Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дети-инвалиды и дети с особенностями психофизического развития
Работа учреждений системы специального образования в Республике Беларусь в 2014/2015 учебном году была направлена на повышение доступности и качества обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) путём развития инклюзивных тенденций, организации и совершенствования развивающего безбарьерного образовательного пространства, способствующего социальной адаптации детей. Численность детей-инвалидов в Республике Беларусь по состоянию на декабрь 2015 года составляла 28 845 детей; впервые признано инвалидами 3 664 ребенка. Уровень первичной детской инвалидности составил 20,3 на 10 000 детей в возрасте до 18 лет (в 2014 году – 18,7). В 2015 году на учете в Брестском областном банке данных состояли 16 982 ребенка с ОПФР в возрасте от 0 до 18 лет; из них 1 816 (10,7 %) – дети-инвалиды. В целом дети с ОПФР составляют 4,9 % от общего количества детского населения области. В Витебском областном банке данных состояли 17 311 детей с ОПФР (8,3 % от общего количества детского и подросткового населения области). В области проживает 2 936 детей-инвалидов, в том числе 1 205 детей-инвалидов с ОПФР. Наиболее многочисленными категориями являются дети с легкими и тяжелыми нарушениями речи – 82,6 %, с интеллектуальной недостаточностью – 7,7 %, с трудностями в обучении – 4,9 %. В Гомельской области проживает 22 050 детей с ОПФР, 1 497 из них имеют инвалидность. По данным управления здравоохранения Гродненского облисполкома в области проживает 3 208 детей-инвалидов, у которых установлена инвалидность, в том числе впервые признаны инвалидами в 2015 году 363 ребенка (2014 – 392). Показатель детской инвалидности составляет 15,4 на 1 000 детей (2014 – 15,3), первичной – 17,9 на 10 000 детей, снижение на 8,1 % (2014 год – 19,5). В областном банке данных о детях с ОПФР состоит 235 детей в возрасте от 0 до 3-х лет, из них 62 с инвалидностью. В 2015 году в Минске проживали 25 235 детей с ОПФР (на 8 % больше по сравнению с 2014 годом), из них 2 053 – дети-инвалиды. В банк данных о детях с ОПФР Минской области внесены 23 777 детей, из них 1 652 – инвалиды. В 2015/2016 учебном году на 7 % увеличилось количество детей с речевыми нарушениями, на 20 % – с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, на 33 % – с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психического и (или) физического развития, на 37 % – с аутистическими нарушениями.
По состоянию на 15.09.2015 в Могилевском областном банке данных содержалась информация о 15 142 детях с ОПФР (из них 1 326 – дети-инвалиды). Для обучения, воспитания и реабилитации детей с ОПФР в республике создана дифференцированная сеть учреждений и структур специального образования. В Брестской области на уровне дошкольного образования функционируют 183 специальные группы (2 382 ребенка), 117 групп интегрированного обучения и воспитания (354 ребенка), 5 специальных дошкольных учреждений (599 детей), 172 пункта коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП) (3 947 детей) и 15 детям организовано обучение на дому. На уровне общего среднего образования функционируют 49 специальных классов (393 ребенка), 582 класса интегрированного обучения и воспитания (947 детей), 184 ПКПП (5 071 ребенок), в 4 специальных общеобразовательных и 5 вспомогательных школах-интернатах обучаются 1 002 ребенка, для 299 детей организовано обучение на дому. В учреждениях профессионально-технического образования обучается 181 ребенок с ОПФР. В Витебской области функционирует сеть специальных и общеобразовательных учреждений, удовлетворяющих потребности лиц с ОПФР от 0 до 18 лет в получении специального образования и необходимой своевременной коррекционно–педагогической помощи. В области функционируют 1 областной и 20 региональных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее ЦКРОиР). Всего в центрах ЦКРОиР специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью охвачено 893 ребенка, из них 434 ребенка-инвалида. Для детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития в региональных ЦКРОиР области открыто 16 дошкольных групп (98 детей) и 39 специальных классов (282 учащихся). Из них обучением на дому охвачены 104 ребенка-инвалида. Раннюю комплексную помощь получают 128 детей, из них 23 ребенка на дому; коррекционно-педагогическую