тяжелыми множественными нарушениями развития, нуждающиеся в большей степени в социальном обслуживании, уходе и медицинской помощи. Необходимо отметить, что все дети-инвалиды, находящиеся в интернатах, имеют сложные нарушения функционального характера. Психические заболевания представлены в основном тяжелой и глубокой умственной отсталостью с поведенческими нарушениями. По этой причине воспитанники находятся под постоянным круглосуточным контролем персонала интернатов.

Принимаются меры по внедрению новых форм социального обслуживания. Во исполнение Закона «О социальном облуживании» в интернатах, начиная с 2013 года, реализуется социальная услуга сопровождаемого проживания. В настоящее время с целью оказания содействия детям-инвалидам в адаптации к условиям быта, трудовой деятельности, подготовке к самостоятельной жизни услугу сопровождаемого проживания получает 144 воспитанника.

Для восстановления сил, решения семейно-бытовых и других вопросов родителям детей-инвалидов, начиная с 2013 года, в интернатах предоставляется услуга социальной передышки. В целях повышения востребованности данной услуги, постановлением Министерства труда и социальной защиты от 12 мая 2015 года № 31 внесены изменения в Инструкцию о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, согласно которому родители возмещают только стоимость питания. В 2015 году услуга предоставлена 77 семьям (всего за 2013–2015 годы – 126 семьям).

Со вступлением в действие Кодекса Республики Беларусь об образовании образовательный процесс в интернатах организуется в соответствии с Инструкцией о порядке организации получения специального образования в учреждении социального обслуживания, утвержденной совместным постановлением Министерства труда и социальной защиты и Министерством образования от 28 июня 2011 г. № 48/55. Воспитанники интернатов включены в численность обучающихся учреждений образования и им гарантируется право на получение специального образования в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями.

В целях совершенствования этой работы Министерством труда и социальной защиты совместно с Министерством образования в сентябре 2015 года на базе ГУ «Василишковский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» Гродненской области проведен совместный семинар для директоров и заместителей директоров интернатов и руководителей ЦКРОиР.

В соответствии с заключениями врачей для более широкого вовлечения детей в общественно-полезную деятельность в интернатах действует более 100 мастерских, кружков и клубов по интересам, спортивных секций самой различной направленности («Вокальное мастерство», «Волшебство в рисовании», «Рукодельница», «Веселый мяч», «Оригами», «Театральный», «Бочче», «Шашечный клуб», столярные, гончарные, швейные мастерские и др.).

Воспитанники интернатов постоянно проходят курсы оздоровления как в Республике Беларусь, так и за рубежом. В 2015 году оздоровилось 343 ребенка, из них 51 – за рубежом.

Минтруда и соцзащиты совместно с БОО «Мир без границ» с целью раскрытия творческого потенциала и социальной реабилитации воспитанников интернатов ежегодно проводит республиканский музыкальный фестиваль «Мечты сбываются».

В Весновском доме-интернате для детей-инвалидов Могилёвской области за счет Ирландской благотворительной организации создан дом самостоятельного проживания. В Богушевском доме-интернате для детей-инвалидов Витебской области при поддержке БОО «Мир без границ» осуществляется проект по сопровождаемому проживанию молодых инвалидов в отдельно стоящих домах. В 2013 году были открыты отделения сопровождаемого проживания в Василишковском и Городищенском детских домах-интернатах, в 2014 году – в Червенском доме-интернате для детей-инвалидов.

Профилактика инвалидности у детей является важнейшим направлением медицинской деятельности; осуществляется активная работа по раннему выявлению таких детей. Обеспечена система медицинских мероприятий, проводимых с целью оценки состояния здоровья, а также выявления заболеваний или факторов риска, способствующих их возникновению или развитию.

На базе детских поликлиник и детских больниц открыты отделения (кабинеты) раннего вмешательства (всего 50) в целях реализации прав ребенка на развитие и жизнь в семье. Действует система медицинской реабилитации детей с соблюдением основных принципов: раннее начало, преемственность, комплексность, этапность, непрерывность. Отмечается увеличение числа детей, получавших реабилитационные услуги в отделениях (кабинетах) раннего вмешательства.

Такой результат достигнут благодаря высокой информированности специалистов организаций здравоохранения о функциях и задачах раннего вмешательства и своевременному направлению на первичный прием и консультации детей.

Осуществляется дальнейшее совершенствование службы раннего вмешательства с разработкой единых подходов, стандартов и алгоритмов организации работы, критериев оценки работы отдельных специалистов и центров в целом.

В 2015 году республиканское общественное объединение «Белорусский детский фонд» (далее – БДФ) при поддержке Министерства здравоохранения Республики Беларусь продолжило реализацию программы «Детское сердце». Цель программы – оказание кардиохирургической помощи детям с врожденными пороками сердца, до- и послеоперационная реабилитация детей, помощь Детскому кардиохирургическому центру (ныне РНПЦ Детской хирургии) в приобретении медикаментов, материалов для операций, необходимого медицинского оборудования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.04 с.)