помощь – 385 детей. В 23 ЦКРОиР Гомельской области получал помощь 1 391 ребенок, в том числе в специальных дошкольных группах и классах обучались 412 детей. Во всех районах области организован подвоз детей-инвалидов на обучение в ЦКРОиР. В учреждениях дошкольного и общего среднего образования в 2015/2016 учебном году обучались 18 598 детей с ОПФР, в том числе 2 087 детей – в интегрированных классах средних школ (1 106 классов), 83 ребенка – в специальных классах (12 классов), 310 детей – в интегрированных группах учреждений дошкольного образования (89 групп), 1 783 ребенка – в специальных группах (135 групп). Посещали ПКПП в дошкольных учреждениях 7 093 ребенка (237 пунктов), в средних школах – 6 612 детей (221 пункт). На дому обучались 210 детей.
Система специального образования г. Минска представляет собой широкую сеть учреждений образования и представлена следующим образом: ЦКРОиР (10), специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты) (4), вспомогательные школы-интернаты (3), специальные учреждения дошкольного образования (12), республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Система специального образования Минской области включает: 24 ЦКРОиР, 3 специальные общеобразовательные школы-интерната, 4 вспомогательные школы-интерната, 1 специальное учреждение дошкольного образования, 129 специальных групп в учреждениях дошкольного образования, 1 245 классов интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования, 174 группы интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования, 299 ПКПП в учреждениях дошкольного образования, 351 ПКПП в учреждениях общего среднего образования, 55 опорных учреждений образования по работе с детьми с ОПФР. Работают 7 областных ресурсных центров, которые располагают достаточной материально-технической и методической базой, кадровым потенциалом для оказания помощи детям с ОПФР. Вариативность системы специального образования Могилевской области способствует реализации права родителей на выбор формы организации специального образования и получение коррекционно-педагогической помощи. Мероприятия по оптимизации сети существующих интегрированных структур в учреждениях образования, проводимые отделами образования горрайисполкомов, привели к сокращению классов неполной наполняемости в городской местности на 3,8 %, а в сельских школах на 15,6 %. На 13 единиц увеличилось количество ПКПП. Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства. Повышение доступности специального образования, развитие инклюзивных тенденций, создание необходимого образовательного пространства во всех учреждениях образования, где обучаются дети с ОПФР, является одной из наиболее актуальных задач системы образования Республики Беларусь. Охват детей с ОПФР специальным обучением и коррекционно-педагогической помощью в Гомельской области составил 100%, в Могилевской – 99 %. В Минской области специальным образованием детей с ОПФР охвачены 99,8 % детей, внесенных в банк данных. В 2015/2016 учебном году 71 % обучающихся получали образование в условиях интеграции. В 85 учреждениях образования функционировали 310 классов интегрированного обучения и воспитания для 1 064 учащихся; в 8 учреждениях образования – 37 специальных классов для 343 учащихся. В 43 учреждениях дошкольного образования функционировали 66 групп интегрированного обучения и воспитания, в 224 учреждениях дошкольного образования – 447 специальных групп.
Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью в Брестской области составил 99,95 %. В 21 ЦКРОиР обучаются и воспитываются 1 584 ребенка, из них 150 – в 26 специальных дошкольных группах, 247 – в 48 специальных классах, 14 – в 3 коррекционных группах, 754 – на индивидуальных коррекционно-педагогических занятиях, 304 – в рамках оказания ранней комплексной помощи. Совершенствование сети специальных учреждений и структур интегрированного типа в Витебской области позволило увеличить общий охват детей специальным образованием и коррекционной помощью до 99,9 %. За 2015/2016 учебный год 42,2 % детей снято с учета в связи с исправлением психофизических нарушений. В 2015 году в условиях образовательной интеграции обучались 1 378 учащихся и 1 623 воспитанника, что составляет 70 % от общего количества детей, нуждающихся в получении специального образования (республиканский показатель – 68,3 %), Сохраняется тенденция увеличения количества специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования, уменьшения количества классов интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования. Это обусловлено оптимизацией как самих учреждений образования, так и структур интегрированного типа, в том числе за счет открытия классов полной наполняемости. Важной тенденцией в системе специального образования является оказание ранней комплексной помощи с целью предотвращения вторичных нарушений. В Гомельской области в 2015/2016 учебном году раннюю комплексную помощь получили 240 детей в возрасте до 3-х лет. Кабинеты для работы с детьми раннего возраста организованы во всех ЦКРОиР. В Гродненской области для оказания ранней помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет во всех регионах области организовано межведомственное взаимодействие между отделами образования и центральными районными больницами, разработаны планы совместных мероприятий по раннему выявлению детей группы риска с проблемами в развитии. Организовано консультирование родителей при рождении ребенка с ОПФР на базе женских консультаций, родильных отделений, детских поликлиник. Совершенствуются условия для оказания ранней комплексной помощи в Могилевской области. За 2015 год специалистами ЦКРОиР было проведено более 700 консультативных приемов на базе учреждений здравоохранения; организованы 19 клубов для родителей детей раннего возраста (59 заседаний). Благодаря совершенствованию системы ранней комплексной помощи детям, предполагающей максимально раннее выявление нарушений в развитии ребенка и работу с ребенком и его семьей, районными психолого-медико-педагогическими комиссиями в г. Минске в 2015/2016 учебном году выявлены 265 детей раннего возраста с ОПФР.
Для оказания эффективной ранней комплексной помощи в 22 ЦКРОиР Минской области функционируют отдельные кабинеты, оснащенные необходимым оборудованием, дидактическими пособиями и наглядно-игровым материалом. Осуществляется взаимодействие между районными отделами образования, спорта и туризма и территориальными медицинским объединениями по вопросам раннего выявления и оказания ранней комплексной помощи детям с ОПФР. На пути к инклюзивному образованию интегрированное обучение и воспитание рассматривается как одно из средств успешной социализации и интеграции в общество лиц с ОПФР. В специальных и вспомогательных школах-интернатах (школах) Гомельской области созданы условия для подготовки учащихся с ОПФР к труду, самостоятельной жизнедеятельности. Во всех школах-интернатах функционируют мастерские технического труда, кабинеты обслуживающего труда. В школах-интернатах, расположенных в сельской местности (Ельская, Бабичская, Улуковская), имеются приусадебные участки, парники и теплицы. Во вспомогательной школе-интернате № 5 г. Гомеля и Ельской вспомогательной школе-интернате функционируют классы углубленной социальной и профессиональной подготовки по профилям: обувное дело, зеленое строительство, ремонт сельскохозяйственной техники. Совершенствуется система профессиональной подготовки лиц с ОПФР. В 2015 году в учреждениях профессионально-технического образования в 34 специальных группах обучалось 385 учащихся. В Гродненской области функционирует система патроната выпускников учреждений, обеспечивающих получение специального образования. На 01.10.2015 осуществлялся патронат 397 выпускников с ОПФР, в том числе 52 детей-инвалидов. В учреждениях образования Минской области, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, 258 учащихся с интеллектуальной недостаточностью получили профессионально-техническое образование в 16 учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР, и 25 учебных группах, в которых образовательный процесс одновременно организован для лиц с ОПФР и иных лиц. В целях совершенствования системы специального образования, повышения качества и доступности образования для лиц с ОПФР в Республике Беларусь реализуется Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы. Создание специальных условий для лиц с ОПФР на всех уровнях основного образования является одной из задач данной программы.
Так, в 2015 году в Гродненской области на создание условий для оказания ранней комплексной помощи детям-инвалидам направлено 80,0 млн. рублей. Завершена реализация Гродненской областной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011 – 2015 годы. Выполнены работы по созданию элементов безбарьерной среды на общую сумму 1067,9 млн. рублей. Во всех медицинских учреждениях области построены пандусы для въездов в лечебные учреждения инвалидов-колясочников. В г. Минске по состоянию на 05.01.2016 универсальная безбарьерная среда создана в 73 учреждениях основного, дополнительного и специального образования. Развивается материально-техническая база специальных общеобразовательных и вспомогательных школ-интернатов, а также ЦКРОиР Минской области. В учреждениях дошкольного и общего среднего образования, в которых реализуются образовательные программы специального образования, создана необходимая адаптивная образовательная среда для детей с ОПФР. Транспортными средствами для подвоза детей-инвалидов в учреждения образования обеспечены 22 ЦКРОиРа. В 2015 году в учреждениях образования области оборудованы 586 пандусов для детей, передвигающихся в инвалидной коляске. Пандусами оборудованы все учреждения общего среднего образования, гусеничными подъемниками – 5 учреждений образования. В 12 учреждениях профессионально-технического образования создана адаптивная образовательная среда для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. В рамках реализации Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы разрабатываются и внедряются новые образовательные технологии, формы социальной реабилитации. Так, ГУО «Средняя школа № 46 г. Витебска», и «Средняя школа № 8 г. Новополоцка», «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» реализуют республиканский проект экспериментальной деятельности по апробации модели инклюзивного образования. Учреждения образования области активно участвуют в реализации районных, областных, республиканских и международных проектов (2 международных, 2 республиканских, 5 областных и 8 районных проектов). В 2015/2016 учебном году в ГУО «Средняя школа № 111 г. Минска» организовано дистанционное обучение. В учреждение приобретены планшеты, ноутбуки, моноблоки, стационарные компьютеры, проекционные экраны, IP-камеры, подключен высокоскоростной доступ в сеть Интернет с использованием современной технологии оптоволокно. В ГУО «Средняя школа № 130 г. Минска» для организации дистанционного обучения приобретены IP-камеры в кабинеты физики, биологии, кабинет класса интегрированного обучения и воспитания. В ГУО «Средняя школа № 25 г. Минска» разработаны дистанционные курсы факультативных занятий для учащихся, в том числе и детей с ОПФР, по физике, химии, биологии. Закуплено 4 компьютера для организации дистанционного обучения. В 17 учреждениях образования Минской области, реализующих образовательные программы специального образования, осуществляется экспериментальная, инновационная и проектная деятельность в сфере специального образования. В трех вспомогательных школах-интернатах реализуется международный проект «Интеграция в рынок труда учащихся вспомогательных школ-интернатов (совместно благотворительным фондом «Детские дома Беларуси», Голландия). В 3-х учреждениях образования осуществлялась реализация экспериментального проекта «Апробация модели инклюзивного образования в учреждении образования». В рамках реализации Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь проводилась целенаправленная работа по формированию толерантного отношения к детям с ОПФР. В Витебской области широкое развитие получило волонтерское движение. Стали традиционными спортивные и художественно-творческие мероприятия с участием детей с ОПФР. С целью формирования инклюзивного мышления проводится информационно-пропагандистская работа, публикации по данной тематике размещаются в районных, областных и республиканских изданиях (за 2015 год – 102 статьи), активно используются Интернет-ресурсы, радио- и телевизионные эфиры. В Гродненской области ежегодно проводятся фестивали творчества молодых инвалидов. 26.11.2015 в г. Щучин состоялся VI областной фестиваль творчества молодых инвалидов «Когда мы вместе – мы сильнее!». Активизирована информационно-просветительская работа, направленная на привитие толерантного отношения к детям с ОПФР, снижение дискриминации в отношении к данной категории детей. В 2015 году ЦКРОиР Гродненской области проведено 17 выступлений на радио и телевидении, опубликовано 47 статей в газетах и журналах районного, областного, республиканского уровней, систематически размещалась информация с фотоматериалами о значимых новостях в сфере специального образования на сайте asabliva@tut.by. Во дворцах и центрах дополнительного образования детей и молодёжи г. Минска в 148 кружках занимаются 795 обучающихся с ОПФР (2014/2015 учебный год – 128 кружков, 480 обучающихся). В рамках реализации социокультурных мероприятий, направленных на осуществление духовно-нравственного, эстетического, физического воспитания детей ОПФР, проведены: городской этап республиканского конкурса по развитию двигательной активности у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития «Усе разам»; городской этап республиканского фестиваля художественного творчества «Вясёлкавы карагод». В октябре 2015 года состоялся финал Республиканской спартакиады для детей с ОПФР. Учреждения специального образования Минской области взаимодействовали с 29 общественными организациями и объединениями, благотворительными фондами: ОО «БРСМ», ОО «БРПО», ОО «Белая Русь», «Федерация профсоюзов Беларуси», «Белорусский фонд мира», «Белорусский детский фонд», «Белорусское Общество Красного Креста», «Спешиал Олимпикс», «БелАПДИиМИ», «Белорусский союз женщин», «Детские дома Беларуси» (Нидерланды), «Прикосновение к жизни», «Альтера», «Юни Хелп», «Международный детский фонд», «Дети Чернобыля» (Германия), «БелОИ», «Откровение», «Каритэс», «Запад – Восток», «Добра тут», «Добро и надежда», «Нити надежды», «Мае сэнс», «Медицина и Чернобыль», «Благотвори», «БелТИЗ», «Пашлi» (Ирландия), «Чистое сердце». Регулярно проводились фестивали, конкурсы, спортивные мероприятия и выставки художественного творчества, в которых принимали участие дети с ОПФР совместно с нормально развивающимися сверстниками, а также тематические просветительские мероприятия: «День инвалида», «День распространения информации об аутизме» и т.д. Развивается тенденция оздоровления детей-инвалидов совместно со здоровыми сверстниками на базе оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием. В 6-ти районах области дети-инвалиды отдыхали в лагерях вместе с родителями. В летний период 2015 года было организовано оздоровление для 11 501 ребенка школьного возраста с ОПФР, в том числе 1 218 детей-инвалидов. Проведен ряд тренингов и круглых столов, направленных на формирование толерантного отношения к лицам с ОПФР с участием представителей местных сообществ. В течение 2015/2016 учебного года в Могилевской области были проведены тематические мероприятия с привлечением учащихся и воспитанников учреждений образования и культуры, волонтеров, родителей, общественных организаций, спонсоров: совместные спортивные, тематические праздники, благотворительные акции, концерты, выставки, конкурсы, театрализованные представления, экскурсии, утренники и др. С целью социальной и физической реабилитация лиц с ОПФР, приобщения их к здоровому образу жизни в сентябре 2015 года проведен областной этап спартакиады. Эффективной формой работы по социальной реабилитации детей является включение детей-инвалидов в кружковую деятельность. Доступная деятельность способствует развитию способности к сотрудничеству, формированию чувства эмоционального комфорта и обогащению эмоционального опыта у детей, формированию коммуникативного опыта и коррекции нарушений в моторной сфере. В 21 учреждении области организована работа 52 объединений по интересам в сотрудничестве с районными центрами детского творчества. Важное условие развития инклюзивного образования – повышение компетентности педагогов, работающих с детьми с ОПФР. В 2015 году в Могилевской области проведено 25 мероприятий, в том числе организованы постоянно действующие семинары, областные творческие группы, мастер-классы, школа молодого руководителя, школа молодого специалиста, школа педагогического мастерства, консультативный пункт, инструктивно-методические выезды для специалистов системы специального образования области. Проведен круглый стол «Совершенствование системы межведомственного взаимодействия учреждений специального образования с организациями здравоохранения и социального обслуживания по сопровождению детей с ОПФР (в том числе детей-инвалидов)», результатом которого стала разработка Плана мероприятий по оказанию комплексной помощи детям с ОПФР (в том числе детям-инвалидам) и их семьям в Могилевской области на 2015-2017 годы. В Минской области проведены семинары, совещания, круглые столы по проблемам обучения, воспитания и жизнеустройства детей с ОПФР с участием педагогов, представителей органов власти, общественных и религиозных организаций, медицинских и социальных работников. На базе ГУО «Витебская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха» третий год функционирует ресурсный центр. Действующие областные методические семинары-практикумы, педагогические мастерские для педагогов специальных школ (школ-интернатов) и творческая лаборатория для специальных дошкольных учреждений, способствуют подготовке данных учреждений к выполнению функций областных ресурсных центров. Педагогами области активно используются современные образовательные технологии, что способствует выявлению творческого потенциала одаренных детей-инвалидов. В Гродно в 2015 году состоялся областной семинар «Современные тенденции организации работы с детьми с расстройствами аутистического спектра», республиканский научно-практический семинар «Специальные условия образования детей с аутистическими нарушениями». По итогам работы выработан проект рекомендаций по реализации задач, направленных на повышение качества специального образования и оказания коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями. Одним из важных механизмов социальной защиты детей-инвалидов и молодых инвалидов с ОПФР в Республике Беларусь является их стационарное социальное обслуживание, предоставление комплекса социальных услуг с учётом состояния здоровья и конкретной жизненной ситуации. На базе центра Железнодорожного района г. Гомеля продолжает работу единственное в республике отделение дневного и круглосуточного пребывания детей-инвалидов и молодых инвалидов «Майский цветок», предназначенное для временного (дневного и круглосуточного до 5 суток) пребывания детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями психофизического развития, нуждающихся в специальном уходе и присмотре. В 2015 году в отделении получили помощь более 100 человек. В домах-интернатах для детей-инвалидов с ОПФР области в полном объеме осуществляются мероприятия по медико-социальной, психологической, бытовой реабилитации инвалидов. Во всех подведомственных учреждениях созданы условия для адаптации детей-инвалидов с ОПФР, реализации коррекционно-образовательных программ. Дома-интернаты укомплектованы медицинским персоналом, имеется сеть медицинских кабинетов оснащенных современным оборудованием. Ежегодная диспансеризация, оказание неотложной помощи и поддерживающая терапия осуществляется непосредственно медицинским персоналом дома-интерната. Консультативная помощь и проведение комплексного медосмотра проводится при участии специалистов Гомельской областной специализированной клинической больницы и районных больниц. Специалистами разработаны индивидуальные программы реабилитации на каждого ребенка. Для детей-инвалидов с ОПФР в домах-интернатах внедряются новые формы социального обслуживания. Так, в Гомельском доме-интернате работа с детьми и молодыми инвалидами организована по схеме семейных домов-интернатов. На базе домов-интернатов для детей-инвалидов с ОПФР оказываются услуги сопровождаемого проживания детям-инвалидам и инвалидам I и II группы. В учреждениях предоставляется комплексная услуга на поддержку их максимально возможной самостоятельности в организации, быта, занятости и свободного времени. При учреждении «Дуяновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в деревне Климовка Гомельского района функционирует «Семейный дом – 2000», созданный при содействии Британской благотворительной организации «Проект поддержки детям Беларуси», целью которого является социально-бытовая адаптация молодых инвалидов, инвалидов-колясочников и их интеграция в общество. Дети-инвалиды, проживающие в домах-интернатах, принимают участие в проведении ежегодных республиканских и районных спортивных соревнованиях и спартакиадах. Для детей и молодёжи с ограниченными возможностями, состоящих на учете в центрах, организуются слёты, конкурсы, интеграционные фестивали творчества. В 2015 году проведено более 1,5 тыс. культурно-массовых мероприятий. В шести отделениях государственного учреждения социального обслуживания «Василишковский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» Гродненской области проживает 160 детей. Для лечебно-оздоровительных целей в доме-интернате функционируют физиотерапевтический и массажный кабинеты, оборудован зал ЛФК и комната психологической разгрузки. С октября 2013 года с целью поддержки лиц с ограниченными возможностями, оказания помощи в социальной адаптации и интеграции в доме-интернате открыто и функционирует отделение сопровождаемого проживания. В настоящее время услугой сопровождаемого проживания охвачено 36 воспитанников. Две выпускницы отделения в 2015 году получают специальное образование. С 2014 года предоставляется услуга социальной передышки для семей, воспитывающих детей-инвалидов. Функционирует отделение самостоятельного проживания. Два выпускника дома-интерната проживают в трехкомнатной благоустроенной квартире и трудоустроены в доме-интернате. Медицинская реабилитация детей с ОПФР осуществляется на базе отделений реабилитации дневных стационаров детских поликлиник, реабилитационных стационарных коек в учреждениях здравоохранения «Гродненская областная детская клиническая больница», «Лидская центральная районная больница», «Гродненский областной центр реабилитации детей-инвалидов и больных детей психоневрологического профиля». В системе Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с ноября 2000 года осуществляет свою деятельность государственное учреждение «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов» (далее – Центр), который рассчитан на 120 мест. Центр является учреждением социального обслуживания, предназначен для проведения социальной, медицинской реабилитации и адаптации детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет с заболеваниями нервной и костно-мышечной систем, следствием которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата (далее – дети-инвалиды). Целью работы Центра является достижение ребенком-инвалидом максимально возможной самостоятельности и независимости для интеграции его в общество. За время работы Центра реабилитацию прошли 15,6 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, в том числе в 2015 году – 1,2 тыс. детей. Одним из важных механизмов социальной защиты детей-инвалидов с ОПФР является их стационарное социальное обслуживание, предоставление комплекса социальных услуг с учетом состояния здоровья и конкретной жизненной ситуации. В системе комитетов по труду, занятости и социальной защиты облисполкомов и Минского горисполкома функционируют 10 домов-интернатов для детей-инвалидов с ОПФР (далее – интернат). В этих учреждениях в настоящее время проживает 734 ребенка-инвалида, из них 52 ребенка-сироты и 413 детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей. Для успешной деятельности интернатов создана необходимая нормативная правовая база, отвечающая современным требованиям социального обслуживания и потребностям воспитанников интернатов, которая включает гарантированный перечень социальных услуг с нормами и нормативами их оказания, положения, устанавливающие порядок организации деятельности интернатов, порядок и условия оказания социальных услуг, положение о доме-интернате для детей-инвалидов с ОПФР, примерные нормативы численности работников, нормы питания и нормы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем и др. Учитывая проводимую в республике работу по интегрированному обучению детей-инвалидов, в интернаты в последние годы поступают дети с наиболее тяжелыми множественными нарушениями развития, нуждающиеся в большей степени в социальном обслуживании, уходе и медицинской помощи. Необходимо отметить, что все дети-инвалиды, находящиеся в интернатах, имеют сложные нарушения функционального характера. Психические заболевания представлены в основном тяжелой и глубокой умственной отсталостью с поведенческими нарушениями. По этой причине воспитанники находятся под постоянным круглосуточным контролем персонала интернатов. Принимаются меры по внедрению новых форм социального обслуживания. Во исполнение Закона «О социальном облуживании» в интернатах, начиная с 2013 года, реализуется социальная услуга сопровождаемого проживания. В настоящее время с целью оказания содействия детям-инвалидам в адаптации к условиям быта, трудовой деятельности, подготовке к самостоятельной жизни услугу сопровождаемого проживания получает 144 воспитанника. Для восстановления сил, решения семейно-бытовых и других вопросов родителям детей-инвалидов, начиная с 2013 года, в интернатах предоставляется услуга социальной передышки. В целях повышения востребованности данной услуги, постановлением Министерства труда и социальной защиты от 12 мая 2015 года № 31 внесены изменения в Инструкцию о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, согласно которому родители возмещают только стоимость питания. В 2015 году услуга предоставлена 77 семьям (всего за 2013–2015 годы – 126 семьям). Со вступлением в действие Кодекса Республики Беларусь об образовании образовательный процесс в интернатах организуется в соответствии с Инструкцией о порядке организации получения специального образования в учреждении социального обслуживания, утвержденной совместным постановлением Министерства труда и социальной защиты и Министерством образования от 28 июня 2011 г. № 48/55. Воспитанники интернатов включены в численность обучающихся учреждений образования и им гарантируется право на получение специального образования в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями. В целях совершенствования этой работы Министерством труда и социальной защиты совместно с Министерством образования в сентябре 2015 года на базе ГУ «Василишковский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» Гродненской области проведен совместный семинар для директоров и заместителей директоров интернатов и руководителей ЦКРОиР. В соответствии с заключениями врачей для более широкого вовлечения детей в общественно-полезную деятельность в интернатах действует более 100 мастерских, кружков и клубов по интересам, спортивных секций самой различной направленности («Вокальное мастерство», «Волшебство в рисовании», «Рукодельница», «Веселый мяч», «Оригами», «Театральный», «Бочче», «Шашечный клуб», столярные, гончарные, швейные мастерские и др.). Воспитанники интернатов постоянно проходят курсы оздоровления как в Республике Беларусь, так и за рубежом. В 2015 году оздоровилось 343 ребенка, из них 51 – за рубежом. Минтруда и соцзащиты совместно с БОО «Мир без границ» с целью раскрытия творческого потенциала и социальной реабилитации воспитанников интернатов ежегодно проводит республиканский музыкальный фестиваль «Мечты сбываются». В Весновском доме-интернате для детей-инвалидов Могилёвской области за счет Ирландской благотворительной организации создан дом самостоятельного проживания. В Богушевском доме-интернате для детей-инвалидов Витебской области при поддержке БОО «Мир без границ» осуществляется проект по сопровождаемому проживанию молодых инвалидов в отдельно стоящих домах. В 2013 году были открыты отделения сопровождаемого проживания в Василишковском и Городищенском детских домах-интернатах, в 2014 году – в Червенском доме-интернате для детей-инвалидов. Профилактика инвалидности у детей является важнейшим направлением медицинской деятельности; осуществляется активная работа по раннему выявлению таких детей. Обеспечена система медицинских мероприятий, проводимых с целью оценки состояния здоровья, а также выявления заболеваний или факторов риска, способствующих их возникновению или развитию. На базе детских поликлиник и детских больниц открыты отделения (кабинеты) раннего вмешательства (всего 50) в целях реализации прав ребенка на развитие и жизнь в семье. Действует система медицинской реабилитации детей с соблюдением основных принципов: раннее начало, преемственность, комплексность, этапность, непрерывность. Отмечается увеличение числа детей, получавших реабилитационные услуги в отделениях (кабинетах) раннего вмешательства. Такой результат достигнут благодаря высокой информированности специалистов организаций здравоохранения о функциях и задачах раннего вмешательства и своевременному направлению на первичный прием и консультации детей. Осуществляется дальнейшее совершенствование службы раннего вмешательства с разработкой единых подходов, стандартов и алгоритмов организации работы, критериев оценки работы отдельных специалистов и центров в целом. В 2015 году республиканское общественное объединение «Белорусский детский фонд» (далее – БДФ) при поддержке Министерства здравоохранения Республики Беларусь продолжило реализацию программы «Детское сердце». Цель программы – оказание кардиохирургической помощи детям с врожденными пороками сердца, до- и послеоперационная реабилитация детей, помощь Детскому кардиохирургическому центру (ныне РНПЦ Детской хирургии) в приобретении медикаментов, материалов для операций, необходимого медицинского оборудования.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.04 с.) |